МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом

    Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    БУРЯТТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО

    ОБРАЗОВАНИЯ

    Допуск к защите

    Зав.кафедрой

    ПНДО

    Лыгденова В.Б. _________

    «____»___________200_ г.

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    Тема: «Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения

    эффективности управления педагогическим коллективом»

    Научный руководитель:

    Лыгденова В.Б.

    Ст.преп., к.п.н.

    г. Улан-Удэ

    2002 г.

    Оглавление

    Введение

    Глава I. Сущностная характеристика системы управления педагогическим

    коллективом и личностных качеств руководителя

    1.1. Система управления педагогическим коллективом школы

    1.2. Психолого-педагогическая характеристика личности руководителя

    Глава II. Пути повышения эффективности управления педагогическим

    коллективом.

    2.1. Диагностика личностных качеств руководителей и оценка эффективности их

    деятельности.

    2.2. Содержание работы по развитию личностных качеств руководителей и

    повышению эффективности управления педагогическим коллективом.

    Заключение.

    Список литературы

    Приложение

    Введение

    Решение теоретических и практических задач управления образовательным

    учреждением приобретает все больший вес в связи с гуманизацией и

    демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод

    человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социальных

    структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для

    эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое

    понимание психологических основ управления. Хотя эти механизмы все еще мало

    изучены, но уже имеющиеся результаты научных исследований могут существенно

    расширить возможности руководителя создавать условия, способствующие

    формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной работе

    организации.

    Внедрение достижений психологической науки в практику управленческой

    деятельности школы должно рассматриваться как важнейший резерв повышения

    эффективности решения множества практических проблем, возникающих перед

    учебными, педагогическими коллективами и обществом в целом.

    И в этом смысле данная дипломная работа дает возможность людям,

    которым предстоит выступать в роли субъектов управления школой понять

    некоторые психологические основы управления и опираясь на них повысить

    эффективность деятельности организации.

    Психологическим проблемам и явлениям, имеющим место в сфере

    управления, рассмотрению психологических причин, лежащих в основе снижения

    эффективности деятельности руководителей, посвящает свои труды кандидат

    психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова

    Кабаченко Т.С.

    Личность руководителя в структурах управления рассматривают украинские

    психологи Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Большое внимание

    роли руководителя в системе управления уделяют Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н.

    Эффективность и конкурентоспособность современных организаций и роль

    психологического фактора в управлении ими описывает в своих трудах Розанова

    В.А.

    Все вышеперечисленные психологи и профессиональные руководители в

    своих работах рассматривают решение задач управления в самых разнообразных

    организационно-управленческих структурах.

    Проблемам, возникающим в управлении образовательными учреждениями,

    посвящают свои труды Лазарев В.С., Поташник М.М., Фриш Г.Л., Пидкасистый

    П.И, Сластенин В.А., Рогов Е.И, Конаржевский Ю.А., Шамова Т.И.

    Анализ литературы, касающейся вопросов управления школой, изучение

    опыта управленческой деятельности показывают, что в настоящее время

    недостаточно внимания уделено личности директора образовательного

    учреждения, его качествам и эффективности работы, требованиям, которые

    предъявляет к нему современное интенсивно меняющееся общество.

    Так, выбранная нами тема «Развитие личностных качеств руководителей

    как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом»

    актуальна, так как рассматривает психологические основы личности

    руководителя и современные механизмы эффективного управления педагогическим

    коллективом и имеет большую практическую значимость, которая заключается в

    возможности улучшения условий педагогического труда учителей, повышения

    эффективности управленческого процесса школы путем совершенствования

    профессионализма директоров школ и их заместителей.

    Соответственно, цель нашего исследования заключается в определении

    содержания работы по развитию личностных качеств руководителей школы как

    средства повышения эффективности управления педагогическим коллективом.

    Объектом исследования является система управления педагогическим

    коллективом, предметом – личностные качества руководителей и их влияние на

    эффективность управления педагогическим коллективом.

    Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность управления

    школой будет повышаться, если руководитель знает предъявляемые к нему

    требования и стремится к самосовершенствованию с целью развития тех

    личностных качеств, которые необходимы современному руководителю.

    В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования

    выдвигаются следующие задачи исследования:

    . диагностика личностных качеств руководителей школ и их

    заместителей;

    . определение стиля управления педагогическим коллективом;

    . анализ эффективности работы директоров школ и их заместителей;

    . составление перечня качеств личности современного руководителя;

    . составление программы совершенствования личности руководителя.

    Методологическую основу исследования составляют: психологические

    теории личности, взгляды различных психологов на роль руководителя в

    процессе управления (Бандурка А.М., Розанова В.А., Кабаченко Т.С. и др.),

    теории управления педагогическими системами Лазарева В.С., Поташника М.М,

    Сластенина В.А.

    В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ

    литературы, изучение и обобщение опыта управленческой деятельности,

    тестирование, ранжирование, наблюдение, беседа, тренинг, упражнение,

    деловая игра, лекция, семинар, анализ результатов исследования.

    В качестве базы исследовательской работы выступают школа №41 г.Улан-

    Удэ и Гурульбинская средняя школа Иволгинского района Республики Бурятия.

    Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав,

    заключения, списка литературы, приложений.

    Глава I. Сущностная характеристика системы управления педагогическим

    коллективом и личностных качеств руководителей общеобразовательной школы

    1.1. Система управления педагогическим коллективом школы

    Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая

    деятельность людей для достижения определенных результатов.

    Поскольку школа – социальная организация и она представляет собой

    систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то

    целесообразно говорить об управлении ею.

    Что такое управление? Многие ученые попытались ответить на этот

    вопрос, определяя понятие «управление» через понятие «деятельность»,

    «воздействие», «взаимодействие».

    Как отмечает Пидкасистый П.И., в самом общем виде управление – процесс

    воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе

    использования присущих этой системе объективных законов [__, с.517].

    Управление как “влияние” или “воздействие” определяют так же Шипунов В.П.,

    Кишкель Е.Н., Бандурка А.М.

    «Под управлением вообще, - пишет В.А.Сластенин, - понимается

    деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль,

    регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и

    подведение итогов на основе достоверной информации» [ ,с. ]. А

    внутришкольное управление, по его мнению, представляет собой

    «целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного

    педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей

    с целью достижения оптимального результата». [там же, с. ].

    Давая определение понятию «управление» мы соглашаемся с Розановой В.А.

    в том, что управление это система скоординированных мероприятий (мер)

    направленных на достижение значимых целей [ , с.35].

    Так как сегодня на смену философии «воздействия» в управлении школой

    приходит философия «взаимодействия», «сотрудничества», попытаемся

    определить понятие «управление педагогическим коллективом» через понятие

    взаимодействия. Итак, под управлением педагогическим коллективом мы

    понимаем систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное

    взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения

    эффективной деятельности образовательного учреждения.

    В настоящее время понятие менеджмента из области бизнеса все шире

    распространяется на различные сферы деятельности людей, в том числе и на

    образование. Однако понятие менеджмента более узкое, чем понятие

    управления, так как менеджмент в основном касается различных аспектов

    деятельности руководителя, тогда как понятие управления охватывает всю

    область человеческих взаимоотношений в системах «руководители-исполнители».

    Так, теория управления школой, в частности, педагогическим коллективом

    существенно дополняется теорией внутришкольного менеджмента

    (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова и др.).

    Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной

    направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на

    основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них

    ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет

    теорию внутришкольного управления.

    Говоря об управлении педагогическим коллективом далее, мы будем иметь

    в виду систему управления, то есть применять системный подход к

    теоретическому осмыслению управленческой деятельности.

    Под системой управления мы понимаем совокупность скоординированных,

    взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение

    значимой цели организации. К таким мероприятиям мы относим управленческие

    функции, реализацию принципов и применение эффективных методов управления.

    Существует несколько функций управления образовательными учреждениями.

    Лазарев В.С. выделяет среди них планирование, организацию, руководство и

    контроль [ , с.5]. К этим основным функциям Сластенин В.А. добавляет

    педагогический анализ, целеполагание, регулирование [ ,с ]. Обобщая

    взгляды этих педагогов, мы раскроем следующие функции управления

    педагогическим коллективом: анализ, целеполагание и планирование,

    организацию, руководство, контроль и регулирование.

    Основные управленческие функции – “это относительно обособленные

    направления управленческой деятельности” [ , с.17].

    Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и

    разработана в теории внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским.

    Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое

    место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл,

    состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение

    педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит

    к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля,

    регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и

    завершения.

    Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем,

    как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как

    глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее

    характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый

    анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработке цели и

    формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к

    необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в

    педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении

    правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки

    педагогического процесса. Основное назначение педагогического анализа как

    функции управления, по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении

    состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной

    оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций

    по упорядочению управляемой системы [ ,с. ]. Эта функция – одна из

    наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ

    предполагает выделение в изучаемом объекте частей в единое целое,

    установление связей системообразующих факторов. В теории и практике

    внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским и Т.И. Шамовой определены

    основные виды педагогического анализа в зависимости от его содержания:

    параметрический, тематический, итоговый.

    Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о

    ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих

    его. Как правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и

    изменения в ход регулирования целостного педагогического процесса.

    Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости,

    дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, посещаемости уроков и

    внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдение расписания

    занятий.

    Основное содержание параметрического анализа, проводимого директором

    школы и его заместителями, составляет посещение уроков и внеклассных

    занятий. Фиксирование результатов параметрического анализа, их

    систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический

    анализ. Параметрический анализ – это не просто констатация фактов, а их

    сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование

    возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе

    решения требуют оперативного выполнения.

    Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых,

    повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического

    процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется

    системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Если

    предметом параметрического анализа может выступать отдельный урок или

    внеклассное занятие, то предметом тематического анализа уже является

    система внеклассной работы и т.д. Директор школы или завуч могут получить

    наиболее полное представление о работе учителя, лишь проанализировав ряд

    уроков, занятий, получив таким образом представление о системе работы

    учителя. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные

    проблемы, как оптимальное сочетание методов обучения, формирование системы

    знаний учащихся; система работы учителей, классных руководителей по

    воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной

    культуры и др.; система работы учителя по повышению уровня педагогической

    культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию

    инновационной среды в школе и др.

    Этот вид педагогического анализа позволяет директору школы

    сосредоточиться на изучении и выявлении особенностей проявления тех или

    иных сторон педагогического процесса, определить их взаимодействие с

    другими сторонами, компонентами и системой в целом. Опираясь на данные

    параметрического анализа, руководители школы в ходе тематического анализа

    подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.

    Итоговый анализ охватывает более значительные временные,

    пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении

    учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных

    результатов, предпосылок и условий их достижения. Итоговый анализ

    подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла.

    Информация для итогового анализа может быть получена из четвертных,

    полугодовых контрольных работ, данных официальных отчетов, справок,

    представляемых учителями, классными руководителями, представителями

    администрации школы, общественных организаций.

    Объектом постоянного внимания руководителей школы является посещение и

    педагогический анализ урока. В управленческой деятельности руководителей

    школы выделяются три вида анализа урока: развернутый, краткий и аспектный.

    Развернутый педагогический анализ урока предполагает детальное

    выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого: определение

    воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических

    требований к уроку. Он проводится при посещении уроков начинающих учителей

    и учителей, чей опыт является предметом специального изучения для обобщения

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.