Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом
позволяющий определить доминирующий стиль директоров школ и соотношение
трех крайних типов стиля руководства ( по модели стилей Журавлева А.Л.)
Этот же тест был предложен учителям для определения стиля руководства
заместителей директоров школ. Результаты этих исследований помещены в
таблице 2.
Таблица 2
Определение стиля руководства
|Школа |№ |Руководитель |Соотношение стилей|Доминирующий стиль |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | |Дирек| |Попус| |
| | | |тивны|Колле|тител| |
| | | |й |гиаль|ьский| |
| | | | |ный | | |
|Гурульби|1. |Директор |1 |5 |2 |Коллегиальный |
|нская |2. |Заместитель |1 |2 |5 |Попустительский |
|школа |3. |Заместитель |2 |6 |4 |Коллегиальный |
| |4. |Заместитель |2 |3 |3 |Низкая выраженность |
| | | | | | |стилей |
| |5. |Заместитель |4 |1 |1 |Директивный |
|Школа |1. |Директор |5 |1 |1 |Директивный |
|№41 |2. |Заместитель |2 |6 |1 |Коллегиальный |
| |3. |Заместитель |1 |5 |2 |Коллегиальный |
| |4. |Заместитель |1 |2 |5 |Попустительский |
| | | | | | | |
| |5. |Заместитель |1 |2 |1 |Директивный |
Отсюда вывод, что в школе № 41 40% руководителей используют в своей
деятельности директивный стиль руководства, 40 % - коллегиальный, 20 %-
попустительский. В Гурульбинской средней школе 20 % - директивный, 40 % -
коллегиальный, 20 % - попустительский стиль, а 20 % имеют низкую степень
выраженности стилей (см. приложение ).
Исследовав личностные качества руководителей и их стили руководства,
считаем необходимым оценить эффективность деятельности руководителей.. для
этого мы используем тест «Оценка эффективности деятельности руководителя»,
предложенный Розановой В.А. Тест дает возможность оценить целый ряд
факторов на основании которых экспертами может быть составлено мнение об
эффективности работы конкретного руководителя. В большей степени, как
считает Розанова В.А., он пригоден для оценки руководителей среднего звена
управления [ ,с.39] В нашем случае этот тест мы используем для оценки
деятельности как директоров школ (руководителей высшего звена управления),
так их заместителей (руководителей среднего звена управления).
Испытуемый, в роли которых здесь выступали учителя школ, необходимо
было оценить деятельность директора школы и его заместителей. Каждому
учителю было выдано соответствующее количество бланков. Заместители по
такому же принципу оценивали деятельность директора школы.
В основу данного теста, по сути дела, заложены личностные качества
руководителей, оценив которые по типу полярных профилей можно сделать вывод
от эффективности деятельности того или иного руководителя (Инструкция,
тестовый материал и описание процедуры отработки результатов помещены в
приложении 5).
Результаты исследования таковы. У 80% руководителей школы № 41 есть
все возможности повысить свою эффективность (151-179 баллов). У 20 %
эффективность работы слишком мала (90 баллов). У 60 % руководителей
Гурульбинской школы так же есть все возможности повысить свою
эффективность, деятельность 20 % руководителей недостаточно эффективна (94
балла), эффективность работы 20 % руководителей слишком мало (88 балла).
Результаты всего констатирующего эксперимента, обобщая мы приведем в
сравнительной таблице 3.
Таблица 3
|№ |Школа |Средняя оценка |Стиль |Эффективность |
| |Руководитель |качеств |руководства | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | |Общ|Пси|Дел|Ком|Про| | |
| | |ече|хоф|овы|мун|ф. | | |
| | |лов|изи|е |ика|зна| | |
| | |ече|оло| |тив|ния| | |
| | |ски|гич| |ных| | | |
| | |х |еск| | | | | |
| | | |их | | | | | |
| |Средняя школа № 41| | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|12|(г. Улан-Удэ) |4,3|4,5|4,1|4,5|4,5|Директивный |Есть все |
| |Директор школы | | | | | |Коллегиальный|возможности, |
|3 |Зам. Директора по |4,7|5 |4,9|4,5|3,5| |повысить свою |
| |ВР | |4,8|4,9| | |Коллегиальный|эффективность |
|4 |Зам . директора по|4,7| | |4,5|3,6| |Эффективность |
| |УР | | | | | | |работы слишком|
| | | |4,8|4,8| | |Попустительск|мала |
|5 |Зам. Директора по |4,6| | |4,3|3,7|ий |Есть все |
| |СР | | | | | | |возможности |
| | | | | | | |Директивная |повысить свою |
| | | |4,6|4,6| | | |эффективность |
| |Зам. Директора по |4,6| | |4,3|3,3| | |
| |НИИ | | | | | | | |
| |Средняя школа | | | | | | | |
| |(С. Гурульба) | | | | | | | |
|1 |Директор школы |4,4|4,5|4,5|4,7|3,6|Коллегиальный|Есть все |
| | | | | | | | |возможности, |
| | | | | | | | |повысить свою |
| | | | | | | | |эффективность |
|2 |Зам. Директора по | | | | | | |Недостаточно |
|3 |ВР |4,2|4,4|4,3|4,5|3,4|Попустительск|Есть все |
| |Зам . директора по| | | | | |ий |возможности |
| |УР |4,2|4,4|4,5|4,2|3,6|Коллегиальный|повысить свою |
| | | | | | | | |эффективность |
|4 | | | | | | | |Слишком мала |
| | | | | | | | | |
|5 |Зам. Директора по | | | | | | |Есть все |
| |СР |4,1|4,2|4,4|4,2|3,5|Низкая |возможности |
| | | | | | | |выражен- |повысить свою |
| |Зам. Директора по | | | | | |ность стилей |эффективность |
| |НИИ |4,2|4,3|4,5|4,5|3,3|директивный | |
| | | | | | | | | |
Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что все
руководители «страдают» недостатком профессиональный знаний. В таблице
видно, над развитием каких качеств руководителей необходимо работать, чтобы
повысить эффективность их деятельности.
Между личностными качествами руководителей, их стилей руководства и
эффективностью их деятельности можно установить прямую зависимость.
2.2.Содержание работы по развитию личностных качеств руководителей и
повышению эффективности управления педагогическим коллективом.
Получив результаты констатирующего эксперимента и сделав
выводы, мы приступили ко второму этапу нашего исследования – формирующему
эксперименту, целью которого явилось развитие тех личностных качеств
руководителей, которые были оценены на «4» и ниже (см. диаграммы 1,2,3,4).
Приводим общую программу развития личностных качеств руководителей, на
основе которой были составлены индивидуальные программы (см. таблицу 5).
Таблица 5
Программа развития личностных качеств руководителей образовательного
учреждения *.
|№ |Название качества |Содержание работы по развитию качества |
|п/п |личности | |
| |руководителя** | |
|1 |2 |3 |
| |I Общечеловеческие | |
| |качества | |
|1 |Трудолюбие |Беседа, упражнение |
|2 |Принципиальность, |Дискуссия |
| |честность | |
|3 |Обязательность, |Беседа, деловая игра, упражнение |
| |верность слову | |
|4 |Самокритичность, |Беседа «Как критиковать?» |
| |умение критиковать и | |
| |воспринимать критику | |
|5 |Гуманность |Беседа, дискуссия, семинар |
|6 |Тактичность |Знакомство с литературой, семинар |
|7 |Справедливость |Беседа |
|8 |Целеустремленность |Знакомство с литературой, лекция «Успеха |
| | |добивается тот, кто идет за ним сам» |
|9 |Альтруизм |Беседа |
|10 |Высокая культура, |Упражнение «Этический кодекс менеджера» |
| |безупречная | |
| |нравственность | |
|11 |Энергичность | |
|12 |Работоспособность |Упражнение «Аутогенная и дыхательная |
| | |медитация» |
|1 | 2 |3 |
|13 |Выдержанность |Тест «Насколько вы терпимы?» |
|14 |Любовь к своему делу |Тест «Удовлетворенность работой» |
|15 |Оптимистичность |Тест «Уверенность в себе», тренинг |
| | |уверенности |
|16 |Требовательность к | |
| |себе и другим | |
|17 |Чувство юмора | |
|18 |Внешняя |Беседа |
| |привлекательность | |
| |(опрятность, стиль | |
| |одежды и т.д.) | |
| |II. | |
| |Психофизиологические | |
| |качества | |
|19 |Крепкое здоровье |Тест «Соответствует ли здоровье человека |
| | |профессии менеджера?» |
|20 |Стрессоустойчивость |Тест «Степень подверженности стрессу, |
| | |профилактика стресса |
|21 |Общий уровень | |
| |развития как | |
| |показатель | |
| |сообразительности, | |
| |разносторонности | |
| |общих умственных | |
| |способностей | |
|22 |Интеллектуальные |Опросник «Стиль мышления», тренировка |
| |свойства |наблюдательности, упражнения для развития |
| |(наблюдательность, |внимания: «Корректура», «Пальцы», «Снежный |
| |мышление, внимание, |ком», мышления: «Количественные отношения», |
| |память и др). |«Сходство и различие», «Поиск аналогов», |
| | |«Выражение мысли другими словами» |
|23 |Индивидуально-психоло|Ориентировочная анкета В. Смейкла, М. Кучера |
| |гические свойства |для определения направленности личности, тест|
| |(темперамент, |«Темперамент личности» |
| |направленность | |
| |личности) | |
| |III Деловые качества |Тест «Уровень деловитости» |
| |и организаторские | |
| |способности | |
|24 |Инициативность |Тест, позволяющий оценить ответственное |
| | |поведение членов группы Розановой В.А.,тест |
| | |«Ответственный ли Вы человек?» |
|25 |Самостоятельность в | |
| |решении вопросов | |
| |(умения и стремлении | |
| |взять на себя | |
| |ответственность) | |
|26 |Самоорганизованность |Тест «Организованный ли Вы человек?», |
| | |упражнение «Рациональное использование |
| | |времени» |
|27 |Дисциплинированность |Самоконтроль |
|28 |Исполнительность | |
|29 |Умение четко |Упражнение «Целеполагание» |
| |определить цель и | |
| |поставить задачу | |
|30 |Способность менять |Упражнение «Ситуационное использование стилей|
| |стиль поведения в |руководства» |
| |зависимости от | |
| |условий | |
| | | |
|31 |Умение расставить | |
| |кадры и организовать | |
| |их взаимодействие. | |
| |Способность | |
| |мобилизовать | |
| |коллектив и повести | |
| |его за собой | |
|32 |Умение контролировать|Тест «Уровень субъективного контроля»,тест |
| |деятельность |«Умеете ли вы контролировать себя?» |
| |подчиненных, | |
| |самоконтроль | |
|33 |Способность и | |
| |стремление оперативно| |
| |принимать решения | |
|34 |Способность и |Упражнение «Оценка персонала» |
| |стремление | |
| |анализировать и | |
| |объективно оценивать | |
| |результаты, умение | |
| |стимулировать | |
| |подчиненных | |
|35 |Творческий подход к | |
| |порученному делу | |
|36 |Умение поддерживать | |
| |инициативу, | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|