МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие эстетического восприятия природы посредством фотографии

    представление". А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных

    соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству

    помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического

    отношения.

    Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке

    особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный

    интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем

    детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью.

    Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко

    превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки

    убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно

    четко подчеркивается, что "педагогическое использование эмоционального

    отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское

    сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он

    также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются

    критерием действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном

    отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер

    развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли".

    Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для

    развития эстетического восприятия, где главную роль играет учитель.

    Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный

    фундамент эстетически развитой личности, но и посредством развития в

    школьниках эстетического восприятия заложить подлинное мировоззрение

    человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру

    и происходит развитие сущносных эстетических качеств будущей личности.

    1.3. Психолого-педагогические аспекты развития эстетического

    восприятия школьников.

    Эстетическое восприятие-это целостный процесс переживания человеком

    эстетического объекта, его качеств и свойств. В основе такого восприятия

    лежит непосредственная эмоциональная реакция, в результате которой

    происходит формирование эстетического чувства.

    Эстетическое чувство - это чувство, сформировавшееся под воздействием

    эстетического восприятия, которое концентрирует в себе все богатства

    природной сущности человека: в нем представлен весь его индивидуальный,

    социальный и духовный опыт.

    Эстетическое восприятие – это, прежде всего актуализация, практическое

    раскрытие эстетического чувства. До момента встречи с объектом эстетическое

    чувство находится в диспозитном, латентном (скрытом) виде, а при

    непосредственном появлении объекта переходит в активное состояние. В этом

    переживании проявляются в едином процессе две взаимосвязанные

    содержательные структуры: восприятие эстетических свойств и качеств объекта

    и уровень эстетической подготовленности субъекта восприятия.

    Анализ процесса эстетического восприятия заставляет сосредоточить

    предварительное внимание на психологической основе «эстетической реакции»

    (Л. С. Выгодский). В 70-е годы 19 в., когда парадигма естественнонаучного

    исследования в науке достигла своего апогея, когда естественнонаучная

    методология казалась единственно возможной в науке, породили целое

    направление, альтернативное классической эстетики, - т. н. Эстетику

    «снизу». Ее родоначальник- создатель экспериментальной эстетики Г. Т.

    Фехнер- выдвинул целую серию новых эстетических принципов, большинство из

    которых носили «скорее общий психологический характер, чем специально

    эстетический». Эксперименты Фехнера в итоге имели общую реакцию

    перципиентов, где эстетическое настолько сливалось с психологическим, что

    разграничение этих начал представлялось невозможным. Еще более наглядно

    проблема ограниченности подобного подхода была продемонстрирована

    знаменитым исследователем Г. Гельмгольцем, который своими экспериментами

    стремился выявить физиологическую основу эстетического восприятия.

    Нынешнее столетие не прошло даром ни для эстетической, ни для

    психологической науки. Достижения последней позволили достаточно четко

    представить психофизиологические процессы, на основе которых возникает

    «предварительная эмоция» по поводу эстетического.

    Основное качество полноценного восприятия- чуткость в отношении

    объекта, проникновение в его состояние на данный момент. Некоторые

    психологи называют это эмпатией. В основе такого восприятия всегда лежит

    индивидуальное стремление, порыв, то есть заведомо открытое отношение к

    объекту, которое большинство исследователе определяет как эмоцию или

    желание.

    Представим двух людей, которые при одних и тех же обстоятельствах и

    целях идут через лес. Один из них удивляется форме деревьев, вдыхает

    запахи, замечает, как серебрится на солнце паутина; душа его наполняется

    поэзией, все кажется ему новым, неожиданным, наталкивает на размышления.

    Другой видит обычный лес, знакомые деревья, липнущую к одежде паутину. Он

    хорошо знает об их существовании и вполне может отличить дуб от осины, но

    окружающее не вызывает в нем эмоций. Он поглощен самим фактором прогулки, и

    если бы он шел, скажем по тротуару, это все равно ни на секунду не изменило

    бы его отношения к жизни. Такой человек редко восхищается восходом солнца,

    всегда точно пересказывает содержание книги, при этом ни слова не говоря о

    том, что его взволновало.

    Этот пример дает возможность представить глубину тех различий, которые

    существуют между двумя принципами восприятия: отвлеченным восприятием вещей

    как предметов и эмоциональным восприятием их как явлений. То есть

    существенно важно, видим ли мы в чем-либо нечто неизменное, данность или же

    воспринимаем это как изменяющееся, возникающее заново.

    Эмоциональное восприятие- это целостный психофизический и духовный

    акт, который не может сводиться ни к биологическому, ни к физическому, ни к

    перцептивному процессу. Эстетические эмоции здесь играют роль базового

    устремления, в процессе которого возникают ощущения и кристаллизуются

    чувства. В своеобразии эмоционального восприятия берет начало вдохновение

    художника, фантазия школьника, порывы и желания, которые организуют и

    направляют все способности и ресурсы человека, формируя в нем сферу

    эстетического.

    Эстетические переживания питают и формируют психику ребенка. Они

    занимают главное место в его отношении к миру: не думая извлекать из него

    пользу, ребенок прежде всего любуется им, радуется тому прекрасному,

    которое в нем находит. Активная эстетическая жизнь ребенка основывается на

    чрезвычайно восприимчивом и гибком эмоциональном мире. Эмоции позволяют ему

    воспринимать природу окружающих вещей, не имея еще перцептивного опыта.

    Понимание особенностей детского восприятия позволяет подойти к

    исследованию внутреннего мира ребенка. Отсутствие предметной, перцептивной

    ориентации- главная его черта, которая затрудняет понимание души ребенка

    взрослым человеком, порождая ошибочные представления о наивности,

    неорганизованности, инфантилизме детского восприятия, встречающиеся у

    разных исследователей. Богатый эмоциональный мир позволяет школьнику, не

    обладая еще сознанием эстетической ценности того или иного предмета или

    явления, видеть мир эстетически, во всем его многообразии. Он воспринимает

    непосредственно гармонию, ощущает красоту даже в прозаических вещах.

    Именно в эстетическом восприятии ребенка, не нормированном никакими

    канонами, кроется основная причина его активного отношения к миру. У

    взрослого, имеющего сознательную установку по отношению к объекту,

    эстетическое восприятие часто самодостаточно и сводится к поверхностному

    любованию, к пассивному, а иногда к потребительскому отношению к

    прекрасному. Ребенок же пытается преодолеть свое незнание. Неопределенность

    толкает его к поиску необходимого эстетического смысла. Он стремиться

    опробовать свои переживания в реальном действии, найти им адекватную форму

    выражения. Без этого поиска, душевных усилий эстетическое восприятие носит

    формальный характер и не затрагивает сути объекта.

    Недостаток школьного образования в том, что ребенок находится в

    жестких рамках «опредмечивания». Психика ребенка настроена на восприятие

    через непосредственный контакт и действие, сталкивается с умозрительными и

    абстрактными объектами. Традиционная система обучения ориентируется на

    развитие произвольной памяти, механических процессов психики. В силу этого

    активное детское восприятие, способность ощущать гармонию явлений остаются

    невостребованными и происходит катастрофическая потеря интереса к

    предметам, изучение которых не предполагает непосредственного участия

    ребенка в процессе становления правил, законов и определений.

    Необходимо, чтобы этап обучения раскрывал для школьника природу

    абстрактных понятий и символов, организовал естественный процесс познания,

    в котором развивается эмоционально-образная память и творческое мышление.

    Традиционное школьное образование, не учитывая непосредственной

    эмоциональной заинтересованности ученика, опирается лишь на его прошлый

    опыт, некогда закрепившийся в психике ребенка в результате

    непосредственного общения с миром. Постепенно живое восприятие

    притупляется, и появляется потребность в воспитании искусственных стимулов.

    Подчиняясь естественным законам развития, ребенок будет искать живую

    эмоциональную пищу, поскольку источником настоящего чувства, содержащего

    яркие образы и впечатления, всегда выступают непосредственные ощущения,

    эстетические переживания и действие.

    Характерно, что причиной многих ошибок в системе образования является

    недооценка роли эстетическо-эмоциональных переживаний в процессе усвоения

    знаний, а также недостаточное понимание первичных психологических процессов

    необходимых для успешной учебной деятельности.

    Таким образом, эстетическое восприятие, ощущение гармонии окружающего

    мира является определяющим фактором формирования личности, которая способна

    вместить и применить полученные знания, совершая на этом пути большие

    открытия.

    1.4. Философские аспекты эстетического восприятия

    Эстетика как философская дисциплина.

    Эстетика – это раздел философии изучающий закономерности чувственного

    освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам

    красоты.

    История эстетики насчитывает много веков, на протяжении этого времени

    отношение к ней и ее место в системе философского знания неоднократно

    менялось. Наиболее фундаментальные подходы к определению предмета и

    содержания эстетики сформировались еще в античности.

    Эстетика первоначально сложилась, как один из элементов картины мира

    такое место она занимала в философских представлениях пифагорейцев и

    греческих натур философов.

    У софистов эстетика рассматривалась как чисто субъективная основа

    ценностного отношения к миру. В основе их эстетических представлений лежал

    релятивизм.

    Сократ стремился выделить объективную ценностную основу эстетических

    представлений, предположив тесную связь эстетики с этикой. Платон, развивая

    концепцию Сократа, соединил ее с пифагорейской традицией понимания

    эстетических ценностей как численного выражения.

    У Аристотеля эстетика становится дисциплиной рассматривающей

    общефилософские вопросы красоты и теории художественного творчества.

    Аристотель впервые поставил перед собой цель разработать систему

    эстетических категорий в их взаимосвязи.

    В эпоху средневековья эстетика становится как и вся философия

    вспомогательной по отношению к богословию дисциплиной, в трудах

    Тертуллиана, Блаженного Августина, Фомы Аквинского эстетика это раздел

    богословия, который должен раскрыть роль искусства и красоты мира в

    отношениях человека к Богу.

    В эпоху Возрождения эстетика изучала соотношение природы и

    художественной деятельности (так определил ее задачи Л. да Винчи).

    В эпоху Просвещения основной задачей эстетики считалось изучение

    особенностей художественного познания мира (по Баумгартену).

    Гегель считал, что предметом эстетики является искусство, причем не

    любое, а именно «изящное искусство». У Гегеля система эстетических

    категорий исторически развивается, и она строится на основе исторического

    становления категорий их перехода из одной в другую. Основными

    эстетическими категориями у Гегеля являются: прекрасное возвышенное и

    безобразное. Им соответствуют три исторически развивающихся формы

    искусства: классическая, символическая и романтическая.

    Чернышевский критиковал концепцию Гегеля и считал, что предметом

    эстетики должно быть все многообразие эстетического отношения человека к

    миру.

    Особенности эстетического метода восприятия мира.

    Определение эстетического восприятия с философской точки зрения. это-

    процесс освоения эстетических свойств реальности, по законам красоты, в том

    числе бытия и функционирования искусства восприятия и понимания продуктов

    художественной деятельности

    В эстетике чувственное познание является основной целью, в отличие от

    гносеологии, где оно рассматривается как предварительная ступень для

    понятийного, логического знания. Эстетика рассматривает его как ценное само

    по себе. Основным признаком эстетического является то, что чувственное

    познание осуществляется без его отнесения к понятию. Такой род

    познавательной деятельности называется восприятием или созерцанием. Это

    есть восприятие предмета, которое непосредственно, само по себе способно

    вызывать особое чувство – эстетическое удовольствие или неудовольствие.

    В основе эстетического удовольствия лежит усмотрение в предметах

    целесообразности формы, то есть соответствия предмета некой внутренней

    цели, внутренней природе. С внешней стороны эта целесообразность может

    выступать как соразмерность частей друг с другом целым или гармоничное

    сочетание красок. Чем полнее выражена эта целесообразность формы, тем

    большее чувство удовольствия оно у нас вызывает тем более прекрасным оно

    нам кажется.

    Особенность эстетического удовольствия в его всеобщности и

    одновременно субъективности чувственного восприятия. Проблема соединения

    всеобщности эстетического удовольствия и субъективности чувственного

    восприятия – это одна их основных проблем эстетики, ее пытались разрешить

    через предположение о существовании всеобщих понятий разума и всеобщей

    логики мышления.

    Эстетическое восприятие носит конкретно всеобщий характер. Поскольку

    эстетика таким образом представляет собой некую систему понятий логических

    категорий. В настоящее время всеобщность эстетического познания мира

    находит свое отражение в системности эстетического знания. Для эстетики

    характерна логическая связь, соподчиненность, иерархия понятий категорий

    законов. Всякая проблема эстетики может быть разрешена только если она

    поставлена в связь со всеми остальными проблемами и вопросами эстетики.

    Эстетика с этой точки зрения предстает как система законов и категорий

    описывающих мир в его богатстве и ценности для человека и творчество по

    законам красоты, сущность искусства особенности процесса его развития,

    специфику художественного творчества, восприятия и функционирования

    художественной культуры. Признаками системности развитого эстетического

    восприятия являются так же монистичность – т.е. объяснение всех явлений из

    одних и тех же исходных оснований. А так же принцип минимальной

    достаточности. Минимальное число аксиом или других исходных положений

    должно способствовать такому развертыванию идей, чтобы в своей совокупности

    они могли охватить максимальное число фактов и явлений. Принципиальная

    разомкнутость, готовность воспринять и теоретически обобщить до сих пор

    неизвестные факты и явления.

    1.5. Пути и средства развития эстетического восприятия младших школьников

    Развитие эстетического восприятия ребенка, как уже отмечалось,

    начинается с момента его рождения. В этом параграфе мы рассмотрим те

    воздействия, которые оказывают на него наиболее сильное влияние

    способствующее развитию эстетического восприятия.

    В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство

    помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия

    труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает.

    Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей

    среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы

    вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению

    красоты. "Только тогда красота, в созидании которой ребенок принимает

    участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает

    его ревностным защитником ее и пропагандистом".

    Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе развития

    эстетического восприятия всю совокупность разнообразных средств и форм,

    пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к

    природной красоте и искусству. В школе должно обращаться внимание не только

    на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на

    факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.

    Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.