Развитие эстетического восприятия природы посредством фотографии
Развитие эстетического восприятия природы посредством фотографии
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................
.....................................................………..…..… 2
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического восприятия младших
школьников. Психолого-педагогические и философские аспекты развития
эстетического восприятия. Взаимосвязь природы и эстетического
восприятия………………………………………………….... 4
1.1. Сущность эстетического
восприятия.............................................................……………
............ ………………………………………………………………………………………………………….….. 4
1.2. Особенности эстетического восприятия в младшем школьном
возрасте...……………......... ………………………………………………………………………………………………………………8
1.3. Психолого-педагогические аспекты развития эстетического восприятия
школьников..........………………………………………………………………..........…………….….… 9
1.4. Философские аспекты эстетического восприятия……………………………………………….. 11
1.5. Пути и средства развития эстетического восприятия младших
школьников………………….. 12
1.6. Влияние природы на развитие эстетического восприятия, (по Смольянинову
И. Ф.)………... 14
Глава II. Фотография как средство эстетического восприятия. Взаимосвязь
искусства и
фотографии……………………………………………………........................................…………….
.. 16
2.1. Фотография как вид
искусства…..................................................................
...………………........ 16
2.2. Эстетическая сущность фотографии…………………………………................………………...
18
2.3. Восприятие природы, младшими школьниками, посредством
фотографии……………………………………………………..............................................
..………... 19
Глава III. Теоретическая разработка урока, целью которого является –
развитие эстетического восприятия природы, младшими школьниками, средствами
фотографии…………..............................................................
.................................................……….... 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................
...............................................……………... 22
БИБЛИОГРАФИЯ................................................................
.......................................……………........ 24
Введение
Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при
непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как
ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через
который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие –
совокупность ощущений. Так, допустим, воспринимая утренний пейзаж, человек
отражает его в ощущениях, его цвет дерева, запах леса, росу на траве
ощущает его монументальность, незыблемость.
Однако восприятие больше, чем сумма получаемых ощущений. Воспринимая
лес, человек знает, что это именно лес, что оно имеет характерный вид, что
в него можно зайти, что это есть некое количество деревьев. Воспринимаемое
человек всегда обозначает определенным словом – «лес», которым обозначен не
какой-либо определенный цвет, форма или запах, но все как целое.
«Воспринимать кресло – это значит видеть предмет, в который можно сесть», -
писал французский психолог П.Жанэ, - «а воспринимать дом, - говорил
Вейцзекер, - это значит видеть не образ, который «вошел» в глаз, а
напротив, узнать объект, в который можно войти».
Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей младшего
школьного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней!
Дети общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит
пушистый снег, и когда зацветают сады. Таким образом, ребёнок, с помощью
органов чувств, воспринимает многообразие свойств, природных объектов:
форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т.д.
У него формируются конкретные первоначальные и яркие представления о
природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и
отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие в процессе
наблюдений. Это даёт возможность педагогу развивать у воспитанников
логическое мышление (П. Г. Саморукова).
Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение.
Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимодействий
явлений природы лежит в основе последующего формирования у детей элементов
материалистического миропонимания.
Разнообразие объектов природы позволяет педагогу организовать
интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и
труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и
явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается
любознательность.
Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически
воспринимать её, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы.
Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным “живым” общением
детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый
источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические
качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать
оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.
Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного,
заботливого отношения к растениям, животным, стремление не убивать, а
преумножать и ухаживать за ними. Дети с хорошо развитым эстетическим
восприятием запоминают и соответственно отражают в своей творческой
деятельности большое количество образов, используют более разнообразные
средства самовыражения. Ребята используют различные средства самовыражения,
фотографию, рисунок, живопись, народные ремесла.
С детства, научившись понимать природу, ценить её, ребёнок, будучи
взрослым, сможет испытать на себе её благотворное влияние. Занятия
фотографией и изобразительная деятельность детей, поможет им закрепить и
углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и
роли человека, живущего с ней в единстве.
“Через сознание сути, содержания искусства в душе ребёнка постепенно
формируется нравственно- эстетическая позиция, необходимая нашему обществу,
отношение ко всем явлениям жизни - труду, дружбе, Родине, а главное - к
природе”. (Б. Неменский, художественный педагог, профессор).
Природа во все времена служила содержанием творчества, в том числе и
детского. Создаваемые детьми творческие работы способствуют закреплению и
уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и
положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные наблюдение с
детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс
естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять этот процесс
необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе,
яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес к природе и
вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая природу,
дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь
интереснее и содержательнее.
Проблема эстетического восприятия не могла не привлечь внимание таких
педагогов и психологов как, Ольга Павловна Котикова, Смольянинов И. Ф.
Печко Л. П. Кухаронак В. Г. Салеев В.А. Кабалевский Д. И. Ларин А. Е.
Синюкова В. С. Каждый из этих педагогов проделал огромный труд для того
чтобы в своем исследовании выделить цели задачи методы эстетического
восприятия посредством искусства.
Среди способов действенного эстетического познания природы очень важна
фотография. Фотография имеет весьма большое значение в формировании
внутреннего мира человека. Занятия фотографией учат не просто смотреть на
предметы, а сосредоточенно всматриваться в них, не бессмысленно щелкать
затвором фотоаппарата, а пристально наблюдать, сравнивать, выделять для
себя наиболее красивые из них и передавать эту красоту , проникновенно
схваченную воображением и чувством, посредством фотографии.
Все это приводит к пониманию взаимосвязей в природе, к постижению
сложных отношений света и тени, к усовершенствованию восприятия цветовой
гаммы, тонов, полутонов, рефлексов к ощущению гармонии между ними, к
четкому осознанию изящества и красоты природной формы и меры в самих вещах.
Посредством фотографии в детях обнаруживается способность художников и
творцов, ибо всякий художник «начинается» с этого вдохновенного и
очарованного восприятия природы, с поэтического мироощущения и умения его
выразить. Великий Микеланджело признавался, что и дня провести не мог,
чтобы не освежить свои глаза внимательным созерцанием прекрасной природы.
Фотография пробуждает к жизни и действию художественные таланты, дает
педагогам возможность разглядеть среди школьников «поэтов в душе», выявить
учеников, способных дивиться красоте. Только из их числа формируются
настоящие художники.
Уроки фотографии формируют побуждение к творчеству, поддерживают живой
эстетический интерес к природе.
Непосредственное восприятие природы и опосредованное эстетическое
отношение к ней с помощью искусства на протяжении всей истории человечества
формировало у людей чувство прекрасного и эстетический вкус, т. е.
Понимание красоты и способность наслаждаться красотой, а также потребность
в таком наслаждении и в универсальном творчестве красоты. Природа давала
формы не только для ее собственного воспроизведения, но и для
художественного воссоздания социального бытия людей.
Предмет исследования - использование средств фотографии в развитии
эстетического восприятия природы младшими школьниками.
Объект исследования - эстетическое восприятие младших школьников.
Цель - выявление возможностей фотографии как средства способствующего
развитию эстетического восприятия.
Гипотеза - эстетическое восприятие природы эффективно, если
использовать в учебной деятельности средства фотографии.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического
восприятия младших школьников средствами фотографии.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня
интереса младших школьников к фотографии.
3. Провести теоретическую работу по развитию эстетического восприятия
природы младшими школьниками средствами фотографии.
Методы исследования:
1. теоретический анализ литературы,
2. наблюдение,
Глава I. Теоретические подходы к проблеме эстетического восприятия младших
школьников. Психолого-педагогические и философские аспекты развития
эстетического восприятия. Взаимосвязь природы и эстетического восприятия.
В этой главе мы рассмотрим основные теоретические подходы
отечественных и зарубежных педагогов и психологов к проблеме эстетического
восприятия младших школьников, раскроем понятие "эстетическое восприятие",
выявим его цель, задачи, рассмотрим основные категории эстетического
восприятия и их особенности в младшем школьном возрасте, а также пути и
средства эстетического восприятия. Раскроем взаимосвязь природы с
эстетическим восприятием.
1.1. Сущность эстетического восприятия.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В
сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой,
в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное,
трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет
наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает
приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое -учит
сочувствию. Комическое -помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического восприятия зародились в глубокой древности.
Представления о сущности эстетического восприятия, его задачах, цели
изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней.
Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и
пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого
"aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и
Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является
прекрасное. Эта категория и легла в основу систему эстетического
восприятия.
В наше время проблема эстетического восприятия, развития личности,
формирования, ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих
перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах
отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Н. Джола,
Д. Б. Кабалевский, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М.
Неменский, В. А. Сухомлинский, М. Д. Таборидзе, В. Н. Шацкая, А. Б. Щербо,
И. Ф. Смольянинов, О. П. Котикова и другие.
В использованной литературе имеется множество различных подходов к
определениям понятий, выбору путей и средств эстетического восприятия.
Рассмотрим некоторые из них.
В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" под редакцией
известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой мы нашли
такую формулировку: "Советская педагогика определяет эстетическое
восприятие как способность целенаправленно воспринимать, чувствовать и
правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в
природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства".
В кратком словаре по эстетике эстетическое восприятие, определяется
как " способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать
прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве". В обоих определениях речь
идет о том, что эстетическое восприятие это способность воспринимать
прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В
первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная
сторона эстетического восприятия, а во втором определении подчеркивается,
что эстетическое восприятие не должно ограничиваться только созерцательной
задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в
искусстве и жизни.
Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания
школьников" опирается на определение данное К. Марксом: "Эстетическое
восприятие - целенаправленный созидательный процесс в результате которого
происходит формирование творчески активной личности ребенка, способного
воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в
жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Автор подчеркивает
ведущую роль восприятия в эстетическом становлении ребенка. Например,
развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству,
как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и
спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства,
ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не
осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено
стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка
могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т
Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что
только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие,
вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность,
способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение
эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты
действительности и прекрасного в человеческой личности .
Существует множество определений понятия "эстетическое восприятие",
но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные
положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это
формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни,
оценивать ее. В-третьих, задача эстетического восприятия формирование
эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие
способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Своеобразное понимание сущности эстетического восприятия обуславливает
и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач
эстетического воспитания с целью развития восприятия требует особого
внимания.
В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди
педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического восприятия.
Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В. Н.
Шацкая ставит перед развитым эстетическим восприятием следующую цель:
"Эстетическое восприятие служит формированию… способности активного
эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также
стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в
творчестве по законам красоты". Из определения видно, что автор важное
место в эстетическом восприятии отводит искусству. Искусство - это часть
эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического,
часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|