МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемы одаренности детей младшего школьного возраста

    одаренности:

    1. Художественная одаренность

    2. Общая интеллектуальная и академическая одаренность

    3. Творческая одаренность

    4. Лидерская одаренность

    5. Практическая одаренность

    1.3.1. Художественная одаренность

    Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах,

    кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области

    художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке,

    живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем

    состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались

    эти способности. Дети, обладающие художественной одаренностью, уделяют

    много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области.

    У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в

    индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны

    учителей и сверстников.

    1.3.2. Общая интеллектуальная и академическая одаренность

    Главным является то, что дети с общей интеллектуальной и академической

    одаренностью овладевают основополагающим понятиями, легко запоминают и

    сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации

    позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

    Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая

    проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается

    более частной, избирательной.

    Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по

    легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном

    языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим

    предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная

    избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои

    проблемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают недовольны тем, что

    ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются

    признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и

    развития специального дарования. Как пример академической одаренности можно

    назвать широко известную математическую одаренность.

    Психолог В. А. Крутецкий всесторонне изучал детей с этим видом

    одаренности и выявил структуру математических способностей. В нее вошли

    следующие компоненты.

    1. Получение математической информации. Способность к формализованному

    восприятию математического материала, схватыванию формальной структуры

    задачи.

    2. Переработка математической информации. В нее входят: а) способность

    к логическому мышлению. В сфере количественных и пространственных

    отношений, числовой и знаковой символики; способность мыслить

    математическими символами; б) способность к быстрому им широкому обобщению

    математических объектов, отношений и действий; в) способность к свертыванию

    процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий;

    способность мыслить свернутыми структурами; г) гибкость мыслительных

    процессов в математической деятельности; д) стремление к ясности, простоте,

    экономности и рациональности решений; е) способность к быстрой и свободной

    перестройке направленности мыслительного процесса, переключение с прямого

    на обратных ход мысли (обратимость мыслительного процесса при

    математическом рассуждении).

    3. Хранение математической информации. Математическая память –

    обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики,

    схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода

    к ним.

    4. Общий синтетический компонент. Математическая направленность ума.

    1.3.3. Творческая одаренность

    Особо выделен такой вид одаренности, как творческая (или творческое,

    продуктивное мышление). Здесь есть необходимость остановится лишь на

    некоторых моментах. Прежде всего, до сих пор продолжаются споры о самой

    необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в

    следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность

    является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут

    быть представлены отдельно от творческого компонента.

    Так, А. М. Матюшин считает. Что всякая одаренность – творческая: если

    нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи

    отстаивают правомерность существования творческой одаренности как

    отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что

    одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые

    идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать тог,

    что уже создано.

    Вместе с тем исследования показывают, что дети с творческой

    направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые

    их выделяют и которые – увы! – вызывают отнюдь не положительные эмоции в

    учителях и окружающих людях: отсутствие внимания к условностям и

    авторитетам;

    Большая независимость в суждениях;

    Тонкое чувство юмора;

    Отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;

    Яркий темперамент.

    Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида

    определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают

    мало возможностей для ее проявления и развития.

    1.3.4. Лидерская одаренность

    Наконец, о лидерской одаренности (используются также понятия

    «социальная одаренность», «социальный интеллект», «организаторские

    способности»).

    Одно из определений социальной одаренности гласит, что это

    исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные

    взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы

    социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение,

    нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

    Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в

    нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимать, любить,

    сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом,

    психологом, психотерапевтом, социальным работником. Таким образом, понятие

    социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с

    легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти

    способности позволяют быть лидером, т.е. проявлять лидерскую одаренность.

    1.3.5. Практическая одаренность

    Роберт Стернберг, психолог из Йельского университета, выделяет

    «практическую одаренность», которая столь редко признается школой, что не

    рассматривается как одаренность вообще. Будущий менеджер или

    предприниматель может иметь в школе репутацию весьма среднего ученика без

    каких-либо замечательных особенностей.

    Люди, которые с успехом применяют интеллект УК окружающей

    действительности, не обязательно отличается в работе с абстрактными

    понятиями, и академические требования не всегда способствуют проявлению их

    таланта. Ключевой особенностью практической одаренности Р. Стенберг

    называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать

    это знание. Например, для компенсации слабых сторон человек вырабатывает

    свои способы, включая привлечение других людей для выполнения того, что он

    не может делать хорошо, Очевидно, сто этот вид одаренности имеет общие

    черты с социальной (лидерской) одаренностью, возможно, включает ее в себя.

    1.4. Одаренность ребенка как проблема. Способы решения этих проблем

    Итак, мы выяснили, что же такое одаренность, кого можно считать

    одаренным, познакомились с видами одаренности и теперь перейдем к

    центральной части нашей работы – проблемы одаренных детей. О том, какие

    проблемы, и как он решаются, пойдет речь в это части нашей работы.

    Хотя многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню

    интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать

    трудностей в учебных заведениях – ему, очевидно, уготовано более

    счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним

    умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе

    свои драмы в ходе возрастного развития.

    Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены

    семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и

    гордостью такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его

    родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать:

    ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач; его не

    оторвать от монтирования каких-нибудь устройств… Такой степени пристрастие

    к умственной работе производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти лет

    ежедневно приносит из библиотеки 2-3 книги, самые разные, без особого

    разбора, тут же прочитывает их, на следующий день меняет. И каждый вечер с

    боем приходится укладывать ее спать… У мальчика девяти лет плохое зрение,

    приходится ограничивать его занятия с книгой, но он ночью, пока мама спит,

    встает и читает… Нередко родители, с которыми ничего подобного не

    происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не

    по возрасту. И больше всего боятся? не болезнь ли все это – необычная

    яркость способностей, неутомимая умственная активность, разнообразие

    интересов… При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить

    на голову ребенка все свои сомнения и страхи.

    В других семьях одаренность ребенка принимается как готовый дар,

    которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит большое будущее.

    Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно

    демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие; а

    на основе самомнения и тщеславия не так-то просто легко найти общий язык со

    сверстниками…. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то

    и горестями для растущего человека.

    Дети с ранним умственным развитием нередко особенно чувствительны к

    ожиданиям окружающих, их одобрениям им порицаниям. В семье могут ввести

    запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен,

    кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А

    ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими

    успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления

    необычных способностей, смотрят на их как на странность, которая со

    временем пройдет, то и такое отношение тоже будет «принято к сведению», оно

    не минует детского сознания.

    В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее

    независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными.

    Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то,

    чего они не ожидали. Характерный в этом отношении пример описан в

    автобиографической повести писателя В. Шаламова «Четвертая Вологда»

    Маленький Варлам еще до школы умел быстро и внимательно читать (Шаламов

    писал о себе: «Я читаю с трех лет и пишу печатными буквами с этого же

    возраста. В течение всей жизни я никогда не учил уроков – с первого до

    последнего класса все запоминалось в школе»). Уже в начальные школьные годы

    за то время, пока отец просматривал газету, он успевал прочитывать половину

    какого-нибудь романа. Строгий отец, хотя и гордился успехами мальчика в

    учении, но не верил в его быстрочтение, в его особые способности. И он

    решил перед всей семьей показать, что мальчик читая, запоминает только

    сюжет. Это было несправедливо, и доказать это не удалось. Но у ребенка

    осталась память о жестокой, обидной, унижающей достоинство процедуре

    проверки.

    Таким образом, в вопросе воспитания одаренных детей большая

    ответственность лежит на специалистах: учителях, детских психологах. Они

    должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

    Но ребенок с расцветом интеллекта встречает трудности непонимание

    далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учат

    одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно.

    Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе

    после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится

    пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные

    арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется

    преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения

    или письма, но одновременно уделяют внимание анализу соотношения звуков и

    букв, а также истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в

    теорию языка. Такое развивающее обучение несет в себе нечто новое и для

    самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно), но

    беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым

    классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди...

    Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными детьми; а

    некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими познаниями, с не

    всегда понятной умственной активностью. Бывает и так: педагог поначалу

    собирается давать явно выдающемуся ученику более трудные задания, уделять

    ему специальное внимание. Но потом такие намерения (а иногда и обещания

    родителям) забываются - нет для этого у учителя ни времени, ни сил... К

    тому же в ученике незаурядном, с необычно высоким умственным уровнем

    педагог нередко видит прежде всего лишь восприимчивого к учению, не

    замечая, что такой ребенок нуждается в особом подходе.

    Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий сверстников,

    склонен постоянно привлекать к себе внимание. Стремительное выполнение

    заданий, готовность правильно ответить не вопрос учителя - для него

    желанная умственная игра, состязание. И он торопливее других тянет руку -

    радостный, предвкушая одобрение. И при этом все время жаждет новой

    умственной пищи... Но это через какое-то время надоедает учителю, и другим

    ученикам, и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в

    тягость.

    Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти перестают

    спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он все же

    настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может нарваться и

    на упрек, что он "выскочка". А когда он видит, что его активность учителю

    не нужна, и переключается на что-нибудь постороннее - не миновать

    недовольства, а то и раздражения педагога: почему отвлекается и не

    интересуется занятиями? Уж не слишком ли он себе возомнил?

    Так, поначалу энтузиаст учебных занятий, ребенок становится лишним в

    школе, а она ему - ненужной. Он предпочитает болеть, лишь бы не посещать

    уроки. В результате уже в первые же школьные годы и тем более в

    подростковые многие выдающиеся дети оказываются в конфликте с учителями. А

    те иногда и сами не знают, чем такой ребенок их раздражает: с одной стороны

    все-таки вундеркинд, а с другой - "какой-то ненормальный"...

    Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики

    нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам; а наша

    средняя школа, кроме средней программы, ничего им предложить не может.

    Обычная картина: на контрольной работе по математике, пока большинство

    ребят едва-едва только к концу урока решают предложенные задачи, два-три

    ученика успевают сделать свой вариант, вариант для соседнего ряда и еще

    ищут, чем бы заняться... Иногда они получают новые примеры или начинают

    делать домашнее задание, но это в лучшем случае. Часто учитель отказывается

    давать дополнительные задания, мотивируя тем, что не намерен проверять

    лишнее. Бывает и так: ученикам с легкостью решающим задачи, надоест просто

    так сидеть в ожидании, они начинают переговариваться, баловаться... И

    кончается тем, что от них требуют дневники, в которых появляется: «Болтал

    на уроке!», "Плохое поведение в классе!»

    Незаурядный ученик - испытание для учителя, особенно если для учителя

    главное - «чтобы был порядок». А как развитому и независимому ученику не

    взбунтоваться против муштры. Отсюда - частые выговаривания им (не

    мешать!), укоряющие записи в дневнике, вызовы родителей...

    Правда, немалая часть одаренных детей, в конечном счете, как-то

    приспосабливается к общим требованиям. Но происходит это, в сущности, ценою

    ослабления, если не потери, некоторых важных особенностей, отличающих таких

    детей. Они вынуждены становится менее самостоятельными, тормозить свою

    любознательность и творческие порывы. Их особые возможности остаются как бы

    невостребованными.

    Бывают и другие варианты школьных трудностей у ребенка с ранним

    умственным расцветом. От него ожидают, требуют и родители и педагоги, чтобы

    он обязательно был примерным учеником, отличником. А ведь отметки часто

    ставят не только за знания, но и за поведение, за почерк. Одаренным детям

    достается гораздо больше, чем другим, например, не по форме выполненное

    задание, за какое-нибудь не предусмотренное темой высказывание на уроке, за

    небрежную письменную работу. А в некоторых семьях любое снижение отметок

    воспринимается как драма.

    У ребенка с ранним умственным расцветом нередки трудности и во

    взаимоотношениях со сверстниками. Известно, что конфликты, возникающие в

    процессе общения детей друг с другом, неизбежны. В отношении одаренных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.