Проблемы одаренности детей младшего школьного возраста
Проблемы одаренности детей младшего школьного возраста
Министерство образования Российской Федерации
омский государственный педагогический университет
Факультет психологии и педагогики
курсовая работа
Проблемы одаренности детей младшего школьного возраста
Выполнила:
Студентка 2 курса 211 группы
вечернего отделения
факультета психологии и
педагогики
Зубрилко Юлия Сергеевна
Научный руководитель:
Старший преподаватель
кафедры социальной педагогики
Файт Ольга Викторовна
Омск - 2004
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Одаренность ребенка как проблема и психологическое явление 4
1.1. Понятие одаренности 4
1.2. Кого считать одаренным ребенком в младшем школьном возрасте 7
1.2.1. Познание 12
1.2.2. Психосоциальные аспекты 15
1.2.3. Физические характеристики одаренности. 19
1.3. Виды одаренности. 19
1.3.1. Художественная одаренность 20
1.3.2. Общая интеллектуальная и академическая одаренность 20
1.3.3. Творческая одаренность 22
1.3.4. Лидерская одаренность 23
1.3.5. Практическая одаренность 23
1.4. Одаренность ребенка как проблема. Способы решения этих проблем 24
Глава 2. Исследования одаренности детей младшего школьного возраста. 38
2.1 Методы, организация исследования. 38
2.2. Анализ результатов исследования. 41
Заключение 46
Список литературы 47
Приложения 49
Введение
Тема «Проблемы одаренности детей младшего возраста» взята для курсовой
работы не случайно. В современной психологии и педагогике вопрос об
одаренности является одним из самых модны, а вот о проблемах мало кто
говорит. В силу того, что не сталкивались с ними , либо просто не
задумывались о них. Школьники. Которых называют одаренными всегда
представляли большой психологический интерес и для нас тоже.
Наше время – это время перемен. Сейчас в России нужны люди, способные
принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. А кто если не
те люди, которые имели хорошую успеваемость в школе, высокий уровень
интеллекта, были более активны поможет в этом. Перечисленные характеристики
– это характеристики одаренных людей, одаренных детей, дети школьники.
Применительно к годам школьного детства психологи, как и педагоги,
используют в практическом плане такую периодизацию: младший школьный
возраст (6-10 лет), подростковый, или средний школьный возраст (10-15 лет),
подростковый, или старший школьный возраст (15-17 лет).
Учитывая данную периодизацию и название темы, объектом курсовой работы
являются дети в возрасте от 6 до 10 лет. А предметом являются проблемы
детей младшего школьного возраста.
Из предмета исследования вытекает его цель.
Цель данной работы заключается в раскрытии следующих вопросов:
1) Что такое одаренность? Кого можно считать одаренным? С какими
проблемами сталкиваются одаренные дети? Все это предстоит
рассмотреть в первой главе нашей работы.
2) С помощью каких методов исследуется одаренность детей? Какие
результаты могут быть получены в результате исследований? Все
это будет приведено во второй главе курсовой работы.
Глава 1. Одаренность ребенка как проблема и психологическое явление
1.1. Понятие одаренности
Понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на
протяжении XX столетия. Сначала это понятие относилось только ко взрослым,
достижения которых считались выдающимися. Затем его стали применять к
детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи и
учении. В одаренные попадали дети, которые оказывались в числе нескольких
процентов имеющих высокие показатели по тестам интеллекта. Однако жизнь
постоянно вносила поправки в прогнозы, составляемые на основе тестов:
высокие показатели умственного развития не гарантируют ни очень успешную
карьеру, ни выдающиеся творческие достижения. В то же время дети с более
скромными показателями IQ попадают в число людей, влияющих на прогресс,
меняющих жизнь общества. Подобные курьезы заставляли вновь и вновь
обращаться к содержанию термина «одаренный» и, в частности, к вопросу,
какие же виды одаренности выпали из поля зрения исследователей и практиков.
Уже в 20-е гг. психологи выделяли так называемые специальные таланты. К
ним относили «технический, коммерческий, научно-академический,
художественный, социальный (политического деятеля, педагога и др.)»
В 30-е гг. стали раздаваться голоса специалистов, возражавших против
исключительного использования тестов интеллекта для выявления одаренных
детей. Действительность настойчиво напоминала об ограниченности ориентации
только на интеллект. Например, в случае творческих достижений требуются
нестандартный подход, оригинальность, за которыми стоят успешная
переработка и организация нового материала или опыта. Тесты же интеллекта
не содержат заданий, раскрывающих сформированность упомянутых процессов.
Со временем и накоплением опыта определение одаренности становится все
более широким. Так, одаренность стали определять как способность к
выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой
деятельности.
Крайний разнобой в определениях одаренности постепенно преодолевается.
Следует отметить, что в 1972 г. в официальном докладе государственного
отдела образования США конгрессу было предложено следующее определение,
которым пользуются американские специалисты до настоящего времени.
Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто профессионально
подготовленными людьми выявлены как обладающие, в силу выдающихся
способностей, потенциалом к высоким достижениям. Такие дети требуют
дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки
обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать
свои потенции и сделать вклад в развитие общества. При этом дети, склонные
к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь
потенции к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании):
общие интеллектуальные способности;
конкретные академические способности;
творческое, или продуктивное, мышление;
лидерские способности;
художественные и исполнительские искусства;
психомоторные способности.
Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто
термины «Одаренный» и «талантливый» употребляются как синонимы. В толковом
словаре С. И. Ожегова «Одаренный» определяется как талантливый, а
«талантливый» определяется как обладающий талантом, «Талант» в свою очередь
– как выдающиеся врожденные качества, особые природные способности, а
«способность» - природная одаренность, талантливость. В словаре В. Даля нет
понятия одаренность или одаренный, но есть понятие «талант», которое
характеризуется как дарование к чему-либо, а дарование как способность,
данная богом. Иными словами, это врожденные способности, данные богом,
обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов
подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающиеся врожденное качество,
особые природные способности. Одаренность рассматривается как состояние
таланта. Большая Советская энциклопедия характеризует одаренность как
высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать
особых успехов в той или иной сфере деятельности.
Из сказанного можно сделать вывод, что говоря о таланте (одаренности),
подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности)
человека. Вместе с тем одаренность проявляется в успешности деятельности.
Словосочетанием «одаренные дети» (одаренный ребенок) обозначается некая
исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования
особой группы детей. Эти дети уже по определению качественно отличаются от
сверстников. Данный подход довольно уязвим и традиционно является предметом
критики со стороны большинства отечественных педагогов и психологов, хотя
такое понимание вполне допустимо и нельзя не отметить, что оно отражает
реальное положение дел.
Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное
содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»): «Одаренный ребенок -
это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности» Точно характеризуя суть явления, это
определение все же оставляет неясным, о каких именно «ярких, очевидных» или
«выдающихся достижениях» идет речь. У Известный специалист в области
детской одаренности Н. С. Лейтес, классифицируя разные педагогические
подходы к этой проблеме, выделяет три категории детей, которых в социально-
педагогической практике обычно и принято именовать одаренными: «дети с
высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде
деятельности и дети с высокой креативностью.
Другой специалист в области психологии интеллекта М. А. Холодная
утверждает, что следует выделять шесть категорий таких ; «сообразительные»,
«блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые».
Реальная педагогическая практика научилась различать лишь три категории
одаренных детей.
- Первая категория одаренных, которую принято выделять, -дети с
высокими показателями по уровню общей одаренности.
- Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует
педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях
деятельности. Их выявление строится на «экологически валидных» методах
диагностики и не представляет особых сложностей. Одаренные юные музыканты,
художники, математики, спортсмены. Эту категорию детей чаще называют
талантливыми.
- К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся
в школе («академическая одаренность»).
Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод, что
однозначного понимания данных терминов нет, Можно лишь принимать мнения
каждого из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку зрения
одного из них. Либо обобщать все и приходить к своему пониманию данных
понятий.
1.2. Кого считать одаренным ребенком в младшем школьном возрасте
Что же такое одаренность в младшем школьном возрасте? Как определить
проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной
деятельности? Этим и многим другим вопросам посвящена данная глава
Наиболее частое проявление одаренности — это ранняя речь и большой
словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность- («Она
все замечает!») ненасытное любопытство («Куда он только не влезет!») и
отличная память («Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет»).
Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период
усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной
функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста:
доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,
впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они
сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей
выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это
неповторимое своеобразие данного возраста.
Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят
на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом
разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной
черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются
на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего
развития.
Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к
усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные
достоинства и в будущем.
Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в
детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее
развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей
ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не
открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.
На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В младшем
школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность
запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине
необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников
младших классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на
то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая
доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом
неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию
ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко
обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и
слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале.
Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними
недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы стремятся
с ними освоиться. Все это - неповторимые внутренние условия приобщения к
учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых
предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на
то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия
для обогащения и развития психики.
Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие
факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения
иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые
приступившими к занятиям по этому предмету. Оказалось, большие успехи в
усвоении языка обнаружили младшие школьники - в частности, за счет
свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках
иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику и не
освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться - активность в иноязычной
речи является частью их общей потребности в словесном общении, еще не
подверженной действию многих психологических «тормозов» подросткового
возраста. Значит, по отношению к иностранному языку вполне можно говорить
об особой возрастной чувствительности.
Ненадежным предсказателем будущего оказывается и особый интерес
дошкольника и младшего школьника к вычислениям, счету в уме. Известный
математик, академик А. Колмогоров отмечает: «Ранние детские способности и
склонности к счету часто быстро угасают даже при их культивировании
старшими». По-видимому, успехи в такого рода занятиях, позволяющие блистать
среди сверстников, также могут оказаться лишь эпизодом возрастного
развития; действительная одаренность к математике требует других качеств
ума, выступающих в более позднем возрасте. А проявятся ли они у данного
ребенка - еще неизвестно. Некоторые дети, начиная с дошкольного или
младшего школьного возраста, обнаруживают удивительную легкость и
изобретательность в оперировании абстрактными понятиями, схемами, условными
обозначениями. Но, как правило, в дальнейшем, когда потребуется более
конкретный, содержательный анализ, такие дети зачастую испытывают
затруднения, и тогда становится заметной односторонность и неполнота их
умственных возможностей.
Следует учитывать и такое обстоятельство. Необычная умственная
активность и энергия познавательных занятий, например, у пятилетнего
ребенка, еще не дают гарантий, что такое сохранится надолго. Могут
измениться интересы и устремления. К тому же быстрый темп возрастного
умственного развития часто затрагивает разные стороны интеллекта
неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с
задержками по другим направлениям. Такая неравномерность умственного
подъема также может стать источником трудностей в дальнейшем развитии
ребенка.
Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребенок с
многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. И не надо
поэтому слишком обольщаться ранними умственными достижениями...
Но это не значит, что ранние проявления одаренности вообще не надо
принимать всерьез. Такой вывод был бы совершенно неверным. Нельзя упускать
из виду, что возрастная одаренность далеко не всегда проходит бесследно -
она определенным образом сказывается на формирующихся способностях.
У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные
достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той
или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются - необычность этих
детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|