МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

    Задание: нарисовать героев адыгских народных песен.

    На выполнение задания дается 5 минут.

    Герои адыгских народных песен: Нарт Саусырыко, Нарт Патараз, Айдемиркан,

    Касей, Хатхе Кочас и др.

    Учитель: - Расскажите о героях, которых вы изобразили. Чем они запомнились?

    Почему именно так вы себе их представляете?

    Пример ответа детей: Нарт Саусырыко родился чудесным образом из камня. Его

    закалил кузнец Тлепш, после чего он превращается в неуязвимого «железного»

    человека. Но в его неуязвимом теле остается уязвимое место – колени, где

    прикасались щипцы кузнеца Тлепша во время закалки. Саусырыко погибает от

    удара по уязвимому месту.

    Оценка жюри.

    III. Подведение итогов конкурсов.

    Награждение победителей и вручение призов.

    Литература для учителя при подготовке к классному часу:

    1. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. – М.,1974.

    2. Плотникова Е.Б., Дзуда И.А. Народная песенная педагогика как

    инструмент здоровьесберегающей деятельности современного учителя//

    Начальная школа: плюс и минус, 2001 г. № 11, с.26-28.

    3. Соколова А.Н. Жанровая классификация адыгских народных песен//

    Культура и быт адыгов. - Майкоп, 1986.-выпуск VI.-с.117-145.

    4. Шамина Л.В. Музыкальный фольклор и дети.-М.,1992.

    5. Шу Ш.С. О музыкальном творчестве адыгов. Майкоп, 1992.

    6. Чич Г.К. О народной песенно-музыкальной культуре адыгов// Музыкальный

    фольклор адыгов.- Майкоп, 1988.-с.18-37.

    Приложение № 8

    Тема «…Пушкин у нас начало всех начал…» (Творчество А.С.Пушкина как сила,

    пробуждающая в человеке стремление к прекрасному).

    Цели. Сделать шаг к формированию понятия о значении творчества А.С.Пушкина

    для российской культуры; пробудить творческие способности детей.

    Ход урока.

    Учитель. На первом месте за наши знания мы были награждены тем, что слушали

    сказку в исполнении великолепного мастера слова артиста Игоря Ильинского. А

    сегодня мы будем сами выразительно читать отрывки из сказки Пушкина.

    Выразительное чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане…» и обсуждение.

    Примерный перечень вопросов для обсуждения.

    Было ли чтение товарища четким, ясным, достаточно громким?

    Передана ли при чтении основная мысль эпизода?

    Передано ли определенное отношение к героям или событиям?

    Сумел ли чтец донести до слушателей красоту языка А.С.Пушкина?

    Комментарий, включающий перечисленные пункты может быть дан при условии

    систематической работы и обучению детей выразительному чтению.

    -При чтении или слушании сказок всегда возникают в воображении картины,

    которые хотелось бы перенести на бумагу. Дома вы постараетесь изобразить

    то, что особенно запомнилось, поразило при чтении «Сказки о царе Салтане…»

    Демонстрация иллюстраций к «Сказке о царе Салтане…» сделанных детьми, и

    прослушивание рассказов, составленных по опорному плану.

    -Желание запечатлеть образы, навеянные сказками Пушкина, рождалось и у

    композиторов, и у художников. Композитор Римский-Корсаков создал две оперы

    на сюжеты сказок Пушкина: «Сказка о царе Салтане…» и «Золотой петушок». А

    художник Врубель, слушая оперу «Сказка о царе Салтане…», написал

    удивительно красивую картину «Царевна-Лебедь». Знакомство с картиной

    происходит одновременно со звучанием фрагмента из оперы Римского-Корсакова.

    Материал для учителя.

    Николай Александрович Римский-Корсаков «…был музыкальным волшебником –

    великим сказочником в русской музыке. Из пятнадцати опер, написанных им,

    более половины – оперы-сказки, оперы-былины, оперы-легенды». (Тарасов Л.М.

    Волшебство оперы. М.,1979).

    Римский-Корсаков в юности был очарован оперой Глинки «Руслан и Людмила», а

    став композитором и сам обратился к творчеству А.С.Пушкина. В 1906 г.

    композитор начал работу над оперой «Золотой петушок». Опера «Сказка о царе

    Салтане…» написана к столетию со дня рождения А.С.Пушкина. Опера Римского-

    Корсакова «Сказка о царе Салтане…» отвлекла художника М.Врубеля от работы

    над «Демоном», погрузила в мир музыки театра. Увлеченный образами Пушкина и

    мелодий Римского-Корсакова, Врубель пишет декорации к опере, создает эскизы

    костюмов. Премьера оперы «Сказка о царе Салтане…» состоялась на сцене

    Частной оперы в 1900 г. Врубель, завороженный поэзией и музыкой, обращается

    к творчеству В.Васнецова, И.Билибина, Н.Рериха. В сезон 1900-1901 гг. им

    написано три полотна на тему «Сказки о царе Салтане…», «Лебедь», «Три

    богатыря».

    Картина «Царевна-Лебедь» восхитила В.М.Васнецова. Образ «Царевны-Лебеди»

    создан «…редкостными по красоте истинно сказочными красками…» Так говорил

    Васнецов о картине Врубеля.

    «Сказочность картины заключена прежде всего в лебедином оперении героини,

    данной как бы в момент волшебного превращения белоснежной птицы в красавицу-

    царевну, изящную, хрупкую, манящую и загадочную, как взгляд её больших

    глаз, таинственно мерцающих, подобно драгоценным камням перстней и

    царственного кокошника. Сказочностью проникнут и морской пейзаж в густых

    сине-лиловых сумерках, освещенных светлой полоской неба над горизонтом…

    Врубель искал образ девичьей красоты юной царевны, образ царственно-

    прекрасный, загадочный своей глубиной как символ-идеал: ему необходимы были

    венец кокошник из золота, карбункулов, изумрудов, жемчугов, и серебряное

    кружево на косынке, но драгоценности здесь не сияют сами по себе – они

    входят в образ, обогащают красоту Лебеди, становятся как бы принадлежностью

    тонкого лица с широко открытыми глазами, тонких рук, худеньких плеч юной

    царевны».

    На данном уроке не ставится цель подготовить детей к написанию сочинения по

    картине: цель – показать, что красота способна породить красоту.

    Начать беседу целесообразно с выявления общего впечатления от картины, а

    затем уже работать по плану.

    Примерный план рассказа о картине.

    Как называется картина?

    Кто её написал?

    Кого изображает художник в центре картины?

    В какой момент изображена героиня картины?

    Какие сказочные черты героини вы можете отметить?

    Чем поражает героиня картины зрителя?

    Какое время суток изображено на картине? Как вы это определили?

    Какой пейзаж изобразил Врубель?

    Какие краски использовал художник?

    Какое настроение возникает при знакомстве с картиной?

    Что роднит картину М.Врубеля и сказку А.С.Пушкина?

    Ребята, сегодня мы увидели, что чудесная сказка Пушкина пробуждает желание

    творить прекрасное. Мы посмотрели спектакль в театре Образцова, слушали

    фрагменты из оперы Римского-Корсакова, знакомились с загадочной картиной

    Врубеля.

    Запишите домашнее задание: подготовить устный рассказ о картине Врубеля

    «Царевна-Лебедь».

    Словарные материалы к описанию картины:

    -лебединое оперение;

    -волшебное превращение;

    -хрупкая, нежная, загадочная царевна;

    -таинственно мерцающие глаза;

    -царственный кокошник;

    -морской пейзаж;

    -сине-лиловые сумерки;

    -водная гладь.

    Выяснить, какие художники иллюстрировали сказки Пушкина.

    А.С.Пушкин был собирателем народного творчества. Он записывал все, что

    слышал: сказки, песни.

    Приложение № 9

    Тема. "А.С. Пушкин. Душа народа – душа поэта".

    Цели. Познакомить учащихся с отдельными этапами жизненного пути поэта;

    пробудить интерес к творчеству поэта; развивать умение проводить

    сравнительный анализ поэтических произведений; нравственное воспитание

    учащихся; воспитывать умение видеть красоту родной природы.

    Оборудование. Портрет А.С. Пушкина; эпиграф (плакат с отрывком из

    стихотворения "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."); отдельные

    иллюстрации из альбома "А.С. Пушкин"; фотография дома, в котором родился

    поэт, портреты матери, отца, маленького Пушкина; конторка пушкинских времен

    (подсвечник, чернильница, гусиное перо); иллюстрации художников к сказкам

    А.С. Пушкина; стенд с рисунками детей по произведениям поэта; выставка

    книг; раздаточный материал – стихотворения А.С. Пушкина "Еще дуют холодные

    ветры...", "Гонимы вешними лучами..."; на развороте доски – литературный

    словарь.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала

    Учитель. Сегодня перед нами трудная задача. Мы делаем серьезную заявку на

    взрослость. Мы будем говорить о судьбе величайшего поэта – Александра

    Сергеевича Пушкина, о его душе, которая раскрывается в стихах, сказках,

    поэмах, прозе.

    Конечно, ребята, понять душу человека невозможно, а Пушкина тем более, он

    загадка. Даже самые близкие ему люди не смогли понять его до конца.

    Но мы все же попробуем с вами выяснить, почему он, дворянин, был так любим

    простым народом, почему мы до сих пор черпаем в нем силы.

    Итак, тема нашего урока "Душа поэта – душа народа".

    III. Изучение нового материала

    1. О значимости поэта А.С. Пушкина

    У. На один из этих вопросов дал ответ Дмитрий Сергеевич Лихачев,

    литературовед, ученый, изучавший законы развития литературы.

    Лихачев вспоминает, как после революции 1917 г. в школе, где он учился, был

    учитель литературы, влюбленный в свое дело. И этот учитель в одном из

    старших классов целый год изучал с учениками Пушкина. Лихачев пишет, что

    этот год был годом воспитания души. Как вы понимаете выражение "воспитывать

    душу"?

    Размышления учеников.

    – Пушкин воспитывает душу, он учит нас жить, любить, дружить, учит

    великодушию, состраданию.

    2. Пушкин и народ, народное творчество

    У. Наша сложная тема требует еще одного уточнения. Как и почему Пушкин,

    дворянин, сблизился с простым народом? Поэт жил в трудное время.

    Самодержавие, царь, который держал творчество поэта под своим контролем,

    хотел сделать его придворным поэтом, постоянная слежка полиции, непонимание

    в семье, нехватка средств для существования – все это делало жизнь поэта,

    особенно в последние годы, невыносимой. "Черт догадал меня родиться в

    России с душою и талантом!" – сказал однажды Пушкин.

    Тяжелые предчувствия томили поэта, он был одинок, задыхался в этой жизни,

    для творчества нужна была свобода. И Пушкин находит свое спасение в

    народном творчестве, в народной фантазии, в общении с простым народом. Я

    просила вас найти и прочитать литературу о Пушкине.

    Ответы детей.

    – Как общался поэт с народом?

    Мы уже говорили, что любовь ко всему русскому – языку, природе, фольклору –

    заложили в маленького Пушкина бабушка и няня.

    Любопытно, что первое стихотворение Саша написал в 6 лет на французском

    языке. Но бабушка и няня свое дело сделали. Любовь ко всему народному

    Пушкин пронес через всю жизнь.

    Дополнения детей, взятые из книг о Пушкине.

    – Знаете, Пушкин был собирателем произведений народного творчества,

    записывал все, что слышал у народа. Какие виды народного творчества вы

    знаете?

    Учащиеся определяют жанры устного народного творчества: песни, сказки,

    былины, пословицы, поговорки.

    – Какие народные песни вы знаете?

    Дети. "Во поле береза стояла".

    – "Я на горку шла".

    – "Ax вы, сени мои, сени".

    – "Коробейники"...

    У. Около 60 песен записал Пушкин, 49 из них он передал фольклористу

    Киреевскому, при этом сказав: "Когда-нибудь от нечего делать разберите-ка,

    которые поет народ, а которые смастерил я сам". Вот такую загадку без

    малого 200 лет назад загадал Пушкин. Одному ли Киреевскому? Попробуем

    разгадать?

    3. Сравнительный анализ стихотворений А.С. Пушкина

    У. Я предлагаю вам два стихотворения. Оба они написаны Пушкиным. Давайте

    выясним, какое из них "подслушано у народа".

    Чтение вслух стихотворения "Еще дуют холодные ветры...", и начала седьмой

    главы "Евгения Онегина" "Гонимы вешними лучами..."

    * * *

    Еще дуют холодные ветры

    И наносят утренни морозы.

    Только что на проталинах весенних

    Показались ранние цветочки,

    Как из чудного царства воскового,

    Из душистой келейки медовой

    Вылетала первая пчелка,

    Полетела по ранним цветочкам

    О красной весне поразведать:

    Скоро ль будет гостья дорогая,

    Скоро ли луга позеленеют,

    Скоро ль у кудрявой у березы

    Распустятся клейкие листочки,

    Зацветет черемуха душиста.

    * * *

    Гонимы вешними лучами,

    С окрестных гор уже снега

    Сбежали мутными ручьями

    На потопленные луга.

    Улыбкой ясною природа

    Сквозь сон встречает утро года;

    Синея блещут небеса.

    Еще прозрачные леса

    Как будто пухом зеленеют.

    Пчела за данью полевой

    Летит из кельи восковой.

    Долины сохнут и пестреют;

    Стада шумят, и соловей

    Уж пел в безмолвии ночей.

    – Прочитайте про себя более вдумчиво, проникнитесь стихами Пушкина, поймите

    их.

    Самостоятельное чтение учащимися стихотворений.

    – Чтобы ответить на наш вопрос, мы должны проделать с вами очень трудную

    литературоведческую работу, то есть исследовать стихотворения, провести

    сравнительный анализ. Что значит сравнить?

    Ответы детей.

    – Итак, сравнить – это значит найти общее и различия. Что общего вы увидели

    в этих стихотворениях?

    Д. Тема – изображение природы весной.

    – Объем стихотворений – 14 строк.

    У. Итак, тема и объем стихотворений – это общее.

    А теперь самое трудное – нам нужно определить различия.

    Прежде вспомним любую русскую народную песню, например "Во поле береза

    стояла". Давайте напевно проговорим первые четыре строчки этой песни.

    Учащиеся вместе с учителем вслух проговаривают четверостишие.

    Во поле береза стояла,

    Во поле кудрявая стояла.

    Люли-люли, стояла,

    Люли-люли, стояла.

    – Найдите подобные по простоте слова и выражения в стихотворениях Пушкина.

    Учащиеся подбирают слова и выражения из стихотворений.

    Д. Холодные ветры, утренние морозы, проталины весенние, ранние цветочки,

    первая пчелка, красная весна, гостья дорогая, кудрявая береза, клейкие

    листочки, черемуха душиста.

    – Мутные ручьи, потопленные луга, прозрачные леса.

    У. Да, образы простые, конкретные, из жизни, за каждым именем

    существительным – предмет. В каком стихотворении – первом или втором –

    больше просторечных выражений, образов, предметов?

    Д. В первом стихотворении больше слов и выражений из простой речи народа.

    У. Найдите и прочитайте выражения более красочные, поэтические,

    литературные.

    Дети выполняют задание.

    – Работа с текстом стихотворения.

    Как из чудного царства воскового,

    Из душистой келейки медовой.

    Что такое царство восковое? Как Пушкин описывает царство?

    Ответы детей.

    Отрывок из другого стихотворения.

    Гонимы вешними лучами,

    С окрестных гор уже снега

    Сбежали мутными ручьями

    На потопленные луга.

    Ученики высказывают свое мнение об образных выражениях, приведенных в этом

    фрагменте.

    – Несколькими словами поэт нарисовал целую картину весны. Это образ весны.

    Так точно, емко и красочно может сказать только поэт.

    Улыбкой ясною природа

    Сквозь сон встречает утро года.

    – Как вы понимаете эти фразы: "синея, блещут небеса", "за данью полевой",

    "из кельи восковой".

    Ответы детей.

    – Такие сравнения подвластны только поэту. В каком же стихотворении больше

    красочных и поэтических образов?

    Д. Во втором стихотворении больше встречается поэтических образов.

    У. Теперь посмотрим, какие приемы народной поэзии использовал автор. Для

    этого еще раз вспомним русскую народную песню "Во поле береза стояла".

    Учитель читает первый куплет, логически выделяя повторяющийся глагол

    "стояла".

    Во поле береза стояла,

    Во поле кудрявая стояла.

    Люли-люли, стояла,

    Люли-люли, стояла.

    – Это повторы – прием устного народного творчества. Найдите повторы в

    текстах.

    Д. Скоро ль будет гостья дорогая.

    – Скоро ли луга позеленеют.

    – У кудрявой у березы.

    У. Итак, первый прием устного народного творчества – повторы. Теперь

    давайте посмотрим, что делает стихи яркими, красочными.

    Д. Эпитеты.

    У. Найдите эпитеты в текстах.

    Учащиеся находят эпитеты в тексте стихотворения.

    Д. Красная весна.

    – Гостья дорогая.

    – Кудрявая береза.

    У. Итак, употребление эпитетов – второй прием устного народного творчества.

    Какие еще приемы устного народного творчества вы знаете?

    Д. Слова с неполными окончаниями: утренни морозы, черемуха душиста.

    У. Итак, неполные окончания – третий прием устного народного творчества.

    Какие еще слова, характерные для устного народного творчества, вы встретили

    в тексте?

    Учитель читает и интонацией выделяет отдельные слова: ранние цветочки.

    Учащееся находят подобные выражения с уменьшительно-ласкательными

    суффиксами слов.

    Д. Клейкие листочки.

    – Из душистой келейки.

    У. Значит, четвертый прием устного народного творчества – слова с

    уменьшительно-ласкательными значениями. Итак, какие приемы устного

    народного творчества использовал Пушкин?

    Учащиеся называют приемы, обнаруженные в тексте первого стихотворения.

    Учитель открывает оборотную сторону доски, на которой написаны приемы

    устного народного творчества. Дети читают их.

    На доске.

    . повторы

    . эпитеты

    . неполные окончания

    . слова с уменьшительно-ласкательным значением

    – Встретились ли эти приемы во втором стихотворении?

    Д. Эти приемы во втором стихотворении не применялись.

    У. Итак, давайте соберем воедино все исследованное. Что мы можем сказать о

    первом и втором стихотворениях?

    Дети отвечают, один ученик записывает на доске.

    На доске.

    [pic]

    – Каково главное отличие этих стихотворений?

    Д. Главное отличие – язык.

    У. Поясните.

    Д. В первом стихотворении язык народа и поэта, во втором – поэта.

    У. Есть еще одно отличие. Послушайте стихи.

    Учитель выразительно читает оба стихотворения.

    – Чем они отличаются?

    Д. Интонацией, ритмом, темпом.

    Дети называют отличия, ученик записывает их на доске.

    На доске.

    [pic]

    У. Во втором стихотворении больше чувств автора, его переживаний, его души.

    Итак, общее в стихах – тема, объем – 14 строк. Различия: язык, ритм.

    Да, различия в языке – и отсюда разные интонации, ритм стихотворения. Какое

    же стихотворение подслушал Пушкин у народа?

    Д. Стихотворение "Еще дуют холодные ветры..."

    У. Но Пушкин не был бы великим, если бы он просто подсмотрел, подслушал,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.