МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

    ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

    АДЫГЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

    им. Х.Б.АНДРУХАЕВА

    ПРЕДМЕТНАЯ ( ЦИКЛОВАЯ ) КОМИССИЯ

    ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

    ДИСЦИПЛИН

    ТАУСОВА ИРИНА АСЛАНБИЕВНА

    СТУДЕНТКА 4 КУРСА ГРУППЫ А

    ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ

    ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

    КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

    Научный руководитель-

    преподаватель педагогики

    Цеева А.З.

    Рецензент:

    Методист по научно-методической

    работе городского комитета по

    образованию Администрации

    г.Майкопа Паранук С.Р.

    Председатель П(Ц)К:

    Вербицкая Л.М.

    МАЙКОП,2003

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки формирования личности с учетом

    принципа толерантности.

    1.1.Сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм,

    групповая враждебность и др.

    1.2.Сущность принципа толерантности и его значение при формировании

    личности.

    1.2.Особенности формирования и развития адыгских детей на принципах

    толерантности.

    ВЫВОД ПО ГЛАВЕ

    ГЛАВА 2. Система работы по формированию личности ребенка в соответствии

    с принципом толерантности.

    2.1.Результаты предварительного опроса по выявлению уровня сформированности

    толерантности детей в начальных классах.

    2.2.Работа по развитию и совершенствованию знаний учащихся о принципе

    толерантности.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ЛИТЕРАТУРА

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    ВВЕДЕНИЕ

    Как известно, 1995 год был провозглашен Организацией Объединенных Наций

    годом, посвященным толерантности. Причиной этого были названы прежде всего

    следующие факторы:

    этнонациональные конфликты;

    дискриминация в отношении меньшинств;

    акты ксенофобии, особенно против беженцев и мигрантов;

    религиозный экстремизм;

    насилие и гонения против интеллигенции и других лиц, исповедывающих свободу

    мнений и их выражения;

    нетерпимость со стороны политических движений и идеологий;

    нетерпимость, выраженная в маргинализации и исключении из общества уязвимых

    групп или в дискриминации и насилии против этих групп[22,221-224]

    Нетерпимость действительно превратилась в одну из крупнейших глобальных

    проблем современного мира. Ее суть заключается в отрицании и подавлении

    различий между отдельными людьми и культурами. Возведенная на уровень

    коллективной и даже государственной позиции, нетерпимость подрывает

    принципы демократии и приводит к нарушению индивидуальных и коллективных

    прав человека. Нетерпимость выступает противником многообразия, которое

    составляет важнейший обогащающий фактор человеческого развития.

    Современный мир, переживая глубокие социальные и геополитические

    трансформации после окончания холодной войны и распада коммунистического

    блока, нуждается в более адекватном осознании возможностей и опасностей

    существующей ситуации. Необходимы новые экспертизы и новые инициативы,

    чтобы содействовать становлению индивидуальной и коллективной

    ответственности, а также более эффективных институтов, чтобы не допустить

    царства анархии и насилия на рубеже XXI века. По этой причине Россия

    активно включились в программу культуры мира. В июне 1995 года в г. Якутске

    прошла одна из основных международных конференций года толерантности,

    материалы которой были опубликованы вместе с рядом книг, изданных якутскими

    специалистами[28,51]. Был издан сборник статей как прототип учебника по

    культуре мира и демократии[14]. В России при некоторых научно-

    исследовательских институтах и вузах возникли центры и кафедры по проблемам

    культуры мира и толерантности.

    Ключевым принципом программы «Культура мира» объявлено утверждение

    культуры терпимости в контексте общедемократических преобразований.

    Необходимо совместно с соответствующими органами власти и общественными

    организациями разработать простые и привлекательные принципы педагогики

    толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы, а

    также предложить учебные тексты и программы как для аудиторий обучения, так

    и для средств массового воспитания, включая информационные институты.

    Большинство классных комнат в России и других странах сегодня

    представляют микрокосмос культурного многообразия своих сообществ и поэтому

    нуждаются в новом содержании образования, отражающее знание и понимание

    других народов, их культур и истории, а также понимание общности и единства

    человеческих сообществ.

    Важно прививать молодым поколениям чувства открытости, альтруизма, уважения

    к другим, солидарности и сопричастности и раскрывать источники и опасности

    враждебности, неприязни, отчуждения и ненависти.

    В этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика. Народная

    педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как

    проявление педагогической культуры народа зародилась в глубокой древности.

    Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы,

    воззрения, представления о человеке, детях, о воспитании подрастающего

    поколения.[12,8]В соответствии с потребностями народа она выдвигала самые

    гуманные и демократические идеалы воспитания.

    В психолого- педагогической литературе освещены различные аспекты данной

    проблемы. Изучение проблемы толерантности в педагогической, психологической

    и других науках нашло отражение в работах Гогоберидзе Г.М., Золотухина

    В.М., Шаповалова В. и др. Имеются работы, посвященные адыгской народной

    педагогике и роли толерантности в воспитании детей (Шоров И.А., Бузаров

    К.И., Меретукова З.К., Намитоков Ю.К., Смирнова Я.С., Бгажнокова Б.Х. и

    др.). Однако вопросы толерантности в адыгской народной педагогике относятся

    к недостаточно изученным. Это и определило выбор темы квалификационной

    работы.

    Цель исследования: изучение роли принципа толерантности в адыгской

    народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка.

    Объект исследования – педагогические условия формирования толерантности

    в личности ребенка.

    Задачи:

    1.Проанализировать и оценить уровень разработанности проблемы толерантности

    в адыгской народной педагогике.

    2.Раскрыть сущность понятий: толерантность, национализм, национальный

    эгоизм, групповая враждебность применительно к адыгской народной

    педагогике.

    3.Исследовать особенности формирования и развития адыгских детей на

    принципе толерантности.

    4.Разработать и внедрить системы работы по формированию толерантности детей

    начальных классов.

    5.Проанализировать и сделать соответствующие выводы по результатам

    предварительного опроса.

    Методы исследования:

    1.Теоретические – анализ методической, этнографической литературы,

    теоретического обобщения.

    2.Эмпирические – наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов

    деятельности учащихся.

    3.Математические – обработка информации, определение количественных и

    качественных показателей эффективности применяемой системы работы.

    Этапы научного исследования:

    1.Изучение научно-методической литературы.

    2.Планирование системы работы по формированию личности ребенка в

    соответствии с принципом толерантности.

    3.Внедрение системы работы.

    4.Сбор и обработка фактического материала.

    5.Оформление фактического материала в виде квалификационной работы.

    Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка

    использованной литературы, приложения.

    Глава I.Теоретические предпосылки формирования личности с учетом принципа

    толерантности.

    I.1.Сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм,

    групповая враждебность и др.

    Толерантность-способность человека, сообщества, государства слышать и

    уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения.

    "Терпимость – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от

    культуры войны к культуре мира", - говорится в Декларации принципов

    терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В

    Декларации определено понятие толерантности как:

    уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур

    нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности

    - отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм,

    установленных в международно-правовых актах в области прав человека.

    Толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего

    активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и

    основных свобод человека. Толерантность - привилегия сильных и умных, не

    сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через

    диалог и разнообразие мнений. Бытует мнение, что монокультурное — в отличие

    от поликультурного — общество в своей основе «деструктивно, патологично,

    ведет к маргинализации, пограничности, государственному продуцированию

    законов насилия и жестокости, дегуманизации социума и самого

    себя».[11,138]. В монокультурных государствах человеку не всегда

    предоставляется возможность интеграции в различные социальные общности.

    Существует одна, «единственно верная» норма с четкими правилами,

    идеологическими установками, стереотипами поведения. Если человек склонен к

    иному мировоззрению, а декларируемые обществом «постулаты жизни» ему чужды

    или просто не близки, то он либо становится диссидентом, своеобразным

    «аутсайдером общества», либо «перешагивает» через собственные установки и —

    при удачном стечении обстоятельств— благополучно вливается в общество в

    качестве конформиста. Следует ли из этого высказывания вывод о том, что

    монокультурность проигрывает поликультурам в процессе создания

    благоприятных условий для успешной социализации своих граждан? Отнюдь нет.

    Поликультурное, полинациональное государство имеет собственные и весьма

    серьезные проблемы. В одном ареале, в одном государстве «соседствуют»

    различные общности людей не только с разными культурными ценностями и

    социальным опытом, но и с биологическими различиями, с особенностями в

    психической структуре личности (темперамент,акцентуации характера,

    особенности становления основных психических процессов и т.д.). В любом из

    этих аспектов любая нация, народность оригинальна. Подобная оригинальность

    сохраняется даже в процессе многовековых миграций целых народов.

    Ассимилируясь в ту или иную полиэтническую среду, этнос сохраняет свою

    специфику и оригинальность,хотя, разумеется, не полностью и не в «чистом

    виде».В современных условиях социально-экономической дестабилизации

    стремление сохранить оригинальность той или иной нацией, народностью

    характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти

    проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов

    на ее территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным

    ущемлением «национального достоинства».Оттенки этого опасения различны: от

    индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявлений

    ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации).

    Отчасти такие эксцессы могут рассматриваться в качестве своеобразной

    избыточной защитной реакции на действительные или мнимые угрозы со стороны

    представителей иных этносов. Так или иначе, россияне забывают о том, что

    они не обладают правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого.

    Подобная «забывчивость» ведет — среди людей — к усилению агрессивности,

    распространению — в обществе — шовинистических и фашистских идей.

    Следствием этого легко могут стать кровопролитные распри, войны, погромы,

    террористические выпады «псевдолюдей» против мирных граждан. Последние

    события, связанные со вспышками террора, — своеобразный показатель

    нравственной патологичности поликультуры. Стоит задуматься хотя бы над тем

    фактом, что наиболее кощунственным террористическим нападениям подвергаются

    две «поликультурные супердержавы» — Россия и США. Встает вопрос: возможно

    ли в таких условиях говорить о проблеме толерантности? Какое, например,

    толерантное отношение может проявляться к террористам, убийцам неповинных

    людей? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности, а сама проблема

    достаточно противоречива. Но данный вызов не должен оставаться и не

    остается без ответа. Мы предприняли попытку подойти к проблеме с

    определения основополагающей категории «толерантность» и его парадоксов. Во

    многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом

    «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration,

    нем. — Toleranz, фран. — tolerance.[17,37-39]. В процессе историко-

    культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости»

    претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и

    само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились

    разные идеи. В XIX в. глагол «терпеть» насчитывал множество лексем и

    выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не

    изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и

    т.д.[9,402]Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет

    созерцательный оттенок,пассивную направленность. Подобная характеристика

    понятия сохранилась и в современных словарях. В «Толковом словаре русского

    языка» под редакцией Д.Н.Ушакова[31,308] категория «толерантность»

    полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных

    слов»[25,510] понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям,

    верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо». В том

    же словаре появляются еще два определения, связанные с биосоциальным

    аспектом:«полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности

    организма, способность организма переносить неблагоприятные влияния того

    или иного фактора среды».[25,511].Пассивную и негативную направленность

    обнаруживаем в «Толковом словаре иноязычных слов»[30,264]. В данном

    источнике понятие «толерантности» связано с абсолютной «потерей способности

    к выработке антител» (вновь медико-биологический аспект). Особо выделяется

    политическая толерантность: позиция тех или иных политических сил,

    выражающая их готовность допускать существование инакомыслия в своих рядах.

    В жизни отдельной личности толерантность – проявление готовности

    прислушаться к мнению противников.[21,375].

    Толерантность — это не одно и тоже, что терпение или терпеливость. Если

    терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего

    боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость

    заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от

    доминирования или насилия. Терпимость — это свойство открытости и

    свободного мышления. Это — личностная или общественная характеристика,

    которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются

    многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не

    должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

    Толерантный подход, как и толерантная личность, предполагает, что те или

    иные позиция и взгляд лишь одни из многих и не могут включать в себя все

    остальные. Эта ситуация не зависит от состояния или обладания знанием, а в

    равной мере и от социальной и политической позиции. Толерантная позиция и

    толерантная личность способны или хотя бы готовы допустить это различие и

    быть сторонником плюрализма. Собственно говоря, сама природа и проблема

    толерантности связаны с существованием различий и противоречий, а также

    возможностью конфликта. Но толерантность позволяет этой возможности не

    только не реализоваться, но даже и проявиться. Будучи порождением

    потенциальной конфликтности, толерантность не позволяет реально

    существующим в каждом обществе явлениям неравенства, состязательности и

    доминирования проявиться в манифестных и насильственных формах.

    Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле

    Устава ООН:«…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как

    добрые соседи».Здесь лексема получает не только действенную, социально

    активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации

    (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить

    в гармонии как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).Гармония

    отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга.

    Такую смысловую нагрузку несет определение «толерантности», предлагаемое в

    словаре «American Heritage Dictionary»:«Толерантность — способность к

    признанию или практическое признание, уважение убеждений и действий других

    людей».Впрочем, мальтийский исследователь Кеннет Уэйн в статье «Образование

    и толерантность» приходит к выводу, что определение «толерантности» здесь

    неполно, т.к. «толерантность не просто признание и уважение убеждений и

    действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”,

    которые отличаются от нас. [32,36] В “других” признаются (должны

    признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.