ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
этнических групп, к которым они принадлежат». Для полинационального
государства это особенно актуально, т.к. объект нетерпимости — этносы в
целом и представители конкретных этносов .
Всё же возникают новые вопросы:
Все ли люди, непохожие на нас, могут быть признаны как отдельные
личности, представительствующие в тех или иных социальных и этнических
группах? Не свидетельствует ли уважение (снисходительность) к другим об
отсутствии личных ценностных ориентаций? Попытку ответить находим в
отечественной «Политической энциклопедии»: «Толерантность политическая —
непременное требование в отношениях всех активных участников общественной
жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как
внутри государства, так и между государствами». Таким образом мы пришли к
выводу, что толерантность распространяется на лиц (группу лиц), стремящихся
к позитивному взаимодействию,упорядоченным отношениям, не нарушающих
общечеловеческие законы бытия, не причиняющих вред другим лицам при
реализации собственных свобод. Подобная логика рассуждения может встретить
массу нареканий, ибо она где-то перекликается со старозаветным принципом
«око за око, зуб за зуб». Вряд ли такой подход может дать положительные — в
долгосрочной перспективе - результаты. Ученый-политолог из Оксфорда
Джонатан Ролз полагает, что «общество имеет право на подавление и
притеснение неадекватного субъекта только в целях самозащиты, когда этот
неадекватный субъект демонстрирует нетерпимость,угрожающую общественному
порядку». Сложно не согласиться с данным высказыванием, но дополнить его
всё же можно. Прежде чем применять какие-либо меры по самозащите, следует
проанализировать сложившуюся критическую ситуацию, постараться выявить
причины ее возникновения (мотивы неадекватного поведения). И если хотя бы
на мгновение возникает мысль о том, что неадекватность действия вызвана
нашим поведением, нашей идеологией, то ни о какой тактике самозащиты речи
быть не может. Причина негативных проявлений других — в нас самих, в нашей
нетерпимости, когда-либо продемонстрированной. Всё тот же автор (Д. Ролз)
утверждает, что «людям, проявляющим нетерпимость, не следует жаловаться,
если по отношению к ним продемонстрирована нетерпимость».В «Политической
энциклопедии» мы находим следующее определение «толерантности» - это «вовсе
не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей
ее стороны качество».[21,222]. Для многих из наших политиков это ответ на
второй из сформулированных выше вопросов: толерантность — категория далеко
не пассивная, это не только уважение чужих — при отсутствии собственных
личных — ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных
ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими
культурами. Так в понятие «толерантности» закладывается подтекст обогащения
новым и иным культурным достояниям, социальным опытом. Своеобразие данного
определения отнюдь не сводится к откровенному прагматизму, ибо толерантные
отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого
человека, независимо от его культурного и социального уровня. О некоем
коэффициенте полезного действия толерантности речи, разумеется, не идет:
тогда это уже «псевдотолерантность». В «Философском энциклопедическом
словаре»[34,87] оно определяется как «терпимость к иного рода взглядам».
Таковая является «признаком уверенности в себе и сознания надежности своих
собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое
не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной
конкуренции». Мы предполагаем, что это пояснение свидетельствует об
активной позиции личности в таких процессах, как:
— познание и признание своего «Я» (позиций, взглядов, мировоззрения)
и позиции другого (гностический уровень);
— определение тактики поведения и диалога с другими (конструктивный
уровень);
— взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации (быть с
другими и сохранять свое «Я») (деятельностный уровень);
— анализ результатов взаимодействия (аналитико-результативный
уровень).
Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется
большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную
направленность. Толерантность — не пассивная, а активная нравственная
позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания
между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с
людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Национализм – идеология, ставящая в центр внимания свою нацию и её
проблемы, отдающая национальному приоритет перед социальным.[5,113]
Национальный эгоизм это уверенность в правоте собственной культуры,
склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как
неправильные, низкие, неэстетичные. Национальный эгоизм выступает зачастую
причиной крупномасштабных конфликтов и войн. На индивидуальном уровне он
создает затруднения при общении представителей разных культур и народов.
Групповая враждебность есть не что иное, как тонус общества или
отдельных социальных групп. Групповая враждебность – это состояние
напряженности, конфликта значительных социальных групп. Враждебность может
быть вызвана классовой или этнической напряженностью.
Любое употребление символа нации в политических целях и есть
национализм. Однако, чтобы не углубляться в дебри политической семантики, в
данной курсовой работе мы будем использовать более ограниченное определение
национализма, данное Эрнестом Геллнером. Он утверждает, что национализм –
это «политический принцип, суть которого состоит в том, что политические и
национальные единицы должны совпадать»[28,78]: каждая нация должна иметь
свое собственное государство или хотя бы автономию в рамках другого
государства, в одном государстве должны обитать преимущественно люди,
принадлежащие к одной нации. Эта формулировка оставляет вне сферы нашего
внимания лишь очень немногие и весьма специфические разновидности
национализма, к большинству которых этот термин можно применять только с
оговорками. Национализм – это продукт современного западного общества,
формирование которого началось примерно в XV–XVI веках и которое сейчас,
возможно, находится в стадии радикальной трансформации. Понятие нации в его
современной форме выдвигается на первый план Великой французской
революцией. В 1789 году Декларация прав человека и гражданина провозгласила
национальный суверенитет в противовес суверенитету монарха. Таким образом,
в современном языке понятие нации неразрывно связано с понятием
государства. Термин «национализм», даже в пределах уже данного нами определения,
может иметь различную эмоциональную окраску. Националистами часто называют
не просто сторонников национально-государственного самоопределения, но тех
из них, кто при этом выступает за насильственные методы, проповедуя идеи
национального превосходства, нетерпимости к людям других национальностей.
Иногда считают также, что национализму в таком значении этого слова
противостоит патриотизм как «мирная» любовь к своей стране и преданность
своему государству. Возможно также расширенное, нейтральное толкование
термина: в такой трактовке он применим как к борцам за освобождение от
национального гнета, так и к их противникам, цель которых – интеграция,
ассимиляция или даже уничтожение «инородцев». Мы в рамках данной курсовой
работы употребляем термин во втором – нейтральном – значении. Границу между
агрессивным национализмом и его более демократичными вариантами провести
достаточно сложно, тем более что представители национально-освободительных
движений очень часто сами называют себя националистами. Разница между
«национализмом угнетенных» и «национализмом угнетателей» состоит в том, что
первые стараются утвердить за своим локальным сообществом право называться
нацией, а вторые это право отрицают или по крайней мере отказывают
«угнетенной» нации в праве на политическую автономию. Однако при этом и те
и другие придерживаются одного образа мысли, остаются в рамках
националистического дискурса. Национально-освободительные движения,
стремящиеся к созданию собственного государства, слишком часто
злоупотребляют национальной риторикой, пропагандируя ненависть к своим
угнетателям как к нации. Если они добиваются успеха, то на подконтрольной
им территории начинают подвергаться притеснениям представители бывшей
господствующей национальности. Однако нельзя и отказывать национально-
освободительным движениям в поддержке, и разражаясь сентенциями вроде «чума
на оба ваши дома». Решение, на наш взгляд, состоит в том, что рассуждения о
межнациональных отношениях необходимо вести в более широком контексте, не
замыкаясь в рамках дискуссий о национализме. Вопрос о самоопределении наций
– это фактически вопрос о демократии, причем демократия здесь понимается в
самом широком смысле: как идеал общественного устройства, разделяемый всеми
симпатичными нам политическими идеологиями – от классических либералов до
анархистов. Можно сказать, что демократия – это самоуправление сообществ при
условии защиты прав и свобод меньшинств. Важнейший момент состоит в том,
что сообщество в данном случае нельзя определять априори, вне исторического
контекста. Единственный возможный критерий здесь – это самоидентификация
членов предполагаемого сообщества. Эти тенденции не следует абсолютизировать: слухи о смерти
нации и национального государства уже не раз оказывались сильно
преувеличенными. Национальное самосознание остается одним из
фундаментальных фактов жизни человека в обществе. Но если наша цель –
свобода и самоопределение личности, то вопрос об отношении к национализму
для нас – это вопрос политической тактики, а не стратегии. Вместе с тем в
идеологическом отношении нужно соблюдать дистанцию от националистов, даже
если это наши политические союзники. Многообразие мира не сводится к
многообразию наций и этносов, и защита прав народов – это лишь небольшая
часть битвы за права человека.
I.2.Сущность принципа толерантности и его значение при формировании
личности.
Выводы, к которым мы пришли в предыдущем параграфе, позволяют
обратиться к проблеме толерантности при формировании личности. Активная
нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости — основные
компоненты понятия «толерантности», которое мы попытались дать на основе
анализа различных подходов к трактовке данного термина.
Естественно, что эти компоненты не возникают на пустом месте,
ниоткуда, и не являются — как и любое социальное качество — врожденными.
Следовательно, и активная нравственная позиция вместе с психологической
готовностью формируются, стимулируются (прежде всего — «изнутри») и
корректируются. Целью формирования данных социально-психологических качеств
является позитивное взаимодействие с людьми иных культур,взглядов, позиций,
ориентаций.
В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как
универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты,
явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время
существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии,
которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и
«толерантность».
Данная типология (автор Л.В.Байбородова) представляет следующие типы
взаимодействия, позитивной толерантности:
диалог, сотрудничество, опека.
В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие
другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство
позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают
эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы
через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким,
каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость
мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение
адекватно «принимать» (оценивать) свою личность. Подобная характеристика
диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем
толерантных убеждений. Своеобразие диалогового взаимодействия выявлено еще
древним философом Платоном. Всем известно его высказывание «Познай себя!»,
которое может трактоваться как «узри себя в других» (понимая других, пойми
себя). Такому диалоговому взаимодействию следует учить с раннего детства,
ибо оно является первоосновой позитивного социального опыта.
Второй тип взаимодействия — сотрудничество — подразумевает совместное
определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение
сил и средств на основе возможностей каждого.
Опека является видом взаимодействия соотносимым с понятием
толерантности. (подразумевает заботу не унижающую достоинства опекаемого,
являясь естественной нормой субъекта и объекта).
Диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как
«свобода» (такую связь можно проследить в работах многих ученых, в
частности С.Соловейчика, В.Матвеева, О.Газмана, И.Иванова).
Характеризуя эту связь, необходимо уделить внимание ведущей мысли
теоретиков и практиков педагогики сотрудничества:
«Если предоставить детям полную свободу, но не создать при этом
отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне
свободного человека — обострение совести. Именно в сотрудничестве, в
желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном
побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается
совестливое отношение к людям, работе, обязанностям».
В межнациональном сотрудничестве «тонкая игра усилий» — необходимое,
базовое понятие, определяющее толерантное отношение взаимодействующих
сторон, т.к. «совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря
этим усилиям, является основой демократического полинационального
государства.
В курсовой работе мы намеренно не останавливаемся подробно на таких
типах взаимодействия, как подавление, индифферентность, конфронтация и
конфликт. Эти типы, конечно, совместимы с понятием толерантности, но —
скорее — с негативными его проявлениями.
Мы предприняли попытку определить основные критерии, идеи и принципы
формирования толерантности у адыгских детей и обосновать роль толерантности
в адыгской народной педагогике.
Критерии толерантности можно развить, уточнив, что:
устойчивость личности — сформированность социально-нравственных
мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных
этнических(социальных) общностей;
эмпатия — адекватное представление о том, что происходит во
внутреннем мире другого человека;
дивергентность поведения — способность необычно решать обычные
проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);
мобильность поведения — способность к быстрой смене стратегии или
тактики с учетом складывающихся обстоятельств;
социальная активность — готовность к взаимодействию в различных
социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и
выстраивания конструктивных отношений в обществе.
Основные идеи и принципы толерантности при формировании личности.
Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать (в
жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание,
определим основные идеи формирования толерантности:
— согласно общим положениям о правах человека, изложенным в
Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка,
изложенным в Конвенции прав ребенка, считаем необходимым создание системы
социальных и педагогических условий, способствующих формированию
толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в
микросреде — в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии
всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной
сферы, политиков, СМИ и общества в целом);
— образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к
этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма,
экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах),
национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в
детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей,
представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки,
искусства, государства; позитивные черты характера);
— образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям
и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных
отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного
человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных,
религиозных и социальных сферах;
— образовательная стратегия должна способствовать созданию
благоприятного микрокосмоса культурного, межэтнического взаимопонимания, в
котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует
себя комфортно, защищенно и способен к открытому взаимодействию с миром.
Реализовать вышеперечисленные идеи образовательной стратегии
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|