Половое воспитание младших школьников
Любопытство — врожденное человеческое свойство, и оно позволяет ребенку
открыть уйму интересных для него вещей. Прежде всего, оно проявляется в
том, что малыш все сует в рот или старается потрогать. Среди самых первых и
доступных для обследования объектов ребенка — его собственное тело. В самом
деле, то, что его половые органы чувствительны, он обнаружил прежде, чем
ему исполнилось 3 или 4 года. Но раньше он не мог получать от них никакого
удовольствия, поскольку они были практически недоступны из-за пеленок,
пластиковых штанишек и тому подобных преград. Как только ребенок приучается
к туалету, эти препятствия устраняются, возможностей для изучения доселе
неизвестной части своего тела у него появляется гораздо больше. Несмотря на
то, что мастурбацией занимаются практически все дети, их родители неизменно
категорически отрицают это. Тогда остается предположить одно из двух — либо
мастурбация никогда не была столь привычным развлечением для ребенка, чтобы
превратиться в проблему, либо дети нашли подобное занятие настолько
неприятным, что преспокойно забыли про него.
А ведь ребенку очень важно узнать, какие приятные ощущения возникают
в той части тела, важно для предстоящей со временем половой жизни. К
сожалению, всех нас отличает нездоровое отношение к половым органам. И
действительно, все человеческое тело так или иначе идеализировано в
искусстве, кроме этих частей. Из-за того, что мы ассоциируем их с
биологическим процессом очищения организма, нам трудно смотреть на половые
органы с эстетической точки зрения. Кроме того, нам нередко чересчур прочно
прививают стыдливость, а она позднее может стать весьма серьезным
препятствием для физического проявления любви. Открытие наслаждения,
которое доставляет эта часть тела, может послужить ребенку своего рода
противоядием и предотвратить осложнения психологического характера.
Когда ребенок получает удовольствие от мастурбации, это скорее благо
для него, нежели зло. И действительно, нам следует научить детей
наслаждаться своим телом. Когда ребенок ест, бегает, куда-то карабкается,
отдыхает, поет или танцует — все эти занятия доставляют ему удовольствие и
приносят физическое удовлетворение. И мастурбация в первые годы жизни тоже
входит в их число.
Отчего же мы в таком случае стараемся отвратить детей от нее? В отличие
от многих других привычек мастурбация может вызвать у ребенка острую форму
интраверсии — замкнутости. Если малыш занимается мастурбацией, но при этом
охотно играет в обществе сверстников, проблемы нет. Если же, напротив, он
держится в стороне от них, подобное занятие может еще больше отдалить его
от сверстников и способствовать его уходу от реальности. Вместо того чтобы
решать различные проблемы, связанные с жизнью коллектива, ребенок невольно
будет стараться замкнуться в себе и уединиться, чтобы избежать
разочарований и получить хоть какое-то удовольствие.
К сожалению, мы не можем доверяться мнению разных людей по поводу
мастурбации. Очень возможно, что их высказывания будут шокировать нас.
Более того, их советы даже могут побудить нас наказать ребенка. Чтобы
избавить детей от подобных нездоровых реакций, лучше самим принять
необходимые меры.
Что можно сделать, чтобы предотвратить или исправить какие-то
крайности, которые могут возникнуть?
1. Не слишком усердствуйте, когда купаете ребенка, половые органы мойте
как следует, но быстро. Если затяните мытьё, вызовите у ребёнка сильное
возбуждение. Не проявляйте особого внимания к этой части его тела, иначе он
тоже начнёт с растущим интересом относиться к ней.
Заметив, что ваш ребенок занимается мастурбацией, не отводите его руку, не
угрожайте ему, не наказывайте. Лучше, если вы сделаете вид, будто вас
нисколько не интересует его занятие, и непременно постарайтесь поступить
так, чтобы он не почувствовал себя виноватым. Подобного рода комплекс
вины может оказаться очень вредным и сильно помешает дальнейшему развитию
его половой жизни, осложнив ее.
Постарайтесь понять, что именно в вашем по ведении вызвало у ребенка
внутреннее напряжение. Многие дети находят в мастурбации краткое
удовольствие и мгновенное расслабление, благодаря чему способны
противостоять требованиям родителей, не выражая открыто свой протест. В
таких случаях мастурбация становится для ребенка единственной возможностью
получить удовольствие. Напротив, малыш, который имеет множество
возможностей проявить себя, свои чувства и желания и у которого много
интересов, обычно занят весь день, и маловероятно, чтобы у него укрепилась
привычка заниматься мастурбацией.
Лучший способ избавить ребенка от подобной привычки — отвлечь его.
Приведу характерный пример. Одна 5-летняя девочка, очень уравновешенная,
начала ходить в детский сад. Спустя какое-то время воспитательница
заметила, что во время тихого часа девочка занимается мастурбацией, и
сообщила об этом матери. Та не проявила никакой тревоги и тем самым
успокоила воспитательницу. Спустя день или два, разговаривая с дочерью о
детском саде, мать спросила ее, как ей нравится тихий час.
1. Раньше я не любила этот час, — ответила девочка, — а теперь люблю.
2. Вот как? А что же ты делаешь в это время? - поинтересовалась мать.
Девочка объяснила.
—О, я лежу, вытянувшись на постели, и слегка щекочу себя.
1. Зачем?
2. Мне приятно.
3. Ты права, — спокойно заметила мать и перевела разговор на другую тему.
Ответ девочки был честным и потому не заслуживал осуждения. Эпизод
показал, что у родителей с дочерью были прекрасные отношения, и мать
поступила очень мудро, прекратив разговор и не потребовав, чтобы девочка
перестала заниматься мастурбацией. Поступи она иначе, от искренности в ее
отношениях с матерью не осталось бы и следа. Однако на следующий день мать
пошла в магазин и купила несколько игрушек. Утром, отправляя девочку в
детский сад, она дала ей игрушку и сказала:
- Вот, поиграй с этой куклой во время тихого часа, если не сможешь
уснуть, и увидишь, тебе будет не так скучно.
Для девочки оказалось приятной неожиданностью, что тихий час перестал
быть скучным временем, она не только прекратила заниматься мастурбацией, но
у нее появились новые интересы. От игрушек она перешла к рассматриванию
букв на упаковках, принялась соединять их в слова и, наконец, невероятно,
но факт, сама научилась читать, стала на тихий час брать с собой книгу и за
год сделала большие успехи в чтении.
Позволю себе подчеркнуть в этой подлинной истории два момента. Первый —
как легко сделать то, что нужно делать. Второй — когда поступаешь
правильно, ситуация не только меняется в желаемую сторону, но достигаются и
другие непредвиденные положительные результаты.
Если онанизму обычно уделяют неоправданно большое внимание, то такие
патологические проявления сексуального развития, как агрессивность и
жестокость, родители часто недооценивают. Относиться к ним следует с учетом
степени их осознанности ребенком, возраста его и ситуации, в которой они
проявляются. Маленький ребенок может быть жестоким, не имея об этом
никакого понятия, в связи с недостаточным по возрасту уровнем развития,
нередко из самых лучших побуждений, например, играя со щенком, котенком и
т. д. Взрослые должны объяснить ребенку неправильность такого поведения, но
не угрожать наказанием, а стремиться вызвать в нем сочувствие, внушить
мысль о недопустимости по своей прихоти распоряжаться свободой, чувствами,
здоровьем любого существа, делать из него игрушку. Уважение к людям должно
прививаться ребенку наряду с уважением к любым проявлениям жизни, без
деления их на «полезное» и «вредное». Уже к 3—4 годам нормальный ребенок
должен иметь полное представление о том, что не всякое его действие по
отношению к другим существам недопустимо.
Наконец, к явной патологии относятся все те случаи, когда ребенок,
подросток сознательно, умышленно причиняют боль другому существу. Такая
деятельность должна пресекаться самым решительным образом. Жестокость,
агрессивность (равно как и склонность к умышленной порче вещей) —
проявление патологии социального развития. Агрессивный, жестокий подросток,
если он обладает достаточной физической силой, отравляет существование
другим детям.
К отклонениям в сексуальном развитии относится и гомосексуализм –
наиболее распространённая из перверзий (извращений). Существует два типа
гомосексуализма. В основе первого лежат различные факторы – генетические,
обменные, травматические и т. д., и страдающий им человек с рождения
является больным. При втором типе особенности личности и общие
характеристики организма находятся в пределах нормы и вполне соответствуют
половой принадлежности; гомосексуальная направленность полового влечения —
единственный момент дефективности.
Первому типу гомосексуализма соответствует активная его форма у женщины
и пассивная у мужчины, т. е. формы, каждая из которых противоположна
нормальной роли в половых отношениях. Напротив, второму (церебральному)
типу гомосексуализма соответствует активная мужская и пассивная женская его
формы, соответствующие характеру распределения ролей в нормальных половых
отношениях. Именно об этом типе гомосексуализма должны знать педагоги и
родители, и о нем пойдет речь ниже.
Человек становится гомосексуалистом, если у него есть врожденная
предрасположенность и условия для ее реализации. Предрасположение к
гомосексуализму заключается, по-видимому, в повышенной половой возбудимости
в сочетании с недостаточностью психического торможения. Гомосексуализм
развивается обычно у людей с психопатическими чертами, пусть даже они
обладают высоким интеллектом, талантливы и т. д. Реализация
предрасположения к гомосексуализму осуществляется в результате совращения
гомосексуалистами как людей, ранее сохранявших гетеросексуальную ориентацию
в половых отношениях, так и, что особенно важно, подростков, еще не имеющих
сексуального опыта.
В возникновении гомосексуализма особую роль играют дефекты воспитания.
Прежде всего это все те моменты, которые способствуют возникновению и
закреплению негативизма к другому полу. Между тем родители совершенно не
учитывают этого и нередко из самых лучших побуждений внушают своим детям
настороженность — мальчикам к девочкам, девочкам к мальчикам, вместо того
чтобы правильно ориентировать ребенка на интерес к другому полу.
Негативизму у мальчиков по отношению к женскому полу способствуют: во-
первых, наставления родителей (в первую очередь матерей) — зачастую о
женском поле мальчик знает только негативное: «Жениться — попадешь «под
каблук» и т. д. или «Свяжешься с женщиной — заразишься дурной болезнью»; во-
вторых, склонность девочек апеллировать к старшим во всех конфликтах с
мальчиками, взрослые же нередко, не разобравшись в сути дела, принимают
сторону жалующихся, хотя в большинстве конфликтов виноваты обе стороны; в-
третьих, более быстрое развитие и половое созревание девочек, то, что они
раньше «взрослеют»; это создает элемент отчужденности между сверстниками
разного пола, поскольку девочки начинают представлять интерес для
старшеклассников; в-четвертых, больший конформизм девочек, их готовность
занимать различные «руководящие» должности в школе — в пионерской дружине,
в комсомольской организации; при этом нельзя не учитывать и склонности лиц
женского пола к попечительству, которое порой принимает характер различных
наставлений, нравоучений и т. д.
Существуют и определенные моменты, обусловливающие негативизм девочек
по отношению к мужскому полу, но их значительно меньше. Во-первых,
естественно, это наставления родителей (опять-таки в первую очередь
матерей), которые нередко приписывают представителям мужского пола
различные недостатки; во-вторых, это некоторые особенности поведения
мальчиков по отношению к девочкам, особенно их неумелые способы проявления
внимания — подойти и толкнуть, или дернуть за косу, или вывалять в снегу и
т. д.; в-третьих, эта меньшая бытовая приспособленность мальчиков, их
меньшая аккуратность, исполнительность и т. д., т. е. недостатки, которые
легко понятны девочкам любого возраста, в том числе и такого, когда они еще
не способны оценить специфические достоинства мальчиков. Следует
подчеркнуть, что особенно благоприятные условия для развития негативизма к
другому полу существуют в неполных семьях, когда ребенок воспитывается
только матерью. В таких семьях многие особенности представителей другого
пола ребенку мало известны и априори могут им расцениваться как
отрицательные. В таких семьях порой наблюдается нетерпимость к недостаткам
представителей другого пола, причем чаще ее проявляют девочки.
Неверная направленность полового влечения возникает в результате
проявления непроизвольного интереса к противоположному полу, непроизвольных
реакций, которыми он проявляется на ранних стадиях его развития, ослабления
реакции на первичные («ключевые») сексуальные раздражители. Последнее
возникает, например, ' тогда, когда по характеру обучения подростку, юноше
постоянно приходится иметь дело с обнаженным женским телом (например,
обучение в балетной школе). У большинства представителей мужского пола
реакция на «ключевые» раздражители устойчива, однако у некоторых она может
постепенно исчезнуть, и половая направленность в этом случае формируется на
условно рефлекторной основе.
Конкретным механизмом формирования гомосексуальной направленности
является фиксация («впечатывание» в психику) наиболее яркого сексуального
переживания. Повторение закрепляет эту направленность.
Сознание осуждения, с которым общество относится к гомосексуалистам,
способствует развитию сектантской установки, выработке целой системы
взглядов, в основе которых лежат претензии на исключительность. Последнее
следует расценивать как подсознательную установку компенсаторного
характера: чувствовать себя в изоляции легче с позиций «избранности».
Гомосексуалисты вооружаются целой системой взглядов, убеждений, собственной
системой ценностей и т. д. К ним относится, в частности, и убеждение многих
из них, что женщина как в интеллектуальном, так и в эстетическом отношении
стоит на низшей ступени развития в сравнении с мужчиной, является существом
«неполноценным». Многие гомосексуалисты утрачивают способность (или же она
у них остается неразвитой) к восприятию женской красоты, причем если
некоторые из них могут оценить привлекательность женского лица, то
относительно фигуры они не в состоянии прийти ни к какому заключению.
Для возникновения женского гомосексуализма (имеется в виду
церебральная, пассивная его форма) решающее значение имеет
неудовлетворенность сложившимися гетеросексуальными отношениями, возникшее
на этой почве чувство одиночества плюс совращающее влияние активной
гомосексуалистки.
Гомосексуальные отношения могут иметь довольно развитой характер, с
такими явлениями, как ревность, стремление к единению, способность на
жертвы; на почве конфликтов любовного характера у гомосексуалистов бывают и
преступления.
Неверные установки в половом воспитании
Характеристика неверных установок, выявленных нами при анализе
трудностей полового воспитания. Следует учитывать, что в конкретных
жизненных ситуациях может проявляться неблагоприятное влияние сразу
нескольких установок, в изолированном виде они почти не встречаются.
Например, негативизм часто оказывается способом реализации аскетической
установки, потребительская установка сама по себе может расцениваться как
проявление негативизма, собственническая установка по отношению к детям
может быть проявлением эгоизма или реализацией аскетической установки и т.
д. С учетом этого и следует воспринимать даваемую ниже их характеристику.
Негативная установка. В негативной установке можно выделить три вида.
Первый — негативная установка как месть; ее следует расценивать как
проявление непорядочности. Она возникает обычно у женщин вследствие
некритического отношения к событиям собственной жизни. Например, личная
жизнь по какой-либо причине не сложилась. Не обязательно в этом виноват кто-
то другой. Кроме того, порой семейная жизнь не складывается и у хороших
людей. Естественно, это особенно вероятно, если попался муж-пьяница или
непорядочный человек. В любом из этих случаев некоторые матери внушают
своим дочерям негативное отношение ко всем представителям мужского пола,
заранее настраивая их против мужчин, давая им резко отрицательные
обобщенные характеристики. Наиболее убедительным воспитательным моментом
здесь является собственное отношение к бывшему мужу. Поскольку у некоторых
женщин он главный мерзавец среди прочих мерзавцев-мужчин, ему чинятся
всяческие препятствия во встречах с ребенком. Особый вред при этом
наносится девочке. Мальчику внушить отрицательную установку по отношению к
собственному полу трудно.
Вторая разновидность негативизма — негативизм как самоутверждение. Чаще
это внушенная родителями (точнее, матерью) и поддерживаемая ими форма,
являющаяся как бы продолжением семейной традиции. Здесь главенствует
принцип, что мужчиной нужно руководить, что его сразу же надо прибрать к
рукам и держать крепко. И если это удается, он сводится до положения
большого ребенка. Ему что-то позволяется, что-то нет, причем это решается
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|