Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка
они проявляются в материальных и духовных ценностях этноса, произведениях
народного творчества, художественно-прикладном искусстве. Роль народных
традиций в педагогическом процессе трудно переоценить. Еще Е.Д. Ушинский
отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть
народным, должно быть пронизано народностью» [131,162]. Актуальны для
организации педагогического процесса мысли великого педагога о большом
влиянии характера национальных особенностей, культуры народа на воспитание.
Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этнические
нормы выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают
огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. Народное
творчество, искусство, игры и другие средства воспитания, используемые
народом, его национальные духовно – нравственные ценности формируют у
подрастающих поколений лучшие человеческие качества.
Проблемы народной педагогики отражались в работах педагогов разных
времен. Так, еще А.Я. Коменский изучал народные традиции воспитания и
включал их в свою педагогическую систему. В России мысли о связи между
традиционной культурой народа и системой воспитания подрастающего поколения
высказывал К.Д. Ушинский. Дальнейшее развитие эти идеи получили у педагогов
других народов России - И. Марджани, Б. Гасиринского, К. Настири, С.
Михайлова, И. Михеева, И. Яковлева, Д. Банзарова и др.[89,466].
Роль народных традиций в педагогическом процессе исследуется и в
современной педагогической литературе. Изучаются и анализируются
возможности использования народных традиций в подготовке детей и подростков
к освоению нравственного, трудового, эстетического опыта поколений (В.Ф.
Афанасьев, Г.Н. Волков, М.Б. Гуртуева, З.М. Магомедова и др.), их роль в
духовном становлении личности (Г.С. Виноградов, Н.А. Константинов, Е.Н.
Медынский, В.З. Смирнов, М.Ф. Шабаева и др.). Социальный аспект воспитания
на народных традициях рассматривается через анализ целей, содержания, путей
передачи опыта (В. Бальжиев, А.Ш. Гашимов, Ж. Доржиева, Т.К. Искаков, Я.И.
Ханбиков, И.А. Шаров и др.).
Большое внимание народной педагогике, вопросам освоения народных
традиций уделяют и конкретные методики преподавания той или иной
дисциплины. В первую очередь это относится к дисциплинам гуманитарного
цикла. Среди них особое место занимает обучение иностранным языкам. Одной
из основных задач в обучении иностранным языкам является приобщение
учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других
народов мира. Дети подросткового школьного возраста воспринимают информацию
о народных традициях и культуре других стран наиболее продуктивно.
Исследования, проводившиеся в Канаде, подтверждают, что дети, изучающие
иностранные языки, более восприимчивы к культуре других народов, чем те,
кто их не изучает [172,118]. Подростки не только открыты для восприятия
людей, отличающихся от них самих [159],[169], но именно в этот период (от
11 до 15 лет) возникает критическое отношение к мировым культурным
ценностям [173,27].
В системе школьного образования возможности учебного предмета
«Иностранный язык» уникальны. В процессе овладевания иностранным языком
развиваются как интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности
учащихся, так и личностные качества: интересы, воля, ориентация в
общечеловеческих ценностях. Иностранный язык является действенным средством
изучения культурного наследия своего народа и народов стран изучаемого
языка, это способ, помогающий «ввести детей в мир другой культуры» [100,8].
В.В. Сафоновой принадлежит философское обоснование социокультурного
подхода к языковому образованию. Согласно этому подходу иностранный язык
рассматривается не только как средство коммуникации, но и как инструмент
познания мировой культуры, национальных культур народов стран изучаемых
языков и их отражения в образе и стиле жизни людей, духовного наследия
стран и народов, их историко-культурной памяти, способа достижения
межкультурного понимания [115,4]. Анализируя учебные функции иностранного
языка, В.В. Сафонова подчеркивает, что на современном этапе развития
необходимо обучать иностранному языку «как средству межкультурного общения
в изучаемых сферах человеческой деятельности, взаимопонимания народов,
стран, социальных систем и обобщения достижений национальных культур в
развитии общечеловеческой культуры, обогащения духовными ценностями,
созданными различными народами и человечеством в целом…» [114,20]. Язык
выполняет как коммуникативную, так и кумулятивную функцию, поэтому обучение
иностранному языку сопровождается проникновением в культуру его носителей.
Ряд исследователей подчеркивает, что обучение иноязычной культуре
должно быть сопоставительным процессом, включающим ссылки на родную
культуру, «диалогом между двумя образами жизни и мыслей» [161,26], для
которого характерно отношение культуры к культуре как равноправной,
равноценной, интересной и нужной благодаря ее уникальности [51]. По теории
усвоения иноязычной культуры, результатом этого процесса становится
продуктивный, когнитивный, перцептивный и эмоциональный синтез [167],
происходит «воспитание диалектического отношения к стране и народу, язык
которого изучается» [88,7].
Овладение иной культурой необычайно важно и для того, чтобы учащиеся
имели возможность рассматривать свою культуру не как единственно возможный
способ видения мира, а понимали бы соотношения культур разных народов и
всей мировой цивилизации.
Изучение культуры другого народа дает возможность понять ее, а через
восприятие и понимание иноязычной культуры совершенствуются знания о своей
собственной. Х. Гунфельд отмечает, что понимание иноязычной культуры
невозможно без того, чтобы сначала не увидеть нового в своей [156]. Самым
«желанным» результатом изучения культуры другого народа, по мнению Н.
Брукса, является новое, более глубокое понимание родной [151], и происходит
осознание своей принадлежности к великой русской культуре.
Культуру нельзя себе представить без народного искусства, которое
раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его
моральные и эстетические ценности, поэтому так велико его воспитательное
значение. М.С. Каган отмечал, что искусство выступает моделью жизни мира.
Говоря о культуре и искусстве, Н.К. Рерих видит в них истинные ценности
человека, которые должны сохраниться и доноситься последующим поколениям
несмотря ни на какие потрясения. Особое внимание он уделял искусству как
методу воспитания, образования, развития в детях высокого нравственного
чувства.
Психолого-педагогические исследования подтверждают, что дети очень
чутко воспринимают выразительные средства литературы и ценностные
ориентации, которые она несет (Н.С. Карпинская, Э.П. Короткова, А. Мелик-
Пашаев, В.С. Мухина, О.С. Ушакова, Р.М. Чумичева и др.) Слушая и читая
народные сказки, поговорки, пословицы, знакомясь с народной музыкой, дети
приобретают новые знания о жизни – о труде людей, о том, что ценит народ в
человеке, а что порицает как понимает красоту, получают представление о
добре и зле, усваивают мудрость народа, его уважение к человеку. Устное
народное творчество – это громадный пласт культуры как национальной, так и
мировой.
Большое значение в языковом развитии подростков имеет приобщение к
такой форме народного творчества, как пословицы и поговорки. В них заложен
большой нравственный потенциал. Пословицы – крылатая мудрость народа,
своеобразный учебник жизни. У каждого народа свои пословицы. И все они по-
своему интересны, все мудры и поучительны, только рассказаны они на своем
языке. В пословицах и поговорках в сжатой и точной словесной формуле
заключен практический опыт народа, его миропонимание, и, главное,
содержится отношение народа к окружающей действительности, представление о
своем месте на земле, его ценностные ориентации. Как элемент народной
философии пословицы создавались на протяжении столетий. Они передавались из
уст в уста, шлифовались, совершенствовались, постепенно приобретая
предельную лаконичность и выразительность.
Восприятие пословиц зависит от того, насколько у человека развита
способность к абстрактному мышлению и насколько он умеет применять
результаты своих размышлений к конкретным случаям жизни. Восприятие смысла
пословиц служит своего рода характеристикой уровня умственного развития
подростка, а сами пословицы одновременно содействуют этому развитию. Но
главное в пословицах – забота о нравственном воспитании, и почти все
подчинено решению этой задачи. Мудрые пословицы помогают оценивать свои
поступки и действия других людей, учат, каким должен быть человек в труде,
трудолюбие рассматривается как лучшая характеристика нравственного облика.
Большое влияние пословицы и поговорки могут оказать на формирование
любви к родному краю, к тому, что человека окружает, что ему близко.
Стремление к знаниям и обогащению новыми сведениями о природе и людях
рассматривается в пословицах и поговорках как нравственный долг каждого.
Работая с пословицами и поговорками, учащиеся обращают внимание на то
значение, которое придается активному здоровому образу жизни. Забота о
здоровье своем и других людей объявляется моральной обязанностью, одной из
очень важных ценностей в жизни человека.
Использование пословиц и поговорок на уроке предполагает интенсивную
работу разума и чувства, Как правило, в пословицах, кроме хорошо видимого,
есть и скрытый, внутренний смысл. Для того, чтобы понять его, нужно
приложить определенные усилия, поразмыслить, привлечь весь свой опыт и
знания. А это и является важным условием для нравственного воспитания,
когда школьник должен сделать свой выбор, исходя из внутренней ценности, то
есть того, что особо значимо для духовного развития человека.
Пословицы и поговорки играют большую роль в обогащении языка, в
развитии образного мышления и речи, в культурном и нравственном воспитании
подростков. Они глубоки по мысли, воспитательную роль выполняют косвенными
путями. Через переживания, соучастие, часто не выраженные словами, они
развивают общечеловеческие качества. Ведь пословицы заключают в себе не
только народную «модель воспитания», но и результат воспитания – «модель
поведения» (И.Я. Яковлев).
Не меньшую роль в воспитательном процессе на уроках иностранного языка
играют песенки, потешки, «первертыши» и другие жанры народного творчества.
В них содержится материал, который несет в себе высшие гуманистические
ценности. Они оказывают активизирующее воздействие, являются средством
социализации, помогают создать объективные условия для эффективного
освоения и присвоения нравственного опыта многих поколений, признавая
уникальность и неповторимость личности, ценность которой, по выражению Я.А.
Коменского, дороже всех сокровищ, дороже золота и серебра, приобщают детей
к истокам мировой культуры.
Опора на гуманистические традиции народа – непременное условие успеха
учителя, если он ставит перед собой задачу помочь учащимся в овладении
общечеловеческими ценностями.
ГЛАВА II
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У
ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
2.1 Технология формирования общечеловеческих ценностей у подростков в
процессе изучения иностранного языка
Основное положение ценностно-ориентированного образования касается
педагогических технологий. Идея заключается в переходе от объяснения к
пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от
управления к самоуправлению. И здесь основная задача педагога – общение,
взаимопонимание с учениками. Задачей воспитания в духе общечеловеческих
ценностей является формирование соответствующей направленности личности.
Г.Г. Сергеичева определяет направленность личности как «взаимодействие
доминирующих отношений к людям, обществу, коллективу, труду, самому
себе»[117,11]. Направленность личности как психическое образование состоит
из трех взаимосвязанных компонентов: познавательного (знания, убеждения,
взгляды), действенно-практического (умения, навыки, привычки, черты
характера), эмоционально-волевого (стремления, чувства, потребности,
интересы). Ценностные идеалы глубоки и многоплановы. Тем не менее, возможно
выделить одну, главную характеристику общечеловеческих ценностей,
проявляющуюся во всех других и являющуюся основой формирования ценностной
направленности личности. Такой характеристикой является отношение к людям.
Оно проявляется во всех других видах отношений [117].
Реальная жизнь подростков не представляет собой чисто механической
суммы отдельно взятых видов деятельности, а образует их взаимосвязанную
систему, характерную для данного возраста, которая и отражает определенную
схему отношений, формирующих определенные качества личности. При этом
данная система деятельностей, в которые включается личность подростка,
обусловливается закономерностями ее формирования, и задается взрослыми, как
правило, педагогами и родителями. Психологи считают возрастную группу «11-
15 лет» благоприятной для умственного развития и социальной подготовки
ребенка. Пластичность природного механизма усвоения речи позволяет детям
этой возрастной группы легко владеть навыками говорения на иностранном
языке [5]. Иностранный язык в школе – это не занятия в традиционной форме,
его цели и методы совсем другие: в обучении на первом месте стоят, прежде
всего, межкультурные задачи. В учебном процессе используются все
возможности, все элементы, которые доставляют детям радость, мотивируют к
сотрудничеству и поощряют учебу. В процессе формирования у детей
общечеловеческих ориентаций «исключительно важная роль принадлежит эмпатии
- доверительной, искренней, доброжелательной атмосфере, задача создания
которой должна стать первоочередной для преподавателя» [74,155].
Основные задачи обучения иностранному языку детей подросткового
возраста заключается в дальнейшем развитии у них интереса к языкам (как
родному, так и иностранному), языковых способностей, навыков межличностного
общения, умений самостоятельно решать элементарные коммуникативные задачи
[34]. Уроки иностранного языка на данном этапе являются отличной
возможностью для создания повышающих познавательный интерес личностных
ситуаций, которые должны соответствовать следующим характеристикам:
а) ценностно-смысловой аспект содержания (для школьника важна не сама
грамматическая или лексическая структура, а то, чем она наполнена, при этом
содержание обучения должно затрагивать интересы подростков и отвечать их
потребностям в общении и познании);
б) сотрудничество учеников и учителя (занятие рассматривается не как
урок, а как организация совместного дела). Общение между наставником и
воспитанником должно строиться как диалог-сотворчество, сотрудничество.
Такой подход предполагает формирование способности видения «другого»
[141,231].
«В обучении происходит «встреча» культурно-событийного опыта,
организатором которого является педагог, и индивидуального опыта учащегося.
Культурно-событийный опыт – опыт, который возникает при включении элементов
культурно-исторического опыта человечества (основ наук) в личностно-
значимые для учащихся ситуации, события, формирующие их индивидуальный
опыт» [109,8].
Одно из направлений в обеспечении условий полноценного развития
личности ребенка и формирования его культуры – изменение его учебного плана
за счет включения в него новых учебных предметов, как обязательных, так и
по выбору. В качестве примера можно назвать иностранные языки, этику,
театральное мастерство, художественное мастерство и т.д. Вторым
направлением является создание соответствующих направлений на всех уроках,
заинтересованность преподавателей, умелое сочетание обучающих и
воспитательных приемов при проведении всех без исключения уроков.
При определении содержания личностной культуры учащихся 5 – 9-х классов
мы исходили из тех ценностных основ отношения ребенка к действительности,
которые должны быть сформированы у него к концу младшего школьного
возраста, т.е. к 10 годам. Через отношение к природе, к предметам
рукотворного мира, к явлениям общественной жизни, к окружающим людям и
самому себе ребенок приобщается к широкому кругу общечеловеческих
ценностей: красоте, доброте, истине, у него формируются собственные
познавательные ценности, ценности переживания и преобразования (В.В.
Давыдов).
Опрос учителей (было опрошено более 50 человек) показал неоднозначность
их отношения к проблеме воспитания подростков, отнесение ее на второй план.
Это проявилось также в ходе изучения отчетов учителей за последние 5 лет.
Основное педагогическое внимание направлено на освоение различных систем и
методик обучения, новых предметных курсов, а вопросы воспитания учащихся
отходят на второй план. При этом явно проявляется то, что называется
вербализмом в воспитании: педагогические мероприятия ограничиваются
беседами этического содержания, воспитательными мероприятиями шаблонного
порядка. Успех учителя в формировании общечеловеческих ценностей у
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|