Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка
и т. д. По характеру использования можно выделить пять типов культурных
образцов: шаблон, ограничение, способ, символ и ценность. По уровню
сложности выделяют элементарные, культурные и конструктивные образцы, хотя,
в общем, все их можно отнести к разряду общечеловеческих образцов, или
ценностей [96]. Ценности пронизывают буквально все сферы общественной
жизни, все социальные структуры и отношения.
В отечественной литературе наметились две трактовки природы ценностных
явлений, основанные на диалектической триаде: «вещь – свойство –
отношение». Одни авторы (А.Д. Александров, В.П. Тугаринов) полагают, что
ценностями являются вещи и их свойства, которые нужны в качестве средств
удовлетворения их потребностей и интересов. Именно из потребностей и
интересов исходят люди в своей практической деятельности, создавая тем
самым вокруг себя особого рода поле – поле заинтересованности. Предметы и
явления, свойства которых затрагивают интересы людей, попадая в это поле,
приобретают притягательную силу для отдельных личностей, больших и малых
социальных групп. Иначе говоря, ценности – это «материальные и духовные
явления, которые соответствуют интересам людей, удовлетворяют их
потребности» [4,44].
Другие исследователи, и их большинство, считают, что ценность есть
отношение значимости объектов социального и природного мира для субъекта
социальной практики (индивида, коллектива, общества). Ценность, по их
мнению, зависит от свойства как субъекта, так и объекта, но не совпадает с
ним. Она объективно задана практической деятельностью субъекта. Отражение
этой объективной значимости в его сознании и есть оценка [110].
Система ценностей в широком смысле слова – это внутренний стержень
культуры, объединяющее звено всех форм общественного сознания. По мнению
А.Г. Здравомыслова, ценности – это «обособившиеся в ходе развития самой
истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства
интересы»[44,166].
Рассмотрение специфики, содержания и структуры общечеловеческих
ценностей следует начать с введения ее первого элемента – субъекта
ценности. Это, во-первых, природа как источник и условие жизни и ее
духовного потенциала, выступающая в качестве самоценного субъекта, а не
только условия и среды межсубъектных отношений. Во вторых, человек и любая
общность: семья, социальная группа, школьный класс, группа, нация,
народность, общество. Отдельный человек в этих отношениях предстает как
индивид, личность, гражданин. На это наслаиваются различные типы отношений:
межличностные, межвозрастные, межполовые, наконец, межнациональные.
Вторым исходным элементом является объект – носитель ценности. Это, во-
первых, природа не только как источник жизни, самоценный субъект и среда
обитания, но и как непосредственный объект – посредник межчеловеческих
отношений. Во-вторых, им может быть лишь такое явление, событие, факт,
идея, которые приобретают в процессе оценки их субъектом положительную или
отрицательную значимость. Эта значимость и делает объект оценки носителем
соответствующих экономических, политических, правовых, моральных,
нравственных, религиозных или эстетических ценностей [28,57].
Анализ литературы дает основание считать, что ценность выражает
человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам
человеческого бытия, человеческого сосуществования, характеризует
человеческое измерение общественного сознания. О том, что общечеловеческие
ценности являются ценностями индивидуального субъекта, прекрасно сказал В.
Днепров: «Нравственность должна утвердиться в душе каждого отдельного
человека, она должна многократно реализоваться внутри каждой личности
[39,173].
Разработанной и общепринятой концепции общечеловеческих ценностей нет
ни в западной литературе, ни в отечественной, хотя некоторые аналоги в виде
«общечеловеческого», «вечных, универсальных начал» и т.д. имеют давнюю
традицию в истории множества современных наук. Общечеловеческие ценности –
одно из наиболее часто встречающихся ныне словообразований, постоянно
попадающих в наше поле зрения на страницах газет и журналов. По мнению Р.
Соколова, общечеловеческие ценности – это идеал, символ, образец,
регулятивная идея, и в таком качестве они имеют право занимать
соответствующее место в нашем сознании и мировоззрении. В этом смысле
«общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой мечтой – за
ними глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и
устремления» [124,55].
Функционирование ценностей – это их воздействие на человеческую
деятельность, человеческое поведение, общественную жизнь, развитие
культуры. Понятно, что воздействие это осуществляется и проявляется по-
разному, в зависимости, с одной стороны, от характера того или иного вида
ценностей – религиозных или эстетических, нравственных или художественных,
с другой – от особенностей аксиологического субъекта – индивидуального или
совокупного, той или иной социальной группы или человечества в целом,
наконец, от того, функционирует ли ценность внутри духовного мира субъекта,
влияя так или иначе на его целостное сознание, деятельность или поведение.
Множество подходов к определению специфики и содержания
общечеловеческих ценностей располагаются, так или иначе, между крайностями
субъективно-релятивистских и объективно-абсолютистских концепций.
Представители первой из них выводят ценность из биопсихологической природы
человека, считая индивидуальные желания, потребности и интересы исходным и
единственным источником ценностей, а их переживание человеком – основным
способом их бытия. Ценности, с этой точки зрения, есть лишь «факты чувства,
желания, удовлетворения, решения, и для них нет места в мире вне центров
опыта»[164,210].
Сторонники второй, объективистской, группы аксиологических концепций
считают, что ценности объективны и абсолютны и представляют собой идеальные
сущности, которые находятся за пределами реальности, вне пространства и
времени. Эти ценности не зависят от сознания и опыта человека, представляя
для людей лишь абсолютные принципы общезначимости и долженствования. Этой
концепции придерживались М. Шелер, Г. Риккерт, В.С. Соловьев, С.Л. Франк и
др. Они пытались определить составляющие структуры теории ценностей.
Наиболее точно основные моменты этой теории отметил Н.О. Лосский. Во-
первых, это включение в состав ценности бытия переживания, значения и
идеала в отличие от концепций, сводящих ценность лишь к одному из этих
элементов. Во-вторых, они входят в содержание и культуру ценности не как
рядоположенные, а иерархично целеустремленные от бытия к идеалу, что,
собственно, и делает их элементами ценности. И в-третьих, только такое, «не
статичное, а внутренне напряженное, динамичное функционирование ценностей в
эволюции всего сущего к абсолютной полноте жизни и определяет их в качестве
основания и ядра человеческой культуры» [72,274-275]. Таким образом, даже
очень краткий обзор наиболее значительных аксиологических концепций
показывает, что из всех явлений, связанных так или иначе с ценностями, к
определению их специфики имеют отношение лишь такие, как «значимое»,
«желаемое», «должное», «норма», «цель», «идеал», в отличие, скажем, от
понятий «отношение» или «переживание», неспецифичных для ценности.
1.2. Формирование общечеловеческих ценностей как психолого-
педагогическая проблема
Проблема человека всегда была главной проблемой философии, подобно
тому, как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики.
Сегодня практические задачи педагога определяются не только передачей
знаний, умений и навыков, но и выявлением и развитием всех сущностных сил
ребенка, во внушении воспитанникам сознания собственной неповторимости, в
побуждении их к самовоспитанию [55].
В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного
образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди
людей по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того,
что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о
человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о
приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Раньше мы
говорили об обучении и воспитании, сегодня главное – обучение и развитие.
Ведь воспитание – это тоже развитие личности, особенно в нравственном
аспекте. И в нынешних условиях следовало бы говорить не столько о
воспитании, сколько о самовоспитании. «Ребенок делает себя сам, а мы – его
помощники, в зависимости от нашего профиля. Психологические механизмы
развития действуют через предмет деятельности. Самым мощным средством
развития, а, следовательно, и воспитания является учебная деятельность»
[17,75].
Культура как фактор преемственности накопленного человечеством опыта,
социальных и нравственных ценностей оперирует понятием «справедливость»,
«красота», «добро» и т.д. Она определяет ведущие ценностные категории для
всех поколений. Культура не может существовать вне и помимо человека.
Богатство его способностей, форм общения и видов деятельности направлено на
создание различных ценностей. Одна из особенностей культуры в том, что
обладая множеством ценностей, она объективно дает возможность человеку при
их приятии сделать самостоятельный выбор. Государство по своим социальным
функциям может стимулировать те способы и средства, которые с самого
раннего возраста приучают ребенка уметь делать целесообразный выбор [21].
В современном образовании происходит ориентация на индивида, на
развитие личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного
обновления как общества в целом, так и отдельной личности. Нас интересует
воспитательно-образовательный аспект культуры как основы сохранения
общечеловеческих ценностей в традициях народа и передачи их детям в тесной
взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего развития всего общества в целом
и отдельно взятой личности. Именно поэтому в современной педагогике
особенно обострилось внимание к культуре как фактору социального развития.
Многие ученые приходят к выводу, что духовные и социокультурные признаки
конкретного народа или отдельного региона оказывают существенное влияние на
развитие всего общества. Р. М. Чумичева отмечает, что «индивидуально-
творческое развитие личности невозможно вне связи ребенок и культура.
Именно культура выступает связующим фактором между социальным и
генетическим в личности, делает человека членом цивилизованного
общества.[108,14].
О значимости соприкосновения с миром культуры, создающей уникальное
первоначальное образование и направляющей развитие внутреннего мира
ребенка, говорили Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Н.В. Гусева А.В. Запорожец
и другие.
Одним из главных призваний отечественного образования является, по
нашему убеждению, «создание у подрастающих поколений фундаментальных начал
тех ценностей, которые традиционно выступают в роли имеющих непреходящее
значение стимулов человеческой жизни и деятельности» [103,89]. И.Б. Котова
и Е.Н. Шиянов в центре аксиологической концепции выделяют ценностное
мышление, обеспечивающее человеку понимание ценности всего мира и каждого
человека в нем. Система ценностей, образующих аксиологический аспект
педагогического сознания, включает:
1) ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной
сфере;
2) ценности, удовлетворяющие потребности в общении;
3) ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности;
4) ценности, позволяющие осуществить самореализацию;
5) ценности, дающие возможность удовлетворения практических
возможностей [63,24].
Проблемам воспитания на всех этапах развития российского образования
придавалось первостепенное значение. «Главное дело воспитания как раз в том
и заключается – писал С.Л.Рубинштейн,- чтобы тысячами нитей связать
человека с жизнью – так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи,
для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в
решение которых он включается [112].
В российском обществе большую популярность всегда имели концепции
«разумного воспитания». Представления о воспитании связывались с идеями
«служения Отечеству и личной свободы воспитуемых, с целью привития учащимся
уважения к человеческому достоинству и истине. Продолжая традиции
отечественного духовно-нравственного воспитания, В.А.Сухомлинский понимал
его как главный труд души ребенка, направленный на формирование внутреннего
плана сознания через усвоение внешних действий с предметами и социальных
форм общения. Традиция воспитания общечеловеческих ценностей своими корнями
уходит в глубинные истоки человеческой культуры. Это и Протагор («мера всех
вещей – человек»), и Сократ (определил и обобщил такие понятия, как
«доблесть», «справедливость» и т.д.), и Платон, который отдавал
предпочтение «воспитанию ума, чувств и воли», и Аристотель, призывавший к
воспитанию мужества, выносливости, справедливости, высокой
интеллектуальности и моральной чистоты. Педагог – гуманист И.Г. Песталоцци
большое внимание уделял воспитанию у детей «истинной человечности» и
«деликатной любви к людям» в единстве с другими сторонами воспитания
[92,12]. В отечественной педагогике XVII-XIX в.в. эта традиция связывается,
прежде всего, с трудами В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и
других, которые относили к основным качествам индивида – уважение
человеческого достоинства. Гуманные чувства они считали социальными и
придавали им большое значение.
Вопросы воспитания, к сожалению, пока еще решаются плохо. И подлинная
причина – не в неумении учителей, их низкой профессиональной компетенции, а
в том, что «в нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на
которых можно и нужно воспитывать молодежь»[83,4].
Прав был известный русский философ И.А.Ильин, говоря, что «образование
без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей
полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков,
напористых и беззастенчивых карьеристов, оно… развязывает и поощряет в
человеке волка» [49,309]. Именно эта проблема стоит перед современным
российским учительством.
Цель ценностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревская
определяет как «воспитание целостного человека культуры, имеющего
взаимосвязанные природную, социальную и культурную сущности» [17,73]. Е.В.
Бондаревская выделяет следующие понятия, характерные для воспитательного
процесса:
а) воспитание гуманной личности (милосердие, добродетель и т.д.);
б) воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания,
самостоятельность принятия решений и т.д.);
в) воспитание человека культуры (знание родного и иностранных языков,
литературы, истории интеллигентность и т.п.);
г) воспитание творческой личности (жизнетворчество, развитый интеллект,
знания, умения, навыки и т.п.);
д) воспитание духовной личности (потребность познания, потребность в
красоте и т. д.);
е) воспитание нравственной личности (честь, достоинство, совесть,
понятие о долге, уважение человеческого достоинства и т. д.) [14,10-11].
И.С. Артюхова утверждает, что общечеловеческие ценности должны стать
основой всех школьных предметных методик. Главная особенность ценностно-
ориентированного содержания образования состоит в том, что оно не может
задаваться в отрыве от процессуальной формы его существования – методики,
технологии, формы и т.д. Кроме задаваемых извне стандартных компонентов, в
содержание ценностно-ориентированного образования включаются эмоционально-
ценностные, личностные элементы, которые неотрывны от самого процесса
обучения с присущим ему межсубъектным общением. Таким образом, содержание
учебных занятий должно складываться из научного и культурного опыта,
существующего до и независимо от процесса обучения, т.е. в виде учебно-
программных материалов (образовательный стандарт) и личностного опыта.
Особая функция образования состоит в том, что своим содержанием оно
закладывает базовые, фундаментальные основы свободной творческой личности,
человека культуры, нравственной, духовной, экологической, эстетической,
экономической и других ее сторон. А для этого, как справедливо отмечают В.
Болотов и А. Малышевский, необходимо «осмысление образования в контексте
жизни человека, приобщающегося к культуре, обретающего возможность для
реализации своих сущностных сил» [13,12]. Контекст жизни, по мнению этих
авторов,- это контекст духовно – нравственного развития ребенка. А
образование лишь оказывает влияние на развитие через его механизмы.
По мнению В. Караковского, семья и школа должны привить ребенку не только
эстетическую культуру, но и «культуру мира». Передача знаний о мире и
становление отношений к этому миру – два самых широких процесса,
организуемые обществом и педагогами во имя подготовки молодого поколения к
жизни в обществе. Мирное сосуществование различных людей является в
настоящее время проблемой очень актуальной. К сожалению, дети уже с первых
лет жизни встречаются с такими понятиями как «вражда, борьба, война,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|