Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка
стрельба» и т.п.
Изученная и проанализированная философская и психолого-педагогическая
литература показывает, что проблема общечеловеческих ценностей и ее место в
воспитании личности – одна из важнейших не только в современной
педагогической науке, но она играла ведущую роль в истории мировой школы,
начиная с Античности и Средних веков. Однако исследователи до сих пор не
пришли к единому пониманию ценностей. В данной работе под общечеловеческими
ценностями понимается идеал, символ, образец, регулятивная идея, впитавшие
глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и
устремления. Любая ценность имеет вид требования к поведению человека и
фиксируется целой группой ценностных эквивалентов.
В ходе исследования были выявлены пути передачи ценностей, главным из
которых является культура, как своего народа, так и народов других стран.
Формирование ориентации школьников на общечеловеческие ценности может
осуществляться только при условии учета их возрастных особенностей. Это
повышает роль учителя в процессе формирования гуманистических ориентаций.
1.3. Влияние возрастных и индивидуальных особенностей на процесс
формирования общечеловеческих ценностей у подростков.
Уже в глубокой древности понимали, что как физическое, так и
умственное развитие тесно связаны с возрастом. Эта очевидная истина не
требовала особых доказательств – чем больше живет человек на свете, тем
крепче он становится; с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт,
умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического,
психического и социального развития. Конечно же, данное соответствие
справедливо лишь в общем и целом, развитие конкретного человека может
отклоняться в ту или иную сторону.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей является одним из
основополагающих педагогических принципов, опираясь на который, учителя
регламентируют учебную нагрузку , обосновывают и устанавливают объемы
занятости детей различными видами труда, определяют наиболее благоприятный
для развития распорядок дня, режим труда и отдыха, осуществляют выбор форм
и методов учебно-воспитательной деятельности.
После относительно спокойного младшего школьного возраста
подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С. Холл назвал его периодом
«бури и натиска» Развитие на этом этапе , действительно, идет быстрыми
темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования
личности. И, пожалуй, главная особенность подростков - личностная
нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и
борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения
взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую
особенность:»Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром
Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни
один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую
преданность и самопожертвование…»
Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо
выделяется формирующееся у него чувство взрослости и «Я-концепция».
Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и
психологически, и социально. Но он стремится к взрослой жизни и претендует
на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах,
чаще всего – во внешнем облике, в манерах Еще совсем недавно свободно,
легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в
карманы и сплевывая через плечо У него могут появиться сигареты и
обязательно – новые выражения Подражание взрослым не ограничивается
манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений, романтических
отношений.
Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а
образцы для подражания – не лучшими, ребенку полезно пройти через такую
школу новых отношений, научиться брать на себя разнообразные роли. Но
встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не
только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это
включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребенок
интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь
самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и
ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается – младшему
брату, уставшей на работе маме, больной бабушке.
Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности,
желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.
Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть –
учебы. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки,
собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все
нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать
противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.
Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые
усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс»,
предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со
сверстниками. Интересно, что подростковый кодекс товарищества
интернационален, так же, как книга А. Дюма «Три мушкетера», считающаяся
подростковым романом, с ее девизом: «Один за всех, и все за одного». М.
Аргайл и М. Хендерсон, проведя в Англии обширный вопрос, установили
основные неписаные правила дружбы. Это взаимная поддержка; помощь в случае
нужды; уверенность в друге и доверие к нему; защита друга в его отсутствие;
принятие успехов друга; эмоциональный комфорт в общении. Важно также
сохранять доверенные тайны, не критиковать друга при посторонних, быть
терпимым к остальным его друзьям, не быть назойливым и не поучать, уважать
его внутренний мир и автономию. Так как подросток во многом
непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил,
но от друзей ожидает его неукоснительного соблюдения.
Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается
подростковая тенденция к взрослости – стремление быть, казаться и считаться
взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не
находит отклика у окружающих. Развитие взрослости в разных ее проявлениях
зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой
характер приобретает его самостоятельность – в отношениях со сверстниками,
использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах.
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего
подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок
делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя,
личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» -система
внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Образы «Я»,
которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все
богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной
внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных
областях, о силе характера, общительности. Доброте и других качествах,
соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное
«Я».
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию
когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще
два – оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой
он на самом деле, но и на сколько значимы его индивидуальные особенности.
Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я» - идеальное.
При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей
идеальное «Я» может слишком отличаться от реального. Тогда переживаемый
подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением
приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости,
упрямстве, агрессивности.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью,
представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему «Я-
концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в
старшем школьном возрасте. Но в любом случае – это важнейший этап в
развитии самосознания.
Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга - характерны для
подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений
подобен детству без игр. Именно в этот период у детей появляется
потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. В принципе
она может быть реализована и в учебной деятельности. По мнению Д.Б.
Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к переходу учебной
деятельности на более высокий уровень. Учение может приобрести для ребенка
новый личностный смысл – стать деятельностью по самообразованию и
самосовершенствованию.
Как правило, увлечения имеют неучебный характер. Пересекаться со
школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические и то
не все. На интеллектуально-эстетические увлечения внешне похожи так
называемые эгоцентрические. Телесно-мануальные увлечения связаны с
намерением укрепить свою силу, выносливость. Накопительские увлечения –
прежде всего коллекционирование во всех его видах. Самый примитивный вид
увлечений – информативно-ком муникативные увлечения. В них проявляется
жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей
никакой критической переработки.
В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнообразными
делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками. Общение
пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на
неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в
этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное
и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба –
сложное, часто противоречивое явление. В дружеских отношениях подростки
крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими
друзьями, напротив, он становится шире, чем в предыдущих возрастах. У детей
в это время появляется много знакомыхи, что еще более важно, образуются
неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не
только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы
развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от
группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы,
в которую он входит. В этот возрастной период детей так тянет друг к другу,
их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой
«реакции группирования».
Еще одна значимая сфера отношений подростков - отношения со
взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено –
им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном
возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно
наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в
вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой
и т.д. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем,
нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции
родителей.
В тоже время для подростков характерно стремление к эмансипации от
близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении,
они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в
правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период,
зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и
возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего
ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за
родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей
и т.д.
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое
рефлексивное мышление. Особенности теоретического рефлексивного мышления
позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и
логические противоречия в суждениях. Без высокого развития уровня
интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к
абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.
Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные
теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир.
Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано
с интеллектуальным развитием.
В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких
психических функций, как восприятие и память. Связано с общим
интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с
теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают
писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п.
Подростковый возраст – трудный период полового созревания и
психического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные
изменения: появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым
человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста.
Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться
взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы
своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме
стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении
со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-
личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в
неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга
увлечения.
По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет
ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная
нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки
стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе,
хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и
меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется
склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У
подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые,
подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое
целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно
считать центральным новообразованием всего периода.
Вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: подростковый
возраст можно рассматривать как период закрепления очень важной личностной
характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой,
определяет его успехи в различных последующих видах деятельности. И одним
из таких видов деятельности является изучение иностранных языков.
1.3. Возможности содержания иностранного языка в формировании
общечеловеческих ценностей у подростков.
Создание общеевропейского дома, расширение экономических, политических
и культурных контактов, совершенствование системы народного образования
выдвигают требования к такой организации учебного процесса, которая будет
активно способствовать формированию и развитию личности школьника.
Личность являет собой средоточие многообразных черт характера, общих и
частных способностей. Взаимопроникая друг в друга, они смыкаются в реальное
единство личности [111].
Образование и воспитание с личностной ориентацией подразумевает
использование многообразных вариантов и моделей развития личности учащихся
с учетом их природно-личностного потенциала. Развитие личностного начала
подростков, их воспитание будет более эффективным, если оно «будет
интегрировано и вписано в контекст культуры» (6,142), и учащиеся будут
активно овладевать лучшими образцами как национальной культуры своей
страны, так и мировой цивилизации. Познавая ценности культуры, ребенок
приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на
Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей вещей.
Развитие личности подрастающего человека, его мотивационно-
потребностной, нравственной сферы наиболее активно проходит в деятельности
по усвоению норм взаимоотношений между людьми, морально-этических, духовных
ценностей. По словам П.А. Флоренского, именно культура есть среда, растящая
и питающая личность. При этом, большая роль в развитии личности подростков,
их нравственном становлении отводится познанию и осмыслению народной
культуры. Осознание себя как части истории своего народа, мирового целого
делает человека духовно богаче.
Общечеловеческие ценности представлены в обычаях и традициях
каждого народа. Народные традиции – это механизм сохранения и передачи
социального опыта подрастающим поколениям, с их помощью происходит
вхождение ребенка в социум, подготовка к самостоятельной деятельности.
Ядром народных традиций выступают общечеловеческие ценности, преломленные
через специфику образа жизни народа, связанную с национальными, природными,
социально-экономическими, культурными и другими особенностями.
Традиции – это неотъемлемая часть этнического сознания. Наиболее ярко
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|