МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогическая характеристика детей школьного возраста

    «Я такая же личность, как и мой отец, мать, учитель, любой из взрослых».

    Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского

    возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со

    взрослыми.

    Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным

    и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка

    общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он

    наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род

    занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере

    предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,

    целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка

    воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия

    накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

    Нет практически ни одного социального и психологического аспекта

    поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий

    в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если

    в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения

    зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот

    фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования

    родителей.

    Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и

    характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия

    характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

    Значительное влияние на личность подростка оказывает его стиль

    взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным

    положением.

    Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются

    обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей

    степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и

    социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае

    последовательно и вместе с тем четко и рационально:

    - родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их

    обсуждение подростком;

    - власть используется ими в меру необходимости;

    - в ребёнке ценится не только послушание, но самостоятельность;

    - родители устанавливают правило и твёрдо приводят их в жизнь, но не

    считают себя непогрешимыми;

    - родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются

    только его желаниями.

    Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это

    стиль, или попустительский, дают плохие результаты. Авторитарный стиль

    вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей незначительности и

    нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся

    необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и

    пассивность. Попустительский стиль воспитания вызывает у подростка

    ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные и

    незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и

    идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой

    информации не могут восполнить этот пробел, оставляя ребёнка без

    надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

    Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует

    формированию личности со слабым «Я».

    Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его

    приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим

    классам взаимоотношения с родителями давно уже сложились, и «отменить»

    эффект прошлого опыта невозможно. С одной стороны, непримиримость к злу,

    неправде, готовность вступить в борьбу с малейшим отклонением от истины и,

    с другой стороны, неумение разобраться в сложных явлениях жизни. В этом

    противоречии есть хорошее и плохое. Хорошее – это непримиримость со злом,

    ненависть, отвращение ко всему, что принижает представление подростка об

    идеале добра, правды, красоты. Если вы хотите, чтобы ваши слова всегда

    доходили до ума подростка, вслушивайтесь в то, что волнует, тревожит его.

    Беспристрастность – плохой воспитатель.

    Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не

    любит, чтобы его воспитывали.

    «Рост самосознания - это характерная особенность личности подростка.

    Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к

    окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными,

    предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и

    сверстника».1

    ________________________________________________________________

    1. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1975 г.

    В самооценке ребята проявляют известную осторожность. Они охотнее

    говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют

    у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди положительных черт

    наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в дружбе’, ‘не подвожу

    друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план выступают те качества,

    которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые

    этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.)

    Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих

    умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся

    учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте

    положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы

    верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно

    указывают на какие-то другие свои достижения.

    И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем

    вероятнее включение в процесс самооценки механизмов психологической

    защиты». По данным Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые

    сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, пусть своё

    положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле.

    Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка

    неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха,

    апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут

    вообще не проявляться.

    Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от

    меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как

    на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой.

    Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат

    отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

    Мы обращаемся к И.С.Кону, так как он по нашему мнению наиболее

    доступно и правильно смог описать и рассказать о развитии самосознания и

    образа «Я» у юношества.

    «Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не

    только с половым созреванием, как считала биогенетическая школа в

    психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и

    тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это

    происходит теперь, прежде всего потому, что физическое созревание является

    одновременно социальным симптомом, знаком взросления, возмужания, на

    которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и

    сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных

    ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос:

    «Кто Я?».1

    В этот период происходит переход от внешнего управления к

    самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об

    объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация

    субъекта о самом себе, то есть самосознание.

    Высокий уровень развития самосознания школьника среднего возраста, в

    свою очередь, приводит к самовоспитанию. Настоящее мастерство воспитания

    подростка - дать ему самому возможность подумать, как воспитывать себя,

    как стать лучше, как бороться за самого себя, преодолевая трудности,

    переживая радость победы.

    ________________________________________________________________

    1. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. –

    М., 1988 г., с.23.

    Мальчики и девочки стараются, стремятся глубже разобраться в своём

    характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно

    оценивать свои особенности. Они часто просят учителей объяснить им: «как

    узнать свой характер, что бы правильно оценить его?»; «Может ли человек со

    слабым здоровьем иметь сильный характер?»; «Чем объяснить слабость

    характера ряда весьма талантливых и умных люде?»; «Как освободиться от

    дурных привычек?».

    Однако самовоспитание старших школьников сталкивается с большими

    трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия.

    Наиболее типичные из них:

    1.Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время

    не всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания,

    которые рекомендуют взрослые;

    2.Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со

    стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке,

    действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как

    жить»);

    3.Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных

    делах и беспринципность в малом, незначительном;

    4.Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же

    время проявление детской непосредственности, импульсивности в

    поведении, речи, тенденции к преувеличению собственного горя,

    незначительной неприятности.

    Тут мы переходим к следующему: желание самоутвердиться и неумение это

    сделать. Подросток делает важное открытие: моральное достоинство человека,

    его место в обществе, успехи находят свое проявление в общественном

    признании. Об одном говорят с уважением, о другом – с презрением, о третьем

    – ничего, словно его и на свете нет. Подростку хочется быть личностью. Не

    случайно в эти годы так обостряется чуткость юной души ко всему

    героическому, романтическому, необычному. Он ощущает потребность

    действовать. Но чтобы действовать, нужно видеть перед собой цель.

    Противоречие между богатством желаний, с одной стороны, и

    ограниченностью сил, опыта, возможностью для осуществления их с другой,

    тоже представляет сложный процесс самоутверждения. «Подростка интересуют

    люди, которые утвердили свою личность в подвиге, труде, науке, искусстве.

    Его волнует работа мастера – человека с «золотыми руками», творчество

    артиста, достижения спортсмена».1 Отсюда множество увлечений, непостоянство

    интересов. Вчера подросток увлекался техническим творчеством, а сегодня –

    рисованием. Вчера его интересовала работа в кружке юннатов, сегодня –

    фотографирование, завтра – он думает только о футболе. В богатстве желаний

    подросток проявляет непонятное ему самому стремление познать собственные

    силы, возможности, способности. Непостоянство увлечений – это поиск себя.

    Если воспитатель не знает духовного мира подростка, то даже

    доброжелательный совет может быть воспринят как запрещение делать одно и

    приказ делать другое. Желания и интересы подростка нужно видеть в движении,

    в развитии. Необходимое должно стать для него желанным. Нельзя принимать

    капризы за желания.

    ________________________________________________________________

    1. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979 г., т.1, с.356.

    Удивление перед неисчерпаемостью науки, желанием много знать,

    переживание вдохновения, радости интеллектуального труда и в тоже время

    поверхностное, даже легкомысленное отношение к учебе, к своим повседневным

    заданиям - это отражает противоречивый характер подростка, самоутверждение

    в сфере интеллектуальной жизни. В годы отрочества человек впервые

    переживает мысль, что школьное образование – только капля научных знаний,

    первая страница великой книги науки. Чем дальше от взгляда ученика

    простирается горизонт науки, тем глубже подросток осознает как мало он

    знает. Поэтому мастерство воспитания состоит в том, чтобы интеллектуальные

    интересы подростка находили свое удовлетворение. Но в особенностях мышления

    кроется и подростковый негативизм. Негативизм часто начинается с

    возражений, игнорирования школьных заданий – той повседневной, однообразной

    для подростка работы, которая кажется ему «муравьиной возней по сравнению с

    космическими полетами». Отсюда легкомысленное отношение к учебе и «защитная

    реакция» подростка против «посягательств» взрослых на его

    самостоятельность.

    Значительно более сложными и дифференцированными становятся в

    юношеском возрасте отношение к учителям и с учителями. Как и родители,

    учитель имеет в сознании ребёнка несколько «ипостасей», соответствующих

    выполняемым учителем функциям:

    . замена родителей;

    . власть, распоряжающаяся наказаниями и поощрениями;

    . авторитетный источник знаний в определённой области;

    . старший товарищ и друг.

    В принципе подросток готов удовлетвориться более или менее

    специализированными отношениями интеллектуального порядка. Учитель, который

    отлично знает и преподаёт свой предмет, пользуется уважением, даже если у

    него нет эмоциональной близости с учениками. Вместе с тем ему очень хочется

    встретить в лице учителя настоящего друга, причём уровень его требований к

    такой дружбе всегда высок.

    Привязанность к любимому учителю часто имеет характер страстного

    увлечения и безоговорочной преданности. Но таких привязанностей не может

    быть много. У большинства старшеклассников тесная эмоциональная связь

    существует с одним - двумя учителями, и с возрастом этим отношения

    становятся всё более избирательными.

    Противоречия подросткового возраста не являются чем-то фатальным, но

    их невозможно обойти или совсем отодвинуть. Умелой воспитательной работой

    они сглаживаются, ослабляются, а не умелой – углубляются, заостряются,

    приводят к конфликтам.

    3. Роль классного руководителя

    в формировании личности подростка.

    Воспитательная работа со школьниками среднего возраста – сложнейшая

    из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых

    воспитание человека в самом широком смысле слова. Который должен осмыслить

    особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить

    себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни.

    Если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о педагоге,

    классном руководителе. «Если этот человек сочетает в себе качества

    педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему

    обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает

    разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему поверяются детские

    тайны».1

    Сегодня существуют разные мнения по поводу необходимости классного

    руководства в школе. Интересны результаты социологических исследований по

    этой проблеме. Всего опрошено 1200 человек. 80% ответов говорят о том, что

    роль классного руководителя трудно переоценить, особенно в наше время,

    когда родители заняты поддержанием материального положения семьи.

    ________________________________________________________________

    1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М., 2001 г., с.3

    Отвечая на вопрос: «Сколько времени вы уделяете общению с собственным

    ребенком?», родители приводят следующие цифры (см. график 1):

    [pic]

    График 1

    В тоже время 10% опрошенных родителей считают, что институт классных

    руководителей себя изжил, но как показал анализ это семьи, в которых

    матери не работают и сами занимаются воспитанием. Таким образом, можно

    сделать вывод, что роль классного руководителя, по мнению большинства

    родителей, является важной и необходимой. Значимость деятельности классного

    руководителя подтверждают сегодняшние социально-экономические условия, в

    которых идет формирование личности ребенка.

    Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения

    своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-

    педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших

    тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, в частности,

    овладеть методиками воспитания.

    4. Методы и формы работы с детьми

    среднего школьного возраста.

    В выборе вида деятельности классный руководитель практически не

    ограничен. Надо только, чтобы она была ориентирована на эмоциональную сферу

    учащихся. Положительные эмоциональные переживания самым благотворным

    образом влияют на развитие личности детей, формируют и закрепляют

    положительный стереотип поведения.

    Многие веские причины затрудняют процесс перебора методов воспитания

    и определения оптимальных. Примерная система методов, спроектированная на

    размытое множество условий с применением аморфных критериев, не может

    обеспечить высокую логическую надежность выбора (см. график 2).

    _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

    График 2

    Педагогическая поддержка – деятельность классного руководителя по

    оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их проблем,

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.