МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Педагогическая характеристика детей школьного возраста

    Педагогическая характеристика детей школьного возраста

    Министерство народного образования Республики Башкортостан

    Туймазинское педагогическое училище

    с базовой начальной школой

    Кафедра психолого-педагогических дисциплин

    Педагогическая характеристика детей школьного возраста.

    Воспитание школьника.

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Станчина Татьяна Анатольевна

    студентка IV курса

    заочного отделения

    Научный руководитель:

    Хивинцева Людмила Викторовна

    преподаватель педагогики

    Туймазы – 2001 год

    Содержание.

    | | |Введение |3 стр. |

    |Глава 1| |Педагогическая периодизация, как основное | |

    | | |звено в организации высококачественного | |

    | | |воспитания детей школьного возраста. |5 стр. |

    | | | | |

    | |1.1.|Краткая характеристика особенностей воспитания| |

    | | |обучаемых различных возрастных групп. | |

    | | | |9 стр. |

    | | | | |

    | |1.2.|Противоречия подросткового возраста. |12 стр. |

    | | | | |

    | |1.3.|Роль классного руководителя в формировании | |

    | | |личности подростка. |23 стр. |

    | | | | |

    | |1.4.|Методы и формы работы с детьми среднего | |

    | | |школьного возраста. |26 стр. |

    | | | | |

    | | |Заключение. |32 стр. |

    | | | | |

    | | |Используемая литература. |34 стр. |

    | | | | |

    | | |Приложения. |35 стр. |

    Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения

    заставляют искать новые технолого-педагогические подходы, нацеленные на

    приведение методов в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема

    воспитания детей школьного возраста приобретает особое значение. Воспитание

    школьника – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

    Поэтому она интересует не только родителей и учителей отдельно взятого

    школьника, но и педагогов, психологов, социологов, как отечественных, так и

    зарубежных. От этого такое многообразие взглядов на воспитание.

    Работая преподавателем технического труда в школе и будучи классным

    руководителем нас заинтересовала эта тема. Что послужило стимулом для

    нашего дальнейшего углубленного изучения проблемы.

    Темой курсовой работы является педагогическая характеристика детей

    школьного возраста, воспитание школьника.

    Актуальность темы вызвана потребностью общества в инновациях

    образовательно-воспитательного процесса, так как школа продолжает

    ориентироваться лишь на знания ученика, но никак не на всестороннее

    обогащение его личности.

    Далее в курсовой работе будет освещена эта проблема более детально.

    Объектом исследования является процесс воспитания школьников, с

    учетом возрастных особенностей.

    Предметом исследования является особенности воспитания детей в школе.

    Цель исследования – углубленное изучение данной проблемы.

    Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие

    задачи исследования:

    1. Определить степень разработанности проблемы, используя

    теоретическую базу.

    2. Изучить взгляды выдающихся педагогов на процесс формирования и

    развития личности подростка.

    3. Рассмотреть различные формы и методы работы классного руководителя

    с детьми подросткового возраста.

    4. Предоставить практический материал, который поможет педагогам

    организовать внеклассную воспитательную работу.

    |Педагогическая периодизация, |

    |как основное звено в организации высококачественного |

    |воспитания детей школьного возраста. |

    «Порывы, воля, а также желания присущи

    даже новорожденным детям, между тем как

    рассудительность и ум появляются у них

    только с возрастом».

    Аристотель.

    Уже в глубокой древности понимали взаимосвязь возраста и физического,

    умственного развития. Эта истина не требовала особых доказательств: с

    возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому

    возрасту соответствует свой уровень развития физического, психологического,

    социального.

    Для правильного управления процессами развития появилась

    необходимость классифицировать периоды человеческой жизни.

    Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.

    Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода

    жизни анатомо-физиологические и психические качества. Полные периодизации

    развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными

    стадиями, а неполные (частичные, урезанные)- только ту часть жизни и

    развития, которая интересует определенную научную область. Для нас

    наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие

    человека школьного возраста.

    В современной науке приняты следующие периодизации детского школьного

    возраста:

    |Психологическая |Педагогическая |

    | | |

    |1.|Школьный возраст |1.|Младший школьный возраст (6-10|

    | |(6-11 лет). | |лет). |

    | | | | |

    |2.|Пубертатный период |2.|Средний школьный возраст |

    | |(11-15 лет). | |(10-15 лет). |

    | | | | |

    |3.|Юношеский период |3.|Старший школьный возраст |

    | |(15-20 лет). | |(15-18 лет). |

    Основу педагогической периодизации составляют стадии физического и

    психического развития и условия, в которых протекает воспитание.

    Разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к

    возрастным особенностям. С возрастом изменяются отношения растущей личности

    к учению, к самому себе, к окружающей действительности, потому что

    изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его

    взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Игнорирование или

    отрицание природных ступеней развитие неизбежно приводит к ошибочному

    утверждению возможности усвоить любой социальный опыт, любые знания,

    навыки и умения в любом возрасте, при подборе и применении соответствующей

    методики.

    «Только в школьном возрасте появляются у ребенка впервые более

    устойчивая форма личности и мировоззрения. Как показал Пиаже, ребенок

    школьного возраста является и гораздо более социализированным и гораздо

    более индивидуализированным существом».1 То, что с внешнего вида

    представляется нам как бы противоречием, на самом деле является двумя

    сторонами одного и того процесса, и нельзя, думается нам, привести более

    веское доказательство в пользу одного из основополагающих принципов – учета

    возрастных особенностей. Тут будет уместно отметить проблему

    неравномерности развития, отклонений от физических и духовных

    закономерностей в ту или иную сторону. К ним же и относится акселерация –

    ускоренное физическое развитие в детском и подростковом возрасте. Среди

    основных причин акселерации можно назвать следующие: общие темпы ускорения

    жизни, улучшения условий жизни, повышения качества питания и медицинского

    обслуживания. Указываются и другие причины - радиоактивное загрязнение

    окружающей среды обитания, ведущие на первых порах к ускорению роста, а со

    временем к ослаблению генофонда и развитию различных патологий. Вероятнее

    всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

    «Психолого-педагогические исследования последних десятилетий

    показали, что первостепенное значение имеет не столько знание возраста и

    индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и

    возможностей воспитанников. Рассмотрение изолированно этих двух факторов не

    обеспечит достаточных оснований для высококачественного личностно-

    ориентированного воспитания».2

    ________________________________________________________________

    1. Выготский Л.С. Психология личности. – М., 1982 г., с.165.

    2. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1999 г., т.1, с.122.

    Опираясь на все перечисленные аспекты учителя регламентируют учебную

    нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами

    труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим

    труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы

    отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом

    предмете. Они обуславливают также выбор форм и методов учебно-

    воспитательной деятельности.

    1. Краткая характеристика особенностей воспитания обучаемых различных

    возрастных групп.

    Младший школьный возраст (6-10 лет).

    Этот возраст – первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный

    возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, отношениях с

    другими людьми. Теперь, когда ребенок садится за приготовление уроков, он,

    может быть, впервые чувствует себя занятым по настоящему важным делом.

    Малышам в семье запрещают ему мешать, и даже взрослые откладывают свои

    дела, чтобы дать ему возможность позаниматься. Это совсем иное, чем его

    прежние занятия.

    В этот период замедляется рост, но увеличивается вес, идет интенсивное

    развитие мышечной системы, совершенствуется нервная система, развиваются

    функции головного мозга. Познавательная деятельность младшего школьника

    преимущественно проходит в процессе обучения. Задачи школы первой ступени –

    поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до

    уровня понимания причинно-следственных связей.

    Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых

    отношений с взрослыми (учителями) и со сверстниками (одноклассниками),

    новых видов деятельности (учения).

    В этот период представляется больше возможностей для формирования

    нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и

    известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, огромный

    авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки

    для формирования высоко моральной личности.

    Средний школьный возраст (10-15 лет).

    Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период

    «полуребенка-полувзрослого».

    У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные

    ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место,

    которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в

    жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят

    его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже

    чувствует свое преимущество. Иногда он признанный «чинильщик» механизмов,

    иногда он оказывается главным домашним «комментатором» общественных

    событий.

    В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма.

    Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов

    происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение

    сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового

    возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной

    системы, мыслительной деятельности.

    Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений,

    моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении,

    еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей,

    противоречия жизни.

    Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В

    зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет

    складываться его личность.

    Старший школьный возраст (15-18 лет).

    В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие

    человека и первый период полового созревания. Продолжается функциональное

    развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий.

    Идет общее созревание организма.

    Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений,

    характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения,

    бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков,

    надежд и мечтаний.

    Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются

    ускоренными темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность.

    Тут могут помочь лишь терпимость и заинтересованность взрослых.

    2. Противоречия подросткового возраста.

    Подростки… Сколько тревог переживают матери и педагоги, произнося это

    слово! Сколько книг написано о таинственной душе подростка.

    В подростковом возрасте совершаются настолько глубокие изменения

    духовной жизни человека, что многие из фактов его познания, умственного

    труда, поведения, взаимоотношений с товарищами, эмоционального,

    эстетического и морального развития кажутся воспитателю непостижимыми и

    таинственными. Опытные педагоги нередко жалуются: трудно работать с

    подростками – что-то таинственное, непонятное происходит с ними. Чувства,

    которые волнуют душу в детстве, со временем будто совсем не могут овладеть

    ею. Если прежде, бывало, горе близкого или незнакомого человека вызывало в

    детском сердце глубокие переживания, то подросток иногда может оставаться

    глухим к человеческой беде.

    Подросток в отличие от ребенка начинает обобщать как добро, так и зло.

    Да, годы отрочества и отличаются от детства тем, что человек в этом

    возрасте видит, чувствует, переживает не так, как видел, чувствовал и

    переживал в детские годы. Подросток видит то, что еще не видит ребенок. Он

    же видит то, что часто уже не видит, вернее, не замечает взрослый. Видение

    мира у подростка – единственное в своем роде, уникальное, неповторимое

    состояние человека, которое мы, взрослые, часто совсем не понимаем.

    Трудность воспитания в подростковом возрасте состоит в том, что ребенка

    мало учат видеть, понимать, ощущать самого себя. Почему так часто

    приходится слышать: школьник в детстве был хороший, а в годы отрочества

    попал под влияние и стал плохим человеком? Что такое – плохое влияние?

    Откуда оно берется? Основой, главным в воспитательной работе является не

    то, чтобы оберегать подростков от дурного влияния, а то, чтобы сделать их

    невосприимчивыми к чему-либо дурному, аморальному. Как это сделать? В этом

    и есть мастерство и искусство воспитания.

    «Чем больше я анализировал трудности воспитания в годы отрочества, тем

    глубже убеждался в истинности простой, но важной закономерности: очень

    трудно воспитывать подростков там, где слишком легко шло воспитание в

    детские годы».1

    Мы с тревогой убеждаемся, что у многих – даже лучших – педагогов

    человек (воспитанник) в детские годы проявляет себя односторонне. О том,

    хороший или плохой воспитанник делается вывод только на основе того, как он

    выполняет нормы поведения и требования порядка. В подростковом возрасте

    такого очень бедного выявления человека маловато. Часто моральное лицо

    подростка зависит от того, как воспитывался человек в годы детства.

    Природой своей детский возраст не может преподнести тех трудностей, какие

    преподносит отрочество.

    «Подросток – это цветок, красота которого зависит от ухода за

    растением. Заботиться о красоте цветка нужно за долго до того, как он

    начнет цвести. Растерянность, удивление перед «фатальными», «неотвратимыми»

    явлениями похожи на растерянность и удивление садовника, который бросил в

    землю семя, не зная твердо, какое это семя– розы или чертополоха, а потом

    через несколько лет пришел любоваться цветком».2

    ________________________________________________________________

    1. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979 г., т.1, с.271.

    2. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979 г., т.1, с.314-315.

    В истине: «дети – радость жизни» - глубокий смысл, но и глубокое

    противоречие. Ребенок сам по себе не может быть источником радости. В

    человеке, который повторяет отца и мать на новой основе, настоящим

    источником радости для отца и матери является то, что они сумели вложить в

    него. В любви к детям раскрывается наивысшее человеческое качество –

    чувство собственного достоинства. Как открытие переживает подросток мысль:

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.