МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности работы социального педагога - реабилитатора с трудными подростками

    задач:

    1) Выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его

    особенностей и возможностей.

    2) Выявление недостатков его личности и организма.

    3) Оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.

    На разных этапах работы с учащимися эти задачи имеют для педагога

    разное значение.

    На первом этапе работы (первое полугодие) преподаватели должны

    составить самое общее представление об учащемся. Для этого они знакомятся с

    его личным делом, с условиями его жизни и воспитания в семье, беседуют с

    ним, его родителями, наблюдают за его поведением.

    На втором этапе (начинается в середине учебного года и заканчивается

    в разное время в зависимости от поставленных перед преподавателями задач)

    выявляются наиболее сильные стороны и достоинства учащегося, а также его

    недостатки и составляется программа педагогических действий, которая

    находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.

    Третий этап изучения - определение эффективности педагогического

    воздействия на данного учащегося. Как к воспитанию в целом необходим

    комплексный подход, также комплексно надо подходить и к определению

    эффективности педагогического воздействия.

    Первое условие комплексного подхода - оценка его развития в условиях

    общения, познания и труда.

    Второе условие - сравнительная оценка развития учащегося и условий

    его микросреды.

    Третье условие - сравнительный анализ содержания и методов

    педагогического воздействия и последующего поведения (деятельности)

    учащегося.

    Предлагаются такие критерии эффективности педагогического

    воздействия. Первый, высший уровень эффективности: прием или комплекс

    приемов дал длительный, стойкий педагогический эффект; учащийся не только

    готов к соответствующему воздействию, но и активно взаимодействует с

    педагогом. Второй уровень: прием дал положительный педагогический эффект,

    учащийся готов к воздействию и положительно реагирует на него. Третий:

    эффекта нет, учащийся или не готов к данному воздействию, или данный

    педагогический прием выбран неверно либо слаб по интенсивности. Четвертый:

    судя по всему, выбрана правильная методика педагогического воздействия с

    учетом особенностей личности учащегося, но никакого эффекта она не дает.

    Возможно влияние каких - то значительных, внешних по отношению к семье и

    школе сил. Их надо выявить, преодолеть, изменить и с учетом этого

    использовать иные формы и методы педагогического воздействия. Пятый

    уровень: активно отрицательное, даже агрессивное отношение учащегося к

    педагогическому воздействию; очевидность стойких отрицательных установок по

    отношению к педагогу или школе в целом. Необходим постепенный, стадиальный

    подход к учащемуся: выявление отклонений в развитии личности и их причин,

    медицинское обследование учащегося; выявление достоинств, сильных сторон

    учащегося, опираясь на которые и развивая их можно осуществить его

    перевоспитание; выявление основных социально - педагогических причин

    формирования личности - как ее достоинств, так и недостатков; разработка

    программы и планов индивидуального воздействия на учащегося, наконец,

    включение его в общий процесс жизни и деятельности ученического коллектива.

    Детальное, глубокое и разностороннее изучение учащихся можно

    осуществлять по программе - схеме. Программа изучения личности и

    составление характеристики учащегося позволяет понять его достаточно полно

    и разносторонне, не упуская наиболее значимых достоинств и недостатков.

    Анкетирование - широко используемый педагогикой, психологией,

    социологией и другими науками метод.

    Чаще всего он применяется, когда надо получить большое число нужных

    сведений. Однако для максимальной эффективности анкетирования необходимо

    соблюдение ряда условий, из которых укажем наиболее важные.

    Должна быть четко определена цель анкетирования. Необходимо ясно

    представить, что должно быть получено в результате такого опроса, кого надо

    опросить, сколько должно быть анкетируемых.

    Вопросы должны формулироваться предельно понятно; недопустимо их

    разное толкование.

    Текст анкеты должен содержать четкую инструкцию, раскрывающую цели

    данной анкеты, и то, как отвечать на ее вопросы.

    Один из самых распространенных методов изучения учащихся - беседа.

    Если ее цель - лишь получение каких то сведений - это интервью. Один

    спрашивает, другой отвечает и только. Но такого рода беседам в

    педагогической практике надо относиться очень осторожно. Никто, и особенно

    подросток, не хочет чувствовать себя объектом изучения и воздействия.

    Подлинная беседа подразумевает обмен мыслями между собеседниками, их

    взаимное влияние друг на друга.

    Беседой как методом изучения учащихся и индивидуального воздействия

    на них, мы подразумеваем специально подготовленный, а иногда и случайно

    возникший, но целесообразно построенный разговор между педагогом и

    подростком.

    Желательно, чтобы уже при первом знакомстве с учащимся беседа была

    активно воздействующей на него. Известно, что не со всяким учащимся легко

    установить желательный контакт. И это зависит не только и не столько от

    учащегося, сколько от опыта и умения будущего и ним взрослого человека.

    Пять главных условий определяют успех беседы:

    1. Четкая постановка цели.

    2. Правильный выбор места и времени беседы.

    3. Искренне уважение и благожелательное отношение к учащемуся.

    4. Умение не только говорить, но и слушать.

    5. Знание, хотя бы ориентировочно, индивидуальных особенностей

    учащегося.

    Многое можно узнать, систематически наблюдая за учащимся в различных

    условиях его деятельности и поведения. Основные условия эффективности

    наблюдения как метода изучения учащегося:

    1. Целенаправленность наблюдения. При этом важно определить, будет ли

    наблюдение сплошным, когда фиксируются все проявления учащегося, все его

    действия, поступки, или выборочным, с целью изучения каких - то отдельных

    сторон личности.

    2. Обеспечение естественных условий наблюдения, когда учащийся

    находится в обычной для него обстановке. Никакое вмешательство в его

    поведение недопустимо.

    3. Фиксирование материалов наблюдения, их систематическая обработка,

    размышление над фактами, сравнение и сопоставление их.

    В этом отношении большое значение имеет ведение педагогического

    дневника.

    Знания об учащихся дополняет изучение продуктов их деятельности -

    официальных письменных и графических работ (диктантов, сочинений, чертежей

    и т.п.), изделий, изготовленных в учебных мастерских, продуктов

    технического творчества, разных поделок, результатов художественного

    творчества - рисунков, картин, стихов и др.

    При изучении коллектива учащихся, позиция каждого из них полезные

    сведения может дать так называемый метод социометрии. Существуют

    экспериментальные методики изучения учащихся. Социометрия - один из них.

    Это констатирующий или диагностический метод. Такие методы лишь выявляют

    какую - то особенность отдельного учащегося или коллектива, но не играют

    активной педагогической роли.

    Глубокое и разностороннее изучение учащихся, использование различных

    методов этого, сопоставление полученных с их помощью результатов позволит

    наиболее правильно понять подростка и выбрать в отношении него наиболее

    действенные формы и методы индивидуального подхода.

    1.4 Трудности общения с педагогически запущенными подростками.

    Наибольшие трудности в общении учителя испытывают с педагогически

    запущенными подростками. Рассмотрим некоторые вопросы коррекции личности

    этих подростков, а также несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в

    специальных школах.

    Основным психологическим вопросом исправления и перевоспитания

    несовершеннолетних правонарушителей является создание психологически

    обоснованной системы воздействия на личность с целью изменения ее

    направленности, искоренения антиобщественных установок, вредных привычек, с

    целью приобретения новых знаний, умений, навыков, привычек, мобилизации

    резервов в перспективном плане реальной жизнедеятельности. Эту систему

    целенаправленного психического воздействия условно мы разделяем на три

    этапа: подготовительный, реконструктивный и поддерживающий

    (реабилитирующий).

    На первом, подготовительном этапе, который может охватить период от

    нескольких дней до месяца, проводится изучение личности методом обобщения

    независимых характеристик, а также биографическим и экспериментально-

    психологическим методами; устанавливаются стадии педагогической

    запущенности; выясняется биологическая «почва», особенности микросреды, в

    которой формировалась личность, реальные межличностные отношения,

    референтные группы и лица. Выясняются уровни сложившихся отношений у

    конкретного воспитанника и механизмы отклоняющего поведения: по типу

    компенсации или гиперкомпенсации слабых функциональных систем личности,

    оппозиции, проявления эмансипации, отрицательного или положительного

    подражания, соперничества, стремления к лидерству и т. д.; уточняется,

    какое отражение нашли в поведении подростка групповые интересы, традиции,

    убежденность и какую роль он играет в малой неформальной группе.

    После сбора сведений о воспитаннике проводится тщательный анализ

    информации: уточняются особенности влечений, интересов, склонностей,

    стремлений, идеалов, убеждений, сложившейся системы отношений, доминирующих

    потребностей и мотивов поведения, привычек, а также то, какие положительные

    свойства личности' угасли и какие из них еще остались, какие социальные

    роли он исполнял и хотел бы исполнить.

    После психологического анализа намечаются перспективы

    жизнедеятельности воспитанника, пути его самоутверждения, строится наиболее

    оптимальный план коррекции или перестройки личности. Построение этого плана

    исходит из положительного фонда личности и закономерностей распада

    отрицательных ее свойств, а также последующего формирования положительных

    качеств. Как показывают наблюдения, быстрее восстанавливаются дисциплина,

    выполнение учебных занятий, дольше задерживаются вредные привычки, жаргон,

    лживость и т. д., что и учитывается при составлении плана, Трудность

    начального этапа обусловлена рядом объективных причин. Это, во-первых,

    ломка привычного образа жизни, изоляция от привычной группы, жесткий режим

    — все это вызывает отрицательные эмоции, чувство настороженности и

    недоверия к воспитателям. Формальный психологический контакт и отношения

    зависимости и подчинения, как известно, недостаточны для глубокой коррекции

    и тем более для изменения направленности личности. Поэтому даже отношение к

    режиму и его шаблонности как к осознанной необходимости вызывает уныние,

    пассивность у педагогически запущенного подростка.

    Директивность в учебно-воспитательном процессе вызывает сознательное

    или неосознанное сопротивление, негативную реакцию, что приводит к

    приспособленчеству, лицемерию; воспитанники начинают жить двойной жизнью.

    Дефицит положительных эмоций они продолжают заполнять негласно, воскрешая

    те вредные привычки и отношения, которые сложились, раньше, лелея мечту о

    выходе «на свободу», расценивая пребывание в спецшколе как временный этап.

    Поэтому необходим психологически обоснованный режим, который способствовал

    бы быстрейшему изменению антиобщественной направленности правонарушителей,

    распаду отрицательного опыта, а также создавал бы условия для действенной

    саморегуляции эмоций и интеллектуального прогнозирования своего поведения,

    приобретения нравственного опыта, развития интересов и стремлений,

    формирования социально положительного идеала, мировоззрения и убеждений,

    стимулировал бы активность и воспитание высших чувств.

    У многих подростков, особенно впервые оказавшихся в изоляции от

    общества, возникает стрессовое состояние, чувство растерянности, угнетения,

    повышенная восприимчивость к сочувствию и внушению. Эта личностная

    катастрофа правонарушителя обычно весьма благоприятна и для психолого-

    педагогического воздействия. В частности, для полноценного контакта важна

    эмоциональная поддержка. К сожалению, особенности психического состояния

    правонарушителей в этот период в плане налаживания психологического

    контакта и более эффективного последующего воздействия на. них далеко еще

    не используются. В этот период важно установить психологический контакт и

    четко разграничить психологическую совместимость (несовместимость)

    подростков по степени социально-педагогической запущенности при

    формировании групп воспитанников.

    Второй этап, реконструктивный, занимает от нескольких недель до

    нескольких месяцев. Он включает систему психолого-педагогического

    воздействия, комплекс различных приемов и методов: беседы, внушение,

    организация режима, формирование групп и коллективов, использование

    поощрений и наказаний, принуждение, подача целенаправленной информации

    (примеры, письма и встречи с бывшими воспитанниками, музыка, книги и т.

    д.).

    Стратегической задачей этого этапа является перестройка неправильной

    системы отношений личности правонарушителя и формирование общественной

    направленности, отвечающей принципам коммунистической морали. Тактика

    применения педагогических приемов и методов строго индивидуализирована и

    основана на использовании в определенный момент собственной активности

    воспитанника.

    Начинается этот этап с разъяснения воспитаннику особенностей его

    личности, взаимоотношений с окружающими и психологической сущности его

    правонарушений. Совместный анализ преследует цель осознания подростком

    своих сильных и слабых сторон, причин аномального поведения, привычек, его

    вину перед обществом. Это важный этап, так как отсутствие осознания своей

    вины в разных группах воспитанников спецшколы отмечается от 14 до 52% всех

    случаев.

    Каждый воспитанник должен осознать, почему терпит ущерб общество и

    его личность и какими путями можно найти выход из сложившейся ситуации.

    Затем совместно с каждым воспитанником намечаются пути исправления и

    перевоспитания. Время и глубина разъяснения, совместное обсуждение

    определяются психическим состоянием воспитанника, его характерологическими

    особенностями и интеллектуальными возможностями. В практике воспитательной

    работы нередко приходится наблюдать, когда воспитатель слишком

    интеллектуализирует доказательства либо, напротив, примитивизирует их. В

    первом случае воспитанники не понимают многого из объяснения и только

    пассивно соглашаются, но не выполняют последующих требований; во втором

    случае внешне они соглашаются с доказательствами, а внутренне возражают,

    относятся к ним с иронией. Вот почему важно правильно диагностировать

    уровень интеллектуального развития, характерологических особенностей,

    необходимый эмоциональный фон. Линия исправления и перевоспитания должна

    быть согласована между воспитателем и воспитанником.

    Подавляющее большинство воспитанников довольно свободно и объективно

    объясняют, что непосредственно побудило их совершить то или иное

    правонарушение, но, как правило, не отвечают, зачем это сделали. Этот

    логический разрыв должен быть использован в системе доказательств и

    изменения отношения к своим аморальным поступкам и правонарушениям в

    системе исправления.

    На этом этапе очень важным является создание актива, через который

    можно воздействовать на группу, индивида, вовремя разрушая ложное

    товарищество, круговую поруку, не допуская скрытого конфликта, запретного

    общения и реализации условных традиций.

    Исходным в плане перевоспитания должен быть всегда цельный конкретный

    человек, а не отдельные его психические процессы, состояния или свойства

    личности. Наряду с обращением к его сознанию и волевой функции,

    воспитательный процесс немыслим без воздействия на «бессознательную» сферу

    воспитанника. Созданный режим, вся атмосфера внешней обстановки, учебно-

    трудовой процесс, свободное время, спортивные игры, состязания, кружковая

    работа должны косвенно воспитывать нужные установки, привычки и тормозить

    вредные (например, штрафование во время спортивных игр за употребление

    жаргона), вырабатывать дифференцированное эмоциональное отношение —

    положительное к труду и отрицательное к аморальным поступкам, вредным

    привычкам. В этом сложном процессе коррекции и перевоспитания учитываются и

    возрастные особенности воспитанника, и разнообразные психосоматические

    отношения, которые требуют специального психотерапевтического и

    психофармакологического воздействия, а также разработки специфических

    приемов и методов. Так, например, мы наблюдали в ряде случаев положительный

    корригирующий эффект от обсуждения записей ссор между воспитанниками, от

    применения штрафов за использование жаргона в спортивных играх и т. д.

    Третий этап — поддерживающий (реабилитирующий). Основной задачей на

    данном этапе является закрепление всего ценного, что было достигнуто на

    реконструктивном этапе и дальнейшее развитие положительной социально-

    трудовой направленности личности. Важное место отводится предупреждению

    рецидивов, отрицательных эмоциональных состояний, невротических симптомов,

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.