МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности работы социального педагога - реабилитатора с трудными подростками

    коррекции отрицательных черт характера, выработке иммунитета к

    неблагоприятным воздействиям извне и ускорению реадаптации к условиям жизни

    после выхода из спецшколы.

    Основным приемом самовоспитания остается саморегуляция, а также

    письменная связь с воспитателем. Значительную роль в реадаптации играет тот

    коллектив, в котором протекает деятельность воспитанников. Целенаправленная

    деятельность и коллективные отношения создают единый субъективно-

    психологический и социально-психологический эффект, который успешно

    блокирует рецидивы.

    Психологические трудности на завершающем этапе обусловлены рядом

    факторов: уходом воспитанников из-под привычного контроля; возвращением в

    прежнюю неблагоприятную среду; нeдоверчивостью и подозрительностью

    окружающих к бывшему правонарушителю и др. Вот почему так важно заранее

    выработать у воспитанника психологические меры защиты, чтобы реадаптация

    проходила более успешно и без срывов.

    § 2. Организация работы с педагогически запущенными детьми.

    2.1. Внеклассная учебно-воспитательная работа с педагогическими запущенными

    учащимися.

    Когда говорят о необходимости организации досуга педагогически

    запущенных учащихся, часто обращают внимание на то, что это отвлекает их от

    бесцельного времяпровождения, а потому препятствует совершению

    непродуманных поступков, а то и общественно опасных действий. Это

    правильно. Но гораздо более важная роль досуга заключается в ином - в

    умственном воспитании подростков, в формировании у них здоровых, духовных

    потребностей. Такие потребности и обусловленные ими интересы развиты у

    педагогически запущенных подростков слабо.

    В учебно-воспитательной работе с педагогически запущенными учащимися

    трудно переоценить значение эстетического воспитания. Эстетическое

    воспитание педагогически запущенных подростков особенно необходимо потому,

    что оно направляет развитие их чувств по нравственно верному пути,

    решительно расширяет круг их духовных потребностей и углубляет их,

    наполняет разумным содержанием досуг, делает ребят добрее, помогает найти

    им себя и свое место в коллективе, а тем самым приводит к общественному

    признанию в глазах ровесников и сверстников.

    В работе с такими учащимися не нужно искать каких - то особых форм и

    методов или создавать какие-то специальные группы «трудных», педагогическую

    нецелесообразность чего едва ли нужно оспаривать. Важно иное - выявить

    способности, наклонности, интересы, возможности педагогически запущенного

    подростка, чтобы направить его развитие по правильному пути.

    Таким образом, возможности перевоспитания педагогически запущенных

    учащихся средствами эстетического воздействия чрезвычайно широки. Главное

    условие их эффективности - соответствие избранных средств тем

    индивидуальным особенностям личности, которые надо воспитать и преодолеть.

    Хорошо известно значение для формирования личности подростка и

    укрепление его здоровья систематических занятий физической культурой и

    спортом. Уже одно это подчеркивает важную роль физической культуры и спорта

    в перевоспитании педагогически запущенных учащихся. Между тем физкультура и

    спорт все еще не достаточно используется в работе с ними.

    Вот несколько приемов приобщения педагогически запущенных подростков

    к спорту, способствующие успешному перевоспитанию.

    V Предоставление подросткам возможности испытать свои силы в избранном

    виде спорта без предварительной подготовки, чтобы заинтересовать их и

    задержать в соответствующей секции;

    V Трудовое самообслуживание (санитарные дни, ремонт спортплощадок, зала,

    оборудование стендов и т.п.)

    V Помощь в преодолении вредных привычек - курения, употребления

    алкоголя, наркомании;

    V Личная забота тренера о подростке, что способствует воспитанию

    правильного отношения к людям;

    V Оказание во время занятий полное доверие подростку;

    V Проведение занятий, товарищеских встреч в неблагоприятных погодных

    условиях для воспитания мужества, стойкости, выносливости, важных

    морально - волевых качеств;

    V Включение подростков в общественную деятельность; Привлечение к

    участию в различных мероприятиях учебного заведения;

    V Взаимосвязь тренера с родителями, с учебным заведением, инспектором

    милиции, социальным педагогом по месту жительства;

    V Систематическое изучение подростков и выявление отрицательно

    воздействующих на них обстоятельств.

    Таким образом, занятия физической культурой и спортом -обязательный

    компонент работы по перевоспитанию трудных учащихся и важнейшее условие ее

    эффективности. Что касается форм и методов, то они весьма разнообразны.

    2.2. Индивидуальная работа с педагогически запущенными учащимися.

    Уже в начальной школе у отдельных учащихся обнаруживаются

    отрицательные проявления в духовном мире, но они еще не определяют

    поведение ребенка, не вызывают длительных конфликтных отношений с

    окружающими.

    В сущности, отрицательное своеобразие наиболее ярко проявляется в

    подростковом и старшем школьном возрасте, когда на основе образовавшейся в

    начальной школе недостатков поведения, ошибок в семейном и школьном

    воспитании, начинают закрепляться отрицательные качества.

    В этом возрасте школьник сопротивляется обычным педагогическим мерам

    и требованиям, уходит из - под педагогического контроля.

    Основные особенности педагогически запущенных учащихся - совокупность

    личностных недостатков при ярко выраженном проявлении одного из них - лени,

    эгоизма, недисциплинированности, нечестности. Эти недостатки формируются

    под влиянием отчужденности ученика в классном коллективе, неблагополучной

    обстановке в семье, отрицательного примера взрослых, конфликтных отношений

    с окружающими. Усиленное развитие недостатков обусловлено постоянным

    конфликтным состоянием подростка. Конфликт проявляется по разному в каждом

    конкретном случае, но прочти всегда служит основной причиной отрицательного

    поведения.

    Конфликтное состояние в связи с неблагоприятной семейной обстановкой

    неизбежно проявляется в недисциплинированности, грубости, озлобленности,

    жестокости. Нередко развивается негативизм как следствие неуважения старших

    и потеря авторитета родителей.

    Низкий статус педагогически запущенного ученика в коллективе,

    отсутствие возможности положительно проявить себя - основная причина

    конфликтов с педагогами и сверстниками. Неумение педагога помочь

    воспитаннику утвердиться в коллективе достойным образом, а в некоторых

    случаях постоянное подчеркивание его отрицательных особенностей приводит к

    изоляции подростка в системе коллективных отношений.

    Помимо того, его положение в коллективе, а, следовательно, и влияние

    на него микросреды во многом зависит от его личностных качеств.

    Сложившиеся, таким образом, отношения вызывают у педагогически запущенного

    ученика отрицательные психические состояния, создают своеобразный

    психологический барьер между ним и коллективом. И тогда коллектив теряет

    свою воспитательную силу, так как подросток не воспринимает требование

    товарищей как справедливые. И чем дальше он отходит от коллектива, тем

    заметнее, как рациональные способы регуляции поведения уступают место

    эмоциональным.

    Такое положение ребенка в коллективе вызывает изменения его

    психического состояния: усиливается негативная эмоциональность восприятия

    того, что его окружает, которая проявляется либо в аффектных вспышках,

    ведущих к прямому конфликту с одноклассниками, либо в уходе от коллектива в

    группу подобных себе. Ослабевает также критическое отношение к себе как

    компенсация недостающих положительных оценок со стороны коллектива. Иногда

    подросток теряет чувство ответственности за свое поведение в силу

    разорвавшихся связей с коллективом.

    Зная причины, усугубляющие личностные недостатки педагогически

    запущенного ученика, можно наметить специальную программу изучения его

    личности и перевоспитания:

    V уровень направленности ученика, ее основное содержание

    (коллективистская, групповая, деловая, эгоистическая), ведущие

    интересы, ценностные ориентации (что нравится делать, что нет; почему,

    как учиться, трудиться; почему стремиться побеждать в игре, спорте);

    V причина возникновения трудновоспитуемости, ранее оказывавшие влияние

    на подростка и действующие поныне;

    V основные и сопутствующие недостатки, определяющие отклонения в

    поведении (в какой мере они связаны между собой, насколько устойчивы,

    в каких видах деятельности чаще всего проявляются);

    V взаимоотношение ученика с педагогами, родителями, коллективом класса

    (кто пользуется авторитетом, с кем дружат, с кем конфликтует, какие

    межличностные отношения могут быть использованы для преодоления

    ведущих недостатков или отрицательных качеств);

    V положительные качества, которые могут стать основой для преодоления

    недостатков;

    V самосознание и самооценка подростка (какие свои достоинства и

    недостатки осознает, какие не замечает и почему);

    V воспитательные возможности семьи в развитии положительных качеств

    подростка и преодоление недостатков.

    На основании полученных данных намечается, как изменить отношения

    ученика с родителями, затем с педагогами и коллективом; в чем должна

    заключаться индивидуальная работа с подростком по преодолению основного

    недостатка (система поручений и контроля за деятельностью и поведением).

    Работа с семьей педагогически запущенного ученика требует особого

    внимания педагога. В семьях, где сложились конфликтные отношения родителей

    и ребенка, неправильные педагогические установки взрослых, основное усилие

    следует направлять на их педагогическое просвещение и формирование

    ответственных и доброжелательных отношений.

    Отношения педагогически запущенных учеников с коллективом

    нормализуются в общей деятельности. Организация активной деятельности

    подростка предусматривает подбор нескольких следующих друг за другом

    ответственных поручений, при выполнении которых устраняются те или иные

    элементы основного недостатка. В процессе работы по установлению конфликта

    ребенка с одноклассниками обращается внимание на то, как воспринимает

    коллектив результаты его деятельности, как реагирует на успехи и неудачи.

    Индивидуальные беседы с подростком об особенностях проявления его

    личностных качеств в процессе деятельности и общения, беседа с коллективом

    о значительных и незначительных положительных изменениях в его поведении,

    поощрение этих изменений способствуют сближению коллектива и педагогически

    запущенного ученика.

    2.3. Система работы с педагогически запущенными детьми.

    Преодоление педагогической запущенности осуществляется в общем

    процессе воспитания. Многие педагоги и психологи отдают предпочтение

    наказанию как главному средству исправления личности. Такой подход

    присутствовал во всех эксплуататорских формах, но практически доказал свою

    несостоятельность. Стремление в наших условиях исправить личность

    преимущественно наказаниями неправильно.

    Что же лежит в основе перевоспитания как процесса преодоления

    педагогической запущенности в условиях современной системы?

    Цель - сформировать полноценную личность, способную жить, трудиться,

    быть полезной и счастливой в нашем обществе - определяет и сущность

    перевоспитания: интенсивное развитие положительных качеств, всесторонне

    гармоническое развитие личности, восстановление и формирование ее

    всесторонних потребностей. Интенсификация общего развития личности является

    главной задачей педагогической профилактики и перевоспитания. Заметим, что

    в многочисленных исследованиях по правонарушениям и преступлениям

    несовершеннолетних фиксируется один общий признак: низкий уровень общего

    образования, низкая культура.

    Низкий уровень общего развития лежит в основе наиболее нелепых,

    подчас необъяснимых, жестоких преступных действий. Большая часть тех, кто с

    детских лет стоит на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних , не

    проявляет устойчивых познавательных интересов, имеет серьезные пробелы в

    общеобразовательной подготовке. Следовательно, основа преодоления

    педагогической запущенности - оптимальный уровень учебно - воспитательного

    процесса в школе, максимальное использование возможностей современной

    системы для высочайшего развития потенциальных возможностей всех учащихся.

    Работа с педагогически запущенными детьми носит комплексный характер,

    поскольку сама педагогическая запущенность - сложное и многоаспектное

    образование, и ее нельзя преодолеть разрозненными усилиями. Учителя,

    осуществляющие непосредственную работу по предупреждению и преодолению

    педагогической запущенности школьников, исходят из общей системы

    профилактики несовершеннолетних, которая сложилась в нашей стране.

    Координационным центром всей профилактической работы стали опорные

    пункты правопорядка в микрорайонах. Инспектора милиции с каждым

    педагогически запущенным подростком, уклоняющимся от учебы и труда,

    проводят следующую работу:

    V лично беседуют с подростком о причинах его поведения и предупреждают о

    его последствиях с точки зрения закона, помогают подросткам в

    трудоустройстве и контролируют его учебу в вечерней или заочной школе;

    V письменно информируют школу, семью о принятых мерах с трудными

    подростками, стоявшим на учете в милиции;

    V выявляют факты антиобщественного поведения родителей, лиц, которые

    вредно влияют на подростка, готовят материал по этому поводу для

    комиссии по дела несовершеннолетних, советов профилактики, а при

    необходимости - официально предупреждают;

    V совместно с учителями школы, администрацией, советом опорного пункта

    охраны правопорядка определяют меры индивидуального воздействия на

    трудных подростков, меры по ограничению воздействия родителей и лиц,

    злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками.

    Педагог должен знать функции, права и обязанности инспекции по делам

    несовершеннолетних, чтобы в рамках закона использовать их в процессе

    перевоспитания педагогически запущенных детей.

    Не менее важно знать обязанности работников пункта охраны

    правопорядка, которые в настоящее время координируют всю профилактическую

    работу с несовершеннолетними.

    Во всей этой работе школа принимает активное участие, четко выполняет

    следующие свои функции:

    V пропаганда психолого-педагогических знаний среди населения;

    V постановка на учет в пунктах охраны правопорядка детей, которые

    нуждаются в постоянном надзоре, характеризуются отягощенной

    трудновоспитуемостью и склонны к правонарушениям;

    V оповещение инспекций и комиссии по дела несовершеннолетних, советов

    пунктов охраны правопорядка о фактах правонарушений среди родителей и

    школьников;

    V практическое участие в работе общественности по оздоровлению зоны

    ближайшего социального окружения;

    V этическое, правовое и психолого - педагогическое просвещение среди

    школьников, с том чтобы создать нетерпимую обстановку к фактам

    антиправового поведения.

    Работа школы с педагогически запущенными детьми, исправление личности

    - это процесс, включающий в себя разрушение трудновоспитуемости, устранение

    отрицательных компонентов характера, восстановление и формирование ведущих

    положительных качеств и самосовершенствование. Все это составляет основное

    содержание перевоспитания.

    Преодоление трудновоспитуемости школьников осуществляется разными

    путями, средствами и методами. Право на существование имеет любая система

    перевоспитания в школе, если она отвечает определенным требованиям:

    V целостность системы: существуют единые целевые и оптимистические

    установки в деятельности всех участвующих в перевоспитании лиц и

    организаций, связь целей, задач перевоспитания с содержанием,

    средствами и методами воздействия на духовный мир подростка;

    V целесообразность перевоспитания в конкретных условиях (обоснованность,

    необходимость, эффективность педагогических мер);

    V единство педагогического руководства, перевоспитания, деятельности

    ученического самоуправления и самоорганизации поведения трудного

    подростка;

    V единство действий школы, семьи и общественности, координация работы

    наставников, представителей и инспекции милиции, комиссии по делам

    несовершеннолетних и других воспитательных учреждений.

    Главное звено системы перевоспитания - педагогическое руководство.

    Это особый регулятивный процесс, цель которого - формирование способности к

    саморегулированию поведения и деятельности воспитуемых в соответствии с

    социальными требованиями. Цель педагогического руководства - создание

    образа жизни, который позволит педагогически запущенному подростку

    управлять своими действиями и поступками, закреплять нравственное

    поведение. Отсюда необходимость построения модели жизнедеятельности, труда,

    быта и отношений педагогически запущенных подростков в зоне ближайшего

    социального окружения, с тем чтобы учесть общее и индивидуальное в каждом

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.