Особенности работы социального педагога - реабилитатора с трудными подростками
Особенности работы социального педагога - реабилитатора с трудными подростками
§ 1. Психологические основы индивидуального подхода к
педагогически запущенным учащимся.
1.1. Психологическое своеобразие педагогически запущенных подростков.
Глубокое и всесторонне знание психологии учащихся - одно из важнейших
условий эффективности их обучения и воспитания.
Большинство преподавателей школы неплохо психологии своих учащихся, в
психологии так называемого переходного, подросткового возраста. К
сожалению, это нельзя сказать о знании и понимании ими психологического
своеобразия педагогически запущенных. Хотя это своеобразие совершенно
определенно установлено психологической наукой, сделано пока не все в этой
области. Тем не менее, факты, которыми располагает современная психология и
сформулированные на их основании выводы, достаточно серьезны, и они должны
быть известны практическим работникам.
Психологические особенности педагогически запущенных подростков
обусловлены, главным образом, особенностями их жизни и воспитания.
Субъективной, психологической основой неправильного или, как теперь иногда
говорят, отклоняющегося проведения, являются, прежде всего, недостатки
нравственно - волевого развития личности. Нравственно воспитанный человек
должен знать требования морали, уметь их выполнять, и обладать такими
чертами характера, которые обеспечат целеустремленное решение задач
нравственного поведения и преодоление нередких в жизни трудных ситуаций.
Обеспечить только познавательную сторону нравственного воспитания
(нравственное просвещение) - значит дать человеку необходимые знания, но
оставить его беспомощным в решении многообразных и сложнейших жизненных
задач. При формировании волевых черт личности надо обеспечить воспитание
активности или энергии характера, его организованности, стойкости
(выносливости), терпеливости, настойчивости, не допуская проявлений
упрямства, наконец, сделать человека мужественным.
Личность формируется в сложнейшей системе отношений. Будучи
отраженными и обобщенными в сознании, они переходят в собственное отношение
человека к действительности, становятся существенной составной частью его
самосознания и способности к самооценке. А это значит, что неправильное
отношение человека к действительности, к другим людям возникает вследствие
каких - то недостатков или прямых социально - психологических дефектов
общения. Поэтому приступая к работе с педагогически запущенных подростком,
надо, прежде всего, разобраться в системе его субъективных (его отношение к
окружающему) и объективных (особенности его взаимосвязей с людьми)
отношений.
Особенности сферы личного общения педагогически запущенных подростков
часто определяются и их отношением к людям, одной из ярких черт которого
являются недоверие и недоброжелательное отношение к взрослым, в том числе и
к учителям.
Подросток еще очень юн. Жизненный, социальный опыт у него мал. Он не
умеет глубоко разбираться в людях, всесторонне оценивать их поступки и
поведение в целом. Отдельные люди не один раз его обидели. Он делает вывод:
все люди такие! И пройдет немало времени, пока он не обретет веру во
взрослых, в их справедливое и доброжелательное отношение к ребятам.
Однако потребность в общении с взрослыми у большинства педагогически
запущенных учащихся есть. И не ко всем без исключения взрослым они
относятся отрицательно.
Два основных условия в аспекте сказанного определяют успех работы с
педагогически запущенными подростками: организация дружеских,
доверительных, теплых взаимоотношений с взрослыми людьми и включение
подростка в разностороннюю и содержательную жизнь коллектива ровесников.
Позиция отверженного в здоровом ученическом коллективе, неправильные
взаимоотношения с взрослыми толкают трудного подростка к объединению с
«себе подобными». В социальном вакууме подросток находиться не может.
Отсутствие положительных связей с взрослыми приводит к тому, что часть
трудных подростков попадает под влияние аморальных взрослых, даже
преступников. Так, 40% групповых преступлений несовершеннолетних
совершается при участии взрослых.
Вообще, как показывают социальные исследования, групповая
преступность в значительной мере свойственна молодежным контингентам.
В объединениях ровесников педагогически запущенные подростки играют
разные социальные роли. Один может быть руководителем, вожаком группы.
Другой - равным всем остальным. Третий подчиненным, исполнителем. Четвертый
не играет никакой роли: его не замечают, игнорируют, а то и откровенно
презирают.
Влияние соответствующей группировки на подростка в немалой мере
зависит от роли, которую он в этой группировке играет. Если он чувствует
себя «своим», испытывает определенный психологический комфорт, влияние
оказывается максимальным. Стремление уйти от группы значительно ослабляет
ее влияние. Подросток может, наконец, на какое - то время подчиниться
группе, как бы принять ее требования, приспособиться, но если это сделано
из страха, из боязни, например, физической расправы, он не примет установок
группы, ее морали и порвет с ней при первой возможности.
Исходя из всего этого, ясно, насколько важно знать связи
педагогически запущенных подростков и их социальную роль в различных
группировках. Неудачи в учении, многочисленные замечания за плохое
поведение, отрицательные оценки и суждения учителей резко снижают престиж
педагогически запущенных учащихся в коллективе сверстников.
Чем выше престиж подростков в официальном учебном заведении, тем
меньше вероятность вхождения их в какие - либо асоциальные объединения вне
учебного заведения.
Неудовлетворенность своим положением, конфликтность с окружающими
усиливают присущее подросткам состояние тревожности. А оно чревато
нежелательными последствиями: неблагоприятно влияет на характер человека,
его поведение (состояние неуверенности, неустойчивости), на определение
своих жизненных перспектив, наконец, может породить или усилить
существующий невроз.
Человек, длительно находившийся в тревожном состоянии, может легче,
чем другие, попасть под случайное, в том числе и отрицательное, влияние.
Поэтому - то одной из важнейших задач перевоспитания становится разрушение
у педагогически запущенных подростков состояния тревожности, замена его
чувством уверенности в себе, чувством «завтрашней радости».
Недостатки умственного развития педагогически запущенных подростков
проявляются не только в учебной деятельности, но и в их поведении.
Недостаточное умственное развитие может препятствовать анализу собственного
поведения и прогнозированию его последствий. Отсутствие необходимых умений
и навыка самостоятельного мышления приводит к значительной внушаемости,
податливости самым разным, случайным влияниям. Наконец, низкая
познавательная активность, обедненность и неустойчивость духовных
потребностей создают психологические предпосылки аморальной направленности
личности.
Недостатки нравственно - волевого и умственного развития,
педагогически запущенных подростков обусловлены, главным образом и прежде
всего, неблагоприятными условиями и серьезными ошибками и недостатками их
воспитания. Однако это не значит, что их воспитание может быть осуществлено
усилиями только педагогов. Конечно, педагог вместе с родителями, при
участии общественности играет здесь решающую роль. Но есть два главных
обстоятельства, которые подтверждают необходимость участия в этом деле и
врачей.
Во - первых, недостатки воспитания сказываются часто не только на
личности детей и подростков, но и на их здоровье: неправильный режим жизни,
раннее приобщение к курению и алкоголю, раннее начало половой жизни,
участие в острых и затяжных семейных конфликтах - эти и другие
неблагоприятные обстоятельства препятствуют правильному физическому
развитию детей, приводят к некоторым соматическим и нервно - психическим
заболеваниям, неврозам и психопатиям, в первую очередь.
Во - вторых, многие родители таких учащихся злоупотребляют алкоголем,
ведут беспорядочную половую жизнь, что в некоторых случаях приводят к
появлению врожденных аномалий развития у их детей.
В конечном счете, отклонения в психическом и физическом развитии,
заболевания отрицательно сказываются на поведении учащихся, а иногда
становятся и главной причиной их недостатков.
Таким образом, в процессе учебно-воспитательной работы с
педагогически запущенными подростками должно быть проведено их медицинское
обследование и в необходимых случаях обеспечено их лечение и соблюдение
всех других мер, рекомендованных врачами.
1.2. Характеры педагогически запущенных детей.
Разные характеры у педагогически запущенных детей. Подчас кажется,
что бесполезно у них искать что - то общее: что ни ребенок, то уникум. И
никак нельзя предсказать, что подействует на всех, что повлияет только на
одного, что изменит ребенка к лучшему, а что совсем испортит дело, несмотря
на разумность действий социального педагога.
В сущности, все кажется просто: сочетаются весьма стандартные факторы
- характер допущенных педагогических ошибок в семье и школе говорят об
уровне педагогической запущенности, плюс к тому же кризисные возрастные
состояния. Однако сочетаний этих факторов может быть такое множество, а
потому и совершенно неожиданными могут быть проявления педагогической
запущенности. Анализируя взаимодействия всех факторов, очень важно точно
выявить причину педагогической запущенности.
Недостатки поведения - начальная стадия, характерная для младших
школьников, результат несформированности опыта поведения или постоянных
неудач в той или иной деятельности. Ребенок не всегда может найти
адекватную форму поведения: у одних недостает некоторых положительных
качеств, у других - социального опыта поведения. Если формирование личности
не корректировать в соответствии с повышающимися общественными
потребностями, то неизбежно возникает противоречие между требованиями извне
и реакцией на них. В этих условиях все чаще проявляются недостатки
поведения: ошибки в работе, отчужденность или конфликтность в отношениях с
людьми.
Личностные недостатки - следствие типичных ошибок в поведении. В
имеющихся работах они трактуются как пробелы в нравственном, умственном и
волевом развитии. Они легко устраняются интенсивным развитием положительных
качеств личности. При не эффективной воспитательной работе они могут
развиться в отрицательные свойства. Например, общая пассивность личности
при неблагоприятных условиях способствует возникновению таких отрицательных
черт, как леность и нерешительность. А на основе неорганизованности может
возникнуть недисциплинированность; отчужденное отношение к другим людям
может стать предпосылкой эгоизма, самовлюбленности, недоверия к людям.
Всякий своевременно исправленный недостаток - возможный источник
развития множества отрицательных свойств. В общем, плане, воспитание
положительных качеств и есть предупреждение и преодоление возможных
недостатков. Отрицательное свойство в той или иной форме приводит к
неправильному способу поведения, противоречащему общественной норме, нашему
идеалу.
Отрицательные свойства формируются также на основе неправильного
отношения к труду. Подросток избегает труда - возникает увертливость, а
потом и лживость, стремление жить за чужой счет. Если он выполняет работу
небрежно, появляется легкомысленность, что ведет к безответственности.
Такова общая зависимость: личностные недостатки отягощаются,
превращаются в норму поведения, если педагогически активно не прерывается
процесс негативного развития данного качества личности.
Трудновоспитуемость - состояние, в которое волей - неволей впадает
личность при комплексе недостатков и отрицательных свойств, которые делают
ее невосприимчивой к воспитательным влияниям. Невоспитанность и
трудновоспитуемость не одно и то же: если невоспитанность может просто
вести к не восприятию педагогических воздействий, то трудновоспитуемость
зарождается как противодействие воспитательному процессу, когда возникает
комплекс отрицательных свойств, можно говорить о сформировавшейся трудно-
воспитуемости, которая требует специальной системы мер перевоспитания.
Задача перевоспитания на любом этапе - остановить отрицательные
проявления личности, восстановить ее способность к естественному развитию
положительных человеческих качеств.
Итак, общее, определяющее характеры педагогически запущенных -
искажение в общественной направленности личности, несформированность
устремлений (человек живет одним днем, своими прихотями и капризами; он
податлив дурному влиянию, не имеет своих четких позиций; бесхарактерен или
эгоистичен).
Соответствующие педагогические методы перевоспитания должны учитывать
содержание отрицательной направленности каждого перевоспитуемого.
Любой поведенческий акт совершается в определенной жизненной
ситуации, в которой взаимодействуют внешние условия и внутренние
предпосылки. Поведение включает в себя:
V цели и мотивы действий и поступков личности как преломление этих
внешних условий и требований в сочетании с направленностью данного
воспитанника;
V восприятие задачи, поручения, требования, выдвигаемые педагогами,
коллективом сверстников, родителями или обстоятельствами жизни,
объективными условиями, содержанием деятельности; планирование
деятельности и поведения с учетом личностных установок и внешних
обстоятельств;
V принятие решения и мобилизация сил, способностей для совершения
необходимых действий;
V реальная деятельность, содержание поведения; действия, поступки;
осмысление, самоанализ и самооценка своего поведения.
Бессмысленно бороться с отрицательным поведением, когда речь идет о
педагогической профилактике. Пока есть отрицательные свойства, они будут
порождать бесчисленное количество вариантов неправильного поведения.
Бороться надо не со следствием, а с причиной, которая их порождает. Вот
почему так важно внимание к внутреннему миру воспитанника, хотя,
несомненно, внешний контроль и регуляция поведения сдерживают отрицательные
проявления.
Итак, содержание трудновоспитуемости составляют возникшие личностные
недостатки и отрицательные свойства, которые являются основным объектом
педагогической профилактики.
Для предупреждения трудновоспитуемости решающими могут оказаться
действия педагога в сложный период роста ребенка, когда он делает ошибки и
терпит неудачи из - за отсутствия опыта, необходимых знаний, умений,
навыков.
Самое опасное время - стабилизация трудновоспитуемости.
Знания уровня трудновоспитуемости, ее признаков позволяют, во -
первых, определить основное направление педагогической профилактики, во -
вторых, избежать ошибок в диагностике воспитанности школьников.
1.3. Принципы и методы изучения педагогически запущенных учащихся.
Важнейшее условие индивидуального подхода к учащимся - глубокое
знание их особенностей, без чего любой разговор об индивидуальном подходе
теряет всякий смысл. Все принципы изучения учащегося, о которых далее
пойдет речь, неразрывны и взаимосвязаны.
Первый из них - изучение индивидуальных особенностей учащегося в
системе многочисленных и разнообразных связей и отношений.
Это значит, что ни одна особенность или черта характера подростка не
может выявляться и констатироваться сама по себе.
Второй принцип - объективность.
Вывод о человеке нельзя делать лишь, по мнению какого - то одного,
пусть даже и очень опытного специалиста. Ведь при всех условиях его мнение
будет личным, а, стало быть, может оказаться ошибочным. Чтобы правильно
понять человека, надо сопоставить мнение о нем разных, но хорошо знающих
его людей.
Третий принцип - динамичность изучения личности.
Человек изменяется всю жизнь. У подростков изменения происходят очень
интенсивно. Крайне важно видеть их, чтобы использовать вскрытый, новый
положительный потенциал, и вовремя принять меры по отношению к назревающему
недостатку. Раз и навсегда зафиксированного мнения о подростке быть не
должно. К сожалению, иной раз именно с этим приходится встречаться в
практике и чаще всего - по отношению к педагогически запущенным учащимся.
Четвертый принцип - диалектичность изучения.
Педагог должен уметь видеть главные, ведущие качества учащегося,
уметь отчленять их от качеств случайных и второстепенных, отмирающих,
видеть противоречия в личности учащегося и программировать педагогически
целесообразные пути их разрешения.
Пятый принцип - педагогический оптимизм, который вообще исключительно
важен в воспитании, а в перевоспитании значим вдвойне.
Шестой принцип - профессионализм изучения, т.е. глубокое знание
психологии человека, психологии подростка и умения правильно понимать его.
Седьмой принцип - целеустремленность.
Изучение учащегося преследует, в самой общей форме, решение трех
Страницы: 1, 2, 3, 4
|