МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности коррекционной работы у детей с ОНР

    каждым ребёнком).

    Второе занятие

    I. О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Объяснение цели

    занятия.

    Один из детей размещает на наборном полотне картинки в

    нужной последовательности.

    II. У п р а ж н е н и е в д о п о л н е н и и п р е д л о ж

    е н и й, предлагаемых

    педагогом, нужным по смыслу словом (участвуют поочерёдно все

    дети).

    Яблоки лежат на… под… (траве, деревом);

    Ёжик собрал яблоки в… (кучку);

    Ёжик залез на… (дерево, яблоню);

    Ёжик прыгнул на … (яблоки);

    Яблоки накололись на… (колючки, иголки) и т.д.

    III. О б у ч е н и е д е т е й с о с т а в л е н и ю з а в я

    з к и рассказа (начала к

    избранному действию).

    а) воссоздание исходной ситуации на основе содержания

    картинок по вопросам:

    Что виднеется вдали?

    Где жил ёжик? (Кто жил в этом лесу?)

    Что было рядом с лесом?

    Что однажды решил сделать ёжик?

    Наряду с краткими требуются развёрнутые ответы.

    б) Педагог дает образец начала рассказа.

    В предлагаемом педагогом тексте пропускаются отдельные

    слова, воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках).

    Однажды ёжик решил пойти на прогулку. Он вышел из… (леса),

    перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие… (яблони). Ёжик

    добежал до… (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле

    большие румяные… (яблоки). Ёжику захотелось принести домой…

    (яблок). Но как унести яблоки домой он не знал. Задумался ёжик.

    Думал, думал и придумал.

    IV. С о с т а в л е н и е р а с с к а з а д е т ь м и.

    Составление рассказа по цепочке – по первым картинам-

    фрагментам (в зависимости от состава подгруппы).

    Составление рассказа по серии в целом одним ребёнком

    (ведётся магнитофонная запись).

    Составление вариантов рассказа с другой завязкой действия,

    придумываемой детьми по предварительно заданным, направляющим

    вопросам.

    Педагог: «Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил

    ёжик; куда пошёл ёжик однажды; что он увидел».

    Пример рассказа по серии картинок (рассказ Максима Б., 6,5

    лет, III уровень речевого развития)

    «Ёжик жил в дальнем лесу. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и

    зашел в деревню. А там яблоки… лежат… на земле. Захотелось ему…

    яблоки в дом к себе отнести, к себе в норку. Собрал яблоки в

    кучку… а как их взять – не знает. Думал, думал и придумал. Залез…

    на дерево и спрыгнул… колючками вниз. Яблоки нацепились на

    колючки. Встал ёжик … и пошел довольный в лес».

    V. У п р а ж н е н и я в п о д б о р е с л о в - о п р е д

    е л е н и й к данному слову. Дается характеристика

    действующего лица (по вопросам):

    - Что можно сказать про ёжика, какой он?

    Актуализируется ряд слов-определений. Например:

    - Ёжик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он… какой? –

    Догадливый.

    - А теперь скажем по-другому. Ёжик думал, думал и сообразил,

    как ему нужно

    поступить. Значит, ёжик какой? – Сообразительный.

    - Ёжик нашел выход из положения – «находчивый ёжик» и т.п.

    Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их по

    цепочке. Затем на вопрос «Что можно сказать о ёжике?» - один-два

    ребёнка повторяют все указанные определения.

    III п е р и о д в т о р о г о г о д а о б у ч е н и я

    Цель занятий: обучение детей самостоятельному рассказыванию с

    элементами творчества.

    Основные задачи:

    1. Обучение составлять продолжение незаконченного рассказа без

    опоры на

    наглядный материал.

    2. Развитие умений ориентироваться в предложенном текстовом

    материале,

    опираться на стержневые, исходные данные и существенные детали

    при составлении собственного рассказа.

    3. Формирование навыков планирования рассказа (выбор сюжетного

    решения,

    определение последовательности событий и др.).

    4. Развитие творческих способностей детей в процессе

    самостоятельной речевой

    деятельности.

    5. Формирование грамматически правильной фразовой речи.

    Обучение проводится на двух занятиях. Используется текст

    неоконченного рассказа Л.А. Пеньевской (в адаптированном

    варианте).

    Текст рассказа

    «Вася летом жил в деревне у бабушки. Рядом с деревней был большой

    лес. Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать

    пение птиц. Однажды он вышел рано утром, пошел в лес и зашел

    очень далеко. Место было незнакомое. Вася понял, что заблудился.

    Он сел отдохнуть под большую, ветвистую берёзу и задумался. Как

    найти дорогу домой? Направо вела чуть заметная тропинка, но куда

    она идёт, Вася не знал. Прямо начинался спуск к реке. А налево

    был густой лес. Куда идти?»

    Первое занятие

    I. О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Объяснение цели

    занятия.

    II. Ч т е н и е т е к с т а. Текст незавершенного рассказа

    прочитывался дважды.

    Повторное чтение проводится с использованием приёма дополнения

    детьми отдельных предложений (или их частей) нужными по смыслу

    словами и словосочетаниями (выделены в тексте).

    III. В о с п р о и з в е д е н и е д е т ь м и с о д е р ж а н

    и я н е о к о н ч е н н о-

    го р а с с к а з а по вопросам педагога:

    - Где жил Вася летом?

    - Что было рядом с деревней?

    - Что любил делать Вася?

    - Что случилось с ним однажды? (Что произошло однажды?) и т.д.

    IV. В о с п р о и з в е д е н и е л е к с и ч е с к о г о м а

    т е р и а л а текста

    рассказа по вопросам:

    - Какой лес был рядом с деревней? Рядом с деревней…

    - Когда Вася вышел из дома? Он вышел…

    - Под какую берёзу сел отдыхать мальчик? Мальчик сел… и т.д.

    При затруднениях в составлении развёрнутых ответов начало

    фразы даётся педагогом. Выделенные слова подчёркиваются

    интонационно.

    Второе занятие

    О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Детям даётся

    установка на

    придумывание своего продолжения рассказа.

    П о в т о р н о е ч т е н и е т е к с т а неоконченного

    рассказа.

    С о с т а в л е н и е р а с с к а з о в детьми.

    Педагог предлагает детям несколько вариантов сюжетного решения

    окончания рассказа:

    Вася встречает в лесу людей…

    Влезает на дерево и видит…

    Идёт по тропинке и находит…

    Спускается к реке и идёт по берегу…

    На этой основе дети составляют продолжение рассказа.

    используются вспомогательные вопросы. Проводится магнитофонная

    запись рассказов.

    А н а л и з д е т с к и х р а с с к а з о в. обращается

    внимание на

    особенности решения творческой задачи: придуманные ребёнком

    ситуации, введённые в действие персонаж и др. Отмечаются

    языковые особенности составленных рассказов: соблюдение

    грамматических норм речи, удачное использование средств

    образной выразительности и др.

    После этого детям можно п р е д л о ж и т ь «п о ф а н т а

    з и р о в а т ь» и

    придумать свои варианты развития сюжета рассказа (помимо

    предложенных педагогом)

    Аналогично могут проводиться занятия по обучению

    рассказыванию и на другом текстовом и картинном материале. Как

    показывает опыт нашей работы, изложенный подход к построению

    занятий даёт хорошие результаты коррекционной работы по

    формированию у детей с ОНР навыков составления связных

    развёрнутых высказываний. Особое место в формировании связной

    речи детей дошкольного возраста занимает обучение творческому

    рассказыванию.

    Сначала мы включали отдельные, доступные детям задания

    творческого характера в занятиях по развитию связной речи. Эта

    работа осуществлялась совместно логопедом и воспитателями.

    Приводим примерный перечень таких заданий.

    Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению

    различным видам рассказывания

    |Цель |Виды занятий |

    |занятия | |

    |Обучение | Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения |

    |пересказу |(воспитатель). |

    | |Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения |

    | |(с помощью картинных панно, наглядной схемы). |

    | |Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с |

    | |последующим составлением рассказов по выполненным рисункам |

    | |(изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа (сказки) |

    | |и их словесное описание). |

    | |Восстановление «деформированного» текста с последующим его |

    | |пересказом (воспитатель): а) подстановка в текст пропущенных слов|

    | |(словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности |

    | |предложений. |

    | |Составление «творческих пересказов» - с заменой действующих лиц, |

    | |места действия, изменением времени действия, изложением событий |

    | |рассказа (сказки) от 1-го лица и др. |

    | |Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту |

    | |(продолжение к сказке, законченному рассказу). |

    |Обучение | Придумывание названия к картине или серии картин, а также |

    |рассказы- |различных вариантов названия; придумывание названия к каждой |

    |ванию по |последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду). |

    |картинам |Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного |

    | |содержания картины («кто самый внимательный?», «кто лучше |

    | |запомнил?» и др.). Упражнения в составлении предложений по |

    | |данному слову (словоформе) с опорой на картину. |

    | |Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с |

    | |использованием пантомимы и др.). |

    | |Придумывание продолжения к действию, изображённому на картине |

    | |(серии картин). |

    | |Составление завязки к изображённому действию (с опорой на |

    | |речевой образец логопеда). |

    | |Восстановление пропущенного звена (какой-либо картинки) при |

    | |составлении рассказа по серии картин. |

    | |Игра-упражнение «Угадай-ка!» (по вопросам и указаниям педагога |

    | |дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но не |

    | |показанного фрагмента, закрытого экраном). |

    |Обучение | Игра-упражнение «Узнай, что это!» (узнавание предмета по |

    |описанию |указанным его деталям, отдельным составным элементам). |

    |предметов |Составление описания предмета по собственному рисунку |

    | |(воспитатель). |

    | |Использование игровых ситуаций при составлении описательных |

    | |рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и пр.) (проводит |

    | |воспитатель). |

    В целях формирования навыков составления самостоятельного

    рассказа с элементами творчества использовали следующие виды

    работы: составление рассказов по аналогии, придумывание

    продолжения (окончания) к незавершенному рассказу, составление

    сюжетного рассказа по набору игрушек, сочинение рассказа по

    нескольким опорным словам, придумывание рассказа на заданную

    тему. При этом решались следующие практические задачи:

    - Развитие у детей умения ориентироваться в предложенном

    текстовом и

    наглядном материале (речевой образец, текст начала рассказа,

    опорные картинки-иллюстрации) при составлении собственного

    рассказа;

    - Активизация имеющихся знаний и представлений об окружающем;

    - Уточнение и развитие пространственных и временных

    представлений;

    - Развитие воссоздающего и творческого воображения;

    - Формирование навыков самостоятельного рассказывания.

    Специальные занятия по обучению рассказыванию с элементами

    творчества проводили в основном на заключительном этапе

    коррекционной работы.

    Здесь уже составление рассказов по аналогии с прослушанным

    текстом (небольшого объёма) проводилось без предварительного

    пересказа (с учётом возросших речевых и познавательных

    возможностей детей). Структура таких занятий включала:

    - Двукратное чтение и разбор содержания текста;

    - Конкретные указания детям по составлению собственного рассказа

    (изменение времени года, места действия и др.);

    - Рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.

    При обучении творческому рассказыванию мы использовали методы

    составления рассказов по наборам игрушек, по трём опорным словам

    с иллюстрацией соответствующих картинок (например: «мальчик» -

    «удочка» - «река»; «ребята» - «лес» - «ёжик»; «мальчики» -

    «озеро» - «плот»).

    Составление рассказа предшествовало называние предметов,

    изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание

    внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагалась тема

    рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «На

    рыбалке», «Случай в лесу», «Приключение на озере» и т.п. Для

    облегчения выполнения задания использовался краткий план из трёх-

    четырёх вопросов, к составлению которого привлекали детей

    (например: «Что взял с собой мальчик на рыбалку?», «Кого он

    встретил на реке?», «Что принес мальчик домой?» и т.д.). При

    затруднениях логопед давала образец начала рассказа.

    Для формирования навыков рассказывания с элементами

    собственного творчества использовали предметно-практические

    занятия – рисование, аппликацию, конструирование.

    Приводим рассказы детей с ОНР, составленные по выполненным

    рисункам и аппликациям (рассказы приводятся без отражения

    фонетических особенностей речи детей).

    Соня П., 6 лет: «Здесь нарисована но… ёлка новогодняя. На ней

    разные шарики и звёздочки. Ребята водят хоровод… вокруг ёлки. А

    это Дед Мороз… Он принёс детям подарки.»

    Никита Е., 6 лет: «Это у меня дом… В домике живёт мальчик

    Андрюша. Рядом с домом забор… Около дома конура. В конуре живёт

    собака Шарик… Из трубы идёт дым. Мама дома готовит обед. Андрюша

    будет сегодня есть голубцы.»

    Серёжа П., 6 лет: «Это машина. Машина едет… по дороге. А впереди

    светофор. Там горит красный свет. И машина остановилась. Потом

    загорелся желтый свет, а потом – зелёный. И машина поехала

    дальше… в гараж.»

    Обучение составлению рассказа на тему без использования

    словесных и наглядных опор проводилось на заключительном этапе

    работы.

    2.3. Результаты экспериментальной работы

    Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года

    мы отмечали, что используя системный подход в обучении,

    специальное планирование раздела работы по развитию связной речи,

    использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга

    приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и

    познавательного развития детей с ОНР, мы получили хороший

    результат.

    Как показал опыт нашей работы, введение в занятия по обучению

    рассказыванию различных заданий творческого характера значительно

    способствует развитию связной речи и творческих возможностей

    детей. При проведении контрольного обследования детей с ОНР

    наблюдалась следующая картина.

    Все дети экспериментальной группы справились с теми 7-ю

    заданиями, которые были предложены им в начале года. Очень редко

    в речи детей встречались аграмматизмы. Ошибки были в построении

    предложений (у 3-х детей) и в употреблении глагольных словоформ

    (у одного ребёнка).

    Для сравнения приводим рассказ Даши Т. к седьмому заданию.

    |В начале эксперимента |В конце эксперимента |

    |Прыгнул, не схватил… Они лес уш- |Была зима. Петя шел из школы домой. |

    |ли… Вольки стали… лизать а дерево. |Тропинка проходила через небольшой |

    |Коля спрятался… и его не нашли |лесок. Вот уже видно деревню. Вдруг |

    |воль- |Петя |

    |ки… На дерево… Пасёл домой. Приди |увидел волков. Он быстро влез на |

    |Коля дверь. Дома, а вольки усли. |сосну. |

    | |Волки хотели Петю достать, но не |

    | |смогли. |

    | |Они сели около сосны и стали ждать. |

    | |Петя |

    | |Сидел на сосне долго, до вечера. Мимо |

    | |шел охотник, увидел волков и выстрелил|

    | | |

    | |из ружья. Волки убежали. А Петя слез с|

    | | |

    | |дерева и пошел домой. |

    К концу года у Даши Т. сформирована чистая речь, без

    грамматических ошибок, рассказ составлен последовательно,

    переданы время, место и характер действия.

    Работа по формированию развёрнутой самостоятельной описательно-

    повествовательной речи у детей обогатила лексическую сторону речи

    ребёнка, уточнила применение грамматических категорий и форм,

    распространила бытовую фразу

    Распределение аграмматизмов в речи детей при выполнении различных

    видов заданий (в % от общего числа аграмматизмов)

    | |Ошибки|Ошибки|Ошибки|Ошибки|Пропус|Ошибки |Искажен|Прочие |

    | | | | | |ки |в |ие |аграмма|

    |Вид |на |на |на |на |знамен|постро-|структу|- |

    |задания |упот- |образ-|упот- |упот- |а- | |ры |тизмы |

    | |реблен| |реблен|реблен|тельны|ении |слов | |

    | |ие |ование|ие |ие |х |пред- | | |

    | |предло| |именны|глагол|форм |ложений| | |

    | |- |предло|х |ь- | | | | |

    | |гов |- |слово-|ных | | | | |

    | | |жно-па| |сло- | | | | |

    | | |- |форм |воформ| | | | |

    | | |дежных| | | | | | |

    | | | | | | | | | |

    | | |конст-| | | | | | |

    | | | | | | | | | |

    | | |рукций| | | | | | |

    |Составление |13,6 |3,4 |12,2 |26,5 |4,1 |25,2 |15,0 | |

    |расс- | | | | | | | | |

    |каза по | | | | | | | | |

    |серии сю- | | | | | | | | |

    |жетных | | | | | | | | |

    |картинок | | | | | | | | |

    |Рассказ по |29,3 |5,8 |15,7 |15,2 |1,5 |21,5 |11,0 | |

    |вопро- | | | | | | | | |

    |сам на тему | | | | | | | | |

    |из | | | | | | | | |

    |личного | | | | | | | | |

    |опыта | | | | | | | | |

    |Окончание |13,4 |4,12 |1,0 |22,8 |13,24 |35,1 |4,12 |5,22 |

    |расс- | | | | | | | | |

    |каза по | | | | | | | | |

    |данному | | | | | | | | |

    |началу | | | | | | | | |

    Таблица обследования детей с ОНР.

    | |Выполнение задания основной группой | Контрольная группа |

    | | | |

    |Вид задания | | |

    | |Самостоятельн|С небольшой|При активном |Не выполнено |Самостоятельн|С небольшой |

    | |о | |содействии | |о | |

    | | |помощью |экспер- | | |помощью |

    | | | |иментатора | | | |

    |Составление предложе- | 6 | 11 | 3 | - | 10+ | - |

    |ний по картинкам, | | | | | | |

    |изоб- | | | | | | |

    |ражающим простые | | | | | | |

    |действия. | | | | | | |

    |Составление предложе- | 3 | 8 | 7 | 2 | 10+ | - |

    |Ния по 3 картинкам | | | | | | |

    |(девочка, корзинка, | | | | | | |

    |лес). | | | | | | |

    |Пересказ сказки | 2 | 9 | 8 | 1 | 10+ | - |

    |«Репка» | | | | | | |

    |Составление рассказа | - | 11 | 8 | 1 | 10+ | - |

    |по серии сюжетных | | | | | | |

    |картинок «Медведь и | | | | | | |

    |зайцы». | | | | | | |

    |Составление рассказа | 6 | 10 | 4 | - | 10+ | - |

    |на | | | | | | |

    |тему «На нашем | | | | | | |

    |участке» | | | | | | |

    |Составление рассказа о| 6 | 6 | 8 | - | 10+ | - |

    | | | | | | | |

    |каком-нибудь случае с | | | | | | |

    | | | | | | | |

    |девочкой в лесу (с | | | | | | |

    |опо- | | | | | | |

    |рой на 3 картинки и | | | | | | |

    |вопросы) | | | | | | |

    |Завершение рассказа по|- |4 |7 |6 | 8+ | 2 |

    | | | | | | | |

    |готовому началу с опо-| | | | | | |

    | | | | | | | |

    |рой на картинку | | | | | | |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.