Особенности коррекционной работы у детей с ОНР
каждым ребёнком).
Второе занятие
I. О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Объяснение цели
занятия.
Один из детей размещает на наборном полотне картинки в
нужной последовательности.
II. У п р а ж н е н и е в д о п о л н е н и и п р е д л о ж
е н и й, предлагаемых
педагогом, нужным по смыслу словом (участвуют поочерёдно все
дети).
Яблоки лежат на… под… (траве, деревом);
Ёжик собрал яблоки в… (кучку);
Ёжик залез на… (дерево, яблоню);
Ёжик прыгнул на … (яблоки);
Яблоки накололись на… (колючки, иголки) и т.д.
III. О б у ч е н и е д е т е й с о с т а в л е н и ю з а в я
з к и рассказа (начала к
избранному действию).
а) воссоздание исходной ситуации на основе содержания
картинок по вопросам:
Что виднеется вдали?
Где жил ёжик? (Кто жил в этом лесу?)
Что было рядом с лесом?
Что однажды решил сделать ёжик?
Наряду с краткими требуются развёрнутые ответы.
б) Педагог дает образец начала рассказа.
В предлагаемом педагогом тексте пропускаются отдельные
слова, воспроизводимые самими детьми (приведены в скобках).
Однажды ёжик решил пойти на прогулку. Он вышел из… (леса),
перебежал дорожку и увидел сад, где росли большие… (яблони). Ёжик
добежал до… (сада) и увидел, что под яблонями лежат на земле
большие румяные… (яблоки). Ёжику захотелось принести домой…
(яблок). Но как унести яблоки домой он не знал. Задумался ёжик.
Думал, думал и придумал.
IV. С о с т а в л е н и е р а с с к а з а д е т ь м и.
Составление рассказа по цепочке – по первым картинам-
фрагментам (в зависимости от состава подгруппы).
Составление рассказа по серии в целом одним ребёнком
(ведётся магнитофонная запись).
Составление вариантов рассказа с другой завязкой действия,
придумываемой детьми по предварительно заданным, направляющим
вопросам.
Педагог: «Теперь составь свой рассказ. Расскажи: где жил
ёжик; куда пошёл ёжик однажды; что он увидел».
Пример рассказа по серии картинок (рассказ Максима Б., 6,5
лет, III уровень речевого развития)
«Ёжик жил в дальнем лесу. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и
зашел в деревню. А там яблоки… лежат… на земле. Захотелось ему…
яблоки в дом к себе отнести, к себе в норку. Собрал яблоки в
кучку… а как их взять – не знает. Думал, думал и придумал. Залез…
на дерево и спрыгнул… колючками вниз. Яблоки нацепились на
колючки. Встал ёжик … и пошел довольный в лес».
V. У п р а ж н е н и я в п о д б о р е с л о в - о п р е д
е л е н и й к данному слову. Дается характеристика
действующего лица (по вопросам):
- Что можно сказать про ёжика, какой он?
Актуализируется ряд слов-определений. Например:
- Ёжик догадался, что ему нужно сделать. Значит, он… какой? –
Догадливый.
- А теперь скажем по-другому. Ёжик думал, думал и сообразил,
как ему нужно
поступить. Значит, ёжик какой? – Сообразительный.
- Ёжик нашел выход из положения – «находчивый ёжик» и т.п.
Актуализируемые слова закрепляются путем повторения их по
цепочке. Затем на вопрос «Что можно сказать о ёжике?» - один-два
ребёнка повторяют все указанные определения.
III п е р и о д в т о р о г о г о д а о б у ч е н и я
Цель занятий: обучение детей самостоятельному рассказыванию с
элементами творчества.
Основные задачи:
1. Обучение составлять продолжение незаконченного рассказа без
опоры на
наглядный материал.
2. Развитие умений ориентироваться в предложенном текстовом
материале,
опираться на стержневые, исходные данные и существенные детали
при составлении собственного рассказа.
3. Формирование навыков планирования рассказа (выбор сюжетного
решения,
определение последовательности событий и др.).
4. Развитие творческих способностей детей в процессе
самостоятельной речевой
деятельности.
5. Формирование грамматически правильной фразовой речи.
Обучение проводится на двух занятиях. Используется текст
неоконченного рассказа Л.А. Пеньевской (в адаптированном
варианте).
Текст рассказа
«Вася летом жил в деревне у бабушки. Рядом с деревней был большой
лес. Вася очень любил гулять по лесу, собирать землянику, слушать
пение птиц. Однажды он вышел рано утром, пошел в лес и зашел
очень далеко. Место было незнакомое. Вася понял, что заблудился.
Он сел отдохнуть под большую, ветвистую берёзу и задумался. Как
найти дорогу домой? Направо вела чуть заметная тропинка, но куда
она идёт, Вася не знал. Прямо начинался спуск к реке. А налево
был густой лес. Куда идти?»
Первое занятие
I. О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Объяснение цели
занятия.
II. Ч т е н и е т е к с т а. Текст незавершенного рассказа
прочитывался дважды.
Повторное чтение проводится с использованием приёма дополнения
детьми отдельных предложений (или их частей) нужными по смыслу
словами и словосочетаниями (выделены в тексте).
III. В о с п р о и з в е д е н и е д е т ь м и с о д е р ж а н
и я н е о к о н ч е н н о-
го р а с с к а з а по вопросам педагога:
- Где жил Вася летом?
- Что было рядом с деревней?
- Что любил делать Вася?
- Что случилось с ним однажды? (Что произошло однажды?) и т.д.
IV. В о с п р о и з в е д е н и е л е к с и ч е с к о г о м а
т е р и а л а текста
рассказа по вопросам:
- Какой лес был рядом с деревней? Рядом с деревней…
- Когда Вася вышел из дома? Он вышел…
- Под какую берёзу сел отдыхать мальчик? Мальчик сел… и т.д.
При затруднениях в составлении развёрнутых ответов начало
фразы даётся педагогом. Выделенные слова подчёркиваются
интонационно.
Второе занятие
О р г а н и з а ц и о н н а я ч а с т ь. Детям даётся
установка на
придумывание своего продолжения рассказа.
П о в т о р н о е ч т е н и е т е к с т а неоконченного
рассказа.
С о с т а в л е н и е р а с с к а з о в детьми.
Педагог предлагает детям несколько вариантов сюжетного решения
окончания рассказа:
Вася встречает в лесу людей…
Влезает на дерево и видит…
Идёт по тропинке и находит…
Спускается к реке и идёт по берегу…
На этой основе дети составляют продолжение рассказа.
используются вспомогательные вопросы. Проводится магнитофонная
запись рассказов.
А н а л и з д е т с к и х р а с с к а з о в. обращается
внимание на
особенности решения творческой задачи: придуманные ребёнком
ситуации, введённые в действие персонаж и др. Отмечаются
языковые особенности составленных рассказов: соблюдение
грамматических норм речи, удачное использование средств
образной выразительности и др.
После этого детям можно п р е д л о ж и т ь «п о ф а н т а
з и р о в а т ь» и
придумать свои варианты развития сюжета рассказа (помимо
предложенных педагогом)
Аналогично могут проводиться занятия по обучению
рассказыванию и на другом текстовом и картинном материале. Как
показывает опыт нашей работы, изложенный подход к построению
занятий даёт хорошие результаты коррекционной работы по
формированию у детей с ОНР навыков составления связных
развёрнутых высказываний. Особое место в формировании связной
речи детей дошкольного возраста занимает обучение творческому
рассказыванию.
Сначала мы включали отдельные, доступные детям задания
творческого характера в занятиях по развитию связной речи. Эта
работа осуществлялась совместно логопедом и воспитателями.
Приводим примерный перечень таких заданий.
Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению
различным видам рассказывания
|Цель |Виды занятий |
|занятия | |
|Обучение | Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения |
|пересказу |(воспитатель). |
| |Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения |
| |(с помощью картинных панно, наглядной схемы). |
| |Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с |
| |последующим составлением рассказов по выполненным рисункам |
| |(изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа (сказки) |
| |и их словесное описание). |
| |Восстановление «деформированного» текста с последующим его |
| |пересказом (воспитатель): а) подстановка в текст пропущенных слов|
| |(словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности |
| |предложений. |
| |Составление «творческих пересказов» - с заменой действующих лиц, |
| |места действия, изменением времени действия, изложением событий |
| |рассказа (сказки) от 1-го лица и др. |
| |Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту |
| |(продолжение к сказке, законченному рассказу). |
|Обучение | Придумывание названия к картине или серии картин, а также |
|рассказы- |различных вариантов названия; придумывание названия к каждой |
|ванию по |последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду). |
|картинам |Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного |
| |содержания картины («кто самый внимательный?», «кто лучше |
| |запомнил?» и др.). Упражнения в составлении предложений по |
| |данному слову (словоформе) с опорой на картину. |
| |Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с |
| |использованием пантомимы и др.). |
| |Придумывание продолжения к действию, изображённому на картине |
| |(серии картин). |
| |Составление завязки к изображённому действию (с опорой на |
| |речевой образец логопеда). |
| |Восстановление пропущенного звена (какой-либо картинки) при |
| |составлении рассказа по серии картин. |
| |Игра-упражнение «Угадай-ка!» (по вопросам и указаниям педагога |
| |дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но не |
| |показанного фрагмента, закрытого экраном). |
|Обучение | Игра-упражнение «Узнай, что это!» (узнавание предмета по |
|описанию |указанным его деталям, отдельным составным элементам). |
|предметов |Составление описания предмета по собственному рисунку |
| |(воспитатель). |
| |Использование игровых ситуаций при составлении описательных |
| |рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и пр.) (проводит |
| |воспитатель). |
В целях формирования навыков составления самостоятельного
рассказа с элементами творчества использовали следующие виды
работы: составление рассказов по аналогии, придумывание
продолжения (окончания) к незавершенному рассказу, составление
сюжетного рассказа по набору игрушек, сочинение рассказа по
нескольким опорным словам, придумывание рассказа на заданную
тему. При этом решались следующие практические задачи:
- Развитие у детей умения ориентироваться в предложенном
текстовом и
наглядном материале (речевой образец, текст начала рассказа,
опорные картинки-иллюстрации) при составлении собственного
рассказа;
- Активизация имеющихся знаний и представлений об окружающем;
- Уточнение и развитие пространственных и временных
представлений;
- Развитие воссоздающего и творческого воображения;
- Формирование навыков самостоятельного рассказывания.
Специальные занятия по обучению рассказыванию с элементами
творчества проводили в основном на заключительном этапе
коррекционной работы.
Здесь уже составление рассказов по аналогии с прослушанным
текстом (небольшого объёма) проводилось без предварительного
пересказа (с учётом возросших речевых и познавательных
возможностей детей). Структура таких занятий включала:
- Двукратное чтение и разбор содержания текста;
- Конкретные указания детям по составлению собственного рассказа
(изменение времени года, места действия и др.);
- Рассказы детей с последующим коллективным анализом и оценкой.
При обучении творческому рассказыванию мы использовали методы
составления рассказов по наборам игрушек, по трём опорным словам
с иллюстрацией соответствующих картинок (например: «мальчик» -
«удочка» - «река»; «ребята» - «лес» - «ёжик»; «мальчики» -
«озеро» - «плот»).
Составление рассказа предшествовало называние предметов,
изображенных на картинках, и их краткая характеристика (описание
внешнего вида, деталей и др.). Затем детям предлагалась тема
рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «На
рыбалке», «Случай в лесу», «Приключение на озере» и т.п. Для
облегчения выполнения задания использовался краткий план из трёх-
четырёх вопросов, к составлению которого привлекали детей
(например: «Что взял с собой мальчик на рыбалку?», «Кого он
встретил на реке?», «Что принес мальчик домой?» и т.д.). При
затруднениях логопед давала образец начала рассказа.
Для формирования навыков рассказывания с элементами
собственного творчества использовали предметно-практические
занятия – рисование, аппликацию, конструирование.
Приводим рассказы детей с ОНР, составленные по выполненным
рисункам и аппликациям (рассказы приводятся без отражения
фонетических особенностей речи детей).
Соня П., 6 лет: «Здесь нарисована но… ёлка новогодняя. На ней
разные шарики и звёздочки. Ребята водят хоровод… вокруг ёлки. А
это Дед Мороз… Он принёс детям подарки.»
Никита Е., 6 лет: «Это у меня дом… В домике живёт мальчик
Андрюша. Рядом с домом забор… Около дома конура. В конуре живёт
собака Шарик… Из трубы идёт дым. Мама дома готовит обед. Андрюша
будет сегодня есть голубцы.»
Серёжа П., 6 лет: «Это машина. Машина едет… по дороге. А впереди
светофор. Там горит красный свет. И машина остановилась. Потом
загорелся желтый свет, а потом – зелёный. И машина поехала
дальше… в гараж.»
Обучение составлению рассказа на тему без использования
словесных и наглядных опор проводилось на заключительном этапе
работы.
2.3. Результаты экспериментальной работы
Подводя итоги экспериментальной работы в конце учебного года
мы отмечали, что используя системный подход в обучении,
специальное планирование раздела работы по развитию связной речи,
использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга
приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и
познавательного развития детей с ОНР, мы получили хороший
результат.
Как показал опыт нашей работы, введение в занятия по обучению
рассказыванию различных заданий творческого характера значительно
способствует развитию связной речи и творческих возможностей
детей. При проведении контрольного обследования детей с ОНР
наблюдалась следующая картина.
Все дети экспериментальной группы справились с теми 7-ю
заданиями, которые были предложены им в начале года. Очень редко
в речи детей встречались аграмматизмы. Ошибки были в построении
предложений (у 3-х детей) и в употреблении глагольных словоформ
(у одного ребёнка).
Для сравнения приводим рассказ Даши Т. к седьмому заданию.
|В начале эксперимента |В конце эксперимента |
|Прыгнул, не схватил… Они лес уш- |Была зима. Петя шел из школы домой. |
|ли… Вольки стали… лизать а дерево. |Тропинка проходила через небольшой |
|Коля спрятался… и его не нашли |лесок. Вот уже видно деревню. Вдруг |
|воль- |Петя |
|ки… На дерево… Пасёл домой. Приди |увидел волков. Он быстро влез на |
|Коля дверь. Дома, а вольки усли. |сосну. |
| |Волки хотели Петю достать, но не |
| |смогли. |
| |Они сели около сосны и стали ждать. |
| |Петя |
| |Сидел на сосне долго, до вечера. Мимо |
| |шел охотник, увидел волков и выстрелил|
| | |
| |из ружья. Волки убежали. А Петя слез с|
| | |
| |дерева и пошел домой. |
К концу года у Даши Т. сформирована чистая речь, без
грамматических ошибок, рассказ составлен последовательно,
переданы время, место и характер действия.
Работа по формированию развёрнутой самостоятельной описательно-
повествовательной речи у детей обогатила лексическую сторону речи
ребёнка, уточнила применение грамматических категорий и форм,
распространила бытовую фразу
Распределение аграмматизмов в речи детей при выполнении различных
видов заданий (в % от общего числа аграмматизмов)
| |Ошибки|Ошибки|Ошибки|Ошибки|Пропус|Ошибки |Искажен|Прочие |
| | | | | |ки |в |ие |аграмма|
|Вид |на |на |на |на |знамен|постро-|структу|- |
|задания |упот- |образ-|упот- |упот- |а- | |ры |тизмы |
| |реблен| |реблен|реблен|тельны|ении |слов | |
| |ие |ование|ие |ие |х |пред- | | |
| |предло| |именны|глагол|форм |ложений| | |
| |- |предло|х |ь- | | | | |
| |гов |- |слово-|ных | | | | |
| | |жно-па| |сло- | | | | |
| | |- |форм |воформ| | | | |
| | |дежных| | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | |конст-| | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | |рукций| | | | | | |
|Составление |13,6 |3,4 |12,2 |26,5 |4,1 |25,2 |15,0 | |
|расс- | | | | | | | | |
|каза по | | | | | | | | |
|серии сю- | | | | | | | | |
|жетных | | | | | | | | |
|картинок | | | | | | | | |
|Рассказ по |29,3 |5,8 |15,7 |15,2 |1,5 |21,5 |11,0 | |
|вопро- | | | | | | | | |
|сам на тему | | | | | | | | |
|из | | | | | | | | |
|личного | | | | | | | | |
|опыта | | | | | | | | |
|Окончание |13,4 |4,12 |1,0 |22,8 |13,24 |35,1 |4,12 |5,22 |
|расс- | | | | | | | | |
|каза по | | | | | | | | |
|данному | | | | | | | | |
|началу | | | | | | | | |
Таблица обследования детей с ОНР.
| |Выполнение задания основной группой | Контрольная группа |
| | | |
|Вид задания | | |
| |Самостоятельн|С небольшой|При активном |Не выполнено |Самостоятельн|С небольшой |
| |о | |содействии | |о | |
| | |помощью |экспер- | | |помощью |
| | | |иментатора | | | |
|Составление предложе- | 6 | 11 | 3 | - | 10+ | - |
|ний по картинкам, | | | | | | |
|изоб- | | | | | | |
|ражающим простые | | | | | | |
|действия. | | | | | | |
|Составление предложе- | 3 | 8 | 7 | 2 | 10+ | - |
|Ния по 3 картинкам | | | | | | |
|(девочка, корзинка, | | | | | | |
|лес). | | | | | | |
|Пересказ сказки | 2 | 9 | 8 | 1 | 10+ | - |
|«Репка» | | | | | | |
|Составление рассказа | - | 11 | 8 | 1 | 10+ | - |
|по серии сюжетных | | | | | | |
|картинок «Медведь и | | | | | | |
|зайцы». | | | | | | |
|Составление рассказа | 6 | 10 | 4 | - | 10+ | - |
|на | | | | | | |
|тему «На нашем | | | | | | |
|участке» | | | | | | |
|Составление рассказа о| 6 | 6 | 8 | - | 10+ | - |
| | | | | | | |
|каком-нибудь случае с | | | | | | |
| | | | | | | |
|девочкой в лесу (с | | | | | | |
|опо- | | | | | | |
|рой на 3 картинки и | | | | | | |
|вопросы) | | | | | | |
|Завершение рассказа по|- |4 |7 |6 | 8+ | 2 |
| | | | | | | |
|готовому началу с опо-| | | | | | |
| | | | | | | |
|рой на картинку | | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|