МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности коррекционной работы у детей с ОНР

    Особенности коррекционной работы у детей с ОНР

    ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ

    РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

    У ДЕТЕЙ С ОНР.

    Иванова Т.Н.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение ……………………..…………………………………..

    Глава I Преодоление общего недоразвития речи у дошколь-

    ников:

    1.1. Характеристика ОНР………………………………….

    1.2. Закономерности развития детской речи……………..

    1.3. Процесс формирования и усвоения родного языка

    при нарушениях речи…………………………………

    Глава II Экспериментальная работа:

    2.1. Исследование состояния связной речи детей старшего

    дошкольного возраста с общим речевым недоразви

    -

    тием……………………………………………………..

    2.2. Формирование связной речи у детей…………………

    2.3. Результаты экспериментальной работы……………...

    Заключение……………………………………………………….

    Библиография……………………………………………………

    Введение

    Проблемой нашего исследования является уровень связной речи

    детей с

    общим недоразвитием речи. Этой проблемой занимались Филичева

    Т.Б., Чир-

    кина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова

    Е.М. и

    многие другие.

    Эта проблема вполне раскрыта. Мы проанализировали литературу

    по данной теме и выявили наиболее освещенные вопросы по развитию

    связной речи.

    С.А. Миронова в книге «Развитие речи дошкольников на

    логопедических занятиях» в разделе «Обучение детей составлению

    рассказов» раскрывает содержание и методы работы по развитию

    прямой речи. В книге « Нарушение речи у дошкольников»

    (составитель Р.А. Белова-Давид). Е.Г. Корицкая и Т.А.

    Шимкович в главе «Формирование развернутой описательно-

    повествователь-

    ной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития»

    раскрывают цели работы по формированию развернутой

    самостоятельной описательно-по-

    вествовательной речи у детей, указывают два направления работы:

    1. Формирование речи ребенка с опорой на ранее данный готовый

    сюжет (ра-

    бота над пересказом прочитанного и составлением рассказов по

    сюжетным картинкам и сериям последовательных картин).

    2. Формирование речи ребенка без опоры на готовый сюжет.

    В книге « Коррекция недостатков речи у учащихся

    общеобразовательной школы » А.В.Ястребова излагает методы

    коррекционно-развивающего обуче-

    ния связной речи детей с ОНР, рекомендует приемы формирующие

    полноцен-

    ную речевую деятельность.

    В.В.Воробьева указывает причины несформированности связной

    речи в гла-

    ве «Особенности связной речи школьников с моторной алалией » в

    книге «На-

    рушения речи и голоса у детей » под редакцией С.С.Ляпидевского и

    С.Н. Ша-

    ховской.

    Большое внимание уделили вопросу развития связной речи

    Н.С.Жукова, Е.М.

    Мастюкова, Т.Б.Филичева в книге для логопедов «Преодоление общего

    недораз

    вития речи у дошкольников».

    Эта тема достаточно актуальна, так как в логопедии делается

    акцент на разви-

    тие связной речи у детей с ОНР, т.е. их подготовленность к

    обучению в школе.

    Очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов

    и мето-

    дов, а также поиска более новых, более эффективных научно-

    обоснованных путей развития связной речи у детей с общим

    недоразвитием речи. Но эта тема

    не в полном объеме изучена в дошкольной логопедии, требует

    дополнительно-

    го изучения и поэтому мы остановились именно на ней. Решение

    данной проб-

    лемы составляет цель нашего исследования.

    В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие

    задачи:

    1. Изучение специальной литературы по проблемам связной речи у

    детей с

    ОНР;

    2. В ходе экспериментального изучения выявить и

    проанализировать особен-

    ности связной речи у детей с ОНР;

    3. В ходе экспериментального изучения разработать

    модифицированные прие

    мы для развития связной речи;

    4. В ходе экспериментального обучения проверить

    целесообразность и успеш-

    ность применения тех или иных приемов.

    Работа проводилась на базе детского сада №43 г.Владимира с

    сентября 1998г.

    по июнь 1999 года и полученные данные могут быть использованы для

    работы

    логопедов и воспитателей групп для детей с общим недоразвитием

    речи.

    В соответствии с поставленными задачами в работе выделяются

    следующие главы.

    В первой главе дается литературный обзор данных по ОНР.

    Во второй главе проводится исследование состояния связной речи

    детей стар-

    шего возраста с общим недоразвитием речи, намечаются цели и план

    экспери-

    ментальной работы. Далее раскрывается ход самой экспериментальной

    работы

    по обучению детей с ОНР связной речи. В конце второй главы

    подводится итог

    экспериментальной работы и делаются соответствующие выводы.

    ГЛАВА I

    Преодоление общего недоразвития речи у

    у дошкольников

    1.1. Характеристика ОНР

    Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое

    разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их

    можно разделить на три

    основные группы.

    У детей первой группы имеют место признаки лишь общего

    недоразвития ре-

    чи, без других выраженных нарушений нервно-психической

    деятельности. Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей

    отсутствуют локальные поражения

    центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на

    выражен-

    ные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной

    трети обс-

    ледуемых при подробной беседе с матерью, выявляются факты не

    резко выра -

    женного токсикоза второй половины беременности или недлительной

    асфиксии в родах. В этих случаях часто можно отметить

    недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его

    соматическую ослабленность в первые месяцы и го-

    ды жизни, подверженность детским и простудным заболеваниям.

    В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты

    общей эмоци-

    онально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной

    деятельности.

    Отсутствие парезов и параличей, выраженных кодкорковых и

    мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них

    первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Отличаемые

    же малые неврологические дис -

    функции в основном ограничиваются нарушениями регуляции мышечного

    то -

    нуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев

    рук,

    несформированностью кинестетического и динамического праксиса.

    Это преи-

    мущественно дизонтогенетический вариант ОНР.

    Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений

    в дош-

    кольном возрасте, дети этой группы нуждаются в длительной

    логопедической

    коррекционной работе, а в дальнейшем – в особых условиях

    обучения. Практи-

    ка показывает, что направление детей с не резко выраженными

    речевыми нару-

    шениями в массовую школу может привести к возникновению вторичных

    нев-

    ротических и неврозоподобных расстройств.

    У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с

    рядом невроло-

    гических и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант

    ОНР

    церебрально-органического генеза, при котором имеет место

    дизонтогенети -

    чески энцефалопатический симптомокомплекс нарушений.

    При тщательном неврологическом обследовании детей второй

    группы, выяв-

    ляется ярко выраженная неврологическая симптоматика,

    свидетельствующая не только о задержке созревания ЦНС, но и о

    негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Среди

    неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми

    являются следующие:

    - гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного

    внутриче-

    репного давления);

    - церебрастенический синдром (повышенная нервнопсихическая

    истощаемость)

    - синдромы двигательных расстройств (изменение мышечного тонуса).

    Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей

    второй группы выявляет наличие у них характерных нарушений

    познавательной деятельности,

    Обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой

    работоспособ -

    ностью.

    У детей третьей группы имеет место наиболее стойкое и

    специфическое рече-

    вое недоразвитие, которое клинически обозначается как моторная

    алалия. У

    этих детей имеется поражение (или недоразвитие) корковых речевых

    зон голов-

    ного мозга и в первую очередь зоны Брока. При моторной аламии

    имеют место сложные дизонтогенетически-энцефалопатические

    нарушения. Характерными признаками моторной аламии являются

    следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи –

    фонематической, лексической, синтаксической, морфологи-

    ческой, всех видов речевой деятельности и всех форм устной и

    письменной речи.

    Подробное изучение детей с ОНР выявило крайнюю неоднородность

    описы-

    ваемой группы по степени проявления речевого дефекта, что

    позволило Р.Е.

    Левиной определить три уровня речевого развития этих детей.

    Первый уровень речевого развития, характеризуемый в литературе

    как «от -

    сутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании

    речевых возможностей детей на этом уровне встречается название

    «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку

    такой ребенок в самостоятель-

    ном общении использует целый ряд вербальных средств. Это могут

    быть отдель

    ные звуки и некоторые их сочетания – звукокомплексы и

    звукоподражания, обрывки лепетных слов («сина» – машина). Речь

    детей на этом уровне может изобиловать так называемыми диффузными

    словами, не имеющими аналогов в родном языке («киа» – кофта,

    свитер). Характерной особенностью детей с 1 уровнем речевого

    развития является возможность многоцелевого использова -

    ния имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и

    слова мо -

    гут обозначать как названия предметов, так и некоторые их

    признаки и дейст -

    вия, совершаемые с ними («бика», произносится с разной

    интонацией, обозна-

    чает «машина», «едет», «бибикает»).

    Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в

    результате чего ребенок вынужден прибегать к активному

    использованию неязыковых средств – жестов, мимики, интонации.

    Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная

    недостаточность в форми-

    ровании импрессивной стороны речи. Затруднительным является

    понимание как некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и

    др.), так и грамматических категорий единственного и

    множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и

    настоящего времени глаголов и т.д. Обобщая все вышесказан-

    ное, можно сделать вывод, что речь детей на первом уровне

    малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную

    привязанность.

    Второй уровень речевого развития определяется в литературе как

    «Начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является

    появление в речи детей двух-трёх, а иногда даже четырехсловной

    фразы. Объединяя слова в словосочетании и фразу, один и тот же

    ребенок, может, как правильно исполь-

    зовать способы согласования и управления, так и нарушать их.

    В самостоятельной речи детей иногда появляются простые

    предлоги и их ле-

    петные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог,

    ребенок со вто-

    рым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены

    предложения по грамматическим категориям: «Асик ези тай» – «Мячик

    лежит на столе».

    По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное

    улучшение сос-

    тояния словарного запаса не только по количественным, но и по

    качественным параметрам: расширяется объем употребляемых

    существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые

    числительные и наречия и т.д. Однако недостаточность

    словообразовательных операций приводит к ошибкам в упот-

    реблении и понимании приставочных глаголов, относительных и

    притяжатель-

    ных прилагательных, существительных со значением действующего

    лица. Наб-

    людаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных

    понятий, системы синонимов и антонимов.

    Речь детей со вторым уровнем часто кажется малопонятной из-за

    грубого на-

    рушения звукопроизношения и слоговой структуры слов.

    Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой

    фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и

    фонетики. Типичным для данного уровня является использование

    детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных

    предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за

    счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения.

    Возросли возможности детей в использовании предложных конст

    рукций с включением в отдельных случаях простых предлогов. В

    самостоятель-

    ной речи уменьшилось число ошибок, связанных с изменением слов по

    грамма-

    тическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д..

    Однако специ-

    ально направленные задания позволяют выявить трудности в

    употреблении су-

    ществительных среднего рода, глаголов будущего времени, в

    согласовании су-

    ществительных с прилагательными и числительными в косвенных

    падежах.

    По-прежнему явно недостаточным будет понимание и употребление

    сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются

    на простые.

    Ребенок с ОНР третьего уровня понимает и может самостоятельно

    образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным

    словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется

    в правильном выборе производящей основы («человек, который дома

    строит»-«доматель»), использу-

    ет неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик»-«мойчик»;

    вместо

    «лисья»-«лисник»). Типичным для данного уровня является неточное

    понима -

    ние и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и

    отвлеченным значением, а также слов с переносным значением.

    Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой

    повседнев

    ной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться

    незна -

    ние детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри,

    веки. Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет

    определить трудности в воспро-

    изведении слов и фраз сложной слоговой структуры.

    Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается

    недоста -

    точная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют

    задания на выделение первого и последнего звука в слове,

    подбирают картинки, в назва-

    нии которых есть заданный звук. Таким образом, у ребенка с

    третьим уровнем речевого развития операции звука слогового

    анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а

    это, в свою очередь, будет служить препят-

    ствием для овладения чтением и письмом.

    Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-

    временных свя-

    зей в повествовании: дети могут переставлять местами части

    рассказа, пропус-

    кать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную

    сторону.

    Для предупреждения тяжелых форм общего недоразвития речи в

    дошкольном возрасте большое значение имеет ранняя диагностика

    нарушений речевого развития у детей и своевременно оказанная им

    медико-педагогическая помощь. К группе риска относятся дети

    первых двух лет жизни, у которых имеется пред-

    расположенность к появлению нарушений речевого развития, в связи

    с чем они нуждаются в специальном логопедическом, а часто и

    медицинском воздействии. Своевременное выявление таких детей и

    проведение соответству-

    ющих коррекционных мероприятий может в значительной степени

    ускорить ход их речевого и умственного развития. Поскольку

    тяжелые формы ОНР обыч

    но возникают на фоне органического поражения ЦНС, то важной

    задачей является диагностика не только тяжелых, но и более легких

    форм повреждения мозга. Особое внимание обращается на детей,

    родившихся от матерей с небла-

    гоприятным акушерским анамнезом, перенесших асфикцию, , родовую

    травму, длительную желтуху, а также на недоношенных, маловесных и

    незрелых при рождении детей. В целях предупреждения ОНР

    необходимо разработать реко-

    мендации для родителей детей, относящихся к группе риска, а также

    детей с различными отклонениями в физическом или психическом

    развитии. Матери следует знать о влиянии эмоционального общения с

    ребенком на становлении его речи. Кроме того, логопед и психолог

    должны обучить мать основным приемам работы по стимулированию

    психического развития ребенка.

    Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми, сообщаемые

    исследо-

    вателями нормальной детской речи, с путями становления детской

    речи при нарушении ее развития, то нельзя не заметить в них

    определенного сходства: какая бы форма патологии речи ни была

    присуща ребенку, он не минует в своем развитии тех трех основных

    периодов, которые выделены Александром Николаевичем Гвоздевым в

    его уникальном исследовании «Вопросы изучения детской речи».

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.