Общение и формирование личности младшего школьника
"Твоя любимая птица?" она уверенно говорит: "Мухи!".
Наименования: лягушка, утес, коротышка, дылда, толстяк, йог, помидор,
чукча, китаец, человек с легким характером, человек с тяжелым характером,
мальчишка 12 лет, барышня 15 годков, учитель, проработавший в школе 15 лет
и т.д.
ВОПРОСЫ:
Ваша любимая игра?
Ваша любимая еда?
Что вы любите делать больше всего на свете?
Чем вас можно рассмешить?
Какими словами вас можно сделать счастливым? Печальным? Злым?
А после игры попробуйте ответить на вопросы:
Легко или трудно показалось для вас прокатиться " в чужих санях"?
Почему все-таки нам иногда так хочется оказаться не "в своих санях ?"
УПР.2
КРУГ НАШЕЙ ЖИЗНИ.
Эта игра тоже заставляет задуматься и о своей, и о жизни людей рядом
с нами.
Ведущий чертит на полу большой круг и предлагает следующее задание:
- Это срез вашей жизни, одного типичного дня. Сначала разделим круг
на четыре условные части пунктирными линиями. В каждой четверти- шесть
часов. Пусть теперь кто-нибудь покажет сколько времени у него уходит:
- на сон,
- на школу,
- на друзей,
- на работу,
- на семью,
- на одиночество,
- на работу по дому,
- на все остальное?
Глядя на круг своей жизни, задумайтесь над вопросами: Довольны ли
тем, как проходит день? Пусть в идеале, но какие границы хотелось бы
изменить в этом круге? Что легко и что трудно изменить в вашей жизни? Что
не хватало для верного отображения вашей жизни ( творчества, музыки и др.,
) ? Почему все-таки мы идем и стремимся к изменениям?
УПР.3
КАРУСЕЛЬ.
Часто мы слышим, как важно умение вовремя говорить комплименты
людям. Это правильно, но при этом часто забываем о том, что не менее важно
умение принимать комплименты. В " карусели " можно поучиться и тому, и
другому.
ЗАДАНИЕ: группа делится на две команды. Одна команда образует
маленький круг ( спиной друг к другу ). Вторая команда делает большой
круг, причем каждый из участников большого круга стоит лицом к участнику
первой команды.
Каждый, кто стоит во внешнем кругу, должен сказать что-то хорошее
тому человеку, который находится напротив него. Те, кто стоят во
внутреннем кругу сумейте поблагодарить своего партнера за добрые слова.
Внутренний круг остается на месте, а участники внешнего делают шаг в
сторону- оказываются лицом к лицу с другим членом внутреннего круга. И
снова- добрые слова с той и с другой стороны. И так до тех пор, пока вы не
обойдете вессь круг и не окажитесь напротив того, с кого начали.
ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: Что оказалось сложнее- придумывать комплименты
или отвечать на них.
УПР.4
МАСКА , Я ТЕБЯ ЗНАЮ ?
Для того, чтобы принять человека, нужно уметь наблюдать,
анализировать, сопоставлять... Попробуем?
Инструментарий: по два листа бумаги на каждого участника,
карандаши, фломастеры, ручки.
ЗАДАНИЕ: каждый из включенных в перцептивный блок общения рисует на
одном листе автопортрет ( можно для узнавания подчеркнуть детали
внешности, одежды и др. ), а на другом пишет не менее 10 слов, которые по-
разному характеризуют его образ жизни ( например, баскетбол,
привлекательность, счастье, любит молодежную эстраду и т.д. ).
Затем все листы с портретами складываются в одну стопку, а с
характеристиками в другую. Каждый из участников наугад берет листок из
любой стопки и ищет соответствующий ему в друглй стопе. При этом
желательно обосновать свой выбор.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ:
Что труднее: установить портретное или внутреннее сходство? Можно ли
некоторые характеристики ( или портреты ) отнести ко многим людям? Почему-
да или почему- нет? Что различает людей ? Хорошо ли, что люди отличаются
друг от друга ? Почему?
УПР.5
ПАМЯТНИК ЛЮБВИ.
Из класса выходят 4 мальчика и 4 девочки. Оставшиеся образуют круг,
внутри которого мальчик и девочка совместно создают скульптуру
олицетворяющую любовь ( дружбу, ненависть, обиду и т. д. - по заданию
ведущего ). Когда творческий процесс оказывается завершенным, ведущий
приглашает одну девочку из числа тех, кто покинул класс Девочку подводят к
скульптуре, знакомят с названием и творческим замыслом, а затем предлагают
ей внести свои изменения, добавления в фигуры (т.е. побывать в роли
скульптора). После того, как она "исправит" что-либо в позах или выражении
лиц у скульптур, ей предлагается полностью заменить собой первую девочку,
т.е. встать на место скульптуры уже с учетом изменений.
Затем приходит очередь одного из юношей, покидавших класс. Задание
повторяется: изменить скульптуру, а потом встать на место мальчика. И так
до тех пор, пока все не побывают в роли скульптора и скульптуры.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ: какие чувства мы испытываем, когда нам
предлагают что-либо исправить в чужой работе? И что мы ощущаем, когда
возникает необходимость заменить кого-либо собой? Как нужно относиться к "
обмену ролями " ?
УПР.6
ТРЕНИНГ НА ЭМПАТИЮ.
ОГЛЯНИСЬ УХОДЯ.
Задача на первый взгляд достаточно проста: вы расходитесь в разные
стороны, но в какой-то момент должны обернуться и посмотреть друг на
друга. Причем обернуться вы должны в одно и то же время. Сделать это будет
непросто, потому что вы должны договориться об этом без помощи жестов и
слов. Таким образом, вам остаются только чувства. Посмотрите друг другу в
глаза, попытайтесь прочувствовать своего партнера. Повернитесь друг к
другу спинами. Есть ли ощущение связывающей нити между вами? Если так, то
расходитесь...
Число попыток для каждой пары неограниченно, однако, если двое
людей в такой ситуации "увидят" друг друга с первой или со второй попытки,
значит, между ними есть незримое притяжение.
ШАГ НА ВСТРЕЧУ.
Группа разбивается на пары.
ЗАДАНИЕ 1. Стоя лицом друг к другу, участники соединяют свои ладони
с ладонями партнера. Затем одновременно делают шаг назад, не отпуская
ладоней. Затем еще шаг назад и еще... При этом между партнерами постоянно
существует контакт глаз и ладоней. "Отступление" продолжается как можно
дольше. Если частники, полагают, что дошли до точки", то начинается
обратный процесс. При этом ладони продолжают надежно связывать партнеров.
ЗАДАНИЕ 2. Пары те же, однако задание изменено. Партнеры стоят друг
перед другом на расстоянии 2-3 шагов. Нужно качнутся навстречу друг другу
(не отрывая ног от пола) так, чтобы соединиться, опереться ладонями (как в
задании 1). Получилось? Прекрасно. Теперь каждый делает шаг назад и вновь
устремляется навстречу своему партнеру.
Игра учит доверию, помогает установить оптимальную дистанцию для
общения, для контакта, показывает, как важна тактичная поддержка в
общении.
КОСНИСЬ МЕНЯ.
После того как в парах установлена незримая связь, можно переходить к
следующей ступени.
ЗАДАНИЕ. Определите, кто на данный момент ведущий в вашей паре.
Встаньте лицом друг к другу. Тот, кто "ведет", должен положить руки
плечи партнеру. Теперь оба закройте глаза и попробуйте почувствовать то
незримое притяжение, которое помогло вам в предыдущей игре. "Ведущие"
должны погладить плечи и руки своих "ведомых". Темп ваших прикосновений
должен быть таким, каким, по вашему мнению, он будет наиболее приятен
"ведомом". Помните, вы не видите, вы опираетесь только на чувственное
восприятие. А "ведомые" после того, как их погладят, должны отозваться
вербально, выразив в 2-3 словах свое эмоциональное состояние.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ.
Какие чувства владеют нами, когда мы ощущаем, что другой человек
находится в наших руках? Что, на ваш взгляд, в этот момент чувствует
другой человек?
УПР. 7
ПОДЕЛИСЬ СО МНОЙ СЕКРЕТАМИ.
Психологи утверждают, что в процессе взаимопонимания большую роль
играют дистанция и позиции общающихся. Не будет принимать это утверждение
на веру, но попытаемся его обыграть.
Форма игры парная.
ЗАДАНИЕ: распределите роли - в каждой паре должен быть "психиатр" и
"клиент". "Клиенту" необходимо продумать проблему, которую он собирается с
помощью своего "психиатра" решить. Поэтому позиция "доктора" не пассивное
слушание, но активное включение в процесс решения.
Поставьте стулья таким образом, чтобы при разговоре вы могли видеть
лица друг друга. Теперь можете приступить к изложению и решению проблем.
Начали!
Затем "психиатры" должны встать на стул, в о время как "клиенты"
продолжают сидеть, рассказывая продолжают сидеть. При этом как я уже
сказала, обсуждение не должно прерываться. (Каждый из этапов игры занимает
от 3 до 5 минут).
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
Когда, на ваш взгляд, процесс принятия партнера протекал более
безболезненно?
Что вы чувствовали в тот момент, когда оказались разделены
пространством в процессе контакта?
УПР.8 “ЧЕМОДАН В ДОРОГУ”.
Рано или поздно наступает такое время когда занятия клуба общения
подходят к концу. В этот момент важно, чтобы участники могли помочь друг
другу в умении видеть себя со стороны. Одним из подобных занятий является
“чемодан в дорогу”.
СУТЬ ИГРЫ: один из игроков садится спиной к остальным. Ведущий говорит,
что участники должны помочь собрать багаж уходящему. Но в багаж кладутся не
вещи (мыло, зубная паста, полотенце) , а … личностные качества, которые
помогут в жизни. Причем нужно показывать те качества которые действительно
имеются у этого человека. И одновременно звучат слова, обозначающие
явления, которые стоит оставить дома, потому что они могут навредить в
дальнейшем пути.
В этой игре важна роль ведущего, который следит за тем, чтобы “багаж”
личности ощутимо превысил то, что остаётся.
УПР.9 ”Я ВАМ ПИШУ”.
Игра идёт в круговую. Нужны бумага и ручка для каждого участника.
ЗАДАНИЕ: сейчас мы занимаемся эпистолярным жанром. В конце занятия каждый
из нас получает по письму в написании которого примут участие все
присутствующие. Но прежде всего подпишите свой лист в нижнем правом углу и
передайте соседу с права.
У вас на руках оказался лист, на котором стоит имя вашего соседа.
Адресуйте ему несколько слов. Что писать? Всё что вам хочется сказать этому
человеку: добрые слова, пожелания, признания, сомнение; это может быть и
рисунок… но ваше обращение должно уложиться в одну-две фразы.
Для того чтобы ваши слова небыли прочитаны никем, кроме адресата, нужно
загнуть верхнюю часть листа. После этот листок передаётся соседу с права. А
вам таким же образом приходит следующий лист, на котором вы можете написать
короткое послание другому человеку. Так продолжается до тех пор пока вы не
получите листок со своим собственным именем. Это письмо, сделав круг,
побывало в руках каждого из участников, и каждый написал вам то, что может
быть, давно хотел сказать. В результате такого кругового письма каждый из
участников обменивается взаимными “эмоциональными поглаживаниями”.
2.2 Общение в обучении: сумею!
Давайте представим круг жизни, нарисованный ребёнком, в котором не
менее 8 часов занимает учение в школе и дома. Было бы здорово, если
учебная ситуация предоставила бы школьнику поле для оптимального общения
со сверстниками и взрослыми. Тогда слияние двух видов деятельности-
общение и обучение- действительно стало бы ведущим в процессе развития
личности в этом возрасте.
Для этого в образовательном процессе должны рассматриваться все три
стороны общения: информативная, интерактивная и перцептивная. На деле же
образовательная ситуация сильно деформирована: школьник ориентирован только
на получение, сохранение и выдачу информации. Можно ли изменить учебную
ситуацию таким образом, чтобы учитель из ”неприкаянного авторитета” стал
внимательным и заинтересованным собеседником и сотрудником? Оказывается
можно. И такое обучение погруженное в процесс общения- называется
интерактивным.
Интерактивное обучение в настоящее время может осуществляться в школьной
практике по двум направлениям:
А) введение специальных учебных курсов “культура общения”, ”риторика”,
”мы живём среди людей”, и т.д.
Б) максимальное использование учебных ситуаций в создании поля общения
для учащихся.
Любое из двух направлений базируется на методах и приёмах организации
учебного диалога. Интерактивные приемы общения можно подразделить на:
1. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ
2. ВЕРБАЛЬНЫЕ
К невербальным относят:
А) визуальные (выражение лица, позы и движения, контакт глаз);
Б) акустические: интонация (громкость, тембр, темп речи, высота звука),
речевые паузы;
В) тактильные: расстояние (далёкое - близкое, т.е. Способствующее или
препятствующее физическому контакту), прикосновения (одобряющие –
агрессивные) и пр.
Среди вербальных приемов интерактивного обучения выделяют:
А) умение задавать вопросы с “открытым концом” (т.е. Такие, которые
заранее ориентированы не на единый - ”правильный”
- ответ, а на высказывание различных точек зрения по проблеме);
Б) определение учителем собственной позиции не как определяющей во
взаимодействии, но как нейтральной, что даёт возможность учащимся во время
занятий высказывать и “правильные” и “неправильные” точки зрения без
боязни, что их одёрнут, остановят и т.д.;
В) готовность к анализу и самоанализу занятия, помогающих пониманию,
что, как и почему происходило на занятии, где взаимодействие “зависало”, с
чем это было связано, как этого избежать в дальнейшем и т.д.;
Г) введение заметок способствующих отслеживать течение занятия, его
кульминацию, результативность и пр.
Всё это нужно учитывать, так как сама ситуация обучения по неволе
усиливает учебное воздействие, а не взаимодействие. Обычно учитель вынужден
стоять в классе, таким образом, зрительно возвышаясь над учениками. Одними
детьми эта позиция воспринимается достаточно спокойно, другие
подсознательно воспринимают “надстроечную” позицию учителя как угрожающую.
Часто можно видеть, как такой ученик, к которому наклонился учитель (с
целью помочь), съёживается, замыкается, отмалчивается. Педагог
наталкивается на стену не восприятия, и в итоге раздраженный, отходит от
учащегося. Взаимодействие не состоялось. Хотя всё могло случиться иначе,
если бы учитель начал общение с этим учеником, зрительно находясь с ним на
одном уровне (например, присел к нему за парту).
Классная аудитория достаточно большая, поэтому учитель повышает голос,
чтобы его услышали все ученики. Громкий голос, повышенный тон,
назидательные интонации нередко препятствуют нормальному пониманию
содержания особенно теми учащимися, у которых ведущим каналом восприятия
является акустический.
Психологи отмечают, что низкая тональность, спокойный голос оказываются
более действенными, в то время как напряженный, резкий голос наталкивается
на эмоциональное отчуждение. На неприятную жизненную ситуацию можно
повлиять: в той или иной мере уйти от конфликта, ответить насмешкой и т.д.
Но для школьника ситуация обучения является обязательной: он вынужден
вступать в совместную деятельность (с педагогом, другими учащимися) вне
зависимости от того, нравится ему это или нет. Вот по этому успех учебного
взаимодействия, особенно на начальных этапах, зависит от педагога, от его
умения создать условия для интерактивного процесса получения и освоения
знаний.
К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют
вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний. К ним
нужно отнести работу в группах, дискуссии, учебный диалог, “мозговой штурм”
и т.д.
Эти формы обучения важны для учащихся, поскольку позволяют каждому
включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения и
пр. Подобные занятия, как отмечают психологи, позволяют учащимся самим
решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями, являются
психологически привлекательными для учащихся.
Наибольшей интерактивной нацеленностью отличаются такие формы:
1. “Междусобойчик”
Класс разбивается на микро группы по 4 человека. Каждая группа находит
особое место в аудитории (допускается перестановка мебели).
I этап. Индивидуальная работа.
Педагог предлагает задание (достаточно большое по объёму): изучить 1-2
параграфа учебника; продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме и
т.д. на подготовку даётся от 25 до 30 минут. Важно, чтобы к концу
контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного
задания.
А Б
В Г
II этап. Работа в парах.
Предположим, что каждый член группы имеет условное обозначение: четыре
человека – четыре буквенных знака: а, б, в, г. На втором этапе каждый
участник выбирает себе партнера: например, а работает с г; б с в.
Задание по содержанию остаётся прежним. Но цель данного этапа
заключается в нахождении общего решения между парами. Важно, чтобы
найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время для
обсуждения – 15 минут.
А Г Б
В
III этап. Работа в парах (продолжение)
В четвёрках снова меняются пары. Содержание работы остаётся прежним.
Представители предыдущих пар сообщают новым партнёрам свой путь решения
и снова ищут возможность обновления проблемы. Время – 15 минут. Таким
образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать чужое
мнение, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать
найденное решение.
А В Б
Г
IV этап. Принятие группового решения.
Каждая четвёрка собирается вместе. Цель этапа заключается в выработке
общих положений, при этом большое внимание уделяется не только
содержательной части, но и форме её исполнения (рисунок, схема, стихи и
т.д.) Время 10 –15 минут.
А Б
В
Г
В 3-4 классах (г. Черепаново, школа № 4) прошла “неделя экологии”;
проводились интересные экологические уроки. В результате работы по
методике “междусобойчик” группы учащихся представили различные формы
конспектов по темам:
1. как человек изменил землю
2. жизнь под угрозой
3. не станет ли земля пустыней
4. защитники земных друзей
Конечно же, нашлись и такие работы, которые показали, что ребятам
было интересно не просто донести содержание, но и найти для него необычную
форму. Например, стихотворную:
Ты нашу природу, смотри, береги!
Ведь краше её нет на свете,
Ты в лес за грибами, конечно ходи,
Но будь осторожен с грибницей.
(Лисовская Лена, 3б)
Береги природу,
Это наша жизнь
Если рвёшь цветочек ты,
То смотри, держись!
Я тебя поймаю,
Быстро накажу,
В миг ты всё узнаешь,
Я тебе влеплю!
(Бокий Стас 4а
Карпец Женя 4а)
В лесу костры не оставляй,
Ведь страшно даже думать,
Как случайно пожаром вспыхнет он вдруг,
И звери и птицы погибнут!
(Ставская Лена 3г
Барышникова Света 3г)
Другая группа представила проблемы экологические в рисунках. Групповые
рисунки в приложении. Индивидуальные работы в приложении.
“Междусобойчики” как интерактивная форма работы помогает выработать
навыки совместной деятельности между детьми. Особенно полезна она для
застенчивых школьников, предпочитающих отмалчиваться при большом скоплении
народа. Микро группы создающие условия для включения в работу каждого,
благотворно влияют на формирование самооценки таких детей. Но ни в
психологии, ни в педагогике нет однозначно позитивного или негативного
метода. В каждом имеются свои плюсы и минусы, просто в зависимости от
ситуации больше или того или другого. В связи с этим, несмотря на
несомненные положительные аспекты “Междусобойчика”, нужно помнить, что
опасно замыкаться только в одной микро группе. Поэтому когда
“Междусобойчики” будут освоены, можно переходить к следующей форме
взаимодействия – “Мозаика”. Смысл этой методики заключается в поиске
совместного решения не столько для одной микро группы, сколько для
выработки общего мнения целого коллектива. Полезно при методике включать в
работу не только самих учащихся, но и педагогов. Дело в том, что обычно
между учителями и учащимися существуют неявные, но достаточно
“антогонические противоречия”: отсутствует доверие, искреннее желание
помочь друг другу, умение встать на противоположную точку зрения. Учебная
ситуация зачастую закрепляет эти отношения. Чтобы изменить это положение,
необходимо изменить саму ситуацию. Методика интерактивного обучения
“Мозаика” помогает совместному поиску и установлению доверительных
отношений между всеми участниками: подростками, подростками и педагогами,
детьми и родителями.
2. “Мозаика”
Содержание аналогично предыдущей методике. Однако суть заключается в
поиске решения проблемы не внутри, а и за пределами микро группы.
I. Внутри круга.
Название говорит само за себя: прежде всего проблема решается внутри
микро группы из четырёх человек. Каждый участник к концу обсуждения (время
– 15-20 минут) должен иметь общий для данной группы план решения.
II. “В людях”
Вновь название показывает дальнейшие действия. Первоначальные группы
временно распадаются, но появляются новые, сформированные по принципу
буквенного единства: А-А-А-А и т.д. Каждый из участников новой группы
привносит свой путь решения проблемы и знакомится с вариантами других
групп. Выбирается общее или лучшее решение.
III. “Поиск общего решения”
Восстанавливаются и объединяются первоначальные группы. Но участники
приходят с обогащенным видением проблемы и пониманием многозначности её
решений. В таком совместном поиске находится более объективное решение по
сравнению с работой одной изолированной группы. Время – 15-20 минут.
I Внутри круга
II В людях
III Поиск общего решения
При таком взаимодействии решение каждой отдельной группы оказывается
приближенным к единому решению всего коллектива. Помимо этого большее
число участников имеет возможность узнать деловые качества людей ближнего
и дальнего кругов общения. Всё это способствует формированию целостности
группы как коллектива.
На сегодняшний день обще признано, что педагогическая наука переживает
переходный этап, связанный с обновлением как содержания так и форм
образовательного процесса. Известный психолог А.Г.Асмолов назвал этот этап
“не пройденным путём: от культуры полезности до культуры достоинства”.
Следовательно, человек культурный – это личность не только образованная, но
и достойная уважения со стороны окружающих и самоуважения. Поэтому проблема
осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умения строить
взаимоотношения и взаимодействия с миром, людьми и самим собой – одна из
важнейших задач современности.
Чем раньше начат процесс формирования готовности к сотрудничеству, тем
скорее происходит осознание личностью своих возможностей помощи в ситуациях
взаимодействия. Поэтому человека практически с рождения можно и нужно
ориентировать на осознание и установление гуманных взаимодействий с
окружающим миром и людьми. С этой точки зрения роль уроков общения,
значение интерактивного подхода в обучении трудно переоценить. Тем более,
что практика показывает: если захочешь, значит сумеешь.
Заключение
Исследования показали, что, вступая в общение с окружающими его людьми,
школьник удовлетворяет одну из основных социальных потребностей, причём
необходимость в удовлетворении потребности в общении увеличивается с
возрастом, достигая максимума в ранней юности.
Будучи важным фактором формирования личности школьника, общение содержит
в себе огромные педагогические возможности. В тоже время будучи во многом
процессом стихийным, оно таит в себе и определённые опасности, ибо может
способствовать некоторому искажению доминирующих в обществе норм и
ценностей в процессе инериоризации их личностью, благодаря экранирующему и
трансформирующему характеру влияния ближайшего окружения личности.
Это вызывает необходимость для педагогики исследовать объективно,
заложенные в общении позитивные и негативные потенции. Педагогике
необходимо определить возможность управления общением школьников с целью
стимулирования его позитивного воздействия на личность и нивелирования
негативных мотивов. Реализация этих возможностей необходима для повышения
эффективности воспитательного процесса в целом.
Данная работа позволяет выделить ряд общих психологических моментов в
организации общения, способствующих достижению оптимальных межличностных
контактов, применимых так же и к ситуации педагогического воздействия.
Во- первых, общающиеся должны обладать способностью воспринимать и
адекватно психологически интерпретировать поведение друг друга
непосредственно в каждый момент общения, фиксировать изменения в
познавательных процессах, чувствах и поступках партнёров по общению,
определять причины, которые эти изменения вызывают.
Во- вторых, у общающихся должен быть сформирован набор оценочных
эталонов, которые позволяли бы им сравнивать характер изменений,
наступающих в вербальном и невербальном поведении каждого участника
общения, и своевременно делать по поводу их существа правильные заключения.
В- третьих, одни участники общения постоянно должны отдавать себе отчёт в
том, как воспринимают и психологически интерпретируют их облик и поведение
остальные участники этого общения.
В- четвёртых, общающиеся должны располагать, по возможности глубокими
знаниями о типичных ошибках в межличностном восприятии, которые не редко
допускаются при оценивании внешнего и внутреннего облика людей, а также при
психологическом объяснении наблюдаемой картины их поведения.
Таким образом, общение является одним из основных видов деятельности
людей, оно не только способствует развитию познавательных процессов,
эмоционально – волевой сферы, но и оказывает влияние на формирование
личности в целом.
Библиография
1. АсеевВ.Г. Мотивация поведения и формирования личности, -М;
мысль,1976г.
2. БахтинМ.М. Эстетика словесного творчества, -М; 1980г.
3. БожовичЛ.И. Личность и её формирование в детском возрасте, -М;
1968г.
4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в
детстве: норма и отклонения, -М; 1990г.
5. ВайнцвайгП. Десять заповедей творческой личности,-М; прогресс,
1990г.
6. ВыгодскийЛ.С. Педагогическая психология, -М; педагогика, 1991г.
7. ГуревичК.М. Что такое психодиагностика, -М; 1985г.
8. ГроховскийВ.В. Пути профилактики психопатии и психопатоподобных
расстройств у детей, -Харьков, 1980г.
9. ДобровичА.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, -М;
просвещение, 1987г.
10. ДунаевВ.Ю. Общение и личность, 1996г.
11. КаганВ.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации, -вопросы
психологии; 1984г, №4.
12. Коротаева Е. Хочу, могу, умею!, -М; КСП, 1997г.
13. КоломинскийЯ.Л., ПанькоЕ.А. Учителю о психологии детей шести
летнего возраста: книга для учителя. –М; просвещение, 1988г.
14. КондратьеваС.В. Учитель – ученик, -М; 1984г.
15. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника, -М;
просвещение,1977г.
16. Личность, семья, школа. (под редакцией ВешловскогоС.Г.), -С.-
Питербург,1996г.
17. МенчинскаяМ.А. Приёмы самоуправления позновательной деятельностью и
развитие личности. Теоретические проблеммы управления
познавательной деятельностью человека, -М; 1978г.
18. МатюхинМ.В. Мотивация учения младших школьников, -М; 1984г.
19. НемовР. Психология, -М; 1998г
20. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической
консультации, собрание научных трудов (под редакцией Бодалева),
1987г.
21. Общение и личностный рост (сборник научно-методических пособий для
практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей), -
Барнаул: АКИПКРО, 1994г.
22. Общение и оптимизация совместной деятельности(под редакцией
Андреева М., Якоуше К. и др.), МГУ; 1987г.
23. Общение и развитие психики, собрание научных трудов (под редакцией
Бодалева), 1986г
24. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.(под
редакцией Ветрова В.В. и др.), педагогика; 1985г.
25. Общение и формирование личности школьника, (под редакцией Бодалева
и др.), педагогика,1987г.
26. Общение и формирование личности, собрание трудов (под редакцией
Кондратьева), Гродно; 1984г.
27. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической
консультации, сборник научных трудов, -М; 1987г.
28. ПивовароваГ.Н. Влияние разных биологических и социальных условий на
формирование личностных особенностей у детей, -М; 1978г.
29. Проблема общения в психологии, -М; 1981г.
30. ПетровскийА.В. и др. Проблема личности в современной психологии,
-Психология, 1982г, №4.
31. ПетровскийА.В. Личность. Деятельность. Коллектив. –М; 1982г.
32. РейнвальдН.И. психология личности, -М; 1987г.
33. Теории личности в западно-европейской и американской
психологии.(под редакцией РайгородскогоД.Я.), Самара: Бахрах,
1996г.
34. Формирование личности школьника в коллективе (под редакцией
Гуровой), -М; 1959г.
35. ФрессП., ПиажеЖ. Экспериментальная психология. - М; 1975г.
36. ЦукерманГ.А.,ЕлизароваН.В.О детской самостоятельности, вопросы
психологии. -М; 1990г, №6.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|