Общение и формирование личности младшего школьника
уровню своего психологического и поведенческого развития личность отстает
от коллектива и нуждается в воспитательных воздействиях с его стороны?
Думается, что далеко не всегда. Нередко высокоразвитая, самостоятельная,
интеллектуально одаренная личность намного превосходит свой реальный
коллектив и по уровню развития стоит выше большинства его членов. В своё
время В.М. Бехтерев совместно с М.В. Ланге провели серию экспериментов, в
которых показали, что влияние группы, средний реальный коллектив, на
индивида не всегда и не во всем только положительные. В экспериментах
Бехтерева и Ланге обнаружено, что такой коллектив может подавлять особо
творческую, одаренную личность, невольно препятствуя её развитию, не
принимая из-за непонимания, завести, и нездоровых агрессивных тенденций
даже активно отвергая её творения.
Не так уж редки в нашей сегодняшней действительности случаи, когда
кто-либо из детей, опережая в развитии своих товарищей по коллективу,
попадает в ситуацию беспринципного и даже аморального давления со стороны
сверстников по коллективу. Например, многие отличники в школе,
добросовестные и трудолюбивые дети, превосходящие по уровню своего развития
товарищей по классу, оказываются отвергнутыми ими только по тому, что
отличаются от них. К таким детям нередко относятся даже хуже, чем явным
лентяям и нарушителям дисциплины. Реальный коллектив, как показывает
жизненная практика, в отличие от идеального, изображаемого в теории и на
страницах педагогических книг, не всегда есть безусловное благо для
личности и её развития.
Здесь могут возразить: А.С. Макаренко, многие его современные
последователи, отстаивающие принципы коллективистского воспитания, имели в
виду высоко развитые детские и педагогические коллективы. Это правильно. Но
где же в современной жизни встречаются такие коллективы? Большинство
существующих детских групп и объединений относятся или к средним или к
слабо развитым социальным общностям и никак не могут претендовать на то,
чтобы называться коллективами в теоретическом, макареновском смысле этого
слова. Как же при этих условиях сохранить даже в теории как верное
положение о том, что коллектив выполняет главную роль в формировании и
развитии личности и что без него ребёнка как личность воспитать нельзя?
Средне – и слаборазвитые в социально психологическом отношении коллективы,
т.е. такие, которые в жизни составляют абсолютное большинство, влияют на
психологию и поведение личности: и положительно, и отрицательно.
Следовательно, теоретически правильный тезис о положительном воздействии
высокоразвитого коллектива на личность не работает по отношению к
абсолютному большинству реально существующих средне – и слаборазвитых
коллективов.
Попробуем теперь подойти к оценки этого тезиса с другой стороны.
Личность – это всегда индивидуальность, и воспитывать личность
психологически означает формировать самостоятельного, независимого, не
похожего на других людей человека. Коллектив же, как правило, унифицирует
личностей своим влиянием, одинаково действует на всех составляющих его
индивидов, предъявляя к ним единые требования. Хорошо это или плохо?
Человек психологически формируется, личностно развивается не только
под воздействием коллектива, но и под влиянием других социальных факторов.
Но сказанное не отрицает ценности коллектива для становления человека как
личности. Высокоразвитые коллективы во многом полезны для формирования
личности. Коллектив способен оказать на личность разное, не только
положительное воздействие. Рассмотрим в обобщенном виде основные факты,
свидетельствующие о положительном влиянии группы на индивида.
1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него
основным источником духовной культуры.
2. Отношения между людьми, складывающиеся в группах, несут в себе
позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются
личностью, включенных в систему групповых взаимоотношений.
3. Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои
коммуникативные умения и навыки.
4. От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему
правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все
положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и
недостатков.
5. Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных
подкреплений, необходимых для его развития.
Лишь постоянное общение индивида с долее развитыми, чем он сам,
личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивают
ему возможность приближения к соответствующим духовным ценностям (родители,
учитель). Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди
передают другим свой индивидуальный опыт. Этот опыт включает практически
все человеческое, что есть в современном человеке, от элементарных
гигиенических навыков и пользование речью до нравственных ценностей и
способностей к различным видам деятельности. Чем больше разнообразных
групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни,
тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных
ценных человеческих качеств. В особенности это касается высшей духовной
культуры, которая передаётся от человека к человеку только в результате
обучения и воспитания, через межличностное групповое общение.
На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в
ней отношений, в частности – через отношения данного индивида с остальными
участниками группы. Мы уже знаем что, при разных отношениях индивиды
проявляют себя с различной, положительной или отрицательной стороны,
поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на
личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были
благоприятны. Нигде, кроме группы, человек не в состоянии усвоить речь и
научиться пользоваться ею. Ребёнок учится разговаривать только благодаря
тому, что все в семье, где он родился, говорят на родном языке. И не просто
говорят, а постоянно, чуть ли не с первых дней рождения общаются к нему на
языке, требуют ответной реакции и всячески её поощряют. Важным фактором
индивидуального психологического развития являются его знания о самом себе.
Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения в процессе
непосредственного общения с ними, он эти знания получать не может. Группа и
составляющие её люди являются для индивида своеобразным зеркалом, в котором
выражается своеобразное «Я».
Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависит от
открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с
остальными членами группы.
Таким образом, для развития индивида как личности группа
представляется незаменимой. В жизни и деятельности отдельного человека он
играет не заменимую роль, положительную. Однако свою положительную роль в
развитии личности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его и
её (этой роли) идеологического искажения.
В школьные годы круг друзей ребёнка начинает быстро расти, а личные
привязанности становятся более постоянными. Общение на качественно высокий
уровень, так как дети начинают понимать мотивы поступков сверстников, что
способствует установлению хороших взаимоотношений с ними. В начальный
период обучения в школе, в возрасте от 6 до 8 лет, впервые образовываются
неформальные группы детей с определёнными правилами поведения в них. Однако
эти группы существуют недолго и обычно недостаточно стабильны по своему
составу.
Дети младшего школьного возраста по-прежнему проводят много времени в
различных играх, но их партнерами по игре всё чаще становятся не взрослые
люди, а сверстники. В детских группах во время игры устанавливаются свои
специфические взаимоотношения с более или менее выраженными мотивами
межличностных предпочтений.
Б) Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся
начальных классов в учебной деятельности.
Взаимоотношения учителей и учащихся в учебной деятельности являются
важным условием успешного решения задач воспитания и обучения. В педагогике
и психологии вопрос о взаимоотношениях учителя и учеников рассматривается
как в связи с изучением самых различных вопросов обучения и воспитания
(Ю.П. Азаров, А.А. Бодалев, О.С. Богданова, Л.И. Божович и др.), так в
качестве самостоятельного предмета исследования в разных его аспектах (Н.А.
Березовин, В.П. Битуев, Г.Г. Гусева и др.)
Анализ психологических исследований по проблеме отношений между
людьми позволяет рассматривать взаимоотношения между учителями и учащимися
как личностную основу между их взаимодействия и выделять внешнюю сторону
взаимоотношений и внутреннюю. Выступая внутренней личностной основой
взаимодействия, взаимоотношения в процессе деятельности и формируются и
находят своё выражение во всем богатстве проявлений: от сотрудничества,
взаимопомощи и других элементов совместной деятельности до проявлений
внутренней стороны – взаимоотношения, сопереживания взаимооценки. При этом
внутренние проявления взаимоотношений не только играют важную роль в
процессе взаимодействия, но в ходе его возникают и обогащаются (А.А.
Бодалев, А.Н. Леонтьев, и др.) Под влиянием взаимоотношений взаимодействие
может не только совершенствоваться, но и разрушатся, оказывается
определенное воздействие и в том, и в другом случае на учебно-
воспитательный процесс.
Исследования показали, что благоприятные взаимоотношения учителей и
учащихся на уроке создают необходимую эмоциональную почву для всей
совокупности нравственных отношений детей к учению, труду, людям,
коллективу, самому себе. На каждом возрастном этапе взаимоотношения
учеников и учителей играют всегда большую, но не однозначную роль, весьма
своеобразно появляясь в самом течении и результатах учебно-воспитательного
процесса.
По мере того, как учащиеся овладевают новыми способностями
взаимодействия, по мере их взросления происходит углубление внутренней
стороны взаимоотношений на уровне взаимопонимания, сопереживания;
совершенствуется оценочная сторона взаимоотношений; изменяются критерии,
оценки взаимоотношений и оказывают обратное влияние на взаимоотношения и на
деятельность на уроках.
Основной деятельностью младшего школьника является учение. С
поступлением в первый класс качественно меняется и внутренняя, и внешняя
позиция ребёнка. Исследования показывают, что большинство детей
психологически готово к вступлению в новые условия жизни, они идут в школу
с желанием воспринимать и выполнять требования учителя, активно включиться
в познавательную деятельность. В первые дни работы учителя с учениками
первого класса начинают формироваться определённые взаимоотношения между
ними. Общение с учителем в этот период имеет исключительно большое значение
для каждого ребёнка. О.С.Богданова и В.И.Петрова отмечают, что «учитель в
жизни младших школьников занимает совершенно особое место среди других
взрослых. Учитель это человек, через которого ребёнок оценивает взрослых и
своих товарищей, школу с её порядками и требованиями». От взаимоотношений,
которые сложатся между учителем и школьником зависит очень многое. Поэтому
выяснение условий формирования взаимоотношений между учителем и учениками,
факторов, оказывающих большее или меньшее влияние на их становление и
развитие, особенностей процесса формирования взаимоотношений между
учащимися начальных классов и учителем с первого дня обучения детей в школе
представляет научный и практический интерес.
Изучение особенностей формирования взаимоотношений учителей и
учащихся первого класса основалось на показателях, характеризующих эти
взаимоотношения в учебной деятельности:
- организация деятельности детей на уроке,
- тон общения,
- содержание и характер предъявляемых требований,
- наличие оценочных суждений и моральных стимулов
взаимоотношений,
- уровень осознания учениками и учителями своих
взаимоотношений.
Мной проведены исследования взаимоотношений школьников и учителей
нескольких начальных классов в школе, в которой я работаю. Использовала
разные методы, проводила наблюдения на уроках, проводила беседы с учителями
с целью – выяснить степень осознания учителями характера и особенностей их
взаимоотношений с учащимися первого года обучения.
Ответы на вопросы анкеты и беседы с учителями начальных классов
показали, в какой степени учителя осознают воспитательные возможности урока
и воспитательные возможности их взаимоотношений с учителями на уроке;
понимают трудности, которые встречаются при формировании взаимоотношений с
детьми. Учителям задавался вопрос о том, были ли у них конфликты со
школьниками и родителями, каковы причины этих конфликтов. На вопрос о
воспитательных возможностях урока 44% учителей выделили лишь некоторые
воспитательные цели урока: воспитание интереса к предмету,
дисциплинированности, внимания; 56% учителей смогли полнее выделить
воспитательные возможности урока, отметив важное значение содержания урока,
взаимоотношений между детьми на уроке, личности учителя и его
взаимоотношений с учениками, организации урока. Причем организация урока
организация деятельности учащихся на уроке составляет 12% от всего
количества ответов о воспитательных возможностях урока. Ни в одном ответе
на этот вопрос нет достаточно полной характеристики всех воспитательных
возможностей урока. В основном учителя называют 1-2 показателя
воспитательного воздействия урока. Никто не отметил значение такого
показателя, как методы обучения. Очень редко учителя связывают
воспитательные возможности урока с личностью самого учителя и с
организацией учителем деятельности детей, т.е. то, что связано с
профессиональным мастерством учителя, его умением управлять воспитательным
процессом. Положительным является то, что, отвечая на вопросы анкеты,
учителя часто указывали на взаимоотношения между детьми как важный
показатель воспитательных возможностей урока. Многие учителя отметили
большие воспитательные возможности создания нравственно-ценных
межличностных отношений между школьниками.
Характеризуя благоприятные взаимоотношения и отмечая то, что они
ценят во взаимоотношениях с детьми. К чему стремятся учителя строя эти
отношения. Выделим следующие факторы: доброжелательность в общении (21%
всех ответов), положительное отношение учеников к учителю (24% общего числа
ответов), выполнение требований учителя и дисциплинированность учеников
(20% ответов), взаимопонимание (17% ответов), искренность и доброта детей
(9%), положительное отношение к школе (6% от общего числа ответов).
Приведенные данные свидетельствуют о том что в большинстве случаев
учителя осознают лишь внешнюю сторону взаимоотношений с учащимися. Деловая
сторона взаимоотношений: качество учебной деятельности детей, выполнение
ими требований учителя, наличие дисциплины при общем преобладающем
доброжелательном характере общения, - видна учителем, осознается ими и
ценится, прежде всего. Но в целом у большинства учителей довольно узкое
представление о воспитательных возможностях урока и уровень их осознания
своих взаимоотношений с учениками невысокий.
Учителя отмечают по 2-3 показателя благоприятных взаимоотношений с
учащимися, причём большинство выделяют только их деловую сторону. Очень
мало ответов, которые характеризуют взаимоотношения учителей со школьниками
с точки зрения нравственного воспитания детей. О преобладании в осознании
учителями деловой стороны взаимоотношений говорит и то, что в некоторых
ответах они отмечают, что ценят во взаимоотношениях с учениками,
взаимопонимание сводят к деловой сфере, считают, что «это
дисциплинированность выполнение требований учениками». Только в одной
анкете был отличен такой интересный показатель благоприятных
взаимоотношений с детьми, как хорошие отношения с их родителями. Ряд
учителей, характеризуя факторы, создающие благоприятные взаимоотношения,
отмечают личные качества учителя: тактичность, справедливость к детям,
требовательность, индивидуальный подход, но совсем не затрагивает
проявление личных качеств у детей.
Осознание учителями взаимоотношений с учащимися лишь в их внешней,
деловой стороне, педоценка и недостаточное понимание важности внутренней
стороны взаимоотношений, ведёт к определённым потерям в нравственном
воспитании детей, осложняет и затрудняет последующий процесс развития и
совершенствования взаимоотношений детей с учителями.
Преобладание деловой стороны в характеристике учителями их
взаимоотношений с учащимися в определённой степени трудностями в работе,
которые отметили учителя первоклассников. Лишь в двух анкетах было
написано, что трудностей в работе с учениками нет, Это можно расценить как
недостаточно серьёзное отношение к своей работе и неглубокое понимание её
воспитательных функций.
В остальных анкетах были указаны следующие трудности: незнание детей,
разный уровень подготовленности детей к школе и разный уровень детей,
неумение детей входить в контакт друг с другом и со взрослыми, низкий
уровень самостоятельности детей, затруднения в подборе системы требований к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|