МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общение и формирование личности младшего школьника

    Общение и формирование личности младшего школьника

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

    НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Дипломная работа

    Общение и формирование личности младшего школьника

    Работа выполнена

    студенткой ОЗО ФНК

    Лихомановой Мариной

    Владимировной

    Научный руководитель

    КПН, доцент

    П.И.Рябцев

    Новосибирск

    2001

    Само бытие человека (и внешнее

    и внутреннее) есть глубочайшее

    общение. Быть - значит общаться.

    Бахтин

    М.М.[2]

    Содержание:

    Введение…………………………………………………………….4

    Глава I Общение и развитие человека как личность…………...6

    1.1 Роль общения в психическом развитии человека…………..6

    1.2 Усвоение правил и норм общения…………………………...9

    1.3 Межличностное общение и факторы его определяющие….11

    А) Коллектив и развитие личности. Положительное и

    отрицательное………………………………………………...11

    Б) Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся

    начальных классов в учебной деятельности……15

    В) Межличностные отношения в первом классе…………...23

    1.4 Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших

    школьников………………………31

    Глава II Методы изучения личности и межличностных отношений у младших

    школьников…………………………36

    2.1 Обучение, погруженное в общение. Учусь общению:

    могу……………………………………………………………36

    А) Информационный блок общения………………………...40

    Б) Интерактивный блок общения……………………………46

    В) Перцептивный блок общения………………………….....53

    2.2 Общение в обучении: сумею!…………………………….….61

    Заключение……..………………………………………………….69

    Библиография…..………………………………………………….71

    Приложение……..…………………………………………………73

    Введение

    Среди многообразия проблем современной психологии, общения является

    одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в

    качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой

    деятельности.

    В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач

    воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения

    проблемы общения – формирования личности в нем. Как показывают результаты

    психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего в

    непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами,

    сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности,

    формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

    Работая над этой проблемой, я изучила статьи, исследования разных

    преподавателей и аспирантов кафедры психологии ГрГУ, МГУ, МГПИ им. М.

    Горького и Могилевского пединститута таких как: К.B. Вербовой, C.B.

    Белохвостовой, П.Р. Галузо, Я.Л. Коломенского, А.А. Амелькова и многих

    других известных психологов.

    Содержание и структура понимания младшими подростками (4 класс) своих

    родителей анализируются в статье Н.Я.Приваловой. Полученные ею данные

    помогут осмыслить характер межличностных отношений между детьми и

    родителями в семье и таким образом выявит некоторые резервы формирования

    личности младшего подростка.

    Объект исследования:

    Общение, как одна из самых важнейших фаз формирования личности

    младшего школьника, как целостный процесс.

    Предмет исследования:

    Развитие и формирования личности младшего школьника в процессе

    общения.

    Цель исследования:

    Изучить проблему психолого-педагогического общения системно и таким

    образом более глубоко раскрыть закономерности формирования личности в

    процессе общения.

    Задачи исследования:

    1) Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме

    общения младших школьников как одной из фаз формирования личности.

    2) Определение понятийного аппарата по данной проблеме.

    3) Роль общения в формировании волевых качеств личности.

    4) Исследовать закономерности восприятия и понимания личностью

    первичного коллектива как целого, его межличностных отношений.

    Методы:

    1) Анализ научно-методической литературы;

    2) Методы педагогического эксперимента;

    3) Метод наблюдения;

    4) Беседа;

    5) Анализ игровой деятельности;

    6) Анализ продуктов творческой деятельности детей.

    Апробация работы:

    Материалы данной дипломной работы были доложены на семинарах в школе,

    экспериментальная работа апробирована на методических объединениях школы.

    Теоретическая значимость работы:

    В работе проанализирован, обобщен, систематизирован найденный

    теоретический и практический материал по данной проблеме, а также

    показано, как через клубы общения, техники игры создать ребенку условия

    для полноценного общения. Как реально осуществляется влияние общения на

    формирование и развитие личности, к каким конкретно позитивным или

    негативным для становления личности последствиям оно приводит, каковы

    воспитательные возможности общения как условия действительно полноценного

    развития личности.

    Практическая значимость:

    Данная работа может представлять интерес для учителей начальных

    классов, для людей, интересующихся теоретической стороной данной проблемы,

    а так же для родителей младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных

    учреждений и вообще для всех кто работает с детьми.

    Глава I Общение и развитие человека как личности.

    1 Роль общения в психическом развитии

    человека.

    Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики,

    её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с

    психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению,

    человек приобретает все свои высшие производительные способности и

    качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается

    в личность.

    Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми,

    он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым

    гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь

    внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом

    свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и

    показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий

    индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее остается

    биологическим существом в своем психическим развитии. В качестве примера

    можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди

    зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от

    цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного

    случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных

    (например, после кораблекрушения).

    Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его

    общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои

    человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти

    исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а

    ещё более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен

    способности к самообразованию и самовоспитанию.

    Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид

    социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому

    младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.

    Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как

    условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже –

    на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание

    (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное

    научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми

    он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим

    путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен.

    Интенсивность общения, разнообразим его содержания, целей, средств являются

    важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные выше виды

    общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.

    Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит

    средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует

    умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого

    деловые и организаторские качества.

    Личностное общение формирует человека как личность, дает ему

    возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки,

    склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели

    жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели,

    средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом

    развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку

    получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной

    культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия

    индивидуального развития.

    Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор

    интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и,

    следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

    Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению,

    формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения.

    Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и

    личностному развитию человека.

    Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для

    человека, своеобразной для его «подзарядкой». Приобретая в результате

    такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек

    увеличивает свой психоэненгетический потенциал, развивающий его самого.

    Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен

    действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой

    развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную

    деятельность.

    Биологическое общение служит само сохранению организма в качестве

    важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.

    Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и

    является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп,

    коллективов и т.д.

    Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы

    обращаться и воспитываться в результате широкого использования на практике

    данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов

    научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального.

    Опосредствованное общение помогает усовершенствованию средств общения

    и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и

    самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

    Благодаря невербальному общению человек получает возможность

    психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился

    пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное

    общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных

    возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к

    межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для

    развития.

    Что же касается вербального общения и его роли в психологическом

    развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи,

    а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как

    интеллектуального, так и собственно личностного.

    2. Усвоение правил и норм общения.

    С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его

    взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде

    всего, увеличивается время, отводимое на обучение. Теперь большую часть дня

    дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями,

    другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не

    связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми.

    В первых классах школы дети больше общаются с учителями, проявляя к нему

    больший интерес, чем к своим сверстникам, так как говорят, учителя является

    для них очень высоким. Но уже к III-IV классам положение дел меняется.

    Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой

    и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками,

    который далее постепенно возрастет к среднему и старшему школьному

    возрасту. Наряду с внешним изменением характера общение происходит его

    содержательная внутренняя перестройка, которая выражается в том, что

    меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнеров

    по общению определяется для ребенка в основном оценками учителя, успехами в

    учении, то к III-IV классами появляются признаки иной мотивации

    межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника

    личностных достоинств и форм поведения партнера по общению. На пороге

    школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно

    определяющийся словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция

    представляет собой осознанное отношения ребёнка к себе, к окружающим людям,

    событиям и делам - такое отношение, которое он отчетливо может выразить

    делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным

    моментом в дальнейшей судьбе ребёнка, определяя собой начало его

    индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт

    становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании

    ребёнка выделяется система нравственных норм, которым он следует или

    старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся

    обстоятельств.

    Благодаря исследованиям, проведённым Ж. Пиаже, мы имеем представление

    о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-

    оценочных суждений они придерживаются. Установлено, например, что в период

    жизни от 5 до12 лет представления ребёнка о нравственности меняются от

    нравственного реализма к нравственному релятивизму.

    Нравственный реализм, в понимании Пиаже, это твердое, непоколебимое и

    весьма однозначное понимание добра и зла, разделяющее всё существующее

    только на две категории – хорошее и плохое – и не усматривающее никаких

    полутеней в нравственных оценках.

    Нравственный релятивизм, появляющийся у детей примерно с 11 лет,

    основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и

    уважительное отношение к себе и в каждом поступке можно усмотреть

    нравственно оправданное и осуждаемое. Реалист мыслит категориями авторитета

    и полагает, что законы нравственности установлены властью и незыблемы, что

    они абсолютны и не имеют исключений, что их нельзя менять. Ребёнок –

    нравственный реалист – моральную дилемму обычно решает в пользу бездумного

    послушания и беспрекословного подчинения взрослому, даже если его

    распоряжения расходятся нравственными нормами. Более старшие по возрасту

    дети, поднявшиеся в своем развитии до уровня нравственного релятивизма,

    полагают, что иногда можно пренебречь мнением взрослого и поступить в

    соответствии с иными нормами морали. Младшие, например, считают, что

    говорить неправду никогда нельзя; старшие полагают, что в некоторых случаях

    она допустима.

    Находясь в стадии нравственного реализма и играя друг с другом, дети

    верят в то, что существует лишь одно истинное правило игры; дети

    релятивисты признают, что правила игры можно изменять и с общего согласия

    готовы принять новые правила. Произвольное поведение из области

    познавательных процессов и волевой регуляции поведения, что характерно для

    дошкольников в младшем школьном возрасте распространяется, но область

    чувств. У детей III-IV классов отличаются первые, правда, ещё неумелые

    попытки сдерживания эмоций, непосредственных импульсов и желаний. Наряду с

    этим начинается примерно с III класса у школьников сложно отметить

    появление настойчивости как волевой черты характера.

    1.3 Межличностное общение и факторы его определяющие.

    А) Коллектив и развитие личности. Положительное и отрицательное.

    Система воспитания, сложившаяся в нашей стране за годы господства

    коммунистической идеологии, получило название коллективистической и до сих

    пор хранит свои основные черты, по крайней мере, в педагогической теории.

    Она годами строилась и развивалась на основе тезиса, согласно которому

    воспитание, а следовательно, и полноценное развитие личности возможно

    только в коллективе и через коллектив. По сложившейся с тех пор и

    укрепившейся с годами педагогической традиции стали возводить почти в

    абсолют значение коллектива в воспитании личности. Но попробуем

    разобраться. Всегда ли коллектив прав, безгрешен и прогрессивен в отношении

    развития личности?

    Первый вопрос, который хотелось бы обсудить, следующий: всегда ли

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.