МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общая и производственная педагогика

    Внимание - это реакция психики человека на определенные объекты,

    имеющие для личности устойчивую значимость. В нашем случае таким объектом

    является познавательная деятельность. Концентрация внимания направляет,

    усиливает восприятие, запоминание и мышление. В то же время отсутствие

    внимания приводит к обратному действию.

    Внимание всегда сосредоточено на чем-то определенном. В ходе процесса

    обучения внимание слушателя направлено на учебный материал, который дает

    преподаватель. Степень концентрации внимания довольно легко установить по

    тому, что в данный момент учебного процесса делают слушатели: внимательно

    следят за содержанием учебного материала или читают газету, смотрят в окно.

    Каждый преподаватель, имеющий даже небольшую педагогическую практику,

    убедился насколько сложно постоянно владеть вниманием аудитории.

    Социологические исследования показывают, что в каждый момент обучения

    говорящего слушает всего несколько человек. Если брать средний размер

    учебной группы 20-40 человек, то преподавателя слушают всего от 2 до 7

    человек. Конечно, если преподаватель представляет собой яркую личность,

    обладает высоким профессиональным уровнем, то эта цифра может значительно

    возрасти.

    Внимание может быть произвольным, непроизвольным и послепроизвольным.

    Произвольное внимание зависит от собственной воли человека, определяется

    его собственными интересами, убеждениями, сознанием долга.

    Любой процесс обучения предполагает наличие произвольного внимания.

    Согласимся, что преподаватели, как и все люди, бывают разные и не всякий

    может полностью удовлетворить аудиторию. Тем не менее каждый слушатель

    должен получить необходимый объем знаний. В силу этого он включает

    произвольное внимание с тем, чтобы узнать и зафиксировать необходимую

    информацию.

    Следует отметить, что чем больше соответствие информации

    преподавателя или пропагандиста интересам и целевым установкам слушателей,

    тем выше степень произвольного внимания.

    Непроизвольное внимание не требует волевого усилия слушателя, а

    скорее зависит от мастерства и умения преподавателя. В большей степени это

    внимание определяется формой изложения материала.

    Послепроизвольное внимание - это своеобразная трансформация

    произвольного внимания, при котором слушатель настолько захвачен

    происходящим действием, что от него не требуется волевых усилий.

    Безусловно, знание видов внимания само по себе ничего не дает.

    Главное для преподавателя знать, каким образом он может удержать внимание

    аудитории.

    Многие не раз наблюдали картину, когда в большой аудитории слушатели

    захвачены мастерством лектора. Но вот скрипнула входная дверь и почти все

    повернули голову. Действительно, достаточно кому-то заглянуть в аудиторию

    или уронить ручку, как от только что напряженного внимания не остается и

    следа. Дело не в преподавателе, а в свойствах человеческой психики.

    В процессе обучения преподаватель довольно часто сталкивается со

    случаем потери произвольного внимания слушателей. Для его возвращения

    необходимо вызвать сначала непроизвольную форму внимания. Для привлечения

    непроизвольного внимания используются голосовые приемы, пауза, жест,

    движение.

    Внимание привлекает не только повышение тона речи, но и внезапный

    переход на тихую речь. Для возвращения внимания используйте вопросы к

    аудитории: “Как вы думаете, что произойдет если...”, “Каким же образом

    происходит данный процесс?” и т. п. Можно прервать начатую фразу и привлечь

    внимание небольшим отступлением: “Да, чуть было не забыл...”, “Кстати,...”

    и т. п.

    Обращение к наглядным средствам обучения, поднятие руки или пальца

    вверх, любые незапланированные жесты и движения возвращают внимание

    аудитории. Если вы часто возвращаете внимание слушателей, ищите причину в

    содержании учебного материала. Идеальным средством возвращения внимания

    является шутка.

    Обучение всегда предполагает объединение обучающихся в учебную, т. е.

    организованную, группу. Учеба слушателей производственно-экономического

    обучения строится по производственному принципу, а учебные группы

    комплектуются из числа рабочих одной бригады, смены и т. д. По сути дела,

    учебная группа объединяет тот коллектив, который совместно решает

    производственные задачи. Нормальный человеческий коллектив, обладающий

    наибольшими производственными, образовательными и воспитательными

    возможностями,- это разновозрастный коллектив. Этот коллектив объединяет

    различных по квалификации и жизненному опыту работников.

    Долгое время считалось, что наиболее благоприятным для обучения

    является коллектив примерно одной возрастной группы слушателей. В рамках

    традиционного подхода к процессу обучения это облегчало взаимодействие

    преподавателя со слушателями. Однако взаимодействие и сотрудничество

    обучаемых одного и того же возраста, как правило, оказывается небогатым по

    содержанию. Ведь люди одной возрастной группы обладают примерно одинаковыми

    знаниями, и таким образом, взаимообучение будет сравнительно бедным. Если

    же говорить о воспитательной функции процесса обучения, то разновозрастной

    коллектив приносит гораздо больший воспитательный эффект.

    Даже не обладая достаточными знаниями в области психологии, можно

    заметить, что учебная группа состоит из совершенно различных не только по

    возрасту, но и по характеру, темпераменту людей. Неповторимое сочетание

    психологических особенностей человека является характерной стороной

    личности. Личность - это прежде всего живой, конкретный человек, со своими

    достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами, порожденными

    его активным участием в жизни общества, воспитанием, обучением.

    Психологический склад личности, сочетание его психологических

    особенностей, несмотря на различия в его поведении в разных жизненных

    ситуациях и в различных социальных группах, при изменениях, связанных с

    возрастным развитием, остается в какой-то мере постоянным. Наиболее

    устойчивыми и присущими от рождения человеку психическими свойствами

    являются свойства темперамента. Психология традиционно выделяет четыре типа

    темпераментов: сангвиника-холерик, флегматик и меланхолик.

    Сангвиник - в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип

    нервной системы. Этот тип весьма практичен, легко и быстро адаптируется.

    Покладист и оптимистичен. Его ум широк, он склонен к обобщениям, но любит

    точность, основательность и объективность. К порученному делу относится

    ответственно.

    В группе слушателей личность, обладающая таким типом темперамента,

    пользуется большим авторитетом и часто бывает неформальным лидером. Его

    мнением дорожат товарищи. Если преподаватель или пропагандист сумеет

    построить устойчивые и доброжелательные отношения с таким человеком и

    заслужить его доверие, то его поддержкой можно резко повысить эффективность

    процесса обучения. Не сумев найти правильной формы отношений с данным типом

    личности, преподаватель рискует потерять покой на занятиях, будучи вовлечен

    в затяжные, а порой и весьма трудные дискуссии.

    Такому слушателю необходимо всегда отводить активную роль на занятиях

    - он в них просто незаменим. Если же преподавателю или пропагандисту

    удастся сделать его единомышленником, то группа может обрести своеобразного

    преподавателя-дублера.

    Флегматик - в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип

    нервной системы. Наиболее заметной чертой этого характера является скорее

    всего его сдержанность и, как следствие, исключительное спокойствие.

    Флегматик относится к тем людям, чье приветствие всегда степенно,

    прохладно и лишено эмоций. Он не склонен к товариществу и предпочитает

    одиночество. Не разговорчив и сводит беседу к выяснению главного. Иногда

    позволяет себе бесстрастно пошутить. В работе любит порядок и выполняет ее

    спокойно и методично. Его любовь к чистоте может стать настоящей манией и

    превратиться в педантизм. Ум его работает медленно, но надежно, потому что

    эта медлительность объясняется желанием знать причины происходящего.

    Флегматика можно убедить только доводами.

    Как слушатель, такой тип характера просто незаменим в обсуждении

    сложных спорных вопросов. Как правило, его аргументация отличается

    убедительностью и продуманностью, и если он заранее получил от

    преподавателя соответствующую установку и согласен с ней, можно не

    беспокоиться за серьезную поддержку на занятиях.

    Холерик - в основе лежит сильный неуравновешенный, возбудимый тип

    нервной системы. Наиболее заметной чертой этого типа является сильная и

    беспорядочная эмоциональность. Он неустойчив, склонен к жестокости и

    подозрительности. Но он легко примиряется.

    У него живой, но неметодичный ум, импульсивная и непостоянная

    активность. Его эмоции быстротечны. Он может работать лишь тогда, когда его

    желание совпадает с необходимостью, т. е. время от времени.

    Он мало считается с прошлым и делает то, что ему удобно в данный

    момент. Он готов подчинить истину своим минутным настроениям и желаниям.

    Его влияние на группу весьма слабо. Однако преподавателю или

    пропагандисту он может доставлять много хлопот неожиданными и

    эмоциональными выступлениями, не относящимися к изучаемому материалу. При

    этом на доводы преподавателя и своих товарищей он может бесконечно

    приводить массу бессистемных аргументов, перескакивая с одной темы на

    другую. Потеря времени на диалог с ним бывает весьма существенной и, как

    правило, бесполезной для процесса обучения. Чтобы включить такой тип

    характера в учебный процесс, целесообразно заоавлжь его готовить сообщения

    заранее. И где он незаменим, так это в самом начале дискуссии, когда

    эмоциональность служит катализатором дальнейших выступлений слушателей.

    Меланхолик - в основе лежит слабый тип нервной системы. Наиболее

    заметной чертой его характера является инертность. Он никогда не делает

    больше того, что ему велено. Его ум незатейлив. Он с готовностью

    откладывает на завтра все, что можно сделать сегодня. Он редко смеется,

    часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Лица, наделенные таким

    характером, наименее услужливы и наиболее безразличны к другим.

    К сожалению, данный тип характера встречается довольно часто, и

    главной задачей преподавателя является постоянное, но кратковременное

    включение слушателя в процесс обучения. Это можно делать с помощью

    вопросов, требующих краткого ответа. С помощью данного приема слушатель,

    обладающий данным темпераментом, может адаптироваться к группе и в

    дальнейшем даже изменить определенные черты своего характера. Однако при

    общении с ним преподавателю требуется большое терпение и большая

    тактичность.

    Следует иметь в виду, что чистые, отчетливые типы темперамента на

    практике встречаются достаточно редко. В действительности они сочетаются

    друг с другом в зависимости от большей или .меньшей степени влияния каждого

    из свойств темперамента. Кроме того, объективную оценку личности можно дать

    только, выяснив его жизненные позиции, мотивы, в которых проявляется его

    индивидуальность, и определив его психологический тип, и прежде всего

    рассмотрев его отношение к производству и распределению материальных благ.

    Так как группы производственно-экономического обучения формируются по

    производственному признаку, слушатели и пропагандист, как правило,

    достаточно четко оценивают личность своего товарища по работе.

    Правда, преподаватель может столкнуться с элементами предубеждения

    слушателей к своему товарищу по работе. В этих случаях преподаватель, если

    он убежден в несправедливости оценки группой личности слушателя, просто

    обязан разрушить сложившийся стереотип отношений к этому человеку,

    определив его положительные качества и дать им проявиться в ходе учебного

    процесса. Оценивая приведенные выше психологические хара ктеристики, можно

    заметить, что в каждой из них сст1л как хорошие, так и плохие свойства.

    Следовательно, деление темпераментов на “плохие” и “хорошие” неправомерно.

    Каждый темперамент в одних условиях хорош и плох в других. Не определяет

    темперамент и социальной ценности человека. Один и тот же темперамент может

    встречаться как у выдающегося революционера, так и у махрового реакционера.

    Безусловно, что психологический склад личности является важной

    стороной ее характеристики и обладает устойчивым постоянством. Тем не менее

    личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром

    посредством своей деятельности и от производственно-экономического обучения

    может также зависеть формирование ее положительных качеств.

    Каждая группа слушателей производственно-экономического обучения

    обладает стабильной официальной структурой. Однако сталкиваясь с

    аудиторией, любой преподаватель замечал, что наряду с официальной схемой в

    каждой группе складываются неформальные отношения'. Эти неформальные

    отношения могут возникнуть как в самой группе в процессе обучения, таки вне

    ее. Ведь члены группы работают вместе, встречаются в столовой, обсуждают

    что-то по дороге домой и т. д.

    Таким образом, преподаватель или пропагандист сталкивается в реальной

    жизни с более или менее устойчивыми малыми группами в рамках стабильной

    структуры группы производственно-экономического обучения. Эти малые группы

    также неодинаковы. Например, между двумя слушателями может возникнуть

    чувство симпатии, однако наиболее сильный тип личности подчиняет другой. В

    этом случае именно через этот сильный тип личности другой связан с группой.

    Он, как правило, поддерживает своего товарища, иногда внутренне не

    соглашаясь с его мнением. Другой тип малой группы - три равных по своим

    личностным качествам человека, которые также симпатизируют друг другу. В

    формальной структуре группы они являются тесно связанным ядром. В

    определенных ситуациях это ядро может объединять других членов группы,

    активно воздействовать и формировать их мнение. В подавляющем большинстве

    случаев группа имеет неформального лидера, который в силу качеств своей

    личности пользуется большим авторитетом у членов группы, иногда

    превосходящим авторитет преподавателя и пропагандиста. При традиционном

    обучении, когда преподаватель стремился к авторитарному стилю проведения

    занятий, подобные люди доставляли ему немало хлопот. Однако если подойти к

    процессу обучения с современных позиций, т. е. как к равноценному обучению

    членов группы, то такая личность может стать исключительно ценным

    помощником в учебном процессе. Конечно, для этого в первую очередь

    необходимо выявить неформального лидера. Это не составляет большой

    сложности, и любой преподаватель и пропагандист в течение первых занятий

    может ответить на данный вопрос.

    Несколько сложнее включить личность неформального лидера в учебный

    процесс. Это можно сделать следующим образом. Необходимо обратить внимание

    слушателей группы на положительные качества данного человека, признать его

    способность влиять на людей. Тем самым преподаватель продемонстрирует, во-

    первых, объективное отношение к личности не только данного человека, но и

    любого слушателя, что, конечно, в дальнейшем будет способствовать

    укреплению его авторитета, создаст атмосферу доверия. Во-вторых, тем самым

    подчеркивается готовность преподавателя сотрудничать со слушателями в

    процессе овладения знаниями, его желание стать их единомышленником.

    Следующим этапом включения неформального лидера в активный процесс

    обучения является выбор такого рода занятий и работ, который бы заставил

    эту личность работать на процесс обучения. Для этого можно использовать

    просьбу подготовить достаточно серьезное сообщение или доклад, мотивируя ее

    тем, что у данного слушателя есть необходимые качества и способности для

    подобной серьезной работы.

    Хорошим психологическим приемом может являться временное замещение

    неформальным лидером места преподавателя или пропагандиста на занятии. Для

    этого, не акцентируя внимание слушателей, можно попросить выступающего

    неформального лидера к столу преподавателя или пропагандиста, а самому

    через определенное время незаметно присоединиться к слушателям, сидя среди

    них. Практика показывает, что, очутившись на месте преподавателя или

    пропагандиста, данная личность, как правило, более взвешенно относится к

    своим словам, старается занимать объективную позицию.

    Преподаватель должен иметь в виду, что, несмотря на большое влияние

    личности на группу слушателей, группа способна оказывать обратное влияние

    на эту личность. Любой, даже самый сильный лидер группы пытается своими

    действиями заслужить ее одобрение. Вместе с тем психология утверждает, что

    любая группа более консервативна и устойчива в стереотипах, чем отдельная

    личность. Мы знаем, что зачастую член группы, думающий или делающий "не как

    все", становится объектом социального давления. Последнее может принять

    форму молчаливого неодобрения, насмешки и т. п. Напротив, за соблюдение

    норм общепринятого группой поведения человек получает ее одобрение,

    согласие и даже престиж. Причем чем сильнее, сплоченнее сама группа, тем

    она более консервативна. Зачастую именно в таких группах новаторы

    воспринимаются как отклонение от нормы и вызывают всеобщее неодобрение.

    Как мы видим, действия преподавателя и пропагандиста для эффективного

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.