МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Общая и производственная педагогика

    Общая и производственная педагогика

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    по дисциплине “Общая и производственная педагогика”

    Тема контрольной работы

    по специальности : Менеджмент в производственной сфере

    по розделу учебного плана : Основы психологии и педагогики

    Наряду с осуществлением мер по развитию учебно-материальной базы,

    оборудованию кабинетов и аудиторий большую работу предстоит провести по

    овладению преподавателями методикой рационального использования различных

    средств обучения при подготовке и проведении занятий. Каждый из них должен

    хорошо знать информативные и дидактические возможности, сильные и слабые

    стороны тех или иных средств обучения, наиболее эффективные приемы их

    применения в соответствующих формах учебы и видах занятий.

    Большую ценность в разъяснении и понимании изучаемого материала имеют

    таблицы, диаграммы, графики, карты и другие условно-схематические наглядные

    пособия. Они применяются в тех ситуациях, когда необходимо дать краткую, но

    емкую характеристику излагаемой проблемы. Такая наглядность помогает

    систематизировать, обогащать, сокращать или аккумулировать материал, более

    точно фиксировать значение научных понятий и их существенные связи,

    соотносить теоретическое постижение мира с эмпирическим опытом.

    Практика показывает, что наибольшую трудность в усвоении материала

    составляет осмысление основных идей, тезисов, сути концептуально-

    понятийного знания. В этом отношении значительную помощь слушателям

    оказывает такое наглядное пособие, как схема. Возможность выделения в схеме

    главных сущностных связей в целом и определяет ее основную дидактическую

    ценность. Схемы целесообразно использовать при первоначальном ознакомлении

    слушателей с материалом; при изучении обширного материала, который трудно

    осмыслить в целом; для связи отдельных вопросов темы как единой проблемы;

    при рассмотрении материала, когда главным является его характеристика.

    При анализе социальных процессов важное место занимают графики.

    Наглядное выражение знания в них достигается при помощи расположения кривой

    линии относительно осей координат и координатной сетки. Графики

    результативны при привлечении цифрового материала, когда ставится задача

    сравнения динамики развития двух или нескольких явлений (например, мирового

    потребления нефти и развития ресурсосбережения). Графики могут оказаться

    незаменимым средством при характеристике динамики социальных процессов

    (изменения социальной структуры общества и т. п.).

    В пропагандистской практике широко используется образно-выразительная

    наглядность (наглядно-образные модели или представления, выработанные в

    современной науке, образ реально существующей вещи или явления), а также

    документальная наглядность (фотографии, копии важнейших документов).

    Собирая информационный фонд наглядности, преподаватель должен

    помнить, что таблицы всегда содержат больше информации, чем диаграммы,

    графики, поскольку в них материал может быть представлен в большем

    количестве измерений, более разнообразно. В диаграммах, графиках, как

    правило, используются два измерения - по вертикали и по горизонтали. В

    таблицах данные можно сопоставлять в самых разных комбинациях. Однако

    графики, диаграммы несравнимо более наглядны, чем таблицы. Поэтому в

    информационном фонде необходимо иметь и таблицы, и графики, и диаграммы,

    которые подготавливаются на основе таблицы в зависимости от выбранного

    способа освещения материала. Таблицы, графики, диаграммы должны содержать

    информацию динамического характера, т. е. позволяющую рассматривать

    явления, объекты в движении, развитии, сравнении.

    В информационном фонде ТСО обязательно должны быть звуковые пособия.

    Их использование легко и доступно для лекторов, поскольку современные

    переносные кассетные магнитофоны обеспечивают достаточно высокое качество

    звучания и необходимую звуковую возможность воспроизведения. Такие пособия,

    как правило, создаются на основе радио- и телепередач, записей,

    содержащихся на грампластинках. Особую эмоциональную реакцию обычно

    вызывают записи, сделанные самим лектором во время бесед, интервью,

    выступлений на собраниях в трудовых коллективах, на митингах, в процессе

    лекций, на концертах. Такие звуковые пособия способствуют созданию

    атмосферы доверительности, связи с жизнью, эффекта присутствия.

    Эффективность использования ТСО зависит от целого ряда факторов,

    которые условно можно разделить на три основные группы: предметно-

    содержательные, технические и методические.

    К предметно-содержательной группе факторов относятся содержание

    информативного материала, используемого при помощи технических средств

    передачи информации, его научный и идейно-теоретический уронвни.

    Техническую группу факторов составляют аппаратура и оборудование, при

    помощи которых передается информация слушателям во время занятия. К этой

    группе факторов следует отнести также оснащенность учебного помещения,

    возможность использовать те или другие ТСО. Методическая группа факторов

    представлена в основном логикой построения занятия, методами изложения

    материала, конкретными методическими приемами предъявлений информации с

    помощью технических средств. Только строгий учет и органическое единство

    всех указанных факторов могут обеспечить высокую эффективность

    использования технических средств, а также решение задач, стоящих перед

    преподавателем.

    Обычно в практике своей работы пропагандист использует, главным

    образом, наиболее простые в эксплуатации технические устройства, часто

    расширяя их возможности путем применения различных способов и приемов

    предъявления информации.

    Так, если сравнить указанные возможности кинопроектора и

    кадропроектора, то на первый взгляд предпочтение будет отдано

    кинопроектору. Главное его преимущество - в динамике предъявления

    информации. Это имеет значение, когда необходимо показать процесс, развитие

    какого-либо явления. Кадропроектор не может, на первый взгляд, сравниться в

    этом смысле с кинопроектором. Однако при определенных обстоятельствах и

    условиях средства статической проекции дают возможность весьма эффективно

    использовать их и для раскрытия сущности различных процессов, показать

    явление в развитии, что очень важно для усиления мировоззренческой и

    методологической стороны занятия. Достигается это путем применения способов

    “добавления” и “вычленения” информации. Освоение данных способов является

    необходимым элементом разработки методики использования ТСО.

    Важнейшую роль при использовании ТСО играет взаимосвязь слов с

    демонстрируемыми изображениями или предъявляемыми фонограммами. Это очень

    важный элемент методического приема. Но именно он чаще всего является самым

    уязвимым местом в методической оснащенности лекторов, особенно начинающих.

    Взаимосвязь слов преподавателя с предъявляемым с помощью ТСО

    информативным материалом неоднозначна в различных ситуациях. Скажем в

    кинолекции, где ведущую роль играют видеоряд и дикторский текст, эта

    взаимосвязь имеет иной характер, нежели на занятии, где на переднем плане -

    словесное изложение. Ее особенности зависят от многих причин и факторов: в

    какой момент, на каком этапе преподаватель включает в словесную ткань

    своего изложения наглядное изображение, какую функцию должно выполнить это

    изображение, насколько оно сложно или просто по своему графическому

    выражению или цветовому решению, в какой мере оно насыщено по содержанию,

    какой вид наглядности представлен на нем, при помощи какой аппаратуры

    предъявляется это изображение слушателям и т. д.

    В отношении указанных причин и факторов возможны различные варианты

    взаимосвязи слова и изображения, но такая взаимосвязь должна быть

    обязательно. Каждое изображение на экране или фонограмму во время занятия

    следует сопровождать “словесным оформлением”, задача которого - органически

    “вписать” это изображение в логику занятия, ее структуру и содержание. В

    противном случае изображение либо “выпадает” из структуры занятия, либо,

    что еще хуже, разрушает эту структуру.

    Каким же образом правильно связать демонстрацию изображения и

    словесное изложение материала? Прежде всего необходимо подготовить

    слушателей к появлению изображения и дать установку на его восприятие.

    Например, если преподавателю необходимо по ходу занятия показать

    график или диаграмму, то нужно прежде сказать, какой процесс или явление

    рассматривается и что будет сейчас проиллюстрировано в виде графика или

    диаграммы. Хорошо, если в этом выступлении он обратит внимание слушателей

    на особенности изображения, которые следует иметь в виду.

    Особое значение подобная установка на зрительное восприятие

    приобретает перед демонстрацией сложных структурно-логических схем,

    многокомпонентных диаграмм.

    Следующим важным моментом в обеспечении взаимосвязи слова и

    изображения во время занятия является работа с самим изображением, с его

    содержанием и формой. При этом можно выделить некоторые основные правила.

    Так, если демонстрируется диаграмма в виде окружности и секторов

    внутри этой окружности, необходимо предварительно объяснить слушателям,

    какие показатели отражает каждый сектор. Если эта диаграмма выполнена в

    цвете, нужно указать, каким показателям соответствует какой цвет, и только

    после этого приступить к анализу содержания диаграммы. Это же требование

    относится к так называемым фигурным диаграммам, где каждый показатель

    выражен в виде фигур. Если демонстрируется структурно-логическая схема,

    содержащая информацию в виде различных геометрических фигур, стрелок и т.

    д., необходимо по ходу анализа содержания схемы объяснить значение каждого

    из этих знаков, их смысловую функцию в содержании схемы.

    Свою особенность имеет работа в том случае, когда сложная схема

    демонстрируется способом “добавления”. Здесь существенную роль играет

    момент добавления новой информации, ее расширение в виде, новых элементов

    изображения. Каждый переход должен сопровождаться словесным объяснением.

    Причем в данном случае внимательно следует подходить к выбору метода

    изложения материала.

    При использовании объяснительно-иллюстрированного метода изложения

    материала графические изображения иллюстрируют сказанное. Поэтому

    обращаются к ним как к аргументу после того, когда словесно выразят нужное

    положение. В этом случае компоненты занятия связаны в виде отношения “слово-

    изображение”.

    При проблемном методе изложения материала изображение становится

    опорным элементом размышления преподавателя совместно со слушателями.

    Причем можно специально обращаться к слушателям со словами: “Давайте

    посмотрим и подумаем...”. Здесь большое значение имеет противопоставление

    различных элементов изображения, и на основе этого противопоставления идет

    поиск, разворачиваются размышления ведущего с последующими выводами. В этом

    случае слово и изображение связаны в виде отношения “слово - изображение -

    слово”, а лектор, используя изображение, поднимает вопросы, которые

    подчеркивают противоречие или противопоставление, представленное на

    изображении.

    Большую помощь в таком изложении оказывает полиэкранная система

    предъявления информации. Именно наличие двух или трех экранов дает

    возможность эффективно противопоставлять различную информацию. Если в

    распоряжении имеются два экрана, то можно сравнивать, сопоставлять

    различные показатели, положения, точки зрения, располагая их на этих

    экранах, а если три экрана, то такие противопоставления можно делать еще

    более наглядно и эффективно. Достигается это следующим приемом. На среднем

    экране помещается изображение (графическое или словесное) основного

    вопроса, по которому и проводится необходимое противопоставление. На левом

    демонстрируется одна точка зрения, на правом - другая, противоположная. Так

    усиливаются зрительный и смысловой эффекты противопоставления. Естественно,

    что анализ этих трех изображений ведущий проводит словесно.

    В том случае, когда есть только один экран, решение описанной выше

    задачи осуществляется на одном изображении. Но строится это изображение из

    трех частей. В центре помещается предмет противопоставления (как правило, в

    словесном выражении), а слева и справа отражаются различные точки зрения.

    Причем предъявлять такое изображение на экране можно способом “добавления”,

    что дает возможность акцентировать внимание на каждом элементе изображения.

    Все основные правила проецирования диафильмов и диапозитивов,

    описанные выше, применимы и к информационным пособиям, как кинофильмы и

    фонозаписи.

    Одним из эффективных методических приемов использования ТСО является

    комплексное их применение. Суть такого приема заключается в том, что лектор

    последовательно обращается к различным видам ТСО: диапроекции,

    кинопроекции, звукозаписи и т. д. Это усиливает информативность занятия, ее

    познавательное и воспитательное значение.

    Комплексно ТСО можно применить на занятии, посвященном пропаганде

    передового опыта: показать при помощи кино, фотографии или видеозаписи,

    скажем, бригаду, работающую по методу бригадного, арендного подряда, затем

    воспроизвести фонограмму интервью с членами бригады, в котором дать оценку

    передовому методу организации труда на производстве. Хорошо, если после

    этого при помощи диапроекции будут показаны диаграммы или графики,

    демонстрирующие экономический эффект от внедрения бригадного подряда. В

    заключение с помощью структурно-логической схемы целесообразно раскрыть

    сущность данного метода. Таким образом будет создана целостная картина

    понятия - от личностного выражения до сущности.

    На каждом занятии в зависимости от его содержания, проблематики

    преобладают различные виды информативного материала для ТСО, следовательно,

    применяются и соответствующие методические приемы. Например, на занятиях

    методических семинаров, посвященных теоретическим проблемам науки, будут

    преобладать структурно-логические схемы, графики, т. е. так называемая

    условно-схематическая наглядность. В ходе занятий по пропаганде

    экономических знаний значительное место занимают статистические данные, а

    значит, отвечающие теме виды изображений, что требует использования

    определенных ТСО и специфических методических приемов.

    Своеобразные требования возникают при использовании комплексов

    технических средств обучения, которые создаются для группового, а также

    индивидуального обучения. Комплексы технических средств программированного

    обучения делят на две группы: обучающие; контролирующие, призванные

    проверять знания слушателей.

    Обучающие комплексы ТСО включают технические средства

    программированного обучения, обеспечивая реализацию операций обучения или

    самообучения. Учебно-методическое оснащение комплекса включает как учебный

    материал, так и алгоритмы организации деятельности слушателя по его

    усвоению, т. е. специальное программное обеспечение.

    Контролирующие комплексы ТСО обеспечивают внешний контроль

    деятельности слушателя, а также самоконтроль собственных знаний, умений и

    навыков. Чаще всего при машинном (с применением ЭВМ) контроле знаний

    слушателям выдаются карточки с вопросами или вопросы высвечиваются на

    экранах технических устройств.

    Отметим, что в структуру как обучающихся, так и контролирующих

    комплексов входят: диапроекторы, кино-, видео- и телевизионные системы,

    магнитофоны, учебная литература, различного вида ЭВМ. Работает это все на

    основе носителей иформации: слайдов, видеосюжетов, кинофрагментов, дискет,

    тестов контроля знаний и т. д.

    Учебное помещение с находящимися там обучающими комплексами ТСО

    принято называть автоматизированным классом или программированным

    кабинетом. Контролирующие комплексы тоже принято объединять в кабинеты

    (классы) автоматизированного контроля.

    Из программированных машин индивидуального пользования (типа КИСИ,

    “Репетитор МЭИ” и др.) весьма удобен и надежен комплекс “Репетитор МЭИ”,

    предназначенный для обучения и контроля знаний слушателей. Несколько таких

    устройств могут быть соединены с центральным пультом пропагандиста для

    проведения групповых занятий. По конструкции - это автономно управляемый

    диапроектор ( типа “Пеленг-700”) с проекцией учебной информации на

    встроенный полупрозрачный экран. Информация выдается слушателю на 35-мм

    кинопленке. Варианты формирования ответа: выборочный численно-кодированный,

    сопоставительный и последовательно-конструированный. Ввод ответа -

    клавишный. Реализуется линейная, разветвленная и комбинированная программы

    (емкость памяти: до1ОО кадров, размер 18 х 25 мм). Комплекс адаптируется к

    индивидуальным особенностям слушателей.

    Электронный экзаменатор “Сибиряк” предназначен для использования в

    индивидуальной работе учебного процесса. Он может служить как для приема

    экзаменов с автоматической оценкой правильности введенных ответов, так и

    для самоконтроля в процессе самостоятельной подготовки слушателей к

    семинарам и собеседованиям. Контрольные вопросы предъявляются им в виде

    карточек. Для групповой работы широко применяются комплексы: “Ритм-2М”, ДС-

    1004, ДС-1007.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.