Общая и производственная педагогика
Общая и производственная педагогика
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине “Общая и производственная педагогика”
Тема контрольной работы
по специальности : Менеджмент в производственной сфере
по розделу учебного плана : Основы психологии и педагогики
Наряду с осуществлением мер по развитию учебно-материальной базы,
оборудованию кабинетов и аудиторий большую работу предстоит провести по
овладению преподавателями методикой рационального использования различных
средств обучения при подготовке и проведении занятий. Каждый из них должен
хорошо знать информативные и дидактические возможности, сильные и слабые
стороны тех или иных средств обучения, наиболее эффективные приемы их
применения в соответствующих формах учебы и видах занятий.
Большую ценность в разъяснении и понимании изучаемого материала имеют
таблицы, диаграммы, графики, карты и другие условно-схематические наглядные
пособия. Они применяются в тех ситуациях, когда необходимо дать краткую, но
емкую характеристику излагаемой проблемы. Такая наглядность помогает
систематизировать, обогащать, сокращать или аккумулировать материал, более
точно фиксировать значение научных понятий и их существенные связи,
соотносить теоретическое постижение мира с эмпирическим опытом.
Практика показывает, что наибольшую трудность в усвоении материала
составляет осмысление основных идей, тезисов, сути концептуально-
понятийного знания. В этом отношении значительную помощь слушателям
оказывает такое наглядное пособие, как схема. Возможность выделения в схеме
главных сущностных связей в целом и определяет ее основную дидактическую
ценность. Схемы целесообразно использовать при первоначальном ознакомлении
слушателей с материалом; при изучении обширного материала, который трудно
осмыслить в целом; для связи отдельных вопросов темы как единой проблемы;
при рассмотрении материала, когда главным является его характеристика.
При анализе социальных процессов важное место занимают графики.
Наглядное выражение знания в них достигается при помощи расположения кривой
линии относительно осей координат и координатной сетки. Графики
результативны при привлечении цифрового материала, когда ставится задача
сравнения динамики развития двух или нескольких явлений (например, мирового
потребления нефти и развития ресурсосбережения). Графики могут оказаться
незаменимым средством при характеристике динамики социальных процессов
(изменения социальной структуры общества и т. п.).
В пропагандистской практике широко используется образно-выразительная
наглядность (наглядно-образные модели или представления, выработанные в
современной науке, образ реально существующей вещи или явления), а также
документальная наглядность (фотографии, копии важнейших документов).
Собирая информационный фонд наглядности, преподаватель должен
помнить, что таблицы всегда содержат больше информации, чем диаграммы,
графики, поскольку в них материал может быть представлен в большем
количестве измерений, более разнообразно. В диаграммах, графиках, как
правило, используются два измерения - по вертикали и по горизонтали. В
таблицах данные можно сопоставлять в самых разных комбинациях. Однако
графики, диаграммы несравнимо более наглядны, чем таблицы. Поэтому в
информационном фонде необходимо иметь и таблицы, и графики, и диаграммы,
которые подготавливаются на основе таблицы в зависимости от выбранного
способа освещения материала. Таблицы, графики, диаграммы должны содержать
информацию динамического характера, т. е. позволяющую рассматривать
явления, объекты в движении, развитии, сравнении.
В информационном фонде ТСО обязательно должны быть звуковые пособия.
Их использование легко и доступно для лекторов, поскольку современные
переносные кассетные магнитофоны обеспечивают достаточно высокое качество
звучания и необходимую звуковую возможность воспроизведения. Такие пособия,
как правило, создаются на основе радио- и телепередач, записей,
содержащихся на грампластинках. Особую эмоциональную реакцию обычно
вызывают записи, сделанные самим лектором во время бесед, интервью,
выступлений на собраниях в трудовых коллективах, на митингах, в процессе
лекций, на концертах. Такие звуковые пособия способствуют созданию
атмосферы доверительности, связи с жизнью, эффекта присутствия.
Эффективность использования ТСО зависит от целого ряда факторов,
которые условно можно разделить на три основные группы: предметно-
содержательные, технические и методические.
К предметно-содержательной группе факторов относятся содержание
информативного материала, используемого при помощи технических средств
передачи информации, его научный и идейно-теоретический уронвни.
Техническую группу факторов составляют аппаратура и оборудование, при
помощи которых передается информация слушателям во время занятия. К этой
группе факторов следует отнести также оснащенность учебного помещения,
возможность использовать те или другие ТСО. Методическая группа факторов
представлена в основном логикой построения занятия, методами изложения
материала, конкретными методическими приемами предъявлений информации с
помощью технических средств. Только строгий учет и органическое единство
всех указанных факторов могут обеспечить высокую эффективность
использования технических средств, а также решение задач, стоящих перед
преподавателем.
Обычно в практике своей работы пропагандист использует, главным
образом, наиболее простые в эксплуатации технические устройства, часто
расширяя их возможности путем применения различных способов и приемов
предъявления информации.
Так, если сравнить указанные возможности кинопроектора и
кадропроектора, то на первый взгляд предпочтение будет отдано
кинопроектору. Главное его преимущество - в динамике предъявления
информации. Это имеет значение, когда необходимо показать процесс, развитие
какого-либо явления. Кадропроектор не может, на первый взгляд, сравниться в
этом смысле с кинопроектором. Однако при определенных обстоятельствах и
условиях средства статической проекции дают возможность весьма эффективно
использовать их и для раскрытия сущности различных процессов, показать
явление в развитии, что очень важно для усиления мировоззренческой и
методологической стороны занятия. Достигается это путем применения способов
“добавления” и “вычленения” информации. Освоение данных способов является
необходимым элементом разработки методики использования ТСО.
Важнейшую роль при использовании ТСО играет взаимосвязь слов с
демонстрируемыми изображениями или предъявляемыми фонограммами. Это очень
важный элемент методического приема. Но именно он чаще всего является самым
уязвимым местом в методической оснащенности лекторов, особенно начинающих.
Взаимосвязь слов преподавателя с предъявляемым с помощью ТСО
информативным материалом неоднозначна в различных ситуациях. Скажем в
кинолекции, где ведущую роль играют видеоряд и дикторский текст, эта
взаимосвязь имеет иной характер, нежели на занятии, где на переднем плане -
словесное изложение. Ее особенности зависят от многих причин и факторов: в
какой момент, на каком этапе преподаватель включает в словесную ткань
своего изложения наглядное изображение, какую функцию должно выполнить это
изображение, насколько оно сложно или просто по своему графическому
выражению или цветовому решению, в какой мере оно насыщено по содержанию,
какой вид наглядности представлен на нем, при помощи какой аппаратуры
предъявляется это изображение слушателям и т. д.
В отношении указанных причин и факторов возможны различные варианты
взаимосвязи слова и изображения, но такая взаимосвязь должна быть
обязательно. Каждое изображение на экране или фонограмму во время занятия
следует сопровождать “словесным оформлением”, задача которого - органически
“вписать” это изображение в логику занятия, ее структуру и содержание. В
противном случае изображение либо “выпадает” из структуры занятия, либо,
что еще хуже, разрушает эту структуру.
Каким же образом правильно связать демонстрацию изображения и
словесное изложение материала? Прежде всего необходимо подготовить
слушателей к появлению изображения и дать установку на его восприятие.
Например, если преподавателю необходимо по ходу занятия показать
график или диаграмму, то нужно прежде сказать, какой процесс или явление
рассматривается и что будет сейчас проиллюстрировано в виде графика или
диаграммы. Хорошо, если в этом выступлении он обратит внимание слушателей
на особенности изображения, которые следует иметь в виду.
Особое значение подобная установка на зрительное восприятие
приобретает перед демонстрацией сложных структурно-логических схем,
многокомпонентных диаграмм.
Следующим важным моментом в обеспечении взаимосвязи слова и
изображения во время занятия является работа с самим изображением, с его
содержанием и формой. При этом можно выделить некоторые основные правила.
Так, если демонстрируется диаграмма в виде окружности и секторов
внутри этой окружности, необходимо предварительно объяснить слушателям,
какие показатели отражает каждый сектор. Если эта диаграмма выполнена в
цвете, нужно указать, каким показателям соответствует какой цвет, и только
после этого приступить к анализу содержания диаграммы. Это же требование
относится к так называемым фигурным диаграммам, где каждый показатель
выражен в виде фигур. Если демонстрируется структурно-логическая схема,
содержащая информацию в виде различных геометрических фигур, стрелок и т.
д., необходимо по ходу анализа содержания схемы объяснить значение каждого
из этих знаков, их смысловую функцию в содержании схемы.
Свою особенность имеет работа в том случае, когда сложная схема
демонстрируется способом “добавления”. Здесь существенную роль играет
момент добавления новой информации, ее расширение в виде, новых элементов
изображения. Каждый переход должен сопровождаться словесным объяснением.
Причем в данном случае внимательно следует подходить к выбору метода
изложения материала.
При использовании объяснительно-иллюстрированного метода изложения
материала графические изображения иллюстрируют сказанное. Поэтому
обращаются к ним как к аргументу после того, когда словесно выразят нужное
положение. В этом случае компоненты занятия связаны в виде отношения “слово-
изображение”.
При проблемном методе изложения материала изображение становится
опорным элементом размышления преподавателя совместно со слушателями.
Причем можно специально обращаться к слушателям со словами: “Давайте
посмотрим и подумаем...”. Здесь большое значение имеет противопоставление
различных элементов изображения, и на основе этого противопоставления идет
поиск, разворачиваются размышления ведущего с последующими выводами. В этом
случае слово и изображение связаны в виде отношения “слово - изображение -
слово”, а лектор, используя изображение, поднимает вопросы, которые
подчеркивают противоречие или противопоставление, представленное на
изображении.
Большую помощь в таком изложении оказывает полиэкранная система
предъявления информации. Именно наличие двух или трех экранов дает
возможность эффективно противопоставлять различную информацию. Если в
распоряжении имеются два экрана, то можно сравнивать, сопоставлять
различные показатели, положения, точки зрения, располагая их на этих
экранах, а если три экрана, то такие противопоставления можно делать еще
более наглядно и эффективно. Достигается это следующим приемом. На среднем
экране помещается изображение (графическое или словесное) основного
вопроса, по которому и проводится необходимое противопоставление. На левом
демонстрируется одна точка зрения, на правом - другая, противоположная. Так
усиливаются зрительный и смысловой эффекты противопоставления. Естественно,
что анализ этих трех изображений ведущий проводит словесно.
В том случае, когда есть только один экран, решение описанной выше
задачи осуществляется на одном изображении. Но строится это изображение из
трех частей. В центре помещается предмет противопоставления (как правило, в
словесном выражении), а слева и справа отражаются различные точки зрения.
Причем предъявлять такое изображение на экране можно способом “добавления”,
что дает возможность акцентировать внимание на каждом элементе изображения.
Все основные правила проецирования диафильмов и диапозитивов,
описанные выше, применимы и к информационным пособиям, как кинофильмы и
фонозаписи.
Одним из эффективных методических приемов использования ТСО является
комплексное их применение. Суть такого приема заключается в том, что лектор
последовательно обращается к различным видам ТСО: диапроекции,
кинопроекции, звукозаписи и т. д. Это усиливает информативность занятия, ее
познавательное и воспитательное значение.
Комплексно ТСО можно применить на занятии, посвященном пропаганде
передового опыта: показать при помощи кино, фотографии или видеозаписи,
скажем, бригаду, работающую по методу бригадного, арендного подряда, затем
воспроизвести фонограмму интервью с членами бригады, в котором дать оценку
передовому методу организации труда на производстве. Хорошо, если после
этого при помощи диапроекции будут показаны диаграммы или графики,
демонстрирующие экономический эффект от внедрения бригадного подряда. В
заключение с помощью структурно-логической схемы целесообразно раскрыть
сущность данного метода. Таким образом будет создана целостная картина
понятия - от личностного выражения до сущности.
На каждом занятии в зависимости от его содержания, проблематики
преобладают различные виды информативного материала для ТСО, следовательно,
применяются и соответствующие методические приемы. Например, на занятиях
методических семинаров, посвященных теоретическим проблемам науки, будут
преобладать структурно-логические схемы, графики, т. е. так называемая
условно-схематическая наглядность. В ходе занятий по пропаганде
экономических знаний значительное место занимают статистические данные, а
значит, отвечающие теме виды изображений, что требует использования
определенных ТСО и специфических методических приемов.
Своеобразные требования возникают при использовании комплексов
технических средств обучения, которые создаются для группового, а также
индивидуального обучения. Комплексы технических средств программированного
обучения делят на две группы: обучающие; контролирующие, призванные
проверять знания слушателей.
Обучающие комплексы ТСО включают технические средства
программированного обучения, обеспечивая реализацию операций обучения или
самообучения. Учебно-методическое оснащение комплекса включает как учебный
материал, так и алгоритмы организации деятельности слушателя по его
усвоению, т. е. специальное программное обеспечение.
Контролирующие комплексы ТСО обеспечивают внешний контроль
деятельности слушателя, а также самоконтроль собственных знаний, умений и
навыков. Чаще всего при машинном (с применением ЭВМ) контроле знаний
слушателям выдаются карточки с вопросами или вопросы высвечиваются на
экранах технических устройств.
Отметим, что в структуру как обучающихся, так и контролирующих
комплексов входят: диапроекторы, кино-, видео- и телевизионные системы,
магнитофоны, учебная литература, различного вида ЭВМ. Работает это все на
основе носителей иформации: слайдов, видеосюжетов, кинофрагментов, дискет,
тестов контроля знаний и т. д.
Учебное помещение с находящимися там обучающими комплексами ТСО
принято называть автоматизированным классом или программированным
кабинетом. Контролирующие комплексы тоже принято объединять в кабинеты
(классы) автоматизированного контроля.
Из программированных машин индивидуального пользования (типа КИСИ,
“Репетитор МЭИ” и др.) весьма удобен и надежен комплекс “Репетитор МЭИ”,
предназначенный для обучения и контроля знаний слушателей. Несколько таких
устройств могут быть соединены с центральным пультом пропагандиста для
проведения групповых занятий. По конструкции - это автономно управляемый
диапроектор ( типа “Пеленг-700”) с проекцией учебной информации на
встроенный полупрозрачный экран. Информация выдается слушателю на 35-мм
кинопленке. Варианты формирования ответа: выборочный численно-кодированный,
сопоставительный и последовательно-конструированный. Ввод ответа -
клавишный. Реализуется линейная, разветвленная и комбинированная программы
(емкость памяти: до1ОО кадров, размер 18 х 25 мм). Комплекс адаптируется к
индивидуальным особенностям слушателей.
Электронный экзаменатор “Сибиряк” предназначен для использования в
индивидуальной работе учебного процесса. Он может служить как для приема
экзаменов с автоматической оценкой правильности введенных ответов, так и
для самоконтроля в процессе самостоятельной подготовки слушателей к
семинарам и собеседованиям. Контрольные вопросы предъявляются им в виде
карточек. Для групповой работы широко применяются комплексы: “Ритм-2М”, ДС-
1004, ДС-1007.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|