МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга

    Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена

    Кафедра эстетического воспитания факультета начального обучения.

    Выпускная квалификационная работа по

    теме:

    НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ

    ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

    студентки IV курса 2 группы

    дневного отделения

    Четвертных Светланы Ивановны

    Научный руководитель - к. п. н., доцент Смирнова Р.Н.

    Санкт-Петербург

    1998

    ПЛАН.

    Введение. 3-5

    Глава 1.Теоретические основы проблемы

    нравственно-эстетического воспитания

    младших школьников на архитектурных

    образцах православных памятников Санкт-

    Петербурга. 6-47

    1 Анализ психолого-педагогической,

    методической и искусствоведческой

    литературы. 5-17

    2 Исторический очерк. 17-32

    2 Роль учителя в ознакомлении детей

    с произведениями искусства. 32-35

    Глава 2. Основные задачи, гипотеза,

    методика и организация исследования. 35-44

    1 Подготовительный этап. 36-38

    2 Констатирующий эксперимент. 38-44

    Библиография. 44-45

    ВВЕДЕНИЕ.

    Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный период.

    Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании

    людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость

    гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического воспитания оказались в

    фокусе всеобщего внимания.

    Но эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. На

    уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи,

    магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Однако искусство в школе словно

    утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания

    личности.

    Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем

    нравственно-эстетического воспитания в школе. Это недостатки существующих

    программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла, разобщенность этих

    дисциплин, недостаточная разработка методик, низкий уровень подготовки

    учителей, слабая оснащенность учебного процесса.

    В свете этих устойчивых проблем эстетического воспитания в школе

    встает совсем новая проблема: нравственно-эстетическое воспитание

    школьников на архитектурных образцах православных памятников. В отличие от

    других - это совсем неизученная проблема. Раньше рассматривалась только

    историческая и, отчасти, художественная сторона русского Православия.

    Теперь с возобновлением христианской веры в России нельзя не принять во

    внимание духовную и нравственно-эстетическую сторону православной культуры.

    Сейчас возрождается традиции христианской религии, открываются церкви,

    вновь начали работать воскресные школы, повысился интерес к Православию.

    Даже в некоторых обычных школах появились факультативы, занимающиеся

    изучением Христианства.

    Религиозное воспитание несомненно входит в понятие нравственно-

    эстетического воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности,

    поэтому религиозное воспитание надо рассматривать в контексте

    эстетического.

    Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание?

    Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к

    действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и

    сотворчестве при восприятии эстетических явлений.

    Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование

    эстетической потребности, которую можно определить как потребность

    человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать

    внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть

    способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу

    явлений действительности; и качество эстетической потребности, которое

    выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Перечисленные признаки

    можно считать критериями воспитанности личности.

    Значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности

    огромно. Эстетическое воспитание средствами искусства - это лишь подсистема

    реализации принципов целостной системы.

    В своей работе я рассмотрю в единстве две подсистемы: эстетическо-

    религиозное воспитание и нравственно-эстетическое воспитание средствами

    искусства.

    В Санкт-Петербурге существует огромный культурный потенциал. Наряду с

    дворцами, великолепными городскими ансамблями и другими памятниками

    архитектуры в нашем городе есть множество православных соборов и церквей.

    Хотя город мыслился как веротерпимый и существует много церквей и храмов

    других религий, Санкт-Петербург прежде всего православный город.

    Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. В

    отличие от малых городов, сел и деревень, школы нашего города могут

    пользоваться такой формой нравственно-эстетического воспитания как

    экскурсия. Беседу о Православии, Христианстве, религии можно провести у

    одного или нескольких замечательных архитектурных памятников: соборов или

    церквей. Ценность этого метода состоит в том, что ребенок вместе с духовной

    сущностью религии постигает и ее художественную сущность, что неоценимо для

    эстетического воспитания.

    Таким образом нравственно-эстетическое воспитание детей на

    архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга - это

    достаточно сложная, ввиду ее мало изученности, но необычайно интересная

    проблема, так как представляет собой синтез религиозного, духовного,

    нравственного, исторического и эстетического воспитания.

    ГЛАВА 1.

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-

    ПЕТЕРБУРГА.

    1.1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ

    ЛИТЕРАТУРЫ.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО

    ВОСПИТАНИЯ.

    Нравственно-эстетическое воспитание многие авторы считают одним

    из важнейших для формирования личности школьника. Почему?

    С.А.Герасимов поясняет это так: « Функцией нравственно-эстетического

    воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является

    развитие у них образного мышления, отличного от понятийного...

    В художественном образе как форме мышления сосредоточена

    огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных

    знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только

    мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может

    идти ... от восприятия цельного образа как единичного явления к

    пониманию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их

    внутреннего, глубокого смысла».1

    Из этого следует, что нравственно-эстетическое воспитание носит

    всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются

    важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте.

    Для большей эффективности нравственно-эстетического воспитания,

    как отмечает С.А.Герасимов, следует применять комплексный подход. Он

    выделяет два принципа: «…система нравственно-эстетического воспитания

    должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка

    различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой».2 На

    этом основывается необходимость осуществления меж предметных связей в

    процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что

    « нравственно-эстетическое воспитание… должно стать органической

    частью любого…воспитания».3

    Мысль об эффективности комплексного нравственно-эстетического

    воспитания подтверждается и в статье А.Ф.Кузуба «Комплексное

    воздействие искусств на дошкольников в студии эстетического

    воспитания».4

    Рассматривая процесс нравственно-эстетического воспитания,

    необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. В разные

    возрастные периоды должны быть различные подходы к такому воспитанию.

    Б.Т.Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее: «Вместе с тем

    независимо от уровня самосознания детей период дошкольного и младшего

    школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения

    развития нравственно-эстетического восприятия и формирования

    эстетического отношения к жизни».5 Автор подчеркивает, что именно в

    этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование

    отношения к миру, постепенно трансформирующегося в свойства личности.

    Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в

    раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде

    на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и

    убеждений.

    В современной литературе рассматриваются некоторые проблемы

    нравственно-эстетического воспитания средствами искусства на уроках.

    Н.А.Яковлева в своей работе «Искусство в школе будущего»1 поднимает

    проблему старого и нового подхода к нравственно-эстетическому

    воспитанию. Автор утверждает, что « в сегодняшней массовой школе,

    ориентированной на использование искусства как средства обучения, из

    произведений искусства выхолащивается главное - его художественный

    образ. Старые программы ориентированы на то, чтобы дать учащемуся

    набор знаний по искусству (разрозненных имен, произведений и понятий),

    умений и навыков в рисовании, ограниченных рамками так называемой

    реалистической манеры, которая есть не что иное, как грубейшее

    извращение принципов реалистического творческого метода».2

    Таким образом у детей формируется адаптивно-научный подход к

    искусству, а совсем не творческий. Это искажение нравственно-

    эстетического воспитания происходит потому, что в старой системе

    учитель видит основную задачу урока в том, чтобы дать знания, и совсем

    забывает про воспитательную функцию урока.

    Школу Нового Н.А.Яковлева видит в создании новой системы

    педагогического процесса, где уровень воспитательной работы будет

    высоким, а предметы гуманитарно-художественного цикла будут

    интегрированы.

    О новых формах нравственно-эстетического воспитания средствами

    искусства пишет И.А.Химик в статье «Организация самостоятельной работы

    на занятиях по мировой художественной культуре».1 Автор пишет: «В наши

    дни уже ясно всем, что учить по-старому нельзя. Новый подход к

    обучению…пробивает себе дорогу. Одним из важнейших аспектов этого

    нового подхода является осознание того, чтобы ‘вкладывать’ в головы

    учащихся знания, а в том, чтобы побудить интерес к предмету,

    организовать деятельность учащихся по добыче знаний».2 Автор

    предлагает новую форму проведения уроков типа «диалог искусств» с

    опережающим заданием и непосредственным общением детей на уроках.

    И.Л.Набок в статье «Идеологическое воздействие искусства как

    фактор эстетического воспитания личности»3 разрабатывает понятия

    «идеологическая функция искусства» и «идеологическое воздействие

    искусства», которым, по мнению автора, не уделено должного внимания в

    исследованиях по нравственно--эстетическому воспитанию.

    Основы и проблематика такого воспитания должны быть отражены в

    новых школьных программах, отвечающих новым требованиям современной

    школы.

    Принимая во внимание межпредметные связи, нравственно-

    эстетическое воспитание в школе может проводиться практически на всех

    уроках. Особое место такому воспитанию отводится на уроках

    литературы, музыки, труда и изобразительного искусства. На них

    школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произведения

    искусства и литературы, так и через собственное творчество.

    Во многих школах существуют факультативы с эстетической и

    искусствоведческой направленностью: «История города»,

    «Искусствоведение», различные художественные и музыкальные кружки. В

    них проводятся беседы об искусстве, музыке.

    Внеклассная работа так же может быть направлена на воспитание

    нравственно-эстетических потребностей.

    Нравственно-эстетическое воспитание нужно начинать как можно

    раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и

    развить многие психические качества, так как нравственно-эстетическое

    воспитание неизбежно связано с восприятием искусства, анализом,

    синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т. д..

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

    В восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические

    процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля,

    эмоции и т. д.. Именно полифония человеческой психики, которая проявляется

    в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими

    предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования

    мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей

    личности.

    Психологический механизм восприятия эстетического объекта представляет

    собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые

    аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях,

    интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую часть

    системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие

    психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п..

    Внутрисистемные отношения зависят от возраста, индивидуально-

    типологического склада, уровня художественной образованности и других

    особенностей личности. Ценностные ориентации личности обусловлены всем

    предшествующим социальным опытом, семейным воспитанием, дошкольным и

    школьным образованием, информацией, получаемой от средств массовой

    информации и др.. Такие ориентации сводятся к определенным ценностно-

    эстетическим нормативам, критериям нравственно-эстетического вкуса.

    Развитие операциональных структур, связанных с эстетическим

    восприятием, не остается нейтральным по отношению к уровню и характеру

    нравственно-эстетических потребностей. Возросшие способности в области

    цветовидения, музыкального слуха, фонематических способностей,

    воссоздающего творческого воображения должны сказаться на культуре запросов

    и интересов личности в сфере нравственно-эстетических ценностей. В свою

    очередь творческое воображение и мышление зависят от развития сенсорной

    организации индивида.

    Сенсорный аппарат организма - это «входные» ворота, через которые

    человек воспринимает все богатство и разнообразие красок и форм, звуков и

    запахов окружающего мира. Полноценное общение с миром искусства во многом

    зависит от человеческого восприятия. Чувство цвета, формы, законченности и

    равновесности композиционного расположения объектов, чувство «хорошей

    фигуры» и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и диссонанса,

    чувство пропорции и многое другое - весь этот огромный потенциал сенсорных

    возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи

    личности с эстетическим объектом.

    Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно-

    эстетического восприятия действительности и художественных произведений

    приводят к резкому искажению и в конечном счете к разрушению эстетического

    эффекта. Вот почему так важно уже с младшего школьного возраста, а, может,

    и еще раньше, развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут

    помочь школьные предметы с эстетической направленностью. Однако момент

    чувственного восприятия является только первым необходимым толчком для

    пробуждения более сложной деятельности.

    «Путь познания, - пишет Левитов, - идет от живого созерцания, то

    есть от ощущений и восприятия к абстрактному мышлению и завершается

    практикой, которая является критерием истины».1

    Таким образом чувственное познание объединяет все психические

    процессы, которые возникают в результате непосредственного воздействия

    предметов и влияют на наши органы чувств.

    Среди форм восприятия существует форма, важная для процесса

    чувственного познания именно произведений искусства. Она характеризуется

    большей активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим

    характером, чем другие формы восприятия - это наблюдение.

    Наблюдение может различаться в зависимости от конкретной задачи:

    наблюдение для общего и предварительного ознакомления с предметом в целом,

    с тем, чтобы узнать этот предмет и выделить самые существенные его

    свойства;

    наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны

    предмета;

    наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны

    предмета;

    наблюдение с целью сравнения для установления сходства и различия между

    предметами или между разными этапами явления.

    Наблюдение может потребовать значительных усилий воли, большой

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.