Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга
Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена
Кафедра эстетического воспитания факультета начального обучения.
Выпускная квалификационная работа по
теме:
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ
ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
студентки IV курса 2 группы
дневного отделения
Четвертных Светланы Ивановны
Научный руководитель - к. п. н., доцент Смирнова Р.Н.
Санкт-Петербург
1998
ПЛАН.
Введение. 3-5
Глава 1.Теоретические основы проблемы
нравственно-эстетического воспитания
младших школьников на архитектурных
образцах православных памятников Санкт-
Петербурга. 6-47
1 Анализ психолого-педагогической,
методической и искусствоведческой
литературы. 5-17
2 Исторический очерк. 17-32
2 Роль учителя в ознакомлении детей
с произведениями искусства. 32-35
Глава 2. Основные задачи, гипотеза,
методика и организация исследования. 35-44
1 Подготовительный этап. 36-38
2 Констатирующий эксперимент. 38-44
Библиография. 44-45
ВВЕДЕНИЕ.
Наш народ и страна переживают сейчас сложный, кризисный период.
Изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании
людей. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость
гуманизации. Проблемы нравственно-эстетического воспитания оказались в
фокусе всеобщего внимания.
Но эстетическое воспитание занимало не последнее место и раньше. На
уроках учителя и прежде использовали произведения искусства, стихи,
магнитофонные записи, кино- и диафильмы. Однако искусство в школе словно
утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания
личности.
Причины сложившегося положения кроются во множестве проблем
нравственно-эстетического воспитания в школе. Это недостатки существующих
программ дисциплин художественно-гуманитарного цикла, разобщенность этих
дисциплин, недостаточная разработка методик, низкий уровень подготовки
учителей, слабая оснащенность учебного процесса.
В свете этих устойчивых проблем эстетического воспитания в школе
встает совсем новая проблема: нравственно-эстетическое воспитание
школьников на архитектурных образцах православных памятников. В отличие от
других - это совсем неизученная проблема. Раньше рассматривалась только
историческая и, отчасти, художественная сторона русского Православия.
Теперь с возобновлением христианской веры в России нельзя не принять во
внимание духовную и нравственно-эстетическую сторону православной культуры.
Сейчас возрождается традиции христианской религии, открываются церкви,
вновь начали работать воскресные школы, повысился интерес к Православию.
Даже в некоторых обычных школах появились факультативы, занимающиеся
изучением Христианства.
Религиозное воспитание несомненно входит в понятие нравственно-
эстетического воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности,
поэтому религиозное воспитание надо рассматривать в контексте
эстетического.
Какие же задачи ставит перед собой эстетическое воспитание?
Глобальная цель - это формирование творческого отношения человека к
действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и
сотворчестве при восприятии эстетических явлений.
Среди более конкретных задач одна из важнейших - формирование
эстетической потребности, которую можно определить как потребность
человека в красоте и деятельности по законам красоты. Надо обращать
внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть
способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу
явлений действительности; и качество эстетической потребности, которое
выявляется на уровне художественного вкуса и идеала. Перечисленные признаки
можно считать критериями воспитанности личности.
Значение нравственно-эстетического воспитания в становлении личности
огромно. Эстетическое воспитание средствами искусства - это лишь подсистема
реализации принципов целостной системы.
В своей работе я рассмотрю в единстве две подсистемы: эстетическо-
религиозное воспитание и нравственно-эстетическое воспитание средствами
искусства.
В Санкт-Петербурге существует огромный культурный потенциал. Наряду с
дворцами, великолепными городскими ансамблями и другими памятниками
архитектуры в нашем городе есть множество православных соборов и церквей.
Хотя город мыслился как веротерпимый и существует много церквей и храмов
других религий, Санкт-Петербург прежде всего православный город.
Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. В
отличие от малых городов, сел и деревень, школы нашего города могут
пользоваться такой формой нравственно-эстетического воспитания как
экскурсия. Беседу о Православии, Христианстве, религии можно провести у
одного или нескольких замечательных архитектурных памятников: соборов или
церквей. Ценность этого метода состоит в том, что ребенок вместе с духовной
сущностью религии постигает и ее художественную сущность, что неоценимо для
эстетического воспитания.
Таким образом нравственно-эстетическое воспитание детей на
архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга - это
достаточно сложная, ввиду ее мало изученности, но необычайно интересная
проблема, так как представляет собой синтез религиозного, духовного,
нравственного, исторического и эстетического воспитания.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА АРХИТЕКТУРНЫХ ОБРАЗЦАХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПАМЯТНИКОВ САНКТ-
ПЕТЕРБУРГА.
1.1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕТОДИЧЕСКОЙ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ.
Нравственно-эстетическое воспитание многие авторы считают одним
из важнейших для формирования личности школьника. Почему?
С.А.Герасимов поясняет это так: « Функцией нравственно-эстетического
воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является
развитие у них образного мышления, отличного от понятийного...
В художественном образе как форме мышления сосредоточена
огромная информация о природе, обществе, отношениях, истории, научных
знаниях. С помощью образов-представлений осуществляется не только
мышление, но и хранение информации. Развитие образного мышления может
идти ... от восприятия цельного образа как единичного явления к
пониманию содержащихся в нем образов-обобщений, к раскрытию их
внутреннего, глубокого смысла».1
Из этого следует, что нравственно-эстетическое воспитание носит
всеобщий характер, и эта всеобщность и обязательность являются
важнейшим принципом формирования личности в детском возрасте.
Для большей эффективности нравственно-эстетического воспитания,
как отмечает С.А.Герасимов, следует применять комплексный подход. Он
выделяет два принципа: «…система нравственно-эстетического воспитания
должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка
различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой».2 На
этом основывается необходимость осуществления меж предметных связей в
процессе преподавания искусств. Второй принцип заключается в том, что
« нравственно-эстетическое воспитание… должно стать органической
частью любого…воспитания».3
Мысль об эффективности комплексного нравственно-эстетического
воспитания подтверждается и в статье А.Ф.Кузуба «Комплексное
воздействие искусств на дошкольников в студии эстетического
воспитания».4
Рассматривая процесс нравственно-эстетического воспитания,
необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. В разные
возрастные периоды должны быть различные подходы к такому воспитанию.
Б.Т.Лихачев пишет о младшем школьном возрасте следующее: «Вместе с тем
независимо от уровня самосознания детей период дошкольного и младшего
школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения
развития нравственно-эстетического восприятия и формирования
эстетического отношения к жизни».5 Автор подчеркивает, что именно в
этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование
отношения к миру, постепенно трансформирующегося в свойства личности.
Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в
раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде
на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и
убеждений.
В современной литературе рассматриваются некоторые проблемы
нравственно-эстетического воспитания средствами искусства на уроках.
Н.А.Яковлева в своей работе «Искусство в школе будущего»1 поднимает
проблему старого и нового подхода к нравственно-эстетическому
воспитанию. Автор утверждает, что « в сегодняшней массовой школе,
ориентированной на использование искусства как средства обучения, из
произведений искусства выхолащивается главное - его художественный
образ. Старые программы ориентированы на то, чтобы дать учащемуся
набор знаний по искусству (разрозненных имен, произведений и понятий),
умений и навыков в рисовании, ограниченных рамками так называемой
реалистической манеры, которая есть не что иное, как грубейшее
извращение принципов реалистического творческого метода».2
Таким образом у детей формируется адаптивно-научный подход к
искусству, а совсем не творческий. Это искажение нравственно-
эстетического воспитания происходит потому, что в старой системе
учитель видит основную задачу урока в том, чтобы дать знания, и совсем
забывает про воспитательную функцию урока.
Школу Нового Н.А.Яковлева видит в создании новой системы
педагогического процесса, где уровень воспитательной работы будет
высоким, а предметы гуманитарно-художественного цикла будут
интегрированы.
О новых формах нравственно-эстетического воспитания средствами
искусства пишет И.А.Химик в статье «Организация самостоятельной работы
на занятиях по мировой художественной культуре».1 Автор пишет: «В наши
дни уже ясно всем, что учить по-старому нельзя. Новый подход к
обучению…пробивает себе дорогу. Одним из важнейших аспектов этого
нового подхода является осознание того, чтобы ‘вкладывать’ в головы
учащихся знания, а в том, чтобы побудить интерес к предмету,
организовать деятельность учащихся по добыче знаний».2 Автор
предлагает новую форму проведения уроков типа «диалог искусств» с
опережающим заданием и непосредственным общением детей на уроках.
И.Л.Набок в статье «Идеологическое воздействие искусства как
фактор эстетического воспитания личности»3 разрабатывает понятия
«идеологическая функция искусства» и «идеологическое воздействие
искусства», которым, по мнению автора, не уделено должного внимания в
исследованиях по нравственно--эстетическому воспитанию.
Основы и проблематика такого воспитания должны быть отражены в
новых школьных программах, отвечающих новым требованиям современной
школы.
Принимая во внимание межпредметные связи, нравственно-
эстетическое воспитание в школе может проводиться практически на всех
уроках. Особое место такому воспитанию отводится на уроках
литературы, музыки, труда и изобразительного искусства. На них
школьники учатся эстетически воспринимать мир как через произведения
искусства и литературы, так и через собственное творчество.
Во многих школах существуют факультативы с эстетической и
искусствоведческой направленностью: «История города»,
«Искусствоведение», различные художественные и музыкальные кружки. В
них проводятся беседы об искусстве, музыке.
Внеклассная работа так же может быть направлена на воспитание
нравственно-эстетических потребностей.
Нравственно-эстетическое воспитание нужно начинать как можно
раньше. Это поможет не только сформировать личность ребенка, но и
развить многие психические качества, так как нравственно-эстетическое
воспитание неизбежно связано с восприятием искусства, анализом,
синтезом, развитием внимания, наблюдательности и т. д..
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
В восприятии эстетического объекта участвуют почти все психические
процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля,
эмоции и т. д.. Именно полифония человеческой психики, которая проявляется
в акте взаимодействия личности с искусством и с другими эстетическими
предметами, наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования
мировоззрения, морально-нравственных качеств, творческих способностей
личности.
Психологический механизм восприятия эстетического объекта представляет
собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые
аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях,
интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую часть
системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие
психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п..
Внутрисистемные отношения зависят от возраста, индивидуально-
типологического склада, уровня художественной образованности и других
особенностей личности. Ценностные ориентации личности обусловлены всем
предшествующим социальным опытом, семейным воспитанием, дошкольным и
школьным образованием, информацией, получаемой от средств массовой
информации и др.. Такие ориентации сводятся к определенным ценностно-
эстетическим нормативам, критериям нравственно-эстетического вкуса.
Развитие операциональных структур, связанных с эстетическим
восприятием, не остается нейтральным по отношению к уровню и характеру
нравственно-эстетических потребностей. Возросшие способности в области
цветовидения, музыкального слуха, фонематических способностей,
воссоздающего творческого воображения должны сказаться на культуре запросов
и интересов личности в сфере нравственно-эстетических ценностей. В свою
очередь творческое воображение и мышление зависят от развития сенсорной
организации индивида.
Сенсорный аппарат организма - это «входные» ворота, через которые
человек воспринимает все богатство и разнообразие красок и форм, звуков и
запахов окружающего мира. Полноценное общение с миром искусства во многом
зависит от человеческого восприятия. Чувство цвета, формы, законченности и
равновесности композиционного расположения объектов, чувство «хорошей
фигуры» и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и диссонанса,
чувство пропорции и многое другое - весь этот огромный потенциал сенсорных
возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи
личности с эстетическим объектом.
Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры чувственно-
эстетического восприятия действительности и художественных произведений
приводят к резкому искажению и в конечном счете к разрушению эстетического
эффекта. Вот почему так важно уже с младшего школьного возраста, а, может,
и еще раньше, развивать у ребенка систему сенсорных чувств. Этому могут
помочь школьные предметы с эстетической направленностью. Однако момент
чувственного восприятия является только первым необходимым толчком для
пробуждения более сложной деятельности.
«Путь познания, - пишет Левитов, - идет от живого созерцания, то
есть от ощущений и восприятия к абстрактному мышлению и завершается
практикой, которая является критерием истины».1
Таким образом чувственное познание объединяет все психические
процессы, которые возникают в результате непосредственного воздействия
предметов и влияют на наши органы чувств.
Среди форм восприятия существует форма, важная для процесса
чувственного познания именно произведений искусства. Она характеризуется
большей активностью, организованностью, осмысленностью и более творческим
характером, чем другие формы восприятия - это наблюдение.
Наблюдение может различаться в зависимости от конкретной задачи:
наблюдение для общего и предварительного ознакомления с предметом в целом,
с тем, чтобы узнать этот предмет и выделить самые существенные его
свойства;
наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны
предмета;
наблюдение с целью выделить самые существенные детали и некоторые стороны
предмета;
наблюдение с целью сравнения для установления сходства и различия между
предметами или между разными этапами явления.
Наблюдение может потребовать значительных усилий воли, большой
Страницы: 1, 2, 3, 4
|