МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга

    Преображенский собор. Вид на храм открывается от перекрестка Литейного

    проспекта с улицей Пестеля.

    Собор окружен оградой из стволов настоящих трофейных турецких пушек.

    Был сооружен в 1743-1754 годах по проекту архитекторов М.Г. Земцова и П.-А.

    Трезини и перестроен в 1827-1829 годах В.П. Стасовым.

    Первый этаж собора представляет собой в плане крест, а с западной

    стороны находится портик коринфского ордера. Второй этаж представлен пятью

    барабанами с куполами. В обработке окон Стасов пытается найти новое

    решение, отбросив обычный в александровское время прием сандрика или

    простого голого пролета окна.

    Спасо-Преображенский собор явился попыткой Стасова найти новое решение

    для русской церкви: здесь классический стиль (1 этаж) соединен с

    византийским стилем (2 этаж).

    ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ

    ХРИСТОВА.

    С правой стороны Екатерининского канала, недалеко от Невского

    проспекта над водой высится нарядный многоглавый храм Воскресения Христова,

    - Спас-на-Крови, как он зовется в народе. Его сложный живописный силуэт,

    яркое многокрасочное убранство воспринимаются резким контрастом

    классицистическим ансамблям.

    Здание было возведено в 1883 - 1907 годах как храм - памятник на

    месте, где 1 марта 1881 года по решению Исполнительного комитета «Народной

    воли» было совершено покушение на Александра Третьего народовольцем И.И.

    Гриневицким.

    Первоначально было задумано выстроить на месте катастрофы только

    часовню, но обилие поступивших пожертвований скоро потребовало сооружения

    более величественного памятника. 6 октября митрополитом Петербургским

    Исидором была совершена закладка настоящего храма.

    План храма был до подробностей разработан, а затем и выполнен

    художником-архитектором А.А. Парландом. Храм действительно явился достойным

    памятником Александру. Снаружи, на 20-ти больших гранитных досках во

    впадинах высокого цоколя, кругом всего храма начертана вся история

    царствования императора, все реформы и законоположения. Западная часть

    храма под колокольней занята особой часовней: здесь место скорбного

    события. Панель и мостовая, обрызганные кровью царя, со следами бомб, и

    часть перил канала были разобраны, сохранены и вновь в точности уложены на

    этом месте. Над местом была поставлена сень - художественный шатер на серо-

    фиолетовых яшмовых колонах, над ним - крест из граненых топазов.

    Обращаясь к художественной стороне здания, можно увидеть сознательное

    обращение архитектора к русскому стилю 17 века. Таково было желание

    Александра Третьего. Здание представляет интерес как программный образец

    архитектуры «русского стиля» и уникальный памятник монументально -

    декоративного искусства. А.А. Парланд переработал композиционные приемы и

    формы древнего московского и ярославского зодчества 17 века.

    К основному объему, увенчанному пятиглавием, примыкают колокольня с

    золотым куполом и три апсиды. Пять глав венчают среднюю часть храма,

    главная из них - узкая, шатровая, - сама увенчана наверху малой луковичной

    главкой. Центральный шатер достигает высоты 81 метра. Главы покрыты

    разноцветными извивами и узорами эмали - это первый пример применения эмали

    на таких обширных поверхностях и притом выпуклых. Еще три главки над тремя

    выступами алтаря оформлены с применением золоченой мозаики.

    Фасады облицованы гранитом и мрамором, орнаментированным кирпичом и

    разноцветной плиткой. Они буквально испещрены декором: фигурными

    наличниками и кокошниками, поясками и изразцами.

    Художественная значимость сооружения во многом определяется уникальным

    ансамблем его мозаик. Они создавались мозаичной мастерской А.А. и В.А.

    Фроловых по оригиналам многих знаменитых художников, в том числе В.М.

    Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, В.В. Беляева, Н.Н. Харламова.

    Если на фасадах мозаика включена в кокошники и ниши, то внутри она сплошь

    покрывает стены, столбы и своды. На стенах храма и в иконостасе нет ни

    одного живописного произведения. Более широкого применения мозаики в мире

    пока нет. Иконостас сделан из нескольких оттенков светлых итальянских

    мраморов.

    От Михайловского сада храм отделяет полукруглая ограда, исполненная в

    1903 - 1907 годах на предприятиях К. Винклера по проекту А.А. Парланда.

    Рисунок кованых звеньев с крупным растительным орнаментом характерен для

    раннего модерна.

    До недавнего времени в здании церкви, которое было передано музею -

    памятнику «Исаакиевский собор», велись реставрационные работы. Сейчас они

    закончены, и храм открыт для посетителей.

    1.3 РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА.

    Роль учителя в ознакомлении детей с произведениями искусства трудно

    переоценить. «Для ребят в начальной школе учитель - самый главный человек.

    Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные

    шаги в жизни...».1

    Учитель выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным

    миром искусства. Педагогическая задача учителя состоит в такой организации

    процесса познания искусства, которая способствует естественному и

    органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей

    данной ступени его развития.

    Учитель должен не только систематизировать разрозненные знания ребенка

    об искусстве, но и организовать работу по усвоению детьми новых знаний,

    получению чувственного опыта, эстетических переживаний. Эта работа должна

    быть системной, последовательной, поэтому необходимо педагогическое

    планирование.

    «Планирование - это процесс разработки организационного чертежа,

    формирования в мозгу модели (системы), которая впоследствии руководит

    деятельностью».1

    При планировании нравственно-эстетического воспитания младшего

    школьника надо учитывать следующие этапы. Прежде всего необходимо оценить

    педагогическую обстановку с точки зрения вышестоящих целей нравственно-

    эстетического воспитания: воспитать гуманную, всесторонне развитую

    личность. Общая цель должна быть реализована в частных целях.

    Формулирование целей прогнозирует деятельность, позволяет видеть ход и

    результаты труда. Определение системы частных целей облегчает возможность

    сформировать систему действий, избрать для них целесообразные методы и

    средства. Если общая цель не будет расчленена на частные, то это затруднит

    умственную и практическую деятельность, обречет ее на стихийность.

    Весьма ответственный шаг планирования - это расчет работы во времени и

    пространстве. Одно дело проводить занятие в привычном классе и совсем

    другое - на улице или в музее.

    В процессе планирования важно не только создать из разрозненных частей

    (задач) целостную систему, но и ограничь ее размер определенными рамками,

    рассчитывать работу во времени и пространстве, учесть все возможные факты,

    взвесить возможности и силы учащихся, свои знания, методические и

    организационные возможности, степень подготовленности учащихся и многое

    другое. Так же нельзя забывать о системе учета и контроля, что необходимо

    при систематизации и усвоении знаний.

    При планировании необходимо учитывать индивидуальные и возрастные

    возможности школьников, их потенциал. Младшие школьники легче усваивают

    материал, если идти от практики к теории. Однако нельзя полностью

    игнорировать теоретическую основу. В ходе познавательных бесед и дискуссий

    дети должны узнавать историю вопроса, получить начальные знания о тех видах

    искусства, которые изучаются ими. Практика и теория должны быть

    взаимосвязаны, чтобы знания и непосредственное впечатление подкрепляли друг

    друга.

    Кроме четкого планирования учитель не должен забывать и о

    педагогическом творчестве. Это не обычный процесс совершенствования,

    приращивания каких-либо знаний, навыков и умении, а процесс взаимосвязных

    количественных и качественных преобразований, изменений и на этой основе

    самоопределения, самовыражения и самоутверждения личности учителя. Без

    творчества нет движения вперед.

    Для учителя весь процесс нравственно-эстетического воспитания должен

    быть четко планированным. Но при ознакомлении детей с произведениями

    искусства мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия

    искусства сделать непосредственным, чтобы дети сами, самостоятельно вошли в

    храм искусства. Посредничество педагога требует тонкости и деликатности.

    Хотя учитель осуществляет определенные педагогические задачи, сами эти

    задачи будут тем быстрее и надежнее решены, чем незаметнее они для детей.

    «Сохранение естественности постижения искусства - необходимое условие

    художественного воспитания. И не только художественного, но и всякого

    воспитания - идейного, интеллектуального, нравственного и трудового».1

    Всколыхнув все творческие способности, все существо ребенка при

    восприятии искусства, педагог может вызвать всю сферу нравственных и

    эстетических чувств, которой и определяется творческое отношение к работе,

    труду, учебе, возникновение соответствующих суждений, которые могут

    перерасти в убеждения.

    Роль учителя - в организации правильного нравственно-эстетического

    воспитания. «Правильное…воспитание вовсе не означает искусственного

    привития детым извне совершенно чуждых им чувств, идеалов или настроений.

    Правильное воспитание и заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то,

    что в нем есть, помочь этому развиваться и направить это развитие в

    определенную сторону».1 Если же учитель не опирается на возрастные

    возможности ребенка, побуждая его к активности, или использует такие

    методы, которые «принуждают» ребенка наслаждаться искусством, то неизбежным

    результатом этого окажется свертывание активности ребенка, торможение

    творческого процесса восприятия искусства.

    Таким образом учитель должен реализовать три группы задач при

    ознакомлении детей с любым видом искусства: образовательную, развивающую и

    воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс

    ознакомления с искусством не даст должных результатов, и ребенок может

    вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль учитель здесь - неоценима

    ГЛАВА 2.

    ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ГИПОТЕЗА, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

    Традиционная школьная общеобразовательная методика не включает

    знакомство младших школьников с православной архитектурой Санкт-Петербурга.

    Однако, в ходе обучения изобразительному искусству, дети знакомятся с

    некоторыми понятиями архитектуры. В 1 классе учащиеся получают общее

    представление об архитектурных сооружениях, в основном, о домах. Во 2

    классе они проходят тему «Конструктивизм». В 3 - знакомятся с понятием

    перспективы, точки схода и др.

    При разработке методики исследования были определены его цель,

    гипотеза, задачи, методы и приемы.

    Педагогический эксперимент проводился во 2 классе (по программе /1-3/)

    44 средней школы Приморского района и во 2 классе (по программе /1-3/)

    557 средней школы Невского района Санкт-Петербурга.

    Данное исследование построено на изучении и последующем внесении в

    воспитательную работу с детьми младшего школьного возраста образцов русской

    православной архитектуры Санкт-Петербурга.

    Изучение православной архитектуры вполне может рассматривается в

    системе эстетического воспитания как одно из важных средств формирования

    гармонически развитой личности. Раскрывая содержание эстетического -

    прекрасным может быть только то, что имеет истинную человеческую ценность,

    - мы тем самым превращаем в личное достояние то, что заложено в

    произведении искусства. У младшего школьника необходимо пробуждать

    понимание того, что красота, не только внешняя, но и внутренняя, нужна

    человеку так же, как хлеб и воздух.

    От того, как осуществляется процесс духовного развития личности, во

    многом зависит успешное решение проблемы формирования нового человека.

    Изучение православных памятников Санкт-Петербурга должно ставить

    своими задачами:

    формирование качеств эстетически развитой творческой личности;

    способствовать наследованию и приумножению духовных и материальных

    богатств русской культуры через развитие исторической памяти, творческих и

    познавательных способностей и задатков ребенка;

    формирование умения эстетически воспринимать и оценивать прекрасное в

    искусстве и действительности;

    воспитание бережного отношения к традициям и наследию, как русского

    православного зодчества, так и всей русской культуры;

    побуждение стремления к самостоятельному изучению православных памятников

    нашего города.

    Цель исследования - выявить наиболее эффективные условия для

    нравственно-эстетического воспитания младших школьников на образцах

    православного зодчества нашего города и знания по данной теме.

    Изучение уровня знаний детей о Православии, архитектуре, о храмах и

    церквях Петербурга явилось предметом настоящего исследования.

    Основным методом исследовательской работы был педагогический

    эксперимент. Кроме того были использованы другие методы:

    изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике,

    искусствоведению;

    изучение и анализ научно - методической литературы;

    наблюдение за детьми;

    анкетирование;

    анализ рисунков детей по теме «Русское православное зодчество»;

    просмотр иллюстраций и фотографий православных памятников Петербурга.

    Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств

    ознакомления младших школьников с православной архитектурой Петербурга, а

    также результаты подготовительного этапа позволили сформулировать гипотезу

    исследования, основные положения которой выражены в следующем:

    эстетическое восприятие городской православной архитектуры позволит

    сформировать у детей гуманистическое отношение к памятникам русского

    Православия, будет способствовать не только эстетическому, но и

    интеллектуальному, творческому и духовному развитию и становлению ребенка.

    Исходя из этой гипотезы, можно выдвинуть следующие задачи

    исследования:

    1. выявить уровень знаний младших школьников о Православии, особенностях

    православной архитектуры, о храмах, соборах и церквях нашего города и

    истории их возникновения;

    1. определить особенности восприятия детьми православного зодчества;

    1. раскрыть наиболее эффективные методы и приемы ознакомления детей с

    данной темой;

    1. проверить эффективность методики экспериментальной работы.

    Экспериментальная работа проходила в несколько этапов,

    первый из которых был подготовительным.

    2.1 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

    В ходе подготовительного этапа экспериментальной работы было сделано

    следующее:

    Проанализированы учебные программы и программы занятий детей по курсам:

    «История искусств» и «История города», которые ведутся в данной школе.

    Проанализированы планы работы учителя и преподавателя искусствоведческих

    дисциплин, которые были выявлены в ходе беседы.

    Проведено наблюдение за детьми в естественных условиях.

    Подобран наглядный материал и разработан подробный конспект урока

    изобразительного искусства по теме: «Русские православные храмы».

    Разработаны и подготовлены вопросы для анкетирования по данной теме.

    Эта работа привела к следующим результатам: в 44 школе дети изучают

    историю православной архитектуры на уроках курса «История города», который

    преподается детям с начала 2 класса, т. е. полгода. За время учебы в школе

    у детей было проведено несколько экскурсий по городу. Дети посетили

    Петропавловский, Троицкий соборы и Спас-на-Крови. Ребятам интересна тема

    православного зодчества нашего города, они хотят ее изучить глубже. Таким

    образом у класса есть хорошая теоретическая и практическая база по данной

    теме, что не типично для большинства 2х классов многих других школ.

    В 557 школе с детьми не ведется систематической и целенаправленной

    работы по истории города и по ознакомлению школьников с православным

    зодчеством нашего города. Дети не ходят на экскурсии, учитель не проводил с

    ними никаких бесед по данной теме.

    2.2 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.

    После проведения подготовительной работы началась экспериментальная

    часть исследования. Задачи констатирующего этапа исследования были

    следующие:

    выявить уровень знаний младших школьников по данной теме;

    определить особенности восприятия детьми православного зодчества.

    Детям была предложена система вопросов и проведен урок по

    изобразительному искусству по теме: «Русские православные храмы».

    Система вопросов:

    Что такое Православие?

    Что такое архитектура?

    Что такое собор, церковь? Чем они отличаются?

    Чем соборы, храмы и церкви отличаются от других архитектурных сооружений?

    Чем украшены храмы внутри и снаружи?

    Что делают люди в храмах. Зачем?

    Какие православные храмы, церкви, соборы Санкт-Петербурга вы знаете?

    Когда в Санкт-Петербурге начали строить церкви?

    Какая первая церковь, ставшая впоследствии собором, была построена в нашем

    городе?

    При каком государе она была построена?

    В честь чего (кого) строились храмы, соборы, церкви?

    Кто такие святые?

    Каким святым посвящены петербургские храмы и почему?

    Какие ты знаешь церковные православные праздники?

    В каких храмах, соборах, церквях вы были?

    Какой православный храм, церковь, собор нашего города вам нравится больше

    всего? Почему?

    В каких архитектурных стилях строились храмы Санкт-Петербурга?

    Каких архитекторов петербургских храмов, соборов, церквей вы можете

    назвать?

    Какие православные храмы других русских городов вы знаете, в каких из них

    вы были?

    Результаты анкетирования были занесены в таблицу.

    Результаты констатирующего эксперимента в 44 школе.

    Для определения уровня знаний и особенностей восприятия православной

    архитектуры были проведены анкетирование и анализ детских рисунков.

    Было установлено, что дети младшего школьного возраста, на основе

    сложившихся у них к этому времени представлений о православной архитектуре

    и в результате накопленных знаний, имеют лишь частичное понятие о

    Православии и православном зодчестве Санкт-Петербурга.

    Наибольшей схематичностью и разрозненностью отличались знания и

    представления детей о Православии, архитектуре, о времени начала

    строительства церквей и храмов в нашем городе, о православном зодчестве

    других русских городов.

    Наиболее точными оказались следующие ответы: «Православие - это вера в

    бога», но были и не верные ответы типа: «Православие - это церковный

    праздник». Архитектуру дети часто определяли как скульптуру или картины,

    лишь некоторые написали, что «архитектура - это строительство домов».

    Многие считают, что строительство храмов в нашем городе началось в 19 или

    20 веках, а двое учеников - до правления Петра 1, некоторые просто

    поставили прочерк. Лишь три ребенка назвали православные церкви других

    городов: Кремль, Смольный собор в Москве, «московский храм» и «церковь в

    Галиче».

    Дети ничего не могли сказать об архитекторах и архитектурных стилях

    петербургских храмов, соборов и церквей.

    Только половина ребят смогли написать, что такое храм и церковь

    (однако, их различие правильно не указал никто), и какая первая церковь

    была построена в Санкт-Петербурге. Храмы и церкви ребята в основном

    охарактеризовали так: «Церковь - это место, где проходят богослужения и

    молятся (крестят детей)». Трое учащихся

    уверены, что первым собором нашего города был Исаакиевский, а двое - что

    это была церковь Спас-на-Крови.

    Большинство учеников смогли назвать в среднем 2-3 храма и собора

    нашего города (были названы Исаакиевский, Троицкий, Никольский, Казанский,

    Смольный, Петропавловский соборы и Спас-на-Крови) и написать какой из них

    им больше всего нравится, но только немногие смогли объяснить почему. Лишь

    половина детей назвали те соборы, церкви и храмы Петербурга, которые они

    посетили. У большинства ребят достаточно четкое представление о том, в

    честь чего и кого строились церкви на Руси: «…в честь побед, святых, в

    честь бога».

    На вопрос о том, кто такие святые, дети дали очень однообразные ответы

    типа: «Святые - это люди». Это правильно лишь отчасти. В словаре С.И.

    Ожегова дано следующее определение этого слова: «У христиан: человек,

    посвятивший свою жизнь защите интересов церкви и религии, а после смерти

    признанный верующими образцом христианской жизни.»1 У детей встречались

    ответы, которые свидетельствовали о том, что им понятна суть этого слова:

    «Святые - это люди, которых произвели в божества», но чаще ответы учащихся

    были неточны или совсем неверны: «…это люди», «…это люди, которые верят в

    бога», «…это божества, ангелы».

    Только 2 ребенка смогли назвать святых, которым посвящены храмы

    Петербурга, они упомянули Александра Невского и Андрея Первозванного. В

    нашем городе действительно есть соборы и церкви, посвященные этим святым.

    Это - Свято - Троицкий собор Александро-Невской лавры, где находятся мощи

    святого, собор Святого Андрея Первозванного на Васильевском острове,

    деревянные церкви Св. Александра Невского на Шуваловском кладбище и в

    Красном Селе. Из этого можно сделать вывод о том, что у детей практически

    нет знаний о святых, которым посвящены соборы и церкви нашего города, а тем

    более о святых - покровителях Петербурга: апостолах Петре и Павле, об

    Александре Невском, Ксении Петербургской и Иоанне Кронштадском. Вряд ли

    дети знают и о том, какие святые - покровители есть у них.

    Больше половины учеников смогли написать о том, чем украшены храмы и

    церкви Петербурга, но ответы были очень неполны и неточны. В основном дети

    считают, что храмы украшены внутри иконами, золотом и мозаикой. Про

    украшение экстерьеров никто не упомянул.

    Почти все уверены, что в храмах молятся. Только 2 ребенка вспомнили,

    что в них крестят и проводят богослужения. Было несколько интересных

    ответов о значении молитвы: «…замаливают грехи», «…исповедуют грехи»,

    «…молятся, чтоб бог их (людей) услышал». Некоторые написали, что не знают,

    зачем люди молятся, или что они «молятся просто так».

    Церковные православные праздники знают лишь 2/3 детей. В основном эти

    праздники - Пасха и Рождество, реже - Троица. Один ребенок указал Новый

    год, Вербное воскресенье. Несколько ребят неправильно назвали день Св.

    Валентина.

    В рисунках детей образ русского православного храма удался, но ученики

    не смогли отразить все его особенности, так как не имели достаточного

    запаса знаний и умений.

    В зависимости от уровня знаний, выявленного при анкетировании, в

    данном классе можно выделить 3 группы детей:

    1 группа - достаточно широкий круг знаний, полные и точные ответы,

    хорошее владение приемами изображения архитектурных сооружений - 30%;

    2 группа - ограниченный круг знаний, неполные, ошибочные ответы,

    владение лишь некоторыми приемами изображения архитектурных сооружений -

    56%;

    3 группа - минимальный запас знаний, бессистемные, ответы или их

    отсутствие, очень слабое владение приемами изображения архитектурных

    сооружений - 14%.

    Параллельно с данным исследованием было проведено аналогичное во 2 «В»

    классе в 557 средней школы Невского района. Ученикам была предложена та же

    система вопросов (стр. 53). Результаты эксперимента были занесены в

    таблицу.

    Результаты констатирующего эксперимента в 557 школе.

    У детей отсутствует представление о том, что такое Православие, а на

    вопрос о том, что такое архитектура, дали правильный, но не полный ответ:

    «…это искусство» лишь 2 ребенка, тогда как показатель по этому вопросу в 44

    школе был в 3 раза выше. Учащиеся не знают, когда в нашем городе началось

    православное строительство (при каком государе знают только 50%), какие

    архитекторы строили наши церкви и храмы и в каких они были стилях

    построены. Православные церкви других городов не знает никто.

    Лишь 14% назвали храмы Петербурга, которые они знают: Петропавловский

    и Исаакиевский соборы, и 14% - в которых они были: Петропавловский собор и

    «церковь в Рыбацком», но никто не указал, какой храм нравится больше всего

    и почему. А в 44 школе 89% смогли назвать петербургские храмы и церкви, 58%

    написали, в которых из них они были и 68% - какие нравятся больше всего.

    Представление о назначении храмов и церквей, об их убранстве и об их

    отличиях от других сооружений имеют около 40% класса, тогда как в 44 школе

    - около70%.

    О святых имеют представление, но очень нечеткое, половина детей,

    однако никто не смог назвать святых, в честь которых строились церкви в

    нашем городе. Православные праздники (в основном Пасху и Рождество) знают

    43%, а в 44 школе - 79%.

    Если распределить учащихся 557 школы по трем группам, так же, как и

    учащихся 44 школы, то во 2 группу вошли бы только 43% учеников, а остальные

    - в 3 группу.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что в школе, где отсутствует

    система работы по ознакомлению учащихся с историей города и его

    православными храмами и церквями, показатели знаний детей о нашем городе и

    о его православной архитектуре намного ниже, чем в школе, где эта работа

    ведется.

    Если распределить учащихся 557 школы по трем группам, так же, как и

    учащихся 44 школы, то во 2 группу вошли бы только 43% учеников, а остальные

    - в 3 группу.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что в школе, где отсутствует

    система работы по ознакомлению учащихся с историей города и его

    православными храмами и церквями, показатели знаний детей о нашем городе и

    о его православной архитектуре намного ниже, чем в школе, где эта работа

    ведется.

    В заключение проделанной работы можно сделать некоторые выводы по

    выполненному объему.

    1. В ходе констатирующего эксперимента был выявлен объем знаний

    младших школьников (2 класса) о Православии, особенностях православной

    архитектуры, о храмах, соборах, церквях нашего города и истории их

    возникновения.

    В результате анализа ответов школьников на предложенные вопросы

    было выявлено, что в школе, работающей по традиционной методике, уровень

    знаний детей по данной теме оказался намного ниже, чем в экспериментальной

    школе. Большая часть учащихся 2 класса 557 школы не ответили на вопросы об

    особенностях православной архитектуры, они не воспринимают архитектуру как

    вид искусства. Дети не знали названия соборов и церквей Санкт-Петербурга, а

    так же не могли сказать, в честь кого они построены. Так как эксперимент

    был сравнительный, то можно сказать о том, что во 2 классе 44 школы, где

    ведется систематическая работа по ознакомлению учеников с историей города,

    дети успешнее справились с заданием, лучше ответили на вопросы. У них

    больший объем знаний о православной архитектуре, о соборах и церквях нашего

    города.

    2.Так же были определены особенности восприятия детьми

    православного зодчества. Детям был показан ряд зданий, среди которых были

    православные сооружения Петербурга (Исаакиевский, Казанский, Троицкий,

    Преображенский, Никольский соборы и Спас-на-Крови), и было дано задание

    отличить храмы и соборы от других архитектурных построек. Учащиеся обеих

    школ успешно справились с заданием устно, но написать, чем они отличаются,

    смогли лишь немногие.

    На основании анализа исследований Выготского Л.С., Лихачева Б.Т.,

    Герасимова С.А. и Кушаева Н.А., которые в своих научных трудах

    рассматривали проблему восприятия искусства младшими школьниками, а так же

    на основании анализа результатов проведенного констатирующего эксперимента

    можно утверждать, что детям обеих школ присуще чрезмерная наглядность

    восприятия, диффузность и фрагментарность построения образа. Так же у детей

    маленький запас знаний и образов, и редко присутствует собственное

    отношение к образу собора или церкви.

    При сравнении результатов эксперимента в разных школах, выяснилось,

    что в 44 школе, где детей целенаправленно учат восприятию архитектуры,

    ученики более полно и точно давали ответы на вопросы, связанные с

    восприятием православных памятников. Так о внешнем и внутреннем убранстве

    церквей в 44 школе представление имеют около 70% учащихся, а в 557 - лишь

    около 40%.

    Проанализировав ответы детей и их рисунки, можно выделить некоторые

    особенности восприятия интерьера и экстерьера православных церквей младшими

    школьниками. В основном, дети считают, что внутри храмы украшены иконами,

    золотом и мозаикой, а снаружи - куполами с крестами.

    Ответы на вопросы, направленные на выявление нравственной стороны

    восприятия, показали, что дети воспринимают храмы и церкви как места, где

    люди молятся и совершают богослужения.

    Таким образом, исходя из сравнительного анализа результатов

    констатирующего этапа исследования, можно сделать общий вывод: с младшими

    школьниками необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по

    приобщению их к ценностям православного зодчества нашего города, по

    развитию их нравственных качеств, эстетического восприятия архитектуры и по

    культурному развитию в целом.

    БИБЛИОГРАФИЯ.

    1. Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983г.

    1. Бутников Г.П. Исаакиевский собор. Л-д,1973 г.

    1. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвуз. сб. научн.

    трудов. Л-д,1989г.

    1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

    Психологический очерк. М., 1967 г.

    1. Гегелло А.И. Смольный. Л-д,1958 г.

    1. Грабарь И. Петербургская архитектура в 18 - 19 веках. С-Пб., 1994 г.

    1. Грбенка Е. Физиология Петербурга. М., 1984 г.

    1. Канн П.Я. Казанская площадь. Л-д, 1988 г.

    1. Лармин О. Искусство и молодежь. М., 1980 г.

    1. Лебедева Е.а. Петроград и его святыни. (Церковно-исторический очерк).

    Рукопись 1916 года. Изд-во «Русско-балтийский информационный центр».

    1. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964 г.

    1. Ленинград. (Путеводитель). Составители: Витязева В.А., Кириков В.М. Л-д,

    1986 г.

    1. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985 г.

    1. Мир профессий - том «Человек - человек». Под редакцией Кавериновой Р.Д.,

    Зюбина Л.М. М., 1986 г.

    1. Мурашова Н.Б., Петрова Е.Ю. От канонов - к самобытному стилю. Лен.

    Панорама’85(6).

    1. Никитин Н.П. Огюст Монферан. Л-д, 1949 г.

    1. Основы эстетического воспитания. Под редакцией Кушаева Н.А. М., 1986 г.

    1. Петров А.Н., Борисова Е.А. и др. Памятники архитектуры Ленинграда. Л-д,

    1975 г.

    1. Петров А.Н. Савва Чевакинский. Л-д,1983 г.

    1. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины 19 века. Л-д, 1990 г.

    1. Раченко И.П. НОТ учителя. М., 1989 г.

    1. Система эстетического воспитания школьников. Под редакцией Герасимова

    С.А. М., 1983 г.

    1. Словарь русского языка. Сост. С.И. Ожегов. М., 1952 г.

    1. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. М., 1986 г.

    1. Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией Бурова А.И., Лихачева

    Б.Т. М., 1974 г.

    1 Система эстетического воспитания школьников. Под ред. С.А.Герасимова. М.,

    1983 г. Стр.12.

    2 Там же. Стр. 13.

    3 Там же. Стр. 13.

    4 Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник

    научных трудов. Л., 1989 г.

    5 Б.Т. Лихачев. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985 г.

    Стр. 35.

    1 Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник

    научных трудов. Л, 1985 г.

    2 Там же. Стр. 17.

    1 Там же. Стр. 21.

    2 Там же. Стр. 21.

    3 Там же. Стр. 29.

    1 Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1964 г. Стр. 104.

    1 Мир профессий - том «Человек - человек». Под редакцией Р.Д. Кавериновой,

    Л.М. Зюбина. М., 86 год. Статья Л.А. Балакирева « Учитель начальных

    классов». Стр. 24.

    1 И.П. Раченко. НОТ учителя. М., 1989 год. Стр. 149.

    1 Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией А.И. Бурова, Б.Т.

    Лихачева. М., 1974 год. Стр. 85.

    1 Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте.

    Психологический очерк. М., 1967 год. Стр. 46.

    1 Словарь русского языка. Составил С.И. Ожегов. М., 1952 г.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.