МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга

    По плану собор - западноевропейская трехнефная и совершенно

    прямоугольная базилика. Уже при беглом взгляде на общий силуэт собора

    бросается в глаза ничтожество самого храма по сравнению с гигантской

    колокольней. Такое ощущение, что зодчий стремился создать колокольню-храм,

    что могло быть идеей Петра.

    Колокольня построена превосходно: отлично задумана ее масса и очень

    смело применены на ее фасаде массивные волюты, хорошо подчеркивающие

    слитность колокольни с телом церкви. Храм по сравнению с ней выглядит менее

    удачным: купол сооружен на четырех восточных столбах церкви, и своей

    отдаленностью от центра он только подчеркивает отсутствие его органической

    связи со всей постройкой.

    В 18 веке собор несколько раз подвергался реставрации: в 1735, 1748 и

    1756 годах удары молнии повреждали собор. В 1756 году вспыхнул весь

    деревянный шпиц, растопило колокола, сгорели драгоценные часы, падением

    сгоревшего шпица была разрушена беломраморная соборная паперть. Елизавета

    возобновила храм внутри. Дерево во многих местах было заменено камнем или

    железом, был сделан новый шпиц. Реставрация собора велась до 1775 года.

    Мраморный портал-паперть был заменен скучным порталом из двенадцати дорико-

    тосканских колонн с плохо нарисованным антаблементом. Такие же порталы были

    построены с северной и южной стороны.

    Восстановлением колокольни занимался сын Ван Болеса «шпичного и

    кровельного мастера», который некогда сооружал старый шпиц для Трезини.

    Однако в 1857 году деревянный шпиц пришел в полную ветхость: он качался

    при ветре и угрожал падением вниз. Тогда он был заменен нынешним

    золоченным шпилем из метала по проекту инженера Д.И. Журавского. Новый

    шпиль достигал высоты 122 метров.

    Собор и поныне остается самым высоким архитектурным сооружением

    Петербурга. На золоченом яблоке шпиля ангел держит крест, как бы осеняя им

    не только колокольню и храм, но и весь город.

    Интерьер собора напоминает парадный зал. Расписанные под мрамор пилоны

    делят его на три нефа. Настенные живописные картины выполнены А. Матвеевым,

    Г. Гзелем и другими художниками. Яркой позолотой, легкостью и изяществом

    линий и форм, ослепительным великолепием выделяется резной иконостас -

    шедевр декоративного искусства барокко. Он создан по проекту И.П. Зарудного

    в 1722-29 годах московскими мастерами.

    САМПСОНИЕВСКИЙ

    СОБОР.

    На Большом Сампсониевском проспекте (д. 41) расположен великолепный

    пятиглавый Сампсониевский собор.

    Первая деревянная церковь была заложена здесь в 1709 году в честь

    победы в Полтавской битве.

    В 1728-1740 годах возвели каменный прямоугольный в плане и

    однокупольный собор. Его восточную половину фланкировали открытые галереи.

    Перед западным фасадом храма выстроили многоярусную колокольню, увенчанную

    по старой русской традиции каменным шатром.

    В 1761 году здание получило новое, пятиглавое завершение по образцу

    Смольного собора.

    Собор был построен в традициях петровской архитектуры. Он был призван

    прославить великую победу Петра Первого.

    ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКАЯ

    ЦЕРКОВЬ.

    Напротив Летнего сада, на территории, ограниченной набережной реки

    Фонтанки и Соляным переулком, а так же начинающимися от реки Гангутской

    улицей и улицей Пестеля (бывшей Пантелеймоновской), в начале 18 века

    находилась Партикулярная верфь, где строились небольшие суда для жителей

    города.

    От комплекса Партикулярной верфи сохранилась лишь Пантелеймоновская

    церковь, которая хорошо видна с набережной.

    Церковь построена по проекту архитектора И.К. Коробова в 1735-1739

    годах в память о замечательных победах молодого русского флота в битвах при

    Гангуте и Гренгаме. Это великолепный образец церковного зодчества стиля

    барокко.

    ЧЕСМЕНСКАЯ

    ЦЕРКОВЬ.

    Рядом с Московским проспектом, на улице Гастелло возвышается

    Чесменский дворец, построенный в 1774-1777 годах архитектором Ю.М.

    Фельтоном.

    В едином ансамбле с дворцом строилась Чесменская церковь, одно из

    чудесных произведений «русской готики». Она была построена в 1777-1780

    годах по проекту того же архитектора.

    Причудливый силуэт и план здания в форме четырехугольника, узорчатые

    вертикальные тяги, яркое сочетание белой и оранжевой краски создают

    впечатление, будто здание сплетено из кружев.

    После реставрации памятника в1965-1968 годах в нем открыта экспозиция

    «Чесменская победа» - филиал Центрального военно-морского музея.

    СОБОР СМОЛЬНОГО

    МОНАСТЫРЯ.

    Создание архитектурного ансамбля Смольного началось с возведения

    Воскресенского Новодевичьего монастыря рядом со Смоляным двором. По своему

    расположению монастырь стал называться Смольным.

    Работы велись по проекту Ф.-Б. Растрелли с 1748 года. Смольный

    монастырь - наиболее совершенное создание его гения, развернувшегося здесь

    во всю ширину.

    Идею общего плана Растрелли заимствовал с трезиневского проекта

    Александро-Невского монастыря. План самого собора он взял в виде греческого

    креста. Самой видной и главной части композиции архитектору построить не

    удалось. 140 метровая колокольня, это колоссальное сооружение, была

    признана слишком дорогостоящей. Между тем как раз эта колокольня

    представляет органическую связь со всем замыслом. Именно в этом проекте

    вылились в законченном виде мечты Растрелли о живописной архитектуре.

    Собор монастыря так же великолепен. В модели он значительно отличается

    от построенного. Боковые купола его стояли по первоначальному проекту

    отдельно, по углам.

    Внутренняя отделка принадлежит Стасову, который работал над убранством

    собора уже в 19 веке.

    Геометрическим и архитектурным центром композиции ансамбля является

    собор. Хотя в его плане ясно выступает фигура креста, у которого нижняя

    часть удлинена по сравнению с остальными, вся его объемная система с

    пятиглавым завершением воспринимается как типично центрическая.

    Далее вся композиция ансамбля развивается тоже как центрическая: в

    основе лежит фигура равноконечного греческого креста. Она повторяется

    сначала в двухэтажных с антресолью жилых монастырских корпусах. Они

    подчеркнуты и оживлены вертикальными объемами четырех одноглавых церквей,

    которые поставлены на внутренних углах креста. Следующее повторение фигуры

    креста образует окружающая монастырь каменная ограда с восьмью башнями.

    Все вместе образует цельную и стройную систему постепенно нарастающих

    сооружений: от низкой ограды с ее восьмью башнями к двухэтажным корпусам

    монастырских келий с четырьмя угловыми церквями, которые подготавливают

    переход к центральному вертикальному объему пятиглавого собора.

    За счет сближения барабанов-башенок боковых куполов с барабаном

    центрального купола возникла абсолютно новая архитектурная концепция

    православного храма, сочетающая исконно русское пятиглавие с таким же

    характерно русским силуэтом столпообразного шатрового храма.

    Объемно-пространственному решению ансамбля отвечают декоративная

    насыщенность и разнообразие детальной разработки, выполненной в стиле

    барокко, фасадов всех сооружений монастырского комплекса. Выразительная

    пластика, сильный рельеф деталей и вызванная этим интенсивная игра

    светотени меняются в зависимости от места и значения в ансамбле каждой

    части сооружения.

    С течение времени ансамбль Смольного монастыря пополнялся новыми

    постройками, а собор оставался недостроенным. Только в 1832 году вспомнили

    о здании, и по приказу Николая Первого была учреждена комиссия по достройке

    собора. Проект отделки собора и устройства парадного подъезда к нему был

    поручен В.П. Стасову.

    Стасов закончил все работы, и летом 1835 года Смольный Воскресенский

    собор был торжественно освящен начал действовать как собор всех учебных

    заведений столицы.

    Стасов изменил профилировку карнизов и пропорции колонн и создал

    церковный интерьер, типичный для русского позднего классицизма. Мощные

    пилоны, несущие арки и барабан собора декорированы коринфскими колонами.

    Осуществление стасовского архитектурного замысла удачно приобщило

    Смольный монастырь к лежащей перед ним городской площади и связало его с

    городом. Таким образом, монастырский ансамбль получил архитектурное и

    градостроительное завершение.

    НИКОЛЬСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ СОБОР.

    Одним из учеников Растрелли был выдающийся русский архитектор Савва

    Иванович Чевакинский. Его Никольский собор - один из самых блестящих

    образцов барокко в России.

    Собор Николы Морского строился 9 лет: с 1753 по 1762 год. В постройке

    ясно сказалось влияние Растрелли, но в то же время обнаружилось и огромное

    самостоятельное дарование его русского ученика.

    Ансамбль собора включает храм и колокольню, расположившуюся

    неподалеку. Зданию храма присуща монументальность, обусловленная масштабом

    сооружения и использованием в оформлении фасадов большого ордера,

    определяет общее впечатление, возникающее при его осмотре. Массив собора

    увенчивают пять восьмигранных барабанов, завершенных куполами и луковичными

    главками.

    Колокольня строилась с1756 по 1757 года. Это одно из прекраснейших

    сооружений 18 века. «Фигурность» кладки трехъярусной колокольни

    определялась сложностью ее архитектурной декорации. Ярусы здания украсили

    колонны на постаментах, несущие сложно профилированный антаблемент. Стены

    двух нижних ярусов получили криволинейные вогнутые очертания, в отличие от

    стен верхнего круглого в плане яруса, служащего основанием полусферического

    купола, завершенного барабаном и тонким, изящным шпилем.

    Сам собор снаружи Чевакинский декорировал колоннами, в постановке

    которых сказалось влияние некоторых образцов московского зодчества конца 17

    столетия. Все выступающие углы архитектор обработал тремя колоннами, из

    которых средняя поставлена по биссектрисе угла. Этим достигнута мягкость,

    округленность фасадных линий. Тот же эффект дают большие убранные лепкой

    волюты на цоколях малых подкупольных башен. Они создают плавные

    органические переходы от основного объема здания к его верхнему ярусу.

    Декорация стен собора достойна растреллевской руки, но в ней нет

    «варварской мощи» учителя, она гораздо женственнее в своих дробных, изящно

    прочувствованных формах, однако мастерство, та уверенность, с которой

    рассчитаны здесь некоторые приемы, прямо поразительны.

    Пластика архитектурных элементов великолепно согласуется со

    скульптурными композициями. Это горельефные и даже вылепленные в полном

    объеме головы херувимов.

    В решении всех фасадов собора, за исключением восточного с апсидой,

    использован мотив балконов с кованными узорными решетками и кронштейнами.

    В обработку интерьеров Чевакинский внес черты дворцовой архитектуры,

    ее праздничности. Исключительно важную роль сыграла здесь резьба.

    Иконостасы верхней и нижней церкви выполнены столярным мастером Савелием

    Никулиным и резным подмастерьем Игнатием Канаевым. Великолепная по

    пропорциям колоннада верхней церкви - один из шедевров русского

    декоративного искусства. Проект ее иконостаса был разработан Чевакинским и

    утвержден в 1755 году. Образа взялись написать хранители и продолжатели

    традиций русской иконописи 17 века братья Федот Лукич и Мина Лукич. Черты

    барокко сказались не столько в композиции, написанных ими икон, сколько в

    колорите и в использовании характерных для барокко орнаментальных мотивов.

    Таким образом Никольский собор можно считать одним из самых блестящих

    образцов барокко в России.

    КАЗАНСКИЙ

    СОБОР.

    Казанский собор занимает выдающееся положение по своей святыне:

    чудотворной иконе Казанской Божьей Матери. Эта икона - третий список

    Казанской иконы, если за первый считать самую древнюю икону 16 века.

    Уже в 1710 году на Большой Посадской улице обозначилась Казанская

    часовня, а в ближайшие годы для Казанской иконы там же была построена

    церковь. Анна Иоановна выстроила большой храм в честь Рождества Пресвятой

    Богородицы на нынешнем Невском проспекте. От иконы церковь стала называться

    Казанской, а Елизавета Петровна переименовала ее в собор.

    Мысль о постройке нынешнего Казанского собора и начало дела

    принадлежит Павлу Первому, но заложить его он так и не успел - торжество

    закладки совершил Александр Первый. Казанский собор был отстроен очень

    быстро: за 10 лет. В 1801 году была совершена закладка, а уже в 1811 году,

    в день празднования коронации государя - освящение.

    Архитектор собора - А.Н. Воронихин - был крепостным графа Строганова.

    Он построил ряд частных домов, отделал для графа несколько комнат в его

    расстрелевском дворце на Мойке и, наконец, построил Строгановскую дачу на

    Большой Невке. Но талант архитектора полностью раскрылся в проекте

    Казанского собора. Если бы осуществился его проект постройки второй

    колоннады и обработки трех площадей - западной, южной и северной, - то это

    было бы единственное в мире, не имеющее прототипа сооружение.

    Согласно плану, вторая колоннада должна была смотреть на южную площадь

    и иметь в правом крыле портал, открывающий проезд на Казанскую улицу, а на

    левом крыле - портал для проезда с Екатерининского канала. Два этих портала

    должны были быть ограничены глухими стенами, украшенными колоннами с

    внутренней стороны. Посреди площади предполагался обелиск.

    Западная площадь со стороны главного входа ограничена богатейшей

    чугунной решеткой с двумя гранитными массивами по концам, примыкающим к

    порталам.

    В настоящем виде собор имеет 56 гранитных колонн с бронзовыми

    капителями внутри и 144 из пудожского камня снаружи. И те, и другие -

    коринфского ордера: внутри - гладкие, снаружи - с каннелюрами. Поверх

    богатого антаблемента и порталов высится по всему периметру собора высокий

    парапет, быть может несколько тяжелый, но облегченный скульптурными фризами

    работы Мартоса и Прокофьева.

    Внутри собор представляет собой два перекрещивающихся корабля, которые

    образуют два ряда парных колонн, перекрыты коробовыми сводами, которые

    пышно украшены богатыми кессонами. Простота и серьезность композиции,

    строгая выисканность пропорций придают храму торжественный вид. В общей

    композиции собора - строгая, но не сухая классика екатерининский времен.

    Оставаясь серьезным и торжественным, собор излучает какое-то нежное

    очарование, поэзию и теплоту.

    Не только экстерьер, но и интерьер собора великолепен. Над живописным

    украшением собора работали лучшие в свое время художники: Боровиковский,

    Кипренский, Угрюмов, Шебуев. Главный иконостас был более позднего

    происхождения: он создан в 1834 году по рисунку К. Тона из церковного

    серебра.

    По своему внешнему величию и внутренней красоте Казанский собор - один

    из прекраснейших храмов нашего города.

    ИСААКИЕВСКИЙ

    СОБОР.

    В центре города, недалеко от набережной Невы, на просторе собственной

    площади, возвышается Исаакиевский собор, предназначенный быть первым

    кафедральным собором Петербурга.

    История собора очень интересна. В 1710 году Петр Великий отдал под

    временную церковь чертежный амбар напротив Адмиралтейства, который стал ему

    тесен. Над деревянным зданием была надстроена простая колокольня и

    маленькая главка вверху алтаря. Через 7 лет на месте нынешнего «Медного

    всадника» была заложена каменная Исаакиевская церковь. Она строилась в

    1717-1727 годах по проекту Г. Маттарнови. Однако берег Невы стал оседать

    под ней, и в стенах появились трещины.

    В конце царствования Елизаветы было решено разобрать старую церковь

    и, укрепив берег, построить новую. За построение взялась уже Екатерина

    Вторая, избравшая новый, более величественный план. Строительство началось

    в 1786 году по проекту архитектора А. Ринальди. Достроил церковь уже Павел

    Первый наскоро и по упрощенному проекту В. Берна. В этом храме

    праздновалось столетие новой столицы, но через 13 лет упавший громадный

    кусок штукатурки заставил прекратить богослужения. Тогда государь решил

    построить собор по проекту Монферана. Храм строился в 1819-1858 годах.

    Размеры фундамента огромны. Он состоит из сплошной плотной массы

    гранита, которая держится на сваях. Длина собора - 109 метров, ширина - 97,

    высота с крестом - 100.1. По четыре стороны громадного главного купола

    возвышаются четыре маленькие колокольни в виде небольших куполов. Наружные

    стены собора покрыты рускеальским мрамором из Северного Приладожья.

    Фундамент обложен цоколем из двух рядов камней финляндского гранита. Из

    того же цельного гранита сделаны все 112 колонн, украшающие храм снаружи. В

    мире нет другой церкви, которая имела бы столько грандиозных монолитов

    такой величины.

    48 колонн держат портики храма. В фронтонах этих портиков - четыре

    превосходных группы горельефов, отлитых по рисункам Витали и Лемера.

    Внутри по цоколю вдоль четырех стен собора - широкие галереи,

    предназначенные для хранения ризницы, церковной утвари, книг.

    Величественные лестницы с трех сторон ведут к трем дверям собора. Внутри

    собор темный, несмотря на облицовку белым мрамором, но очень многие

    богомольцы любят Исаакиевский собор именно за этот величественный

    наполняющий его сумрак.

    Более других частей освещен до самых сводов иконостас храма,

    занимающий всю ширину собора. Он - из белого мрамора с инкрустациями

    малахита, ляпис-лазури и других цветных мраморов. Местные иконы выполнены в

    мозаике по рисункам известных художников, главным образом Неффа.

    Великолепие собора обошлось императорам в огромную сумму. Несмотря на

    повреждения собора во время Великой Отечественной войны, он остался одним

    из самых величественных зданий Петербурга.

    СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ.

    СОБОР.

    Наравне с Исаакиевским гордостью нашего города является так же

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.