МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Новые подходы к изучению иностранного языка

    № 2329 в 2001 году начат эксперимент в 1953 общеобразовательных учреждениях

    76 субъектов Российской Федерации и Российской академии образования,

    количество обучающихся в 1-х и 10-х классах – 178 тысяч человек.

    Участие в эксперименте обуславливалось принципом добровольности

    субъектов Российской Федерации, общеобразовательных учреждений, родителей и

    учащихся.

    В целях обновления содержания обучения иностранным языкам перед началом

    эксперимента в 2000-2001 годах по заказу Министерства образования РФ был

    создан новый базисный план, предусматривающий обязательное изучение

    иностранного языка со 2 по 4 классы в начальной школе при двух часах в

    неделю, в основной школе (5-10 классы) при трех часах в неделю, а на

    старшей ступени обучения в школе (11-12 классы) изучение иностранного языка

    является обязательным и предусматривает два уровня: общеобразовательный (с

    учебной нагрузкой 2 часа в неделю) и профильный (с учебной нагрузкой 3 часа

    в неделю).

    Кроме того, были опубликованы для широкого обсуждения примерные учебные

    программы, соотносимые с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» и

    «Обязательным минимумом содержания образования в начальной, основной и

    полной средней школе».

    В новой программе заявлено, что целью обучения иностранным языкам в

    полной средней школе является достижение учащимися иноязычной

    коммуникативной компетенции на пороговом уровне.

    Это должно обеспечить минимально необходимый и достаточный уровень

    функциональной грамотности выпускников для успешного продолжения их

    образования и трудовой деятельности, а также облегчить их адаптацию к

    постоянно меняющимся условиям жизни современного мирового сообщества.

    Программа состоит из трех крупных блоков, соответствующих трем ступеням

    обучения иностранным языкам в школе: начальная школа, основная школа,

    старшая ступень обучения, которая, в свою очередь, подразделяется на

    общеобразовательный и профильный уровни.

    В рамках данного эксперимента в экспериментальных школах началось

    обучение иностранным языкам со 2 класса.

    Учителям, учащимся и их родителям были предложены для включения в

    эксперимент 3 УМК по английскому языку, 2 УМК – по немецкому языку и по 1

    УМК – по французскому и испанскому языкам. Министерство образования России

    планирует проверить их с точки зрения посильности и доступности,

    эффективности реализации с их помощью личностно-ориентированного подхода, а

    также способности развивать мотивацию школьников к изучению иностранных

    языков.

    Введение профильной школы в 11-12 классах общеобразовательных

    учреждений России должно способствовать существенному усилению личностной и

    индивидуальной направленности образования. Это касается как содержания

    общего образования, так и форм его организации: обеспечение роста

    вариативности образования и увеличение возможностей выбора курсов,

    факультативов самим учеником.

    В ходе проводимого эксперимента проводится изучение особенностей

    профильного обучения в рамках следующих трех основных форм:

    . профильные классы в общеобразовательных учреждениях, реализующих

    несколько (один-три) определенных профилей обучения;

    . группы профильного обучения в многопрофильных общеобразовательных

    учреждениях;

    . профильное обучение по индивидуальным программам в

    малокомплектных общеобразовательных учреждениях.

    Основой профильного обучения являются двухуровневые образовательные

    стандарты: стандарты профильного обучения (для профилирующих учебных

    предметов) и общеобразовательные стандарты (для непрофилирующих учебных

    предметов, широкая апробация которых начнется с 2003-2004 учебного года).

    Профилизация старшей школы должна быть соотнесена с введением института

    единых экзаменов.

    В 2002 году в едином государственном экзамене приняли участие 257 тысяч

    выпускников из 16 субъектов Российской Федерации, 128 высших учебных

    заведений (из них 89 вузов Министерства образования России и 39 вузов

    других министерств и ведомств), 136 образовательных учреждений среднего

    профессионального образования, 25 государственных вузов из регионов, не

    участвующих в эксперименте, принимали свидетельства с результатами единого

    государственного экзамена.

    Как показывает анализ материалов прошлого года, на местах была

    соблюдена процедура экзамена, обеспечена секретность экзаменационных

    материалов, отработана технология использования оборудования и передачи

    информации на федеральный уровень.

    В 2002 году эксперимент проходил на базе английского языка.

    В 2003 году 4 основных языка были включены в эксперимент.

    В соответствии с личностной ориентацией образования итоговая аттестация

    по иностранным языкам направлена на выяснение того, что выпускник знает и

    умеет, на учет индивидуальных особенностей школьников, их потребностей,

    возможностей, способностей, склонностей. Аттестация носит гибкий характер и

    ориентирована на проверку достижения выпускниками нижней планки уровня

    обученности, заданной минимальными требованиями к подготовке выпускников,

    которые были сформулированы в Проекте федеральных программ. Аттестация

    одновременно даёт возможность проверить более высокий уровень обученности

    выпускников.

    Сегодня по всем 4 языкам составлены спецификации экзамена,

    кодификаторы, демонстрационные версии тестов. Для дифференциации

    выпускников по качеству владения иностранным языком и последующего отбора в

    вузы экзаменационная работа содержит разные по сложности части. Основную

    часть ее составляют задания, выполнение которых позволяет зафиксировать

    достижение учащимися уровня обязательной подготовки по предмету.

    В 2003 году ЕГЭ по иностранному языку проводился в один день в два

    этапа: сначала выпускники выполняли задания письменной части на проверку

    умений в аудировании, чтении, письме и на проверку уровня лексико-

    грамматических навыков (на выполнение письменной экзаменационной работы

    было отведено 180 минут), а затем продемонстрировали свои умения в

    говорении (устная часть).

    Следует также отметить, что в связи с ре-формированием образования в

    регионах страны остро встали кадровые проблемы: уровень квалификации

    учителей, их готовность к опытно-экспериментальной работе. Решение

    поставленных задач, в частности, введение профильного обучения на старшей

    ступени школы, изменение содержания социально-экономического, гуманитарного

    блока дисциплин, введение новых предметов в начальной школе, использование

    современных педагогических систем и технологий требует

    высококвалифицированных кадров. Для успешного решения задач обновления

    общего образования, необходимы серьезные изменения в системе подготовки

    педагогических кадров. В настоящее время Министерством образования РФ

    ведется разработка Концепции модернизации педагогического образования,

    разрабатываются разноуровневые программы для различных категорий учителей,

    рассматривается вопрос о создании широкой сети центров переподготовки

    учителей на базе региональных институтов повышения квалификации и

    переподготовки работников образования, оборудованных современной

    компьютерной техникой, необходимыми учебно-методическими, аудио- и

    телекоммуникационными средствами.

    § 2. Инновационные подходы к обучению отдельного общеобразовательного

    учреждения

    Проблема модернизации содержания образования – это не только проблема

    государственная, но и проблема каждой отдельной школы. Как же проходит

    эксперимент по модернизации содержания образования в школе? В качестве

    экспериментальной базы была взята гимназия № 19.

    Согласно эксперименту в гимназии изучение иностранного языка начинается

    со II класса начальной школы. На иностранный язык в неделю отводится 2

    часа.

    В плане методической преемственности дети обеспечены плавным переходом

    с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений.

    Это достигается за счет единой стратегии, обеспечивающей четкое

    формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при

    взаимодействии между ними. Подобное взаимодействие достигается через

    сквозные программы и использования пособий, которые последовательно ведут

    ребенка от дошкольного этапа к начальной школе и от начальной школы к

    средней.

    В этом контексте более перспективным следует признать учебные пособия,

    которые построены на единой авторской концепции. Учитель английского языка

    начинающий работать по УМК, который представлен ниже для использования в

    эксперименте, прежде всего знакомится с теми теоретическими положениями,

    которые лежат в его основе. В частности, УМК «Enjoy English, 1» (авторы М.

    З. Биболетова, Н. В. Добрынина, Е. А. Ленская) и «Enjoy English, 2» (авторы

    М. З. Биболетова, Н. В. Добрынина, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубанева)

    используются гимназией для обучения английскому языку учащихся II – IV

    классов.

    Основную цель обучения английскому языку в начальной школе авторы видят

    в речевом, интеллектуальном и эмоциональном развитии и воспитании младших

    школьников в русле личностно-ориентированного подхода к образованию, в

    формировании у детей умения общаться на английском языке на уровне,

    соответствующем их возрастным речевым потребностям и возможностям.

    Вся серия УМК «Enjoy English» построена на единой коммуникативно-

    когнитивной компетенции, охватывает начальную (II – IV классы) и основную

    (V – IX классы) школу, обеспечивая преемственность между различными этапами

    обучения английскому языку.

    Переходя на средний этап обучения, учащиеся продолжают работать по

    данному УМК, однако, согласно эксперименту в гимназии на среднем этапе

    обучения на иностранный язык отводится 3 часа. Кроме того, учащиеся

    начинают изучать второй язык (в данном случае, немецкий или французский по

    выбору ученика), на который отводится 2 часа в неделю.

    Инновационные подходы при обучении иностранному языку коснулись не

    только младшей, но и старшей школы. При модернизации образования в старшей

    школе гимназия приняла за основу личностно-ориентированное обучение. То

    есть индивидуализацию содержания образования, которое обеспечивает развитие

    и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных

    особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Оно

    базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути

    развития через создание альтернативных форм обучения. Образовательный

    процесс личностно-ориентированного обучения (ЛОО) предоставляет каждому

    ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные

    ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании,

    учебной деятельности и учебном поведении. Помимо общих закономерностей

    построения образовательного пространства важную роль играет содержательное

    наполнение ЛОО. В данной гимназии – это универсальное образование.

    Потребность в универсальном образовании на современном этапе ощущают

    все социальные элементы общества, нуждам которого отвечает человек,

    обладающий универсальными знаниями, способный решать свои жизненные

    профессиональные проблемы, умеющий взаимодействовать с людьми. Именно этих

    взглядов придерживается гимназия, организуя проект модели профильного

    образования на последующие 5 лет.

    За 10 лет работы в статусе гимназии был накоплен достаточный опыт по

    развитию творческого потенциала учащихся, профильного обучения; было решено

    использовать идеи индивидуализации обучения в старшей школе с целью

    обеспечения личностного самоопределения, что позволило бы учащимся жить в

    современном обществе. 4 профиля (филологический, юридический, естественно-

    биологический, физико-математический) существовавшие в гимназии, не могли

    удовлетворить потребности учащихся. Набор предметов, которые учащиеся

    хотели бы изучать в большем объеме, существующие профили не вмещали.

    Таким образом, выделилась группа учащихся. Желающих получить

    универсальное образование (литература, математика, иностранный язык) многие

    учащиеся решили совместить математический и гуманитарный профиль

    (математика, история, иностранный язык), некоторых интересует лингвистика

    (литература и 2 иностранных языка) и т.д.

    На третьей ступени обучения (в 10-11 классах) профильное обучение

    осуществляется через выбор личного «маршрута» учащегося (в свете личностно-

    ориентированного обучения – индивидуализации содержания образования). В

    2002-2003 учебном году так занимались пять 10-х классов, для которых

    существовало 9 маршрутов, в 2003-2004 планируется 7 маршрутов для четырех

    10-х классов и 9 маршрутов для 11-х классов.

    Учебный план для этих классов строится следующим образом: 24 часа

    инвариантной части и 6 часов вариативной (с учетом гимназического

    компонента) являются обязательными для всех, желающих обучаться в 10 и 11

    классах. Обязательная нагрузка составляет 30 часов. Так как максимально

    возможная нагрузка составляет 36 часов, каждый ученик выбирает для себя 3

    предмета по 2 часа на каждый; предметы. Знания по которым он хотел бы

    расширить (например, математика, химия, иностранный язык, право и т.д.),

    тем самым определяется профиль (маршрут), по которому выделяются группы

    базисного изучения предмета и профильные.

    Целью данного проекта является формирование интеллигентной, широко

    образованной интеллектуальной высоко-нравственной личности на основе

    широкого гуманитарного образования, приобщения к духовной и материальной

    культуре человечества, готовой к творческой и исследовательской

    деятельности в различных сферах деятельности.

    Цель гимназии реализуется через решение следующих задач:

    1. Осознанности выбора гимназистами уровня и профиля обучения, что

    требует выработки новой личностно-ориентированной системы

    обучения.

    2. Эффективности развития интеллектуальных, познавательных и

    исследовательских умений учащихся в основной и средней школе, что

    требует усиленного использования технологий развивающего

    обучения.

    3. Успешного воспитания нравственных основ личности, изменения

    отношения к окружающему миру, что возможно решить при особом

    обращении к лучшим традициям гимназии.

    4. Повышения уровня психического, социального и физического здоровья

    гимназистов, что возможно решить при отсутствии перегрузки

    учащихся; психологическом и социальном комфорте.

    5. Создание условий для более полного раскрытия творческого

    потенциала педагогов, в том числе используя систему повышения

    квалификации.

    Предполагается, что каждый учащийся 10-11 классов будет иметь

    индивидуальный образовательный маршрут, включающий в себя не только

    разноуровневое обучение в рамках базовых предметов, но и особую логику

    выбора спецкурсов, факультативов, кружков, секций. Предполагается также

    дальнейшая дифференциация учебного материала, разработка заданий различного

    объема сложности.

    Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие

    задачи:

    1. Изучение целостной личности ребенка (выявление его творческого

    своеобразия и недостаточно развитых зон, установление причин

    последних).

    2. Отнесение ученика к определенной группе типологии детей и

    проектирование основного направления индивидуальной работы с ним

    (создание индивидуальных «маршрутов» ученика-воспитанника).

    3. Поиск новых педагогических технологий в работе с учащимися.

    4. Уточнение основного направления («маршрута») индивидуальной

    работы, применение в ее динамике наиболее рациональных приемов

    при всемерной активизации самостоятельной деятельности ученика

    5. Анализ и обобщение проделанной работы, продленные во времени,

    даже после окончания гимназистом учебного заведения.

    6. Мониторинг промежуточных и итоговых результатов

    Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения

    предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности,

    интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность

    реализовать себя б познании, учебной деятельности и учебном поведении.

    В рамках данного проекта предполагается выбор каждым учащимся 3-х

    предметов, по которым предполагается профильное обучение. Тем самым

    определяются учащиеся выбравшие одинаковые предметы, что в дальнейшем

    позволяет комплектовать группы профильного и базисного изучения предметов.

    Новые классы не формируются, учащиеся остаются в привычном коллективе, но

    вместе с тем приобретают коммуникативные навыки.

    Исходя из этого, составляется расписание занятий, в котором формируются

    группы на базисное и профильное обучение. Все предметы в расписании

    выставляются парами, что облегчает подготовку к занятиям. Во время учебного

    процесса на занятиях в базисных и профильных группах учащимся приходится

    встречаться с ребятами из разных классов.

    Благодаря тому, что в группах занимаются учащиеся, объединенные общими

    интересами, развивается позитивное отношение к предмету и его освоению.

    К профильным предметам относятся литература, математика, история,

    иностранный язык, физика, химия, биология, второй иностранный язык, право.

    Остальные предметы учебного плана учащиеся посещают вместе с классом.

    Занятия в профильных и базисных группах отличаются объемом содержания и

    формами проведения. Большое значение имеет использование технологий

    проблемного обучения, групповых форм работы, телекоммуникационных,

    междисциплинарного обучения. В процессе создания спецкурсов и учащихся

    развиваются исследовательские навыки.

    Для работы в таких группах необходима хорошая подготовка педагогов. В

    гимназии в течение 3-х лет работают психолого-педагогические семинары

    (изучение теоретических основ ЛОО, повышение профессионального мастерства

    учителя, эффективность работы с детьми)

    Наиболее важным нам представляется ведение документации с

    использованием компьютерной техники. Для ведения классных журналов

    необходимо, чтобы ежедневно координатор проекта вносил в компьютерный

    журнал оценки, полученные в течение дня.

    Тем самым картина успеваемости будет видна сразу. В перспективе

    появится возможность создания виртуального журнала, когда родители могли бы

    из дома или со своего рабочего места проследить за успеваемостью ученика.

    Все это требует специальной подготовки участников проекта.

    Работая по организации личных маршрутов учащихся необходимо постоянное

    психолого-педагогическое сопровождение. Отслеживание:

    . правильности выбора,

    . развития творческого потенциала,

    . эмоционально-личностных отношений,

    . ценностных ориентации,

    . субъективного опыта и т.д.

    Вся работа по сопровождению учебного процесса, составлению расписания,

    мониторингу качества обучения, росту профессионального мастерства учителя,

    использованию современных педагогических технологий ложится на методиста

    проекта.

    Реализуя данный проект педагогический коллектив гимназии выполняет

    социальный заказ родителей, обеспечивая профильную подготовку учащихся для

    осознанного выбора профессии и успешного поступления в ВУЗ. У учащихся

    развиваются коммуникативные навыки, уверенность в себе и своих силах, что

    создает благоприятные возможности для реализации себя в жизни.

    Что касается единого государственного экзамена, то на сегодняшний день,

    не только в данной гимназии, но и во всех других школах Омской области

    учащиеся будут сдавать математику (обязательно для всех), химию и историю

    (по выбору). Уже сегодня гимназия готовится к ЕГЭ, и 27 апреля 2004 года

    были проведены пробные ЕГЭ, давшие учащимся осознать свои силы и

    возможности и быть в дальнейшем более уверенными при сдаче ЕГЭ.

    В заключении данного параграфа, необходимо отметить, что хотя в

    гимназии существуют некоторые проблемы связанные с модернизацией содержания

    образования (например, в начальной школе до сих пор не введена

    информатика), в целом, гимназия хорошо справляется с обновлением структуры

    и содержания среднего общего образования, принимая во внимание все

    инновационные подходы, предложенные «Концепцией модернизации содержания

    образования».

    Список литературы

    1. 12-летяя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего

    образования (Под ред. В. С. Леднева, Ю. И. Дика, А. В.

    Хуторского) – М.: РАО, 1999.

    2. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения

    иностранным языкам. - //ЯИШ, 2001, №4.

    3. Городская целевая программа «Модернизация московского

    образования» (столичное образование - 3). – М.: Школьная книга,

    2001.

    4. К проблеме модернизации содержания общего образования - //ИЯШ,

    2002, №5.

    5. Колыханова О. А. Билингвизм и гуманитарное образование -

    //Педагогика, 2000, №2.

    6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010

    г. - //Официальные документы в образовании. 2002, №4.

    7. Концепция содержания образования в 12-летней школе по предмету

    «Иностранный язык» - //ИЯШ, 2000, №6.

    8. Копылова В. В. Единый государственный экзамен по иностранным

    языкам в 2002-2003 учебном году. - //ИЯШ, 2003, №4.

    9. Копылова В. В. Основные направления организации обучения

    иностранным языкам при проведении эксперимента по

    совершенствованию структуры и содержания общего образования. - //

    Коммуникативная методика, 2003, №3.

    10. Синагатуллин И. М. Роль и место иностранного языка в

    поликультурном социуме. - //ИЯШ, 2002, №1.

    11. Элективные курсы в профилдьном обучении - // Официальные

    документы в образовании, 2004, №2.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.