МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными нарушениями

    Для закрепления в памяти данной геометрической фигуры завершающим этапом

    является аппликация этой фигуры из контрастных по цвету готовых форм,

    например, красное солнце на синем небе, желтый круг на зеленом фоне и т. д.

    Начать обучение рисованию геометрических фигур надо с окружности, а

    затем, по тем же этапам, научиться рисовать квадрат, треугольник и другие

    фигуры.

    Для того, чтобы ребенок мог лучше дифференцировать геометрические фигуры,

    нужно совмещать их при рисовании каких-либо предметов. Например, квадрат и

    треугольник используются при рисовании или аппликации «дома».

    С целью запоминания и дифференциации геометрических фигур, а затем и

    более сложных форм, полезно складывать различные предметы и даже картинки

    из подвижной аппликации, поиграть с детьми в геометрическое лото, «найди

    такие же фигуры», если ребенок затрудняется самостоятельно подобрать нужную

    фигуру и т. д. Полезно отыскать круглые и квадратные предметы среди

    окружающей мебели и других вещей. Это способствует расширению представлений

    ребенка об окружающем предметном мире и помогает формированию

    изобразительных образов этих предметов.

    Среди изобразительных проблем у детей с различными формами ДЦП рисование

    ломаной линии отличается несовершенством в связи с заболеванием ребенка.

    Нарушения функции переключения движения выявляется при изображении «горок»,

    которые отличаются по размерам, в нарушении ритма, в неудержании

    направления линии. Поскольку перечисленные недостатки напрямую связаны с

    навыками письма в дальнейшем, коррекция этих недостатков имеет большое

    значение. Коррекция состоит в том, что детям сначала предлагается обвести

    ломаную линию по линии, намеченной взрослым, карандашом другого цвета. При

    этом «горки», т. е. ломаная кривая линия, проводимая ребенком, должна быть

    выше или ниже уже проведенной. Следующим этапом будет проведение ломаной

    кривой по намеченным точкам. И эти линии также должны быть с «горками»

    различной высоты.

    Начинать следует с более крупного изображения, а завершать размером,

    адекватным размером буквы. Безусловно, это задание будет наиболее трудным

    для детей с гиперкинетической формой ДЦП, для которых любое рисование

    длительное время возможно только по точкам. Для этой категории детей

    изображение должно быть более крупным.

    Как было отмечено в констатирующем эксперименте, изображение волнистой

    линии также выполняется со специфическими нарушениями (или не выполняется

    вообще детьми с гиперкинетической формой ДЦП). Здесь отчетливо проявляются

    нарушения переключаемости движения и вместо плавного перехода снизу к

    вершине «волны» получается острый «гребень волны». Заметное улучшение

    рисования волнистой линии происходит в результате длительной тренировки.

    Наиболее эффективным представляется метод рисования по готовому рисунку,

    сделанному взрослым. Это задание весьма полезно для развития мелкой

    моторики рук. В тетрадях для рисования должно отводиться довольно много

    места для упражнений по формированию данного графического навыка.

    Для детей с тяжелой двигательной патологией запомнить какое-либо

    движение, тем более связанное с манипулятивными функциями, представляет

    большую трудность. Требуется длительное время, чтобы освоить новое движение

    и правильно его выполнять. Рисовальные движения, как одни из наиболее

    тонких и многообразных движений, тем более сложны для данной категории

    детей. Однако можно повысить мотивацию к длительной тренировке, если она

    включена в сюжетное рисование.

    Так, например, графические упражнения по выработке навыка точного

    однородного движения для заштриховки какой-либо фигуры, навык произвольного

    изменения направления линии, регулирования силы нажима, навык замедления и

    ускорения темпа движений, навык ритмичного проведения однородных повторных

    движений и т. д. - направлены на закрашивание «вагончиков» для зверушек,

    каждый из которых желает ехать в самом аккуратном, ярком и красивом

    «вагончике». Или из «тучек» идет «дождь» до самой земли, но вот выглянуло

    «солнце» и появилась «радуга-дуга». Или зайцу надо помочь сделать забор для

    сада, или на полянке появляется ровная травка, а затем - цветы со

    множеством лепестков. На «горном пастбище» пасутся кудрявые «барашки», а в

    небе плывут кудрявые «облака» и т. д. Эти рисунки требуют многократного

    повторения одних и тех же движений, но при этом выполняются с интересом,

    так как эти действия мотивированы.

    Наряду с другими формами организации детского творчества, в систему

    занятий по изобразительной деятельности для детей с ДЦП мы включили

    совместное выполнение детьми того или иного вида изобразительной

    деятельности. Коллективная работа над созданием изобразительной продукции

    всегда отличается большей мотивацией. Ребенок стремится принять участие в

    общей работе и, что существенно, не испортить ее. Кроме того, совместная

    работа способствует речевой активности детей и воспитанию умения общаться.

    Пример коллективной работы - занятие по формированию навыков по прекращению

    движения руки в заданной точке.

    В качестве примера приведем конспект занятия.

    Тема: графические упражнения «Ребята, помогите зверятам!».

    Цель: закрепление двигательных навыков прекращения движений в нужной

    точке.

    Оборудование: набор цветных карандашей; контурный рисунок, выполненный на

    листе большого формата (2 альбомных листа бумаги, склеенных по короткой

    стороне). На рисунке изображены 3 (или больше) домика, в которых живут

    котенок, лисенок и зайчонок. Хозяева домиков находятся каждый в своем

    домике или рядом с ним. Зверята выделены цветом.

    Ход занятия. «Дети! Посмотрите на эту картинку. Вы обратили внимание,

    какие грустные зверята? Смотрите, как невесело смотрит из окошка зайчонок,

    лисенок, а вот котенок стоит у забора и как будто кого-то ждет? Что-то

    случилось у наших зверят?

    Мне кажется, я знаю - что!

    Зверята строили свои домики, и каждый старался, чтобы его домик был самым

    красивым, а домики получились непривлекательными. Похожие друг на друга и

    бесцветные. Как вы думаете, можно зверятам как-нибудь помочь?

    Конечно, можно! Домики нужно раскрасить, тогда они будут нарядные,

    красивые и все разные. .Кто поможет зайчонку? Витя и Таня.

    Кто поможет котенку? Дима и Лена.

    Кто поможет лисенку? Женя и Петя.

    Молодцы! Однако нужно очень постараться, чтобы зверята остались довольны

    вашей работой. Какого цвета будет домик у лисенка, у котенка, у зайчонка'?

    Выбирайте карандаши.

    А теперь самое трудное, потому что красиво получится только в том случае,

    если вы аккуратно закрасите домик. Штрихи нужно довести до линии, и нельзя

    переводить за нее. Л для этого возьмите карандаш правильно». (Воспитатель

    показывает, как держать карандаш, где при этом находятся 1-й, 2-й и 3-й

    пальцы; помогает изменить позу пальцев детям, у которых 3-точечный захват

    сформирован неправильно. В течение всей работы воспитатель внимательно

    следит за этим).

    «А теперь приступайте к работе и не подведите зверят, они так надеются,

    что их домики будут самыми красивыми. Витя, Женя и Лена помогли зверятам

    раскрасить домики, а Петя, Таня и Дима построят возле домиков заборы Эта

    работа также требует большой аккуратности и точности, «планочки» забора

    должны быть прямыми, ровными, одинаковыми, посмотрите, зверята уже начали

    сами делать заборы, а вы продолжите».

    После окончания работы следует проанализировать, кто заштриховал точнее,

    аккуратнее - чей домик лучше? У кого заборчик ровнее?

    « А теперь посмотрим, как изменилась картинка? Домики стоят

    разноцветные, аккуратные, красивые, и все -разные, и заборчики их окружают,

    а наши зверята говорят «спасибо» ребятам».

    Каждый вид изобразительной деятельности имеет свои специфические

    особенности и предъявляет свои требования к двигательному, сенсорному и

    интеллектуальному развитию ребенка дошкольного возраста. В систему заданий

    для формирования графических навыков у детей, страдающих различными формами

    ДЦП, включены все виды изобразительной деятельности, в том числе и лепка.

    Работа с пластическими материалами для ребенка с нарушенной

    манипулятивной деятельностью предъявляет свои сложности. Тем не менее, она

    весьма полезна и с точки зрения активной деятельности кистей рук, и

    пространственной ориентации, и даже как возможный вид трудовой деятельности

    в дальнейшем. Работа с пластическими материалами заставляет ребенка с ДЦП

    искать способы приспособления в связи с двигательным дефектом. Размять

    пластилин одной рукой трудно, тем более, если движения этой руки далеко не

    совершенны. Но желание достичь результата - сильная мотивация для поисков

    способов, как это сделать. Например, как слепить шар или колбаску. Лепка в

    системе занятий по формированию изобразительной деятельности у детей с ДЦП

    занимает достойное место.

    Главной задачей этих занятий мы считаем обучение ребенка с двигательной

    патологией и нарушением пространственного восприятия способам изготовления

    различных форм, умению соразмерить количество материала и размеры деталей

    изображения, способам создания деталей для одного и того же изделия. Для

    создания мотивации к занятиям этим видам изодеятельности мы предлагаем

    детям приемы, несложные для исполнения, но позволяющие детям изготовлять

    оригинальные изделия. Это различные вмятины, сделанные пальцем или стеком,

    это изделия в виде мозаики, это «цветы» из длинных колбасок, свернутых

    спиралью и т. д. Кроме того, занятия лепкой можно проводить коллективно,

    что существенно повышает мотивацию детей.

    Аппликация является одним из любимых видов изобразительной деятельности

    детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Аппликация легко

    доступна для изготовления, многообразна и эффектна. Аппликация дает

    отчетливое представление о форме предметов, о форме отдельных деталей

    изображения, об их пространственном расположении относительно друг друга и

    т. д. В связи с этими особенностями аппликации широко применяются в работе

    с детьми с ДЦП.

    Мы предлагаем использовать аппликацию для закрепления знания формы, для

    ознакомления с пространством листа бумаги. Например, детям раздают листы

    бумаги, на которых изображена елка и вырезают из бумаги круг или овал по

    инструкции взрослого. Ребенок должен определить место положения шарика и

    приклеить его. Например, «Шарик взлетел выше елочки! Покажи, где он

    находится?». Или более конкретно: «Шарик лежит под елочкой справа». После

    того, как местоположение шарика определено, его приклеивают.

    В системе занятий с данной категорией детей мы предлагаем занятия

    аппликацией либо как предшествующие обучению какому-либо новому навыку,

    либо для закрепления навыка.

    Аппликацию можно выполнять коллективно - какую-либо композицию или

    пейзаж. Например, на большом листе бумаги расположены постройки

    деревенского двора, а фигурки животных - домашних и диких -расположены

    отдельно. Дети должны отобрать среди них тех, кто живет в этом дворе и

    приклеить их там, где они считают нужным. При этом идет коллективное

    обсуждение, правильно ли животное выбрано и где ему «удобнее» находиться на

    «дворе».

    Таким образом, можно посадить «сад» или «лес». Разместить городские или

    деревенские «постройки», «транспорт» и т. д. Кроме того, что дети учатся

    распределять на плоскости листа детали картинки, они расширяют свой

    кругозор. Такие работы могут иметь продолжение на последующих занятиях, что

    повышает у детей интерес к ним.

    Аппликации могут украсить праздничную открытку или другую поделку из

    бумаги.

    С целью формирования пространственных представлений эффективно

    использование в занятиях с детьми, страдающими двигательными

    расстройствами, подвижной аппликации и фланелеграфа. Особенно это касается

    детей с гиперкинетической формой ДЦП, так как рисование карандашами и

    красками для них наиболее затруднено. У части детей с гемипаретической

    формой ДЦП вызывает затруднения задание - дорисовать недостающую половину

    симметричной фигуры. Они изображают ее с большими искажениями, чаще всего -

    меньшей по размеру. Это задание можно выполнить в технике аппликации -

    поискать среди готовых форм подходящую половину и приклеить ее.

    Корригирующие возможности занятий аппликацией очень велики. Она занимает

    одно из ведущих мест в предлагаемой нами системе занятий по изобразительной

    деятельности с детьми, страдающими различными формами ДЦП.

    Практический опыт работы с детьми с ДЦП и результаты констатирующего

    эксперимента подтверждают, что наиболее трудным для них является

    изображение человека. В основе этого затруднения лежит нарушение восприятия

    схемы собственного тела, характерное для детей, не пользующихся

    парализованными конечностями, игнорирующих эти конечности при изображении;

    нарушение пространственного и зрительного восприятия, наличие гиперкинезов

    и, наконец, отсутствие необходимых графических навыков.

    Все вышеизложенное подтверждается иногда полной беспомощностью при

    попытке нарисовать человека. Порой хаотическое нагромождение невнятных, с

    точки зрения передачи формы, черканий совершенно не передает ни

    схематических очертаний человеческой фигуры, ни пропорциональных отношений

    частей тела; при изображении лица части его смещаются с положенных мест,

    иногда - за пределы овала, изображающего лицо.

    Таким образом, обучение рисованию человека выдвигается на одно из главных

    мест в формировании изобразительной деятельности детей с ДЦП.

    В связи с этим в подготовительном периоде обучения изобразительной

    деятельности воспитатели должны активно включать в игры и занятия кукол.

    Куклы - и «мальчики» и «девочки», равноправные члены детского коллектива,

    которые принимают участие в играх, занятиях, проделках, прогулках. Куклы

    должны иметь сезонную одежду, быть аккуратно причесанными, чисто умытыми,

    всегда находиться на положенных местах. В игровых уголках они сидят на

    стульях и диванах, либо лежат на кроватях, т. е. - занимают соответствующее

    живому человеку жизненное пространство. Купание кукол, их одевание,

    застегивание пуговиц и других застежек на их одежде приучает детей к

    правильному восприятию строения человеческого тела, соответствующему

    использованию видов и деталей одежды. Это имеет большое значение как для

    запоминания этих операций, так и для запоминания схемы и пропорций

    человеческого тела, его характерных очертаний, а также для обучения

    самообслуживания детей с ДЦП.

    Куклы могут быть не только объемными, они могут быть и плоскими, из

    плотных видов ткани, а их части крепиться к туловищу пуговицами. Эта

    дидактическая игрушка весьма полезна, так как ребенок сам «соединяет

    фигуру» человека, тем самым запоминая ее строение - схему. Популярная игра

    среди девочек - куклы из бумаги, которые имеют много одежды, нарисованной и

    вырезанной самими девочками. Куклы и «модельеры» ориентируются на ее

    конкретные особенности. Безусловно, что для детей с ДЦП выполнить такую

    куклу трудно, но им можно предложить готовую куклу и набор одежды для игры.

    «Человека» можно сложить из готовых частей подвижной мозаики. Для этого

    нужно предложить детям нарисовать образец человека из различных

    геометрических частей («человек» из прямоугольников разной величины, из

    прямоугольников и квадратов, из треугольников, кругов и т. д.). Человека

    надо слепить из пластилина или глины, соединяя при этом отдельные части его

    фигуры.

    Мы предложили начать рисовать человека с изображения его розовой краской

    на 1/2 листа. Изображение должно быть схематичным, лицо на первом занятии

    не прорисовывается. На следующем занятии, когда краска хорошо высохнет,

    человеку следует нарисовать лицо, волосы и «одеть» его, т. е. нарисовать

    поверх розовой краски какую-либо одежду.

    Мы показывали детям образцы рисования человека, помогали разместить

    поэтапно на плоскости листа. Начинать следует с рисования круга - головы

    человека, затем - шеи, туловища и затем - конечностей.

    Во время этого, наиболее сложного, этапа изображения человека, следует

    активно помогать детям справиться с этим заданием, все время напоминая о

    том, где располагаются части тела, обращать их внимание на образец и т. д.

    При выборе одежды для человека нужно как можно активнее привлечь фантазию

    ребенка, тогда все человечки будут разными, индивидуальными.

    По окончании работы рисунки нужно вывесить на стенде - это будет веселое

    и красивое зрелище. С этими «человечками» еще долго можно продолжать играть

    на занятиях по изобразительной деятельности.

    В том случае, когда ребенок, по тем или иным причинам, связанным с его

    заболеванием, не сможет самостоятельно нарисовать «человека», следует

    применить рисование по трафарету. Активно-пассивное рисование, в любом

    случае, полезно, так как изображение человека по трафарету заставляет

    ребенка почувствовать направление движения руки по контуру фигуры, при этом

    взрослый попутно поясняет: начнем рисовать голову, она круглая, а теперь

    нарисуем шею, теперь - туловище, вот руки, вот ноги. Рисование должно быть

    медленным. Взрослый тесно прижимает руку ребенка с карандашом к контуру

    трафарета. Это действие нужно проводить многократно, добиваясь

    самостоятельного рисования ребенка. Полученное изображение, не снимая

    трафарета, нужно заштриховать розовым или каким-либо нейтральным цветом,

    чтобы контуры фигуры выглядели отчетливее. На последующих занятиях человека

    нужно «одеть». Для запоминания пропорций человеческой фигуры и правильного

    соединения частей его тела полезно выполнить это в технике аппликации.

    Одежда выполняется в соответствии с контурами частей его тела.

    Как было сказано выше, изображение лица человека также требует

    длительного обучения. Для запоминания правильного месторасположения частей

    лица довольно эффективно использовать подвижную мозаику или фланелеграф. На

    готовом овале лица по нарисованному контуру выкладываются части лица.

    Ребенок проверяет правильность своих действий по образцу. Затем полезно

    проводить занятия, на которых дорисовываются недостающие части лица и

    ребенок должен сам определить их место. И в этом случае полезно выполнить

    «лицо» в технике аппликации.

    Рисование человека полезно со многих точек зрения. Оно формирует у

    ребенка с ДЦП понятие о схеме собственного тела, корригирует

    пространственные и зрительные нарушения, активно расширяет кругозор

    ребенка, так как «его человек» используется в различных сюжетах, он

    «переходит» из одного занятия в другое, попадая в различные жизненные и

    бытовые ситуации.

    Для оценки результатов формирующего эксперимента был проведен контрольный

    эксперимент.

    Детям экспериментальной группы(20 человек) в контрольном эксперименте

    были предложены задания констатирующего эксперимента.

    Результаты контрольного эксперимента показали эффективность предложенной

    системы упражнений. (см. таб.).

    Заключение.

    На занятиях изобразительной деятельностью с больными детьми мы решали

    следующие основные задачи:

    Развивать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию для

    подготовки к овладению навыками письма.

    Формировать правильное восприятие формы, величины, цвета и умение

    передавать их в изображении.

    Формировать правильное восприятие пространства, корригировать на

    рушения зрительно-пространственного восприятия.

    Формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения

    средствами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой,

    аппликацией).

    Развивать навыки конструирования.

    Воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной

    деятельности и ее результатам.

    Развивать любознательность, воображение.

    Расширять запас знаний и представлений.

    В процессе исследования было выявлено, что дети с легкой степенью ДЦП

    научились проводить вертикальные и горизонтальные линии практически без

    ошибок. Научились проводить горизонтальную линию слева на право и наоборот.

    Значительно точнее стали соединять разноудаленные друг от друга точки.

    Научились различать и изображать основные геометрические фигуры, у многих

    детей значительно улучшилось рисование замкнутых кривых, волнистой и

    ломаной линий. Дети с легкой и средней тяжестью ДЦП стали свободнее и

    адекватнее использовать плоскость листа бумаги при рисовании и аппликации.

    Заметно лучше дети стала рисовать фигуру человека.

    Рисунки стали более красочными, так как дети стали использовать

    оттеночные цвета.

    Намного точнее стали дорисовывать симметричные фигуры те дети, для

    которых в начале обучения это задание было трудным.

    При изображении ритмичных, повторяющихся элементов в рисовании также

    стала наблюдаться положительная динамика.

    Характеризуя успехи в овладении навыками изобразительной деятельности

    детей с легкой и средней тяжестью ДЦП, следует отметить, что их рисование

    все же ниже как по уровню техники, так и по сюжетному содержанию, чем у

    нормально развивающихся ровесников. Это объясняется особенностями

    клинических проявлений их развития, особенностями жизни и воспитания.

    Дети с тяжелыми двигательными нарушениями и дети с гиперкинетической

    формой ДЦП и после обучения продолжают испытывать трудности в овладении

    графическими навыками, особенно в тех заданиях, где необходима точность

    попадания, а именно – соединение точек; они не могут нарисовать фигуру

    человека, им очень трудно дается рисование мелких изображений.

    Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило

    сделать следующие выводы.

    1. Нарушения при детском церебральном параличе носят

    множественный характер, к двигательным расстройствам

    присоединяются нарушения психики, речи, зрения, слуха.

    2. Изобразительная деятельность старших дошкольников с ДЦП

    характеризуется многообразными особенностями, связанными

    с моторными, сенсорными и интеллектуальными нарушениями.

    Эти особенности определяются клинической формой ДЦП и

    степенью тяжести нарушений.

    3. Изобразительная деятельность играет важную роль в

    развитии детей, особенно в дошкольном возрасте, так как

    способствует эстетическому, нравственному воспитанию,

    расширению кругозора ребенка, создает базу для овладения

    школьными навыками.

    4. Изобразительная деятельность позволяет решить многие

    задачи коррекционного воспитания, но множественные

    нарушения мешают формированию необходимых навыков

    самообслуживания, развитию практической деятельности и

    подготовки руки ребенка к письму.

    5. Проведенное исследование обосновало необходимость

    специальной, целенаправленной, дифференцированной

    коррекционно-развивающей работы по формированию

    изобразительной деятельности детей с разными формами ДЦП.

    Особенностью этой работы является многоэтапность, опора

    на все анализаторы.

    6. Основными направлениями в коррекционно-педагогическом

    процессе при подготовке к школьному обучению являются:

    - развитие игровой деятельности;

    - развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и

    взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса,

    формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений

    лексического, грамматического и фонетического строя речи;

    - расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

    - развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и

    временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие

    кинестетического восприятия и стереогноза;

    - развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов

    абстрактно-логического);

    - формирование математических представлений;

    - развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

    - воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

    подготовка к школе.

    7. Предложенная система упражнений является эффективной при

    реализации комплексного подхода, включающего определенные

    нами направления коррекции.

    8. Проведенное исследование показало эффективность

    взаимосвязанного обучения всеми видами изобразительной

    деятельности на основе учета клинико-психологических

    особенностей детей с различными формами ДЦП.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Бабенкова Р.Д. Обучение технике письма учащихся с церебральными параличами.

    Методические рекомендации, -М.,1977.

    Бадалян Л.О. Детская неврология. -М.,1993.

    Бадалян Л.О. Журба Л.Т. Тимошина О.В. Детские церебральные параличи,

    –К,1938.

    Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома, -Екатеринбург,1990.

    Безруких М.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по

    изобразительному искусству. –М., 2001.

    Бернштейн И.А. О построении движения. -М..1947.

    Ботта Н. и П. Лечебное воспитание детей с двигательными расстройствами

    церебрального происхождения /Пер. С французского/ Под ред. проф.

    М.Н.Гончаровой, -М.,1964.

    Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. -М.,1994.

    Гаврина С.Е., Кутявина И.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки

    - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, -Ярославль,1993.

    Генденштейн Л.Э., Малышева Е.Л. Домашняя школа Монтессори, -М.,1993.

    Государственный доклад « О положении инвалидов в Российской

    Федерации»,М.,2000.

    Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе.

    -М.,1993.

    Диагностика и коррекция психического развития дошкольника, /Под ред. Я.Л.

    Коломинского, Е.А. Панько, - Минск, 1997.

    Жукова И.С., Масткова Е.М., Если ваш ребенок отстает в развитии. -М.,1993.

    Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М, Воспитание детей с

    церебральным параличом в семье. -М.,1993.

    Клюева Н.В., Касаткина Н.В, Учим детей общению. -Ярославль, 1997.

    Ковалев В.В., Психиатрия детского возраста. -М.,1995.

    Кольцова М.М., Рузина М.С., Ребенок учится говорить. Пальчиковый

    игротренинг.

    -СПб., 1993.

    Коноваленно В.В., Коноваленко С.В, Артикуляционная и пальчиковая

    гимнастика. Комплекс упражнений. -М.,1909.

    Кузнецова Г.В. Основы изодеятельности. Методические рекомендации к обучению

    изодеятеоьности детей с ДЦП в пропедевтическом периоде. -М.,1998.

    Кузнецова Г.В. Рабочая диагностическая тетрадь педагога, -М,, 1993.

    Кузьменко Л.В. Малыш. Рост и развитие. -М.. 1993.

    Левченко И.Ю. Особенности психического развития больных ДЦП в детском и

    подростковом возрасте. -В сб. медико-социальная реабилитация больных и

    инвалидов вследствие детского церебрального паралича. -М.,1991.

    Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с

    нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.

    22. Левченно И.Ю., Кузнецова Г.В. Основные принципы и методы коррекционно-

    педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом.

    -В сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие

    детского церебрального паралича. -М.,1991.

    23. Мальцева И.В. Штрихи и пунктиры. -М.,1999.

    24. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом.

    -М.,1991

    Новоторцева И.В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду.-

    Ярославль,1993

    Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. -М.,1995.

    Рогачева Е.И., Лаврова М.С. Лечебная физкультура и массаж при детских

    церебральных параличах. -Л.,1977.

    Садовникова И.Н, Нарушения письменной речи и их преодоление у младших

    школьников. -М.,1995.

    Самсонова Л.Н. Особенности комплексной коррекции нарушения функции рук у

    учащихся с церебральным параличом. –Журнал «Дефектология»., №4,1934.

    Семенова К.А. Детский церебральный паралич (патогенез, клиника, лечение).-В

    сб. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие детского

    церебрального паралича. -М.,1991.

    Серганова Т.И. Как победить детский церебральный паралич, -СПб.,1995.

    Синицына Е. Умные занятия, -М.,1993.

    Страховская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14

    лет. -М.,1994.

    Упражнения с Монтессори-материалом. /Под ред. Е.Хилтуненрига. -М.,1995.

    Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Методическое

    пособие, - СПб.,1999.

    Хайрулина И.А., Горбунова С.Ю. Формирование первоначальных навыков письма.

    Программа подготовки к школе детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно-

    двигательного аппарата, -М., 1998

    Череднинова Г.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школе. –СПб., 1996.

    Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- М., 2001.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.