МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными нарушениями

    моторики ребенка, можно предложить упражнения на формирование

    направленности позы пальцев, точнее - произвольного отведения и приведения

    пальцев. Позы пальцев можно зафиксировать в виде «следов» обведенной

    карандашом на листе бумаги кисти руки с различными вариантами отведения

    пальцев. Например, 1-й палец находится под прямым углом к 4-м остальным,

    тесно прижатым друг к другу. Или все пальцы разведены как можно шире.

    Совмещая руку ребенка со «следом», т. е. накладывая, мы тем самым формируем

    в его памяти след этой пальцевой позы. Следует сделать «следы» для обеих

    рук. Начинать тренировку следует со здоровой, или более сохранной руки, а

    затем подключать паретическую. В игровую деятельность данной категории

    необходимо включать взаимодействие с предметами, имеющими определенную

    пространственную взаимозависимость: посуда, мебель и т. д. Предложенные

    выше упражнения легко включить в повседневную работу воспитателя с

    дошкольником, страдающих ДЦП, они доступны и могут применяться родителями в

    домашних условиях. Улучшение двигательной деятельности ребенка наступит

    лишь тогда, когда коррекция нарушений проводится систематически,

    направленно и планомерно.

    Параллельно с мероприятиями, направленными на активизацию двигательных

    функций и пространственной ориентации, должны проходить занятия по

    формированию графических навыков в соответствии со спецификой

    изобразительной деятельности.

    Начало занятий по изобразительной деятельности может совпасть с началом

    формирования 3-х-точечного карандашного захвата при непосредственном

    овладении карандашом.

    У некоторых детей 6-8 лет, особенно при наличии гиперкинезов, пальцевой

    захват не сформирован или сформирован патологически. Для коррекции

    неправильной позы пальцев и «приучения» их к правильной позе, следует

    сформировать правильную позу для захвата карандаша и зафиксировать ее

    вместе с карандашом резинкой.

    Какое-то время рука должна оставаться в таком положении для лучшей

    запоминания позы пальцев. Кроме того, используется и пассивный метод, когда

    правильная укладка пальцев фиксируется взрослым, который рукой ребенка

    проводит с ним линии или иные фигуры. Приучение пальцев к карандашному

    захвату требует довольно длительного времени. Но в наиболее тяжелых случаях

    достаточно научить ребенка захватывать карандаш способом, который он сам

    выбрал как способ приспособления в связи со своим двигательным дефектом.

    Дети с гиперкинетической формой ДЦП по степени и характеру двигательных

    нарушений представляют наиболее сложную группу с точки зрения организации

    их обучения графическим навыкам. Они нуждаются в дополнительных средствах

    оборудования для снижения противодействия гиперкинезов. Для этого рука и

    голова ребенка должны быть зафиксированы во время рисования, на запястье

    руки следует надеть утяжеленный браслет с тем, чтобы уменьшить ее

    подвижность. Карандаш или ручка также должны быть тяжелыми, для чего

    изготовляется специальный металлический корпус, куда помещают пишущий

    стержень. Диаметр карандаша, ручки для такого ребенка удобнее, если он

    больше обычного. Пальцы фиксируются на карандаше резинкой. Бумага также

    закрепляется на специальном планшете. Дети с другими формами ДЦП в меньшей

    мере нуждаются в специальных ортопедических приспособлениях.

    Основной этап.

    При переходе к основному этапу - формированию графических навыков у

    детей с ДЦП - так же, как и при обучении нормально развивающихся

    дошкольников, необходимо ознакомить их с материалами для рисования. Это

    прежде всего бумага. Детям следует знать свойства бумаги, ее податливость и

    то, как она может преобразовываться в различные предметы, становиться

    пространством для тех или иных действий. Все эти свойства нужно

    продемонстрировать и вовлечь детей в активное взаимодействие при

    изготовлении, например, бумажных флажков или других поделок.

    Каждое занятие, входящее в предложенную нами систему, решало несколько

    задач, а именно: формирование и коррекция графических навыков, а также

    коррекция движений руки, развитие зрительно-моторной координации,

    сенсорное воспитание, развитие пространственных представлений.

    Тематическое планирование основного этапа представлено в Приложении.

    По отношению к задаче по формированию графических навыков эти занятия

    условно можно разделить на несколько групп.

    Занятия, направленные на совершенствование ориентировки в плоскости листа

    бумаги.

    Занятия, направленные на обучение проведения прямых линий (вертикальных и

    горизонтальных).

    Занятия, направленные на обучение рисования геометрических фигур.

    Занятия, направленные на совершенствование и автоматизацию рисовальных

    движений.

    Затем дети должны понять, где находится середина листа бумага, его

    нижний и верхний края, его левая и правая стороны.

    В комплексе предложенных нами занятий есть несколько, направленных на

    освоение плоскости листа бумаги.

    На этих занятиях дети должны научиться свободно ориентироваться в таких

    понятиях, как «верх», «низ», «верх листа», «низ листа», «середина», «лево»,

    «право» и т. д.

    При знакомстве с цветными карандашами, как пример, приведем конспект

    занятия.

    Тема занятия: «Волшебный теремок».

    Цель: ознакомление с материалами и инструментами для рисования.

    Оборудование.

    Набор цветных карандашей - 6 штук. Линейный рисунок, выполненный на

    листе бумаги большого формата, для коллективной работы.

    Ход занятия.

    Воспитатель показывает детям коробку с карандашами.

    Воспитатель (постукивает по коробке): «Тук-тук-тук-! Кто в теремочке

    живет?» - «Мы, братцы-карандаши»; «Давайте познакомимся». Воспитатель по

    очереди достает карандаши из коробки и показывает детям:

    Я карандаш красный,

    Я карандаш синий,

    Я карандаш зеленый,

    ... желтит

    ... коричневый

    ... черный.

    Воспитатель держит карандаши в руке и говорит: «Какие вы все разные и

    красивые! На этом братце-карандаше рубашка красная, на этом — синяя, на

    этом - желтая, на этом - зеленая, а вот у этих братцев-карандашей рубашки

    не такие яркие и нарядные: на этом коричневая, а на этом черная. Почему вы

    носите такие разные рубашки?

    Потому, что мы отвечаем за разные дела.

    Какие же дела вы делаете?

    Мы все можем оживить. Посмотрите, как мы это делаем.

    Воспитатель показывает детям картинку, на которой нарисовано дерево -

    яблоня с плодами. Яблоня изображена линейным рисунком

    - Видите, дети, эта яблоня - как будто не живая, потому что и лис

    точки и яблоки на ней - бесцветные. Помогите нам, братцы-

    карандаши, оживить нашу яблоню.

    Воспитатель берет черный карандаш и начинает рисовать землю под деревом.

    - Яблоня растет из земли, земля дает ей пищу. Земля - черная. Черный

    карандаш очень важный: им можно нарисовать черную землю.

    Воспитатель начинает закрашивать коричневым карандашом ствол и ветви

    дерева: «Какой же ты молодец, братец коричневый карандаш, ты оживил ствол и

    ветви яблони, они стали, как настоящие - значит, вот какую ты делаешь

    важную работу».

    А вот работа для зеленого карандаша. Он оживил листья на яблоне, они стали

    зелеными - живыми. Как повеселела наша яблонъка!

    Смотрите, как старается зеленый карандаш - на земле под яблоней

    выросла зеленая травка.

    А вот и красный - самый яркий карандаш. Он оживил яблоки на яблоне, они

    стали красные, кто ни увидит - сорвать захочет.

    Что же осталось делать синему карандашу? - Синий карандаш

    оживит небо. Оно станет синим-синим. А на синем небе засияет

    желтое солнышко.

    Какая стала картинка живая, яркая, красивая. Кто сделал ее такой? Братцы-

    карандаши.

    Братец... ? Дети отвечают: красный, синий, зеленый и т. д.

    Дети, давайте запомним наших новых знакомых, будем с ними дружить, а они

    помогут нам рисовать красивые яркие картинки.

    Как и другие дети, находящиеся в состоянии эмоциональной депривации, дети

    с ДЦП мало используют цвет в своем рисовании.

    В связи с этим активное включение цвета при формировании изобразительной

    деятельности у этой категории детей также выступает, как одна из основных

    задач. Кроме того, яркие, насыщенные цвета создают хорошую мотивационную

    основу для занятий рисованием.

    Воспитатель должен постоянно обращать внимание детей на то, как красиво

    голубое небо, какие красивые шары - красные, синие, желтые, какие яркие

    цветы на лугу, какое нарядное платье и т. д.

    Среди заданий, направленных непосредственно на формирование графических

    навыков - задание на формирование навыков проведения вертикальных и

    горизонтальных линий, так как линия является одним из основных элементов

    графического языка. С помощью линии передаются многие характеристики

    окружающего нас предметного мира, она определяет пространственное

    расположение предметов; она же является прообразом строки.

    Учитывая особенности проведения вертикальных и горизонтальных линий

    детьми с различными формами ДЦП, мы предложили упражнение на коррекцию

    встречающихся у них нарушений.

    Первое занятие по рисованию вертикальных линий называется

    «Половички для кукол».

    Далее представлен конспект группового занятия, на котором изобразительными

    средствами изготавливается изделие для утилитарного применения.

    1. Тема занятия: «Проведение вертикальных линий», «Полосатый коврик».

    2. Цель занятия: «Закрепление понятия о верхе и низе листа бумаги;

    обучение проведению вертикальных прямых линий».

    3. Оборудование занятия:

    Бумага (альбомный лист); краска (красная, синяя и т. д.); принадлежности

    для рисования краской. На бумаге нанесены маркировочные точки на верхнем и

    нижнем краях, обозначающие начало и конец вертикальных линий. Цвет точек

    соответствует цвету полос (красная, синяя и т. д.), которые должен провести

    ребенок. В качестве примера - например, иллюстрация интерьера с полосатым

    половиком.

    Воспитатель: «Дети, давайте рассмотрим картинку. На ней нарисована

    комната. Как вы думаете, кто в ней живет? Вам нравится эта комната? Почему?

    - Правильно, в комнате много красивых вещей. Посмотрите, что украшает пол?

    Это половик. Он полосатый. Такие полоски из разноцветных ниточек. Этот - из

    красных и синих, поэтому получились полоски красные и синие. А мы тоже

    можем сделать такой половик. Мы его нарисуем».

    Воспитатель раздает бумагу: «Посмотрите, дети, на ваших листах бумаги

    вверху и внизу точки. Красные и синие. Красная точка вверху, а внизу -

    напротив нее - тоже красная; синяя точка вверху, а напротив, внизу - тоже

    синяя. Красные и синие точки чередуются. Красные точки мы соединяем между

    собой красной линией, а синие точки - синей. Посмотрите, как я это делаю.

    Линии должны быть ровными, надо довести их до нижней точки аккуратно. Если

    вы постараетесь, то получится такой коврик» (показывает образец).

    Воспитатель показывает, как следует взять кисть, как набрать краску, как

    вести кисть по бумаге; как обмыть ее, чтобы рисовать другой краской. «Когда

    работа будет закончена, мы подождем, чтобы краска высохла и соединим Катин

    коврик и Мишин коврик и Верин коврик короткими сторонами. Коврик получится,

    как на картинке. Мы положим его в игровом уголке и все куклы будут очень

    довольны, теперь и у них красивая комната. Дети, чтобы коврик получился

    красивым, надо всем постараться провести прямые и ровные линии».

    На следующих занятиях закрепляется понятие о вертикальной линии. Дети

    рисуют в рабочих тетрадях, в них имеются рисунки, которые нуждаются в

    завершении. Например, в верхней части листа бумаги нарисованы облака; из

    одного облака «идет дождь», струи «проливаются до земли» - до нижнего края

    листа. «Струи дождя» нужно продолжить. Или нарисованы цветы, у которых не

    хватает стеблей - их нужно нарисовать, или картинка, на которой группа

    детей стоит с поднятыми вверх правыми руками, а над ними - флажки без

    палочек, шары улетают без веревочек - их нужно дать в руки детям и т. д.

    Рисование карандашом позволяет точнее отработать навык проведения

    вертикальной линии, так как предполагает большее усилие и точность при

    проведении.

    Проведение горизонтальных прямых линий ставит перед ребенком задание

    более сложные и с точки зрения пространственной ориентации.

    Начать освоение проведения горизонтальной линии можно с проведения линии

    краской, но можно этот этап опустить и рисовать карандашом. Основная задача

    при проведении горизонтальной линии - сохранение параллельного направления

    линии. Эта линия может представлять собой в игровой ситуации какой-либо

    путь. Синяя линия - может означать путь самолета в небе или лодки на воде.

    Черная, серая, коричневая - линия-дорога.

    На листе бумаги слева нарисованы самолеты - красный, под ним - синий, под

    ним - желтый. Какой самолет точнее и быстрее прилетит в город А, Б и т. д.?

    Можно устроить соревнование. Вера ведет красный самолет, Миша - синий, Катя

    - желтый, кто точнее? Кто быстрее? Продолжить и закрепить навыки проведения

    горизонтальных линий следует многократными упражнениями в рабочих тетрадях

    для рисования, где с этой целью обозначены «движущиеся предметы» и намечены

    «пункты их прибытия». В выполнении этих заданий главный смысл заключается в

    проведении линии слева направо и сохранении направления. Однако многим

    детям, затрудняющимся довести линию от начала альбомного листа до конца,

    следует сделать более короткие «маршруты», а затем «остановиться по пути

    следования» с тем, чтобы, ориентируясь на более коротких отрезках, все-таки

    удержать направление линии.

    Как итоговое задание по закреплению понятия о вертикальных и

    горизонтальных линиях, мы предлагаем сделать аппликацию «Коврик» или

    «Салфетка».

    Аппликация изготавливается из готовых форм - полосок около 10 мм ширины,

    красных и синих.

    Для наклеивания синих полос намечаются на квадратном листе бумаги синие

    точки на верхнем и нижнем краях листа. Соединяются синей полоской синие

    точки, а затем красные точки - красными полосками. Получим «клетчатую

    салфетку» для кукол или в подарок маме. В рабочих тетрадях это задание

    следует выполнить двумя карандашами - красным и синим. Чтобы было

    интереснее, сочетания карандашей можно варьировать.

    На занятиях лепкой дети лепили «пирожок» и украшали его «решеткой» из

    длинных «колбасок».

    Закрепив у детей понятия о горизонтальных и вертикальных линиях, надо

    уделить особое внимание тому, что многим детям и со спастической диплегией,

    и с гемипаретической формой ДЦП с большим трудом удается соединить между

    собой точки . как близлежащие, так и удаленные друг от друга. Для коррекции

    этих нарушений, связанных с нарушением пространственного восприятия,

    следует выполнять как можно больше упражнений на соединение разноудаленных

    точек. Начинать нужно с более простых заданий: точки должны располагаться

    на расстоянии 2-3 сантиметров друг от друга, а затем постепенно увеличивать

    и расстояния, и количество точек на листе. Точки, которые следует

    соединять, можно обозначать одним цветом (соедини красные точки, соедини

    синие и т. д.). Затем нужно порисовать «лесенки», «заборчики», «елочки».

    При рисовании «елочек» с параллельным расположением «веточек» ставится

    задача соблюсти размер и симметричность элементов. Задания такого рода

    включаются для рисования в рабочей тетради. На первом этапе обучения

    соизмерять свои движения с необходимым размером при рисовании применяются

    ориентиры в виде точек.

    Ознакомление с геометрическими фигурами, вернее - со способами их

    изображения, также можно начинать, попарно соединяя точки, образующие

    верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем - левую и правую стороны. Точно

    так же, соединяя точки, можно построить и треугольник и окружность.

    Однако изображение геометрических фигур остается для детей с нарушением

    восприятия формы довольно трудным заданием. Как один из методов обучения

    изображению геометрических фигур мы предложили рисование с применением

    трафарета.

    Исходя из опыта практических занятий, размеры диаметров или сторон фигур

    трафарета не должен превышать 3 - 4 см. Квадраты или равносторонние

    треугольники и т. д. - наиболее удобны для восприятия ребенком дошкольного

    возраста формы трафарета. Рисование с применением трафарета имеет несколько

    последовательных этапов, соблюдение которых практически исключает

    привыкание ребенка к более простому способу рисования по трафарету.

    Использование трафарета в обучении графическим навыкам детей с

    двигательными расстройствами позволяет ребенку воспринять правильное

    движение руки, необходимое для рисования той или иной формы и запоминания

    этого движения. Прежде чем трафарет будет зафиксирован в верхнем левом углу

    листа бумаги ребенок самостоятельно или пассивно обводит пальцем контур

    каждой фигуры, проделывая это действие неоднократно, затем он обводит

    контур с карандашом в руке.

    После закрепления трафарета на листе бумаги взрослый рукой ребенка

    карандашом обводит контур фигуры, стараясь как можно теснее прижать

    карандаш к контуру трафарета, чтобы у ребенка возникло ощущение движения.

    Это действие также производится несколько раз. Затем ребенок должен был

    самостоятельно многократно обвести фигуру по контуру трафарета, все

    убыстряя движение и перенося карандаш для рисования на свободное поле листа

    бумаги, периодически возобновляя рисование по трафарету.

    Следующим этапом являлось рисование фигуры без трафарета, а затем -

    рисование предметов, имеющих форму данной фигуры.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.