МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными нарушениями

    коррекционного воспитания, но множественные нарушения мешают

    формированию необходимых навыков самообслуживания, развитию

    практической деятельности и подготовки руки ребенка к письму.

    Глава II. Особенности изобразительной деятельности участников

    исследования.

    2.1. Характеристика контингента.

    Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе

    Областного реабилитационного центра детей-инвалидов г.Брянска.

    Всего в исследовании участвовало 20 детей в возрасте 6-9 лет с

    различными формами детского церебрального паралича. Возраст детей был

    определен тем, что к 6-7 годам эти дети, как правило, еще не готовы к

    целенаправленному обучению. Это обусловлено их двигательными расстройствам,

    задержкой психического развития органического генеза, нарушением

    коммуникативной функции речи и рядом других нарушений, которые к 8-9 годам

    в той или иной степени компенсируются под влиянием лечения и коррекционной

    работы.

    Табл.№1.

    | Ф И О|Дата |Клинич. диагноз |Нарушения |Степень |

    | |рождения | |психики, речи и |тяжести |

    | | | |др. | |

    |1.Алымова |15.03.96г. |ДЦП, спастическая | |легкая |

    |Настя | |диплегия | | |

    |2. Батутин |11.10.95г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур. |легкая |

    |Денис | |диплегия |дизартрия | |

    |3. Болотов |3.03.96г. |ДЦП, гемипарез |ЗПР, ОНР 3ур., |средняя |

    |Ваня | |правосторонний |дизартрия | |

    |4. Денисов |13.02.96г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, |средняя |

    |Рома | |диплегия |ОНР2-3ур, | |

    | | | |дизартрия | |

    |5. Деркач |12.05.96г. |ДЦП, гиперкинети- | |легкая |

    |Лена | |ческая форма | | |

    |6. Ермакова |8.09.96г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур., |легкая |

    |Алина | |диплегия |дизартрия | |

    |7. Жила |11.01.95г. |ДЦП, |ЗПР, ОНР 2ур., |тяжелая |

    |Марина | |гиперкинети-ческая |дизартрия | |

    | | |форма | | |

    |8. Иванкина |6.04.95 г. |ДЦП, гемипарез |ЗПР, ОНР 3ур., |средняя |

    |Оля | |левосторонний |дизартрия, | |

    | | | |сходящееся | |

    | | | |косоглазие | |

    |9. Косов |27.06.95г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур., |средняя |

    |Саша | |диплегия |дизартрия | |

    |10. Кирова |16.11.94г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, ОНР1-2 ур. |тяжелая |

    |Аня | |диплегия |Моторная алалия | |

    |11. Комаров |13.02.96г. |ДЦП, |Тугоухость |легкая |

    |Сережа | |гиперкине-тическая |1степ., нарушение| |

    | | |форма |тембра голоса | |

    |12. Ломова |24.05.96г. |ДЦП, спастическая | |легкая |

    |Света | |диплегия | | |

    |13. Литко |15.05.95г. |ДЦП, гемипарез |ЗПР, ОНР3ур., |средняя |

    |Катя | |правосторонний |дизартрия | |

    |14. Морозов |7.04.95г. |ДЦП, гемипарез |Косоглазие |средняя |

    |Андрей | |правосторонний | | |

    |15. Назаров |4.10.94г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, ОНР2ур., |тяжелая |

    |Алексей | |диплегия |дизартрия | |

    | |25.09.94г. |ДЦП, гемипарез | ЗПР |средняя |

    |16. Нырок | |правосторонний | | |

    |Толя | | | | |

    |17. Патова |12.08.95г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур., |средняя |

    |Алла | |диплегия |дизартрия | |

    |18. Перова |22.07.96г. |ДЦП, гемипарез | |легкая |

    |Инна | |левосторонний | | |

    |19. Савченко|10.10.94г. |ДЦП, | |средняя |

    |Юра | |гиперкинетическая | | |

    | | |форма | | |

    |20. Яхонтов |15.10.93г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, ОНР 3ур., |Тяжелая |

    |Игорь | |диплегия |дизартрия | |

    Табл.№2. Распределение детей по возрасту.

    |6 лет |7 лет |8 лет |9 лет |

    |7 человек |6 человек |5 человек |2 человека |

    Табл.№3. Распределение детей по формам ДЦП.

    |Форма ДЦП |Количество детей в |Процентное соотношение|

    | |группе | |

    | 1. Спастическая диплегия | 10 человек | 50%|

    | 2. Гиперкинетическая форма | 4 | 20%|

    |ДЦП |человека | |

    | 3. Гемипарез | 6 человек| 30%|

    |правосторонний |4 |20% |

    |левосторонний |2 |10% |

    Табл.№4. Распределение детей по степени тяжести.

    | Степень тяжести | Число | Процентное соотношение |

    | |детей | |

    | 1. Легкая | 7 | 35% |

    | |человек | |

    | 2. Средняя | 9 | 45% |

    | |человек | |

    | 3. Тяжелая | 4 | 20% |

    | |человека | |

    2.2 Методы исследования.

    В ходе исследования использовались следующие методы:

    1. Изучение медицинской и педагогической литературы по проблеме

    обучения и воспитания детей с церебральными параличами и по

    проблемам формирования изобразительной деятельности в детском

    возрасте как у нормально развивающегося ребенка, так и у детей с

    нарушениями двигательного аппарата.

    2. Анализ медицинской и педагогической документации (карты развития

    ребенка, истории болезни, психолого-педагогические характеристики и

    речевые карты детей).

    3. Метод анализа продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации,

    лепка и т.д.).

    4. Наблюдение.

    5. Констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

    Исследование осуществлялась в 3 этапа.

    I – Изучение специальной литературы, выявление психолого-педагогических

    особенностей детей, страдающих той или иной формой детского

    церебрального паралича.

    II – Формирующий эксперимент проводился в декабре 2002г. – феврале 2003 г.

    в областном центре реабилитации детей инвалидов г.Брянска. Формирующий

    эксперимент включал в себя коррекционное обучение по направлениям:

    рисование, аппликация, лепка и ознакомление детей с произведениями

    искусства.

    III - Контрольный эксперимент, обработка результатов исследования,

    написание дипломной работы.

    2.3 Результаты экспериментального изучения изобразительной деятельности

    старших дошкольников с ДЦП.

    В ходе исследования особенностей изобразительной деятельности детей-

    дошкольников с ДЦП была предложена система заданий для обследования

    навыков, позволяющих свободно выражать на листе бумаги задуманное

    изображение. Т. С. Комарова предлагает различать 3 группы таких навыков. 1

    группа - навыки владения инструментом; 2 группа - навыки, связанные с

    выработкой качества движения, от которой зависит качество линий и раскраски

    рисунка. 3 группа – навыки, обеспечивающие передачу пространственных

    свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций).

    Учитывая то, что формирование графических навыков в нашем случае

    является прежде всего одной из предпосылок дальнейшего обучения письму,

    именно эти навыки представляют собой главный элемент изобразительной

    деятельности детей с ДЦП.

    Для оценки развития изодеятельности детей с ДЦП можно использовать

    следующую схему

    Первая группа навыков

    |Навыки |Умения |Задания |

    |Навыки и умения |Умение свободно владеть| |

    |владения инструментом. |карандашом и кистью при|Проведи линию |

    |Навыки удержания |различных приемах |сверху вниз. |

    |карандаша и кисти |рисования. |Нарисуй дорожку |

    |(исходное положение). | |(горизонтальную линию).|

    |Навыки положения руки с| | |

    |карандашом при | |А теперь нарисуй |

    |рисовании вертикальных | |кисточкой: |

    |и горизонтальных линий.| |а) линию сверху вниз; |

    | | |б) нарисуй дорожку |

    |Навыки ведения | |(горизонтальную |

    |линии кистью. | |линию). |

    |Навыки держания | |А теперь нарисуй |

    |кисти при рисовании | |кисточкой широкую |

    |тонких и широких линий.| |ленточку и узкую. |

    | | |5. Соедини эти точки |

    |5. Навыки соединения | |(отрезки прямой). |

    |разноудаленных точек на| | |

    |плоскости листа. | | |

    Вторая группа навыков

    |Навыки |Умения |Задания |

    |Навыки, связанные с | Умение регулировать |Как называются эти |

    |выработкой качеств |движения в соответствии|фигуры? Назови их |

    |движения, от которой |с задачами изображения.|(треугольник, квадрат, |

    |зависит качество линий | |круг) |

    |и раскраски в рисунке. | |Соедини эти точки. |

    |1. Навык произвольной | |Что получилось? (вер |

    |регуляции силы нажима. | |шины квадрата, |

    |Навык произвольного | |треугольника, несколько|

    |изменения | | |

    |амплитуды (раз | |точек круга) |

    |маха). | |Раскрась аккуратно эти |

    |Навык произвольного | |фигуры карандашом |

    |изменения | |(квадрат, треугольник, |

    |скорости движения (его | |круг): |

    |замедление и | |Закрась (заштрихуй) |

    |ускорение). | |два треугольника сверху|

    |Навык прекращения | |вниз (один треугольник |

    |движения в | |вершиной |

    |нужной точке. | |вверх и один вершиной |

    | | |вниз) |

    | | |Нарисуй заборчик (не |

    | | |сколько вертикальных |

    |5. Навык ритмичного | |линий) |

    |проведения повторных | |Продолжи следы |

    |движений. | |(штриховая линия) |

    Третья группа навыков

    |Навыки |Умения |Задания |

    |Навыки и умения, |1. Умение изменять |Продолжи дорогу, по |

    |обеспечивающие передачу|направление движения |которой едет машина. |

    |пространственных |(под углом, переход от |Нарисуй радугу. |

    |свойств предметов |движения по прямой к |Намотай клубочек, |

    |(формы, величины, |движению по дуге и |размотай клубочек |

    |пропорции). |наоборот; переход от |(нарисовать спиральную |

    |1. Навыки удержания |движения по одной дуге |линию изнутри (наружу и|

    |направленности движения|к движению по другой |наоборот). |

    |а) по прямой, б) |дуге). |Нарисуй круг (большой, |

    |по дуге, в) по |Умение подчинять |маленький). |

    |окружности. |движение соразмерно |Нарисуй горки (ломаную |

    | |отрезкам по длине |линию). |

    | |(квадрат, |6.Нарисуй снеговика |

    | |прямоугольник) |(три вертикально рас |

    | |3. Умение подчинять |положенных круга). |

    | |движение соразмерно |7.Нарисуй человечка. |

    | |изображению или его |Нарисуй квадрат, |

    | |частям по величине. |треугольник, круг. |

    | | |9. Нарисуй дом. |

    | | |10. Нарисуй дерево. |

    | | |11. Дорисуй яблоко (из |

    | | |половины). |

    | | |12. Нарисуй такой же |

    | | |флажок. |

    | | |13. Нарисуй лесенку. |

    Результаты выполнения заданий оценены с помощью количественных

    показателей.

    Оценка результатов:

    5 баллов - навыки сформированы соответственно

    возрасту;

    4 балла - задание выполняется медленно, неуверенно ;

    3 балла - задание выполняется медленно,

    неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;

    2 балла - нарушена плавность движений,

    появляются микро и макрографии;

    1 балл - задание не выполнено.

    Это позволило провести сравнение уровней сформированности

    изобразительной деятельности у детей с разными формами и различной

    степенью тяжести заболевания. (см. приложение).

    В результате проведенного обследования были выявлены особенности

    изобразительной деятельности дошкольников, страдающих разными формами

    церебрального паралича..

    Большинство детей экспериментальной группы не могли выполнить даже

    самых примитивных рисунков. Их графическая деятельность носила характер

    доизобразительного черкания.. Дети с непроизвольными навязчивыми

    движениями (с гиперкинетической формой ДЦП), даже стараясь воспроизвести

    форму, хаотически чертят, проводят линии за пределы листа бумаги.

    Большие трудности испытывали дети при проведении прямых, вертикальных,

    горизонтальных линий, особенно дети, которые вследствие поражения

    правой руки, начинают рисовать левой ( правосторонний гемипарез) . Такие

    больные часто игнорировали левую сторону листа , размещали свой рисунок

    справа, а асимметричные фигуры изображали повернутыми в

    противоположную сторону.

    Особенностью деятельности детей с церебральными параличами являлась

    разбросанность изображения по пространству листа - части предметов не

    соединены между собой. Особенно ярко это проявлялась при рисовании

    фигуры человека ( например , руки и ноги нарисованы отдельно от

    туловища, глаза, рот - вне овала, изображающего лицо).

    В связи с имеющимися у больных детей нарушениями схемы тела ,

    изображение фигуры человека у них вызвало трудности - недорисованными

    оказывались некоторые части тела, иногда наиболее пораженные конечности,

    части лица были неправильно соотнесены между собой.

    Дети недостаточно четко воспринимали форму предметов, путали близкие

    формы: круг и овал, ромб и квадрат и т.д. В их рисунках имело место

    упрощение и искажение формы изображаемых предметов. Это свидетельствует о

    недостаточном зрительном восприятии у данной категории детей.

    Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражались

    неправильной передачей пространственных отношений между отдельными

    предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа.

    При выполнении заданий по словесной инструкции дети не могли разместить

    предметы на листе в соответствии с инструкцией, при срисовывании выполняли

    рисунки в зеркальном изображении.

    Больные дети испытывали трудности при передаче величины предметов --

    чаще они рисовали все предметы сильно уменьшенными. Дети же с

    гиперкинетической формой ДЦП из-за непроизвольных навязчивых движений

    наоборот сильно увеличивали изображения.

    В своих рисунках больные обычно использовали только четыре основных

    цвета (красный, синий, желтый, зеленый), не выделяя характерных для

    данных предметов оттенков. Они с трудом даже различали и называли

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.