МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Научные основы школьного курса химии. методика изучения растворов

    |смещать равновесие ее диссоциации? |Ионы Na+ не могут связывать частицы|

    | |ОН- , так как NaOH сильный |

    | |электролит и может существовать в |

    | |растворе лишь в виде ионов. |

    | |Карбонат-ионы связывают Н+ с |

    | |образованием мало диссоциирующего |

    | |гидрокарбонат-иона НCO3(. При этом в |

    | |растворе в избытке накапливаются ионы|

    | |ОН( , определяющие щелочную среду. |

    | | |

    |Напишем схему реакции: | |

    | | |

    |CO32( + НОН ( НCO3( + ОН( | |

    |Среда щелочная | |

    |Это краткое ионное уравнение выражает| |

    |сущность процесса реакции соли с | |

    |водой. Запишите уравнение в | |

    |молекулярном виде. |Na2CO3 + НОН ( NaHCO3 + NaOH |

    | | |

    | | |

    | | |

    |Проверим наше рассуждение на другом | |

    |примере. В две пробирки нальем | |

    |раствор хлорида аммония и прильем к | |

    |ним: | |

    |лакмус | |

    |фенолфталеин | |

    | |Раствор лакмуса изменил окраску на |

    |Какие признаки реакции мы наблюдаем? |красную, а фенолфталеин остался |

    | |бесцветным. |

    |Какой можно сделать вывод из этого | |

    |опыта? |Раствор хлорида аммония имеет кислую |

    | |среду. |

    |Напишите уравнение диссоциации соли | |

    |NH4Cl, определите природу соли. |NH4Cl ( NH4+ + Cl( |

    | |Соль образована слабым основанием |

    | |(NH4OH) и сильной кислотой (HCl). |

    |Какие частицы, на ваш взгляд, могут | |

    |смещать равновесие диссоциации воды? |Ионы хлора Cl( не могут сместить |

    | |равновесие диссоциации воды, т.к. HCl|

    | |сильный электролит и существует |

    | |только в виде ионов. NH4+ ионы, |

    | |свяжут гидроксид-ионы в слабый |

    | |электролит NH4OH, и в свободном виде |

    | |будут находиться катионы водорода, |

    |Напишите уравнение реакции: |которые и определяют кислую среду. |

    |NH4+ + НОН ( NH4OH + Н+ | |

    |среда кислая | |

    | | |

    |Наши рассуждения совпадают с | |

    |результатами опытов, следовательно, | |

    |выдвинутая вами гипотеза, что частицы| |

    |соли, связывая частицы воды, смещают | |

    |равновесие диссоциации воды и в | |

    |результате этого накапливаются ионы, | |

    |определяющие среду. | |

    |Запишите уравнение реакции в | |

    |молекулярном виде. |NH4Cl + НОН ( NH4OH + HCl |

    | | |

    |В две пробирки нальем раствор соли | |

    |CH3COONH4 – ацетат аммония, и прильем| |

    |в первую – лакмус, а во вторую – | |

    |фенолфталеин. Какие изменения мы |Окраска индикаторов не изменилась. |

    |наблюдаем? | |

    | | |

    |Напишем уравнение диссоциации соли: | |

    |CH3COONH4 ( NH4+ + CH3COO( | |

    | | |

    |Какова природа соли? | |

    | | |

    | |Соль образована слабым основанием |

    | |(NH4OH) и слабой кислотой |

    | |(CH3COOН). |

    | | |

    |Давайте выясним, почему индикаторы | |

    |показали нейтральную среду. |Очевидно частицы соли NH4+ свяжут |

    | |ионы воды ОН(, а частицы CH3COO( |

    | |свяжут Н+, поэтому частиц, |

    | |определяющих среду, в свободном виде |

    |Напишем уравнения реакций: |не будет и среда будет нейтральная. |

    |NH4+ + НОН ( NH4OH + Н+ | |

    |Слабый электролит |Концентрация ионов Н+ и ОН( находятся|

    | |в равновесии и среда будет |

    |CH3COO( + НОН ( CH3COOН + ОН( |нейтральная. |

    |Слабый электролит | |

    |Или в общем виде: | |

    |NH4++CH3COO(+НОН ( NH4OH+CH3COOН | |

    |Среда нейтральная | |

    |В молекулярном виде: | |

    |CH3COONH4 + НОН ( CH3COOН + NH4OH | |

    | | |

    | | |

    |Вернемся с вами к первому опыту с | |

    |раствором NaCl, и подумаем, почему и | |

    |в этом растворе среда нейтральная? | |

    |Напишите уравнение диссоциации соли: | |

    |И воды: |NaCl ( Na+ + Cl( |

    | |HOH ( Н+ + ОН( |

    |На основании приведенной записи, | |

    |какой можно сделать вывод? | |

    | |NaCl – соль, образованная сильным |

    | |основанием (NaOH) и сильной кислотой |

    | |(HCl). Если предположить, что ионы |

    | |Na+ свяжут ионы ОН(, то образуется |

    | |сильный электролит NaOH, который |

    | |существует в виде ионов Na+ и ОН(, а |

    | |HCl так же сильный электролит, |

    | |диссоциирующий на ионы Н+ и Cl(. |

    | |Ионы, определяющие среду Н+ и ОН(, |

    | |находятся в растворе в равных |

    | |количествах, и среда будет |

    |Итак, какой общий вывод можно |нейтральной. |

    |сделать? | |

    | | |

    |Соли, образованные сильным основанием| |

    |и сильной кислотой, гидролизу не | |

    |подвергаются. | |

    | | |

    |Na+ + Cl( + НОН ( Na+ + ОН( + Н+ + | |

    |Cl( | |

    | | |

    |Равновесие реакции смещено в сторону | |

    |слабого электролита – Н2О, | |

    |следовательно возможна обратная | |

    |реакция нейтрализации, а прямая | |

    |реакция не идет. | |

    | | |

    |NaOH ( Na+ + ОН( | |

    |HCl ( Н+ + Cl( |Соли могут реагировать с водой, |

    | |связывая частицы воды. В зависимости |

    |Реакция в этом случае не идет. |от природы соли, среда может быть |

    | |нейтральная, щелочная или кислая. |

    |Правильно. Сегодня мы с вами | |

    |познакомились с особыми свойствами | |

    |солей, которое называется гидролизом.| |

    |Запишите в тетрадь определение: | |

    | | |

    | |

    |Гидролиз – реакция обмена между солью и водой, в результате которой |

    |наблюдается сдвиг равновесия диссоциации молекул воды, приводящий к |

    |–накоплению в растворе избытка ионов водорода или гидроксид ионов, меняющих|

    |реакцию среды. |

    |Вспомните, какой характер имеет среда| |

    |при гидролизе: | |

    |Соли, образованной сильным основанием|Среда щелочная. |

    |и слабой кислотой? | |

    |Соли, образованной слабым основанием |Среда кислая. |

    |и сильной кислотой? | |

    |Соли, образованной слабым основанием |Среда нейтральная, или близкая к ней.|

    |и слабой кислотой? |Гидролиз идет полностью до конца. |

    |Что можно сказать о взаимодействии с | |

    |водой солей, образованных сильным |В этом случае реакция не идет, т.е. |

    |основанием и сильной кислотой? |эти соли гидролизу не подвергаются. |

    | | |

    |Ответ правильный. | |

    | | |

    3. Формирование способов умственных и практических действий с новыми

    знаниями.

    |Деятельность учителя |Деятельность ученика |

    |(время 15 минут) | |

    |Мы с вами выдвинули гипотезу и | |

    |доказали ее. Теперь давайте ее | |

    |подтвердим на других примерах. Перед | |

    |вами на столе находится растворы | |

    |следующих солей: KJ; K2S; AlCl3; | |

    |(NH4)2S. | |

    |С помощью индикатора, определите | |

    |среду каждого раствора, дайте | |

    |характеристику природе соли. | |

    |Результаты сведите в следующую | |

    |таблицу: | |

    |Соль |Природа |Среда |Механизм процесса |

    | |соли | | |

    |KJ |Образован|нейтральн|KJ ( K+ + J( |

    | |а сильным|ая |KOH ( K+ + OH( |

    | |основание| |HJ ( H+ + J( |

    | |м и | | |

    | |сильной | | |

    | |кислотой | | |

    |K2S |Образован|щелочная |K+ + J( + НОН ( K+ + OH( + H+ + J( |

    | |а сильным| |((((( |

    | |основание| |K2S ( 2K+ + S2( |

    | |м и | |S2( + HOH ( HS( + OH( |

    | |слабой | |K2S + HOH ( KHS +KOH |

    | |кислотой | | |

    |AlCl3 |Образован|кислая |AlCl3 ( Al3+ + 3Cl( |

    | |а слабым | |Al3+ + НОН ( Al(OH)2+ + H+ |

    | |основание| |AlCl3 + НОН ( Al(OH)Cl2 + HCl |

    | |м и | | |

    | |сильной | | |

    | |кислотой | | |

    |(NH4)2S |Образован|нейтральн|(NH4)2S ( 2NH4+ + S2( |

    | |а слабым |ая |2NH4+ + S2( + HOH ( NH4OH + H2S |

    | |основание| |(NH4)2S + 2HOH ( 2NH4OH + H2S |

    | |м и | | |

    | |слабой | | |

    | |кислотой | | |

    Задание на дом:

    Ф.Г. Фельдман, Г.Е. Рудзитис. Химия. 9-й класс. М. Просвещение. 1999.с.18-

    20

    § 6, упражнения 1, 2, 3, 8 и подготовить ответы на следующие вопросы:

    1) Почему не подвергается гидродлизу хлорид калия?

    2) Почему в таблице растворимости солей в некоторых случаях стоят прочерки?

    3) Как определить гидролизуется или нет данная соль?

    4) Можно ли применить принцип Ле Шателье в случае реакции гидролиза?

    5) Используется ли гидролиз в быту?

    6) Возможны ли случаи гидролиза в природе?

    7) О чем должен подумать агроном, прежде чем внести удобрения в почву?

    Практическая часть.

    1. Напишите уравнение реакций взаимодействия с водой следующих солей:

    СaC2; Al4C3; Ca3N2; Mg3P2; CaH2; NaH.

    Объясните причину этого процесса, по возможности определите характер

    среды.

    2. В раствор сульфата меди внесите небольшой кусочек металлического лития и

    объясните причину образования осадка черного цвета.

    3. В демонстрационный штатив поместите две пробирки с растворами хлорида

    магния, хлорида железа (III). В каждую из пробирок поместите по кусочку

    лития. Проанализируйте наблюдаемые явления и сделайте выводы.

    4. В раствор хлорида меди (II) внесите тщательно зачищенный кусочек каль-

    ция. Опишите наблюдаемые явления.

    5. В демонстрационный штатив поместите пробирку с раствором хлорида железа

    (III) и внесите зачищенный кусочек кальция. Опишите наблюдение и сравните

    их с опытом (1) и (4) . Дайте объяснения результатам эксперимента.

    6. Проведите опыты по взаимодействию магния и алюминия с растворами солей:

    а) В пробирку налейте примерно 15 мл раствора сульфата железа (III) и

    внесите магний.

    б) В две пробирки налейте по 15 мл раствора сульфата меди (II) и в каждую

    внесите кусочек алюминия. Наблюдайте за ходом процесса. Через 3 минуты

    внесите в одну из пробирок раствор хлорида натрия. Что вы наблюдаете?

    Проведите анализ опытов а) и б).

    Глава 2. Методика изучения растворов.

    Теория растворов – одна из ведущих теорий курса химии. Причины

    важности темы кроется не только в том, что она имеет большое практическое

    значение, но и прежде всего во взаимосвязи этой темы со многими курсами

    химических дисциплин, а так же межпредметные связи ее с биологией,

    географией, физикой и другими дисциплинами.

    Первые сведения о воде школьники получают еще в начальной школе при

    изучении природоведения и географии, а более детально знакомятся со

    свойствами воды, растворимостью и растворами в курсе химии 8-го класса.

    Проведем анализ литературных данных по изучаемому вопросу. Так в

    работе [18] рассматривается методика проведения двух лабораторных уроков по

    теме: «Растворимость веществ в воде».

    На первом уроке учитель сообщает учащимся, что многие газы, жидкости

    и твердые вещества, при контакте с водой растворяются в ней. Из курса

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.