МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Научные основы школьного курса химии. методика изучения растворов

    4H, 4H2, H2, O, 5O, O2, 5O2 ?

    9. Напишите: пять атомов азота; пять молекул азота; три атома

    хлора; пять молекул хлора.

    Работа с химической формулой.

    I. Качественная характеристика.

    Рассмотрим на примере оксида фосфора (V).

    1. Эмпирическая формула - P2O5

    2. Вещество состоит из элементов: фосфора и кислорода.

    3. Относится к классу оксидов, так как отвечает определению оксидов:

    Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из

    которых кислород, проявляющий степень окисления – 2.

    4. Данный оксид относится к классу кислотных оксидов, так как ему

    соответствует ортофосфорная кислота:

    P2O5 - H3PO4

    II. Количественная характеристика.

    1. Молекула P2O5 состоит из двух атомов фосфора и пяти атомов

    кислорода.

    2. Определим относительную молекулярную массу оксида:

    Mr(P2O5) = 2Ar(P) + 5Ar(O) = 2.31 + 5.16 = 142

    3. Молярная масса оксида фосфора (V)

    M(P2O5) = 142 г/моль.

    4. Определим массовые доли элементов в P2O5, используя следующую

    формулу:

    n . Ar(Э)

    W(Э) = ((((((( , где

    Mr (вещества)

    W – массовая доля элемента

    n - число атомов элемента

    Ar – относительная атомная масса элемента

    Мr – относительная молекулярная масса вещества.

    а) определим относительную молекулярную массу вещества (см. выше)

    Mr(P2O5) = 142

    б) расчет массовой доли фосфора:

    n(P) ( Ar(P) 2 ( 31

    W(P) = (((((( ; W(P) = ((( = 0,4366 или (в долях единицы) 43,66 %

    Mr(P2O5) 142

    в) расчет массовой доли кислорода:

    n(O) ( Ar(O) 5(16

    W(O) = ((((((( ; W(O) = ((( = 0,5634 или 56,34 %

    Mr(P2O5) 142

    W(O) можно определить и следующим образом :

    W(O) = 100% - W(P) = 100% - 43,66% = 56,34%

    5. Определение отношения моль атомов элементов по формуле P2O5

    n(P) = 2 ; n(O) = 5; n(P):n(O) = 2:5 .

    6. Определение отношения масс элементов:

    P2O5 m(P) = 2(31 = 62 ; m(O) = 5 (16 = 80 ; m(P):m(O) = 62:80 ,

    сократим на 2

    m(P):m(O) = 31:40 .

    7. Определение валентности элементов по формуле P2O5

    а) наименьшее общее кратное символов элементов, которые делятся на 2 и 5

    равно 10.

    б) число 10 делим на величину индекса каждого элемента и получаем

    значение валентности элемента.

    V II

    P2O5 ( P2O5

    10

    наименьшее общее

    кратное

    8. На ряду с этим, по валентности можно составить формулу вещества.

    Например, в оксиде фосфора валентность фосфора равна трем, а кислорода

    двум.

    III II

    P O

    Находим наименьшее общее кратное – число, которое делиться на 3 и 2 –

    число 6. Это число (6) делим на соответствующие элементам значения

    валентностей и получаем соответствующие элементам индексы:

    для фосфора 6:3 = 2;

    для кислорода 6:2 = 3

    и составляем формулу вещества: P2O3 .

    Приведем примеры задач на расчет по формуле:

    №1. Соединение некоторого элемента имеет формулу Э3О4 , а массовая доля

    элемента в нем 72,4%. Установите элемент [6].

    Методика решения:

    Дано: 1. Выразим массовую долю элемента:

    Э3О4

    n(Э) ( Ar(Э)

    W(Э)= 72,4%, W(Э) = (((((( ;

    или 0,724 Mr(Э3О4)

    Э - ? 2. Примем Ar(Э) = X, тогда

    Mr(Э3О4) = 3X + 4(16 = 3X +

    64 .

    3. Подставим принятые обозначения в формулу

    3( X

    0,724 = (((( ; находим Х

    3(X + 64

    2,172 ( Х + 46,34 = 3 ( Х ; 0,828 ( X = 46,34 ; X= 56.

    Следовательно, Ar(Э) = 56; Элемент – железо.

    №2. В результате обжига на воздухе 8,0 г сульфида молибдена было получено

    7,2 г оксида молибдена (VI). Установите формулу исходного сульфида

    молибдена [7].

    Методика решения:

    Дано: 1. По закону сохранения массы веществ

    m(MoxSу) = 8,0 г m(Mo) до реакции = m(Mo) после реакции

    след-но

    m(MoO3) = 7,2 г n(Mo) до реакции = n(Mo) после реакции

    MoxSу - ? 2. Определим количество вещества оксида

    молибдена (VI)

    m

    7,2 г

    n(MoO3) = (( = ((((( = 0,05

    моль

    M

    144 г/моль

    3. Определим количество вещества и массу молибдена

    n(Mo) = n(MoO3) = 0,05 моль; m(Mo) = 0,05 ( 96 = 4,8 г

    4. Найдем массу серы и количество вещества серы

    m 3,2

    m(S) = m(MoxSу) – m(Mo) = 8,0 – 4,8 = 3,2 г; n(S) = (( = (( = 0,10 моль

    M 32

    5. Найдем отношение количеств веществ молибдена и серы

    n(Mo) : n(S) = 0,05:0,10 = 1:2

    Следовательно, формула сульфида молибдена: MoS2

    №3. Определить массу водорода в (г), содержащегося в 3,01 ( 1024 молекул

    метана [8].

    Методика решения:

    Дано: Для решения задачи необходимо

    последовательно

    СH4 использовать следующие

    формулы:

    N(СH4) = 3,01 ( 1024 N

    m

    n = (( и n = (( ;

    m(H) - ? NA

    M

    1. Находим количество вещества метана и водорода:

    N(СH4)

    n(СH4) = ((((((( ; где NA – постоянная Авогадро, равная 6,02 ( 1023

    NA структурных

    единиц.

    3,01 ( 1024

    n(СH4) = (((((( = 5 моль

    6,02 ( 1023

    n(H) = 4n (СH4) = 4 ( 5 = 20 моль атомов водорода

    2. Определим массу водорода в (г):

    m(H) = n(H) ( M(H) = 20 ( 1 = 20 г.

    №4. Какова молекулярная формула углеводорода, содержащего 82,5% углерода.

    Плотность паров по воздуху составляет 2 [9].

    Методика решения:

    Дано: 1. По относительной плотности паров

    по воздуху

    W(C) = 82,5% расчитаем относительную молекулярную

    массу

    Dвозд = 2 углеводорода СхНу

    Mr(СхНу)

    СхНу - ? Dвозд = ((((( ; Mr(возд) = 29

    Mr(возд)

    Mr(СхНу) = 29 ( 2 = 58 .

    2. Используя формулу расчета массовой доли элемента, определим число атомов

    углерода:

    n(C) ( Ar(C) X ( 12

    W(C) = (((((( ; n(C) = X ; 0,825 = ((( ; X = 4; n(C) = 4

    Mr(СхНу) 58

    3. Определим массовую долю элемента водорода и число его атомов:

    W(H) = 100% - W(C) = 100 – 82,5 = 17,5%

    n(H) ( Ar(H) Y ( 1

    W(H) = (((((( ; n(H) = Y ; 0,175 = ((( ; Y = 10; n(H) = 10

    Mr(СхНу) 58

    Следовательно, формула углеводорода: С4H10 - бутан.

    №5. Установите формулу кристаллогидрата MnCl2, если известно, что при его

    обезвоживании массовая доля сухого остатка составила 63,63% от массы

    кристаллогидрата [10].

    Методика решения:

    Дано: 1. Процесс обезвоживания кристаллогидрата

    MnCl2 ( Х H2O можно выразить следующей схемой:

    W(MnCl2) = 63,63% t(

    MnCl2 ( Х H2O ( MnCl2

    + Х H2O

    MnCl2 ( Х H2O - ?

    Сухой остаток составит безводная соль MnCl2 ,

    массовая доля которого 63,63%.

    2. Выразим величину массовой доли сухого остатка:

    Mr(MnCl2)

    W(MnCl2) = ((((((((( ;

    Mr(MnCl2 ( Х H2O)

    3. Рассчитаем относительные молекулярные массы безводной и водной солей:

    Mr(MnCl2) = 55 + 2 ( 35,5 = 126

    Mr(MnCl2 ( Х H2O) = 126 + 18X

    4. Подставим, найденные величины в формулу массовой доли и определим

    значение Х:

    126

    0,6363 = ((((( ; 80,17 + 11,45 X = 126; 11,45 X = 45,83; X = 4 .

    126 + 18 Х

    Следовательно, формула кристаллогидрата: MnCl2 ( 4H2O

    №6. Массовая доля серебра в соли предельной одноосновной органической

    кислоты составляет 70,59%. Написать молекулярную формулу кислоты, если

    известно, что она состоит из углерода, водорода и кислорода [11].

    Методика решения:

    Дано: Общая формула соли предельной

    одноосновной орга-

    W(Ag) = 70,59% нической кислоты имеет следующий вид:

    C n H2n+1 COOH - ? C n H2n+1 COOAg

    1. Выразим массовую долю серебра в общем виде:

    n(Ag) ( Ar(Ag)

    W(Ag) = (((((((((( ;

    Mr(C n H2n+1 COOAg)

    2. По формуле рассчитаем относительную молекулярную массу соли:

    Mr(C n H2n+1 COOAg) = 12n + 2n + 1 +12 + 2 ( 16 + 108 = 14n + 153 .

    3. Сведем данные в формулу массовой доли:

    1 ( 108

    0,7059 = ((((( ; 9,88n + 108 = 108; n=0

    14n + 153

    Следовательно: 14n – превращается в 0 и форму соли HCOOAg, а формула

    кислоты HCOOH .

    Часть 2. Место эксперимента и его роль в развитии мышления

    школьников.

    Одним из важнейших словесно – наглядных и словесно – наглядно –

    практических методов обучения является химический эксперимент. Он играет

    особую роль в обучении химии. Химический эксперимент знакомит учащихся не

    только с самими явлениями, но и методами химической науки. Он помогает

    вызвать интерес к предмету, научить наблюдать процессы, освоить приемы

    работы, сформировать практические навыки и умения.

    Следует отметить, что проблема химического эксперимента в методике

    обстоятельно исследована. Большой вклад в нее внесли такие ученые как В.Н.

    Верховский, В.В. Фельдт, К.Я. Парменов, В.В. Левченко, В.С. Полосин, Д.М.

    Кирюшкин, Л.А. Цветков и другие.

    К.Я. Парменов[13] не только уделял внимание технике эксперимента, но

    и методике его включения в учебный процесс. Он отмечал, что при провидении

    демонстрационного эксперимента необходимо подготовить учащихся к наблюдению

    опыта и умело руководить этими наблюдениями. Особенно детально разработана

    эта проблема В.С. Полосиным [14,15]. Он исследовал эффективность различных

    способов приложения химического эксперимента, разработал методику

    комплексного использования химического эксперимента в сочетании с другими

    средствами обучения.

    Химический эксперимент можно разделить на два вида: демонстрационный

    и ученический. Демонстрационный эксперимент относится к словесно –

    наглядным методам обучения.

    Демонстрационным называют эксперимент, который проводится в классе

    учителем, лаборантом или иногда одним из учащихся [16].

    Демонстрационный эксперимент, проводится в соответствии с

    государственной программой по химии для средней школы, по каждой конкретной

    изучаемой теме курса.

    Демонстрационный эксперимент дает возможность учителю формировать

    интерес к предмету у школьников, научить их выполнять определенные операции

    с веществом; приемам лабораторной техники.

    К требованиям, предъявляемым к демонстрационному эксперименту,

    следует отнести:

    - Наглядность. Эксперимент следует проводить в цилиндрах, стаканах, чтобы

    химическое явление можно было наблюдать с любой точки класса. Стол

    преподавателя не должен быть загроможден лишними предметами, чтобы были

    видны руки учителя. Можно использовать подъемный столик или кодоскоп.

    - Простота. Прибор, в котором демонстрируют эксперимент, не должен

    содержать лишних деталей и нагромождений, чтобы внимание обучаемых не

    отвлекалось от химического процесса. Не следует увлекаться эффектными

    опытами, так как менее эффектные опыты не будут пользоваться вниманием.

    - Безопасность эксперимента. Учитель несет ответственность за безопасность

    учащихся, поэтому в кабинете должны находиться средства пожарной

    безопасности, вытяжной шкаф для проведения работ с вредными и пахучими

    веществами, средства для оказания первой помощи . реактивы для проведения

    опытов должны быть проверены заранее; посуда для эксперимента – чистой.

    При проведении опасных опытов следует использовать защитный экран.

    - Надежность. Опыт всегда должен удаваться, и с этой целью техника

    эксперимента перед его проведением должна быть тщательно отработана, все

    операции должны быть четкими, уверенными; недопустима неряшливость в

    оформлении опыта. Учитель должен следить за своим внешним видом и

    поведением. В случае неудачи, необходимо выяснить ее причину, и опыт на

    следующем уроке повторить.

    - Необходимость объяснения эксперимента. Любой опыт должен сопровождаться

    словом учителя. Возникающие паузы можно использовать для организации

    диалога со школьниками, выяснения условий проведения эксперимента и

    признаков химических реакций.

    ( условия – это то, что необходимо для того, чтобы реакция началась и

    протекала;

    признаки – это то, по чему судят о том, что реакция протекает или уже

    закончилась ).

    Следует помнить, что опыт – это метод исследования, поэтому лучше

    провести меньшее их количество, но каждый опыт должен быть объяснен.

    Методика демонстрации опытов:

    1. Необходима постановка цели опыта – для чего проводится опыт, что

    необходимо понять в результате наблюдений за экспериментом.

    2. Следует описать прибор, в котором проводится опыт; условий, в

    которых он проводится; дать характеристику реактивам.

    3. Организовать наблюдения за опытом учащихся для выявления признаков

    реакции и проведения анализа.

    4. Помочь школьникам сделать соответствующие выводы и теоретическое

    обоснование.

    Как любой учебный процесс, демонстрационный эксперимент решает три

    задачи: образовательную, воспитательную, развивающую, суть которых

    состоит в следующем:

    Образовательная цель – получить информацию о протекании химической

    реакции, свойствах веществ и методах химической науки;

    Воспитательная – сформировать убеждение, что опыт – инструмент

    познания, что мир познаваем.

    Развивающая – развитие наблюдательности, умение анализировать

    явления, факты; делать обобщения и выводы.

    В основе словесно – наглядно – практического метода лежит

    практическая деятельность учащихся, которая не может осуществляться без

    руководящего слова учителя и без использования элементов наглядности.

    Главный путь этого метода – самостоятельная работа школьников. Ее формы:

    коллективная, групповая и индивидуальная. Виды самостоятельной работы:

    ученический эксперимент, решение химических задач и упражнений, работа с

    литературой; выполнение творческих заданий; письменные работы контрольного

    характера и т.д..

    Самостоятельная работа – это наиболее важный путь освоения учащимися

    новых знаний, умений и навыков в освоении методов химической науки.

    Образовательная цель самостоятельной работы – освоение методов

    химической науки, экспериментальными умениями; умениями работать с

    учебником, литературой; производить расчеты; пользоваться химическим

    языком.

    Воспитательная цель - формирование черт личности школьника,

    трудолюбия, настойчивости, товарищеской взаимопомощи.

    Развивающая цель – развитие самостоятельности, интеллектуальных

    умений, умение анализировать явления и делать выводы.

    Самостоятельная работа может быть источником знаний, способом их

    проверки, совершенствования и закрепления знаний, умений и навыков. Этот

    вид деятельности учащихся формируется под контролем учителя.

    Как показано выше, ученический эксперимент – вид самостоятельной

    деятельности учащихся, запланированный в государственной программе по

    химии. Это способ проверки истинности, приобретенных знаний; способствующий

    более глубокому пониманию материала, усвоению знаний. Ученический

    эксперимент можно подразделить на лабораторные опыты и практические работы.

    Лабораторные опыты проводятся школьниками во время объяснения

    учителем нового материала. Для этого ученические столы оснащаются

    необходимым оборудованием и реактивами. Учитель руководит выполнением

    эксперимента, оформлением отчета. Лабораторный опыт – источник знания, к

    нему предварительно школьники не готовятся. В тетрадях делается

    соответствующие записи.

    Практические работы проводятся после изучения определенной темы или

    раздела. Это уроки контролирующие знания, умения и навыки. К ним готовятся

    заранее по инструкции, изложенной в учебнике. Перед допуском к выполнению

    практической работы учитель проводит инструктаж по технике безопасности и

    выполнению работы. Объясняются наиболее сложные моменты в работе. Работа

    выполняется в течении 45 минут, оценки выставляются каждому ученику. Отчет

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.