МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Научные основы школьного курса химии. методика изучения растворов

    оформляется в специальных тетрадях, после проверки, проводится анализ.

    Ученический эксперимент должен удовлетворять следующим требованиям [4

    с.102-109]:

    1. Учащиеся должны понимать суть опыта и знать последовательность

    выполнения отдельных операций по инструкции.

    2. Соблюдать дозировку реактивов и правила работы с ними.

    3. Уметь собирать приборы по рисунку и правильно работать с ними.

    4. Неукоснительно выполнять правила техники безопасности при обращении с

    оборудованием, приборами и реактивами.

    5. Четко оформлять отчет о проведенной экспериментальной работе.

    Выполняя химические работы, самостоятельно, или наблюдая за их

    демонстрационной постановкой ученики узнают о природе вещества,

    устанавливают взаимосвязи между ее строением и свойствами.

    В настоящее время, совершенствование школьного химического

    эксперимента, в основном, заключается в модернизации приборов, аппаратов,

    создания оборудования для работы с малыми количествами и, к сожалению, в

    меньшей степени оно нацелено на разработку принципиально новых химических

    опытов, которые дали бы возможность применять на уроках проблемные и

    исследовательские формы организации учебной деятельности школьников.

    Известно, что положительные результаты в развитии творческих

    способностей школьников возможны при систематическом применении в обучении

    проблемного и исследовательского подходов. Однако методически это трудная

    задача, решать которую необходимо.

    Детальная разработка методики проведения проблемного эксперимента

    поможет учителю в организации мыслительной деятельности учащихся.

    Широко используемый объяснительно – иллюстративный метод обучения, не

    дает возможности учителю добиться прочного усвоения учениками знаний и

    умений. Проникающее в современную школу развивающее обучение, направлено на

    создание учителем проблемных ситуаций и самостоятельное овладение учениками

    новыми знаниями, поэтому меняется и роль учителя. Если раньше он выполнял в

    основном роль информатора знаний, то в настоящее время он должен управлять

    процессом обучения.

    В проблемном обучении (развивающем обучении) все учащиеся включаются

    в процесс решения проблем. Проблемные ситуации должны организовываться

    систематически, что способствует развитию логического мышления учащихся, их

    творческих способностей, интересам к учению.

    Классификация проблемных ситуаций приводится в книге Малафеева Р.И.

    [17]:

    - неожиданность

    - конфликт

    - предположение

    - опровержение

    - несоответствия

    - неопределенности.

    Все эти ситуации, на наш взгляд, можно выразить как возникшие у

    школьников противоречия, с имеющимися знаниями, которые следует

    разрешать выдвижением гипотезы и ее решением.

    Выполняя проблемные задания, ученик должен активно и непосредственно

    участвовать в поиске и приобретении новых знаний и овладением новыми

    способами деятельности.

    Рассмотрим возможности проблемного метода обучения на примере темы

    «Гидролиз», изучаемая в разделе «Теория электролитической диссоциации»,

    курса химии 9-го класса.

    Проблемный урок по теме «Гидролиз солей».

    Цели урока:

    Образовательная: Закрепить у школьников знания теории электролитической

    диссоциации, умение разделять вещества н а электролиты и не электролиты,

    определять характер среды по окраске индикатора. Сформировать знания о

    гидролизе, как особом свойстве солей. Доказать влияние состава соли на

    направление реакции, и привести учащихся к выводу о смещении равновесия

    диссоциации молекул воды, за счет связывания одного из ее ионов ионами

    соли. Сформировать умение по составу соли (ее природе) прогнозировать

    реакцию среды.

    Воспитательная: Через проблемный метод обучения раскрыть перед учениками

    научный путь познания через доказательство гипотезы, способствовать

    переходу знаний в убеждения. Посредством эксперимента привить навыки

    трудолюбия, бережного отношения к реактивам, к природе, эстетические

    качества.

    Развивающая: На примере свойств солей, различной природы, их отношение к

    воде, продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать изучаемые явления,

    выявлять причинно – следственные связи, делать соответствующие выводы.

    Тип урока:

    По дидактической цели – формирование новых знаний.

    По способу организации – проблемный.

    Методы обучения:

    Основной – проблемный.

    Частные методы и методические приемы:

    - преподавание; фронтальная беседа, воспроизводящая беседа с использованием

    демонстрационного эксперимента.

    - Учения; эвристическая беседа, лабораторные опыты.

    Средства наглядности: таблица растворимости.

    Оборудование для эксперимента: штатив с пробирками, растворы лакмуса и

    фенолфталеина, растворы солей; хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида

    аммония, ацетата аммония.

    Литература:

    1. Программа по химии для средней школы. М. Из-во «Дрофа». 1999. с.34

    2. Ф.Г. Фельдман, Г.Е. Рудзитис. Химия. 9-й класс. М. Просвещение.

    1999.с.18-20

    3. Н.С. Ахметов. Актуальные вопросы курса неорганической химии. М.

    Просвещение. 1991.с.176-180

    Межпредметные связи:

    Физика – заряд ионов.

    Биология – процесс гидролиза в организме человека; использование гидролиза

    при внесении удобрений в почву.

    Внутрипредметные связи:

    Теория строения вещества, теория электролитической диссоциации, свойства

    кислот и оснований, их действие на индикаторы, понятия электролит, не

    электролит.

    Структурные элементы урока:

    1. Восстановление опорных знаний.

    |Деятельность учителя |Деятельность ученика |

    | | |

    |(время 5 минут) |Ученик А. Электролитической |

    |Фронтальная беседа: |диссоциацией называется распад |

    |1. Дайте определение |электролита на ионы при растворении в|

    |электролитической диссоциации. |воде или рас плавлении. |

    |Какие вещества называются |Ученик Б. Электролиты – вещества, |

    |электролитами? |обладающие ионной проводимостью. |

    |Дайте определение не электролитам. |Не электролиты – это вещества, не |

    | |обладающие ионной проводимостью. |

    |Приведите примеры: |Ученик В. |

    |Электролитов |соли: NaCl; K2SO4; Al(NaO3)3 и т.д. |

    | |кислоты: НСl; H2SO4; HNO3; HJ. |

    | |щелочи: NaOH; LiOH; Ba(OH)2 |

    |Не элекролитов |органические вещества, |

    | |концентрированные NH4OH, уксусная |

    | |кислота (ледяная), кристаллические |

    | |соли, сахар кристаллический и раствор|

    | |сахара и т.д. |

    |Перечислите, в каких случаях реакции |Ученик Г. Реакции между электролитами|

    |между растворами – электролитами идут|идут до конца если: |

    |до конца. |Выпадает осадок. |

    | |Выделяется газ. |

    | |Образуются молекулы воды или какого |

    | |либо другого слабого электролита. |

    2. Формирование знаний, умений, навыков.

    |Деятельность учителя |Деятельность ученика |

    |(время 25 минут) | |

    |Запишите тему урока: | |

    |«Гидролиз солей» | |

    | | |

    |Вспомните, какую окраску будут иметь | |

    |индикаторы в дистиллированной воде: | |

    |лакмус |Ученик А. Лакмус – фиолетовую, |

    |фенолфталеин |Фенолфталеин – бесцветную. |

    |проводим эксперимент, доказывающий | |

    |рассуждения учеников. | |

    | | |

    |Как изменится окраска этих | |

    |индикаторов, если к их водному |Ученик Б. Окраска лакмуса станет |

    |раствору прилить раствор кислоты |красной, а фенолфталеин останется |

    |(проводим эксперимент). |бесцветным. В дистиллированной воде |

    |Почему окраска индикаторов |концентрация ионов Н+ и ОН- |

    |изменилась? |одинакова и среда поэтому нейтральна.|

    | |Если прилить раствор кислоты, |

    | |создается избыток катионов водорода |

    |ПРАВИЛЬНО. |Н+, которые определяют кислую среду, |

    | |и окраска индикатора поэтому |

    | |изменяется. |

    |В две пробирки нальем |Ученик В. Лакмус изменил окраску с |

    |дистиллированную воду и добавим: |фиолетовой на синюю, а фенолфталеин |

    |в первую пробирку лакмус, |на малиновую. При добавлении к |

    |во вторую фенолфталеин. |дистиллированной воде щелочи, в |

    |Среда нейтральная. Затем в обе |растворе создается избыток ионов ОН-,|

    |пробирки добавим раствор щелочи NaOH.|определяющих щелочную среду и окраска|

    | |индикатора изменяется. |

    | | |

    |Какие изменения мы наблюдаем? | |

    | | |

    |Дайте объяснения. | |

    | | |

    |ПРАВИЛЬНО. | |

    |Итак, какой можно сделать вывод на | |

    |основании проведенного эксперимента: | |

    |В нейтральной среде концентрация | |

    |ионов Н+ и ОН- одинакова, поэтому | |

    |лакмус имеет фиолетовую окраску, а | |

    |фенолфталеин – бесцветную. | |

    |В кислой среде имеется избыток ионов | |

    |Н+, поэтому лакмус приобретает | |

    |красную окраску, а фенолфталеин | |

    |остается бесцветным. | |

    |В щелочной среде имеется избыток | |

    |гидроксид ионов ОН-, поэтому лакмус | |

    |изменяет окраску на синюю, а | |

    |фенолфталеин становится малиновым. | |

    | Нальем в две пробирки раствор |Ученик Г. Лакмус – фиолетовую, |

    |хлорида натрия. Как вы думаете какую |Фенолфталеин- бесцветную. |

    |окраску будут иметь лакмус и | |

    |фенолфталеин в растворе этой соли? | |

    | | |

    |Почему? |При диссоциации соли |

    | |NaCl ( Na+ + Cl- |

    | |ионов Н+ и ОН-, определяющих среду, |

    | |не образуется, поэтому среда должна |

    |ПРАВИЛЬНО. |быть нейтральной. |

    | | |

    |Ваши рассуждения подтвердим | |

    |экспериментом. Прильем к раствору | |

    |соли в первую пробирку раствор | |

    |лакмуса, во вторую раствор | |

    |фенолфталеина. Действительно среда в | |

    |обеих пробирках нейтральная. | |

    |Нальем в две пробирки раствор | |

    |карбоната натрия. Как вы думаете, | |

    |будет ли изменяться окраска | |

    |индикаторов в растворе этой соли? | |

    |Проделаем эксперимент. Вы видите, что| |

    |в первой пробирке лакмус изменил | |

    |окраску на синюю, а во второй | |

    |фенолфталеина на малиновую. | |

    |(У школьников возникло противоречие с|Нет |

    |имеющимися знаниями – учителем |Да |

    |создана проблемная ситуация, которую |(правильного объяснения дать не |

    |следует решить.) |могут) |

    |Следовательно, раствор Na2CO3 имеет | |

    |щелочную среду. Кто может дать | |

    |объяснение этому факту? |Это может произойти, если в растворе |

    | |в избытке появляются ионы ОН-. |

    |Это правильно. Но попробуйте | |

    |объяснить появление избытка ионов ОН-| |

    |в растворе соли. Затрудняетесь? | |

    |Давайте вспомним, из чего состоит | |

    |раствор? |Раствор включает в себя растворитель |

    | |и растворенное вещество. |

    | | |

    |Что в данном случае является |Растворитель - вода, а растворенное |

    |растворителем и растворенным |вещество – соль. |

    |веществом? | |

    | | |

    |Подумайте еще раз, как объяснить | |

    |избыток гидроксид ионов в растворе |Вода, диссоциируя, дает протоны |

    |Na2CO3 ? |водорода и гидроксид ионы. |

    | | |

    | | |

    |Проводим опыт: наливаем в две | |

    |пробирки воду и испытываем ее | |

    |индикатором. Изменилась ли окраска |Нет, так как концентрации ионов Н+ и|

    |индикатора? |ОН-, одинаковы. |

    | | |

    | | |

    |Правильно, т.е. концентрация ионов | |

    |водорода и гидроксид-ионов находится | |

    |в равновесном состоянии. | |

    |Напишите уравнение диссоциации воды. |НОН ( Н+ + ОН- |

    | | |

    |Ребята, процесс диссоциации воды – | |

    |равновесный процесс, поэтому это | |

    |равновесие можно сдвигать в ту или | |

    |иную сторону. Для сдвига равновесия | |

    |требуются определенные условия. Как | |

    |вы думаете, в нашем примере, что | |

    |может оказать влияние на сдвиг | |

    |равновесия диссоциации воды? |Наличие соли. |

    | | |

    |Выдвижение гипотезы и ее | |

    |доказательство. | |

    |Итак, нам необходимо выяснить, почему| |

    |изменилась окраска индикаторов в | |

    |растворе карбоната натрия. | |

    |Напишите уравнение диссоциации соли |Na2CO3 ( 2Na+ + CO32( |

    |Na2CO3. | |

    | | |

    |Выясним природу соли. |Cсоль образована сильным основанием |

    |Правильно. |(NaOH) и слабой кислотой (H2CO3). |

    | | |

    |Как вы думаете, какие частицы соли | |

    |могут связывать частицы воды и | |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.