МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Национальный идеал в образовании России XIX века

    человека, его самоценности и свободы в обществе. В развитии национальной

    образовательной системы наступает четвертый период (1871-1900 г.г). Это

    время расцвета гимназического образования, своеобразный ренессанс

    гимназического обучения, что выразилось в принятии нового устава гимназий

    1871 г. Реальные гимназии устранялись, они переименовывались в реальные

    училища.

    Таким образом, в России оставался только один тип средних учебных

    заведений - классическая гимназия (чаще всего они делились на мужские и

    женские). Цель обучения оставалась та же - дать общее образование и

    подготовить молодежь к поступлению в университеты. Срок обучения

    устанавливался в 8 лет, а к нему добавлялся подготовительный класс для

    детей 8-10 лет. Главными предметами становились древние языки, при этом

    устанавливалась плата за обучение в 10-15 рублей, причем 10-15% обучающихся

    (от всего числа учеников) освобождалась от уплаты. Введена логика и

    география, уменьшены часы по Закону Божьему, чистописанию, рисованию,

    черчению, а также учреждена система классных наставников.

    В конце XIX века правительство стало стремиться придать гимназическому

    образованию. Строго национальные русские черты, отказавшись от слепого

    подражания западноевропейским аналогам. Происходят изменения в изучении

    русского языка, словесности, а также истории, в которой стало меньше войн и

    политики, а больше экономики и культуры. Были расширены курсы

    естествознания, географии, в учебный план введены логика, законоведение.

    Учебный год в России начинался 16 августа и заканчивался 1 июня (240 дней).

    Во всех классах устанавливались переводные экзамены - устные и письменные.

    Выдержавшие отлично экзамены получали похвальные листы, а по окончании

    гимназии - аттестаты зрелости, автоматически дававшие право на поступление

    на государственную службу. Лучшие ученики получали золотые и серебряные

    медали и производились сразу же в чин при поступлении на государственную

    службу. Словом, гимназии представляли собой самый популярный тип среднего

    общего образования. В целом можно отметить гуманистические принципы

    обучения в большинстве гимназий того времени и высокий итоговый уровень

    образования, получаемого в них.

    С середины XIX века христианизация начинает приобретать гуманистическую

    направленность, что проявилось в борьбе между начальным руководящим

    принципом официальной педагогики - смирением и послушанием и обновляемым

    христианством, выступающим за свободного человека.

    Показательным, в этом плане, выступают педагогические идеи и

    деятельность С.А. Рачинского. Он видел в религии прежде всего основу

    духовности ребенка в условиях отсутствия какого-либо научного образования в

    сельской местности. В служителях церкви в условиях тогдашней деревни он

    видел наиболее подготовленных учителей и замечал, что народ сам признает

    духовенство свои учителем. Идеал образовательной системы в сельской школе

    он видит в том, что она прежде всего учреждение воспитательное. В школе

    С.А. Рачинского господствовали дух народной культуры, традиции сельской

    общинности. Его школу можно назвать школой «добрых нравов». Ее программа

    имела художественно-эстетическую направленность, жизнь в школе основывалась

    на творческом труде, большую роль выполняли игра и праздники.

    Школы С.А. Рачинского - образовательная система гуманистического типа.

    Воспитательная система была основана на трех фундаментальных идеях:

    гуманизме, народности и нравственности. Его школы ставили себе следующие

    цели и задачи воспитания: развитие умственных сил ребенка; развитие его

    воли; гармоничное развитие душевных сил воспитанника, сердца, чувств и

    высших духовных дарований; создание нравственно-цельного характера; учить

    детей для последующей жизни; воспитывать чувства долга и

    благожелательности, дружбы и нежности; развивать твердость, стойкость,

    самообладание, укреплять воспитанников для жизненной борьбы (36, С. 28).

    Основной дидактической задачей было привитие ученикам умений. В основу

    своей школы он положил псалтырь и произведения А.С. Пушкина. С.А. Рачинский

    утверждал, что сама грамотность есть средство в жизненной борьбе. Научные

    знания следует дополнять различными практическими знаниями и умениями. При

    этом использовался такой методический прием, как самостоятельный учебный

    труд учеников при помощи и под руководством учителя. Сухие задачи по

    арифметике, горе гимназистов, их родителей и репетиторов, были в школе С.А.

    Рачинского любимейшим упражнением и даже забавой, которой занимались на

    всех переменах, наперебой требуя от учителя разных задачек на умножение,

    деление и прочее, а их надо было решать в уме. В его школе обучали культуре

    земледелия, пчеловодства и садоводства, основам плотницкого и столярного

    дела, приобщали к народным промыслам, которые становились предметами почти

    общеобразовательными.

    В школах С.А. Рачинского культивировался индивидуальный подход в

    обучении и воспитании. За воспитание в классе отвечал учитель - классный

    наставник. Характер взаимоотношений в школе был семейный. Первым условием

    семейного воспитания считались дружеские отношения с учениками. Учитель в

    школах С.А. Рачинского впервые в российском образовании была предназначена

    роль старшего друга.

    Эффективными были признаны такие принципы и формы воспитания, как:

    большая свобода во всем, что не несет в себе зла; разрешение конфликтов

    внутри коллектива; разнообразные занятия по интересам в свободные часы;

    годовой цикл школьных торжеств, праздников.

    Таким образом, «во главу угла» в сельской школе С.А. Рачинского было

    поставлено воспитание. Главным в школе был ее дух. Воспитательная задача

    школы состояла в том, чтобы развить в детях те духовные сокровища, которыми

    богата душа русского народа.

    Именно в этот период начинает активно развиваться светский подход во

    взглядах на человека. Этот подход зародился у революционных демократов, о

    чем было изложено выше. Гуманистическая направленность их взглядов

    концентрировалась вокруг уважения к человеческой личности, демократизма

    образовательной системы, ее народности, неотделимости личного счастья от

    общественного блага, признание прав и свобод человека, необходимость

    общечеловеческого образования. Они породили идеал гуманистической

    педагогики, которая в ценности-цели образовательной системы закладывает

    идею уважения ребенка как личности.

    Идея о гуманистическом характере образовательной системы затем была

    развита К.Д. Ушинским, который предпринял попытку внедрить ее в

    педагогическую практику. Образовательная система может формировать

    гуманного человека в том случае, если она опирается на принцип народности.

    Содержание этого принципа у К.Д. Ушинского носило гуманистический характер,

    связанный, прежде всего, с верой в добрые силы и высокий нравственный

    потенциал русского народа, а также с любовью к Родине. Следовательно,

    заключает К.Д. Ушинский, необходимо опираться на национальные качества,

    специфику жизни и общего духа русского народа. Для решения этой задачи К.Д.

    Ушинский выдвигает несколько элементов принципа гуманистического

    воспитания, основанных на личностном подходе к ученику и воспитаннику:

    знать ребенка, понимать душу ребенка, верить в способности и силы ученика,

    опираться на стремление ребенка к активной деятельности. Задача

    воспитателя, подчеркивает он, состоит в том, чтобы создать условия для

    свободной деятельности и научиться отличать упрямство, каприз от

    потребности к свободной деятельности. Стремление ребенка к свободной и

    сознательной заложено изначально от рождения. Именно создание условий для

    свободной творческой деятельности способно дать толчок для саморазвития,

    самовоспитания и самообразования.

    Гуманистические идеи Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского стали знамением

    развернувшегося общественно-педагогического движения в 60-ых г.г. XIX в.

    Оно выступало в рамках европейской мировоззренческой позиции, согласно

    которой подлинный гуманизм в обществе невозможен без свободной независимой

    личности, но и имело явный российский характер, т.к. опиралось на идеи,

    выработанные философской мыслью этого периода.

    Ярким примером нам служат философские искания В.С. Соловьева (1853-1900

    г.г.). При упадке нравов и остром дефиците человечности в России того

    периода его понимание человека основывалось как на идеях религиозно-

    христианском учении и сущности человека, так и на становящейся популярной в

    конце XIX века идеи свободы личности. Он использует не только религиозные,

    но и светские понятия, так как, отталкиваясь от реальной действительности,

    выражает истину через разум и веру. Именно в вере в человека и заключается

    философско-религиозная основа гуманизма. В качестве ценности, как

    естественных корней нравственности, В.С. Соловьев определяет чувства -

    стыд, жалость, благочестие, т.е. личные ценности, выводящие человека на

    связь с «племенной душой мира». Сравнивая человека с Божеством, он

    подчеркивал, что гуманизм есть вера в человека, а истинный гуманизм есть

    вера в богочеловека. Веруя в человека, необходимо сделать его свободным,

    т.к. человек представляется В.С. Соловьеву «деятелем», и «во всех сферах

    человеческой деятельности есть стремление к свободе».

    В конце XIX века к светскому направлению присоединились отечественные

    естествоиспытатели, также горячо ратовавшие за гуманизм (Н.Н. Бекетов, Д.И.

    Менделеев, П.А. Кропоткин и др.). Провозглашая заповеди гуманизма, они

    выступали, прежде всего, за такую науку, которая способствовала бы

    этическому и нравственному прогрессу человечества. Большое влияние оказала

    эволюционная теория, разработанная Ч. Дарвином. Мыслители, принявшие эту

    теорию за основу, выдвигают идею о постепенном развитии не только всех

    живых существ, общественных учреждений и верований, но и нравственных

    понятий и качеств человека. Так, П.А. Кропоткин развил идеи эволюционной

    теории и противопоставил их религиозному направлению. Тезис христианского

    учения «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе, иначе

    будешь в аду». Он считает не гуманным и противопоставляет ему

    нравственность, которая выясняется из знакомства со всем живым миром. П.А.

    Кропоткин говорит: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы в тех же

    условиях другие поступали с тобой».

    Таким образом, светский гуманизм П.А. Кропоткина основан на уважении к

    личности, справедливости и равенстве, на приоритете нравственного начала в

    человеческой деятельности, признании полнейшей свободы личности и свободы

    развития всех ее способностей.

    На основе вышеизложенного можно заключить, что в России конца XIX века

    в общественно-философской мысли на основе как светского, так и религиозного

    подходов формируется понятие гуманизма, в котором концентрируется целостный

    взгляд на человека. Сущностными характеристиками являются:

    общечеловеческие, опирающиеся на христианскую мораль и нравственность

    (любовь к человеку, вера в человека и его духовные силы, уважение к

    человеку); демократические, опирающиеся на идею о равенстве и братстве

    (свобода личности, народность); формирующие, опирающиеся на целостный

    подход к взглядам на человека (усовершенствование личности, подъем

    самосознания личности до стремления к самоусовершенствованию) (23). Эти

    философские, общенаучные идеи о сущности гуманизма порождают новое

    направление в развитии педагогики в России конца XIX века - гуманистическую

    педагогику. Такие мыслители как В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой

    и др. пытались найти новые подходы к воспитанию и образованию и сделать

    педагогику «точной» наукой, основанной на достижениях смежных наук о

    человеке.

    Идеал новой, гуманистической школы в исканиях русских педагогов конца

    XIX века становится приоритетным направлением не только их научных, но и

    практических интересов. Педагогическая мысль, будучи трансформатором

    передовых философских идей того времени, вобрав в себя все составляющие

    гуманистического мировоззрения, выработала собственное понимание

    гуманистической парадигмы в педагогике, которая включала в себя любовь к

    ребенку, веру в добрые силы детской души, ценностное отношение к личности

    ребенка, заключающееся в уважении и понимании; создание условий для

    свободной деятельности ребенка; учет возрастных, природных и индивидуальных

    особенностей ребенка и создание условий для саморазвития, самообразования и

    самовоспитания.

    Таким образом, формирование приоритетных национальных ценностей

    образования неразрывно связано с общей социально-политической ситуацией в

    стране. С этой точки зрения, усиление демократических начал в развитии

    школы, наметившееся после реформ 60-ых г.г. создание земской школы и

    возрастающая роль общественности в сфере образования оказывали благотворное

    воздействие на решение проблем национальной школы. Стала возможной задача

    образовать весь народ, просветить всю Русь школой, ученьем, дать

    подраставшим поколениям общечеловеческое развитие, сочетая его с

    национальными формами жизни.

    Передовая русская педагогика конца XIX века развивалась в русле новой

    культурной традиции, являлась одной из важнейших ее ветвей. Наиболее яркие

    ее представители не только отчетливо сознавали историческую ограниченность

    и обреченность консервативной официально-охранительной педагогики, усердно

    сохранившей свою приверженность обветшалой формуле «самодержавие,

    православие, народность», но и всю пагубность слепого подражательства

    буржуазной педагогике Запада, выступавшей нередко с откровенной

    апологетикой «рационального капиталистического строя и предававшей забвению

    такие понятия, как «духовность, самобытность, личность».

    Изложенное свидетельствует, что процесс определения приоритетных

    национальных ценностей образования совершался в двух основных направлениях:

    теоретико-ориентированном и практико-ориентированном.

    Ведущими началами приоритетов выступали: национальное как противовес

    националистическому; народное, исключающее космополитический характер

    образования и признающее в качестве ведущих его черт - патриотизм,

    гражданственность, общественность, ответственность перед настоящим и

    будущим России, не игнорирующее общечеловеческие, мировые и духовные

    ценности, а тесно связанные с ними.

    Выводы по второй главе.

    В общественно-философской мысли России середины XIX века мы наблюдаем

    формирование активного интереса к вопросам существования человека, его

    самоценности и свободы в обществе. В развитии национальной образовательной

    системы наступает четвертый период (1871-1900 г.г.). Это время расцвета

    гимназического образования, своеобразный ренессанс гимназического обучения,

    что выразилось в принятии нового устава гимназий 1871 г. Реальные гимназии

    устранялись, они переименовывались в реальные училища и, по сути, вообще не

    считались общеобразовательными средними учебными заведениями.

    К концу XIX века гимназия стала основным учебным заведением, дающим

    общее образование и позволяющим поступать не только в высшее учебное

    заведение, но и на государственную службу в определенном чине. Уровень

    преподавания и квалификация преподавателей, введение института классного

    наставничества свидетельствовали о движении государственной школы в сторону

    гуманистической педагогики. Школа начинала приобретать национальные русские

    черты.

    Религия в школе стала рассматриваться как эстетическое постижение

    духовной культуры, традиций народа и сельской общности. Основные принципы

    сельской школы, выдвинутые С.А. Рачинским (гуманизм, народность,

    нравственность), были созвучны с общими веяниями в отечественной

    педагогике. Национальная русская школа должна была быть школой христианских

    учений и добрых навыков и формировать у воспитанника, прежде всего,

    нравственно-цельный характер. Философско-религиозные идеи о любви и

    свободе, о вере в человека, о стремлении человека к усовершенствованию

    раскрывают гуманистический характер исканий общества в середине XIX - конце

    XIX века. Фактически вся религиозная российская философия конца XIX века

    развивалась под знаком идей В.С. Соловьева. Эти идеи о том, что человек

    есть саморазвивающийся объект, который из религиозной мысли проникает в

    педагогику. Это не отрывало Российскую школу от Запада, а развивало ее в

    русле общемировых тенденций, т.к. христианство всегда было важным элементом

    воспитания у всех народов, но христианство, раскрепощающее личность.

    На основе вышеизложенного можно заключить, что в России конца XIX века

    в общественно-философской мысли на основе как светского, так и религиозного

    подходов формируется образовательный идеал на основе понятия гуманизм, в

    котором концентрируется целостный взгляд на человека. Сущностными

    характеристиками образовательного идеала являются: общечеловеческие,

    опирающиеся на христианскую мораль и нравственность (любовь к человеку,

    вера в человека и его духовные силы, уважение к человеку); демократические,

    опирающиеся на идею о равенстве и братстве (свобода личности, народность);

    формирующие, опирающиеся на целостный подход к взглядам на человека

    (усовершенствование личности, подъем самосознания личности до стремления к

    самоусовершенствованию). Эти идеи порождают новую направленность в

    реформировании образовательной системы России конца XIX века -

    гуманистическую, которая основывалась как на религиозном, так и светском

    понимании гуманизма. Они реализовались в поиске новых подходов к воспитанию

    и образованию попытке сделать педагогику «точной» наукой, основанной на

    достижениях смежных наук о человеке (В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Л.Н.

    Толстой и др.).

    Заключение

    1. Отличительной особенностью развития российского общества на

    современном этапе выступает стремление к поиску национальной идеи,

    консолидирующей прогрессивные, творческие силы всего социума. В основе

    национальной идеи лежит позитивное восприятие своего исторического

    прошлого, отыскание глубинных смыслов общественного бытия через осмысление

    собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций.

    2. Рассмотрение философско-педагогических исканий в России XIX века

    позволило определить образовательный идеал как многомерное, сложное и

    противоречивое понятие, сущностная характеристика которого

    складывается из множества точек зрения, носящих философский,

    религиозный, социальный, политический и педагогический характер.

    Представители революционно-демократического направления в поисках

    идеала национальной образовательной системы ориентируются на

    демократических, общественных, народных принципах в воспитании и в качестве

    ценностных ее оснований предлагают: уважение к человеческой личности,

    демократизм, народность, неотделимость личного счастья от общественного

    блага, признание прав и свобод человека, необходимость общечеловеческого

    блага, признание прав и свобод человека, необходимость общечеловеческого

    образования.

    С началом общественно-педагогического движения это понятие стало

    приобретать и педагогические характеристики. Наиболее ярко идея народности

    проявилась в педагогических концепциях Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и др.

    Эта идея тесно связана с набиравшей силу в тот период гуманистической

    парадигмой. Преломляя общественно-политические идеи просветителей первой

    половины XIX века о сущности человека и его роли в обществе и государстве,

    педагоги-исследователи наполняют традиционную педагогику демократическими и

    гуманистическими принципами, обосновывая их на основе принципа народности.

    3. Ретроспективный анализ показывает, что процесс становления и

    развития образовательной системы России XIX века, на основе

    образовательного идеала, носил субъективный характер, соответствовал

    становлению государственной системы образования, развитию общественно-

    педагогических идей и прошел четыре основных периода: первый период (1802-

    1829 г.г.), второй период (1829-1849 г.г.), третий период (1849-1871 г.г.),

    четвертый период (1871-1900 г.г.). В реальной практике национальная

    образовательная система, ориентирующаяся на гуманистический образовательный

    идеал, была представлена единичными образцами передового педагогического

    опыта.

    4. В общественно-философской мысли России середины XIX века мы

    наблюдаем формирование активного интереса к вопросам существования

    человека, его самоценности и свободы в обществе. Социальные характеристики

    человека выделяются в это время, как условие взаимодействия личности и

    общества, общества в котором сущность человека рассматривается через

    глубокое понимание его внутреннего мира.

    Проведенный анализ становления образовательной системы на основе поиска

    образовательного идеала позволяет выделить одну из тенденций ее развития.

    Система образования как социальный институт государства и общества требует

    постоянных преобразований, реформирования. Однако, стратегии реформирования

    могут быть разными. В анализируемый период доминировала стратегия

    реформирования «сверху», от государства, которая основывалась на теории

    педагогического классицизма и вела к нивелированию, унификации,

    единообразию в идеологии образования, что приводило к закрытости школы,

    казенщине, бюрократизму. Идеи о гуманистическом образовательном идеале

    практически не были востребованы в педагогической практике. Итак,

    российская образовательная система, приняв в качестве ценностей-целей идеи

    гуманистического образовательного идеала в аспекте народного и

    национального, к концу XIX века приобретала цивилизованные черты.

    Литература

    1. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии

    развития отечественного образования. - М., 1994.

    2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. - М.,

    1997.

    3. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. - М., 1959.

    4. Белинский В.Г. Избр. пед. соч. - М., 1982.

    5. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и

    начала XX века. О России и русской философской культуре. - М., 1990.

    6. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических

    теориях и системах воспитания. - Ростов н/Д, 1999.

    7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М., 1999.

    8. Вопросы истории педагогики. - М., 1973.

    9. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России. - М., 1978.

    10. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М., 1974.

    11. Добролюбов Н.А. Полн. собр. соч., в 6-ти томах. - М., 1936.

    12. Добролюбов Н.А. Избр. пед. соч. - М., 1986.

    13. Егоров С.Ф. Теоретические проблемы содержания обучения в

    общеобразовательной школе России конца XIX - начала XX веков. - М., 1985.

    14. Егоров С.Ф. Основные проблемы дидактики в России XIX века. - М., 1982.

    15. Жураковский Г.Е. Основные направления и тенденции в развитии

    педагогической науки конца XIX - начала XX веков. - М., 1980.

    16. Избранные социально-политические и философские произведения

    декабристов. - М., 1951. Т. 2.

    17. Из истории дореволюционной мысли и школы. - М., 1974.

    18. История педагогики в России. Хрестоматия. - М., 1999.

    19. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избранные

    педагогические сочинения. - М., 1982.

    20. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. - М., 1982.

    21. Кирьякова А.И. Ориентация школьников на социально значимые ценности. -

    Ленинград, 1991.

    22. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование. Традиции и перспективы. -

    М., 1993.

    23. Куликова С.В. Гуманистическая направленность педагогической мысли и

    учебных заведений нового типа в России конца XIX - XX веков // Автореф.

    канд. пед. наук. - Волгоград, 1996.

    24. Лебедев П.А. Вопросы методологии истории русской и всеобщей педагогики

    в трудах П.Ф. Каптерева // Советская педагогика, 1983, № 3.

    25. Лекции по истории отечественной педагогики. - М., 1995.

    26. Менделеев Д.И. О направлении русского просвещения и о необходимости

    подготовки учителей // Антология педагогической мысли России середины XIX

    - начала XX веков. - М., 1990.

    27. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. - М., 1989.

    28. Народное образование и педагогическая мысль России XIX века. - М.,

    1980.

    29. Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания

    (вторая половина XIX - 90-ые г.г. XX в.в.). Под редакцией З.И. Раквина. -

    М., 1997.

    30. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн., 1998.

    31. Педагогическое наследие: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский

    Н.Г., Добролюбов Н.А. / Сост. А.Ф. Смирнов. - М., Педагогика, 1987.

    32. Педагогика и политика в образовании России конца XIX - начала XX веков.

    - М., 1991.

    33. Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. - М., 1985.

    34. Писарев Д.И. Избр. пед. соч. - М., 1984.

    35. Равкин З.И., Пряникова В.Г. Теоретические вопросы исследования

    приоритетных национальных ценностей образования (историко-педагогический

    аспект). Национальные ценностные приоритеты сферы образования и

    воспитания. Под ред. З.И. Равкина. - М., 1997.

    36. Рачинский С.А. Сельская школа. Сборник статей. - М., 1991.

    37. Руденко Ю.Н. Методы воспитания «нового человека» в русской педагогике

    второй половины XIX века. - М., 1982.

    38. Савин М.В. Развитие гуманитарного образования в России середины XIX -

    начала XX в.в. // Педагогика и политика в образовании России конца XIX -

    начала XX в.в.: Материалы конференции молодых ученых. - М., 1997.

    39. Сергеенкова В.В. Правительственная политика в области начального

    образования в России второй половины 60-ых г.г. XIX века. - М., 1980.

    40. Соловьев В.С. Философия всеединства. - М., 1991.

    41. Стоюнин В.Я. Мысли о наших гимназиях // Антология педагогической мысли

    России второй половины XIX - начала XX веков. - М., 1990.

    42. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л., 1960.

    43. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1954.

    44. Ушинский К.Д. Сочинения, АПН РСФСР. - М., 1948-1951.

    45. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, в 8-ми томах. - М., 1951.

    46. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

    47. Циркульников А.И. Из тайных архивов русской школы. - М., 1992.

    48. Чернышевский Н.Г. Избр. пед. соч. - М., 1983.

    49. Юркевич П.Н. Курс общей педагогики. - М., 1969.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.