МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного звукопроизношения

    вверх и положение языка, близкое к форме чашечки – пиалы.

    6. “Грибок” выработать подъем языка вверх, растягивая подъязычную

    уздечку.

    7. “Лошадка” укреплять мышцы языка, отрабатывать подъем языка вверх.

    Исследователями института физиологии детей АПН установлено, что уровень

    развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности

    тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка пальцев рук также явилась

    важной частью нашей работы, так как она способствует улучшению

    артикуляционной моторики, является подготовкой кисти руки к письму. Работу

    по развитию кистей рук мы проводили систематически по 3-5 минут ежедневно

    на занятиях и вне занятий.

    Упражнения для пальчиковой гимнастики (выполняется сидя или стоя):

    1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание: ладонями вверх, ладонями

    вниз, обеих рук одновременно, правой и левой по очереди.

    2. Вращение кистями рук: в правую, затем в левую; вовнутрь (обеими

    кистями); наружу.

    3. Выгибание кистей рук: одновременно; правой, левой по очереди.

    4. Прогибание кистей рук: одновременно; правой левой по очереди.

    5. Чередование прогибания и выгибания.

    6. “Пальчики здороваются” (соприкосновение подушечек пальцев.)

    7. “Коготки” – сильное полусгибание и разгибание пальцев.

    8. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди.

    9. “Ножницы” – разведение пальцев в стороны.

    10. “Замок” – ладони вмести, пальцы переплетены, сдавливание ладоней

    силой.

    11. “Фонарики” – вращение свободными кистями рук.

    12. Потряхивание расслабленными кистями; руки вверх, в стороны, опущены

    вниз.

    На формирование фонематического восприятия предлагали детям игры с целью

    узнавания звука в слове и выделения его из слов разработанные А.И.

    Максаковым:

    . Дети должны были посадить в машину только тех животных, в

    названиях которых есть звук с.

    . Из предложенных картинок с изображениями животных, ребенок

    должен был отобрать те, в которых есть звук з.

    . Отгадывание детьми хорошо знакомых им загадок с дальнейшим

    определением, есть ли в названии отгадки заданный звук (“у

    кого из всех зверей хвост пушистей и длинней! – У лисы “В

    слове лиса есть звук с! А в слове зверь есть звук с!”).

    Игры были для детей интересны, вызывали соответствующий эмоциональный

    настрой.

    Для развития общей и мелкой моторики, проводили с детьми различные

    упражнения, например: (“Три Егора”, “Веселый дождик”):

    Цель: закреплять артикуляцию звуков (р и рь), развивать общую и мелкую

    моторику, координацию речи с движением.

    На горбушке

    (руки поднять вверх, изобразить полукруг)

    Три

    (большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные три

    поднять вверх)

    Забора,

    (руки держать перед собой, пальцы развести в стороны).

    Три

    (большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные три

    поднять вверх).

    Избушки

    (соединить концы пальцев вместе, изобразить крышу избушки, поднимая

    руки вверх.)

    Три

    (большой палец правой и левой руки соединить с мизинцем, остальные три

    поднять вверх)

    Егора

    (руки опустить вниз вдоль туловища).

    Справа – дедушка Егор,

    (шаг вправо и руки вправо, левую ногу приставить и руки опустить).

    Слева – дядюшка Егор.

    (шаг влево и руки отвести влево, правую ногу приставить, руки

    опустить).

    А у среднего забора

    (полупоклон туловища вперед, руки от груди развести в стороны)

    Не Егор

    (поворачивать голову в стороны).

    А пол – Егора

    (руки вытянуть вперед на уровне пояса ладонями вниз).

    Потому что он пока

    (походить на месте).

    От горшка два вершка

    (полупоклон туловища вперед, держать полусогнутые в локтях руки на

    уровне пояса ладонями вниз).

    В свободное время и в непроизвольной беседе учили с детьми

    чистоговорки:

    На траве – трава, у тропинки – дрова.

    Петр едет на троллейбусе, а Трофим – на трамвае.

    Труба трубит, труба поет,

    Трубач по улице идет.

    У Петрушки три ватрушки, три ватрушки у Петра.

    Сначало проговаривали медленно, затем убыстряя темп контролируя

    дрожание кончика языка при звуках (р и рь).

    Устраивали с детьми вечера загадок, предлагали детям самим придумать

    загадки.

    Испугался кот собак, задом пятится как… (рак).

    Береги нос в сильный… (мороз).

    Чик – чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей).

    Пришел домой художник наш, он взял тетрадь и… (карандаш).

    Далеко от земли, ушли в море… (корабли).

    В день рождения Петрушке купили новые… (игрушки).

    Иногда из ручейка растекается… (река).

    Развивающие возможности загадки во всей красе предлагала Ю.Г.

    Илларионова.

    Социально – бытовой аспект пословиц и поговорок раскрыли В.П.

    Андрианова – Перетц, Н.А. Дмитриева, Ю.Г. Круглов.

    Использовав в работе с детьми индивидуальные и коллективные занятия,

    заметили что в коллективных занятиях продуктивность повышается, а

    утомляемость уменьшается. Коллектив является для детей сильным фактором

    взаимного влияния.

    В своей работе мы руководствовались следующими принципами:

    всесторонние развитие личности ребенка, сознательность и активность детей,

    учет возрастных особенностей ребенка, индивидуальный подход, наглядность,

    научность и системность, решающая роль педагога.

    Материал специальных занятий закрепляли и вне занятий, в режимных

    моментах. Использовали в работе с детьми комплекс пальчиковой гимнастики,

    игры по развитию мелкой и общей моторики, малые различные формы фольклора.

    Используя подражательные способности детей и игровую ситуацию легче

    добиться того или иного звука. Дети с большим желанием изображали птиц,

    животных, подражали им. Подражание является основой для формирования

    звуков. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.

    “Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков

    и тем самым уточнять свои собственные движения”. (Ф.Ф. Рау).

    В своей работе мы использовали работу с родителями – беседы, групповые

    собрания, оформление папки – передвижки “Говорят наши дети”, “Роль малых

    фольклорных форм для развития звукопроизношения”. Обновили уголок для

    родителей, поместили таблицу звукопроизношения детей, расписание занятий,

    рекомендации, литературу для ознакомления.

    3. Контрольный эксперимент

    По окончании обучения нами был проведен контрольный срез для

    определения эффективности проделанной нами работы.

    Для уровня сформированности звукопроизношения мы провели итоговое

    обследование: предлагали ребенку задания:

    . Произнести звук изолированно

    . В словах

    . Продемонстрировать умение пользоваться во фразовой речи и

    самостоятельной.

    Наглядный материал изменили.

    Обследование показало, что количество детей с нарушением

    звукопроизношения сократилось.

    Правильное произношение свистящих сформировалось у Алисы Л., Саши Н.,

    Дениса М.

    Правильное произношение шипящих сформировалось у Данила П., Олега В.,

    у Тани Б., Тани М.

    Все звуки сформировались у Андрея И., Федора Ф., Данила П., Дениса К.,

    Насти Я., Олега В.

    Проведя анализ констатирующего эксперимента и контрольного среза,

    можно сказать, что количество детей на низком уровне сократилось с 4

    до 1, на среднем с11 до 8, на высоком уровне оказалось 6 детей.

    |Констатирующий |I-4 |20 детей |

    |Эксперимент. | | |

    | |II-11 | |

    | |III-5 | |

    |Контрольный |I-1 |15 детей |

    |Срез. | | |

    | |II-8 | |

    | |III-6 | |

    Мы достигли высоких результатов. Работу необходимо продолжать и

    педагогам ДОУ, и родителям.

    Заключение

    Речь осуществляется деятельностью сложного анатомо–физиологического

    аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы

    речи неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием

    коры головного мозга.

    В основе звукопроизносительного процесса, лежат речевое дыхание и

    деятельность речедвигательного аппарата.

    К концу второго года жизни ребенок пользуется при понимании речи

    фонематическим восприятием всех звуков русского языка. (Н.Х. Швачкин).

    Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и

    речедвигательного анализаторов. Способствуют формированию правильного

    звукопроизношения особая восприимчивость детей к звуковой стороне языка,

    интерес ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением.

    Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного

    аппарата, который к дошкольному возрасту сформирован, но имеет некоторые

    особенности.

    Процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании

    связи между ощущениями, вызванными сокращением мышц речевого аппарата, и

    слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям

    присоединяются еще и зрительные ощущения. Зрительное восприятие помогает

    улавливать видимую артикуляцию звуков и тем самым уточнять свои собственные

    движения (Ф.Ф. Рау).

    Одной из важных предпосылок формирования речи являются способность

    ребенка к подражанию.

    Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь

    окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности отмечают многие

    исследователи.

    Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для

    успешного овладения звуковой стороной русского языка. По мнению большинства

    ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для

    окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от

    правильного произношения в возрасте свыше 5 лет, утверждает Е.Ф. Рау,

    необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может

    превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо

    особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать

    косноязычие.

    Одной из причин неправильной речи детей М.Е. Хватцев называет

    “недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих”

    (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному

    произношению).

    Исследователями детской речи и практическими работниками отмечено

    значение правильного произношения звуков для формирования полноценной

    личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к

    школе. Ребенок с развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и

    сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами

    произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает

    психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Особое значение

    правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из

    причин неуспеваемости учащихся начальных классов называют наличие у детей

    недостатков звукопроизношения. Нередко, несмотря на хорошие умственные

    способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него

    наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи,

    затрудняется в овладении навыками письма.

    По материалом обследования, 15-20% детей поступают в школу из детского

    сада с несовершенным произношением звуков.

    Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей

    актуальности и практической значимости в настоящие время.

    Используя в практической деятельности разные средства формирования

    правильного звукопроизношения – артикуляционную гимнастику, игры,

    упражнения для мелкой и общей маторики и т.д. Мы убедились, что не менее

    эффективными средствами воздействия являются малые формы фольклора

    (загадки, считалки, чистоговорки, сказки и др.).

    Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами

    художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые

    повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного

    звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой.

    Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в

    общей системе работы по родному языку.

    Осознавать значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи

    должны и педагоги и родители.

    Библиография

    1. Азадовский М.К. “История русской фольклористики” Москва:

    Учпедгиз, 1958г.

    2. Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному

    языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”, 1997г.

    3. Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском

    фольклоре – Вып.1, 1991г.”

    4. Бондаренко А.К. “Словесные игры в детском саду” М:

    Просвещение, 1977г.

    5. Буланин Д. “Детский поэтический фольклор” Антология, 1997г.

    6. Бородич А.М. “Методика развития речи у детей” М.,

    Просвещение, 1981г.

    7. Барская Н. “Выступает будто пава!” (элементы фольклора на

    занятиях в детском саду) // Дошкольное воспитание, 1994г.

    №12.

    8. Бахтин В.С. “От былины до считалки” Рассказы о фольклоре –

    Л., 1988г.

    9. Городилова В.И. “Воспитание правильной речи” УЧПЕДГИЗ, 1956г.

    10. Генинг М.Г., Герман Н.А. “Обучение дошкольников правильной

    речи” Чебоксары, 1980г.

    11. Гербова В.В. “Занятия по развитию речи в средней группе

    детского сада” Просвещение, 1983г.

    12. Грухих В.М. “Словопроизводство в пословицах и поговорках”

    Русский язык в школе, 1997г.

    13. Зуева Т.В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 1998 г.

    14. Карпова С.Н. “Осознание словесного состава речи

    дошкольниками” М., 1967г.

    15. Лопухина И.С. “Звуки, буквы и слова”, “Дельта”, 1998г.

    16. Мелехова Л.В. “Речь дошкольника и ее исправления” М.,

    Просвещение, 1867г.

    17. Максаков А.И. “Правильно ли говорит ваш ребенок” М.,

    Просвещение, 1982г.

    18. Мартынова А.Н. “Детский поэтический фольклор”СПб, 1997г. №608

    19. Максаков А.И. “Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим

    словом”. М., Просвещение, 1979г.

    20. Никитина М.А. “Фольклор в эстетическом и нравственном

    воспитании школьников” Минск, 1968г.

    21. Нестеренко И. “О роли воспитателя в формировании речевых

    навыков дошкольников” // Дошкольное воспитание, 1985г. №11.

    22. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей”// Дошкольное

    воспитание, 1995г. №9.

    23. Новицкая М. “Фольклорная школа” // Дошкольное воспитание,

    1993г. №9.

    24. Репина З.А. “Уроки логопедии”, “Литур” Екатеринбург, 1999г.

    25. Радина Е.И. “Воспитание правильной речи у детей дошкольного

    возраста” М., Просвещение, 1968г.

    26. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня

    в жизни детей”// Дошкольное воспитание, 1997г. №4.

    27. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому

    фольклору”// Дошкольное воспитание, 1993г.

    28. Сергеева Д. “А как речь – то говорит, словно реченька

    журчит”: Малый фольклор. Дош. воспитание, 1994г. №9

    29. Салахова А.Д. “Развитие звуковой стороны речи ребенка” М.

    Педагогика, 1973г.

    30. Соловьева О.И. “Методика развития речи и обучение родному

    языку в детском саду” М., Просвещение, 1966г.

    31. Сохин Ф.А. “Развитие речи детей дошкольного возраста” М.,

    Просвещение,1988г.

    32. Тарланов З.К. “Русские пословицы: синтаксис и поэтика”.

    Петрозаводск, 1998г.

    33. Туманова Т.В. “Формирование звукопроизношения у дошкольников”

    1999г.

    34. Усова А..П. “Русское народное творчество в детском саду”. М.,

    Просвещение, 1972г.

    35. Флерина Е.А. “Эстетическое воспитание дошкольников”. М.,

    1961г.

    36. Фомичева М.Ф. “Воспитание у детей правильного произношения”.

    М., 1981г.

    37. Чемортан С.М. “Формирование художественно – речевой

    деятельности дошкольников”. Кишинев, 1986г.

    38. Ярославский Е. “Как родятся, живут и умирают боги и богини”

    М., 1959г.

    Приложения

    Конспект занятия

    . Сейчас мы с вами поиграем в игру, - мы будем называть предметы,

    а потом бросать вам мяч. Но вы будете ловить его лишь тогда,

    когда в названии предмета услышите звук ж. Какой звук?

    . Если в названии предмета нет звука ж, ловить мяч не надо, будете

    его отбрасывать обратно.

    Еще раз повторяем, когда ребенок должен ловить мяч и когда

    отбрасывать. Затем становимся 3-4 шагах от ребенка, произносим например,

    слово жаба и бросаем мяч. Ребенок ловит его. Затем говорим слово стул и

    снова бросаем мяч. Ребенок отбрасывает мяч от себя. Слова произносим не

    спеша, интервал между произнесением слова и подачей мяча 2-3 с.

    Используемый набор слов: жук, лыжи, картина, ножницы, велосипед, диван,

    ежата, трамвай, медвежонок, кубики, дерево, лужа, ножи, кровать.

    . Предлагаем детям повторить за нами чистоговорки, произнося их

    шепотом (на ушко медведю, кукле).

    Жа-жа-жа- убежали два ежа. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу. Хорош пирожок,

    внутри творожок.

    . Дети отгадывают загадки и говорят, есть ли в слове - отгадки

    звук ж.

    Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ежик)

    Два кольца, два конца, посредине гвоздик. (Ножницы)

    . Заучивание стихотворения помогает детям закрепить произношение

    звука ж.

    Рыжий котенок

    Вышла девочка на лыжах, Добежал до горки – ждет.

    А за ней котенок рыжий. Прокати, Аленка,

    От нее не отстает, Рыжего котенка! (М. Солдатенко)

    В игре дети участвовали активно. Саша Н., Никита К., Денис М., допускали

    ошибки (ловили мяч, когда в слове не было звука “ж”). Чистоговорки

    предложили повторить шепотом Данилу П., Андрею И., потом по желанию

    детей. Загадки дети отгадали правильно, после чего заучили с детьми

    стихотворение “Рыжий котенок”.

    Занятие прошло организованно, большинство детей с заданием справились.

    Конспект занятия

    Тема: Воспитание правильного, четкого произношения “сь” в речи.

    Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука “сь” во фразовой

    речи.

    Предшествующая работа: уточнение произношения звука “сь” в словах.

    Подготовительная работа: подбор материала (рассказ, стихи,

    чистоговорки).

    “Семья”

    Сегодня дома вся семья. Все отдыхают в саду Сима и Сеня сидят в

    беседке. Сима собирает синие бусинки. Сеня делает свисток. Мама беседует с

    Люсей. Папа и Вася гонят из сарая гусей.

    . Следим за тем, чтобы дети правильно произносили звук “сь”, но не

    выделяли его во фразовой речи (чтобы не нарушалось восприятие

    текста).

    . Проговаривание чистоговорок: са-са-са- вот идет лиса, со-со-со-

    лиса катит колесо, сы-сы-сы- хвост красивый у лисы, су-су-су-

    видел я в лесу лису.

    . Заучивание скороговорки: Саня в лесу поймал лису.

    . Отгадывание загадок: В воде купался, сухим остался. (Гусь)

    Кто не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

    Занятие прошло организованно, к проговариванию чистоговорок подключали

    малоактивных детей: Софью, Никиту, Андрея. Скороговорку заучили, Данил П.

    проговорил сначала медленно, затем быстрее. Загадки отгадали правильно.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.