МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного звукопроизношения

    – П. Ф. Каптерев, Е.Н. Водовозова, Е. И. Тихеева критически относились к

    системе Фребеля, отмечая, что такая методика не может развить яркого

    народного языка. Но, по мнению К.Д. Ушинского отдельные занятия и игры в

    руках творческих педагогов могли быть использованы без переделки.

    Мария Монтесори (1870 -1952) – итальянский педагог. Развития языка

    включает исправления дефектов речи, обучение грамоте. Достоинство метода

    состоит в обеспечении сенсорной основы для речи в процессе упражнений с

    искусственным дидактическим материалом. На развитие правильной речи

    направлены гимнастика дыхания и гимнастика губ, зубов, языка. Отечественные

    педагоги оценивали этот метод неоднозначно. В России метод Монтессори

    пропагандировала в начале этого века Ю. Н. Фаусек. Тихеева считала методы

    развития речи по системе Монтессори искусственными, далекими от интересов

    детей. В русской педагогики давние традиции воспитания обучения на родном

    языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни

    ребенка содержаться в трудах С. Полоцкого (1629-1680), А.Д. Кантелшра (1708-

    1744), А. П. Сумарокова (1717-1777) особая роль в обучении русских детей на

    родном языке принадлежит М. В. Ломоносову (1711-1765) , осуществившему

    реформу русского языка и выступавшего за национальное образование и

    воспитание на родном языке.

    Особая роль в создании системы первоначального обучения отечественному

    языку принадлежит к. Д. Ушинскому (1824 -1870). В основу своей системы он

    положил принцип народности, он доказал необходимость подготовительного

    обучения до школы. Ушинский обратил внимание на психологические особенности

    детей дошкольного возраста, указав на необходимость наглядности в работе с

    ними. В современной практики широко используются упражнения, рассказы,

    написанные им, и народные сказки в его обработке. Е. А. Аркин (1873 - 1948)

    считал речевое общение детей с взрослыми источником познания маленьким

    ребенком окружающего мира. В монографии “Ребенок от года до четырех

    лет”(1931г.), а также в ряде станет Аркин, прослеживает изменение словаря и

    грамматических форм детской речи; опираясь на труды И. Павлова, В.

    Бехтерева объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых

    голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта,

    ритмические колебания в развитии речи.

    Е. И. Тихеева (1867 -1944) создала свою систему развития речи детей

    дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания. Она

    определила основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду: 1)

    развития аппарата речи детей, его гибкости, четкости, развитие речевого

    слуха; 2) накопление содержание речи; 3) работа над формой речи, ее

    структурой. Созданная А.П. Усовой и ее сотрудниками общая теория обучения в

    детском саду, разрабатывалась на материале родного языка. С начала 50-х г.

    или экспериментально исследовались задачи обучения родному языку, характер

    дошкольного обучения, методические проблемы воспитания звуковой культуры.

    Широкую известность получили работы Евгении Ильиничны Радиной – об

    обучении детей правильному произношению звуков.

    Феликс Алексеевич Сохин (1929-1992) лингвист и психолог. С его именем

    связано развитие методики развитие речи на новом качественном уровне. Он

    убедительно доказал, что развитие детской речи имеет свое самостоятельное

    значение и не домесно рассматривается только лишь как аспект ознакомления с

    окружающим миром. Исследования Ф.А. Ушаковой и их сотрудников, опиравшиеся

    на более глубокое понимания процесса развития речи, сложившееся к началу 70-

    х годов, во многом изменили подход к содержанию и методике развития речи

    детей. Выводы, полученные в этих исследованиях, имеют не только большое

    теоретическое, но и практическое значение.

    Усвоению звуковой системы родного языка посвящены исследования Г.М.

    Ляминой, М.М. Алексеевой, А.И. Максаковой, Васильевой, Журовой.

    В настоящие время в центре внимания дошкольных работников оказалась

    проблема форм обучения родной речи. Традиционные фронтальные занятия по

    родному языку, хотя и признаны важнейшим средством развития речи, но

    подвергнуты критике.

    В результате дискуссий утвердилось мнение о необходимости занятий в

    речевом развитии детей. В 10-11 месяце слово начинает служить средством

    общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период

    “фонемного развития речи”. К концу первого года появляются первые слова. С

    начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале

    дифференцируются гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет

    внутрь группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие –

    звонким, твердые – мягким и т.д.

    Затем начинается усвоение социально закрепленных согласных звуков.

    1.2. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения

    правильным произношением

    Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок

    овладевает своими речевыми и слуховыми и слуховыми аппаратами. В начале на

    основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий

    еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б.

    Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством

    общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой

    – первые самостоятельные слова. Раннее восприятие слов идет на основе

    ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не

    воспринимается. Н.Х. Швачкин назвал этот этап “дофонемное развитие речи”. В

    10-11 месяце слово начинает служить средством общения и приобретает

    характер языкового средства. Начинается период “фонемного развития речи”. К

    концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни

    начинается дифференциация гласные звуки от согласных. Дальнейшая

    дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сорные -

    шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т.д. Затем начинается усвоение

    социально закрепленных согласных звуков.

    Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде

    является не устойчивость артикуляции при их произношении. Новые

    фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения групп

    согласных находиться в зависимости от артикуляционных особенностей звуков,

    составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде

    не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки. Большое

    значение имеет изучение смены “звуков – заместителей”. Процесс замещения

    звуков сложный и своеобразный. А.Н. Гвоздев считал, что отсутствующие в

    произношении звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками

    которые есть в распоряжении ребенка.

    Система замены одних звуков другими базируется, на артикуляционном

    родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования,

    реже – по способу образования. Овладения новым типом артикуляционных

    движений вызывает к жизни ряд родственных звуков.

    Новый звук при его усвоении появляется лишь в части слов, а в других

    словах по-прежнему – субститут (заместитель).

    Согласные подчеркивал М.Е. Хватцев, дифференцируются постепенно через

    переходные звуки, например (с) переходит в (ш) через стадии: с-сь-ш.

    Дети при переходе к правильному произношению звуков начинают

    пользоваться ими в нужных и не нужных случаях, заменяя ими даже те звуки,

    которые сами были заместителями первых. Овладев произношением звука (ш)

    (раньше произносился с), ребенок говорит “шобака”, “волоши”. М.Е. Хватцев

    объясняет это явление “переупотребления” или обратной замены звука тем, что

    вновь приобретенный звук на некоторое время становиться сильным

    раздражителем – доминантой и вследствие недостаточной еще дифференциации с

    заместителем последний вытесняется даже из законно занимательных им мест.

    Основной путь развития фонетической стороны речи ребенок проходит в

    преддошкольном возрасте. К трем годам ребенок овладевает всей системой

    звуков языка, с некоторыми исключениями.

    Труднее ему даются шипящие (ш,ж) сорные (р,л) и свистящие (с,з) звуки.

    В основном к трем годам дети овладевают звукопроизношением. Однако

    речь несовершенна в фонетическом отношении. Для нее характерна общая

    смягченность (“зюк”-жук, “сюба”-шуба, “неть”-нет и т.д.)

    Замена заднеязычных звуков к,г переднеязычными – т,д (“тутолка”-

    куколка, “дуси”-гуси), иногда замена звонких глухими.

    Значительная часть трехлетних детей не умеет произносить шипящии

    звуки, чаще заменяя их свистящими (“сапка”, “коска”, “зук”). Отмечаеться

    не умение произносить звук (р) (попуск или замена его), искажения звука

    (л).

    Словопроизношение младших дошкольников тоже имеет свои особенности.

    Сокращение (эмция) слов (“тул”- стул, “весепед”- велосипед);

    перестановки (метатезы) слов звуков (“шапля”- шляпа, “гофли”- гольфы,

    “корвик”- коврик); уподобление (ассимиляция) одного звука другим “бабака”-

    собака; слияние (контаминация) двух слов в одно “” Мафеда –Мария Федоровна;

    добавление звуков (“реблята”, “иржавая”) и преждевременное произнесение

    последующего звука (антиципация).

    В среднем дошкольном возрасте, к 4-1/2 годам, почти исчезает

    смягченность речи, наблюдается лишь у немногих детей.

    Шипящие звуки сначала дети произносят не чисто, но постепенно ими

    овладевают. В этом возрасте характерна не устойчивость произношения. Дети

    произносят звуки то правильно, то неправильно. Дети переходят к правильному

    произношению звуков ш, ж, р. Ребенок начинает пользоваться этими звуками в

    нужных и ненужных случаях:

    “горубой” (голубой)

    “шад” (сад)

    “рампа” (лампа)

    Если вместо р ребенок произносил л, то теперь он делает обратную

    замену. Большинство детей произносят звук “р”, но владеть им прочно многие

    еще не умеют.

    Пропуск звука р отмечается редко, часто он заменяется звуками л, ль,

    й.

    Словопроизношение детей 4-5 лет становится чище, яснее, меньше

    встречаются перестановки и уподобление звуков, слогов, почти исчезает

    сокращение слов. Большинство детей старшего возраста, от 6 до 7 лет,

    говорят правильно, но у достаточного количества речь еще не чистая.

    Часто дети искажают шипящие звуки и р, заменяют один звук другим

    легкая картавость, шепелявость приобретает характер речевой привычки. У

    многих детей 6-7 лет отмечается не совсем правильная расстановка ударений,

    проглатывание окончаний слов. Некоторые дети небрежны в словопроизношении

    “яблуко” “мине”.

    Формирование речи в лексико-грамматическом плане к шести годам

    считается законченным.

    Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из

    очень важных звеньев становления у ребенка речи. Правильным произношением

    звуков речи ребенок овладевает постепенно. Звуки усваиваются не

    изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками

    произношения отдельных слов и целых фраз. Овладение речью – сложный,

    многосторонний, психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие

    зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда

    головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребенка достигнут

    определенного уровня развития но, имея даже достаточно развитой речевой

    аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого

    окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем

    правильно развивалась речь, нужна речевая среда.

    Важно чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как

    основным способом общения со сверстниками, близкими. Важен образец

    взрослых.

    Произношение каждого звука – это сложный акт, требующий нормального

    строения речевого аппарата, тонкой координации мелких движений

    звукопроизносительных органов, работы мозга. Недостатки речи могут быть

    обусловлены поражением или не правильным развитием речевого аппарата – его

    периферического или центрального отдела (мозга). Такие случаи косноязычия,

    обусловленные неполноценностью речевого аппарата, называются органическими,

    а для их исправления требуется вмешательство специалистов: логопеда и

    врача. Это бывает например, при недостатки или не правильном расположении

    зубов, при расщеплении верхней губы, неба., а также при поражениях мозга,

    вызванных травмами, инфекционными заболеваниями. Когда анатомический

    недостаток выражен не слишком редко, речь может быть вполне нормальной.

    Гораздо чаще чем, с органическими формами косноязычия, встречаются с

    функциональным косноязычием, когда недостаток речи возникает при отсутствии

    каких либо грубых анатомических нарушений речевого аппарата.

    Речевой аппарат ребенка к началу дошкольного возраста вполне

    сформирован, но имеет некоторые особенности. Голосовые связки короче, чем у

    взрослого, гортань почти в двое короче, язык менее гибкий и подвижный и

    занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта. Эти особенности

    речевого аппарата ребенка не очень значительны, и ими можно объяснить лишь

    более высокий, звонкий голос дошкольника, а также смягченность речи в

    младшем возрасте. Имеет значение у старших дошкольников смена молочных

    зубов на постоянные. При выпадении резцов некоторые дети слегка шепелявят,

    но это длится недолго. Поэтому особенности речи дошкольника трудно

    объяснить лишь анатомическим строением речевого аппарата.

    Действительной причиной, обуславливающей особенности фонетической

    стороны речи дошкольников, является еще недостаточно совершенное

    функционирование центральных аппаратов слуха и речи дошкольников, является

    еще не достаточно совершенное функционирование центральных аппаратов слуха

    и речи, находящихся в коре головного мозга. Это приводит к тому, что

    дошкольник часто еще недостаточно тонко различает звуки речи на слух, а

    движение его речевых органов оказываются еще не совсем точными и

    согласованными, что и имеет своим следствием так называемая физиологическое

    косноязычие, характерное для детей младшего дошкольного возраста.

    Такое физиологическое косноязычие преходяще, оно составляет

    естественный этап в формировании фонетической стороны речи, устранение

    которого требует упорной логопедической работы. Хотя физиологическое

    косноязычие младшего дошкольника – его естественная возрастная особенность,

    но и в этом возрасте необходимо стремиться более быстрому

    усовершенствованию произношения.

    В 41/2 – 5 лет ребенок овладевает более тонкой координацией речевых

    движений, он начи нает правильно произносить все звуки родной речи. Однако

    артикуляционные движения ребенка еще не совершенны, этим объясняется

    неустойчивость произношения, которая присуща детям среднего дошкольного

    возраста. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется, закрепляются

    основные речевые движения – ребенок приобретает стойкую привычку говорить

    ясно, внятно, правильно (речевые движения ребенка автоматизируются).

    Серьезное значение имеют особенности психики ребенка; ребенок должен

    четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее

    состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с

    ослабленным слухом (тугоухие) часто являются косноязычными. Рассеянные,

    невнимательные дети также совершают ошибки в звуко и словопроизношении.

    Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в

    органах артикуляции, это оказывает отрицательное влияние на процесс

    формирования звукопроизношения.

    1.3. Система работы по формированию правильного звукопроизвзношения

    Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделам

    звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевого

    дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).

    I этап – Подготовительный, предлагающий подготовку речевого аппарата к

    овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата,

    его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение

    звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и от

    деятельности гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и

    точности.

    II этап – становления звуков речи, или постановка звука.

    Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и

    кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для

    фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р,л. ).

    При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что

    часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание

    ребенка на звуке.

    Если не возможно поставить звук на основе подражания, используют

    объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения,

    сопровождаемого упражнением детей.

    III – Закрепление и автоматизация звуков.

    С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть

    введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи –

    речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в

    слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или

    произноситься правильно (О.В. Правдина).

    Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых

    неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта трудная для

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.