МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного звукопроизношения

    нервной системы работа. Она требует большей осторожности и постепенности,

    что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала

    (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в

    звукосочетания, слово, фразу).

    Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая

    тренировка, создания таких условий, чтобы в течении дня ребенок произносил

    его не менее 10-20 фраз.

    Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных

    анализаторов: слухового – как ведущего, зрительного (показ артикуляции),

    тактильно вибрационного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического

    (ощущение дрожания кончика языка при звуке р.)

    IV этап – дифференциации смешиваемых звуков.

    В основе его лежит дефференцировочное торможение. Работа над

    дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука

    могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же

    употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. Дети не

    отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуком и путают их. При

    дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных

    укладов и установление их различия.

    Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются

    фронтальные формы работы, к ним относятся занятия. Это еженедельная (1-2

    раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 минут.

    Один раз в месяц – комплексное занятие, целиком, посвященное звуковой

    культуры речи.

    Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые

    осуществляются вне занятий: игры - драматизации, хороводы. Эффективна

    речевая гимнастика (1-2 минуты артикулирующих упражнений в конце утренней

    гимнастики, 2-3 раза в неделю). Широко практикуется работа с педагогом

    подгруппами детей в удобное для них время (дидактические игры, шутки –

    чистоговорки, загадки и д.р.)

    Методы работы: Дидактические игры, подвижные и хороводные с текстом,

    дидактические рассказы с включением учебных заданий (повторять слова с

    трудным звуком, менять высоту голоса и т.п.) упражнения (заучивание и

    повторение скороговорок, стихотворений).

    Пользуясь методами, воспитатель применяет разнообразные приемы,

    непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей. Ведущим

    приемом является образец правильного произношения, выполнения задания,

    который дает педагог.

    Объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного

    аппарата – следующий прием. При формировании фонематического слуха, звуко и

    словопроизношения рекомендуется специфичный прием – утрированное (с

    подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога,

    искажаемой детьми части слова).

    Образное название звука или звукосочетания (ззз – песенка комара).

    Активным приемом является хоровые и индивидуальные повторения, которые

    обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей. Повышает качество

    ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание

    педагога.

    Возможны такие активные приемы, как (сопряженная) речь ребенка и

    воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком

    речи- образца).

    Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и

    исправление.

    Специфичный прием – образная физкультурная пауза, которая благодаря

    сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых звуков или

    звукосочетаний служит одновременно отдыхом, и закреплением учебного

    материала. В процессе работы используются и наглядные приемы. Показ

    артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

    Структура процесса изучения одного звука.

    1. Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных

    звуков), многократное произнесение звука педагогом (в

    обратной форме).

    2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным

    упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и

    выразительности речи.

    3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с

    воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа

    речи.

    4. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи

    (шутки – чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические

    и подвижные игры, чтение стихотворений).

    1.4. Малые фольклорные жанры – средства народной педагогики

    Одним из не достаточно изученных – вопросов педагогики является

    народное педагогическое творчество, которое в прошлом нашего общества имело

    большое значение.

    В XX веке отечественные ученые педагоги стали основательно изучать

    народную педагогику. Исследования Константинова, Мединского, Струнинского,

    Шабаевой и других. В исследованиях этих авторов рассматривается роль

    народной педагогики в развитии человеческой культуры.

    В последнее время народная педагогика является предметом подлинного

    научного исследования.

    В настоящие время этно-педагогические проблемы привлекают внимание все

    больший круг исследователей: этими проблемами занимаются профессора:

    Афанасьев, Гордин, Волков, Эльдаров, Арутюнян и другие.

    Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного

    народного творчества.

    Народная педагогика использует в качестве основных средств воспитания

    все компоненты народной культуры.

    Ведущим компонентом народной культуры является – Фольклор.

    Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в

    нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о

    молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту

    колыбельные песни, детские “пестушки”, “потешки”. Обязательными спутниками

    раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репка.

    От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки,

    скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами,

    вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное

    восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и

    что не красиво.

    Произведения, созданные специально для детей, составляют особую

    область народной поэзии – детский фольклор.

    Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный

    педагог К. Д.Ушинский .

    В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений

    детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка.

    Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для

    детей. Первый сборник детских произведений – П. Бессонова “Детские песни” –

    был издан в 1868 г. и содержал девятнадцать игр с песнями и 23 считалки.

    Затем вышли в свет сборники детского фольклора Е.А. Покровского и П.В.

    Шейна, составившие фундамент последних теоретических работ.

    В 1921 г. в Русском географическом обществе (РГО) была учреждена

    комиссия по детскому фольклору, быту и языку.

    В 1920 г. появились первые исследования детского фольклора и сам

    термин, предложенный Г.С. Виноградовым.

    В 1960 г. русский детский фольклор изучал М.Н. Мельников.

    В современной науке о детском фольклоре обозначились два проблемных

    аспекта: фольклор и внутренний мир, развивающийся личности ребенка;

    фольклор как регулятор социального поведения ребенка в детском коллективе.

    Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией;

    произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский

    репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для детей и

    усвоенные традицией.

    Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно

    основаны на учете физических и психических особенностей детей разных

    возрастных групп (младенцы, дети, подростки).

    Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил

    тенденции нашего времени.

    Художественная форма детского фольклора специфична: для него

    характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к

    игре.

    Игра – элемент, психологически необходимый для детей.

    Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей

    (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор).

    Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для

    игры с совсем маленькими детьми, (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к

    бодрствованию и физическим действиям (определенным движением), вызывают

    интерес к слову. Фольклор, исполняемыми самими детьми, отражает их

    собственную творческую активность в слове, организует игровые действия

    детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к

    детям, и произведения, сочиненные самими детьми.

    Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне

    определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный

    ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность.

    Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка к бодрствованию,

    обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.

    Как и в колыбельных песнях важную роль играл ритм, однако характер его

    иной – бодрый, веселый.

    Тра-та-та, тра-та-та

    Вышла кошка за кота…

    Пестушка забавляется ритмом, изменяя его:

    Большие ноги

    Шли по дороге:

    Топ-топ-топ,

    Топ-топ-топ.

    Маленькие ножки

    Бежали по дорожке:

    Топ-топ-топ-топ-топ,

    Топ-топ-топ-топ-топ.[16]

    Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши,

    известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их установка создать

    комические ситуации путем нарочитого смешения, реальных предметов и

    свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает

    соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно

    действительности, на что может прямо указываться:

    Где это видано,

    Где это слыхано,

    Чтоб курочка бычка родила,

    Поросенок яичко снес… и т.д. [3]

    Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями;

    поскакушки – с подскакиванием на коленях у взрослого; потешки – с

    элементами сюжета, игры (“ладушки, ладушки…”; “идет коза рогатая…”). В них

    появляются перечисления, диалоги.

    Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим

    содержанием. Содержание прибауток яркое и динимическое. Прибаутки содержат

    первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не

    оставила маслица, чтобы угостить другого…

    Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о

    людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто по

    этому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки

    выпивают воду и т.д.

    Жеребьевки или (“сговоры”) определяют деление играющих на две команды,

    устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда

    рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой

    группы) и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети

    часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок,

    загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или

    золотое блюдечко?).

    Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее

    значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно,

    последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют

    короткий стих (от 1 до 4 слогов). Корни считалок уходят в древность.

    Исследователи обнаруживают связь детских считалок со старинными формами

    гаданий (выбор водящего по средством случая), с архаичной верой число и с

    условной речью, возникшей на основании табупрования чисел.

    Заклички и проговорки – генетически наиболее древние формы детских

    словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами

    взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.

    Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и

    выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к

    мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:

    Дождик, дождик, пуще!

    Я вынесу гущи,

    Хлеба краюшку,

    Пирога горбушку.

    Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличии от них, приговорки

    произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор,

    обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы

    показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый…

    (В.П. Аникина Вып-1, М-1991 г.)

    Приговорки произносить также перед нырянием в реку; для того, чтобы

    избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания;

    Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются

    скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов.Ошибки в

    произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы

    артикуляции. Молчанка – это стихотворный уговор молчать. Но часто

    содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не

    могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных,

    засмеется.

    Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и

    детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Это

    один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и

    свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили,

    что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения.

    Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из

    средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения.

    Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку

    увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту

    знакомых обыденных предметов и явлений.

    По определению Аристотеля, загадка – хорошо сформулированная метафора.

    В русском фольклора самый распространенный тип загадок – метафорический. В

    таких загадках предмет загадывания заменяется другим. Очень часто, если

    предмет загадывания бытовой, обыденный, загадка поэтизирует его – комар,

    например, превращается в царя птиц:

    Летела птица орел,

    Села на престол…

    Детей привлекает красочность образов, юмор загадок. Отгадка без

    сомнения вызовет радостные эмоции детей. В отличие от “взрослой” загадки,

    которой посвящены десятки исследований, детская не стала предметом

    изучения.

    Детский репертуар загадок постоянно обновляется, появляются новые

    загадки о новых предметах быта, технике и другие. Чтобы правильно отгадать

    загадку, необходимо хорошо представлять себе предметы, явления, о которых

    идет речь.

    Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Пословицы

    похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей,

    общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме

    прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный

    по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы

    раскрывается в речи.

    Поговорка сходна с пословицей, но поговорка – не является полным

    суждением. Поговорка – часть суждения, часть предложения.

    Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка – только цветочек,

    яркое выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение.

    И теоретики – педагоги, и воспитатели – практики неоднократно

    подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.

    Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду,

    ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих

    отношениях.

    1.5. Значение художественной литературы

    Понять, что художественное произведение отражает типичные черты

    явлений, ребенок может уже в 4-5 лет.

    Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия

    ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.

    Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в

    напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при

    победе справедливости.

    Прямое сопереживанием героям, умение следить за развитием сюжета,

    сопоставление событий, описанных в произведении, с теми что ему приходилось

    наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно

    понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста –

    перевертыши, небылицы.

    Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет

    восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки,

    обусловливает необходимость помощи взрослого.

    Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению

    поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и

    поэзией.

    Отгадывая загадки, сначала дошкольники опираются на восприятие самых

    простых знакомых предметов. Когда ребенок научится отгадывать загадки о

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.