МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения

    |2 |Отбор учебного материала и |+ |- |- |

    | |заданий | | | |

    |3 |Определение |+ |+ |+ |

    | |последовательности изучения | | | |

    | |материала | | | |

    |4 |Изложение нового материала и |+ |+ |- |

    | |предъявление заданий | | | |

    |5 |Выполнение заданий |- |- |+ |

    |6 |Проверка и оценка решений |+ |+ ! |- |

    |7 |Сообщение результатов |+ |+ ! |- |

    |8 |Указание о дальнейших |+ |+ ! |- |

    | |действиях | | | |

    |9 |Регистрация данных о ходе |+ |+ ! |- |

    | |процесса | | | |

    |10 |Помощь в ходе процесса |+ ! |+ |+ |

    | |обучения | | | |

    Индивидуализация обучения является первым, но не единственным шагом на

    пути повышения эффективности учебного процесса. Весьма важным моментом

    является также реализация не только индивидуального, но и

    дифференцированного подхода в обучении (24-54). Следует отметить, что

    средства вычислительной техники позволяют существенно дифференцировать

    диалоги с обучающимися в зависимости от их подготовленности, скорости и

    качества выполнения заданий. Становится возможной дифференциация не только

    по временным параметрам, но и по объему изучаемого материала. Алгоритм

    обучения может строиться таким образом, что продолжение движения по

    обучающей программе становится возможным только при полном выполнении

    требуемого набора заданий.

    В первом варианте (при дифференциации по времени) ученики, полностью

    выполнившие задания по текущему разделу, могут сразу же получить разрешение

    на переход к следующему разделу курса, а допустившие ошибки проходят через

    процедуру повторения материала. Очевидно, что в зависимости от характера

    сделанных ошибок эта процедура может быть индивидуализирована. (На

    начальной стадии этой процедуры ученикам целесообразно предоставить

    возможность самостоятельного поиска и исправления ошибок.)

    Те из них, для которых это оказывается посильным, получают разрешение на

    переход к изучению следующего раздела. Для наиболее слабых учеников

    реализуется «дополнительная помощь», самым квалифицированным вариантом

    которой является помощь преподавателя (см. таблицу). Предложенный алгоритм

    позволяет гарантировать овладение программой обучения каждому ученику, но в

    разные промежутки времени.

    Во втором варианте (при дифференциации по объему материала) ученики,

    сэкономившие время при прохождении основного материала, получают

    возможность овладеть существенно большим объемом знаний и умений без

    дополнительных временных затрат. Естественно, что при этом им дается

    возможность ознакомления с материалом существенно более высокого уровня

    сложности.

    Таким образом, средства вычислительной техники создают условия

    индивидуального продвижения вперед по изучаемому материалу в обычной

    аудитории, не нарушая традиционной групповой структуры занятий в целом.

    Методы организации обучения

    с применением персонального компьютера.

    Анализируя своеобразие методов компьютерного обучения, С.А.Илюшин и

    Б.Л.Собкин утверждают:

    "В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения:

    - объяснительно-иллюстративный

    - репродуктивный

    - проблемный

    - исследовательский

    Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи

    между учеником и системой обучения, его использование в системах с

    использованием ПК бессмысленно".[6]

    Репродуктивный метод обучения с применением средств вычислительной

    техники предусматривает усвоение знаний, сообщаемых ученику преподавателем

    и (или) ПК, и организацию деятельности обучаемого по воспроизведению

    изученного материала и его применению в аналогичных ситуациях. Применение

    этого метода с использованием ПК позволяет существенно улучшить качество

    организации процесса обучения, но не позволяет радикально изменить учебный

    процесс по сравнению с применяемой традиционной схемой (без ПК). В этом

    плане более оправданным является применение проблемного и

    исследовательского методов.

    Проблемный метод обучения использует возможности ПК для организации

    учебного процесса как постановки и поисков способов разрешения некоторой

    проблемы. Главной целью является максимальное содействие активизации

    познавательной деятельности обучаемых. В процессе обучения предполагается

    решение разных классов задач на основе получаемых знаний, а также

    извлечение и анализ ряда дополнительных знаний, необходимых для разрешения

    поставленной проблемы. При этом важное место отводится приобретению навыков

    по сбору, упорядочению, анализу, и передаче информации.

    Исследовательский метод обучения с применением ПК обеспечивает

    самостоятельную творческую деятельность обучаемых в процессе проведения

    научно-технических исследований в рамках определенной тематики. При

    использовании этого метода обучение является результатом активного

    исследования, открытия и игры, вследствие чего, как правило, бывает более

    приятным и успешным, чем при использовании других вышеперечисленных

    методов. Исследовательский метод обучения предполагает изучение методов

    объектов и ситуаций в процессе воздействия на них. Для достижения успеха

    необходимо наличие среды, реагирующей на воздействия. В этом плане

    незаменимым средством является моделирование, т. е. имитационное

    представление реального объекта, ситуации или среды в динамике.

    Компьютерные модели имеют ряд серьезных преимуществ перед моделями

    других видов в силу своей гибкости и универсальности. Применение моделей на

    ПК позволяет замедлять и ускорять ход времени, сжимать или растягивать

    пространство, имитировать выполнение действий дорогостоящих, опасных или

    просто невозможных в реальном мире.

    В процессе компьютеризации школы

    в центре внимания находятся 3 аспекта проблемы:

    1) оборудование;

    2) подготовка учителей;

    3) программное обеспечение.

    Проблематика первых двух пунктов в той или иной мере уже затрагивалась,

    поэтому остановимся на третьем из них.

    Программное обеспечение является важным фактором, оказывающим большое

    влияние на качество компьютерного обучения. К настоящему времени в мире

    создан огромный фонд обучающих программ, часть которых используется на

    территории нашей страны. Этот фонд регулярно пополняется самодеятельными

    программами собственного изготовления. Для ориентировки в массе этих

    материалов необходимо определенная классификация.

    Из множества типов компьютерных обучающих программ можно выделить 3,

    получившие наибольшее распространение:

    1. Готовые к применению специализированные обучающие (дидактические)

    программы, которые специально написаны для оказания помощи учащимся и

    преподавателю в обучении. Специализированные обучающие программы являются

    готовым к применению программным продуктом, который используется

    преподавателем и может выступать как средство индивидуального пользования

    обучаемым или как основа для проведения преподавателем групповых занятий в

    учебной аудитории. В такую программу вмешиваться нельзя - можно только

    дозировать меру ее использования. Замкнутость, завершенность таких программ

    может расцениваться как недостаток, поскольку она возлагает большую

    ответственность на разработчиков в плане опоры на образцовые стандарты и

    типовые дидактические материалы.

    2. Все большее использование приобретает моделирование в учебных целях,

    т. е. использование компьютерной модели, с которой обучаемые изучают то или

    иное учебное явление, производственный процесс, научное положение.

    Творческая активность – наиболее важная возможность, которая

    предоставляется здесь обучаемому. Действия с моделью зачастую можно удачно

    сочетать с игровыми ситуациями (9-21).

    3. Программы-инструменты, которые представляют собой некоторую

    программную оболочку, предполагающую заполнение ее разнообразным конкретным

    предметным содержанием. Программы такого типа можно определить как

    организованный на базе ЭВМ комплекс средств аппаратного и программного

    обеспечения, предназначенный для организации диалогового учебного

    взаимодействия и образующий программную оболочку, приспособленную для

    заполнения различным учебным материалом ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ-НЕПРОГРАММИСТОМ.

    (Информационные технологии, 1998, № 6).

    Новый виток развития программного обеспечения вызвал к жизни большие

    обучающие программы на компакт-дисках, использующих трехмерную графику и

    огромные массивы данных. Параллельно разрабатывается программные

    педагогические средства, открывающие доступ к самостоятельному созданию

    собственных обучающих программ каждому педагогу-практику (без обращения к

    языкам программирования).

    В рамках каждого типа к настоящему времени создан весьма значительный

    фонд полноценных программ, получивших достаточно широкое распространение,

    распространяемых через торговую сеть и реально используемых в учебном

    процессе. Примером могут служить четырехтомная серия на CD-ROM "Полное

    собрание обучающих и развивающих программ для детей", комплекты

    познавательных игр московской фирмы "Никита", компьютерные энциклопедии

    фирмы "Кирилл и Мефодий", путеводитель по музеям Киево-Печерской Лавры, и

    т.д. Не все они используются одинаково широко. Чаще и легче всего входят в

    практику программы, полностью завершенные, "привязанные" к конкретным темам

    и дисциплинам и готовые к немедленному включению в работу. Программы типа

    энциклопедий и путеводителей используются, в основном, эпизодически,

    поскольку в этом случае на каждого учителя возлагается ответственность за

    предварительное ознакомление с такой программой и за согласование логики

    своих уроков с заложенным в нее содержанием. Программы третьего типа -

    программы-инструменты или программы-оболочки - используются крайне редко,

    поскольку предполагают полное соавторство, т.е. собственное построение

    содержания компьютерных уроков каждым отдельным учителем.

    Среди педагогов нет единого мнения по поводу принципов классификации

    КОП, и многие предлагают собственные варианты классификации. Приведем для

    сравнения две из них:

    С. Е. Полат (42-8) предлагает такую классификацию программ:

    > линейные программы;

    > разветвленные;

    > генеративные, математической модели учения;

    > моделирования и имитации;

    > игры;

    > решения проблем;

    > свободного выбора;

    Й. Янович (42-9) различает программы:

    > демонстрационные;

    > симулятивные;

    > тренировочные;

    > для индивидуальной работы;

    > проблемного и программированного обучения;

    > для решения физических задач;

    > диагностические;

    > для деятельности, избираемой учениками по интересам.

    Общие принципы организации обучения с применением ПК.

    Эффективное обучение с применением компьютерной техники базируется на

    следующих общих принципах и выводах по ним:

    |Общие принципы |Выводы |

    |Активное участие обучающегося в |Максимально содействовать |

    |учебном процессе |активизации обучающегося |

    |Постоянное проведение личного |Избегать использования |

    |анализа ситуации обучающимися в |стандартных схем анализа, менять|

    |процессе обучения |задачи и ситуации на различных |

    | |стадиях обучения |

    |Наличие сигналов обратной связи |Сообщать обучающемуся о |

    |в учебном процессе |результатах его действий в |

    | |каждой конкретной ситуации |

    |Наличие быстрой обратной связи в|Обеспечивать по возможности |

    |учебном процессе |мгновенную обратную связь |

    |Отказ от поведения, не дающего |Подавлять нежелательные варианты|

    |положительного результата |действия, не подтверждая их. |

    |Постоянное повторение |Практиковать и подтверждать |

    |пройденного материала. |способы действий, даже если они |

    | |уже были продемонстрированы |

    | |однажды. |

    |Индивидуализация количества и |Подбирать способы подтверждения |

    |последовательности подтверждений|индивидуально. |

    |действий в процессе обучения. | |

    |Наличие напряженной обстановки в|Не вызывать антипатий к цели |

    |процессе обучения. |обучения и не снижать успехи |

    | |обучения, увеличивая нажим на |

    | |обучающегося. |

    |Учет индивидуальных особенностей|Применять приведенные выше |

    |обучающегося к восприятию |принципы не жестко и однозначно,|

    |внешних условий в зависимости от|а гибко. |

    |его состояний и настроения. | |

    ПК как средство обучения.

    Последние технические достижения часто находили применение в учебном

    процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты

    применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной

    техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения,

    улучшить учет и оценку знаний, обеспечить возможность индивидуальной помощи

    преподавателя каждому учащемуся в решении отдельных задач, облегчить

    создание и постановку новых курсов.

    ПК является мощным средством для обработки информации, представляемой в

    виде слов, чисел, изображений, звуков и т. п. Наряду с другими известными

    инструментами ПК расширяют человеческие возможности. Однако в отличие,

    например, "от молотка, расширяющего физические возможности, или телефона,

    расширяющего возможности органов чувств, ПК расширяет умственные

    возможности человека"(23-4). Главной особенностью ПК как инструмента

    является возможность его настройки (программирования) на выполнение

    различного рода работ, связанных с получением и переработки информации.

    Применение вычислительной техники в учебном процессе открывает новые

    пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы,

    предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. ПК

    позволяет сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными,

    динамичные и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко

    доступным.

    Главными преимуществами ПК перед другими техническими средствами

    обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и

    алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого

    отдельного обучающего. Применение ЭВМ дает возможность сделать процесс

    обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска. В

    отличие от учебников, телевидения и кинофильмов ПК обеспечивает возможность

    немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения

    материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному

    материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно

    реализуется обучение в индивидуальном темпе.

    В литературе очень часто сравниваются книга и ПК как источники

    информации. Типичное содержание таких рассуждений приводится в следующей

    таблице:

    СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КНИГИ И ПК.

    | |КОМПЬЮТЕР |КНИГА |

    |Доступность |Частичная |Полная* |

    |Транспортабельность |Отсутствует** |Полная |

    |Характер информационной |Открытый |Закрытый |

    |системы | | |

    |Объем информации |Количественно не- |Однозначно ограничен |

    | |стабилен и тяготеет к | |

    | |неограниченности | |

    |Уровень оперативности |Высокий (возможно, |Невысокий, зависит от |

    |обработки информации |автоматизированный) |субъективных факторов |

    |Качественный уровень |Допускает возможность |Детальный, осмы- |

    | |поверхностного |сленный. |

    | |ознакомления. | |

    |Общественная оценка |Не устоявшаяся |Однозначно высо- |

    | | |кая. |

    От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке

    знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию

    настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми

    учениками.

    Вместе с тем следует помнить, что ПК никогда НЕ ЗАМЕНЯТ преподавателя,

    но могут быть чрезвычайно полезными его помощниками.

    С использованием КОП, с одной стороны, обучаемые получают возможность

    работать в своем собственном ритме в соответствии со своим уровнем

    подготовки. Это оказывает положительное влияние на процесс обучения, т. к.

    обучаемый получает большую свободу в выборе решений, в ходе процесса

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.