Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения
так давно открытым органом чувств – лимбическим центром.
В человеческом сознании мыслеформы хранятся в очень компактном виде,
напоминая своими свойствами маленькие осколки голографических пластин[1]:
оживая в сознании, они создают целостный эффект реальности происходящего
независимо от первичного источника получения информации.
Известно, что даже самая алогичная идея, будучи внедренной в глубинные
слои сознания, оказывает на поведение человека такое же воздействие, как и
объективно существующие обстоятельства. Позитивная сторона этой особенности
сознания нашла отражение в афоризме: «Все, что разум осознает и во что
верит, можно осуществить». Используя достижения возрастной психологии, от
концепции " быстрого развития" Жана Пиаже до работ наших современников
(Маргулис Е.Д., Монахов В.М.), можно показать, как формируются основные
информационные ресурсы человека, оказывающие влияние на его "сознательную"
жизнь. Под влиянием личностного резонанса[2] человек с самого раннего
возраста воспринимает именно ту информацию, которая жизненно важна для
существования и (или) развития организма. Понятно, что представления о мире
не исчерпываются рассмотрением только физической стороны его проявления.
После того, как чрезвычайная зависимость ребенка от матери немного
ослабевает, примерно в возрасте от двух до четырех лет, для него очень
важно узнать, кто такой он сам, какова его роль в этом мире. Когда человек
вырастает, у него могут появиться более разнообразные знания о своей
личности и своих способностях. Всегда существует выбор: продолжить
формирование защитных механизмов (власть, слава и т. п.) или раскрывать
свою личность через самопознание, ощущение уверенности в себе, творчество.
В условиях экономического кризиса в педагогике обострилась проблема
выработки таких методов воспитания и обучения, которые помогали человеку
осознать, что у него при любых обстоятельствах остается право свободного
выбора своего внутреннего состояния.
Очень многое здесь зависит от направленности внимания, которая поддается
контролю и коррекции. Наша жизнь наполнена таким количеством информации,
что сознание во избежание мы желаем использовать в данный момент. В связи с
этим необходимо обратиться к проблеме потребностей и мотивов. Для жизни и
развития человека необходимо наличие более или менее устойчивой
эмоциональной и познавательной направленности личности к предметам и
явлениям действительности, которая получила название в психологии
"интерес". Интересы - важнейшая движущая сила деятельности людей во всех
сферах общественной жизни. Начиная формироваться в раннем возрасте,
интересы углубляются, дифференцируются, а по мере формирования
мировоззрения и возникновения целостной ориентации личности складывается
избирательность интересов.
Большинство из существующих на сегодняшний день определений информации,
несмотря на различия, имеют нечто общее: они предполагают существование по
крайней мере четырех компонентов. Помимо собственно передаваемой
информации, это субъект, передающий информацию; субъект, воспринимающий
информацию; а также как отдельный компонент выделяется процесс познания
объекта, о котором передается информация.
Сознательный выбор создает мощную внутреннюю квантовую "волну
интереса", которая проходит через все поле сознания, сознательно или
бессознательно направляемая живущими в нем мыслеформами. Лауреат
Нобелевской премии Р. Сперри показал, что мыслеформы обладают "потенциалом
причины", т. е. способностью вызывать события и влиять на них (8-36). В
результате возникает поле, которое создает и усиливает эффект фокуса
сознания.
Деятельность человека формирует его сознание. Информация оказывает
влияние на нашу жизнь постольку, поскольку мы выделяем ее как личностно
значимую.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод: чтобы при передаче информации
максимально раскрыть потенциал ситуации, необходимо настроиться на
потенциальные позитивные способности того, к кому обращена информация, и
приложить усилия для активизации волны его интереса. Чем более творческим
будет подход, тем большего успеха можно достичь.
Взглянем на вышеизложенное с позиций педагогики. Использование
генетической информации в реальной педагогической практике практически
невозможно. ( К творческому, воссоздающему воображению учащихся учитель
может обращаться только в редких, особых случаях ввиду особой тонкости и
специфичности этого инструмента мышления. Следовательно, единственным
реальным путем обновления и интенсификации учебного процесса остается
включение в него других, не слухо-вербальных способов предъявления
информации. В первую очередь речь идет об информации зрительной и слуховой
(невербальной). Дальнейшим шагом на этом пути является комплексное
предъявление разнородной, но взаимосвязанной по смыслу информации в
одновременном сочетании. Именно такие возможности открывает современная
компьютерная техника, в частности - т. н. технологии мультимедиа. Кроме
того, своеобразие современных Windows-технологий, заложенная в них
возможность произвольно настраивать практически любой элемент интерфейса
позволяют в какой-то мере "очеловечивать" компьютер, приспосабливать к
собственным вкусам внешний вид экрана, образную, цветовую и звуковую
обстановку (обычно это называется термином "окружение"), наделять ПК
некоторыми чертами личности его владельца. И особенно существенно то, что
в процессе самостоятельной работы за ПК, имея доступ к большим и
разноплановым массивам информации, ученик неминуемо будет отвлекаться от
основного стержня обучающей программы, будет пытаться "заглянуть" в
соседние разделы и дисциплины. В таких условиях формируемый им свод знаний
никогда не сможет быть строго унифицированным - он всегда будет личностным,
индивидуализируемым, а это - самое веское свидетельство того, что
компьютерное обучение существенно обогащает методический арсенал
современной педагогики и открывает новые большие возможности для
свободного, всестороннего развития личности обучаемых.
§ 3. Личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие учителя и
учеников при компьютерном обучении.
Меняющаяся роль учителя.
Педагогика сотрудничества, деятельностный подход к учебному процессу,
активация учащихся, индивидуализация обучения – все эти тенденции
современной педагогики заставляют задуматься о кардинальном переосмыслении
роли учителя в учебном процессе. Авторитарная схема синхронного управления
классом из нескольких десятков человек, при всей ее экономичности и
кажущейся эффективности, постепенно и неуклонно теряет свою
универсальность.
В качестве альтернативы педагогами-новаторами предлагалось много
различных схем организации занятий с учащимися различных возрастных
групп[3]. Несмотря на высокую эффективность таких новаций, все они
базировались на существующей материальной базе учебного процесса и имели
чрезвычайно ярко выраженный личностный характер. В силу названных причин ни
одна из них не смогла подняться до уровня универсальности. Смена
материальной основы, наметившаяся с появлением компьютеров, открыла новые
горизонты для глубинных педагогических поисков, в том числе – и поисков
принципиально новых структур учебного процесса. Однако рядом с позитивными
суждениями сразу же сформировались и негативные, зачастую – недостаточно
аргументированные.
Прежде всего, хотелось бы предостеречь от ошибочного и достаточно
распространенного взгляда на компьютер как на препятствие в
педагогическом общении, ограничивающее возможность прямых контактов
учителя с учеником и принижающее значимость этих контактов.
Компьютер предоставляет учителю большой резерв технической и
технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени
именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это
общение даже более близким и человечным, чем ранее.
1) Компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и
оперативных реакций на ошибки ученика. Все ошибки немедленно фиксируются
компьютером, но становятся в значительной степени частным делом учащихся,
а не поводом для получения ими негативных эмоций. Учитель становится
более свободен и позитивен в своем отношении к детям.
2) Компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет
каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм
учебной деятельности, и освобождает учителя от необходимости постоянно
контролировать и активизировать этот процесс.
3) Освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, учитель получает
большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное
внимание каждому отдельному ученику.
Таким образом, ПК не только не препятствует педагогическому общению, а
наоборот – открывает для него значительно большие возможности; нужно только
их видеть и правильно пользоваться.
На фоне общего положительного отношения к компьютеру нередко раздаются и
голоса противников его широкого внедрения в практику школьного обучения:
он, будто бы,
. "не всегда повышает эффективность учебного процесса;
. нерационально используется;
. его роль сводится к «переворачиванию страниц»;
. компьютер не стимулирует школьников к интеллектуальной деятельности,
снижает эффективность работы памяти и мышления и общий творческий
потенциал (особенно в младшем школьном возрасте);
. придает развлекательный характер обучению в ущерб систематическому и
последовательному усвоению необходимых знаний." ( 25-7)
В приведенной цитате ни одно из высказываний не выдерживает никакой
критики. Как правило, такие высказывания делаются людьми, которые или
просто не работали с ПК и всерьез не знают предмета дискуссии, или теми,
кто просто не хочет или не может вложить в подготовку компьютерных
материалов должную меру собственного труда и таланта. Чтобы скрыть
собственную бездеятельность, они пытаются "научно" доказать, что этого
вообще не следует делать.
Помимо сказанного, в число изменившихся функций педагога входит
чрезвычайно сложная задача - в новых условиях сохранить за собой роль
"идейного наставника", "лоцмана в мире знаний", старшего товарища и
авторитетного советчика. Педагогу будет необходимо учитывать тот факт, что
учащиеся, благодаря возможностям компьютерных коммуникаций, знают не то и
не только то, что им обычно задавалось на уроках, а иногда и вообще знакомы
с такими вещами, о которых педагог не имеет представления. Это -
нормальная, естественная ситуация новой педагогики, прямой результат
компьютеризации и характернейшая черта новой парадигмы обучения. От
педагога в таких условиях потребуется не абсолютное "всезнайство" (его не
может быть!), а мудрое понимание связи явлений, их научной и житейской
значимости. К такому пониманию своей роли в настоящее время готов далеко не
каждый учитель, и вузовская система подготовки учителей пока еще прямо на
это не ориентируется.
Естественно, что все это реализуется при хорошем техническом,
программном и методическом обеспечении урока, а сам учитель должен
достаточно непринужденно владеть общими навыками работы с компьютером и
правильно осознавать свою изменившуюся роль.
§ 4. Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением
ПК.
Основными функциями преподавателя в учебном процессе с применением ПК
являются: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса
обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль
обучения материала, коррекция процесса обучения. Рассмотрим кратко
особенности реализации этих функций.
Функция отбора материала и заданий является наиболее сложной и
творческой. Здесь главенствующую роль играет опыт преподавателя, глубина
знания им предмета. Основными требованиями при реализации этой функции
являются необходимость четкого выделения главных и второстепенных моментов
в дисциплине, и дифференциация материала по степени сложности.
Планирование процесса обучения с применением ПК должно осуществляться,
как отмечалось выше, в направлении его максимальной индивидуализации.
Индивидуализация учебного процесса может производиться: «по
последовательности представления изучаемых понятий, по методу изложения
материала (индукция, дедукция), по уровню научности материала, глубине
материала, по времени обучения, по предлагаемым разъяснениям и справочным
материалам» (23-51). Необходимо обратить внимание на то, что
индивидуализация учебного процесса является в последнее время одной из
ведущих идей школьного обучения. Становится все более очевидным, что школа
должна, "опираясь на индивидуальные особенности учащихся, подготавливать их
к той сфере жизнедеятельности, к которой они наиболее расположены, и в
которой смогут принести наибольшую пользу обществу" (14-72).
Психолог Е. И. Машбиц считает целесообразным разделить понятия
"индивидуальное " и "индивидуализированное" обучение.
Индивидуальным он предлагает считать обучение, которое осуществляется по
принципу: один обучаемый - один компьютер. Поскольку компьютер чаще
используется при групповом обучении и коллективной деятельности
учащихся[4], он далеко не всегда выступает как средство индивидуального
обучения.
Индивидуализированное обучение - это обучение, при котором
предполагается в максимальной степени учитывать особенности данного
учащегося. Индивидуализированным в полном смысле слова следует считать
обучение школьника не по усредненному стандарту, а в соответствии с
некоторой моделью, в которой отражены его психологические особенности.
Причем эти модели предварительно должны быть введены в обучающую систему и
в процессе обучения могут уточняться и видоизменяться.
Таким образом, чтобы обучение могло быть индивидуализированным, оно
должно быть индивидуальным. Подавляющее большинство специалистов-
футурологов, организаторов науки и производства считает, что в этом
вопросе будущее - за компьютерами.
В настоящее время компьютер со всеми его возможностями выступает в
школе в двух ролях: как предмет изучения, и как техническое средство
обучения.
Пока не совсем ясно, как повлияет компьютеризация на поведение,
моральные нормы, психику и жизнь будущих поколений. Но уже сейчас очевидно,
что учащиеся относятся к работе с ПК по-разному. Педагоги и психологи,
специализирующиеся в области компьютеризации, подчеркивают важность
формирования положительного отношения учащихся к компьютеру.
Применение ПК позволяет планировать различные схемы прохождения учебных
задач, расчленять сложные задачи на составные элементы разного уровня,
практиковать наиболее рациональные формы их сочетания. Возможность простой
и объективной статистической оценки временных затрат (?) на различных
стадиях обучения позволяет оптимизировать дозирование заданий.[5]
Применение компьютерной техники представляет возможность использования
многообразных форм предъявления материала. Аппаратных и программных
возможностей ПК вполне достаточно для эффективного введения диалога и
обеспечения естественной и наглядной формы представления текстов, формул,
рисунков, движущихся объектов и т. п. Предъявление информации может вестись
в различном временном темпе (с адаптацией под конкретный возраст и даже под
конкретного ученика). При этом естественным образом обеспечивается
возможность сигнального выделения сюжетно важной информации (изменение
цветности, мерцание, подчеркивание, негатив и т. п.)
Распределение функций между участниками
учебного процесса с применением ЭВМ
Последовательность фаз основного цикла прохождения информации,
необходимая для гарантированного овладения знаниями любым обучающимся,
состоит из пяти стадий:
- получение и осмысление новой учебной информации,
- выполнение тренировочных заданий и самостоятельных работ,
- проверка качества усвоения знаний и правильности выполнения
практических работ,
- разъяснение ошибок, допущенных в практических заданиях, и работа по
их предупреждению в дальнейшей деятельности,
- рассмотрение возможностей практического применения знаний,
полученных в ходе изучения конкретной темы (раздела).
В полном объеме реализация данной последовательности с использованием
традиционных методов обучения практически невозможна, а реально осуществима
только в условиях индивидуального обучения, или при классно-групповом
обучении с широким использованием ПК.
Применение компьютеров при обучении приводит к необходимости
перераспределения функций между участниками учебного процесса. В таблице
перечислены основные функции, и знаком «+» указаны их "исполнители". В
случае возможности выполнения функций одновременно несколькими участниками
учебного процесса знаком «!» отмечен наиболее качественный исполнитель.
|№ |ФУНКЦИЯ |ПРЕПОДА-ВАТЕЛЬ |ПК |УЧЕНИК |
|п/п | | | | |
|1 |Выбор стратегии обучения |+ |- |- |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|