МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Компьютерные технологии как фактор эволюции форм и методов обучения

    так давно открытым органом чувств – лимбическим центром.

    В человеческом сознании мыслеформы хранятся в очень компактном виде,

    напоминая своими свойствами маленькие осколки голографических пластин[1]:

    оживая в сознании, они создают целостный эффект реальности происходящего

    независимо от первичного источника получения информации.

    Известно, что даже самая алогичная идея, будучи внедренной в глубинные

    слои сознания, оказывает на поведение человека такое же воздействие, как и

    объективно существующие обстоятельства. Позитивная сторона этой особенности

    сознания нашла отражение в афоризме: «Все, что разум осознает и во что

    верит, можно осуществить». Используя достижения возрастной психологии, от

    концепции " быстрого развития" Жана Пиаже до работ наших современников

    (Маргулис Е.Д., Монахов В.М.), можно показать, как формируются основные

    информационные ресурсы человека, оказывающие влияние на его "сознательную"

    жизнь. Под влиянием личностного резонанса[2] человек с самого раннего

    возраста воспринимает именно ту информацию, которая жизненно важна для

    существования и (или) развития организма. Понятно, что представления о мире

    не исчерпываются рассмотрением только физической стороны его проявления.

    После того, как чрезвычайная зависимость ребенка от матери немного

    ослабевает, примерно в возрасте от двух до четырех лет, для него очень

    важно узнать, кто такой он сам, какова его роль в этом мире. Когда человек

    вырастает, у него могут появиться более разнообразные знания о своей

    личности и своих способностях. Всегда существует выбор: продолжить

    формирование защитных механизмов (власть, слава и т. п.) или раскрывать

    свою личность через самопознание, ощущение уверенности в себе, творчество.

    В условиях экономического кризиса в педагогике обострилась проблема

    выработки таких методов воспитания и обучения, которые помогали человеку

    осознать, что у него при любых обстоятельствах остается право свободного

    выбора своего внутреннего состояния.

    Очень многое здесь зависит от направленности внимания, которая поддается

    контролю и коррекции. Наша жизнь наполнена таким количеством информации,

    что сознание во избежание мы желаем использовать в данный момент. В связи с

    этим необходимо обратиться к проблеме потребностей и мотивов. Для жизни и

    развития человека необходимо наличие более или менее устойчивой

    эмоциональной и познавательной направленности личности к предметам и

    явлениям действительности, которая получила название в психологии

    "интерес". Интересы - важнейшая движущая сила деятельности людей во всех

    сферах общественной жизни. Начиная формироваться в раннем возрасте,

    интересы углубляются, дифференцируются, а по мере формирования

    мировоззрения и возникновения целостной ориентации личности складывается

    избирательность интересов.

    Большинство из существующих на сегодняшний день определений информации,

    несмотря на различия, имеют нечто общее: они предполагают существование по

    крайней мере четырех компонентов. Помимо собственно передаваемой

    информации, это субъект, передающий информацию; субъект, воспринимающий

    информацию; а также как отдельный компонент выделяется процесс познания

    объекта, о котором передается информация.

    Сознательный выбор создает мощную внутреннюю квантовую "волну

    интереса", которая проходит через все поле сознания, сознательно или

    бессознательно направляемая живущими в нем мыслеформами. Лауреат

    Нобелевской премии Р. Сперри показал, что мыслеформы обладают "потенциалом

    причины", т. е. способностью вызывать события и влиять на них (8-36). В

    результате возникает поле, которое создает и усиливает эффект фокуса

    сознания.

    Деятельность человека формирует его сознание. Информация оказывает

    влияние на нашу жизнь постольку, поскольку мы выделяем ее как личностно

    значимую.

    Все вышесказанное позволяет сделать вывод: чтобы при передаче информации

    максимально раскрыть потенциал ситуации, необходимо настроиться на

    потенциальные позитивные способности того, к кому обращена информация, и

    приложить усилия для активизации волны его интереса. Чем более творческим

    будет подход, тем большего успеха можно достичь.

    Взглянем на вышеизложенное с позиций педагогики. Использование

    генетической информации в реальной педагогической практике практически

    невозможно. ( К творческому, воссоздающему воображению учащихся учитель

    может обращаться только в редких, особых случаях ввиду особой тонкости и

    специфичности этого инструмента мышления. Следовательно, единственным

    реальным путем обновления и интенсификации учебного процесса остается

    включение в него других, не слухо-вербальных способов предъявления

    информации. В первую очередь речь идет об информации зрительной и слуховой

    (невербальной). Дальнейшим шагом на этом пути является комплексное

    предъявление разнородной, но взаимосвязанной по смыслу информации в

    одновременном сочетании. Именно такие возможности открывает современная

    компьютерная техника, в частности - т. н. технологии мультимедиа. Кроме

    того, своеобразие современных Windows-технологий, заложенная в них

    возможность произвольно настраивать практически любой элемент интерфейса

    позволяют в какой-то мере "очеловечивать" компьютер, приспосабливать к

    собственным вкусам внешний вид экрана, образную, цветовую и звуковую

    обстановку (обычно это называется термином "окружение"), наделять ПК

    некоторыми чертами личности его владельца. И особенно существенно то, что

    в процессе самостоятельной работы за ПК, имея доступ к большим и

    разноплановым массивам информации, ученик неминуемо будет отвлекаться от

    основного стержня обучающей программы, будет пытаться "заглянуть" в

    соседние разделы и дисциплины. В таких условиях формируемый им свод знаний

    никогда не сможет быть строго унифицированным - он всегда будет личностным,

    индивидуализируемым, а это - самое веское свидетельство того, что

    компьютерное обучение существенно обогащает методический арсенал

    современной педагогики и открывает новые большие возможности для

    свободного, всестороннего развития личности обучаемых.

    § 3. Личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие учителя и

    учеников при компьютерном обучении.

    Меняющаяся роль учителя.

    Педагогика сотрудничества, деятельностный подход к учебному процессу,

    активация учащихся, индивидуализация обучения – все эти тенденции

    современной педагогики заставляют задуматься о кардинальном переосмыслении

    роли учителя в учебном процессе. Авторитарная схема синхронного управления

    классом из нескольких десятков человек, при всей ее экономичности и

    кажущейся эффективности, постепенно и неуклонно теряет свою

    универсальность.

    В качестве альтернативы педагогами-новаторами предлагалось много

    различных схем организации занятий с учащимися различных возрастных

    групп[3]. Несмотря на высокую эффективность таких новаций, все они

    базировались на существующей материальной базе учебного процесса и имели

    чрезвычайно ярко выраженный личностный характер. В силу названных причин ни

    одна из них не смогла подняться до уровня универсальности. Смена

    материальной основы, наметившаяся с появлением компьютеров, открыла новые

    горизонты для глубинных педагогических поисков, в том числе – и поисков

    принципиально новых структур учебного процесса. Однако рядом с позитивными

    суждениями сразу же сформировались и негативные, зачастую – недостаточно

    аргументированные.

    Прежде всего, хотелось бы предостеречь от ошибочного и достаточно

    распространенного взгляда на компьютер как на препятствие в

    педагогическом общении, ограничивающее возможность прямых контактов

    учителя с учеником и принижающее значимость этих контактов.

    Компьютер предоставляет учителю большой резерв технической и

    технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени

    именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это

    общение даже более близким и человечным, чем ранее.

    1) Компьютер замыкает на себе большую часть контрольных функций и

    оперативных реакций на ошибки ученика. Все ошибки немедленно фиксируются

    компьютером, но становятся в значительной степени частным делом учащихся,

    а не поводом для получения ими негативных эмоций. Учитель становится

    более свободен и позитивен в своем отношении к детям.

    2) Компьютер, вступая с учеником в партнерские отношения, позволяет

    каждому ученику устанавливать наиболее благоприятный для себя темп и ритм

    учебной деятельности, и освобождает учителя от необходимости постоянно

    контролировать и активизировать этот процесс.

    3) Освободившись от задач непрерывной мелочной опеки, учитель получает

    большую возможность видеть обстановку в целом и уделять индивидуальное

    внимание каждому отдельному ученику.

    Таким образом, ПК не только не препятствует педагогическому общению, а

    наоборот – открывает для него значительно большие возможности; нужно только

    их видеть и правильно пользоваться.

    На фоне общего положительного отношения к компьютеру нередко раздаются и

    голоса противников его широкого внедрения в практику школьного обучения:

    он, будто бы,

    . "не всегда повышает эффективность учебного процесса;

    . нерационально используется;

    . его роль сводится к «переворачиванию страниц»;

    . компьютер не стимулирует школьников к интеллектуальной деятельности,

    снижает эффективность работы памяти и мышления и общий творческий

    потенциал (особенно в младшем школьном возрасте);

    . придает развлекательный характер обучению в ущерб систематическому и

    последовательному усвоению необходимых знаний." ( 25-7)

    В приведенной цитате ни одно из высказываний не выдерживает никакой

    критики. Как правило, такие высказывания делаются людьми, которые или

    просто не работали с ПК и всерьез не знают предмета дискуссии, или теми,

    кто просто не хочет или не может вложить в подготовку компьютерных

    материалов должную меру собственного труда и таланта. Чтобы скрыть

    собственную бездеятельность, они пытаются "научно" доказать, что этого

    вообще не следует делать.

    Помимо сказанного, в число изменившихся функций педагога входит

    чрезвычайно сложная задача - в новых условиях сохранить за собой роль

    "идейного наставника", "лоцмана в мире знаний", старшего товарища и

    авторитетного советчика. Педагогу будет необходимо учитывать тот факт, что

    учащиеся, благодаря возможностям компьютерных коммуникаций, знают не то и

    не только то, что им обычно задавалось на уроках, а иногда и вообще знакомы

    с такими вещами, о которых педагог не имеет представления. Это -

    нормальная, естественная ситуация новой педагогики, прямой результат

    компьютеризации и характернейшая черта новой парадигмы обучения. От

    педагога в таких условиях потребуется не абсолютное "всезнайство" (его не

    может быть!), а мудрое понимание связи явлений, их научной и житейской

    значимости. К такому пониманию своей роли в настоящее время готов далеко не

    каждый учитель, и вузовская система подготовки учителей пока еще прямо на

    это не ориентируется.

    Естественно, что все это реализуется при хорошем техническом,

    программном и методическом обеспечении урока, а сам учитель должен

    достаточно непринужденно владеть общими навыками работы с компьютером и

    правильно осознавать свою изменившуюся роль.

    § 4. Особенности функций преподавателя в учебном процессе с применением

    ПК.

    Основными функциями преподавателя в учебном процессе с применением ПК

    являются: отбор учебного материала и заданий, планирование процесса

    обучения, разработка форм предъявления информации обучаемым, контроль

    обучения материала, коррекция процесса обучения. Рассмотрим кратко

    особенности реализации этих функций.

    Функция отбора материала и заданий является наиболее сложной и

    творческой. Здесь главенствующую роль играет опыт преподавателя, глубина

    знания им предмета. Основными требованиями при реализации этой функции

    являются необходимость четкого выделения главных и второстепенных моментов

    в дисциплине, и дифференциация материала по степени сложности.

    Планирование процесса обучения с применением ПК должно осуществляться,

    как отмечалось выше, в направлении его максимальной индивидуализации.

    Индивидуализация учебного процесса может производиться: «по

    последовательности представления изучаемых понятий, по методу изложения

    материала (индукция, дедукция), по уровню научности материала, глубине

    материала, по времени обучения, по предлагаемым разъяснениям и справочным

    материалам» (23-51). Необходимо обратить внимание на то, что

    индивидуализация учебного процесса является в последнее время одной из

    ведущих идей школьного обучения. Становится все более очевидным, что школа

    должна, "опираясь на индивидуальные особенности учащихся, подготавливать их

    к той сфере жизнедеятельности, к которой они наиболее расположены, и в

    которой смогут принести наибольшую пользу обществу" (14-72).

    Психолог Е. И. Машбиц считает целесообразным разделить понятия

    "индивидуальное " и "индивидуализированное" обучение.

    Индивидуальным он предлагает считать обучение, которое осуществляется по

    принципу: один обучаемый - один компьютер. Поскольку компьютер чаще

    используется при групповом обучении и коллективной деятельности

    учащихся[4], он далеко не всегда выступает как средство индивидуального

    обучения.

    Индивидуализированное обучение - это обучение, при котором

    предполагается в максимальной степени учитывать особенности данного

    учащегося. Индивидуализированным в полном смысле слова следует считать

    обучение школьника не по усредненному стандарту, а в соответствии с

    некоторой моделью, в которой отражены его психологические особенности.

    Причем эти модели предварительно должны быть введены в обучающую систему и

    в процессе обучения могут уточняться и видоизменяться.

    Таким образом, чтобы обучение могло быть индивидуализированным, оно

    должно быть индивидуальным. Подавляющее большинство специалистов-

    футурологов, организаторов науки и производства считает, что в этом

    вопросе будущее - за компьютерами.

    В настоящее время компьютер со всеми его возможностями выступает в

    школе в двух ролях: как предмет изучения, и как техническое средство

    обучения.

    Пока не совсем ясно, как повлияет компьютеризация на поведение,

    моральные нормы, психику и жизнь будущих поколений. Но уже сейчас очевидно,

    что учащиеся относятся к работе с ПК по-разному. Педагоги и психологи,

    специализирующиеся в области компьютеризации, подчеркивают важность

    формирования положительного отношения учащихся к компьютеру.

    Применение ПК позволяет планировать различные схемы прохождения учебных

    задач, расчленять сложные задачи на составные элементы разного уровня,

    практиковать наиболее рациональные формы их сочетания. Возможность простой

    и объективной статистической оценки временных затрат (?) на различных

    стадиях обучения позволяет оптимизировать дозирование заданий.[5]

    Применение компьютерной техники представляет возможность использования

    многообразных форм предъявления материала. Аппаратных и программных

    возможностей ПК вполне достаточно для эффективного введения диалога и

    обеспечения естественной и наглядной формы представления текстов, формул,

    рисунков, движущихся объектов и т. п. Предъявление информации может вестись

    в различном временном темпе (с адаптацией под конкретный возраст и даже под

    конкретного ученика). При этом естественным образом обеспечивается

    возможность сигнального выделения сюжетно важной информации (изменение

    цветности, мерцание, подчеркивание, негатив и т. п.)

    Распределение функций между участниками

    учебного процесса с применением ЭВМ

    Последовательность фаз основного цикла прохождения информации,

    необходимая для гарантированного овладения знаниями любым обучающимся,

    состоит из пяти стадий:

    - получение и осмысление новой учебной информации,

    - выполнение тренировочных заданий и самостоятельных работ,

    - проверка качества усвоения знаний и правильности выполнения

    практических работ,

    - разъяснение ошибок, допущенных в практических заданиях, и работа по

    их предупреждению в дальнейшей деятельности,

    - рассмотрение возможностей практического применения знаний,

    полученных в ходе изучения конкретной темы (раздела).

    В полном объеме реализация данной последовательности с использованием

    традиционных методов обучения практически невозможна, а реально осуществима

    только в условиях индивидуального обучения, или при классно-групповом

    обучении с широким использованием ПК.

    Применение компьютеров при обучении приводит к необходимости

    перераспределения функций между участниками учебного процесса. В таблице

    перечислены основные функции, и знаком «+» указаны их "исполнители". В

    случае возможности выполнения функций одновременно несколькими участниками

    учебного процесса знаком «!» отмечен наиболее качественный исполнитель.

    |№ |ФУНКЦИЯ |ПРЕПОДА-ВАТЕЛЬ |ПК |УЧЕНИК |

    |п/п | | | | |

    |1 |Выбор стратегии обучения |+ |- |- |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.