История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума
составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионального
образования базового уровня, 1-2 года - при наличии среднего
профессионального образования повышенного уровня.
Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6
тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений
и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего
профессионального образования. Средние специальные учебные заведения
находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а
также субъектов Российской Федерации.
Прием и численность студентов средних специальных учебных заведений,
выпуск специалистов со средним профессиональным образованием, тысяч
человек.
Год |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 | |Прием
|732 |652 |644 |630 |665 |662 |685 |707 |766 |844 | |Численность
студентов |2202 |2090 |1994 |1871 |1923 |1976 |2011 |2052 |2147
|2311 | |Выпуск специалистов |623 |585 |546 |532 |473 |494 |538
|545 |563 |568 | |
Сегодня в системе обучается около 2,3 млн. молодых людей и девушек.
Изучение истории трансформации колледжей позволяют провести
диверсификацию типов профессиональных образовательных учреждений среднего
профессионального образования по признаку уровней и количества реализации
профессиональных образовательных программ:
одноуровневые профессиональные образовательные учреждения - традиционные
ПТУ и техникумы, реализующие образовательные программы начального и
среднего профессионального образования и относящиеся по своей
принадлежности к этому уровню;
двухуровневые профессиональные образовательные учреждения -
профессиональные лицеи и колледжи, осуществляющие наряду с традиционной
подготовкой профессиональных кадров по некоторым образовательным программам
повышенный уровень подготовки и остающиеся в рамках уровня соответственно
начального или среднего профессионального образования;
многоуровневые профессиональные образовательные учреждения, реализующие
широкий спектр профессиональных разноуровневых образовательных программ.
Такие учебные заведения относятся к новому типу и не будут отнесены к
конкретному уровню профессионального образования, а будут учреждениями
непрерывного профессионального образования.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что диверсификация среднего
профессионального образования создает необходимые условия для построения
иерархической и ранжированной модели многоуровневого, многоступенчатого и
многопрофильного непрерывного профессионального образования, адаптированной
к уровням образования и квалификации, возможностям и потребностям личности,
особенностям профессиональных образовательных учреждений и специфики
региона, позволяющей личности самостоятельно выбирать различные вектора
направленности обучения и переподготовки по всему профессиональному полю, а
профессиональному образовательному учреждению в современных экономических
условиях сформировать свою реальную образовательную систему.
При этом диверсификация профессионального образования является
эффективной, если будут соблюдены основные критерии ее функционирования и
развития:
проектируемость, т.е. возможность построить частные образовательные
системы, отвечающие целям и задачам личности, экономики, общества и системы
образования в настоящее время и на перспективу;
результативность, что подтверждается наличием широкого спектра
образовательных программ и типов учебных заведений, которые реализуют
поставленные цели;
экономичность, что обеспечивается установлением реальных сроков подготовки
профессиональных кадров, отсутствием "безотходных технологий" обучения;
корректируемость, что предполагает наличие многоступенчатости обучения, что
позволит на основе оперативной обратной связи помочь личности в выборе
индивидуальной образовательной траектории;
управляемость, что обеспечивается за счет поставленных целей обучения в
соответствии с особенностями, традициями и возможностями региона.
С принятием в 1992 году закона РФ «Об образовании» закладывается
правовая основа движения к многообразию системы образования, обеспечению
действительной возможности выбора для ребенка как реального потребителя
образовательных услуг. Это в свою очередь означало, что каждое новаторское
общеобразовательное учебное заведение должно было определить свой
собственный путь развития, т.е. началась массовая реорганизация
традиционной школы в лицеи, гимназии, колледжи, комплексы и т.д.
К новым видам организации учебного процесса и новым типам средних
профессиональных учреждений можно отнести:
а) открытие гимназий, лицеев;
б) открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ,
колледжей;
в) создание центров непрерывного обучения.
Именно формой организации обучения отличается педагогический процесс в
учебных заведениях нового типа. Наряду с известными формами обучения в
средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии, факультативные
занятия), в лицее, гимназии, колледже, ВПУ используются вузовские формы
обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и
практикумы, тематические экскурсии); в профессиональных лицеях, колледжах и
ВПУ еще добавляется производственная практика, курсовое и дипломное
проектирование.
А.М.Новиков обозначил основные направления реформирования российского
среднего профессионального образования как целостной системы, имея в виду
четыре основных субъекта, на которые направлены цели профессионального
образования: личность, общество, производство и саму сферу образования.
Это гуманизация, демократизация образования, его опережающий характер
и ориентация на непрерывное профессиональное образование как пожизненное
образование человека.
И наконец, специфичное развитие базового профессионального образования
должно идти с учетом традиций и новых тенденций в сфере труда и видения
рабочей квалификации и модели специалиста в России и за рубежом.
Отсюда, мы выделяем два основных направления его развития:
1. сохранение традиционных функций и структуры среднего профессионального
образования;
2. перспективное развитие среднего профессионального образования,
связанное с внедрением нового.
Говоря о сохранении традиционных функций, мы подразумеваем функции:
социальной защиты (получение бесплатного профессионального образования
детьми малообеспеченных слоев населения) (реализация принципа равных
возможностей);
обеспечение производства квалифицированными работниками и специалистами с
традиционными направлениями деятельности.
Перспективное же развитие системы среднего профессионального
образования связывается с переменами в образовании и определяется, в первую
очередь, развитием (обновлением) ее структуры.
1.3 Направления и перспективы развития системы среднего
профессионального образования
На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего
звена для развития экономики, повышения технологической культуры
производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов
управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного
и социального сервиса.
Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два
основных процесса: децентрализации и централизации образования. Отражением
этих процессов являются стандартизация и регионализация образования,
которые относятся к определяющим современным тенденциям профессионального
образования.
Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно
доступного и массового профессионального образования, направленного на
подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и
культурного уровня личности. В средних специальных учебных заведениях
обучаются лица в основном из среднеобеспеченных слоев населения. Это
обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства в
финансировании среднего профессионального образования.
Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием
направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и
регионального рынка труда. Профильная структура среднего профессионального
образования, ориентированного на федеральный уровень, должна включать в
основном подготовку кадров по целевым федеральным программам для наукоемких
и высокотехнологичных производств, для обеспечения федеральных систем
инфраструктуры, систем контроля качества продукции, подготовку кадров в
области искусства.
С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и
потребностей рынков труда различных уровней часть средних специальных
учебных заведений должна находиться в федеральной собственности (и
соответственно - на федеральном финансировании), а часть в собственности
регионов. С целью упорядочения распределения бюджетного финансирования
целесообразно сокращение количества федеральных министерств и ведомств,
имеющих в своем ведении средние специальные учебные заведения. Наряду с
бюджетным финансированием необходимо предусмотреть развитие многоканального
финансирования, в том числе в форме соучредительства образовательных
учреждений СПО.
Необходимо осуществить многовариантную интеграцию средних
проффесиональных учебных заведений с образовательными учреждениями других
типов. Перспективным направлением станет интеграция средних специальных
учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и
создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений,
осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных
рабочих, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и
профессий.
Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных
заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов
(в различных формах, в том числе с сохранением статуса юридического лица).
Уже сейчас находит свое продолжение практика создания филиалов вузов на
базе средних специальных учебных заведений, что позволит сделать высшее
образование более доступным в территориальном аспекте.
В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами
развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в
специалистах среднего звена для развития наукоемких и высокотехнологичных
производств, обеспечения административно-технической поддержки процессов
управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного
и социального сервиса. Средняя профессиональная школа обеспечивает
получение доступного и массового профессионального образования, призванного
стать в перспективе обязательным минимумом профессионального образования
молодежи.
Совершенствование структуры сети среднего профессионального
образования будет осуществляться по следующим направлениям:
Основным направлением будет развитие средних специальных учебных
заведений как самостоятельных образовательных учреждений. При этом
предполагается оптимизация сети и укрупнение учебных заведений за счет
горизонтальной интеграции, создания многопрофильных колледжей (80 % от
общей численности учебных заведений). Данное направление актуально прежде
всего для ссузов, расположенных в населенных пунктах, где нет вузов и где
эти учебные заведения выполняют системообразующую роль и обеспечивают
территориальную доступность образования.
Перспективным направлением станет интеграция средних специальных
учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и
создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений,
осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных
рабочих кадров, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и
профессий (25 % от общей численности учебных заведений). Это направление
может сочетаться с формированием многопрофильных колледжей.
Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных
заведений с высшей школой, включение колледжей в состав университетских
комплексов (до 20 % от общей численности ссузов). Найдет свое продолжение
практика создания филиалов вузов на базе колледжей, что позволит сделать
высшее образование более доступным в территориальном аспекте.
С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и
потребностей федерального и регионального рынка труда 60-55 % средних
специальных учебных заведений должно находиться в федеральной собственности
(и соответственно - на федеральном финансировании), 40-55 % - в
собственности регионов.
Таким образом, мы рассматриваем развитие среднего профессионального
образования в трех направлениях:
1. глобальные тенденции развития образования;
2. основные направления реформирования российского профессионального
образования;
3. тенденции развития, специфичные для начального или среднего
профессионального образования.
1. Среди глобальных тенденций развития образования можно выделить
следующие:
1. интернационализация и интеграция образования как основные тенденции
формирования единого мирового образовательного пространства (МОП);
2. информатизация и экологизация образования, сопровождающие переход
стран к постиндустриальному обществу;
3. культурологизация образования как тенденция, связанная с перспективным
развитием общества, которое направлено на преодоление общепланетарного
кризиса и связывается с концепцией устойчивого гуманистического
развития.
Для успеха социально-экономического реформирования России, как никогда
ранее, необходимы усилия по активному включению страны в международные
связи в сфере образования, в процесс формирования единого мирового
образовательного пространства. Фундаментальной прагматической основой
вхождения России в МОП является богатейший арсенал отечественной
педагогической теории, многовековые тенденции развития гуманистической
модели воспитания.
Активному сближению образовательных систем способствуют современные
реформистские тенденции в образовании. Одна из глобальных тенденций -
движение в сторону совершенствования массового, а не элитарного
образования. Речь идет о переходе от образования элиты к
высококачественному, элитарному образованию для всех. Именно качественное
массовое образование может стать фундаментом нового мировоззрения,
адекватного реалиям стремительно меняющегося и все более взаимозависимого
мира.
Другая тенденция - существенное усиление в мировом образовании
гуманитарной составляющей. Всестороннюю гуманитаризацию можно определить
как стратегическую линию развития мирового образования и усиления его
интеграции.
В непосредственной связи с гуманизацией образования находится
тенденция демократизации, появляющаяся в практических шагах по созданию
равных интересов для всех и получении качественного образования, в его
растущей дифференциации и индивидуализации как одном из способов
удовлетворения разнообразных интересов и склонностей.
Исходя из системообразующей тенденции в образовании, связанной с
интернационализацией общественной жизни, можно говорить о глобальных
составляющих функциональной грамотности, формирование которых вызвано
переходом к постиндустриальному обществу.
Другим феноменом постиндустриального общества является стремление к
признанию приоритета интересов личности.
На этом фоне усиливается внимание к процессам социального характера,
связанным с деятельностью человека и его жизнеобеспечением. Это происходит
в условиях ухудшения мировой экологической ситуации, характеризующейся
вступлением в действие факторов глобальных масштабов, затрагивающих
жизненные интересы всех народов и требующих их преодоления усилиями всего
человечества.
Отсюда важнейшей составной частью функциональной грамотности в
глобальном масштабе становится экологическая грамотность, направленная на
выживание человека в современных условиях. Естественно, ее содержание
связано с состоянием развития конкретной страны.
Экологическая культура рассматривается Б.Т.Лихачевым как главный
системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной
интеллигентности и цивилизованности.
В то же время, по мнению А.М. Буровского, никакие проекты
экологического образования не могут изменить культуру современного
общества. Он считает, что на это направлено, так называемое, ноосферное
образование, цель которого - сформировать такое понимание мира и человека,
в котором человек и мир существуют нераздельно.
Отсюда, с понятием "ноосферы" связывается следующая тенденция,
нацеленная на перспективное развитие общества - культурологизация
образования.
2. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается
распространением в последние два десятилетия рыночной экономики -
экономики, ориентированной на потребителя.
Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два
Страницы: 1, 2, 3, 4
|