МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума

    составляет, как правило, 1 год при наличии среднего профессионального

    образования базового уровня, 1-2 года - при наличии среднего

    профессионального образования повышенного уровня.

    Система среднего профессионального образования включает в себя 2,6

    тыс. государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений

    и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего

    профессионального образования. Средние специальные учебные заведения

    находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а

    также субъектов Российской Федерации.

    Прием и численность студентов средних специальных учебных заведений,

    выпуск специалистов со средним профессиональным образованием, тысяч

    человек.

    Год |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 | |Прием

    |732 |652 |644 |630 |665 |662 |685 |707 |766 |844 | |Численность

    студентов |2202 |2090 |1994 |1871 |1923 |1976 |2011 |2052 |2147

    |2311 | |Выпуск специалистов |623 |585 |546 |532 |473 |494 |538

    |545 |563 |568 | |

    Сегодня в системе обучается около 2,3 млн. молодых людей и девушек.

    Изучение истории трансформации колледжей позволяют провести

    диверсификацию типов профессиональных образовательных учреждений среднего

    профессионального образования по признаку уровней и количества реализации

    профессиональных образовательных программ:

    одноуровневые профессиональные образовательные учреждения - традиционные

    ПТУ и техникумы, реализующие образовательные программы начального и

    среднего профессионального образования и относящиеся по своей

    принадлежности к этому уровню;

    двухуровневые профессиональные образовательные учреждения -

    профессиональные лицеи и колледжи, осуществляющие наряду с традиционной

    подготовкой профессиональных кадров по некоторым образовательным программам

    повышенный уровень подготовки и остающиеся в рамках уровня соответственно

    начального или среднего профессионального образования;

    многоуровневые профессиональные образовательные учреждения, реализующие

    широкий спектр профессиональных разноуровневых образовательных программ.

    Такие учебные заведения относятся к новому типу и не будут отнесены к

    конкретному уровню профессионального образования, а будут учреждениями

    непрерывного профессионального образования.

    Все вышесказанное позволяет утверждать, что диверсификация среднего

    профессионального образования создает необходимые условия для построения

    иерархической и ранжированной модели многоуровневого, многоступенчатого и

    многопрофильного непрерывного профессионального образования, адаптированной

    к уровням образования и квалификации, возможностям и потребностям личности,

    особенностям профессиональных образовательных учреждений и специфики

    региона, позволяющей личности самостоятельно выбирать различные вектора

    направленности обучения и переподготовки по всему профессиональному полю, а

    профессиональному образовательному учреждению в современных экономических

    условиях сформировать свою реальную образовательную систему.

    При этом диверсификация профессионального образования является

    эффективной, если будут соблюдены основные критерии ее функционирования и

    развития:

    проектируемость, т.е. возможность построить частные образовательные

    системы, отвечающие целям и задачам личности, экономики, общества и системы

    образования в настоящее время и на перспективу;

    результативность, что подтверждается наличием широкого спектра

    образовательных программ и типов учебных заведений, которые реализуют

    поставленные цели;

    экономичность, что обеспечивается установлением реальных сроков подготовки

    профессиональных кадров, отсутствием "безотходных технологий" обучения;

    корректируемость, что предполагает наличие многоступенчатости обучения, что

    позволит на основе оперативной обратной связи помочь личности в выборе

    индивидуальной образовательной траектории;

    управляемость, что обеспечивается за счет поставленных целей обучения в

    соответствии с особенностями, традициями и возможностями региона.

    С принятием в 1992 году закона РФ «Об образовании» закладывается

    правовая основа движения к многообразию системы образования, обеспечению

    действительной возможности выбора для ребенка как реального потребителя

    образовательных услуг. Это в свою очередь означало, что каждое новаторское

    общеобразовательное учебное заведение должно было определить свой

    собственный путь развития, т.е. началась массовая реорганизация

    традиционной школы в лицеи, гимназии, колледжи, комплексы и т.д.

    К новым видам организации учебного процесса и новым типам средних

    профессиональных учреждений можно отнести:

    а) открытие гимназий, лицеев;

    б) открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ,

    колледжей;

    в) создание центров непрерывного обучения.

    Именно формой организации обучения отличается педагогический процесс в

    учебных заведениях нового типа. Наряду с известными формами обучения в

    средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии, факультативные

    занятия), в лицее, гимназии, колледже, ВПУ используются вузовские формы

    обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и

    практикумы, тематические экскурсии); в профессиональных лицеях, колледжах и

    ВПУ еще добавляется производственная практика, курсовое и дипломное

    проектирование.

    А.М.Новиков обозначил основные направления реформирования российского

    среднего профессионального образования как целостной системы, имея в виду

    четыре основных субъекта, на которые направлены цели профессионального

    образования: личность, общество, производство и саму сферу образования.

    Это гуманизация, демократизация образования, его опережающий характер

    и ориентация на непрерывное профессиональное образование как пожизненное

    образование человека.

    И наконец, специфичное развитие базового профессионального образования

    должно идти с учетом традиций и новых тенденций в сфере труда и видения

    рабочей квалификации и модели специалиста в России и за рубежом.

    Отсюда, мы выделяем два основных направления его развития:

    1. сохранение традиционных функций и структуры среднего профессионального

    образования;

    2. перспективное развитие среднего профессионального образования,

    связанное с внедрением нового.

    Говоря о сохранении традиционных функций, мы подразумеваем функции:

    социальной защиты (получение бесплатного профессионального образования

    детьми малообеспеченных слоев населения) (реализация принципа равных

    возможностей);

    обеспечение производства квалифицированными работниками и специалистами с

    традиционными направлениями деятельности.

    Перспективное же развитие системы среднего профессионального

    образования связывается с переменами в образовании и определяется, в первую

    очередь, развитием (обновлением) ее структуры.

    1.3 Направления и перспективы развития системы среднего

    профессионального образования

    На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего

    звена для развития экономики, повышения технологической культуры

    производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов

    управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного

    и социального сервиса.

    Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два

    основных процесса: децентрализации и централизации образования. Отражением

    этих процессов являются стандартизация и регионализация образования,

    которые относятся к определяющим современным тенденциям профессионального

    образования.

    Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно

    доступного и массового профессионального образования, направленного на

    подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и

    культурного уровня личности. В средних специальных учебных заведениях

    обучаются лица в основном из среднеобеспеченных слоев населения. Это

    обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства в

    финансировании среднего профессионального образования.

    Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием

    направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и

    регионального рынка труда. Профильная структура среднего профессионального

    образования, ориентированного на федеральный уровень, должна включать в

    основном подготовку кадров по целевым федеральным программам для наукоемких

    и высокотехнологичных производств, для обеспечения федеральных систем

    инфраструктуры, систем контроля качества продукции, подготовку кадров в

    области искусства.

    С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и

    потребностей рынков труда различных уровней часть средних специальных

    учебных заведений должна находиться в федеральной собственности (и

    соответственно - на федеральном финансировании), а часть в собственности

    регионов. С целью упорядочения распределения бюджетного финансирования

    целесообразно сокращение количества федеральных министерств и ведомств,

    имеющих в своем ведении средние специальные учебные заведения. Наряду с

    бюджетным финансированием необходимо предусмотреть развитие многоканального

    финансирования, в том числе в форме соучредительства образовательных

    учреждений СПО.

    Необходимо осуществить многовариантную интеграцию средних

    проффесиональных учебных заведений с образовательными учреждениями других

    типов. Перспективным направлением станет интеграция средних специальных

    учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и

    создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений,

    осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных

    рабочих, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и

    профессий.

    Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных

    заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов

    (в различных формах, в том числе с сохранением статуса юридического лица).

    Уже сейчас находит свое продолжение практика создания филиалов вузов на

    базе средних специальных учебных заведений, что позволит сделать высшее

    образование более доступным в территориальном аспекте.

    В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами

    развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в

    специалистах среднего звена для развития наукоемких и высокотехнологичных

    производств, обеспечения административно-технической поддержки процессов

    управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного

    и социального сервиса. Средняя профессиональная школа обеспечивает

    получение доступного и массового профессионального образования, призванного

    стать в перспективе обязательным минимумом профессионального образования

    молодежи.

    Совершенствование структуры сети среднего профессионального

    образования будет осуществляться по следующим направлениям:

    Основным направлением будет развитие средних специальных учебных

    заведений как самостоятельных образовательных учреждений. При этом

    предполагается оптимизация сети и укрупнение учебных заведений за счет

    горизонтальной интеграции, создания многопрофильных колледжей (80 % от

    общей численности учебных заведений). Данное направление актуально прежде

    всего для ссузов, расположенных в населенных пунктах, где нет вузов и где

    эти учебные заведения выполняют системообразующую роль и обеспечивают

    территориальную доступность образования.

    Перспективным направлением станет интеграция средних специальных

    учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и

    создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений,

    осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных

    рабочих кадров, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и

    профессий (25 % от общей численности учебных заведений). Это направление

    может сочетаться с формированием многопрофильных колледжей.

    Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных

    заведений с высшей школой, включение колледжей в состав университетских

    комплексов (до 20 % от общей численности ссузов). Найдет свое продолжение

    практика создания филиалов вузов на базе колледжей, что позволит сделать

    высшее образование более доступным в территориальном аспекте.

    С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и

    потребностей федерального и регионального рынка труда 60-55 % средних

    специальных учебных заведений должно находиться в федеральной собственности

    (и соответственно - на федеральном финансировании), 40-55 % - в

    собственности регионов.

    Таким образом, мы рассматриваем развитие среднего профессионального

    образования в трех направлениях:

    1. глобальные тенденции развития образования;

    2. основные направления реформирования российского профессионального

    образования;

    3. тенденции развития, специфичные для начального или среднего

    профессионального образования.

    1. Среди глобальных тенденций развития образования можно выделить

    следующие:

    1. интернационализация и интеграция образования как основные тенденции

    формирования единого мирового образовательного пространства (МОП);

    2. информатизация и экологизация образования, сопровождающие переход

    стран к постиндустриальному обществу;

    3. культурологизация образования как тенденция, связанная с перспективным

    развитием общества, которое направлено на преодоление общепланетарного

    кризиса и связывается с концепцией устойчивого гуманистического

    развития.

    Для успеха социально-экономического реформирования России, как никогда

    ранее, необходимы усилия по активному включению страны в международные

    связи в сфере образования, в процесс формирования единого мирового

    образовательного пространства. Фундаментальной прагматической основой

    вхождения России в МОП является богатейший арсенал отечественной

    педагогической теории, многовековые тенденции развития гуманистической

    модели воспитания.

    Активному сближению образовательных систем способствуют современные

    реформистские тенденции в образовании. Одна из глобальных тенденций -

    движение в сторону совершенствования массового, а не элитарного

    образования. Речь идет о переходе от образования элиты к

    высококачественному, элитарному образованию для всех. Именно качественное

    массовое образование может стать фундаментом нового мировоззрения,

    адекватного реалиям стремительно меняющегося и все более взаимозависимого

    мира.

    Другая тенденция - существенное усиление в мировом образовании

    гуманитарной составляющей. Всестороннюю гуманитаризацию можно определить

    как стратегическую линию развития мирового образования и усиления его

    интеграции.

    В непосредственной связи с гуманизацией образования находится

    тенденция демократизации, появляющаяся в практических шагах по созданию

    равных интересов для всех и получении качественного образования, в его

    растущей дифференциации и индивидуализации как одном из способов

    удовлетворения разнообразных интересов и склонностей.

    Исходя из системообразующей тенденции в образовании, связанной с

    интернационализацией общественной жизни, можно говорить о глобальных

    составляющих функциональной грамотности, формирование которых вызвано

    переходом к постиндустриальному обществу.

    Другим феноменом постиндустриального общества является стремление к

    признанию приоритета интересов личности.

    На этом фоне усиливается внимание к процессам социального характера,

    связанным с деятельностью человека и его жизнеобеспечением. Это происходит

    в условиях ухудшения мировой экологической ситуации, характеризующейся

    вступлением в действие факторов глобальных масштабов, затрагивающих

    жизненные интересы всех народов и требующих их преодоления усилиями всего

    человечества.

    Отсюда важнейшей составной частью функциональной грамотности в

    глобальном масштабе становится экологическая грамотность, направленная на

    выживание человека в современных условиях. Естественно, ее содержание

    связано с состоянием развития конкретной страны.

    Экологическая культура рассматривается Б.Т.Лихачевым как главный

    системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной

    интеллигентности и цивилизованности.

    В то же время, по мнению А.М. Буровского, никакие проекты

    экологического образования не могут изменить культуру современного

    общества. Он считает, что на это направлено, так называемое, ноосферное

    образование, цель которого - сформировать такое понимание мира и человека,

    в котором человек и мир существуют нераздельно.

    Отсюда, с понятием "ноосферы" связывается следующая тенденция,

    нацеленная на перспективное развитие общества - культурологизация

    образования.

    2. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается

    распространением в последние два десятилетия рыночной экономики -

    экономики, ориентированной на потребителя.

    Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.