МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума

    История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума

    Введение

    В 2001 году система среднего профессионального образования России

    отмечала свой 300-летний юбилей. Русские ученые и педагоги постоянно

    вглядывались в прошлое, пытаясь понять настоящее, найти ответ на извечные

    вопросы: что делать и как делать?

    Накопленный опыт обучения и воспитания подрастающего поколения в

    разных типах профессиональных учебных заведений содержит много

    поучительного и для современности.

    Проблема исследования обусловлена тем, что без изучения истории

    среднего профессионального образования как явления педагогического не могут

    быть глубоко осмыслены вопросы развития форм и методов обучения и

    воспитания, пути совершенствования профессионального образования

    специалистов среднего звена, важнейшим из которых является научное

    обеспечение профессиональной подготовки.

    Система среднего профессионального образования — социальный институт,

    имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного

    комплекса, своеобразную социально-культурологическую предысторию, свою

    логику развития. Всякая попытка растворить или подчинить ее другим системам

    образования ничего не приносит, кроме разрушения, и приводит к ослаблению

    социально-экономических основ развития общества. В качестве составной

    (базисной) структуры и фундаментальной основы непрерывного образования эта

    система выполняет важнейшие социальные, экономические, образовательные,

    научно-технические, личностно-профессиональные, воспитательные,

    интегративные функции.

    Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно

    доступного и массового профессионального образования, направленного на

    подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и

    культурного уровня личности. Это обусловливает необходимость сохранения

    ведущей роли государства в финансировании среднего профессионального

    образования.

    Ныне действующая система среднего профессионального образования смогла

    в известной мере адаптироваться к сложным условиям социальной

    трансформации. В целом сохранена сеть учебных заведений, стабилизировался

    преподавательский состав, разрабатываются новые образовательные стандарты,

    создана база для дальнейшего развития.

    Вместе с тем существующий уровень социально-экономической адаптации к

    рынку труда выпускников профессиональных учебных заведений, прежде всего,

    среднего образования, не в должной степени отвечает его потребностям.

    Система подготовки работников на производстве оказалась практически

    разрушенной.

    Структурные изменения в системах начального и среднего

    профессионального образования, также как и структурные изменения в

    экономике, осуществлялись в нашей стране достаточно редко. Новые

    работодатели ищут рабочую силу, соответствующую их непосредственным

    потребностям. Система среднего профессионального обучения столкнулась с

    огромными трудностями процесса адаптации к новым требованиям экономики.

    Возникновение рынка труда, появление конкуренции среди рабочей силы,

    наметившаяся в последние годы ориентация работодателей на профессионализм и

    опытность работника, хотя самым существенным образом и осложнили положение

    выпускников средней профессиональной школы на рынке труда, но вместе с тем

    усилили стремление молодежи к получению среднего профессионального

    образования. Социологические опросы показывают, что наряду с нежеланием

    многих выпускников работать по полученной специальности (прежде всего, в

    связи с низким уровнем оплаты труда на имеющихся вакантных рабочих местах),

    знания, полученные в учебных заведениях, они рассматривают как необходимые

    для своего трудоустройства и работы[1].

    Актуальность исследования обусловлена тем, что переход России на

    рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования

    новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы

    профессионального образования.

    Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух

    взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной

    системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития

    в дальнейшем. Новая система среднего профессионального образования

    предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в

    течение всей жизни.

    Система среднего профессионального образования, пройдя большой

    исторический путь, стала мощным фактором повышения образовательного и

    культурно-технического уровня, всестороннего совершенствования российского

    образа жизни, одним из путей осуществления социальной политики государства

    на современном этапе.

    Таким образом, среднее профессиональное образование не только

    обеспечивает получение специальности, но и создает условия для дальнейшего

    продвижения личности в образовательной системе.

    На современном этапе увеличивается потребность в специалистах

    среднего звена для развития экономики, повышения технологической культуры

    производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов

    управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного

    и социального сервиса.

    Ведущей целью образования в новых экономических условиях России

    является подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда,

    обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими

    умение решать задачи во всех видах ее деятельности (от профессиональных до

    лично-бытовых) и отвечать за их решение. В этой связи основная

    педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования есть поиск и

    реализация оптимальных путей развития личности, способной к

    самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной

    социальной, трудовой жизни.

    Среднее профессиональное образование насчитывает 2678 государственных

    и муниципальных образовательных учреждений с контингентом обучаемых в

    количестве около 2300 тыс. человек. Негосударственный сектор включает в

    себя 150 колледжей, в которых обучается более 25 тыс. студентов[2].

    Происходит изменение структуры подготовки. Если ранее действовала

    тенденция расширения гуманитарной и экономической подготовки, то в

    последние годы прием на технические специальности увеличился на 37%[3].

    За последние три года в Классификатор специальностей среднего

    профессионального образования введено более 20 новых специальностей.

    Осуществлено обновление содержания среднего профессионального образования,

    обеспечивающее его интеллектуализацию и гуманитаризацию, развитие

    вариативности и гибкости образовательных программ, расширение профиля

    подготовки и повышение профессиональной мобильности специалистов.

    Разработан и введен в действие Государственный образовательный стандарт

    среднего профессионального образования в части государственных требований к

    минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям.

    Сегодня формируется особый интегративный тип работника — субъект

    социально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность и

    индивидуальность. На рынке труда ныне котируется не пресловутая рабочая

    сила, а работник с высоким уровнем образованности, воспитанности,

    профессиональной обученности. Особенно остро стоит проблема получения

    среднего профессионального образования, в первую очередь для молодежи.

    В изменяющихся условиях необходимо обеспечить согласованность

    интересов государства, личности и работодателей, законодательно закрепить

    новый характер их взаимоотношений.

    Целью выпускной квалификационной работы является проведение

    исторического анализа развития системы среднего профессионального

    образования с конца XIX века по сегодняшний день.

    Исходя из поставленной цели выпускной квалификационной работы, можно

    выделить следующие задачи исследования:

    - анализ истории развития системы среднего профессионального

    образования в России;

    - анализ современного состояния системы среднего профессионального

    образования;

    - выделить проблемы и перспективы развития системы среднего

    профессионального образования в России.

    - в процессе развития системы среднего профессионального образования

    исследовать изменение функций данного социального института (на примере

    Лицея № 105 г. Волгодонска Ростовской области) .

    Объектом исследования является история развития системы среднего

    профессионального образования Российской Федерации.

    Предметом исследования влияние развития среднего профессионального

    образования на совершенствование научной подготовки выпускников средне-

    профессиональных учебных учреждений.

    Методы исследования: анализ литературы по проблеме развития системы

    среднего профессионального образования в России.

    Теоретико - методологической базой выпускной квалификационной работы

    явились концептуальные разработки отечественных ученых в области

    педагогики, социологии и экономики, занимающихся проблемой истории

    развития и совершенствования системы среднего профессионального образования

    в России. Среди большого количества работ на данную тему можно выделить

    несколько в большей степени связанные с исследуемой проблемой, и в

    частности, работы Б.С. Гершунского, Н.В. Нечаева, Э.М. Паничевой, Г.М.

    Романцева, А.Я. Савельева, А.П. Чернышева и др.

    Эмпирической базой исследования явились результаты статистические

    данные, официальные документы учреждений среднего профессионального

    образования города Волгодонска Ростовской области. Для сравнительного

    анализа использовались так же фактологические данные, приведенные в научной

    и публицистической литературе отечественных авторов.

    В заключении работы, на основании результатов анализа и оценки

    выделены предложения по осуществлению мер, направленных на

    совершенствование функционирования и развития системы среднего

    профессионального образования.

    Практическое использование результатов. Результаты научно-

    исследовательской работы по теме могут составить информационную и основу

    для проведения факультативных занятий по педагогическим дисциплинам.

    По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка

    использованной литературы.

    ГЛАВА I. Развитие системы среднего профессионального образования в

    России

    1.1 История становления и развития российской системы

    профессионального образования с 1700 по 2001 г.г.

    Систематическое профессиональное образование начинает складываться в

    нашей стране в середине XVII века с появлением посольских, лекарских,

    типографских школ. Так, например, в Типографской школе при Приказе

    печатного двора, основанной в 1681г., обучалось к 1684 г. 194 человека.

    Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки

    печатников Печатного двора. В организации учебного процесса особую роль

    играли старосты, которым выплачивался “поденный корм” и в обязанности

    которых входило “спрашивать уроки у товарищей”.

    Появление профессионального образования в современном его понимании –

    это заслуга Петра I. После заграничных поездок и неудачных военных действий

    в Северной войне ПетрI предпринял шаги по подготовке необходимых

    государству специалистов путём создания профессиональных школ различного

    типа. Образование и воспитание в петровской школе было направлено на

    приобретение профессиональных навыков. России нужны были корабельные

    инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных

    областях. В 1701 году ПетромI была утверждена в Москве “Школа

    математических и навигацких наук”, навигаторские классы которой в 1715 году

    были переведены в Петербург и на их основе создана Морская Академия.

    В школе обучались подростки и юноши всех сословий, кроме крепостных, в

    возрасте от 12 до 20 лет, находившиеся на полном государственном

    обеспечении. Количество обучающихся в 1703 году составляло 300 человек, в

    1711 – 500 человек. Курс состоял из трёх ступеней: начальной (обучение

    письму, чтению, грамматике и арифметике), цифровой (обучение арифметике,

    геометрии, тригонометрии), высшей (навигаторских классов). Учащиеся

    навигаторских классов проходили практику на морских кораблях,

    судостроительных верфях, на прокладке дорог. Большую роль в организации

    работы школы сыграли Л.Ф. Магницкиий и шотландец А.Д. Форварсон. В 1712

    году были созданы инженерная и артиллерийская школы. Профессиональная школа

    носила сословный характер, готовила к различным областям государственной

    службы.

    Заслугой Петра I является создание сети светских и духовных школ, как

    в столице, так и в провинции. Петровское понимание назначения

    государственной службы было изложено в Табели о рангах: “Сыновьям

    Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства,

    такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем, для знатной их

    породы или их отцов знатных чинов, в публичной ассамблеи, где двор

    находится, свободный доступ перед другими нижняго чина, и охотно желаем

    видеть, чтоб они от других всяких случаях по достоинству отличались;

    однакож мы для того никому какого ранга не позволяем, пока они нам и

    отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат”. Однако

    в отличие от разночинцев не многие дворяне поступали в учебные заведения

    добровольно.

    Со времён Петра гражданская служба потребовала всё больших знаний в

    праве, экономике, политике, что требовало профессиональной подготовки. В

    1733 году в Петербурге было основано приравненное к академиям Горное

    училище, положившее начало инженерному образованию в России.

    Как особая ступень среднее профессиональное образование сформировалось

    в конце XIX – начале ХХ вв. под влиянием усложнения труда и его организации

    в условиях развитого крупного машинного производства. В конце ХIХ в. в

    России было 143 средних специальных учебных заведения, подведомственных

    различным министерствам. Существовала отраслевая диспропорция учебных

    заведений, которые территориально размещались неравномерно. К 1914 –15

    учебному году в России имелось 250 коммерческих училищ и 17

    сельскохозяйственных.

    Представляет интерес система управления образованием, существовавшая в

    России до революции. На протяжении ХIХ в. происходит преобразование

    государственных учреждений царской России по западноевропейскому образцу.

    Манифестом 8 сентября 1802 г. в России были образованы первые восемь

    министерств, среди которых – Министерство народного просвещения, созданное

    для “воспитания юношества и распространения наук” и ведающее высшими,

    средними и низшими учебными заведениями, Академией наук, Академией

    художеств, типографией и цензурой.

    Аппарат Министерства в первые годы его существования был невелик.

    Роль коллегии при министре, разрешавшей все вопросы административного,

    хозяйственного, учебного и научного характера, исполняло Главное управление

    училищ, состоявшее из назначенных императором чиновников и попечителей

    учебных округов. Исполнителем решений Главного управления являлся

    единственный департамент Министерства.

    В 1835 году в связи с новым устройством учебных округов низшая,

    средняя и высшая школа стали подчиняться административной власти округа.

    Попечитель учебного округа назначался императором.

    В середине 50-х г.г. ХIХ в. система управления училищ и Учебный

    Комитет Министерства, учебные округа изъяты из ведения местных генерал –

    губернаторов.

    В период с 1863 года по 1917 год в России управление образованием

    несколько раз претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование

    постепенно превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее

    потребностям общества. В управлении образованием наблюдалось две тенденции,

    которые в разные периоды становились преобладающими: доминирование в

    правительственном курсе консервативных, реакционных тенденций, стремление

    осуществить жесткую централизацию и контроль за образованием; в то же время

    развитие промышленности и торговли, первые итоги капитализма в России

    обусловили децентрализацию управления техническими и коммерческими учебными

    заведениями, демократизацию состава выпускников, возникновение

    неправительственных учебных заведений.

    В январе 1915 года министром народного просвещения стал П.Н. Игнатьев,

    сторонник радикальной реформы среднего и высшего образования в соответствии

    с требованиями промышленной и финансовой буржуазии. В этот период

    управление профессиональным образованием было децентрализовано.

    После революции в России средние профессиональное образование стало

    частью системы народного образования. С 1919 года управление учебными

    заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при

    Наркомпросе РСФСР. В техникумах готовили как инженеров узкой специализации,

    так и помощников инженеров. Сроки обучения и планы приема были различными.

    К началу 1929 года в стране было свыше 1030 средних специальных учебных

    заведений. В сентябре 1929 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление “Об

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.