История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума
История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума
Введение
В 2001 году система среднего профессионального образования России
отмечала свой 300-летний юбилей. Русские ученые и педагоги постоянно
вглядывались в прошлое, пытаясь понять настоящее, найти ответ на извечные
вопросы: что делать и как делать?
Накопленный опыт обучения и воспитания подрастающего поколения в
разных типах профессиональных учебных заведений содержит много
поучительного и для современности.
Проблема исследования обусловлена тем, что без изучения истории
среднего профессионального образования как явления педагогического не могут
быть глубоко осмыслены вопросы развития форм и методов обучения и
воспитания, пути совершенствования профессионального образования
специалистов среднего звена, важнейшим из которых является научное
обеспечение профессиональной подготовки.
Система среднего профессионального образования — социальный институт,
имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного
комплекса, своеобразную социально-культурологическую предысторию, свою
логику развития. Всякая попытка растворить или подчинить ее другим системам
образования ничего не приносит, кроме разрушения, и приводит к ослаблению
социально-экономических основ развития общества. В качестве составной
(базисной) структуры и фундаментальной основы непрерывного образования эта
система выполняет важнейшие социальные, экономические, образовательные,
научно-технические, личностно-профессиональные, воспитательные,
интегративные функции.
Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно
доступного и массового профессионального образования, направленного на
подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и
культурного уровня личности. Это обусловливает необходимость сохранения
ведущей роли государства в финансировании среднего профессионального
образования.
Ныне действующая система среднего профессионального образования смогла
в известной мере адаптироваться к сложным условиям социальной
трансформации. В целом сохранена сеть учебных заведений, стабилизировался
преподавательский состав, разрабатываются новые образовательные стандарты,
создана база для дальнейшего развития.
Вместе с тем существующий уровень социально-экономической адаптации к
рынку труда выпускников профессиональных учебных заведений, прежде всего,
среднего образования, не в должной степени отвечает его потребностям.
Система подготовки работников на производстве оказалась практически
разрушенной.
Структурные изменения в системах начального и среднего
профессионального образования, также как и структурные изменения в
экономике, осуществлялись в нашей стране достаточно редко. Новые
работодатели ищут рабочую силу, соответствующую их непосредственным
потребностям. Система среднего профессионального обучения столкнулась с
огромными трудностями процесса адаптации к новым требованиям экономики.
Возникновение рынка труда, появление конкуренции среди рабочей силы,
наметившаяся в последние годы ориентация работодателей на профессионализм и
опытность работника, хотя самым существенным образом и осложнили положение
выпускников средней профессиональной школы на рынке труда, но вместе с тем
усилили стремление молодежи к получению среднего профессионального
образования. Социологические опросы показывают, что наряду с нежеланием
многих выпускников работать по полученной специальности (прежде всего, в
связи с низким уровнем оплаты труда на имеющихся вакантных рабочих местах),
знания, полученные в учебных заведениях, они рассматривают как необходимые
для своего трудоустройства и работы[1].
Актуальность исследования обусловлена тем, что переход России на
рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования
новые цели, решение которых видится в глубоких преобразованиях системы
профессионального образования.
Эти преобразования целесообразно представлять в виде двух
взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной
системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития
в дальнейшем. Новая система среднего профессионального образования
предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в
течение всей жизни.
Система среднего профессионального образования, пройдя большой
исторический путь, стала мощным фактором повышения образовательного и
культурно-технического уровня, всестороннего совершенствования российского
образа жизни, одним из путей осуществления социальной политики государства
на современном этапе.
Таким образом, среднее профессиональное образование не только
обеспечивает получение специальности, но и создает условия для дальнейшего
продвижения личности в образовательной системе.
На современном этапе увеличивается потребность в специалистах
среднего звена для развития экономики, повышения технологической культуры
производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов
управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного
и социального сервиса.
Ведущей целью образования в новых экономических условиях России
является подготовка личности, конкурентоспособной в условиях рынка труда,
обладающей личностными и профессиональными качествами, обеспечивающими
умение решать задачи во всех видах ее деятельности (от профессиональных до
лично-бытовых) и отвечать за их решение. В этой связи основная
педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования есть поиск и
реализация оптимальных путей развития личности, способной к
самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной
социальной, трудовой жизни.
Среднее профессиональное образование насчитывает 2678 государственных
и муниципальных образовательных учреждений с контингентом обучаемых в
количестве около 2300 тыс. человек. Негосударственный сектор включает в
себя 150 колледжей, в которых обучается более 25 тыс. студентов[2].
Происходит изменение структуры подготовки. Если ранее действовала
тенденция расширения гуманитарной и экономической подготовки, то в
последние годы прием на технические специальности увеличился на 37%[3].
За последние три года в Классификатор специальностей среднего
профессионального образования введено более 20 новых специальностей.
Осуществлено обновление содержания среднего профессионального образования,
обеспечивающее его интеллектуализацию и гуманитаризацию, развитие
вариативности и гибкости образовательных программ, расширение профиля
подготовки и повышение профессиональной мобильности специалистов.
Разработан и введен в действие Государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования в части государственных требований к
минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям.
Сегодня формируется особый интегративный тип работника — субъект
социально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность и
индивидуальность. На рынке труда ныне котируется не пресловутая рабочая
сила, а работник с высоким уровнем образованности, воспитанности,
профессиональной обученности. Особенно остро стоит проблема получения
среднего профессионального образования, в первую очередь для молодежи.
В изменяющихся условиях необходимо обеспечить согласованность
интересов государства, личности и работодателей, законодательно закрепить
новый характер их взаимоотношений.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение
исторического анализа развития системы среднего профессионального
образования с конца XIX века по сегодняшний день.
Исходя из поставленной цели выпускной квалификационной работы, можно
выделить следующие задачи исследования:
- анализ истории развития системы среднего профессионального
образования в России;
- анализ современного состояния системы среднего профессионального
образования;
- выделить проблемы и перспективы развития системы среднего
профессионального образования в России.
- в процессе развития системы среднего профессионального образования
исследовать изменение функций данного социального института (на примере
Лицея № 105 г. Волгодонска Ростовской области) .
Объектом исследования является история развития системы среднего
профессионального образования Российской Федерации.
Предметом исследования влияние развития среднего профессионального
образования на совершенствование научной подготовки выпускников средне-
профессиональных учебных учреждений.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме развития системы
среднего профессионального образования в России.
Теоретико - методологической базой выпускной квалификационной работы
явились концептуальные разработки отечественных ученых в области
педагогики, социологии и экономики, занимающихся проблемой истории
развития и совершенствования системы среднего профессионального образования
в России. Среди большого количества работ на данную тему можно выделить
несколько в большей степени связанные с исследуемой проблемой, и в
частности, работы Б.С. Гершунского, Н.В. Нечаева, Э.М. Паничевой, Г.М.
Романцева, А.Я. Савельева, А.П. Чернышева и др.
Эмпирической базой исследования явились результаты статистические
данные, официальные документы учреждений среднего профессионального
образования города Волгодонска Ростовской области. Для сравнительного
анализа использовались так же фактологические данные, приведенные в научной
и публицистической литературе отечественных авторов.
В заключении работы, на основании результатов анализа и оценки
выделены предложения по осуществлению мер, направленных на
совершенствование функционирования и развития системы среднего
профессионального образования.
Практическое использование результатов. Результаты научно-
исследовательской работы по теме могут составить информационную и основу
для проведения факультативных занятий по педагогическим дисциплинам.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы.
ГЛАВА I. Развитие системы среднего профессионального образования в
России
1.1 История становления и развития российской системы
профессионального образования с 1700 по 2001 г.г.
Систематическое профессиональное образование начинает складываться в
нашей стране в середине XVII века с появлением посольских, лекарских,
типографских школ. Так, например, в Типографской школе при Приказе
печатного двора, основанной в 1681г., обучалось к 1684 г. 194 человека.
Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки
печатников Печатного двора. В организации учебного процесса особую роль
играли старосты, которым выплачивался “поденный корм” и в обязанности
которых входило “спрашивать уроки у товарищей”.
Появление профессионального образования в современном его понимании –
это заслуга Петра I. После заграничных поездок и неудачных военных действий
в Северной войне ПетрI предпринял шаги по подготовке необходимых
государству специалистов путём создания профессиональных школ различного
типа. Образование и воспитание в петровской школе было направлено на
приобретение профессиональных навыков. России нужны были корабельные
инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных
областях. В 1701 году ПетромI была утверждена в Москве “Школа
математических и навигацких наук”, навигаторские классы которой в 1715 году
были переведены в Петербург и на их основе создана Морская Академия.
В школе обучались подростки и юноши всех сословий, кроме крепостных, в
возрасте от 12 до 20 лет, находившиеся на полном государственном
обеспечении. Количество обучающихся в 1703 году составляло 300 человек, в
1711 – 500 человек. Курс состоял из трёх ступеней: начальной (обучение
письму, чтению, грамматике и арифметике), цифровой (обучение арифметике,
геометрии, тригонометрии), высшей (навигаторских классов). Учащиеся
навигаторских классов проходили практику на морских кораблях,
судостроительных верфях, на прокладке дорог. Большую роль в организации
работы школы сыграли Л.Ф. Магницкиий и шотландец А.Д. Форварсон. В 1712
году были созданы инженерная и артиллерийская школы. Профессиональная школа
носила сословный характер, готовила к различным областям государственной
службы.
Заслугой Петра I является создание сети светских и духовных школ, как
в столице, так и в провинции. Петровское понимание назначения
государственной службы было изложено в Табели о рангах: “Сыновьям
Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства,
такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем, для знатной их
породы или их отцов знатных чинов, в публичной ассамблеи, где двор
находится, свободный доступ перед другими нижняго чина, и охотно желаем
видеть, чтоб они от других всяких случаях по достоинству отличались;
однакож мы для того никому какого ранга не позволяем, пока они нам и
отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат”. Однако
в отличие от разночинцев не многие дворяне поступали в учебные заведения
добровольно.
Со времён Петра гражданская служба потребовала всё больших знаний в
праве, экономике, политике, что требовало профессиональной подготовки. В
1733 году в Петербурге было основано приравненное к академиям Горное
училище, положившее начало инженерному образованию в России.
Как особая ступень среднее профессиональное образование сформировалось
в конце XIX – начале ХХ вв. под влиянием усложнения труда и его организации
в условиях развитого крупного машинного производства. В конце ХIХ в. в
России было 143 средних специальных учебных заведения, подведомственных
различным министерствам. Существовала отраслевая диспропорция учебных
заведений, которые территориально размещались неравномерно. К 1914 –15
учебному году в России имелось 250 коммерческих училищ и 17
сельскохозяйственных.
Представляет интерес система управления образованием, существовавшая в
России до революции. На протяжении ХIХ в. происходит преобразование
государственных учреждений царской России по западноевропейскому образцу.
Манифестом 8 сентября 1802 г. в России были образованы первые восемь
министерств, среди которых – Министерство народного просвещения, созданное
для “воспитания юношества и распространения наук” и ведающее высшими,
средними и низшими учебными заведениями, Академией наук, Академией
художеств, типографией и цензурой.
Аппарат Министерства в первые годы его существования был невелик.
Роль коллегии при министре, разрешавшей все вопросы административного,
хозяйственного, учебного и научного характера, исполняло Главное управление
училищ, состоявшее из назначенных императором чиновников и попечителей
учебных округов. Исполнителем решений Главного управления являлся
единственный департамент Министерства.
В 1835 году в связи с новым устройством учебных округов низшая,
средняя и высшая школа стали подчиняться административной власти округа.
Попечитель учебного округа назначался императором.
В середине 50-х г.г. ХIХ в. система управления училищ и Учебный
Комитет Министерства, учебные округа изъяты из ведения местных генерал –
губернаторов.
В период с 1863 года по 1917 год в России управление образованием
несколько раз претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование
постепенно превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее
потребностям общества. В управлении образованием наблюдалось две тенденции,
которые в разные периоды становились преобладающими: доминирование в
правительственном курсе консервативных, реакционных тенденций, стремление
осуществить жесткую централизацию и контроль за образованием; в то же время
развитие промышленности и торговли, первые итоги капитализма в России
обусловили децентрализацию управления техническими и коммерческими учебными
заведениями, демократизацию состава выпускников, возникновение
неправительственных учебных заведений.
В январе 1915 года министром народного просвещения стал П.Н. Игнатьев,
сторонник радикальной реформы среднего и высшего образования в соответствии
с требованиями промышленной и финансовой буржуазии. В этот период
управление профессиональным образованием было децентрализовано.
После революции в России средние профессиональное образование стало
частью системы народного образования. С 1919 года управление учебными
заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при
Наркомпросе РСФСР. В техникумах готовили как инженеров узкой специализации,
так и помощников инженеров. Сроки обучения и планы приема были различными.
К началу 1929 года в стране было свыше 1030 средних специальных учебных
заведений. В сентябре 1929 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление “Об
Страницы: 1, 2, 3, 4
|