МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно- познавательной деятельности младших школьников

    что интеграция - не смена деятельности и простое перенесение знаний из

    одного предмета в другой, а процесс создания новых дидактических

    эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современного научного знания.

    Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на

    разных уровнях. Отметим эти уровни:

    - внутрипредметный;

    - межпредметный.

    Сразу же обозначим и особенности отбора содержания при интеграции:

    интеграция материала из традиционных, классических предметов и включение в

    интеграцию нового для школы содержательного материала. На перекрёстке этих

    подходов могут быть и разные результаты:

    а) рождение абсолютно новых предметов (курсов);

    б) рождение новых спец. курсов, обновляющих содержание внутри

    одного или нескольких предметов;

    в) рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного

    или ряда предметов с сохранением независимого существования;

    г) разовые интегративные уроки разного уровня и характера.

    "Одним из самых существенных результатов интеграции является

    единство в формировании у растущего поколения ценностей изучаемых в разных

    предметах, единство в конечных целях образования". (4,с.150)

    К таким глобальным ценностям относятся язык и речь, культура,

    взаимоотношения людей, состояние мира как нормы жизни.

    В настоящее время используются различные способы интеграции. Это,

    прежде всего объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет. И

    следует иметь в виду, что различные способы осуществления интеграции не

    могут быть абстрактно хорошими или плохими. Суть проблемы в том, чтобы не

    отвергать один из них и применять другой, а ввести систему интеграционных

    мер с учётом возрастных особенностей учащихся всех уровней образования.

    Введение такой системы, не отвергающей дифференциацию в обучении, а

    дополняющую её, может, быть в большей степени, чем

    традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко

    эрудированного молодого человека, обладающего целостным мировоззрением,

    способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и

    нетрадиционно подходить к решению различных проблем. (10,с.6)

    Создание у школьника целостного представления об окружающем мире

    рассматривается как цель обучения. Интеграция как цель должна дать ученику

    те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как

    системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как

    единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация этой цели

    должна начаться уже в начальной школе.

    Интеграция также - средство получения новых представлений на стыке

    традиционных предметных знаний.

    В первую очередь они призвана дополнить незнание на стыке уже

    имеющихся дифференцированных знаний, установить существующие связи между

    ними.

    Она направлена на развитие эрудиции обучающихся, на обновление

    существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не

    должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь

    соединить получаемые знания в единую систему.

    Интеграция в начальной школе носит количественный характер, т.е.

    "немного обо всём и это значит, что дети получают всё новые и новые

    представления о, понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже

    имеющихся знаний. Для этого необходима способность к синтезу разрозненных

    знаний и умений. Результатом же обучения выступает необходимость знать "всё

    о немногом", а это уже специализация на новом интеграционном уровне.

    "В конечном счёте, интеграция должна способствовать воссоединению

    целостности мировосприятия - единства мира и человека, живущего в нём и его

    познающего, единство земли и космоса, природы и человека. Здесь имеет место

    общегуманистическая основа процесса - постановка в центр современного

    человека, с его местом и ролью в природной и социальной среде". (4,с.154)

    Для интеграции в начальном обучении и воспитании существуют как

    благоприятные, так и неблагоприятные факторы. Эти факторы во многом

    определяют тактику интеграции. К позитивным факторам следует, прежде всего

    отнести наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта

    ребёнка, которые в традиционном обучении используются недостаточно.

    Первый же негативный фактор - ограниченное число учебных предметов

    - можно компенсировать тем, что содержание небольшого объёма усваиваемых

    знаний должно отражать действительную картину мира, взаимосвязь её частей.

    И второй негативный фактор - трудность изложения интегрированного

    курса так, чтобы детали данного возраста было понятно и интересно.

    Как видно, проблема интегрированного содержания образования имеет

    свои трудности. Но в то, же время есть факторы, облегчающие её решение.

    Одним из них можно назвать факт того,

    что в начальной школе основную часть всех предметов, за исключением

    некоторых, ведёт один учитель. И в этом видится положительная сторона.

    Учителю начальных классов легче перейти к интегрированному обучению.

    "Создание интегрированных курсов названо одной из задач

    обновления содержания и методов начальной школы. Обсуждение

    этой животрепещущей темы привело к выделению некоторых её аспектов: (52,

    с.78)

    I. Можно и нужно ли вообще ставить вопрос об интегрированных курсах

    в начальной школе?

    Такие курсы в начальной школе дело не новое. Природоведение -

    подобный курс, объединивший, по меньшей мере семь областей знаний. Чтение

    включает помимо художественных литературных текстов материалы по истории,

    природоведению. Математика тоже сама по себе интегрированный предмет.

    Содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал.

    Если с такой точки зрения рассматривать вопрос, то нельзя не

    согласиться с тем, что в начальной школе все учебные

    курсы в той или иной мере интегрированные.

    2. Каковы пути реализации идеи интегрированного обучения?

    Речь пока не идёт о конкретном решении, а лишь о направлении поиска.

    Есть пути, которые возникают естественным образом и объясняются легко даже:

    на уровне здравого смысла. Это

    касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и

    художественный труд. Общим предметом здесь должно быть

    народное творчество, искусство. Проект программы такого курса

    уже разработан.

    На каком этапе обучения доступны учащимся подобные задачи?

    Очевидно, методисты при разработке новых курсов должны

    действовать совместно с физиологами и психологами.

    3. О чём нельзя забывать при разработке новых курсов для

    начальной школы?

    Всегда в педагогике одна проблема связана со множеством

    других. Вопрос об интеграции - не только о создании программ,

    но и об учебниках, об уроке (однотипность уроков в нашей школе давно стала

    тормозом развивающего обучения). Создание новых курсов требует пересмотра

    учебного плана.

    "Учебный план - важнейший показатель достоинств или недостатков

    учебного процесса. Он определяет номенклатуру дисциплин,

    последовательность их изучения, время, отводимое на каждый предмет, формы

    контроля и т.д. Учебные планы общеобразовательной школы страдают серьёзными

    недостатками. Главный из них - многопредметность, т.е. в школе существуют

    предметы, на которые отводится малое количество часов. По некоторым

    причинам возникают трудности в организации учебного процесса. Результатом

    чего оборачивается недостаточное качество обучения.

    Выходом из такой ситуации представляется ликвидация

    многопредметности за счёт интеграции учебных дисциплин. Создаются крупные

    учебные предметы или курсы с большим числом часов, что решает проблему

    нагрузки- учителей, а также проблему учебного времени. Интегрирование даст

    экономию времени и рациональное его распределение". (13, с.46)

    "При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что

    концентрирует внимание учащихся и стимулирует их

    познавательную деятельность. "Снимается проблема отношения

    учащихся к "мелкому", "второстепенному" предмету и существенно

    облегчается система контроля. Интеграция способствует формированию научной

    картины мира.

    Таким образом, интеграция учебных предметов представляется весьма

    перспективным средством совершенствования учебного плана и тем самым - всей

    системы образования".

    Невыясненным остаётся вопрос: когда возможна интеграция предметов?

    Она предполагает выполнение трёх условий:

    - объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно

    близкими;

    - в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или

    близкие методы исследования;

    - интегрируемые учебные предметы строятся на общих

    закономерностях, общих теоретических концепциях.

    Соблюдение всех трёх условий допускает возможность интеграции

    предметов.

    Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной

    школе важна и современна как для теории, так и для практики.

    Её актуальность продиктована новыми социальными запросами,

    предъявляемыми к школе. Эта проблема довольно-таки нова, интеграционные

    связи между предметами мало разработаны, изложены противоречиво; много

    разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя, не имея

    чёткой системы методических рекомендаций поэтому вопросу, вынуждены решать

    проблему на эмпирическом уровне. И свои наработки по данной теме публикуют

    в периодической печати. Кроме учителей -"практиков", этой проблемой

    занимаются методисты, педагоги -"теоретики".Так, можно назвать ряд работ,

    посвящённых рассмотрению явления интеграции.

    В пятом номере журнала "Начальная школа" Т.Г. Браже написала

    статью "Интеграция предметов в современной школе", в которой рассматривает

    появление интеграции как педагогического

    явления. Она пишет: "Интеграция возникла на фоне своей противоположности

    - дифференциации наук и её отраслей. Углубление процесса дифференциации

    наук является одной из причин, ведущих к противоположному эффекту, -

    стремлению к целостности, интеграции знаний из разных областей".Т.Г.

    (4,с.150) Браже в своей статье указывает на то, что "основойдля нынешнего

    процесса интеграции был длительный период установления межпредметных

    связей, давший школе новый взгляд на связь предметов единения в содержании

    образования". (4,с.151)

    Кроме того, в своей работе автор раскрывает уровни и направления

    интеграции в современной школе: "Практика показывает разнообразие вариантов

    воплощения этих подходов. Отметим некоторые из них, наиболее существенные.

    Прежде всего - это рождение новых интегрированных предметов,

    рассматривающих связь человека и природы, человека и общества, истории и

    краеведения и другие связи.

    Второе направление - интеграция "старых", классических

    предметов. Сюда относятся эксперименты интегрирования школьных курсов

    истории и литературы, интегрирование курсов русского языка и русской

    литературы, русской и мировой литературы, русского и иностранного языке,

    литературы и искусства и т.д. Этот процесс в школе может вылиться в

    рождение единых для

    двух-трёх спецкурсов (т.е. длительного цикла объединённых уроков),

    бинарных уроков по отдельным темам, общих внешкольных мероприятий

    (кружков, вечеров, диспутов), не

    отменяющих существование "старых" курсов порознь.

    Третье направление - интеграция внутри уже существующего предмета,

    блокирование материала из разных разделов в единый курс. Это направление

    ведёт к переструктурированию имеющего курса". (4,с.153)

    Проблема создания интегрированных курсов рассматривается З.П.

    Шебалиной в статье "На пути обновления начальной школы. Нужны ли

    интегрированные уроки?" Свою статью она посвящает вопросам: "1. Можно и

    нужно ли вообще ставить вопрос об интегрированных курсах - в начальной

    школе? 2. Каковы пути реализации идеи интегрированного обучения? 3. О чем

    нельзя забывать при разработке новых курсов для начальной школы?".

    (52,с.78)

    Ю.И. Лик, А.А. Пинский, В.В. Усанов разобрали проблему

    составления учебного плана, внесения изменений за счёт объединения

    "мелких" предметов, на которые отводится незначительное число часов.

    «Интеграция учебных предметов представляется весьма перспективным средством

    совершенствования учебного плана и тем самым - всей системы образования».

    (13,с.46) Так утверждают авторы статьи.

    Теоретические вопросы интеграции рассматривались также

    Е. Смирновой ("Властвуй, не разделяя". Учительская газета.

    Март. 1997.), И. Коложвари и Л. Сечниковой (Как организовать

    интегрированный урок? // Народное образование. - 1996. - Л» I. -

    с. 87-89), Л.. Бахаревой (Интеграция учебных занятий в начальной школе на

    краеведческой основе. // Начальная школа. - 1991.

    - № 8. - С. 48-51), В.И. Иванцовой (Реализация идеи интеграции науки в

    систему базового образования. // Начальная школа. -

    1993. - № 2. - С. 51-53), Г. Максимовым (К дискуссии об интеграции

    школьных предметов. // Педагогика. - 1996. - № 6. - С.

    II4-II5). Необходимо особо отметить работы таких авторов, как

    И.Д. Зверев и В. Н. Максимова. Больший объём их работ посвящён

    вопросу межпредметных связей, и на «основе этого они рассматривали и

    вопросы интеграции, но уже позднее. Так, И.Л. Зверев опубликовал статью

    "Интеграция и интегрированный предмет!)

    3. Возможности ативизации развития познавательного процесса в

    начальной школы.

    Принимая во внимание тот факт, что тема интеграции учебных предметов

    очень мало разработана, а также, что интеграция есть самая высокая ступень

    воплощения межпредметных связей, которые широко изучены педагогами,

    психологами, методистами, мы считаем возможным в данном параграфе

    опираться, на психологические основы межпредметных связей, которые

    являются "зоной ближайшего развития процесса интеграции". (3,с.151)

    Межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве

    существенного фактора активизации учебно-познавательной

    деятельности учащихся. Исследования психологов показывают,

    что межпредметные связи на первоначальных этапах их включения в

    познавательную деятельность ученика играют роль ситуационного или

    пускового, побуждающего стимула. Решая межпредметные

    познавательные задачи, ученик направляет свою активность либо на поиск

    неизвестных отношений, в которых находятся известные

    предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе

    установленных конкретных межпредметных связей. Знания, полученные в

    результате предшествующего опыта усвоения межпредметных связей, становятся

    регуляторами познавательной активности побуждающего стимула.

    Проблема познавательной активности получила широкое распространение

    в психологии. Рассмотрением этой проблемы заняты многие психологи.

    Понятие "познавательной активности" М. И. Лисина определяет

    следующим образом (24,с.18): "Понятие "активность" примерно одинаково

    часто применяется в психологии для обозначения трёх неодинаковых явлений:

    1) определённой, конкретной деятельности индивида; 2) состояния,

    противоположного пассивности; 3) для обозначения инициативности или

    явления, противоположного реактивности.

    Итак, активность - деятельность, активность - готовность

    к деятельности и активность - инициативность. Общим, совпадающим является

    указание на наличие энергии и её мобилизованность. Синонимом "активности"

    выступают такие словосочетания, как "умственная энергия" и "нервно-

    психическая энергия".

    В психологии активность постоянно связывают с деятельностью, а в

    структуре деятельности - прежде всего с такими её звеньями, как

    потребность, интерес, мотив.

    Перед тем, как начать рассматривать активизацию познавательней

    деятельности, необходимо ввести само понятие "познавательная деятельность",

    а также определить её виды и приёмы формирования.

    "Виды познавательной деятельности делятся на два класса: общие и

    специфические. Общие виды познавательной деятельности

    потому и называются общими, что они используются при работе в разных

    областях, с разными знаниями. К их числу относятся, например, умение

    планировать свою деятельность, умение контролировать её выполнение. К

    общим относятся и все приёмы логического мышления (сравнение, подведение

    под понятие, выведение следствий, приемы доказательства, классификации и

    др.). Они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с

    использованием каких-то предметных (специфических) знаний". (24,с.19)

    К специфическим видам познавательной деятельности относятся такие,

    которые используются только в данной области знания.

    Естественно, что содержание, как тех, так и других видов

    познавательной деятельности должно выделяться и фиксироваться

    в процессе обученья. Без этого учитель не может целенаправленно

    формировать намеченную познавательную деятельность. Вместе

    с тем выделение содержания каждого вида познавательной деятельности -

    особая задача, нередко исследовательская. Учитывая это, мы специально

    остановимся на содержании начальных логических приемов мышления, покажем,

    какие умственные действия входят в их состав, кроме этого, опишем

    специфические виды деятельности.

    Начальные логические приемы мышления

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.