МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка

    деятельности пяти – шестилетних детей и поэтому не должны в ней

    преобладать. Графические листы для упражнений могут быть подготовлены

    самими воспитателями или родителями.

    4. Игры для развития мелких мышц пальцев руки, глазомера.

    В играх, направленных на подготовку руки ребенка к письму, обычно

    используется мелкий раздаточный материал. Эти игры являются хорошим

    средством развития мелких мышц пальцев руки, предплечья и глазомера, т.е.

    они готовят руку ребенка к овладению техникой письма. Проводить их можно на

    занятиях и в перерыве, а также во внеклассной работе. При выборе игр и

    упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком

    простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей

    интереса. По мере усвоения программного материала игру, упражнение можно

    усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив

    (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т.д.

    «Кто запомнит?».

    Дидактическая задача : учить детей запоминать и точно воспроизводить

    образец ; выкладывать фигуры из палочек разной длины ; воспитывать

    внимание, умение сопоставлять выполненную работу с образцом.

    Оборудование : коробочка с цветными палочками разной величины, образцы,

    нарисованные на таблицах.

    Содержание : воспитатель показывает детям образец 5 – 10 сек. Дети должны

    внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки.

    Воспитатель убирает таблицу, и дети самостоятельно выкладывают из палочек

    рисунок, который они только что видели. По окончанию работы дети сверяют

    рисунок с образцом.

    «Выложи узор в строке».

    Дидактическая задача : учить детей запоминать и быстро воспроизводить

    образец.

    Оборудование : листы бумаги, подносы с палочками у детей, образцы на

    таблицах у воспитателя.

    Содержание : воспитатель предлагает детям выложить на листе бумаги

    палочками строчку по нарисованному образцу, который он демонстрирует в

    течении нескольких секунд. Дети выполняют задание.

    «Построим дом».

    Дидактическая задача : сравнивать предметы по форме ; выбирать предметы

    определенной величины.

    Оборудование : в конвертах детали к трем домикам разной величины,

    вырезанные из бумаги, магнитная доска.

    Содержание : воспитатель строит дом, прикрепляя детали к магнитной доске.

    Ребенок строит такой же дом, подбирая из конверта соответствующие детали.

    Остальные дети строят дома по этому же образцу или индивидуальным заданиям.

    Ребята помогают друг другу.

    «Какая фигура получилась?».

    Дидактическая задача : проверить умение детей воспроизводить знакомые

    геометрические фигуры.

    Оборудование : наборы однотонных и цветных палочек.

    Содержание : по сигналу выполняются следующие задания :

    а) сложить геометрические фигуры из 3, 5 и 6 палочек,

    б) выложить 3 треугольника ; 2 прямоугольника ( разной формы ),

    в) выложить четырехугольник из 6 (8) палочек,

    г) сложить 2 фигуры из 7 палочек ; 3 фигуры из 10 палочек и т.д.

    Палочки для каждой фигуры могут быть определенного цвета.

    «Считай не глядя».

    Дидактическая задача : упражнять детей в счете с помощью осязания.

    Оборудование : длинные полоски картона с нашитыми на них пуговицами, кубики

    или палочки в мешочках.

    Содержание : полоски с пуговицами перевернуты на столах лицевой стороной

    вниз. Дети берут их в руки ( не глядя на пуговицы ), прячут за спину и на

    ощупь считают, затем проверяют, уже глядя на карточку. Дети на ощупь

    отсчитывают заданное количество кубиков или палочек из мешочка.

    «Придумай узор».

    Дидактическая задача : составить узор на таблице из глины (пластилина)

    путем разрисовки поверхности стежками или накладыванием на нее элементов

    узора.

    Оборудование : таблички квадратной или прямоугольной формы ( 12*12 см,

    10*15 см, толщиной 0,5 – 0,7 см ) из глины или пластилина ; вариативные

    образцы элементов узора на картинках.

    5. Физкультминутки на уроках письма.

    Формирование графических навыков – процесс сложный и длительный, а

    ребенок, изображая простейшие элементы той или иной буквы, прикладывает

    максимум усилий, эмоционально переживает свои неудачи. Наиболее утомительно

    для младших школьников длительное статическое напряжение (сидение за

    партой). Поэтому постоянная смена деятельности в процессе урока диктуется

    возрастными особенностями ребенка. Физкультминутка как элемент двигательной

    активности (активный отдых) предлагается детям для переключения внимания на

    другой вид деятельности.

    Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного ее

    вида другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на

    организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в

    своеобразный отдых, активный, снимающий утомление, вызванное предыдущей

    деятельностью (Сеченов И.М.). На первых этапах урока, когда формируются

    первые графические навыки, необходимо отдать предпочтение физическим

    упражнениям, направленных на включение в работу всего организма (поворот

    рук, ног, головы и т.д.), упражнениям специально для мелких мышц пальцев

    рук. Последующие минуты отдыха могут сопровождаться музыкой, речевыми

    упражнениями. Музыка, соответствующая возрасту ребенка, является

    действенным и организующим средством. По мнению учителей начальных классов,

    наибольшая эффективность от физкультминуток достигается лишь тогда, когда

    их форма и содержание разнообразны. Выделяют различные виды физкультминуток

    (Т.М. Андрианова).

    1. Оздоровительно – гигиенические. Их можно выполнять как стоя, так и

    сидя : расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть

    головой, «поболтать» ножками.

    На уроках необходимо проводить зарядку для глаз. Не поворачивая

    головы, посмотреть на право, на лево, вниз, верх. Дети могут следить

    глазами за движением руки учителя. А можно просто, закрыть глаза, немного

    «подремать».

    2. Танцевальные. Они особенно любимы детьми, т.к. всегда выполняются под

    веселую музыку популярных детских песен. Все движения произвольны,

    танцуют, кто как умеет, при этом желающие могут петь.

    3. Ритмические. Они сродни танцевальным, т.к. выполняются под музыку, но

    отличаются более четким исполнением элементов.

    4. Физкультурно-спортивные. Это традиционная гимнастика, которая

    выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов.

    Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенной группы мышц.

    Сюда можно включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте и т.д.

    5. Двигательно-речевые. Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и

    одновременно выполняют различные движения. Вот, например, такие стихи Б.

    Заходера :

    Дождик песенку поет : кап – кап...

    Только кто ее поймет, – кап – кап?

    Не пойму ни я, ни ты, (кап – кап)

    Да зато поймут цветы (кап – кап)

    И весенняя листва, (кап – кап)

    И зеленая трава... (кап – кап).

    Слова «кап – кап» сопровождаются постукиванием пальчиков. На уроках

    обычно проводятся две – три физкультпаузы, поэтому учителю необходимо иметь

    в своем арсенале большое количество разнообразных физкультминуток, которые

    помогут детям переключиться, поднимут настроение.

    6. Подражательные. Успех этих физкультминуток целиком зависит от фантазии и

    творчества учителя. Дети очень хорошо подражают движениям лягушат,

    обезьян, кузнечиков, имитируют шофера за рулем, звуки машин, паровозика и

    т.д.

    1

    Вы старались, вы писали

    и немножечко устали.

    Вверх поднимем наши ручки

    и дотянемся до тучки. ( Дети поднимают руки, потягиваются).

    Уходи от нас скорей,

    не пугай ты нас детей! ( Дети машут руками, прогоняют тучку).

    Вот к нам солнышко пришло,

    стало весело, светло. ( Дети поворачивают голову влево, вправо, вверх,

    вниз).

    2

    Дети, подпевая под считалочку, выполняют танцевальные упражнения :

    Пой-ка, подпевай-ка, Эта птичка – коростель,

    Десять птичек – стайка, Эта птичка – скворушка,

    Эта птичка – соловей, Серенькое перышко.

    Эта птичка – воробей, Это – зяблик, это – стриж,

    Эта птичка – совушка, Это развеселый чиж.

    Сонная головушка. Ну а это – злой орлан

    Эта птичка – свиристель, Птички, птички – по домам!

    3

    Дети хором говорят стихотворение, сопровождая слова движениями.

    Выпал беленький снежок.

    Соберемся мы в кружок.

    Снег, снег, белый снег,

    засыпает он нас всех.

    ( Дети медленно поднимают руки и медленно опускают их, подражая падающему

    снегу.)

    Мы на саночки садимся

    и под горку быстро мчимся,

    Снег, снег, белый снег,

    мчимся мы быстрее всех.

    ( Шагают медленно, руки согнуты в локтях и сжаты в кулачки, как будто

    держат палки от лыж.)

    Мы из снега ком слепили,

    потом куклу смастерили.

    Снег, снег, белый снег,

    куклы вышли лучше всех.

    ( Наклоняются и показывают, как лепят куклу.)

    Дети к вечеру устали,

    по домам все возвращались.

    ( Садятся за парты.)

    Гимнастика для утомленных пальцев.

    При длительной работе авторучкой, карандашом пальцы кистей рук

    нуждаются в специальной гимнастике. Описанные ниже упражнения не только

    послужат активным отдыхом для утомленных пальцев, но и увеличат их

    подвижность и силу.

    1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем

    вправо, 4 – 5 раз.

    2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 – 6 раз.

    3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им

    круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 – 6 раз.

    4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые

    фаланги. 5 – 6 раз.

    5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением,

    начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с

    большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 – 4 раза.

    6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно

    каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными

    в кулак.

    Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести

    количество повторений до 10 – 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти

    расслабленными кистями и сделать массаж.

    3. Неправильно сформированный навык письма. Формы и методы исправления

    неправильного двигательного навыка.

    Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (

    карандаш, ручка, фломастер ) ярко проявляется в рисовании или попытке

    изобразить на листе бумаги фигуры типа букв ( в дальнейшем это будет

    называться неправильным навыком письма ). Все частные случаи неправильного

    навыка письма можно условно разделить на несколько видов :

    - неправильное положение пальцев : например, ребенок держит пишущий

    предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой» ; рука сжата в кулак ;

    большой палец значительно ниже указательного или расположен

    перпендикулярно к нему ; ручка лежит не на среднем, а на

    указательном пальце и др. ;

    - неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета :

    ребенок держит ручку слишком близко ( или слишком далеко ) к нижнему

    кончику ;

    - неправильное положение руки : кисть вывернута таким образом, что

    верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя ; кисть при

    письме или рисовании зависает над столом ; зависает локоть ;

    зависают локоть и кисть и др. ;

    - неправильное движение руки : кисть жестко фиксирована на месте,

    двигаются только пальцы ; локоть фиксирован на месте и др. ;

    - слишком сильный ( чаще ) или слабый ( реже ) нажим при письме или

    рисовании ;

    - неправильное положение тела : ребенок принимает неудобную позу,

    изгибая тело в сторону ; подкладывает под себя ногу ; приподнимается

    со стула и др.

    Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при

    письме, а также их сочетание. В результате на листе получаются неровные,

    извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма

    и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий.

    Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом

    можно не только наблюдая за его изобразительной деятельностью, но в

    некоторых случаях при помощи специальных заданий. Провести такой контроль

    желательно не позднее четырехлетнего возраста, чтобы иметь достаточный

    запас времени для исправления неправильно сформированного навыка перед

    поступлением в школу.

    Педагогов и родителей должен насторожить такой явный признак

    недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги

    при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как

    рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на

    плоскости листа, умение менять направление линий при помощи тонких движений

    пальцев.

    Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребенок лишает

    себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения

    письмом.

    Показательным является и изображение на листе слишком маленьких

    предметов : как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при

    рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребенка нарисовать

    одним движением окружность диаметром 3см ( по образцу ). Если ребенок имеет

    склонность фиксировать кисть на плоскости, но не справится с этой задачей :

    нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра,

    или будет рисовать эту фигуру в несколько приемов, периодически передвигая

    руку.

    Для того, чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык

    письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка.

    Одним из таких факторов является недостаточный опыт работы за столом

    и отсутствие представления о том, как надо правильно держать карандаш или

    ручку. Речь идет о недостаточном опыте изобразительной деятельности, когда

    неправильный навык обращения с пишущим предметом и неправильная поза еще не

    закрепились.

    Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и

    одновременно необходимым профилактическим приемом является систематический

    контроль за изобразительной деятельностью дошкольника. Показав ребенку, как

    следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый

    должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по

    необходимости поправлять его. Дети 6 – 7 лет вполне способны сами

    контролировать эти действия. Переделка неправильно сформированного

    двигательного стереотипа довольно трудна для ребенка, новая, правильная

    поза пальцев или посадка за столом сначала ему неудобна, поэтому взрослые

    должны проявлять настойчивость и терпение. Совершенно исключено

    принуждение и излишне длительные ( свыше 20 минут для шестилетних детей )

    занятия. Чтобы ускорить процесс исправления неправильно сформированного

    навыка и облегчить его для ребенка, при некоторых видах неправильного

    навыка можно использовать несколько несложных приемов.

    Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на

    верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой

    или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.

    Точно также, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (

    или, наоборот, слишком высоко ), можно нарисовать на ручке черту, ниже

    которой не должен опускаться указательный палец ( или не должен подниматься

    выше – во втором случае ).

    Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости листа, может

    помочь обведение ( а затем и рисование ) крупных фигур, размером примерно в

    одну треть листа без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы

    для раскрашивания.

    III. Экспериментальная часть.

    Состояние общей (координация движений) и тонкой моторики ребенка в

    подготовительной к школе логопедической группе МДОЦ № 56.

    Анализ речевых карт детей + задание на работу с шаблоном и штриховка

    ( по образцу ).

    Количество детей : 10 человек, из них мальчиков – 6, девочек – 4.

    Образец :

    Шаблон :

    Долгополов Миша. Нарушена осанка, движения не скоординированы, состояние

    тонкой моторики не удовлетворительное. Ведущая рука – правая.

    Зиберова Таня. Координация движений соответствует возрастной норме.

    Состояние тонкой моторики удовлетворительное. Ведущая рука – правая.

    Иволга Ваня. Координация движений в норме, состояние тонкой моторики

    удовлетворительное, ведущая рука – правая.

    Маслов Саша. Нечеткая координация сложных движений, недостаточна ловкость

    выполнения. Недостаточно сформирована мелкая моторика рук. Ведущая рука –

    правая.

    Мутовчи Стас. Наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Мелкая

    моторика рук недостаточно развита и скоординирована. Ведущая рука – правая.

    Николаенко Лилия. Нечеткая координация движений, состояние тонкой моторики

    неудовлетворительное. Ведущая рука – правая.

    Оленева Яна. Движения замедленны, не всегда скоординированны. Ведущая рука

    – правая.

    Пензева Ира. Координация движений не удовлетворительная, состояние тонкой

    моторики не удовлетворительное. Ведущая рука – правая.

    Разгулин Саша. Координация движений в норме. Состояние тонкой моторики

    удовлетворительное. Ведущая рука – правая.

    Селюков Игорь. Координация сложных движений соответствует возрастной норме,

    координация пальцев недостаточна. Ведущая рука – правая.

    Вывод : Проанализировав состояние общей и тонкой моторики в

    подготовительной к школе логопедической группе, можно сделать вывод, что в

    большинстве случаев наблюдается отставание в развитии данных функций, что

    связано с недостаточно развитой речью и речевыми нарушениями.

    Таким образом, подтверждается тесная взаимосвязь между уровнем развития

    речи и состоянием двигательного развития ребенка.

    Вывод по курсовой работе : Основной задачей семьи и ДОУ (школы) наряду с

    вопросами обучения и воспитания является задача сохранения здоровья детей.

    Рост и развитие ребенка обусловлены динамическим взаимодействием внешних и

    внутренних факторов. Среда выступает не только как условие, но и как

    источник развития организма человека, благоприятствуя совершенствованию его

    наследственных свойств и даже исправляя их нежелательные проявления. Ранняя

    диагностика индивидуального физиологического профиля ребенка, точное

    определение характера и степени отклонения функции, углубленный анализ

    среды является основой эффективности коррекционной работы.

    Педагогическая коррекция моторики и сложнорефлекторных движений кисти

    не существует и не может рассматриваться отдельно от всего организма.

    Физическое и психологическое состояние организма сказывается и на кисти. В

    народе широко распространены поговорки, отмечающие тесную связь между

    активностью кисти и психическим состоянием : «Все из рук валится», «руки

    опускаются» и т.п. Коррекционная работа должна быть направлена как на

    изменение конкретного вида неправильного навыка, так и на укрепление

    здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идет об

    организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной

    деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила

    кисти, т.е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения

    письму.

    Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение для

    правильного и своевременного развития движений руки. Проведение

    закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к

    микроклимату помещений, где ребенок проводит большую часть времени,

    соблюдение режима сна и бодрствования способствует укреплению здоровья

    ребенка является действенной профилактической мерой против перенапряжения

    нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно

    и быстро усваивать новые умения и навыки.

    Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна

    проводится в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями

    начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля за формированием

    правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых

    результатов.

    Библиография :

    1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением

    речи. / Дошкольное воспитание. 1990. № 8, стр. 62 –65.

    2. Орлова Т. Что надо знать родителям о навыке письма. / Дошкольное

    воспитание. 1987. № 10, стр. 75 – 77.

    3. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. / Дошкольное воспитание. 1989. №

    10, стр. 94 – 95.

    4. Богатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях по

    рисованию. / Дошкольное воспитание. 1987. № 8.

    5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.,

    «Просвещение», 1989.

    6. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,

    «Просвещение», 1989.

    7. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., «Просвещение», 1985.

    8. Гарибьян Р.Б., Марков Н.Г. Анатомия и физиология человека. М.,

    «Просвещение», 1965.

    9. Давиденко С. Н. Клинические лекции по нервным болезням. 1965. / Большая

    советская энциклопедия. п/р. Прохорова А.М., Т. 19., стр. 570 (1698) –

    571 (1698). М., «Советская энциклопедия». 1975.

    10. Популярная медицинская энциклопедия. п/р. Петровского Б.В. Таллин,

    1993.

    11. Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. в 2х частях. Часть 2.

    Волгоград, изд. «Братья Гринины», 1997.

    12. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., «Советская Россия», 1973.

    13. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. М.,

    «Физкультура и спорт», 1992.

    14. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб., «Кристалл»,

    1997.

    15. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. М.,

    «Просвещение», 1990.

    Приложение

    [pic]

    [pic]

    -----------------------

    [1] Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка.

    М.; 1973, с.132.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.