МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка

    недоразвития корковых механизмов дети в этом возрасте испытывают трудности

    при выполнении точных движений.

    Между семи и десяти годами, в связи с окончательным анатомическим

    созреванием двигательных механизмов у детей совершенствуется координация

    движений и более быстро вырабатываются и закрепляются динамические

    стереотипы движений. К одиннадцати годам несколько уменьшается богатство

    движений, но совершенствуются мелкие, точные движения.

    Оформление моторного динамического стереотипа завершается только после

    полового созревания, т.е. намного позже, чем заканчивается анатомическое

    формирование центральной нервной системы.

    Таким образом, сущность развития моторики в онтогенезе заключается не

    в биологически обусловленном дозревании морфологических субстратов, а в

    накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта

    человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот

    психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные

    комбинации.

    б. Специализация полушарий головного мозга.

    Головной мозг человека ( как и мозг животного ) состоит из двух

    симметричных половин – правого и левого полушарий. У животного оба

    полушария выполняют одну и ту же работу. У человека же в процессе его

    исторического и общественного развития полушария мозга получили разные

    «специальности», т.е. происходит разделение функций между левым и правым

    полушарием. На долю левого полушария выпадают такие важные функции, как

    речь, письмо, счет, сложные формы аналитической деятельности ( логическая,

    математическая ), на долю правого – конкретно - образная деятельность (

    распознавание предметов внешнего мира по зрительному образу, звукам,

    сложным геометрическим и цветовой характеристике ). Многие факты,

    полученные в области изучения межполушарных отношений советскими учеными (

    В.М. Мосидзе, Е.П. Кок, В.М. Деглиным, Л.Я. Балоновым, С.В. Бабенковой и

    др. ) а также американскими исследователями ( Р. Сперри, Дж. Богеном и М.

    Газзанигой, Б. Милнер и т.д. ), позволили сделать вывод о том, что каждое

    полушарие представляет собой целостную систему, которая обслуживает

    определенный вид мышления – образный ( правое полушарие ) или отвлеченный

    словесный ( левое полушарие ). Левое полушарие называют преобладающим, или

    доминантным.

    У здорового, нормального человека оба полушария работают согласованно.

    Согласованная деятельность обоих полушарий делает возможным объединение

    физиологических механизмов образного и отвлеченного мышления. Если взять,

    например, речевую функцию, то можно видеть, что совместная работа правого и

    левого полушарий позволяет нам одновременно и воспринимать смысловое

    содержание слышимых слов, и различать, кто говорит – мужчина или женщина,

    знакомый или незнакомый человек, с какой интонацией и т.д. В осуществлении

    движения конечностями также участвуют оба полушария, при этом в «ведении»

    левого полушария находятся правые рука и нога, а в «ведении» правого –

    левые рука и нога. Это связано с тем, что моторные нервы, идущие от

    головного мозга, в спинном мозге перекрещиваются ( см. рис.).

    У подавляющего большинства людей (95%) вследствие доминирования левого

    полушария преобладающей, или ведущей, более активной является правая рука.

    Поэтому работать, писать и есть с помощью правой руки привычно считается

    единственно нормальным. Однако у некоторых людей в процессе развития

    головного мозга логико-аналитические функции сосредоточиваются в правом

    полушарии, а конкретно-образные – в левом. В этом случае доминирующим

    становится правое полушарие и, следовательно, преобладающей – левая рука.

    Никто пока не может объяснить, почему часть людей правши, а часть – левши и

    почему праворуких людей значительно больше, чем леворуких, но ясно одно:

    леворукость – не порок и не дефект. Оба варианта развития нормальны.

    Исследования, которые проводились в этом направлении, свидетельствуют

    о том, что тенденция пользоваться преимущественно правой или левой рукой

    отмечается только у людей. Животные примерно с одинаковой частотой

    пользуются обеими лапами.

    Очень интересные данные о развитии праворукости у людей собраны

    археологами. Изучение орудий труда и оружия каменного века обнаружило среди

    них равное количество приспособленных для правой и левой рук. Две трети

    предметов обихода и орудий более позднего, бронзового века уже оказываются

    приспособленными для правой руки. Многие ученые объясняют развитие

    праворукости нуждами военной деятельности – левой рукой они прикрывали с

    помощью щита сердце, а правой наносили удар.

    Все эти факты получены в исследованиях на взрослых людях. А как же

    обстоит дело у детей? Представляет собой «межполушарная специализация»

    врожденное явление или она вырабатывается?

    Когда ребенок родится, у него не удается обнаружить различий ни в

    строении, ни в деятельности правого и левого полушарий. В их симметричных

    точках имеется идентичная по характеру нервных клеток и степени их развития

    мозговая ткань. На втором году жизни ребенка начинают выявляться некоторые

    различия – формируются речевые области в левом полушарии и их развитие к

    двухлетнему возрасту достигает высокой степени. По мнению некоторых

    морфологов ( например, Е.П. Кононовой ), развитие речевых областей к этому

    сроку можно считать в основном законченным. К двухлетнему же возрасту

    выявляются и функциональные различия между полушариями.

    Таким образом, «специализация» полушарий – явление не врожденное, а

    вырабатываемое.

    Идентичны данные и по развитию праворукости или леворукости. Так, в

    исследованиях, проводимых на детях первых месяцев жизни, не удается

    установить превалирования функции той или другой руки. Только

    приблизительно к восемнадцатимесячному возрасту одна рука становится более

    активной по сравнению с другой. В этом большую роль играет обучение –

    ребенка учат брать вещи правой рукой, махать при встрече и прощании правой

    рукой и т.д. Пользование левой рукой, наоборот, часто запрещается. Так

    малыш приучается к действиям главным образом правой рукой.

    Долгие годы считалось целесообразным переучивание леворуких детей,

    поскольку в быту и на производстве все приборы и большинство орудий труда

    рассчитаны на праворуких. Такое переучивание начиналось очень рано – когда

    ребенку было всего несколько месяцев – и продолжалось довольно долго. В

    результате переучивания большинство леворуких пользуются в процессе

    деятельности правой рукой. Лишь в тех случаях, когда необходимо сделать

    значительное усилие, они предпочитают использовать левую руку ( развивается

    скрытая леворукость ). Например, при выполнении работы, требующей

    многочасового напряжения рук, леворукие хирург, часовщик, художник и т.д.

    используют в основном левую руку, хотя пишут и едят с помощью правой руки.

    В наше время леворуких детей больше не переучивают, так как дефектологами

    точно установлено, что грубая переделка левши в правшу ( когда ребенку

    привязывают левую руку за спину, бьют по руке и т.д. ) в большинстве

    случаев влечет за собой развитие расстройств речи и, чаще всего, заикания.

    2. Условия формирования речи у дошкольников :

    а. Речедвигательного анализатора.

    В 1861 г. французский нейрохирург П. Брока обнаружил, что при

    поражении мозга в области второй и третьей лобных извилин человек теряет

    способность к членораздельной речи, издает лишь бессвязные звуки, хотя

    сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая

    моторная зона, или зона Брока.

    Немного позже – в 1874 г.—другим ученым, Э. Вернике, было установлено,

    что имеется и зона сенсорной речи: поражения верхней височной извилины

    приводят к тому, что человек слышит слова, но перестает их понимать –

    утрачиваются связи слов с предметами и действиями, которые эти слова

    обозначают. При этом больной может повторять слова, не понимая их смысла.

    Эту зону назвали зоной Вернике.

    Местом, где формируются связи между звуками речи, является зона

    Вернике. Здесь, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные

    ребенком слова ( точнее, их звуковые образы ), и всю жизнь он пользуется

    этой «картотекой». Если произошло кровоизлияние или другое поражение в

    области верхней височной извилины, то хранящиеся там звуковые образы слов

    распадаются, и человек перестает понимать слова.

    Выработка связей между звуками речи и другими ощущениями происходит в

    иных областях коры мозга. Вся работа по формированию двигательных речевых

    программ происходит в зоне Брока. Поэтому при поражении этой зоны коры

    человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова

    не в состоянии.

    Последние десятилетия очень большую работу по составлению «карты»

    речевых зон мозга вел канадский нейрохирург У. Пенфилд. Он уточнил вопрос о

    речевых областях коры больших полушарий. Кроме зоны Брока ( которую он

    назвал передней речевой областью ) и зоны Вернике ( задняя речевая область

    ), он обнаружил дополнительную, или верхнюю речевую область, которая не

    имеет таких определяющих функций, как передняя и задняя речевые области, а

    играет вспомогательную роль. Ему удалось также показать тесную взаимосвязь

    всех трех речевых областей, которые действуют как единый речевой механизм.

    Все речевые области находятся в левом полушарии головного мозга.

    Правое полушарие тоже может «научиться» управлять речью, т.е. в нем могут

    сформироваться речевые зоны ; это происходит у левшей, а также в случаях,

    если пострадало левое полушарие. Это довольно часто наблюдаются при

    родовых травмах или серьезном поражении левого полушария в раннем детстве.

    Вопрос о том, в какой мере правое полушарие становится ведущим у левшей,

    изучается многими исследователями, но до сих пор единого мнения по этому

    вопросу нет. Пенфилд, например, считает, что и у левшей сохраняется

    преимущественная роль левого полушария. Однако другой канадский ученый, Б.

    Милнер, обследовал 123 больных – левшей и пришел к выводу, что у людей с

    леворукостью ведущая роль левого полушария отмечается в небольшом числе

    случаев – обычно у них преобладает функция правого полушария. Е.П.

    Кононова, изучая строение мозга детей, установила, что к двухлетнему

    возрасту происходит четкое разделение слоев мозговой коры, выявление

    выраженных особенностей клеток в каждом слое ( дифференциация их ) в

    речевых областях ( у правшей в левом полушарии, у левшей – в правом ).

    Итак, преимущественное пользование правой или левой рукой

    обусловливает формирование речевых зон в правом или левом полушарии мозга.

    Но у левшей, как показали последующие исследования, все обстоит не так

    просто. Дело в том, что левши являются, по сути дела, амбидекстрами, т.е.

    людьми, имеющими две правые руки : ведь левшу все время заставляют что-то

    делать правой рукой, а он стремится все делать левой. Таким образом, у него

    тренируются обе руки, а это влечет за собой формирование речевых областей

    в обоих полушариях мозга. Однако в зависимости от того, какая рука работает

    все же больше, развитие речевых зон в противоположном полушарии будет на

    более высоком уровне, а в одноименном полушарии – несколько ниже.

    Невропатологи говорят о том, что развитие речевых зон в обоих

    полушариях является своего рода страховкой от потери речи в случаях травм

    черепа, кровоизлияний в мозг и т.д. Если у левши пострадало левое

    полушарие, он сохраняет речь, поскольку у него и правое полушарие имеет

    развитые речевые зоны ; если же у него пострадало правое полушарие –

    выручает левое, в котором тоже имеются речевые зоны.

    И.П. Павлов высказал мысль о том, что развитие функций обеих рук и

    связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает

    человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим

    образом связана с мышлением ; он напоминал, что среди выдающихся людей

    большое количество левшей ( вернее, амбидекстров ).

    Для того, чтобы речь человека была понятной, движения речевых органов

    должны быть закономерными, точными и автоматическими, т.е. такими, которые

    осуществились бы без специальных произвольных усилий. Для понимания

    действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение

    речевого аппарата.

    Строение речевого аппарата:

    Центральный речевой аппарат ( регулирующий ) :

    Кора головного мозга :

    . подкорковые узлы

    . проводящие пути

    . ядра ствола

    . нервы, идущие к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам.

    Периферический речевой аппарат ( исполнительный ):

    Дыхательный отдел:

    . грудная клетка

    . легкие

    . бронхи

    . трахея

    Артикуляционный отдел ( звукопроводящий ):

    . носовая полость

    . ротовая полость

    . глотка

    Голосовой отдел :

    . гортань

    . голосовые складки

    Кора головного мозга:

    Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, возникает

    на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных

    участков головного мозга. Каждый отдел коры головного мозга имеет свое

    значение в образовании речи:

    Лобные извилины ( нижние ) – являются двигательной областью и участвуют в

    образовании устной речи.

    Височные извилины ( верхние ) – являются речеслуховой областью, сюда

    поступают звуковые раздражители. Эти раздражители поступают в центр

    Вернике, благодаря этому осуществляется восприятие чужой речи.

    Теменная доля – имеет значение для понимания чужой речи.

    Затылочная доля – является зрительной областью и обеспечивает усвоение

    письменной речи (восприятие буквенного изображения при письме и чтении)

    Подкорковые узлы – отвечают за ритм, темп и выразительность речи.

    Проводящие пути – кора головного мозга связана с периферическим речевым

    аппаратом двумя видами корковых путей – центробежным и центростремительным.

    Нервы ядра ствола – в ядре ствола берут свое начало черепно-мозговые нервы:

    тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;

    лицевой нерв приводит в движение мышцы щек, глаз, губ, т.е. иннервирует

    мышцы мимической мускулатуры; языкоглоточный иннервирует мышцы гортани и

    голосовых связок, глотки и мягкого неба, блуждающий проходит по всем

    органам дыхания и сердца; добавочный нерв иннервирует мышцы шеи;

    подъязычный нерв иннервирует мышцы языка. Через эту систему черепно-

    мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого

    аппарата к периферическому речевому аппарату.

    Дыхательный отдел.

    В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно

    голосообразовательную и артикуляционную функции, кроме основной –

    газообмена. Выдох в момент речи осуществляется при активном участии

    выдыхательных мышц – это брюшная стенка и внутренние межреберные мышцы. Они

    обеспечивают наибольшую длительность и глубину выдоха.

    Артикуляционный отдел.

    Представлен органами артикуляции, которые подразделяются на подвижные

    и неподвижные. К подвижным относятся : нижняя челюсть, губы, мягкое небо и

    язык ( подвижны передняя часть языка, кончик языка, передний край, боковые

    края, спинка языка ; задняя часть языка фиксирована и носит название корень

    языка ).

    Громкость и отчетливость речевых звуков создается благодаря

    резонаторам.

    Резонаторы расположены по всей надставной трубе ( глотка, носовая

    полость, ротовая полость ). Надставная труба выполняет функцию резонатора и

    шумового вибратора. Шумовым вибратором являются щели между зубами и губами,

    между губами, между языком и зубами, между языком и твердым небом и т.д.

    При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. Одновременное

    включение шумовых и звуковых вибраторов образует звонкие сонорные

    согласные.

    Голосовой отдел.

    В состав голосового отдела входят гортань и голосовые складки. Гортань

    представляет собой широкую короткую трубу, состоящую из хрящей и мягких

    тканей. Голосовые складки выполняют функцию звукового вибратора. Они

    вибрируют каждый раз, когда между ними проходит струя воздуха. Благодаря им

    возникает звук.

    Таким образом, периферический речевой аппарат служит для:

    а) подачи воздуха;

    б) образования голоса;

    в) является резонатором, придает звуку силу и окраску.

    Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления.

    Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков.

    Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т.е.

    формируется импрессивная речь. Прежде всего малыш начинает различать

    интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти – десяти

    месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных

    слогов ( мама, папа ). К году словарь обычно достигает 10 –12, а иногда и

    большего количества слов ( баба, киса, му, бэ и др.) Уже на втором году

    жизни ребенка слова и звукосочетания становятся средством речевого общения,

    т.е. формируется экспрессивная речь.

    В возрасте до трех лет очень часто наблюдается неправильное

    произношение звуков. Как правило, это так называемое временное (

    физиологическое ) нарушение звукопроизношения, причиной которого обычно

    является недостаточная сформированность, подвижность артикуляционной

    моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами

    артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.