МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Физиолого - педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка

    безотрывного написание буквы, а тем более слога или слова, ребенок не

    может выполнить это требование. И пусть под строгим взглядом учителя он не

    будет отрывать руку от тетради, но обязательно прервет движение,

    остановится для того, чтобы понять, что делать дальше. А вместо того, чтобы

    расслабить мышцы в этот момент, дать им отдых, он будет «держать» точку,

    создавая тем самым еще более трудное статическое напряжение. При помощи

    специальных датчиков, прикрепленных к стержню шариковой ручки, специалисты

    получили наглядную схему, структуру движений, вычислили время движения и

    продолжительность паузы на этапе обучения письму. При этом время движения,

    необходимое для написания одного элемента буквы, практически равно времени

    паузы, а значит, время, необходимое для осознания последующего действия,

    практически равно времени самого движения. Вот почему так медленно и

    напряженно пишут дети и нельзя их торопить. Специальные исследования

    показали, что инструкция « пиши как можно быстрее, еще быстрее » не

    сокращает время самого движения ( физиологические механизмы регуляции

    движения не позволяют это сделать ), и тогда приходится сокращать время

    паузы, столь необходимой для осознания « что и как дальше делать ». И,

    конечно, страдает качество письма, тормозится формирование навыка. Этот

    первый этап обучения продолжается довольно долго, практически весь первый

    год. Этот период бывает более длительным у детей, не готовых к обучению, у

    детей с недостатками и расстройствами моторики, у детей с задержкой

    психического развития и отклонениями в состоянии здоровья.

    При несоблюдении гигиенических правил обучения письму у ослабленных

    детей может возникнуть своеобразное нарушение функции письма – писчий спазм

    ( писчая судорога, графоспазм ) – при сохранности остальных движений,

    выполняемых теми же мышцами руки в полном объеме. Для писчего спазма

    характерно неравномерное распределение тонуса мышц, принимающих участие в

    акте письма (дистония), возникает спазм (тоническое напряжение) отдельных

    мышц, боль распространяется по всей руке, шее, лицу ; пальцы, удерживающие

    ручку, принимают неестественное положение и акт письма становится

    невозможным. Выделяют различные клинические формы писчего спазма :

    судорожную, болевую, дрожательную, паралитическую. Чаще наблюдаются их

    комбинации. «Подкрадывается» писчий спазм незаметно. То пальцы занемеют от

    долгого писания, то побаливать начнут, подрагивать. Сначала чуть-чуть, едва

    заметно. Позднее дрожь в пальцах может стать постоянной ; или резкая боль

    сведет пальцы, как только они возьмут ручку или карандаш. В сложных формах

    пальцы сводит не только при письме, но даже при мысли о том, что нужно

    взять ручку. Поэтому, если ребенок жалуется на боль и дрожь в пальцах или у

    него сводит кисть руки, необходимо минимум на несколько дней освободить его

    от всех нагрузок на пальцы – письма, рисования. Надо дать пальцам полностью

    расслабиться и лишь потом снова медленно и постепенно подключать ребенка к

    нагрузкам.

    Многие трудности в обучении письму связаны и с тем, что существующая

    методика не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Так,

    для одних детей в процессе обучения необходимы педагогические приемы,

    способствующие развитию уверенности в своих силах, для других – дающие

    полезное направление выходу их детской энергии. Следует всегда помнить, что

    почерк является индикатором функционального состояния ребенка : чем хуже

    функциональное состояние, тем хуже почерк. У ребенка может «вдруг»

    значительно испортиться почерк, а этим «вдруг» могут быть болезнь,

    утомление, психологическое напряжение и многие другие причины.

    Большое значение при формировании навыка письма имеет рабочая поза. (

    см. рис. ) Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее

    ровный и аккуратный почерк, следующее : пишущий предмет лежит на верхней

    фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами,

    причем большой расположен несколько выше указательного, опора – на мизинец

    и ребро ладони ; кисть сжата таким образом, что мизинец, средний и

    безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола.

    Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца –

    примерно 1,5 – 2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на

    плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не

    фиксирована, локоть не отрывается от стола. Ребенок сидит за столом прямо,

    голова ( но не туловище! ) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом,

    подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом,

    лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать

    на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что

    способствует возникновению нарушения осанки. Тетрадь лежит на столе с

    наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине

    груди. По мере заполнения страницы рука, не занятая письмом, передвигает

    тетрадь вверх, при этом середина тетради по прежнему направлена к середине

    груди ребенка.

    Каждый из учителей начальной школы по-своему старается преодолеть

    возникающие трудности при формировании у детей каллиграфических навыков. По

    мнению большинства учителей начальных классов хорошими упражнениями

    являются списывание печатного текста и письмо « в воздухе », лепка букв из

    пластилина, конструирование букв из их элементов. При письме « в воздухе »

    кисть находится чуть ниже уровня на расстоянии 25 – 30 см, работают лишь

    кисть и пальчики, локти находятся на парте ; дети работают под счет учителя

    « и – раз – и », « и – раз – и ».

    Письмо « в воздухе » хорошо развивает мышцы кисти, закрепляет умение

    держать правильно ручку, укрепляет двигательную, а если сопровождается

    объяснением, слуховую и зрительную память. Опыт работы учителей начальной

    школы свидетельствуют и о том, что подготовительная (коррекционная) работа

    при подготовке к школе и на начальном этапе обучения дает хорошие

    результаты, коррекция во втором и третьем классе очень трудна. Незрелость

    кинестетического контроля тонких движений руки, мышечно-суставного чувства

    не только усложняет освоение навыком письма, но и способствует быстрому

    утомлению и потере интереса к занятиям. Письмо называют «базовым» навыком,

    т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а,

    значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в

    учебе. Вот почему так важна готовность руки ребенка к школьному обучению.

    II. Практическая часть.

    1. Обследование речевого развития ребенка и подвижности.

    Данные исследований М.М. Кольцовой, Л.В. Фоминой и других

    ученых ( см. выше – «теоретическую часть» ) показали, что степень развития

    движений пальцев совпадает со степенью развития речи у ребенка.

    Следовательно, если у ребенка недостаточно развита речь, сформирована

    артикуляционная моторика, бывает также недостаточно развита и

    скоординирована мелкая моторика рук. Поэтому педагог – логопед, обследуя

    звукопроизношение ребенка, не только выявляет группу (группы) нарушенных

    звуков, строение и подвижность артикуляционного аппарата, но и проверяет

    координацию мелкой моторики пальцев.

    Обследование звукопроизношения:

    В первую очередь выявляют, какая группа (группы) звуков нарушена. Для

    этого детям младшего возраста можно дать картинку с простым сюжетом, но

    такую, чтобы на ней были изображены предметы и действия, в названиях

    которых есть все группы звуков. Ребенок отвечает на вопросы по картинке, а

    воспитатель отмечает дефекты его произношения. Старшим детям педагог может

    предложить повторить за ним предложения, в которых также встречаются все

    группы звуков, например : Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке.

    Галин черный щенок резвится около дома. Если этого будет недостаточно для

    определения нарушений звуков, целесообразно воспользоваться картинкой ( см.

    выше. ).

    Далее определяют уровень неправильного произношения звука. Чтобы

    выяснить, может ли ребенок правильно произнести изолированный звук,

    воспитатель просит малыша повторять этот звук за собой, используя различные

    игровые приемы. Затем ребенку даются предметные картинки, и он

    демонстрирует свое умение произносить этот звук в различных словах. А при

    повторении за педагогом фраз, насыщенных этом звуком, выявляется умение

    правильно употреблять его во фразовой речи.

    Образцы предложений для проверки наиболее часто нарушаемых звуков : У

    Зои заболели зубы. Курица с цыплятами пили воду около колодца. Сима и Сеня

    весело смеялись. У Зины зимой зябнет нос.

    У Маши новые шапка и шубка. Жук жужжит – жжж. Щеткой чищу я щенка.

    Девочки и мальчики скачут как мячики.

    Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.

    У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.

    Яша ел сладкие яблоки. Емеля едет еле—еле. Ежик у елки наколол гриб на

    иголки. Юля дала Юре юлу. Лайка, громко не лай, Юле спать не мешай.

    Коля катается на коньках. Галя гонит гусей домой. Хлебница стоит на

    холодильнике. Никите купили кеды и кепку. Гена надел сапоги. Мухи сели на

    хлеб.

    Волк воет – в-в-в. Бабушка была больна. Даша дала дыню Диме.

    Тетя Дина сидит на диване.

    Воспитатель отмечает в тетради результаты проверки ( произнесение

    изолированного звука, в словах, во фразах ), определяет уровень нарушения и

    делает вывод о характере коррекционной работы ( постановка звука,

    автоматизация или дифференциация со звуком-заменителем ).

    Так как фонематические дефекты звукопроизношения обусловлены

    нарушением фонематического слуха, воспитатель должен проверить его

    состояние. Для этого педагог определяет умение ребенка дифференцировать

    (различать) на слух следующие группы звуков : свистящие – шипящие ( с - ш,

    з - ж, с’ - щ, ц - ч ), сонорные ( л - р ), звонкие – глухие ( б - п, д -

    т, г - к ), твердые – мягкие ( т - т’, д - д’, н - н’ ). Одним из наиболее

    доступных приемов проверки является такой. Воспитатель просит ребенка

    повторить за ним в той же последовательности два слога, например : са - ша

    ( ши - сы, со - шо, шу - су и др. ) – для детей пяти лет. Шестилетним детям

    можно предлагать для воспроизведения по три слога, например : са - ша - са

    ( сы - сы - ши, шо - со - шо, шу - шу - су ). Проговаривая слоги,

    воспитатель закрывает рот экраном (листом бумаги), который держит на

    расстоянии 10 – 15 см, чтобы ребенок не мог использовать как подсказку

    видимые им движения органов артикуляционнго аппарата. Сначала воспитатель

    произносит звуки медленно, затем постепенно убыстряя темп.

    Так как фонетические нарушения звукопроизношения связаны в основном с

    нарушением речедвигательного анализатора, воспитатель должен зафиксировать

    отклонения в строении органов артикуляционного аппарата – челюстей, зубов,

    твердого неба. Наиболее частыми дефектами челюстей и зубного ряда являются

    различные нарушения прикуса ( соотношения верхнего и нижнего зубных рядов

    при сомкнутых челюстях ):

    прогения – передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперед ;

    прогнотия – передние зубы верхней челюсти сильно выдвинуты вперед ;

    открытый прикус – при сомкнутом положении верхней и нижней челюстей

    остается свободным промежуток между верхними и нижними зубами. Если

    промежуток образуется между передними зубами при сомкнутых боковых, это

    передний открытый прикус ; если промежуток наблюдается между боковыми

    зубами при сомкнутых передних, это передний открытый прикус.

    Могут наблюдаться и отклонения в строении зубного ряда : отсутствие

    тех или иных зубов, редко поставленные зубы.

    Воспитатель отмечает также особенности в строении твердого неба, т.к.

    от его формы будут зависеть движения и положения языка ( высокое, узкое

    (готическое) небо ).

    Далее педагог проверяет подвижность органов артикуляционного аппарата

    – умение ребенка выполнять основные движения, необходимые для произношения

    звуков родного языка. Сначала выявляется возможность осуществления каждого

    движения в отдельности, а потом переключения с одного движения на другое –

    противоположное первому. Таких пар движений шесть :

    1) растянуть губы в улыбке, обнажая резцы, сомкнутые губы вытянуть

    вперед трубочкой. Переключать губы из положения в улыбке на

    положение вытянутые трубочкой ( без движений нижней челюсти );

    2) зубы сомкнуты, губы в улыбке, обнажают резцы, зубы разомкнуты

    примерно на 2 см, губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать движения

    нижней челюсти – смыкание, размыкание зубов ( без участия губ и

    выдвижения нижней челюсти вперед );

    3) зубы разомкнуты примерно на 2 см, губы в улыбке, обнажают резцы.

    Высунуть язык и повернуть к правому углу рта ; то же, но повернуть

    язык к левому углу рта. Чередовать движения языка от левого угла к

    правому и наоборот при положении губ в улыбке ( без движений нижней

    челюсти влево и вправо );

    4) широкий язык положить на нижнюю губу, губы в улыбке, обнажают резцы,

    рот открыт. Узкий язык просунуть между резцами, губы в улыбке,

    обнажают резцы, рот открыт. Переключать положение языка с широкого

    на узкий при открытом рте ( без движений губ );

    5) поднять широкий кончик языка к альвеолам, губы в улыбке, обнажают

    резцы, рот открыт. Опустить широкий кончик языка за нижние зубы,

    губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Чередовать движения

    широкого кончика языка вверх и вниз ;

    6) приблизить широкий кончик языка к нижним резцам, губы в улыбке, зубы

    обнажены, рот открыт. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад к

    подъязычной связке при выгнутой вверх задней части спинки языка.

    Чередовать движения языка вперед – назад, губы при этом в улыбке,

    обнажают резцы ( без движений нижней челюсти ).

    И, наконец, педагог проверяет развитие мелкой моторики рук. Для этой цели

    используются следующие упражнения :

    одновременно поворачивать кисти обеих рук вверх то ладонями, то

    тыльной стороной ( при поворотах ребенок должен приподнимать кисти рук, а

    не прижимать ребро ладони к столу );

    кисти обеих рук одновременно сжимать в кулак, а затем разжимать

    соединенные вместе пальцы ; при каждом движении кулаки или ладони кладутся

    на стол ;

    положить кисти обеих рук на стол : левую ладонью вниз, правую ладонью

    вверх, затем одновременно перевернуть ладони ;

    положить кисти обеих рук на стол – ладонь левой руки сжать в кулак, а

    правой – раскрыть, затем одновременно менять эти положения, т.е. разжимать

    левую руку и сжимать в кулак правую ;

    поочередно прижимать большой палец руки ко всем остальным

    («здороваться»), при этом пальцы должны касаться друг друга подушечками.

    Упражнение проводится то правой, то левой рукой, локоть при этом стоит на

    столе ;

    последовательно ударять подушечками пальцев правой, а потом левой

    руки по столу при слегка приподнятой кисти руки.

    Для успешного выполнения упражнений необходимо, чтобы ребенок

    правильно сидел : высота стола и стула должна быть такой, чтобы локти

    малыша все время спокойно лежали на поверхности стола, спина должна быть

    прямой, а ноги стоять на твердой опоре.

    Кроме перечисленных упражнений, можно использовать следующие :

    «Сделай бинокль» – соединить большой палец с указательным ( остальные

    пальцы плотно примыкают друг к другу ); «Сделай плетень» – соединить кисти

    рук тыльной стороной ( локти стоят на столе ) и переплести пальцы одной

    руки с соответствующими пальцами другой ; «Шагаем через кочки» – большим

    пальцем захватить безымянный и мизинец, а указательный и средний поочередно

    «шагают через кочки» ( разложенные на расстоянии 2 – 3 см друг от друга 5 –

    6 счетных палочек ), не задевая их, высоко поднимая «ноги» (пальцы).

    В процессе этих упражнений учитывают точность выполнения движений в

    различном темпе ( от медленного до быстрого ). Отмечают также, участвуют ли

    органы артикуляционного аппарата в выполнении движений рук, например, если

    ребенок закусывает губу или язык и т.п., это свидетельствует о

    недостаточной сформированности двигательной сферы.

    Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой требуют повышенного

    внимания и во время занятий по физической культуре ( особенно, когда

    проводятся упражнения на выработку координации движений ), музыкальных

    занятий ( особенно тогда, когда проводятся музыкально - ритмические

    движения ).

    2. Методика работы с детьми по развитию мелкой моторики пальцев рук.

    1. Пальцы помогают говорить.

    Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6

    – 7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать

    их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем

    проделывать движения пальцами ребенка – взрослый берет каждый пальчик

    ребенка в свои пальцы, сгибает и разгибает его. Делать так надо 2 –3 минуты

    ежедневно.

    С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку

    пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы

    вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно

    энергичными. Наблюдения показали, что очень эффективными оказываются

    наиболее простые приемы. Например, можно давать малышам катать шарики из

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.