МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Аудирование на основе коммуникативного подхода и его место в развивающем обучении

    — Обеспечить осмысление значения слов (беспереводно или переводом) и

    осуществить контроль, т. е. проверить конкретными заданиями, насколько дети

    их поняли (покажи, возьми, сделай), или адекватной реакцией (yes, no или

    эквивалентами родного языка)-

    Выбор способа раскрытия значения слова (семантизации) зависит от ряда

    факторов. Среди них лингвистический (природа самого слова), психологический

    и педагогический. Если слово имеет конкретное значение и его можно

    продемонстрировать, например a dog, a cat, a ball, red, big, little, то

    целесообразно раскрывать значение слова, используя наглядность, а не

    прибегать к переводу. В случае абстрактного значения слова типа think лучше

    использовать перевод. Интернациональные слова типа doctor, sport, football,

    engineer следует давать на догадку в соответствующем контексте.

    Если слово вводится беспереводным способом, то и контроль понимания

    следует проводить, не прибегая к родному языку. Только в таком случае будет

    формироваться догадка, столь необходимая при слушании.

    На выбор способа семантизации влияет и психологический фактор, например

    общее развитие учащихся группы. Чем выше развитие, тем больше возможностей

    для использования беспереводных приемов семантизации. Влияет также и

    уровень обученности, т. е. владение общими приемами учения. Чем выше

    уровень обученности, тем больше возможностей для беспереводной

    семантизации.

    И наконец, педагогический фактор: наполняемость группы, время, которым

    располагает учитель для ознакомления учащихся с новой лексикой,

    квалификация учителя. Чем многочисленнее группа, тем чаще учитель вынужден

    прибегать к семантизации через перевод как наиболее экономному по времени

    способу, оставляя больше времени на упражнения в использовании слова. Чем

    квалифицированнее учитель, тем большим арсеналом приемов он владеет, тем

    реже он обращается к переводу.

    Помимо ознакомления, аудирование используется и при организации

    тренировки учащихся в усвоении материала. Тренировочные упражнения по

    формированию аудирования можно объединить в пять групп:

    Группа 1. Упражнения, направленные на снятие лингвистических трудностей,

    например:

    — фонетических («Прослушай слова. Подними руку в том случае, если

    услышишь звук [ж]»—учитель называет слова с разными гласными);

    — грамматических («Прослушай слова. Подними руку, если услышишь

    существительное во множественном числе».);

    — лексических («Прослушай слова. Подними руку, если услышишь слова,

    обозначающие цвет».).

    Группа 2. Упражнения, направленные на развитие слуховой памяти

    («Прослушай слова и постарайся их запомнить. Затем воспроизведи эти

    слова».).

    Группа 3. Упражнения, направленные на развитие внимания учащихся

    («Прослушай и скажи, как зовут сестру Майка:

    I've got a sister. Her name is Ann. Mike hasn't got a sister. He has got

    a brother».).

    Группа 4. Упражнения, направленные на развитие воображения («Прослушай и

    передай одним словом: The place where we play sports games».).

    Группа 5. Упражнения, направленные на развитие логического мышления

    («Прослушай предложения. Скажи, правильно ли (логично ли) они расположены:

    It's red. I've got a ball. или Her name is Mary. I've got a sister».).

    Помимо того, что аудирование используется как средство обучения, оно

    является и целью обучения. В первом классе это прослушивание связного

    текста в звукозаписи или прочитанного учителем. Неспециальные упражнения,

    направленные на обучение не только аудированию, но через него говорению,

    чтению, письму. Т.е. цель этих упражнений: обучать аудированию как средству

    обучения другим видам речевой деятельности. К эти упражнениям относятся

    следующие:

    1) Упражнения для обучения диалогической речи «со стороны»:

    - прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему;

    - прослушайте начало диалога, составьте его окончание;

    - прослушайте фонозапись, кинофрагмент, перескажите разговор действующих

    лиц;

    - выделите новую для вас информацию;

    2) Упражнения для восприятия диалоговой речи при участии в диалоге:

    - прослушайте ряд вопросов, записанных на пленку. Дайте развернутые

    ответы в отведенной для этого паузе;

    - прослушайте начало диалога (полилога), продолжайте его в парной

    работе;

    3) Упражнения для обучения восприятию монологической речи:

    - прослушайте текст, ответьте развернуто на вопросы;

    - просмотрите фильм (диафильм), объясните его основную идею;

    - выделите в речевом сообщении куски и озаглавьте их;

    - прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий

    план: а) тема сообщения, б) действующие лица, в) краткое изложение

    содержания, г) основная идея.

    Последовательность работы с текстом:

    — снятие трудностей (если есть новые слова, надо ознакомить с ними

    учащихся),

    — установка на первое прослушивание,

    — первое прослушивание,

    — проверка понимания, исходя из установки на первое прослушивание,

    — установка на второе прослушивание,

    — второе прослушивание,

    — проверка понимания, исходя из второй установки. Далее можно

    использовать текст для организации обучения говорению.

    От путей обучения перейдем к этапам обучения. Существует две точки зрения

    на этапы обучения аудированию.

    Елухина Н.В. предлагает два этапа:

    1) слушание текста и проверка понимания прослушанного,

    2) работа по развитию базисных умений аудирования.

    Вторая точка зрения объединяет то, что было достигнуто до Елухиной и

    после нее. И так, ход работы с каждым текстом для аудирования:

    1) подготовка к прослушиванию;

    2) само аудирование текста и проверка его понимания;

    3) специальные упражнения на развитие базисных умений;

    4) не специальные упражнения.

    Подготовительные упражнения. И так, на первом этапе выполняются

    подготовительные упражнения. Учитывая количество речевых единиц, которые

    учащиеся могут целиком узнавать в потоке связанной речи, облегчает

    непосредственное понимание смысл речи при слуховом восприятии, очень важно

    широко применять подготовительные упражнения, цель которых – тренировка

    слухового восприятия целых предложений и словосочетаний.

    Для того чтобы сосредоточить внимание учащихся на языковой форме, такие

    упражнения целесообразно проводить на разрозненном языковом материале. Эти

    упражнения можно разделить на две группы:

    1 – работа над изолированным материалом – звуки, слова, словосочетания;

    2- работа над целым предложением.

    В упражнениях первой группы обрабатывается умение узнавать новые звуки и

    слова и дифференцировать сходные, узнавать и понимать грамматические формы

    (формы единственного или множественного числа существительных и др.) – все,

    что можно наблюдать на отдельном слове.

    В упражнениях второй группы основное внимание уделяется работе над целым

    предложением. Задача состоит в том, чтобы научить школьника узнавать и

    понимать типовые конструкции, образцовые фразы, по аналогии с которыми он

    сможет понять любые незнакомые предложения.

    Работа над речевыми образцами предполагает длительные упражнения на

    однотипном материале. Наряду овладения целыми конструкциями учащиеся должны

    научиться быстро выделять на слух слова, обозначающие действия и

    действующее лицо, опираясь на формальные признаки и место этих слов в

    предложении.

    Упражнения, связанные с преодолением трудности, вызванных слиянием,

    сцеплением, редукцией звуков в безударном положении, должны проводиться на

    целых предложениях.

    Приучить учащихся не путать слова, сходные по звучанию, лучше всего

    работая с небольшим текстом. Работать над омонимами и многозначными словами

    можно только на материале целого предложения, а иногда и группы предложений

    на выяснения смысла интересующего слова.

    Упражнения, проводимые на начальном и среднем этапе обучения, на

    разрозненном языковом материале принято называть языковыми или

    подготовительными.

    Подготовительные упражнения разделяются методистами на лексические,

    грамматические и фонетические. И как считает Вийсбурд, все эти виды должны

    проводится параллельно.

    Сначала каждое упражнение должно содержать одну какую-нибудь трудность,

    потом трудности можно комбинировать. На первом этапе языковые трудности

    можно включить только в знакомый контекст, а потом и в новый.

    Теперь подробнее о самом этапе аудирования и о проверке понимания текста

    (и уровнях понимания текста).

    Прежде чем приступить к прослушиванию текста учитель должен дать

    предварительную инструкцию, создав мотивацию и организационную установку,

    мобилизуя школьников на активную работу. Инструкция включает в себя

    формулировку задания, разъясняет пути его выполнения, ориентирует в

    трудностях, иногда указывает формы проверки понимания. Например:

    - Прослушайте описание знакомых вам фруктов и овощей и подберите

    соответствующие картинки. Выбирайте картинку только тогда, когда

    услышите характерные особенности фруктов и овощей, так как в их

    описании много общего.

    - Прослушайте текст-загадку; догадайтесь, о ком идет речь и т.д.

    Если руководствоваться критериями полноты и правильности понимания, то

    можно согласится с градацией, предлагаемой применительно к восприятию

    лекций. первый из трех выделенных ею уровней характеризуется наличием

    общего представления о том, что говорит лектор, второй – пониманием

    предмета высказывания, т.е. не только того, о чем говорит, но и что говорит

    лектор. Третий уровень – пониманием основной мысли. В данном случае

    слушающий понимает тему, содержание лекции и средства, которыми оно

    выражено. Учитывая данные о ступенчатом характере понимания. Гез предлагает

    несколько иное деление: 1) уровень фрагрентального (поверхностного)

    понимания, 2) уровень глобального (общего) понимания, 3) уровень детального

    (полного) понимания, 4) уровень критического понимания.

    Упражнения, с помощью которых, проверяется степень глубины и полноты

    понимания, должны относится только к 3 уровням (2-4), с их помощью может

    быть выявлена и фрагментарность понимания.

    Общее понимание текста проверяется обычно с помощью выбранного ответа на

    вопросы (так называемые правильный/не правильный ответ выполнения текстов

    типа «multiple choice» (выбор правильного ответа, как правило, из

    четырех).).

    Уровень детального понимания определяется путем заполнения пропусков в

    графическом ключе (close test), представляющем собой сокращенное или полное

    изложение прослушиваемого. В зависимости от языковой подготовки слушающих и

    сложности текста пропуски могут иметь большие или меньшие интервалы

    (например, пропускается каждое одиннадцатое слово, каждое седьмое или

    каждое третье).

    Уровень детального понимания проверяется с помощью ответов на вопросы,

    пересказов на родном и иностранном языках, составления развернутого плана и

    т.д.

    Уровень критического понимания связан с оценкой прослушанного, с

    выделением основной информации, с комментированием и обсуждением, т.е. со

    всякого рода творческими, проблемными заданиями, предполагающими понимание

    эмоционально-оценочных элементов текста и наличия умения соотносить

    содержание с ситуацией общения.

    Итак, из всего сказанного выше мы делаем вывод, что существует реальная

    возможность формирования умений и навыков устной речи на основе

    аудирования. Наиболее предпочтительными являются способы, которые создают

    ситуации естественного речевого общения, стимулируют учащихся высказаться,

    обменяться мнениями. Задания по прослушанному тексту должны быть

    творческими, действия учащихся должны быть внутренне мотивированы.

    Желательно, чтобы они имели проблемный характер, побуждали учащихся

    применять в ответах полученные ранее знания, ставили их перед

    необходимостью сравнивать, догадываться, искать решение в самом тексте, то

    есть решать коммуникативные задачи учащиеся должны самостоятельно,

    используя лексико-семантические опоры в виде таблиц или записей

    фактического и языкового материала на доске. Опоры служат не только речевой

    поддержкой, но и способствуют лучшему пониманию и запоминанию аудитивного

    материала.

    2,2. Анализ учебника и работа учителя на уроке (с точки зрения развития

    аудитивных навыков)

    Учебно-методический комплект "Enjoy English" является вводным курсом по

    изучению английского языка в начальной школе, состоящего из двух книг. И

    это самый популярный учебник среди учителей английского, преподающих в

    начальных классах. Именно его я и буду рассматривать далее.

    В УМК включены:

    1. Учебник "Enjoy English" для учащихся 7—8 лет.

    2. Книга для учителя. В издание вошли поурочные методические рекомендации

    по работе с учебником "Enjoy English" и приложение. Приложение включает

    перечень выражений классного обихода, тексты песен и рифмовок, сценарии

    внеклассных мероприятий на английском языке.

    3. Рабочая тетрадь.

    4. Аудиокассета с текстами и упражнениями для аудирования.

    5. Сборник песен с аудиокассетой.

    Наибольший учебно-воспитательный эффект достигается при комплексном

    использовании всех перечисленных средств обучения и при условии, что

    занятия проходят не менее двух-трех раз в неделю. Оптимальная

    продолжительность занятий 35—45 минут. Рекомендуемая наполняемость групп не

    более 16—18 учащихся.

    Обучение английскому языку по данному УМК может быть организовано в

    школе, где иностранный язык выступает как равноправный предмет, или же

    преподается в кружке или группе продленного дня. Пособие может также

    использоваться для индивидуальных и групповых занятий вне школы.

    Кроме входящих в комплект компонентов, на занятиях желательно

    использовать игрушки, картинки, лото, кубики, материал для моделирования.

    Вместе с тем важно правильно представлять себе особенности детей данного

    возраста (7—8 лет), для того чтобы грамотно организовать учебно-

    воспитательный процесс на уроках английского языка.

    Цели обучения на начальном этапе соотноситься с конечными целями обучения

    в средней школе.

    В системе непрерывного систематического образования по предмету обучение

    в начальной школе рассматривается как первая, начальная ступень.

    Цели начального этапа могут быть восприняты как ростки, в которых

    заложено все, что планируется получить на выходе, при условии, что процесс

    выращивания этих ростков продолжается на протяжении всех лет обучения в

    школе, и авторы УМК придерживаются этой точки зрения: растут дети,

    расширяются их потребности общения, открываются новые сферы познания. А их

    физический, нравственный, интеллектуальный рост сопровождается занятиями

    иностранным языком, порой, опережая и стимулируя его.

    Обучение иностранному языку в начальной школе должно быть коммуникативно

    направленным, считают авторы учебника. Коммуникативная направленность

    проявляется в постановке целей (учить общению на иностранном языке), в

    отборе содержания, в выборе приемов обучения, в организации речевой

    деятельности учащихся.

    Так, отбор языкового материала осуществляется исходя из его

    коммуникативной ценности, значимости, соответствия жизненному опыту детей

    этого возраста и их лексическому запасу на родном языке. Материал вводится

    крупными блоками, объединенными общей коммуникативной функцией,

    принадлежностью к одной ситуации общения и т. д. Сюжеты уроков строятся

    таким образом, чтобы создать подлинно коммуникативную обстановку на уроке,

    атмосферу доброжелательности, сотрудничества.

    Дети приходят в школу, обладая большим опытом слушания на родном языке.

    Они способны долго и внимательно слушать сказки или рассказы, задавать

    уточняющие вопросы, переспрашивать. К сожалению, эта любознательность в

    школе часто утрачивается. Обучение аудированию на английском языке строится

    так, чтобы поддержать уже сложившиеся умения и постепенно развивать их.

    При обучении по УМК "Enjoy English" ставится задача — научить детей

    понимать речь учителя и одноклассников в нормальном темпе, включающую

    распоряжения по ходу урока. Но далее дети прослушивают описательные тексты

    в форме загадок, что требует полной мобилизации внимания, а иногда и

    уточнения, переспроса, т. е. – подлинно аудитивной деятельности. На

    завершающем этапе аудирование проводится на развернутых фабульных текстах,

    которые содержат некоторый процент незнакомых лексических и грамматических

    явлений, доступных для понимания по контексту. Чем раньше дети столкнутся с

    такими текстами, тем лучше будет формироваться умение воспринимать

    английскую речь на слух. Объем текста для аудирования — в 10 фраз, каждая

    из которых содержит не более 7 слов.

    Но этого не достаточно. Учителя иностранного сами включают в уроки

    аудитивный материал. Так например на начальном этапе урока (фонетическая

    зарядка) используются рифмовки, песенки, скороговорки, которые ребенок

    запоминает на слух, пытается на слух уловить смысл, а затем повторяет за

    учителем, изобилие рифмовок на движение делает возможным применение

    аудитивных навыков даже во время проведения так называемой физ-минутки.

    Четверть занятий (с 1 по 37) содержит только 9 упражнений на обучение

    аудированию как цели. Далее, на протяжении всего учебника количество

    упражнений увеличивается, но аудирование теперь выступает не только как

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.