Здоровье и эмоции
ребёнок получает психическую травму. В какой-то момент возникает
кульминационная точка — например, ребёнка отдают няньке, что может сделать
его невротиком. Таким образом, невроз бессознательно возникает в детстве и
вызван неспособностью родителей удовлетворить потребности ребёнка в любви и
внимании.
По мнению Янова, лечение невроза может произойти только при помощи
прямых, драматических и необычных средств. В Лос-Анджелесе здание его
лечебного центра окружено домиками, напоминающими собачьи будки, откуда
доносятся крики, на которые никто не обращает внимания. Посетителя вначале
подвергают 2-3-часовому сеансу психоанализа для диагностики причины
невроза. Затем пациенту внушается, что он маленький ребёнок. Он кричит,
плачет, начинает играться с детскими игрушками. Кульминацией путешествия в
прошлое является «первичный крик», то есть крик новорождённого,
заставляющий больного почувствовать себя родившимся вновь без травм и
комплексов.
«ТРЕТЬЕ СОЗНАНИЕ».
«Третье сознание» — близкое к экзистенциализму направление в
психологии, основанное Чарльзом. Райтом.
По его мнению, первое сознание — это мировоззрение пытающегося
преуспеть мелкого бизнесмена, рабочего или крестьянина XIX века.
Второе сознание — это сознание человека-машины XX века, жертвы
цивилизации, утратившего свою индивидуальность и своё Я.
Третье сознание — это сознание индивида, освобожденного от
автоматических императивов и аксиом общества. Каждое человеческое существо
имеет абсолютную ценность. Логика, рациональность, анализ не имеют большого
значения, потому что самой важной человеческой ценностью является опыт.
ЭСТ.
ЭСТ может переводиться как Erchard Seminars Training — от имени
основателя этой методики Эрхарда. Кроме того, est по-французски означает
«есть, существую». Методика, описание которой я приведу в разделе
«Практическое применение психотерапии», основывается на гештальтпсихологии
и экзистенциализме.
ТАВИСТОКСКАЯ МОДЕЛЬ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ.
Психотерапевтические занятия под названием «Конференция по изучению
групповой динамики, взаимоотношений групп, общей пользы и лидерства»
ежегодно проводятся в Сан-Рафаэле (Калифорния). Они ставят пред собой цель
изучения скрытых бессознательных процессов в любых группах — лечебных,
ремесленных, торговых, в бизнесе, в группе, именуемой «страна», и в группе,
именуемой «планета». Участники — психиатры, психологи, бизнесмены,
консультанты любого профиля, менеджеры, офицеры, ЦРУшники, студенты и
любой, кто заплатит 325 долларов.*
Выражаю благодарность руководителю доктору Рону Шеррону за
приглашение участвовать в этой конференции. Теоретическая база Тавистокской
модели, разработанной Вилфредом Бионом и Кеннетом Райсом, такова: любая
группа не может длительное время успешно выполнять работу, потому что рано
или поздно в группе возникнут «скрытые побуждения» — попарная
субгруппировка, противоборство, отказ от борьбы или зависимости от лидера.
Попарная субгруппировка — это возникновение в группе «рабочей пары
лошадок», которую группа, оставаясь пассивной, активно использует, а
использовав. бессознательно «выбрасывает» из своего круга. Этот процесс
естественный и удивляться по этому поводу неуместно. Никто не любит
отдавать долги. Присутствие в группе «рабочей пары» — это постоянное
напоминание о долге (попутный совет: не занимайте денег, а заняв, не
удивляйтесь, что вас, «благодетеля», начинают избегать).
В противоборстве или отказе от борьбы (признании поражения) лежит
скрытый инстинкт агрессии. И искусство лидера заключается в умении этим
инстинктом управлять. Но здесь, в свою очередь, проявляется стремление
группы к инфантилизму, то есть к зависимости от лидера, что тоже блокирует
рабочий процесс.
Всё это в течение трёхдневного марафона и должны «на своей шкуре»
прочувствовать 50 участников и 12 консультантов. Вначале участники,
разбитые на группы по 10-12 человек, начали с обмена любезностями,
улыбок/комплиментов. Собственно, с этого всегда начинается общение
незнакомых людей.
Но потом ситуация всё уверенней и уверенней следовала в направлении
хаоса. Группы сбивались в общую кучу, расформировывались, вступали в
переговоры. Одни участники наваливались с руганью на директорат, предлагая
выбросить консультантов через окно, другие «избивали их любезностью»,
третьи уходя хлопали дверью, четвёртые в это время спокойно, ни во что не
вмешиваясь. потягивали в фойе кофе и кока-колу, пятые, забравшись с ногами
на стол, орали о сексуальности лидера группы, шестые рыдали, седьмые их не
успокаивали, восьмые громко рассказывали о своих половых фантазиях,
направленных на рядом сидящих участников конференции. Постоянно кто-то кого-
то, не стесняясь в выражениях и во всеуслышание, куда-то посылал или крыл
по матушке. Порой бардак доходил до апогея, порой волна спадала.
Три дня — как вся жизнь. Каждый вынес своё. Я же там не мог
отделаться от чувства присутствия в своей стране (дело было во времена
перестройки) и через процесс поиска существования в «том» хаосе, нашёл для
себя возможность существовать в «этом».
ПСИХОДРАМА МОРЕНО.
Этот стиль психотерапии использует положения самых различных
направлений — парапсихологии, психоанализа, бихевиоризма,
гештальтпсихологии, экзистенциализма.
Каждый человек, считает Морено, обладает невидимыми, нематериальными,
исходящими от него «флюидами», то есть излучениями, которые передаются от
человека к человеку на расстоянии. Эти флюиды являются сгустками
эмоционального отношения, влияющими на межличностные симпатии и антипатии и
определяющими поведение. Эти флюиды сплачивают и ссорят людей и группы.
ДЗЕН-БУДДИЗМ.
Возникшее в Японии, это учение быстро распространилось в Западной
Европе и США. В основе лежит религия буддизма, проповедующая сатори — то
есть «мгновенное просветление» (вместо слова «сатори» в гештальттерапии
используется слово «инсайт»). Этого просветления нельзя достичь
тренировками. Его нужно в себе открыть, оно — истинная природа человека.
Монастыри дзен-буддизма в США, особенно в Калифорнии, не редкость.
Помещение всегда довольно аскетично, в центре — фигура Будды. В монастырь
любой человек может приехать всего лишь на утреннюю медитацию или на целый
день, или на любой другой срок. Утренняя медитация начинается в 6 и 9 часов
утра. Сначала все сидят и медитируют (кто на подушке, кто на пятках, кто в
позе «лотоса») лицом к стене. По удару гонга медитация продолжается в
движении — все медленно ходят по кругу (у меня это ассоциировалось с
замедленной киносъемкой). 2 удара гонга — ритм возрастает и достигает
обычной ходьбы. Одно сменяется другим, другое — третьим. Заканчивается все
распитием особо заваренного чая, проповедью приятного лысого гуру и, по
желанию, живой беседой с ним по любым интересующим вас вопросам.
АНОНИМНЫЕ АЛКОГОЛИКИ.
«Боже, дай мне разум и душевный покой
принять то, что я не в силах изменить,
мужество изменить то, что могу, и
мудрость отличить одно от другого».
Молитва о душевном покое.
Группы «Анонимные алкоголики» существуют в 120 странах. Они
объединяют людей, бросивших пить. Это так называемые «группы поддержки»,
существующие сами по себе, без психотерапевта, без лидера, бесплатно (это
обязательные условия). Прийти туда может любой пьющий человек, желающий
избавиться от этого пристрастия. Этому помогает соблюдение 12-ти традиций и
прохождение 12-ти шагов. Участники группы собираются как хорошие знакомые,
с распитием чая, с шутками. Там они находят новых, так же как и они
бросивших пить, интересных людей. Никого постороннего там быть не должно, в
процессе собрания люди открывают друг перед другом то, что они не могут
открыть человеку, не прошедшему через алкоголизм. А почему человек не
пьющий в течение 15 лет, все равно считает себя алкоголиком?
Потому что от алкоголизма нельзя излечиться. Алкоголик не может
«перестать быть алкоголиком», но он может не пить и не иметь тяги к
спиртному.
Существуют также группы «Анонимные родственники алкоголиков»,
«Анонимные наркоманы», «Анонимные курильщики», «Анонимные обжоры» и так
далее. Все они основаны на 12-ти шагах и 12-ти традициях. Мне же в Сан-
Франциско («для общего развития») довелось посетить группу «Анонимные люди,
зависящие от любви и секса». Участники подобных групп страдают от
чрезмерной, разрушающей и, как правило, безответной любви. Освобождаясь от
любовной зависимости, они обретают равновесие.
СОЭВУС (Сытин Г. Н.).
Г. Н. Сытиным был разработан научный метод составления собственных
оригинальных лечебных текстов, оказывающих целенаправленное воздействие на
организм. Он получил название метода словесно-образного эмоционально-
волевого управления состоянием человека, сокращенно СОЭВУС.
У метода давняя история, тесно переплетенная с непростым жизненным
путем его создателя. А началась она холодным декабрьским утром 1943 года,
когда рядовой Георгий Сытин поднялся вместе со своим взводом в атаку. До
вражеских окопов он не добежал: осколок ударил в руку, потом близкий взрыв
снаряда - и темнота . . . Беспамятство после тяжелой контузии длилось
долго, а последствия ее могли поставить крест на судьбе молодого парня.
Выпадение памяти. . . Ограниченная подвижность. Инвалид в двадцать с
небольшим лет. . . И вот в этот трудный период своей жизни Г.Н. Сытин нашел
опору в психологии, которой начал увлекаться еще в школе.
Для медицины же метод Сытина представляет особую ценность в тех
случаях, когда по каким-то причинам лечение лекарственными средствами
невозможно. Он не дает нежелательных побочных эффектов и является щадящим
для пациентов.
Тысячи людей обязаны Георгию Николаевичу своим выздоровлением.
Конечно, наибольшую пользу метод СОЭВУС приносит тем, кто подходит к нему с
доверием и надеждой. Но в практике Сытина известны и парадоксальные случаи,
когда настрои оказывали целительное воздействие на людей, не только не
признававших метод, но и оказывающих активное противодействие лечению. Эти
пациенты сначала отказывались пользоваться настроями, срывали при их
прослушивании наушники, открыто смеялись над методом лечения. . . Но через
некоторое время даже самые строптивые пациенты обнаруживали, что лечение
оказывает на них благотворное воздействие. Тогда начинал сходить на нет
скептицизм, появлялось доверие к настроям и, более того, - потребность в
них.
Метод Г.Н. Сытина применялся и при лечении поражений, вызванных
радиоактивным излучением. В частности, он проверялся при лечении пациентов,
пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, и показал себя как
средство, усиливающее защитные силы организма, неспецифический иммунитет.
Кроме того, усиливая волевые качества людей, их способность к самоконтролю,
метод позволяет эффективно противодействовать радиофобии.
Метод Г.Н. Сытина не раз проверялся Минздравом СССР, Институтом
биофизики АМН, НИИ судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Выводы
авторитетных комиссий недвусмысленны: метод признан состоятельным и
эффективным. Но применение его сдерживалось консерватизмом некоторых
представителей нашей официальной медицины.
Техники лечения.
Работа с аффирмациями.
Эффективность использования аффирмаций зависит от нескольких
факторов. Ваш беспокойный и неконтролируемый ум за много лет изрядно
заполнил вашу голову разными идеализациями и ошибочными убеждениями.
Значит, чтобы вытеснить их побыстрей вам нужно как можно более интенсивно и
энергично насыщать себя положительными мыслями.
Многократное и длительное повторение аффирмаций дает устойчивый
эффект, позволяя вам поверить в содержащуюся в аффирмаций идею. И чем более
энергично и эмоционально вы будете ее повторять, тем больший эффект она вам
даст. (см. приложение №1).
Если попробовать поискать образный аналог того, как работает
аффирмация, то можно привести следующее сравнение.
Представьте себе, что ваше ошибочное убеждение — это грязное пятно на
чистом листе бумаги. Это пятно мешает вам жить, поскольку вызывает
различные негативные переживания. Чтобы успешно функционировать, от него
нужно как-то избавиться. Здесь возможны варианты.
Можно, например, взять ножницы и вырезать часть листа вместе с пятном.
Тогда лист бумаги будет чистым, но в нем останется дырка — выпадение из
вашей памяти какого-то события (или множества событий), вызвавшего
появление этого пятна. Примерно так работают техники гипноза, когда
пациенту в состоянии глубокого гипнотического сна дается команда, чтобы он
навсегда забыл какого-то человека и все связанные с ним события жизни.
Затем пациент возвращается в нормальное сознание, но он уже совершенно не
помнит о негативном событии. В его памяти специально сделана «дырка»,
связанная с некоторым событием.
Если для вытеснения ошибочного убеждения мы используем аффирмаций, то
более точной будет следующая аналогия. Аффирмация — это положительное, то
есть нужное нам утверждение. Это похоже на белую краску, которая сверху
покрывает грязное пятно. Если она будет закрывать все пятно толстым слоем,
то грязи не будет видно — она исчезнет, и лист опять будет чистым. В итоге
в нашей жизни не будет проблем, вызванных этим ошибочным убеждением.
Чем толще слой краски, тем надежнее мы защищены от проявлений наших
ошибочных убеждений. Если слой краски тонкий, то пятно может проступить
сквозь нее и опять испортить нам жизнь. Именно поэтому аффирмаций нужно
повторять достаточно долго и максимально эмоционально. Вложенные в
аффирмацию время и энергетика пропорциональны тому количеству краски,
которая покроет грязное пятно.
Техники стирания.
Каждое наше переживание сопровождается определенным набором
мыслей. В итоге каждая сильная эмоция образует соответствующую
мыслеформу (некие сгусток энергии и информации), которая в виде
пятна храниться в нашем теле эмоций. Чем сильнее обида или
осуждение, тем больше и плотнее соответствующая мыслеформа.
Со временем острота переживаний стирается, обиды и осуждения
вроде бы проходят. Во всяком случае, так это представляется,
поскольку эти события и связанные с ними переживания выпали из
нашей памяти. Но на деле это, к сожалению не так. Негативное
переживание детства может выпасть из нашей памяти, но из тела
эмоций без специальных процедур не может.
В принципе, инструментов для стирания негативных переживаний
придумано множество. Это известные техники, когда с помощью
специальных упражнений человек мысленно наполняет себя фиолетовым
цветом, который стирает все негативные переживания. Это холодинамика,
когда с помощью специальных процедур специалисты выявляют самое
острое негативное переживание и заменяют его на положительную
эмоцию. Это дианетика, когда в процессе специальной процедуры
одитинга вы вспоминаете и многократно проговариваете все ваши
негативные переживания, в результате чего они теряют свою силу. Это
метод духовно-эмоционального целительства, когда специалист выявляет
ваше эмоциональные проблемы и вместе с вами перепрограммирует их.
Это программа покаяния Тимкра Садецкого, под руководством ведущего
вы обращаетесь к Высшим силам и просите прощения по 97 возможным
грехам. Это ребефинг, когда в режиме кислородного отравления
выводятся негативные эмоции полученные ребенком во время выхода из
родовых путей.
Довольно продуктивно применяется тибетская техника стирания,
представленная А. Е. Червоненко. Она включает четыре этапа.
1.Представление. Необходимо, как можно ярче, вспомнить ситуацию
связанную с негативными переживаниями. Почувствовать те ощущения,
которые были в тот момент.
2.Отсранение. На этом этапе необходимо увидеть эту ситуацию со
стороны. Вы должны обезличить данное событие, т. е. оставить сам
факт происшествия без эмоциональной окраски и без конкретных
действующих лиц.
3.Обобществление. Необходимо взглянуть на произошедшее событие в
свете мировой истории человечества. Попробуйте поставить вашу проблему
в один ряд со стихийными бедствиями, наводнениями, войнами, пожарами.
Поймите всю мелочность ситуации. Почувствуйте, что у вас не болит больше
чем у других.
4. Стирание. Представьте ситуацию в виде фотографии одного из
ярких моментов данного инцидента. Мысленно опустите снимок в морскую
воду. Наблюдайте как медленно исчезает изображение. Выпустите из рук
чистый белый лист.
Техника прощения.
В жизни мы часто сталкиваемся с различными неприятностями, большими
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|