МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Здоровье и эмоции

    В наше время отсчёт можно вести от венского врача Франца Антона Месмера,

    искренне убеждённого в том, что лечит он «магнетизмом», но на самом деле

    использовавшего гипноз, суггестию, шоу-терапию и групповую индукцию.

    В XX веке психология и психотерапия особое развитие получили в США и

    Западной Европе. Появились различные школы и течения, независимые ни друг

    от друга, ни от какого-либо претендующего на всемирное доминирование

    философского кредо. Зачастую представители различных школ на Западе сами не

    понимали друг друга, использовали различную терминологию и далеко не всегда

    имели ясное представление об идеях других течений. Эта ситуация сохранилась

    до сих пор.

    То, что я сейчас опишу, ни в коей мере не претендует на всестороннее и

    подробное изложение методов психотерапии. Цель — показать, что психотерапия

    это не только «закройте глаза... вы чувствуете себя хорошо... откройте

    глаза... вы здоровы», а нечто более обширное и интересное.

    Итак, в 1909 году австрийский психиатр Зигмунд Фрейд получил приглашение

    прочитать в Гарвардском университете цикл лекций по психоанализу. После

    этого психоанализ поглотил всю Америку, а через некоторое время и весь мир.

    За исключением Советского Союза, где психоанализ бурно развивался до

    середины 20-ых годов, а затем был свёрнут вместе с НЭПом.

    Параллельно с психоанализом в США переживало свой звёздный час другое

    течение — бихевиоризм, или психология поведения. Оно развивалось само по

    себе, но огромное влияние было оказано физиологом Павловым, который работал

    в Советском Союзе.

    С 1925 года в США начала развиваться ещё одна базисная ветвь

    психотерапии — гештальтпсихология, вещающая, что основные элементы психики

    это не общепризнанные восприятие, мышление, сознание, память, интеллект,

    ощущения, а некие целостные психологические образования, гештальты.

    В начале 30-х годов США поразил колоссальный экономический кризис. Но на

    психотерапию он повлиял благотворно — у людей возникла необходимость чаще

    обращаться за психологической помощью. Появились новые направления, резко

    возрос интерес к социальной психологии. Психотерапия используется с этого

    времени не только для лечения неврозов, но и с целью помочь пациенту

    избавиться от внутренних конфликтов. Широкую популярность приобретает

    психологическое консультирование.

    В США возникают всё новые и новые течения — экологическая, социальная,

    нейропсихология, «Анонимные алкоголики», Эриксоновский гипноз, нейро-

    лингвистическое программирование, биообратная связь, холотропное дыхание по

    Гроффу, психосинтез Роберто Ассаджоли, «контроль мозга» Сильвы и многие

    другие. Фрейдизм, бихевиоризм и гештальтпсихология продолжают развиваться в

    виде неофрейдизма, необихевиоризма и неогештальтизма. Появляется поток

    модных, скоропреходящих увлечений различными около психологическими

    приёмами и подделками. Но несмотря на это, прогресс в данной области

    достигнут огромный .

    И то, что образ американца ассоциируется с уверенным в себе, весёлым,

    общительным человеком, — результат не только хорошего счёта в банке, но и

    того. что редко кто из них, будучи совершенно нормальным человеком, не

    обращался к психотерапевту.

    «Иметь своего» психотерапевта так же естественно, как «иметь своего»

    парикмахера или автослесаря.

    Психоанализ (Зигмунд Фрейд).

    Каждый из нас, несомненно, слышал эту фамилию — Фрейд. Его концепция

    бессознательного оказала огромнейшее влияние не только на процесс лечения

    пациентов, но и на философию, искусство, понимание многих происходящих

    событий.

    Фрейд родился — 6 мая 1856 года в Австрии в еврейской семье

    торговца шерстью. Отец был «свободомыслящим» — не посещал синагогу, верил в

    то, что все чудеса могут быть объяснены наукой и что человеческий разум в

    один прекрасный день создаст свободный от предрассудков мир. Зигмунд до 10

    лет учился дома, затем с наградами окончил среднюю школу. К этому времени

    он знал немецкий, английский, латинский, древнегреческий и древнелатинский

    языки.

    Так как в то время в Австрии евреям разрешалось заниматься только

    коммерцией, правом и медициной, Зигмунд избрал последнее, питая к медицине

    довольно сильное отвращение. Он хотел заниматься философией. Будучи

    студентом, он большинство времени проводил в физиологических лабораториях.

    Увлекшись теорией Дарвина, он на какое-то время стал «радикальным матери-

    клистом».

    После окончания медицинского факультета университета, чтобы оплатить

    свои многочисленные долги и обеспечить молодую жену Марту, он вынужден был

    оставить фи-виологию и заняться врачебной работой — сначала терапией, а

    затем психиатрией. Возненавидев больничную атмосферу он решил оставить

    практику и в 1885 году и прошел конкурс на желанную должность приват-

    доцента в Венском университете. С этого момента в течение 10 лет Фрейд

    занимался, с одной стороны, неврологией, а с другой, искал «динамическую

    травму», приводящую к возникновению функциональных заболеваний. В то время

    в своей практике он широко использовал гипноз, от которого впоследствии

    отказался.

    Фрейд, которому было 40 лет, когда он «открыл» психоанализ, потратил

    последующие 43 года на теоретическую его разработку. В последние годы жизни

    он принимал мало пациентов, посвятив своё время литературной работе,

    преподаванию, управлению психоанализом во всём мире.

    В 1938 году Австрию заняли нацисты, в результате чего Фрейд оказался в

    еврейском гетто. За него Гитлеру был уплачен выкуп в размере 100.000

    шиллингов, и Фрейд смог переехать в Лондон, где и умер от рака гортани 23

    сентября 1939 года.

    Если то новое, что придумал Фрейд, попытаться выразить одной фразой, то

    эта фраза будет звучать приблизительно так:

    Человеческое поведение нужно объяснять не осознанными психическими

    процессами, а бессознательными.

    Хотя приоритет в возникновении психоанализа Фрейд отдаёт доктору

    Брейеру. Как-то доктор Брейер лечил пациентку с тяжёлым истерическим

    неврозом. Эта пациентка боялась пить воду. Пытаясь найти причину

    водобоязни, Брейер в гипнозе выудил у неё, что однажды она увидела, как

    соседская собака пила из стакана воду. Ей стало противно, но будучи

    «воспитанной дамой», она внешне никак не отреагировала, постепенно забыла

    об этой ситуации, после чего сама перестала пить воду. Опять же таки в

    гипнозе её удалось напоить — гидрофобия была излечена.

    Отсюда вывод: для лечения психосоматического заболевания нужно суметь

    докопаться до первичной психической травмы, которая, как правило,

    забывается. Раскрутку нужно производить от настоящего времени до самого

    раннего детства.

    Другими словами, пациенты страдают «бессознательными воспоминаниями», и

    симптомы болезни — всего лишь символы этих воспоминаний.

    Но заболевание развивается только в том случае, если приходится

    «сдерживать себя», то есть сознательно подавлять отрицательные эмоции,

    возникающие в момент нанесения психической травмы. Частью эти проникшие в

    бессознательное стрессы отягощают душевную жизнь, а частью перемещаются

    через нервную вегетативную систему в какой-либо орган. Так может возникнуть

    практически любое заболевание — гипертония, язва желудка, астма, миома, не

    говоря уж о мигрени, вегетососудистой дистонии или бессоннице.

    Душевная дисгармония возникает из-за того, что человек не может

    связать воедино свои душевные процессы. По мнению Фрейда, невротик

    напоминает женщину, которая пошла за покупками и возвращается с

    большим количеством коробок свертков. Ей не хватает рук. Наклоняясь,

    чтобы поднять одну вещь, она теряет другую, и так продолжается

    бесконечно.

    Фрейд также считал, что в одном и том же человеке существует

    несколько независимых душевных группировок. Некоторыми группировками

    руководит сознание, а другими - бессознательное.

    Психический элемент, например какое-либо представление, обыкновенно

    не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то,

    что состояние осознания чего-либо зачастую быстро происходит.

    Предствление, в данный момент сознательное, в следующее мгновение

    переходит в бессознательную сферу, но легким усилием воли вновь

    может быть возращено в сознание.

    Существует два вида бессознательного: способное стать сознательным

    ("предсознательное") и вытесненное, которое само по себе сознательным

    стать не может.

    Сознанию Фрейд дал имя "Я", бессознательному "Оно". Но существует

    еще в "Сверх Я".

    Вот как, с точки зрения Фрейда, выглядит структура человеческой

    психики.

    Сверх Я (дух); совесть, чувство вины, религиозное и социальное чувство,

    уважение к учителю (по аналогии с уважением к отцу).

    Я (сознание): осознанные душевные процессы, разум, рассудительность.

    Господствует над движениями. Вытесняет в бессознательное и сопротивляется

    возвращению вытесненного в сознание.

    Оно (бессознательное): доминируют страсти, влечения и удовольствия.

    "Я" пытается подавить принцип удовольствия "Оно". Ночью отходит

    ко сну, но руководит цензурой сновидений.

    Что значит сделать нечто сознательным? Это значит некий образ, чувство

    или представление воплотить в словесную оболочку.

    Как ребёнок, вынужденный слушаться своих родителей, сознание («Я»), с

    одной стороны, подчиняется категорическому императиву духа («Сверх Я»), а с

    другой, пытается овладеть «Оно». Психоанализ — средство к этому

    В «Оно» доминируют два вида влечений — сексуальное и влечение к смерти.

    Сексуальное включает в себя собственно половое влечение, его сублимации и

    инстинкт самосохранения. «Весь шум жизни происходит от эроса», — заключал

    Зигмунд Фрейд.

    Влечение к смерти — это стремление возвратить всё живое в

    безжизненное состояние. Отсюда вытекает инстинкт разрушения, то есть

    стремление к конфликтам, войнам. Исходя из этих двух влечений, человек во

    всём двойственен, амбивалентен. Ведь недаром любовь граничит с ненавистью,

    созидание— с разрушением, а гениальность — со злодейством.

    Проводя лечебные сеансы, Фрейд заметил, что какая-то сила

    препятствует переходу воспоминаний из бессознательной сферы в сознательную

    Поэтому психотерапевту нужно уметь бороться с непроизвольным

    сопротивлением пациента выздоровлению

    Аналитическая психология (Карл Юнг).

    Основал её ученик Фрейда швейцарский психиатр Карл Юнг считал, что

    существуют два вида бессознательного — личное и коллективное. Содержание

    коллективного бессознательного является достоянием не какого-либо одного

    человека, а группы лиц. Этой группой может быть семья, рабочий коллектив,

    страна или всё население земного шара.

    Коллективное бессознательное не приобретается в течение жизни одного

    человека. Это инстинкты и архетипы, формирование которых длится

    тысячелетиями. В противоположность личному, коллективное бессознательное

    одинаково у всех людей. Личное бессознательное— это «Оно» человека, а

    коллективное состоит из так называемых архетипов. Слово «архаический»

    подчёркивает, что они существуют с древнейших времён.

    Но всякий человек, как и всякое живое существо, уникален, а значит и

    индивидуален — с этим нельзя не согласиться. Поэтому Юнг считал, что

    человек с расщеплением характера индивидуален бессознательно. Меняя маску в

    разных ситуациях, он обманывает других. Но зачастую он обманывает и себя

    относительно того, каков же его настоящий характер. В разных ситуациях он

    надевает разные маски, никогда не видя своего собственного лица.

    Маску Юнг назвал «Персона» (термин, которым обозначалась маска

    древнего актёра), а внутренний характер — «Душа». Подобно тому, как Маска

    сформирована воздействием внешней среды, Душа сформирована воздействием

    бессознательного и его качеств.

    Итак Персона (Маска) — это приспособительная реакция, поведение в

    соответствии с внешними обстоятельствами. Персона — это видимый характер

    человека. Какова же его Душа, зачастую не знают не только окружающие, но и

    сам человек.

    Но Душа, как правило, содержит всё то, чего лишена Маска. Например,

    внешне жестокий, бесцеремонный и недоступный тиран внутренне очень

    несамостоятелен, подвержен страхам и сомнениям. Или вдруг оказывается, что

    женщина, в высокой степени женственная, обладает сильной волей и

    настойчивостью.

    Эта противоположность легко объяснима. И Душа, и Маска имеют как

    мужские, так и женские черты, и всё дело лишь в пропорциональности этих

    начал.

    Индивидуальная психология (Альфред Адлер).

    «Научились ли вы радоваться препятствиям?»

    Надпись на одном из тибетских храмов.

    Индивидуальная психология оказала огромное влияние на психиатрию,

    психологию и педагогику. Её обобщил австрийский психолог Альфред Адлер.

    Адлер считал, что с детства каждый человек испытывает чувство

    собственной неполноценности, всю жизнь старается преодолеть свои слабости,

    чтобы, в конце концов, испытать чувство полноценности.

    Стремление ощутить свою силу в одних случаях ведёт к стремлению к

    власти, в других — к стремлению достичь смутной конечной цели —

    «самосовершенства», а в третьих приводит к творчеству.

    Другими словами, стремление к власти, к познанию, творчество являются

    процессами бессознательной компенсации чувства собственной неполноценности.

    Для каждого человека важно ощутить собственную ценность, собственную

    индивидуальность. Как только человек начинает ощущать свою бесполезность

    для общества, чувство его неполноценности усиливается.

    В детстве формированию чувства неполноценности способствуют следующие

    три фактора.

    Дети, родившиеся с физическими недостатками, воспринимают их как

    жизненное препятствие. Свой стиль жизни они находят в маскировке этих

    недостатков.

    Бессердечные дети. Они повсюду видят врагов и ведут себя так, словно

    находятся во враждебном лагере.

    Но, пожалуй, самую большую категорию составляют изнеженные дети.

    Когда им приходится становиться на собственные ноги, они чувствуют себя

    изгнанными из рая. В последующей жизни им всегда недостаёт душевной теплоты

    и они никак не могут найти взаимопонимание с другими людьми.

    Ошибки, допущенные в раннем возрасте и повлекшие за собой выраженное

    чувство собственной неполноценности, могут быть исправлены благодаря

    осознанию человеком последствий этих ошибок.

    Чем больше у кого-либо выражено стремление к власти, тем менее у него

    развито чувство общественного долга. Тип людей, слишком много занимающихся

    собой и стремящихся к личной власти, чаще всего считает других людей своими

    врагами, желающими им только плохого. Всё человечество и его проблемы

    кажутся таким людям чужими и далёкими. Поэтому нет ничего удивительного в

    том, что обременённые властью люди зачастую испытывают чувство собственной

    неполноценности.

    Адлер также отвергает существование врождённых способностей. Он

    считает, что все большие человеческие достижения есть результат правильного

    обучения, упорства и соответствующих упражнений. Человек может достичь

    наибольших результатов не благодаря своим дарованиям, а благодаря

    постоянной упорной борьбе с возникающими на его пути трудностями. «Дайте

    мне дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я

    гарантирую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить

    его в специалиста любого типа—доктора, юриста, нищего или вора,

    безотносительно к его таланту, склонностям, способностям, призванию», —

    говорит уже не Адлер, а бихевиорист Уотсон.

    Гуманистический психоанализ (Эрих Фромм).

    «Счастлив тот, кто живёт в гармонии с

    собой. Разлад наступает тогда, когда вас

    принуждают быть в гармонии с другими».

    Оскар Уайльд

    Эрих Фромм является одним из наиболее ярких представителей школы

    неофрейдизма. Он считал, что в процессе развития человек приходит к

    индивидуализации, то есть к обособлению, и в результате этого у него

    появляется чувство одиночества. Кроме того, у каждого человека также

    присутствует чувство неуверенности, ведь социальная система, навязывая ему

    свой ритм, превратила его в винтик.

    Задачей психоанализа, считает Фромм, является выработка средств, с

    помощью которых человек избавляется от чувства безнадёжности.

    Существуют следующие бессознательные механизмы избавления от этого

    чувства:

    1. Стремление к господству или стремление к подчинению. Так, ребёнок,

    которого тиранил отец, может защитить себя, приспособив свою систему эмоций

    к беспрекословному повиновению. Став взрослым, он будет находить

    удовольствие в подчинении — жене, начальнику и так далее (мазохизм). Другой

    же ребёнок, восстав против отцовского авторитета, может найти удовольствие

    в разрушении, тирании, стремлении к господству (садизм).

    2. Стремление к разрушению внешнего мира (деструктивизм) также

    является способом самоутверждения, бегства от собственного бессилия.

    3. Человек начинает усваивать тот образец личности, который

    навязывает общество. Он перестаёт быть личностью. Мысли заменяются

    псевдомыслями (автоматический конформизм).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.